УДК: 378.17 Н. А. Красноперова
МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Посвящена педагогическому аспекту проблемы формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Необходимость сохранения здоровья студентов вуза и недостаточный уровень их мотивации к ЗОЖ обусловили исследование причины выявленного противоречия и разработку соответствующего педагогического обеспечения.
Цель - исследование путей и условий формирования мотивации студентов на ЗОЖ.
Задачи - представить механизм формирования мотивации студентов на ЗОЖ, педагогическое обеспечение данного процесса.
Исследование проводилось на базе СибГТУ, использовался комплекс общетеоретических (анализ социологической, психолого-педагогической, валеологической, справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации, понятийно-терминологической системы) и эмпирических (проектная деятельность, наблюдение, обобщение педагогического опыта, опрос, тестирование) методов исследования.
Основные выводы: исследование данного аспекта проблемы вносит вклад в ее решение, обогащает теорию и методику здоровьесберегающего образования в вузе.
Результаты исследования: предложено своеобразное педагогическое решение проблемы мотивации студентов к ЗОЖ, апробированное и успешно реализованное в реальном учебно-воспитательном процессе вуза в течение нескольких лет, что свидетельствует о практической значимости данного исследования.
Перспективы исследования: работа представляет научный и практический интерес, будет полезна педагогам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется индивидуальным здоровьесохранением.
Направление дальнейшей работы: определение возможностей других педагогических путей, условий, стратегий и тактик в решении проблемы ЗОЖ студентов.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студент, личность, потребность, мотив, установка, мотивация, ценность, знание, ценностное отношение, деятельность.
N. A. Krasnopyorova
The Motivation Component in the Structure of Forming Students' Healthy Lifestyle
The article is devoted to the pedagogical aspect of the problem of forming students' motivation to a healthy lifestyle (HLS). The necessity of preserving students' health and insufficient level of motivation for the HLS resulted to research the reasons of revealed contradiction and the development of an appropriate pedagogical support.
The aim - to study the ways and conditions of forming students' motivation to HLS.
The objectives - to present the mechanism of forming students' motivation to HLS, to provide pedagogical support of the process.
The study was conducted on the basis of the Siberian State Technological University. The complex of general theoretical (analysis of the sociological, psychological, pedagogical, valeological, reference and encyclopedic literature, regulatory program documentation, conceptual terminological system) and empirical (project activities, monitoring, summarizing teaching experience, interview, testing) research methods.
The main conclusions: research of this aspect of the problem contributes to its solution, enriches the theory and methodology of healthy education in a high school.
The results of the research: some kind of pedagogical solution to solve the problem of students motivating to HLS, tested and successfully implemented in a real educational process of high school within a few years, which indicates the practical relevance of this study was suggested.
The perspectives of the research: this work represents scientific and practical interest, it will be useful for teachers, postgraduates, students and everyone who is interested in individual health preservation.
The direction for the further work: the identifying of the opportunities of other educational ways, conditions, strategies and tactics in solving HLS problems among students.
Key words: healthy lifestyle, student, personality, need, motive, installation, motivation, value, knowledge, valuable ratio, activity.
КРАСНОПЕРОВА Нина Анатольевна - к. п. н., доцент KRASNOPYOROVA Nina Anatolievna - Candidate of Сибирского государственного технологического университета. Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Siberian State
E-mail: krasnoperovanina@yandex.ru Technological University.
E-mail: krasnoperovanina@yandex.ru 109
Введение
В государственных документах об образовании (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, закон «Об образовании в РФ» и другие) как одна из важнейших для образовательных учреждений разного уровня и профиля ставится задача формирования у молодых россиян (прежде всего, студентов как будущих специалистов) ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Парадигма здоровьесохраняющего образования в настоящее время рассматривается в контексте обновления путей и условий формирования ЗОЖ студентов в интересах личности, общества и государства.
