Дьячков А. Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ
16.3. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ
Дьячков Антон Геннадьевич, генеральный директор Место работы: группа компаний «РусЭнергоМир»
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития форм государственно-частного партнерства (ГЧП) на уровне региона. Отмечается, что при согласовании инвестиционных проектов, сопровождающих ГЧП, появляются препятствия, которые вызваны отсутствием определенных норм, устанавливающих регламент взаимодействия органов государственной власти между собой и с представителями бизнесструктур. В связи с этим в целях формирования эффективного механизма государственно-частного партнерства в Новосибирской области, а также обеспечения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, снижения нагрузки на бюджет региона, усиления социальной ответственности бизнеса и повышения уровня жизни населения Новосибирской области предлагается создание в регионе организации - Центр государственно-частного партнерства Новосибирской области
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональные органы власти, центр государственно-частного партнерства, механизм ГЧП
FORMATION OF THE CENTER OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN REGION
Dyachkov Anton G., the general director
Work place: a group of companies "RusEnergoMir"
Annotation: In article questions of development of forms of Public Private Partnership (PPP) at region level are considered. It is noticed that at the coordination of the investment projects accompanying PPP, there are obstacles which are caused by absence of the certain norms establishing regulations of interaction of public authorities among themselves and with representatives of business structures. In this connection with a view of formation of the effective mechanism of Public Private Partnership in the Novosibirsk region, and also maintenance of quality of given state and municipal services, loading decrease on the budget of region, strengthening of social responsibility of business and increase of a standard of living of the population of the Novosibirsk region creation in organization region - the Center of Public Private Partnership of the Novosibirsk region is offered.
Keywords: public private partnership, regional authorities, the center of public private partnership, mechanism РРР
Понятие «государственно-частное партнерство» вместе с категорией «частно-государственное партнерство» широко применяется как в существующем федеральном законодательстве, региональном законодательстве Российской Федерации, так и в материалах общеполитической направленности, которые определяют главные направления развития общества и государства. Однако необходимо отметить, что это понятие пока не получило однозначного определения в федеральном законодательстве.
Как результат государственно-частное партнерство (ГЧП) часто анализируется и как любое взаимодействие государства и частных лиц при реализации совместных проектов, и в узком плане как результат сотрудничества государства и бизнеса при осуществлении
определенных общественно важных программ развития в разных сферах: в отраслях промышленности, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, в предоставлении общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
Формирование государственной политики в сфере развития государственно-частного партнерства и правового регулирования отношений между органами государственной власти региона и частными структурами при реализации совместных программ развития
1
предполагает решение следующих задач :
- в каких основных формах развивать государственночастное партнерство;
- определить приоритетные направления использования механизмов ГЧП;
- сформировать перечень значимых проектов в социальной сфере, реализуемых на основе государственно-частного партнерства;
- определить порядок участия предпринимателей в принятии решений, касающихся вопросов государственно-частного партнерства;
- снизить риски участия в проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства;
- создать условия для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе государственночастного партнерства для российских и зарубежных инвесторов;
- осуществлять профилактику коррупционных явлений в процессе реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства.
Опыт реализации комплексных инфраструктурных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства на федеральном уровне показывает, что проблема преодоления ведомственных интересов является весьма острой. При согласовании инвестиционных проектов, соглашений, договоров, сопровождающих ГЧП, появляются препятствия, которые вызваны отсутствием определенных норм, устанавливающих регламент взаимодействия органов государственной власти между собой и с представителями бизнес-структур.
В целях формирования эффективного механизма государственно-частного партнерства в Новосибирской области, а также обеспечения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, снижения нагрузки на бюджет региона, усиления социальной ответственности бизнеса и повышения уровня жизни населения Новосибирской области предлагается создание в регионе организации - Центр государственно-частного партнерства Новосибирской области (далее - Центр ГчП НСО).
Центр ГЧП НСО будет являться институтом взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, банковских и консалтинговых структур, а также частных инвесторов и владельцев частного капитала, в целях достижения социально значимых, общественно полезных целей, создания спроса на инновационные разработки и повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области.
1 Исаченко Ю.И., Раевский С.В. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации стратегии развития региона // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. -2013. - № 3-4.
219
Бизнес в законе
5’2014
Одним из важнейших факторов, необходимых для развития государственно-частного партнерства, является формирование системы управления проектами, реализуемыми на основе принципов государственно-частного партнерства. Построение указанной системы необходимо осуществлять путем возложения на Центр ГЧП НСО функций взаимодействия с частными инвесторами по вопросам государственно-частного партнерства.
