Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса во внеурочной деятельности'

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухвалова Н. Н., Кириллова А. В.

В статье рассмотрена возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса посредством участия подростков в мероприятиях внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Описана разработанная программа мероприятий внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-ого класса, направленная на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе МБОУ СОШ № 8 н.п. Североморск-3 Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса во внеурочной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ 8-ОГО КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Бухвалова Н.Н.* *, Кириллова А.В.*

Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск

В статье рассмотрена возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса посредством участия подростков в мероприятиях внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Описана разработанная программа мероприятий внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-ого класса, направленная на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе МБОУ СОШ № 8 н.п. Североморск-3 Мурманской области.

Ключевые слова ценностное отношение, здоровье, здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности.

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты Правительством РФ. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» акцентируется внимание на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни [6]. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о том, что важно вызвать у учащихся желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, удовлетворяющих собственным интересам и склонностям. Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, разнообразная по способам деятельности, интересная школьная жизнь [8]. В фундаментальном ядре содержания нового ФГОС основного общего образования четко прослеживается большое внимание к вопросам здоровья и безо-

* Учитель МБОУ СОШ № 8.

* Доцент кафедры Физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Мурманского арктического государственного университета, кандидат педагогических наук.

Педагогические науки

65

пасности учащихся, а в качестве основного направления выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни [10].

Различные авторы (Ю.П. Лисицын, И.И. Соковня-Семенова, В.О. Бушуева и др.) утверждают, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности [3, 4, 5].

На данный момент среди учащихся наблюдаются нарушения ЗОЖ (неправильное питание, нарушение режима дня, курение и т.д.), неразвитость ценностного отношения к здоровью как одной из духовно-нравственных ценностей российской культуры. Если в западных странах здоровье рассматривается как «личностный капитал», то русской ментальности свойственно небрежное отношение к здоровью. Ценность здоровья осознается лишь тогда, когда оно находится под угрозой [2].

Однако, проблема формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни полно не рассматривается ни одной дисциплиной школьного курса. Так, федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования в 8-ом классе выделяет всего 35 часов, из расчета 1 час в неделю, а на тему «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» выделено 2 учебных часа [9]. Вместе с тем, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» обладает значительными ресурсами для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся за счет применения различных видов внеурочной деятельности. Это определило проблематику нашего исследования и позволило сформулировать его цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса во внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Исследование проводилось в течение 2014-2015 учебного года (с сентября 2014 г. по май 2015 г.) на базе МБОУ СОШ № 8 н.п. Североморск-3 Мурманской области. В сентябре 2014 г. нами был сформулирован методологический аппарат исследования, подобран диагностический инструментарий и проведен констатирующий эксперимент. Так, в качестве методик исследования мы использовали следующие:

1. Анкета «Индекс отношения к здоровью» (авторы С. Дерябо и В Ясвин) [7];

2. Анкета «Определение общего уровня сформированное™ культуры здоровья школьников» (автор Н.С. Гаркуша) [7];

3. Опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская) [1].

66 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Анализ результатов анкетирования показал, что большинство восьмиклассников не знают составляющих здорового образа жизни. Для многих здоровый образ жизни - это отсутствие вредных привычек и занятие спортом. Участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни находится только низком и среднем уровнях, что подтвердило актуальность проводимого исследования.

По результатам проведенного констатирующего эксперимента нами были определены две группы: контрольная (8 мальчиков и 6 девочек) и экспериментальная (9 мальчиков и 5 девочек). Учащиеся обеих групп посещали уроки основ безопасности жизнедеятельности и других школьных дисциплин, в рамках которых происходит освоение понятия «здоровый образ жизни» и формирование ценностного к нему отношения. Вместе с тем, учащиеся контрольной и экспериментальной групп принимали участие в общешкольных, классных мероприятиях в рамках общешкольного плана воспитательной работы, таких как: «День здоровья», диспут на тему «Наше поколение против наркотиков», классный час «Со спортом дружить - здоровым быть!», участие в спортивных мероприятиях: общешкольный легкоатлетический кросс, общешкольные соревнования по лыжным гонкам, участие в «Декаде SOS»: конкурс плаката-коллажа «Дорога к доброму здоровью!», классный час «Здорово жить здоровым!», тематическая дискотека «Здоровым быть модно!».

Данные мероприятия, безусловно, способствуют формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, но их недостаточно, так как становление ценностного отношения к здоровому образу жизни - это целенаправленный процесс формирования личностного познания ценности здорового образа жизни, постижение его смысла, установление связи этого знания со своим опытом и личными переживаниями. В этой связи, нами была разработана программа внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса с учетом разделов «Здоровьесберегающее воспитание» и «Интеллектуальное воспитание» общешкольного плана воспитательной работы. Данная программа была внедрена в общешкольный план воспитательной работы. Учащиеся экспериментальной группы принимали активное участие не только в перечисленных ранее мероприятиях, но и в мероприятиях в рамках разработанной программы внеурочной деятельности.