В социологических, медико-биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения данной проблемы. Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (Н. П. Абаскалова, Н. А. Агаджанян, А. М. Гендин, О. В. Гринина, О. П. Добромыслова, В. П. Лавренко,
A. Г. Щедрина и другие); исследуется влияние социальных, медицинских, биологических факторов на формирование здорового образа жизни студентов (В. Буйлов, Э. Л. Диси, Т. А. Иванова, А. Левагина,
B. Г. Николаев, А. Н. Пивоваров, Э. Н. Полякова, Н. А. Русина, М. В. Хватова и другие); изучается уровень знаний студентов по данной тематике (А. В. Белоконь, Г. Василевская, Ю. М. Политова, Ю. И. Ротанева, А. С. Свердлина, Г. С. Совенко, Л. Г. Шаталина, Л. Г. Шуляковский и другие) [1].
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Обновляется содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование здорового образа жизни», «здоровьесохраняющее образование», ведется поиск педагогических стратегических ориентиров, путей и условий решения проблемы формирования ЗОЖ студентов (Н. П. Абаскалова, Н. А. Агаджанян, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Л. П. Качалова, В. В. Колбанов, Т. И. Колесникова, В. А. Сластенин, Л. Г. Татарникова, Е. И. Торохова, Г. И. Чижакова и другие) [1].
Изучаются различные аспекты сохранения и укрепления здоровья, однако разработке соответствующего педагогического обеспечения мотивационного компонента в структуре формирования ЗОЖ студентов уделяется недостаточное внимание. Сложность и многогранность проблемы обусловили выбор темы исследования, отбор научного материала и цели: исследование путей и условий формирования мотивации студентов на ЗОЖ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи гуманистической педагогики, рассматривающей человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, И. А. Колесникова, С. В. Кульневич, В. А. Петровский, Е. Н. Шиянов); положения аксиологического и акмеологического подходов о приоритетных педагогических ценностях в образовании (А. А. Деркач, В. П. Зинченко, М. С. Каган,
A. В. Петровский, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова); научные исследования в области педагогики и психологии здоровья субъектов образования (Н. П. Абаскало-ва, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, Г. С. Никифоров, В. А. Пузынин, Л. Г. Татарникова).
Студент как субъект собственной жизнедеятельности
Личности студента, студенчеству посвящены работы ученых: педагогов, психологов, социологов, медиков Н. А. Агаджаняна, Н. В. Бордовской, В. В. Игнатовой, Е. И. Исаева, С. Е. Квасова, Т. В. Ковалевой, В. В. Павловского, А. А. Реан, Д. И. Рыжакова,
B. И. Слободчикова, Л. Д. Столяренко, Э. Н. Фаусто-вой, А. Г. Щедриной и других. Ученые акцентируют внимание на том, что студент - это развивающаяся личность, нуждающаяся в особо продуманной системе поддержки здоровьесбережения, легко ранимый с позиций здоровья контингент. В возрастной периодизации человека студенческий возраст (17-25 лет) определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Помимо интенсивного физиологического созревания организма в этот период происходят культурное открытие своего «Я», оформление личности и мировоззрения (Л. С. Выготский); развитие социогенных потенций (Б. Г. Ананьев); проявление своей индивидуальности (Г. С. Абрамова); гражданское и социальное становление личности (В. В. Павловский); интенсивное развитие самопонимания (Б. В. Кайгородов); стремление к постижению ментально-концептуальных целей своего развития (В. А. Поляков); становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» (Л. Д. Столяренко); активное формирование индивидуального стиля деятельности (С. Д. Смирнов); профессиональное становление (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов). Это этап сознательного и целенаправленного саморазвития, определения и реализации индивидуального способа жизни, названный В. И. Слободчиковым ступенью индивидуализации [1].
В юношеском возрасте основными побудителями деятельности становятся внутренние мотивы, связанные с саморазвитием, самоутверждением и познавательной деятельностью. В этом возрастном периоде доминируют мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и удовлетворением социально-психологических потребностей личности. Приобре-
тают значимость также мотивы, отражающие чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности [2].
Таким образом, юношеский возраст - это период овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Личностные умения, навыки, опыт мотивируют студента на освоение необходимых знаний, на установление контактов, новых видов деятельности, расширение сферы деятельности.