Это позволит обеспечить предсказуемость и прозрачность государственной политики в области государственно-частного партнерства, исключить представление органами государственной власти разных по содержанию требований к инвесторам, а также минимизировать коррупционные проявления в области ГЧП.
Основными направлениями деятельности Центра ГЧП НСО должны стать:
- взаимодействие с участниками совместных проектов на протяжении всего периода сотрудничества;
- координация условий договоров и соглашений, заключаемых с бизнес-структурами в органах исполнительной власти Новосибирской области, а также в случае необходимости - и с федеральными органами власти и местными органами власти;
- подготовка методических рекомендаций о показателях оценки эффективности инвестиционных проектов с целью их последующего финансирования и контроля за осуществлением проектов;
- определение требований к документам по селекции инвестиционных проектов для их реализации на основе условий государственно-частного партнерства;
- анализ рынка, подготовка предложений о размерах бюджетного финансирования, выделяемого на реализацию приоритетных инвестиционных проектов с учетом принципов ГЧП;
- осуществление взаимодействия с местными органами власти по направлениям реализации и поддержки инвестиционных проектов на основе муниципально-частного партнерства.
Центр ГЧП НСО возможно создать в виде некоммерческой организации (НП) в форме автономной некоммерческой организации (АНО), некоммерческого партнерства, фонда, либо в виде коммерческой организации в форме открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.
В форме НП или АНО могут создаваться организации, деятельность которой финансируется за счет доходов от собственной деятельности, частных финансовых средств. В случае если учредителем автономной некоммерческой организации будет являться субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления устанавливается органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления2.
Важный фактор, на который следует обратить внимание при создании Центра ГЧП НСО - большой уставный капитал, который позволит привлечь большое количество инвестиций, открыть в коммерческом банке кредитную линию. На наш взгляд, в качестве рекомендуемой организационно-правовой формы для образования Центра ГЧП НСО должно стать акционерное общество.
Новосибирская область как публично-правовое образование и субъект частных правоотношений может быть участником хозяйственных обществ и товариществ3. При определении организационно-правовой формы инвестиционного института следует также учи-
2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ. (ред. от 21.07.2014) «О некоммерческих организациях». - Ст. 10.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2008. - Ст.66; Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2004. - Ст. 80.
тывать, что хозяйственное общество с участием государства имеет бесспорное преимущество перед другими юридическими лицами, создаваемыми государством в аналогичных целях (государственными унитарными предприятиями, учреждениями и т.д.). В данном случае хозяйственное общество,
во-первых, не связано жесткими рамками и ограничениями, установленными бюджетным законодательством и законодательством о порядке управления и распоряжения государственным имуществом,
во-вторых, позволяет привлекать неограниченный круг крупных и мелких инвесторов и,
в-третьих, обладает необходимой гибкостью в принятии решений и использовании договорных схем, не доступной органам государственной власти и государственным юридическим лицам в силу их публичноправового статуса.
Как правило, наиболее часто используемые на практике виды хозяйственных обществ - общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и акционерное общество (далее - АО).
Сравнительный анализ указанных видов юридических лиц позволяет сделать вывод в пользу акционерного общества - открытого акционерного общества.
Преимущество данного типа организации обусловлено следующими причинами:
- в акционерном обществе существует дополнительный (наряду с выпуском облигаций) финансовый инструмент привлечения инвестиций - акции (объявленные акции, за счет которых можно проводить дополнительные эмиссии);
- создание Центра ГЧП НСО в форме открытого акционерного общества соответствует принципу публичности и открытости инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка с использованием лучшей практики корпоративного управления.
Оптимальным вариантом реализации инвестиционных проектов в Новосибирской области на основе принципа частно-государственного партнерства является создание открытого акционерного общества «Центр государственно-частного партнерства Новосибирской области».
Что касается учредителей (участников) открытого акционерного общества «Центр государственночастного партнерства Новосибирской области», то их условно можно подразделить на две группы:
- основные учредители;
- институциональные целевые инвесторы - учредители.
В качестве первой группы учредителя Центра ГЧП НСО выступают Новосибирская область и орган местного самоуправления города Новосибирска. Стратегическая (главенствующая) роль указанных инвесторов обусловлена их основной задачей - определять вектор деятельности Общества, формулировать основные направления инвестиционной деятельности.
Во вторую группу учредителей (участников) ОАО «Центр ГЧП НСО» могут войти институциональные отраслевые инвесторы при условии, что участие в хозяйственных обществах не запрещено их учредительными документами, или иные крупные субъекты инвестиционной деятельности в Новосибирской области, имеющие долгосрочные интересы в регионе и стремящиеся к налаживанию конструктивного взаимодействия с органами государственной власти Новосибирской области на основе принципов частногосударственного партнерства.
