ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА
М.А. Волкова ЮУрГУ
Обосновывается актуальность формирования ценностного отношения к здоровью у студентов, рассматриваются теоретические основания ориентирования студентов на здоровый образ жизни, представлен опыт реализации соответствующего проекта на техническом факультете.
Воспитание - важнейшая составляющая университетского образовательного процесса, способствующая формированию нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста, представителя отечественной интеллигенции.
На совершенствование внеучебной воспитательной работы со студентами ориентирует ряд нормативно-правовых документов федерального уровня, таких как закон «Об образовании», закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановление правительства «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и др. В данных документах определена цель воспитательной политики, реализуемой в высшем учебном заведении, - обеспечение оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего специалиста, обладающего высокой культурой, гражданской ответственностью и качествами лидера, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству [7].
Постановка цели позволяет сформулировать обусловленные ею задачи воспитательной работы, в число которых входит формирование мировоззрения, системы базовых ценностей личности и воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни. Кроме того, организация воспитательной работы является эффективным средством профилактики правонарушений и асоциального поведения.
Анализ психолого-педагогической, философской, социальной и медицинской литературы позволяет утверждать, что проблему формирования ценностного отношения к здоровью, здорового образа жизни как сложного социально-психологического феномена необ-
ходимо рассматривать на двух уровнях: государственном и индивидуально-личностном.
Необходимость индивидуально-личностного уровня в рассмотрении проблемы здорового образа жизни связана с тем, что наличие государственной системы формирования установки на здоровый образ жизни, функционирующей в том или ином обществе, само по себе еще не гарантирует, что отдельные его граждане ведут здоровую жизнедеятельность. Для этого необходимо создание у каждого человека эмоционально-ценностного отношения к данному способу жизнедеятельности.
Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях требуются новые подходы к ее решению. Система образования в Российской Федерации, отмечается в законе «Об образовании», строится на гуманистических принципах, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Национальная доктрина образования (2000 г.) определяет в качестве одной из основных задач воспитание здорового образа жизни учащихся. Федеральная программа развития образования (2000 г.), Положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся (2000 г.) и другие документы федерального уровня нацеливают учебно-воспитательный процесс вуза на формирование у студентов установок на здоровый образ жизни, осознание его значимости в жизнедеятельности личности. Определяя основные принципы образовательной политики в России, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.) в качестве приоритетного направления выделяет создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здо-
ровья обучающихся и реализации здоровьесберегающих технологий [8].
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть лишь человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно у представителей молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни, отсутствует положительное отношение к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения, например, студента, здоровье находится далеко не на первом месте. По мнению В.И. Андреева, отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, а формирование здоровья - это, прежде всего, проблема каждого человека [2].
В течение последних лет проблема взаимовлияния образа жизни людей и их здоровья вызывает повышенный интерес педагогов и психологов, медиков и социологов. Активно изучается категория «здоровый образ жизни», получившая распространение в медицинских, гигиенических, педагогических и социологических исследованиях, в публикациях прессы.
Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни, исследуется влияние различных факторов на формирование ЗОЖ студентов, изучается уровень знаний студентов по данной тематике. В настоящее время высшая школа включается в решение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни у студентов посредством обновления соответствующих педагогических форм, методов и средств [1].
Формирование ориентации студентов на ЗОЖ требует приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, развития соответствующих мотивов, ценностей и убеждений (последнее понимается нами как знание, подтвержденное собственным опытом и поэтому эмоционально окрашенное).
По выражению В. Франюта, ценностям нельзя научить, их нужно переживать. Именно переживание является процессом, в ре-
зультате которого преобразовывается система ценностей человека. Это убедительно доказано в монографии Ф.Е. Василюка [5]. В педагогических исследованиях значение переживаний и оценочной деятельности ребенка, подростка, молодого человека отражено неоднократно [8, 9].
Пути формирования у студентов эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни представлены в ряде диссертационных исследований последних лет [3, 4, 10].