Студент, следовательно, выступает субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим направленность своего развития, в основе которой лежат потребности, предполагающие дальнейшее удовлетворение и поэтому порождающие влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые мотивируют студента проявлять активность. Потребность является объективно действующим энергетическим первоисточником поведения личности, исходным и основным началом ориентировки в различных ситуациях.
Структура ценностных ориентиров студента
Эффективность активной деятельности студента связана, прежде всего, с развитием духовных потребностей (в познании, труде, творчестве, самореализации, достижении, признании, одобрении, доверии, социальной включенности, понимании и осмыслении собственного пути и так далее) [3]. В число духовных потребностей личности входит и потребность в здоровье, здоровом образе жизни.
Однако в психолого-педагогических исследованиях отмечается, что указанная потребность в студенческом возрасте уступает другим потребностям [1-4]. На первое место у студента выходит потребность в общении, которая способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями, опытом.
Такая же ситуация наблюдается в общей структуре ценностных ориентиров студента, которая включает ценность здорового образа жизни, но воспринимается студентом как ценность-средство для удовлетворения материальных потребностей, достижения карьеры, семейного благополучия и так далее [4, 5].
Необходимо, чтобы здоровый образ жизни воспринимался студентом как ценность-цель, поскольку, по мнению В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой, это обеспечивает развитие и самореализацию личности, формирование ценностного отношения к здоровью, ценностного поведения как формы участия в сохранении собственного здоровья и соучастия с другими с этой же целью [6]. Будущий специалист еще в студенческие годы должен прийти к осознанию важности и ценности здорового образа жизни, потребности в нем, необходимости оздоровления собственного образа жизни. Однако психологи отмечают, что способность сознательной
регуляции студентом своего поведения развита не в полной мере [7].
Возникает противоречие между потенциальной способностью студента к самоорганизации, самореализации, совершенствованию своего образа жизни и недостаточностью знаний, опыта, слабо выраженной потребностью в здоровье и отсутствием мотивации на здоровый образ жизни.
Анализ данных о потребности студентов в здоровье и его месте среди других потребностей показывает, что из шестнадцати предложенных потребностей на первом месте - «материально обеспеченная жизнь», «наличие друзей», а затем «здоровье» вместе с «интересной работой», «уверенностью в себе» и «познанием». Студенты в целом понимают ценность здоровья в жизни человека, но она пока отдалена от их главных проблем. Здоровый образ жизни также представляет для них ценность, потому что позволяет, по их мнению, добиться профессиональных успехов в будущем, поддерживать физическую форму, хорошо выглядеть, улучшить личную жизнь, дольше прожить и т. д. Здоровый образ жизни воспринимается студентами как ценность-средство для достижения обеспеченности, карьеры, успеха и т. д. В качестве причин такого отношения студентов к здоровому образу жизни можно выделить внутренние (недостаточно знаний, нет желания, лень, отсутствует сила воли, не хватает соответствующего эмоционального настроя, есть вредные привычки, не видят необходимости соблюдать здоровый образ жизни, не любят спорт и другие) и внешние (нет денег, мало времени, студенческий быт не позволяет, неудобное расписание занятий, большая загруженность и другие). Выявляется крайне низкая мотивация к организации и ведению здорового образа жизни [1].
Структура мотивации деятельности личности
Мотивация в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как совокупность факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность поведения индивида. Мотивация детерминирует поведение, организованность и устойчивость целостной деятельности человека, его отношение к тем или иным жизненным ситуациям, целенаправленность действия. Мотивация - это активное состояние, связывающее сознание и деятельность, побуждающее личность совершать действия, направленные на удовлетворение актуальных потребностей. Воздействуя на мотивацию, можно изменить сознание и соответственно характер деятельности.
Процесс мотивации личности в педагогической науке рассматривается со стороны ее «самости». В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и другие педагоги, опираясь на аксиологические характеристики личности, признают, что в
многообразных действиях и деятельности личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к себе [8]. Благодаря оценочным отношениям личности происходит либо создание новых ценностей, либо распространение ранее открытых и признаваемых. Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория «потребность» [2].