Что касается последней группы потенциальных участников ОАО «Центр ГЧП НСО», то здесь должна предусматриваться процедура предварительного отбора,
220
Дьячков А. Г.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ
поскольку данные инвесторы должны разделять цели и задачи Общества, в том числе ориентироваться на то, что объединение усилий и капиталов под эгидой Центра ГЧП НСО преследует не только цели извлечения прибыли, но и достижения устойчивого социальноэкономического эффекта от инвестиций, повышения качества жизни населения в регионе и достижения целей государственной политики в сфере развития Новосибирской области. Все инвесторы - участники Общества должны подписать рамочный документ -меморандум о частно-государственном партнерстве в рамках Общества, в котором закрепить основные цели, задачи и основы этики частно-государственного партнерства.
Институциональным целевым инвесторам - учредителям Общества должна быть предоставлена возможность влияния на работу Общества, например, путем определения приоритетных инвестиционных проектов в рамках общих программ, выбранных основными учредителями.
Доля Новосибирской области в размере уставного капитала должна быть направлена на обеспечение эффективного контроля за положением дел в Обществе. С учетом порядка принятия решений, закрепленного в Федеральном законе «Об акционерных обществах», минимальная доля участия Новосибирской области, обеспечивающая «блокирующий» пакет акций, составляет 25% + один голос. Целесообразно исходить из необходимости обеспечения доли Новосибирской области, как минимум, в размере 25,1%. Более серьезный контроль способна обеспечить доля в уставном капитале в размере, превышающем 50% акций.
Кроме того, для соблюдения баланса интересов органов местной власти и увеличения прозрачности деятельности Центра ГЧП НСО, необходимо предусмотреть участие Мэрии города Новосибирска в уставном капитале. Оптимальное соотношение долей в уставном капитале:
- Новосибирская область в лице Министерства экономического развития Новосибирской области - 25,1%;
- Мэрия города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений - 25,1%;
- институциональные целевые инвесторы - 49,8% (при условии, что ни одному целевому инвестору НЕ принадлежит доля в уставном капитале более 25%).
При таком соотношении связанные соглашением о сотрудничестве Новосибирская область, мэрия города Новосибирская получают абсолютное большинство голосов на общем собрании акционеров. В случае отсутствия институциональных целевых инвесторов на начальном этапе их место должна занять Новосибирская область.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИН-ФРА-М, 2008.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О некоммерческих организациях».
4. Исаченко Ю.И., Раевский С.В. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации стратегии развития региона // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право.
- 2013. - № 3-4.
Reference list:
1. The Budgetary Code of the Russian Federation. - М: INFRA TH, 2004.
2. The Civil Code of the Russian Federation. - М: INFRA TH, 2008.
3. The Federal Law from 1/12/1996 № 7-FL (edit. from 7/21/2014) «About the noncommercial organizations».
4. Isachenko J.I., Raevskiy S.V. Public Private Partnership as the tool of realization of strategy of development of region // The Scientific Review. A series 1. Economy and the Right. - 2013. -№ 3-4/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Дьячкова А.Г. «Формирование центра государственно-частного партнерства в регионе» Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме - исследованию вопросов развития форм государственно-частного партнерства (ГЧП) на уровне региона. Понятие «государственно-частное партнерство» вместе с категорией «частно-государственное партнерство» широко применяется как в существующем федеральном законодательстве, региональном законодательстве Российской Федерации, так и в материалах общеполитической направленности, которые определяют главные направления развития общества и государства. Однако необходимо отметить, что это понятие пока не получило однозначного определения в федеральном законодательстве.
По мнению автора, опыт реализации комплексных инфраструктурных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства на федеральном уровне показывает, что проблема преодоления ведомственных интересов является весьма острой. При согласовании инвестиционных проектов, соглашений, договоров, сопровождающих ГЧП, появляются препятствия, которые вызваны отсутствием определенных норм, устанавливающих регламент взаимодействия органов государственной власти между собой и с представителями бизнес-структур.
Поэтому в статье автором в целях формирования эффективного механизма государственно-частного партнерства в Новосибирской области, а также обеспечения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, снижения нагрузки на бюджет региона, усиления социальной ответственности бизнеса и повышения уровня жизни населения Новосибирской области предлагается создание в регионе организации - Центр государственно-частного партнерства Новосибирской области.
Центр ГЧП Новосибирской области будет являться институтом взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, банковских и консалтинговых структур, а также частных инвесторов и владельцев частного капитала, в целях достижения социально значимых, общественно полезных целей
Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Научный руководитель д.э.н., профессор
С.В. Раевский
221