Мы разделяем мнение Н.А. Безруких о том, что для формирования у человека эмо-ционально-ценностного отношения к здоровью необходимо формирование установки личности на здоровый образ жизни. Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В качестве такого воздействия автор предлагает использовать педагогическую стратегию приобщения. Приобщение к здоровому образу жизни - это педагогическая стратегия, основанная на определенных целенаправленных действиях педагога по включению личности в процесс индивидуального здравотворчества и достижению генеральной цели - заложить основы всесторонне, гармонично развитой личности. Приобщение - это деятельностный компонент педагогического обеспечения, в основе которого лежит учет структуры личности, возрастной периодизации личностного развития, мотивации, соответствующей возрасту, учет базовых потребностей, соответствующих типов ведущей деятельности, социальных ситуаций [3].
Содержание исследования Н.А. Красноперовой созвучно идеям, представленным в работе Н.А. Безруких. По мнению Н.А. Красноперовой, корректировать существующий образ жизни студентов, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у студента возможно посредством специального педагогического обеспечения - реализации педагогической стратегии ориентирования студента на здоровый образ жизни. Данная стратегия предусматривает наличие цели, педагогических условий, методов, приемов и средств достижения цели, этапов деятельности и предполагает осуществление определенных педагогических действий, способствующих пониманию студентом значимости деятельности, направленной на самосохранение и самореализацию в различных областях,
осознание ценности здорового образа жизни, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности [10].
Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоциональномотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение поставленной цели, на определенный результат. Посредством данной стратегии развертываются основные педагогические способы ориентирования: знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, содействовать, активизировать, способствовать адекватному оцениванию. Кроме того, ориентирование как стратегия отличается ценно-стно-смысловым содержанием. В результате реализации этой стратегии происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направления становления личности, самореализации в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Таким образом, особенности студенческого возраста и сущностные характеристики педагогической стратегии ориентирования позволяют рассматривать ее как стратегию включения студента как субъекта в здоровьесберегающую деятельность.
Значительный вклад в разработку проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у студентов вносят работы С.Г. Добротворской. В исследовании этого автора подчеркивается значение смыслов и жизненных перспектив в процессе формирования ориентации на здоровый образ жизни у студентов. Выявляя комплекс закономерностей, определяющих ориентацию студентов на ЗОЖ, автор доказывает, что данный процесс успешен, если предполагает: развитие психологопедагогической и валеологической культуры студентов; развитие духовно-нравственной культуры; наличие целей и смысла в жизни; гармоничность ценностной структуры, в которой гуманистические ценности занимают приоритетные места, желательно при этом, чтобы ценность «здоровье» в ценностной структуре личности студента занимала 1-3 место.
Кроме того, С.Г. Добротворская подчеркивает необходимость интереса к процессам самосовершенствования, саморазвития и само-
оздоровления, целевых установок на процессы саморазвития; важно развитие воли, а также «взрослой» психологической позиции студента по отношению к процессам саморазвития и самооздоровления.
Ориентация студентов на ЗОЖ, по заключению С.Г. Добротворской, требует: обучения здоровому образу жизни; постепенного ослабления контроля со стороны педагогов в организации ЗОЖ студента, воспитания, направленного на самоограничение удовольствий, разрушающих здоровье и, прежде всего, отказа от вредных привычек; комплексности и систематичности соблюдения ЗОЖ (рационального питания, физической активности студентов)
[4].
Очевидно, что система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из тех социальных институтов, роль которых неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. В настоящее время перед вузами встали принципиально новые задачи. Одна из них - формирование новых ценностных ориентации студентов (в том числе и ценностного отношения к здоровью).
При формировании ценностного отношения к здоровью у студентов необходимо совершенствовать их образ жизни, а также формировать потребности и устойчивые мотивы, направленные на осуществление здоровьесберегающего поведения.
Изложенные выше взгляды современных исследователей на проблему формирования ценностного отношения к здоровью у студентов, изучение психолого-педагогической и медшсо-социальной литературы по проблеме ЗОЖ позволили нам разработать теоретические основания проекта «За здоровый образ жизни!».