Потребность играет важную роль в побудительном поведении человека, определяет то, что ему требуется для нормального существования и развития. Потребности означают не только побуждения к действию, но и предопределяют избирательное отношение к ее объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту недостает и в чем он испытывает потребность.
В отечественной психолого-педагогической науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии. Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность -реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности. Потребность, следовательно, активизирует деятельность и без нее не может быть подлинной самореализации личности [2, 6].
Внутренней побудительной причиной поведения человека по реализации потребности выступает мотив, который в психолого-педагогической литературе рассматривается как образ успешного завершения деятельности, осознанное побуждение к активности. Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, которое вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность, отражает выбор определенной линии поведения, регулирует характер поведения и деятельности.
Наряду с потребностями и мотивами в структуру мотивационной сферы личности входят установки. Установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Значимость установки, согласно Л. С. Выготскому, определяется тем, что она является
первым условием, благодаря которому создается возможность для педагогического воздействия на личность [2].
В педагогике проблема установок изучается в рамках аксиологии - учения о ценностях. С точки зрения В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой, установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определенной деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие [6]. Установка соотносится с потребностями индивида, выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания. Более того, система установок определяется как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности. Поскольку сущность установки, как и отношения, во многом определяется значимостью объекта для субъекта, то это означает, что установка обладает ценностным характером. Значит, ценностная установка - это осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями. Ценностная ориентация отражает устойчивые отношения личности к миру, самому себе, деятельности в форме фиксированных установок на ценности материальной и духовной культуры общества. В качестве условий формирования ценностных ориентаций студентов можно рассматривать включение их в различные виды деятельности, развитие творчества, активное участие в общественной деятельности, литературно-художественное развитие.
Таким образом, формирование здорового образа жизни связано с потребностями, мотивами, ценностями, установками индивида. Установка связана с целью деятельности. Цель выступает как отражение объективной потребности, переведенной в субъективное состояние. Мотив объясняет, ради чего следует добиваться цели, установка указывает направление деятельности личности, соотносится с потребностями индивида, ценности организуют знания и отношения. Все это в совокупности определяет мотивацию деятельности личности. Аксиологический подход в данном случае рассматривается нами как основополагающий.
Механизм формирования мотивации личности
В педагогической деятельности воздействие на мотивацию личности реализуется по схеме: знания -ценностное отношение - деятельность. Связывается данный факт с основными сферами личности: когнитивно-познавательной (получение, хранение, воспроизведение и преобразование информации); потребностно-мотивационной (отношения к
окружающему миру, ценности, намерения, цели, потребности, мотивы, установки, направленность);
действенно-практической (проявление человека как деятеля) [2, 9].
Ученые отмечают роль знаний в достижении здоровья. Их недостаточность является одной из причин пассивного отношения человека к здоровью, считает Г. С. Никифоров [5]. По мнению психолога, представления о здоровье определяют самосохранительное поведение личности. В. А. Ананьев отмечает, что когнитивный элемент, содержащий совокупность умозаключений, мнений, знаний о способах сохранения, укрепления и развития здоровья, есть основа в формировании внутренней картины здоровья, то есть особого отношения к нему, выражающегося в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию [4]. Педагоги-исследователи Н. П. Абас-калова, В. А. Пузынин акцентируют внимание на повышении валеологической грамотности, выделяя когнитивно-познавательный атрибут в качестве «способности к здоровью» [10, 11]. Э. Н. Вайнер считает, что несформированность у людей мотивации на здоровую жизнедеятельность зависит от того, что нет того запаса знаний, которые бы позволили к ней приобщиться, а выход видит в том, чтобы вооружить каждого участника образовательного процесса таким знаниями [12].
В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова считают, что знания должны стать ценностными, поскольку на их основе формируется ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации, которые являются отражением ценностного сознания и выступают регулятором поведения [6]. Ценности выступают как движущие силы в деятельности и поведении личности, в организации пространства своей здоровой жизнедеятельности.