Программа включала в себя мероприятия, в проведении которых участвовали учителя-предметники (учителя ОБЖ, биологии, физической культуры и др.), классный руководитель, школьный медицинский работник, школьный библиотекарь, родители. К ним относятся:

1. Участие учащихся экспериментальной группы в качестве волонтеров в обеспечении общешкольного мероприятия «Декада SOS»;

2. Участие учащихся экспериментальной группы в качестве волонтеров в обеспечении общешкольного мероприятия «День здоровья»;

Педагогические науки

67

3. Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ;

4. Участие в организации и проведении мероприятий предметной недели по ОБЖ;

5. Участие в работе круглого стола «Секреты продления жизни»;

6. Участие в общешкольном интеллектуальном марафоне;

7. Участие в общешкольной тематической дискотеке «Здоровым быть модно!»;

8. Участие в качестве волонтеров, проводящих мероприятия для учащихся начальной школы;

9. Участие в общешкольном легкоатлетическом кроссе «За здоровый образ жизни»;

10. Участие в соревнованиях по лыжным гонкам, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

11. Организация учителем ОБЖ, социальным педагогом лектория, проводимого врачами-специалистами, для родителей, учащихся.

В мае 2015 года нами была проведена контрольная диагностика сфор-мированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса. По результатам первичной и итоговой диагностик нами были построены сравнительные диаграммы (см. рис. 1-3).

Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в контрольной группе количество учащихся, имеющих высокий уровень значимости ценности «здоровье», «здоровый образ жизни» в иерархии ценностных установок и жизненных приоритетов остался неизменным; число учащихся, относящих здоровье, здоровый образ жизни к среднему уровню значимости увеличилось на 7 %, а к низкому уровню значимости уменьшилось на 8 %. В экспериментальной группе на 15 % увеличилось число учащихся, имеющих высокий уровень значимости ценности «здоровье», «здоровый образ жизни» в иерархии ценностных установок и жизненных приоритетов, на 8 % уменьшилось число учащихся со средним уровнем значимости и на 7 % - с низким, т.е. по результатам теста показатели у испытуемых повысились (см. рис. 1).

По результатам теста «Отношение к здоровью» можно проследить следующую динамику. В контрольной группе число учащихся, имеющих высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни по когнитивному, эмоциональному, поведенческому и ценностноэмоциональному компонентам, не изменилось; количество учащихся, имеющих средний уровень по когнитивному, поведенческому и ценностно-мотивационному компоненту возрос на 7 %, а по эмоциональному - на 14 %, низкий уровень сформированности по всем компонентам снизился (по когнитивному и ценностно-мотивационному - на 7 %, по эмоциональному на 14 %, по поведенческому на 7 %) (см. рис. 2).

68 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Рис. 1. Динамика уровней значимости ценности «Здоровье, здоровый образ жизни» в иерархии ценностных установок и жизненных приоритетов

КГ ЭГ КГ контрольный ЭГ контрольный

констатирующий констатирующий этап этап

этап этап

8 Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рис. 2. Динамика уровней сформированное™ ценностного отношения к здоровому образу жизни

В экспериментальной группе число учащихся, имеющих высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу по когнитивному компоненту, увеличилось на 7 %; по остальным компонентам не изменилось. Средний уровень сформированности по когнитивному компоненту увеличился на 15 %, по эмоциональному - на 17 %, по поведенческому и ценностно-мотивационному - на 7 %. Низкий уровень сформированности по всем компонентам снизился: по когнитивному - на 22 %, по эмоциональному - на 17 %, по поведенческому и ценностно-мотивационному -на 7 % (см. рис. 2 и 3).

Педагогические науки

69

Рис. 3. Динамика уровней сформированное™ ценностного отношения к здоровому образу жизни по когнитивному компоненту

Таким образом, полученные данные подтвердили эффективность разработанной программы внеурочных мероприятий по курсу «Основ безопасности жизнедеятельности» для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся 8-ого класса. Наибольший эффект в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни достигается, когда темы урока и внеурочных занятий связаны между собой, когда одно занятие непохоже на другое по форме и используемым методам, то есть учителем разработана система занятий, в которой учитываются интересы учащихся и их возраст. Тогда учащиеся смогут сделать добровольный выбор в пользу здорового образа жизни как единственно возможного способа сохранить активную жизнедеятельность.

Список литературы:

1. Березовская Р.А. Отношение к здоровью [Текст] / Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров // Психология здоровья. - 2011. - № 3. - С. 100-110.

2. Володина О.В. Становление ценностного отношения к здоровому образу жизни средствами иностранного языка у студентов факультета физической культуры [Текст] / О.В. Володина // Здоровьесберегающее образование. -2012. - № 5 (25). - С. 98-101.

3. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М.: Норма, 2010. - 40 с.

4. Лисицын Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка [Текст] / Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина. - М.: Академия, 2013. - 311 с.

5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст]: учеб. пособ. для студентов средних пед. учебных заведений / И.И. Соковня-Семенова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 205 с.

70 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2014).

7. Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин), Методика «Определение общего уровня сформированное™ культуры здоровья школьников» (Н.С. Гаркуша) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mkunmic.beluo.ru/doc/582/.doc (дата обращения: 03.09.2014).

8. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pedsovet.orq/content/5850/241 (дата обращения: 13.11.2014).

9. Примерная программа основного общего образования: основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru (дата обращения: 15.02.2015).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fqos-kurqan.narod.ru/Doc/fqos-ooo.doc (дата обращения: 15.02.2015).

ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

© Касьянова Н.С.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье характеризуются личностные качества подростков, рассматривается возможность использования спортивной деятельности в их развитии.

Ключевые слова: личностные качеств подростков, спортивная деятельность.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

По мнению большинства педагогов, подростковый возраст - самый трудный в воспитательном отношении. Основное новообразование в этом

* Доцент кафедры Теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.