Формированию ценностного отношения к здоровью у студентов, на наш взгляд, будет способствовать реализация стратегии ориентации на ЗОЖ, делающая акцент на развитии духовно-нравственной культуры студентов в ходе осуществления внеучебной воспитательной работы на факультете. Реализация данной стратегии, по нашему мнению, должна проводиться, во-первых, через обучение научному пониманию сущности здоровья и ЗОЖ, во-вторых, через воспитание креативного валео-генного мышления и поведения, в-третьих, через формирование потребностно-мотива-ционной сферы личности для построения индивидуального здорового образа жизни. Дан-
ные педагогические условия приобщения студентов к ЗОЖ позволят им стать авторами и активными участниками процесса здраво-творчества. Методологическое решение этой проблемы предусматривает четыре последовательных этапа: знания (овладение определенной информацией); убеждения (трансформация в сознание необходимых знаний); умения (выработка способности правильно выполнять рекомендации); навыки (выработка динамического стереотипа в выполнении комплекса оздоровительных мероприятий). Таким образом, приобщение студентов к ЗОЖ решает общие (информационные, практические) и специфические (ценностно-
ориентационные, воспитательные, оздоровительные) задачи.
Цель проекта - содействие воспитанию ценностных ориентаций и установок студентов на соблюдение здорового образа жизни.
Реализация проекта «За здоровый образ жизни!» осуществлялась на механикотехнологическом факультете ЮУрГУ в 2006 -2007 учебном году.
В ходе реализации проекта проведены следующие мероприятия.
Разработано и проведено анкетирование студентов на определения уровня соответствия поведения студентов здоровому образу жизни (опрошено более 280 человек).
При составлении анкеты мы опирались на исследования ряда авторов в сфере проблем образа жизни человека и его здоровья (работы Т. Банчуковой, С. Дерябо, Л. Тупицина, В. Левина).
По результатам анкетирования было выявлено, что только для 17 % студентов здоровье является ценностью, а в пропаганде здорового образа жизни участвует лишь 7,5 %.
В то же время студенты считают, что за своё здоровье отвечают они сами, осознают, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий надеяться на успех в охране и укреплении здоровья нельзя.
По результатам анкетирования была выявлена самая «здоровая» группа на факультете. Эта группа была награждена призом, а затем - дипломом.
Был проведен конкурс публицистических статей о здоровом образе жизни. В статьях
предлагалось выразить свою позицию по отношению к здоровому образу жизни. Целью данного мероприятия являлась привлечение внимания студентов к проблеме соблюдения здорового образа жизни. По результатам конкурса было выявлено, что большинство студентов высказываются за соблюдение здорового образа жизни. Четыре лучшие работы размещены на сайте факультета.
Будущий специалист сегодня должен обладать интегрированными знаниями по моделированию своего здорового образа жизни для успешной самореализации. Это обусловило введение в образовательный процесс факультета комплексных и систематизированных научных знаний о здоровом образе жизни.
Информирование студентов о здоровом образе жизни осуществлялось посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента: лекций-бесед, диспутов. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, данные методы способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, реализации потребности в достижении, признании, реализации своих способностей, в том числе, по изменению образа жизни.
Знания необходимы, но они лишь опосредованно могут изменить поведение в сохранении собственного здоровья, считают специалисты в области обучения здоровью. В процессе познания у студента должно формироваться ценностное отношение к здоровью.
В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают, что знания должны стать ценностными, поскольку на их основе формируется ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации, которые являются отражением ценностного сознания и выступают регулятором поведения. Ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики и связано с эмоциональной сферой личности, которая отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающим миром.
В связи с этим появляется необходимость актуализировать эмоционально-ценностное от-
ношение студента к здоровому образу жизни (внутреннюю позицию, личностно-пережива-емую взаимосвязь с окружающим миром) и его потребность в ЗОЖ.
Актуализация эмоционально-ценностного отношения студента к здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных ориентиров (мыслей, взглядов, представлении, убеждений, установок, чувств, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека,
В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у студентов внутренней картины ЗОЖ. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о ЗОЖ) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию ЗОЖ как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации данного условия осуществлялось нами посредством использования дискуссионных методов организации учебно-познавательной деятельности студента (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.