Деятельность личности с осознанной целью проявляется как творческое преобразование окружающего мира и самого себя и служит основой здорового бытия. Создание личностью собственного здорового образа жизни предполагает проявление творческого подхода к его организации, целенаправленную активность, самовоспитание, сознательную, систематическую работу над собой. Как субъект здоровой жизнедеятельности личность творчески формирует себя, свое самосохранительное поведение, включаясь в здоровьесберегающую деятельность. Включение студента в здоровьесберегающую деятельность предполагает специально организованную среду, в которой будет происходить приобщение к ней, обогащение его личностного опыта здоровьесбереже-ния и формироваться предпосылки самостоятельной деятельности по организации и ведению собственного здорового образа жизни.
Таким образом, формирование мотивации
студентов к ЗОЖ необходимо осуществлять комплексно посредством специального педагогического обеспечения, направленного на основные сферы личности.
Педагогические методы формирования мотивации студентов на ЗОЖ
Изучение содержания понятий «потребность», «мотивация», «ценность», «ценностное отношение», механизма воздействия на мотивацию личности в педагогической практике позволило нам выделить комплекс педагогических методов формирования мотивации студентов на здоровый образ жизни.
Организация информационного обеспечения (знаниевый компонент) реализуется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной, и обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента: лекций, лекций-бесед, диспутов, рассказов, объяснений, индивидуальных консультаций, встреч, конференций, олимпиад. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют активизации переоценки студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению своей жизни (образа жизни). Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря целенаправленной работе с информацией.
Опираясь на положения педагогической аксиологии о том, что ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение, необходимо учитывать, что ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности [6]. Под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.
В связи с этим методическое обеспечение компонента «ценностное отношение» в схеме воздействия на мотивацию личности студента осуществляется посредством использования методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Это дискуссионные методы организации учебно-познавательной деятельности студента (диалоги, полилоги, дискуссии), которые способствуют
активизации эмоциональной сферы личности.
Моделирование (мастер-классы), интерактивные методики (проектная деятельность), самостоятельные, индивидуальные и совместные формы работы (соревнование, игра, творчество, научная деятельность) выступают методами организации деятельности, обеспечивающими деятельностный аспект. Деятельностный компонент связан с обогащением опыта здоровьесберегающей деятельности студентов, выделением и активизацией ресурсов образовательного пространства вуза:
1. административный ресурс (планирование здоровьесберегающих мероприятий, разработка соответствующих программ, поддержка, финансирование, контроль и другие);
2. ресурсы учебно-воспитательного процесса (возможности физкультурного образования, различные формы учебных и внеучебных занятий, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы);
3. медицинское обеспечение (медицинский осмотр, диагностика состояния здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и другие).
Административный ресурс предполагает разработку и принятие ряда документов, предусматривающих систему мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, решение задач здоровьесбережения студентов, организацию различных видов деятельности, способствующих приобщению студентов к здоровому образу жизни.
Ресурс учебно-воспитательного процесса вуза предусматривает активное использование возможностей физкультурного образования. Направленное воздействие на студентов через спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу способствует формированию их активной жизненной позиции и ведению здорового образа жизни. Воспитательная работа по вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу, самодеятельное творчество, самоуправление предполагает проведение традиционных мероприятий, посвященных праздничным датам, вечеров отдыха, дискотек, КВН, смотров-конкурсов, бесед, встреч с интересными людьми, походов в театр и выставочные залы с последующими обсуждениями, работу студенческого клуба.
Медицинский ресурс предусматривает организацию и проведение медицинских профилактических осмотров студентов и выделение диспансерных контингентов, медицинского контроля состояния их здоровья на протяжении обучения в вузе, лечебно-профилактическое лечение в санатории-профилактории и другие [1].
В качестве специальных педагогических действий по формированию мотивации студентов к здоровому образу жизни необходимо разрабатывать
соответствующее педагогическое обеспечение, осуществлять педагогическое сопровождение и содействие, педагогический мониторинг.
Сформированность мотивации личности студента к здоровому образу жизни проверяется комплексом психологических и педагогических методик. Диагностика потребностей и мотивов взаимосвязаны. Мотивы и мотивационные процессы пронизывают все сферы личности, что опосредует выделение множества разнообразных диагностических средств, в том числе для диагностики потребностно-моти-вационной сферы личности студента. Это стандартизированные методики диагностики мотивационной сферы личности (рисуночные проективные методики, методика диагностики степени удовлетворения основных потребностей, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник потребности в достижении Ю. М. Орлова), педагогическое наблюдение, опросы в форме анкетирования, педагогическое тестирование, самонаблюдения студентов своего состояния, их самоотчеты в дневниках, экспертные оценки [2].
Нами предложена педагогическая методика выявления уровня сформированности мотивации студентов к здоровому образу жизни, которая учитывает основные сферы личности: когнитивно-познавательную, потребностно-мотивационную,
действенно-практическую. Исходя из этого, определены критериальные признаки по каждому показателю проявления мотивации студентов, выделены уровни сформированности мотивации студентов к ЗОЖ: высокий, средний, низкий [1, 2].
Критериальными признаками когнитивно-познавательного показателя выступают владение знаниями о здоровье и ЗОЖ, способах их формирования; анализ и оценивание жизнедеятельности с позиции здоровьесохранения; формирование внутренней картины ЗОЖ и ценностного отношения к нему; способность переводить информацию о ЗОЖ в потребностную сферу личности; проявление активно-позитивного стремления к ЗОЖ.
Высокий уровень: владеет научными знаниями о здоровье и ЗОЖ, способах их формирования; анализирует и оценивает жизнедеятельность с позиции здоровьесохранения; формирует внутреннюю картину ЗОЖ и ценностное отношение к нему; способен переводить информацию о ЗОЖ в потребностную сферу личности; проявляет активно-позитивное стремление к ЗОЖ.
Средний уровень: владеет знаниями о здоровье и ЗОЖ, способах их формирования, но они недостаточно глубоки; не всегда анализирует и оценивает жизнедеятельность с позиции здоровьесохранения; непоследовательно формирует внутреннюю картину ЗОЖ и ценностное отношение
к нему; не всегда способен переводить информацию о ЗОЖ в потребностную сферу личности; ситуативно проявляет активно-позитивное стремление к ЗОЖ.
Низкий уровень: не интересуется знаниями о здоровье и ЗОЖ, способах их формирования; не анализирует и не оценивает жизнедеятельность с позиции здоровьесохранения; не формирует внутреннюю картину ЗОЖ и ценностное отношение к нему; не способен переводить информацию о ЗОЖ в потребностную сферу личности; не проявляет активно-позитивного стремления к ЗОЖ.
Критериальными признаками потребностно-мотивационного показателя выступают проявление ценностного отношения к своему ЗОЖ и ценностной установки на его организацию; актуализация потребности в ЗОЖ.
Высокий уровень: проявляет ценностное отношение к своему ЗОЖ и имеет ценностную установку на его организацию; актуализирует потребности в ЗОЖ.
Средний уровень: не всегда проявляет ценностное отношение к своему ЗОЖ; ценностная установка на его организацию проявляется непостоянно; не всегда актуализирует потребности в ЗОЖ.
Низкий уровень: не проявляет ценностного отношения к своему ЗОЖ; ценностная установка на его организацию отсутствует; не проявляет потребности в ЗОЖ.
Критериальными признаками действенно-практического показателя определены включение в здоровьесохраняющую деятельность и обогащение опыта здоровьесохранения; творческий подход к организации собственного ЗОЖ; активность, последовательность и организованность в реализации потребности в ЗОЖ.
Высокий уровень: включается в
здоровьесохраняющую деятельность и обогащает опыт здоровьесохранения; творчески подходит к организации собственного ЗОЖ; активен, последователен и организован в реализации потребности в ЗОЖ.