В целях формирования мотивации ЗОЖ у молодежи и отказа от пагубных привычек, ведущих к тяжелым последствиям, одним из направлений проекта стало проведение лектория по ЗОЖ, где студентам объясняли, как сохранить свое здоровье на протяжении всей жизни, знакомили с путями и способами жизненной самореализации (предполагающими здоровый образ жизни). В ходе работы этого лектория для студентов ряда групп I и П курса были проведены занятия, на которых рассматривались следующие темы:
-двигательная активность - основа здорового образа жизни (влияние двигательной активности на здоровье человека, определение уровня физической активности студентов, оптимальная физическая нагрузка, виды и характеристика фитнесс-занятий и др.);
-средства и пути поддержания психического здоровья студентов (психическое здоро-
вье человека, стрессоустойчивость, средства повышения уровня стрессоустойчивости и др.);
-влияние рационального питания на здоровье студентов (принципы рационального питания, режим питания, организация рационального питания студентов, значение здорового питания и др.);
-профилактика вредных привычек в студенческой среде.
Основной задачей проведения данных занятий являлось повышение информированности студентов о ЗОЖ.
Материал о ЗОЖ имел теоретическую и практико-ориентированную направленность. Логика информационного движения выстроена в направлении от определения основных понятий («здоровье», «здоровый образ жизни») к пониманию их содержания и осознанию значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека, отражает определенную цель и имеет методическое обеспечение в виде разнообразных форм и методов активизации восприятия информации студентами.
Параллельно осуществлялась подготовка студентов к реализации практикоориентированной части занятий, поскольку актуальным в ориентировании студента на ЗОЖ является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности.
Создание модели ЗОЖ представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания студентов о ЗОЖ, задействовать их ценностные приоритеты, конкретизировать «здоровьесберегающие замыслы», получить первичный опыт конструирования такой деятельности.
В рамках работы лектория для всех студентов первого курса механико-технологического факультета (более 200 человек) была проведена лекция «О негативном влиянии наркотических средств: медицинские и правовые аспекты» с привлечением специалистов кафедры «Клиническая психология» ЮУрГУ и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Нарколог и психи-атр-психотерапевт рассказали о влиянии наркотиков, алкоголя и табакокурения на организм, осветили деятельность центра медикопсихологической помощи, существующего при ГКБ №2. Среди студентов было проведе-
но анкетирование на выявление состояния их здоровья. По результатам анкетирования представителями центра в феврале - марте 2007 г. проводилась индивидуальная работа со студентами, чье здоровье нуждалось в срочной корректировке.
В рамках работы лектория оперуполномоченный отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики употребления наркотиков Управления ФСКН России по Челябинской области проинформировала о мероприятиях, проводимых в г. Челябинске для предотвращения распространения наркотических средств среди молодежи, о ситуации с распространением наркотиков в нашей стране и городе, а также о правовой стороне употребления или распространения наркотических средств.
В рамках лектория состоялась встреча с врачом студенческой поликлиники ГКБ №2. Первокурсникам было рассказано о порядке оказания медицинской помощи, о прохождении медосмотра, приведены статистические данные о состоянии здоровья студентов факультета, а также даны ответы на все интересующие аудиторию вопросы.
Для получения новой информации в настоящее время многие студенты используют Мегпе^ поэтому на сайте факультета были размещены рекомендации для студентов по соблюдению здорового образа жизни, разработанные на основе медицинской и гигиенической литературы.
Включение студента в здоровьесберегающую деятельность предполагает активизацию действенно-практической сферы личности, реализацию потребности в здоровом образе жизни. Важной организационной составляющей этой области является включение студента в освоение приемов самопомощи. Включение в любую деятельность вызывает собственную активность личности, способствуя обогащению опыта, развитию, самореализации и самоактуализации. Поэтому деятельностный аспект в контексте нашего исследования приобретает особое значение. Включение студента в здоровьесберегающую деятельность предполагает специально организованную среду, в которой происходит обогащение его личностного опыта здорового образа жизни, приобщение к нему и формирование предпосылок самостоятельной деятельности по организации и ведению собственного здорового образа жизни.