Средний уровень: не всегда включается в здоровьесохраняющую деятельность и обогащает опыт здоровьесохранения; непостоянен в творческой организации собственного ЗОЖ; не всегда активен, последователен и организован в реализации потребности в ЗОЖ.
Низкий уровень: не включается в здоровьесохраняющую деятельность и не обогащает опыт здоровьесохранения; не проявляет интереса к творческой организации собственного ЗОЖ; не активен, не последователен и не организован в реализации потребности в ЗОЖ.
В целях перевода качественных показателей в количественные каждому уровню поставлены соответствующие баллы: низкому - 1 балл, среднему - 2 балла, высокому уровню - 3 балла. Этот
прием позволяет вычленить основные признаки сформированности мотивации студентов к ЗОЖ, глубже познать и описать качественные связи и отношения, оптимизировать собственные педагогические действия. Данный подход предусматривает применение совокупности специально разработанных диагностических процедур: анкетирования, позволяющего получить представления об изучаемом явлении; самооценки студентом уровня сформированности мотивации к ЗОЖ; педагогической оценки. Уровень сформированности мотивации студента к ЗОЖ определяется по указанным выше методикам с дополнительным использованием эмпирических методов (наблюдения, беседы, интервьюирования, сравнения, ранжирования, экспертной оценки).
Таким образом, интеграция научных знаний студента о здоровом образе жизни, формирование мотивации к здоровому образу жизни и организация собственной здоровьесберегающей деятельности возможны при целенаправленном педагогическом воздействии на мотивацию личности студента по схеме «знания - ценностное отношение - деятельность», подборе соответствующих педагогических методов, форм и средств на каждом этапе, педагогическом сопровождении данного процесса.
Заключение
Исследование здорового образа жизни студентов актуализировало необходимость выделения моти-вационного компонента в его структуре и позволило определить, что:
- студент является субъектом собственной жизнедеятельности: имеет внутренние мотивы, связанные с саморазвитием, самоутверждением; способен определять направленность своего развития, проявлять активность; ориентирован на освоение необходимых знаний и новых видов деятельности;
- потенциальная способность студента к самоорганизации, самореализации, совершенствованию своего образа жизни вступает в противоречие с недостаточностью знаний, опыта, слабо выраженной потребностью в здоровье и отсутствием мотивации на здоровый образ жизни;
- мотивация - это совокупность факторов, формирующая активное состояние, связывающее сознание и деятельность, побуждающее личность совершать необходимые действия;
- формирование мотивации к ЗОЖ связано с потребностями, целью, мотивами, ценностями, установками индивида и основными сферами личности: когнитивно-познавательной, потребностно-мотивационной и действенно-практической. Когнитивно-познавательная сфера личности создает основу для формирования у студентов идей, твердых взглядов и убеждений, принципов поведения и
деятельности; потребностно-мотивационная сфера личности связана с ее ценностными ориентирами, которые выступают как движущие силы в деятельности и поведении студентов, организации индивидуальной жизнедеятельности, актуализируют потребности, становятся основой мотивации на ЗОЖ; действенно-практическая сфера личности способствует реализации мотивации студентов на ЗОЖ;
- мотивационные механизмы в педагогической деятельности реализуются по схеме: знания ^ ценностное отношение ^ деятельность;
- педагогическими методами формирования мотивации студентов на ЗОЖ являются: методы кооперативного (совместного) обучения, направленные на активную форму восприятия информации и обеспечивающие субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и студента (лекции, лекции-беседы, диспуты, рассказы, объяснения, индивидуальные консультации, встречи, конференции, олимпиады); дискуссионные методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (диалоги, полилоги, дискуссии), способствующие активизации эмоциональной сферы личности; методы организации деятельности (моделирование (мастер-классы), интерактивные методики (проектная деятельность), самостоятельные, индивидуальные и совместные формы работы (соревнование, игра, творчество, научная деятельность);
- формированию мотивации студентов к ЗОЖ способствует обогащение опыта ЗОЖ посредством активизации ресурсов образовательного пространства вуза (административного, учебно-воспитательного процесса, медицинского обеспечения); соответствующее педагогическое обеспечение, педагогическое сопровождение и содействие, педагогический мониторинг, реализуемые в их совокупности;
- сформированность мотивации студентов к ЗОЖ проверяется комплексом психологических и педагогических методик, а также разработанной методикой, позволяющей посредством критериальных признаков по выделенным когнитивно-познавательному, потребностно-мотивационному, действенно-практическому показателям определить уровень сформированное™ мотивации студентов к ЗОЖ.
В целом представленный материал исследования отражает один из аспектов проблемы ЗОЖ студентов вуза, разрабатываемых в педагогической здоровьесохраняющей деятельности образовательных учреждений. Однако необходимо учитывать, что данное направление интенсивно развивается и обновляется новыми научными данными. Поэтому результаты исследования не претендуют на исчерпывающее отражение, а являются лишь ориентиром деятельности ученых и педагогов-практиков. Возможным направлением дальнейшего исследования
считаем поиск иных педагогических путей и условий формирования ЗОЖ студентов вуза.
Л и т е р а т у р а
1. Красноперова Н. А., Игнатова В. В., Шушерина О. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 180 с.
2. Красноперова Н. А., Шушерина О. А., Бартновская Л. А. Физическая культура как средство здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза: Монография. -Красноярск: СибГТУ, 2013. - 164 с.
3. Педагогика и психология высшей школы. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
4. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2000. - 504 с.
5. Никифоров Г. С. Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
6. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. -Ростов-на Дону: «Феникс», 1999. - 672 с.
8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
10. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - 316 с.
11. Пузынин В. А. Метатеория индивидуального здоровья человека (валеопедагогический подход) // Интегральный подход к формированию здоровья человека. - Новосибирск, 2000. - С. 67-76.
12. Вайнер Э. Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. - 2003. - № 2. - С. 35-39.
R e f e r e n c e s
1. Krasnoperova N. A., Ignatova V. V., Shusherina O. A. Orientirovanie studenta na zdorovyi obraz zhizni v protsesse professional'nogo stanovleniia: Monografiia. -Krasnoiarsk: SibGTU, 2006. - 180 s.
2. Krasnoperova N. A., Shusherina O. A., Bartnovskaia L. A. Fizicheskaia kul'tura kak sredstvo zdorov'esokhraniaiushchego obrazovaniia studentov spetsial'noi meditsinskoi gruppy vuza: Monografiia. -Krasnoiarsk: SibGTU, 2013. - 164 s.
3. Pedagogika i psikhologiia vysshei shkoly. -
Rostov n/D: Feniks, 2002. - 544 s.
4. Psikhologiia zdorov'ia / pod red. G. S. Nikiforova. - SPb.: Izd-vo S.- Peterb. un-ta, 2000. - 504 s.
5. Nikiforov G. S. Psikhologiia zdorov'ia. - SPb.: Rech', 2002. - 256 s.
6. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuiu aksiologiiu. - M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2003. - 192 s.
7. Stoliarenko L. D. Osnovy psikhologii. - Rostov-na Donu: «Feniks», 1999. - 672 s.
8. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiianov E. N. Pedagogika / pod red. V. A. Slastenina. - M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2002. - 576 s.
9. Shevandrin N. I. Psikhodiagnostika, korrektsiia i razvitie lichnosti. - M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2001. - 512 s.
10. Abaskalova N. P. Sistemnyi podkhod v formirovanii zdorovogo obraza zhizni sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa «shkola-vuz»: Monografiia. -Novosibirsk: Izd. NGPU, 2001. - 316 s.
11. Puzynin V. A. Metateoriia individual'nogo zdorov'ia cheloveka (valeopedagogicheskii podkhod) // Integral'nyi podkhod k formirovaniiu zdorov'ia cheloveka. - Novosibirsk, 2000. - S. 67-76.
12. Vainer E. N. Obrazovatel'naia sreda i zdorov'e uchashchikhsia // Valeologiia. - 2003. - № 2. - S. 35-39.
^SMiMir