При реализация проекта использовались такие формы и методы воспитательной работы, которые предоставляют студентам возможность активно выражать свое отношение к поднимаемым проблемам с опорой на личный опыт выстроить траекторию личностного развития, позволяют сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни.
При активной помощи профкома студентов и аспирантов ЮУрГУ со студентами факультета был проведен ряд спортивно-оздоровительных мероприятий, в которых приняло участии около 100 человек (осенью - на спортивных площадках лесопарковой зоны возле ЮУрГУ, зимой - в ледовом дворце «Уральская молния»).
Участие студентов в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы способствует их приобщению к здоровьесберегающей деятельности, обогащению креативнодеятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного ЗОЖ.
Содержание всех указанных выше мероприятий отражено на сайте механикотехнологического факультета, где в разделе «Студенту» присутствует подраздел «Проект ЗОЖ» (http:// mt.susu.ru/sportlife.php).
Таким образом, в образовательном процессе факультета ориентирование студента на ЗОЖ осуществлялось через реализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средств информационнопознавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера.
Для оценки эффективности реализации проекта нами выявлены следующие критерии, позволяющие определить уровень сформированное™ ценностного отношения к здоровью у студентов:
1) наличие здоровьесберегающих интересов, желания самосовершенствоваться, фундаментальных знаний и представлений о здоровом образе жизни, а также навыков сохранения и укрепления своего здоровья;
2) сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к своему здоровью;
3) умение действовать в соответствии с полученными знаниями о здоровом образе жизни и негативном влиянии вредных привычек;
4) постоянная потребность в заботе о своем здоровье.
Ярко выраженные один или несколько из названных критериев еще не характеризуют высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. Только при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных критериев можно говорить о высоком уровне сформированности ценностного отношения к здоровью.
Данный проект может быть охарактеризован с точки зрения системного подхода [11]. Он является целостностью трех компонентов (целевого, содержательного и практикоориентирующего), реализуется поэтапно. На каждом этапе компоненты проекта реализуются во взаимодействии.
Все компоненты объединены в систему по общему основанию - цели проекта. Каждый из компонентов направлен на достижение цели -формирование ценностного отношения к здоровью. Для этого продумано содержание и формы организации, на это направлены и функции системы.
Для достижения поставленной цели содержание отобрано с учетом возрастных и психологических особенностей студентов и опирается на знания, полученные на предшествующих этапах обучения.
Системные свойства проекта: открытость системы, полезное содержание сообщаемых сведений, подбор форм и методов, соответствующих возрасту.
Для получения более высоких результатов в деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью у студентов в следующем году предусматривается активное взаимодействие с организациями города, проводящими пропаганду здорового образа жизни (ЧГБОФ «Береги себя», ЧГБОФ «Жизнь без наркотиков», АНО «Челябинская область без наркотиков», Центром медицинской профилактики, Южно-Уральской ассоциацией
здоровья «Семь ключей», Управлением по делам молодежи г. Челябинска).
Литература
1. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов: Мо-нография /Н.А. Агоджанян. - М.: Изд-во РУДН, 1997. -199 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2 /
B.И. Андреев. - Казань: Казанский университет, 1998. - 318 с.
3. Безруких, Н.А. Формирование установки студентов на здоровый образ жизни в образовательном процессе профессиональной школы: Дис. ...канд. пед. наук. [Электронный ресурс] / Н.А. Безруких. - Саратов, 2006.
4. Добротворская, С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: Автореферат дис. ... докт. пед. наук /
C.Г. Добротворская. - Казань, 2002. - 49 с.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984 - 341 с.
6. Закон РФ «Об образовании». - М.: МП «Новая школа», 1996. - 60 с.
7. Законодательство Российской Федерации об образовании. Базовые федеральные законы. - М.: «Образование в документах», 2001.-104 с.
8. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. — 222 с.
9. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. -188 с.
10. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: Дис. ... канд. пед. наук. [Электронный ресурс] / Н.А. Красоноперова. - Красноярск, 2004.
11. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.