Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома'

Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
913
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / THE CREATING POSITIVE / THE CREATING POSITIVE SELF-ESTEEM / THE POSITIVE ATTITUDE TOWARDS OTHER PERSONS / THE PEDAGOGICAL BASIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е Ю. Мосеева

В статье приведены результаты эмпирического исследования и представлено обоснование актуальности развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Охарактеризованы педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е Ю. Мосеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATING POSITIVE SELF-ESTEEM AND POSITIVE ATTITUDE TOWARDS OTHER PEOPLE OF PUPILS OF BOARDING SCHOOL

The paper contains the results of the empirical research and offers theoretical basis for creating positive self-esteem and positive attitude towards others in inmates of children's homes. The article contains the pedagogical conditions for the task of creating positive self-esteem and positive attitude towards others persons in children's homes inmates.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома»

Е. Ю. Мосеева

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

В статье приведены результаты эмпирического исследования и представлено обоснование актуальности развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома. Охарактеризованы педагогические условия развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома.

Ключевые слова: ценностное отношение, ценностное отношение к себе, ценностное отношение к окружающим людям, педагогическое обеспечение.

E. Yu. Moseeva

FORMATION OF CREATING POSITIVE SELF-ESTEEM AND POSITIVE ATTITUDE TOWARDS OTHER PEOPLE OF PUPILS OF BOARDING SCHOOL

The paper contains the results of the empirical research and offers theoretical basis for creating positive self-esteem and positive attitude towards others in inmates of children's homes. The article contains the pedagogical conditions for the task of creating positive self-esteem and positive attitude towards others persons in children's homes inmates.

Key words: the creating positive, the creating positive self-esteem, the positive attitude towards other persons, the pedagogical basis.

Педагогическая деятельность сегодня направлена на обеспечение формирования ценностной сферы личности, на самореализацию и саморазвитие ребенка в системе социальных отношений. В связи с этим существует потребность рассмотрения процесса развития ценностных отношений детей в условиях разных институтов социального воспитания.

Социальная значимость развития ценностного отношения к себе и к окружающим людям у воспитанников детского дома, с одной стороны, всегда актуальна, так как ориентирована на общекультурные непреходящие ценности, а с другой - обусловлена веяньем времени, поскольку именно от ценностей общества зависит его будущее.

Развитие ценностного отношения к себе и к окружающим наиболее актуально для подростков, поскольку этот возраст характеризуется интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации, предметной направленностью взаимодействия. Ведущим типом деятельности в этот период является межличностное общение со сверстниками, влияние которых на подростка очень значительно. Но это влияние стихийно, слабо-управляемо и не всегда адекватно социальным нормам. С другой стороны, целенаправленное педагогическое влияние взрослых отражается в сознании подростка через призму мнений референтных для него сверстников.

Таким образом, отрочество является сен-зитивным периодом для развития ценностных отношений личности, мировоззрения, самосознания, рефлексии. Следовательно, процесс развития ценностного отношения к себе и к окружающим людям в этот период наиболее интенсивен.

Однако вопрос развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома в настоящее время недостаточно изучен в теоретических и методических работах, хотя подчеркивается значение изучения этой проблемы для теории и практики воспитания.

Установлено, что ценностное отношение к себе и окружающим людям представляет собой основу психического и нравственного здоровья, является одним из условий успешной самореализации и жизненного самоопределения подрастающего поколения. Ценностное отношение к себе представляет устойчивую избирательную предпочтительную связь субъекта с его внутренними установками, которые имеют для него личностный смысл.

Ценностное отношение к себе является основой для развития ценностного отношения к другому человеку, так как без уважения к себе, своей целостности и уникальности, без понимания своего «Я» невозможно формирование позитивного отношения к другим. Следовательно, эти два процесса образуют интеграци-

онное единство, поэтому развитие ценностного отношения к себе у ребенка создает почву для развития ценностного отношения к окружающим.

Развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста - это процесс непрерывный, этапный. Нами выделено три этапа развития: «прочувствованный» этап (усвоение подростком идеи ценностного отношения к себе и окружающим), «активный» этап (актуализация) и «деятельностный» этап (сознательное насыщение), что обусловлено переходом развития с одного качественного уровня на другой: избирательно-ситуативный, неустойчиво-

позитивный и устойчиво-позитивный.

Важной задачей в процессе развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков становится педагогическое управление. В условиях детского дома целенаправленные педагогические влияния и стихийные влияния группы сверстников действуют практически одновременно и с одинаковой интенсивностью. Следовательно, необходимо педагогически грамотное обеспечение процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, в котором существенную позицию будет занимать взрослый, на своем примере демонстрирующий первый шаг в овладении новыми навыками социально значимого поведения.

Анализ различных научных трактовок понятия «педагогическое обеспечение» позволяет предложить следующую формулировку. Под педагогическим обеспечением развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков-воспитанников детского дома понимается совокупность организационно-педагогических условий, способствующих развитию исследуемого процесса.

Рассмотрим подробнее организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

Первым организационно-педагогическим условием является создание в детском доме среды жизнедеятельности, направленной на безусловное принятие ребенка и ценности каждой личности.

Субъектами социально-педагогического процесса в детском доме являются воспитате-

ли, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор и музыкальный руководитель, воспитанники. Нами были разработаны содержательные характеристики их субъектных позиций.

Отношение всех взрослых участников педагогического процесса к ребенку основано на безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве эмпатии, уважении личности воспитанника, его прав и свобод. Такая гуманистическая ориентация взрослых предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с подопечными. У ребенка в таких условиях формируется позитивный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости. Сложившийся образ «Я» будет способствовать развитию у ребенка ценностного отношения к окружающим людям.

Реализацию второго организационно-педагогического условия - психолого-педагогическое сопровождение участников процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников -мы осуществляли посредством планирования и проведения педагогических советов, создания и организации работы творческой группы воспитателей, работы со студентами в рамках спецкурса, систематического наблюдения за динамикой личностного развития подростков.

За время формирующего эксперимента состоялось два тематических педагогических совета: установочный и итоговый. По результатам работы установочного педагогического совета была создана творческая группа воспитателей, замотивированных на самоизменение и активное включение в процесс развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников. Творческая группа проводила такую работу на протяжении всего формирующего эксперимента.

Цель деятельности творческой группы -способствовать оснащению воспитателей опытом по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников. Задачи: повысить сензитивность воспитателей к идеям общекультурных ценностей; способствовать принятию воспитателями детей-сирот такими, какие они есть (формирование терпимого отношения и принятие детей); вооружить знаниями и умениями по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.

Для решения первых двух задач был разработан семинар-тренинг для воспитателей «Понимаю и принимаю», который включал в себя необходимую теоретическую подготовку и практические упражнения.

Для решения третьей задачи работы творческой группы были разработаны и проведены практико-теоретические семинары по теме исследования. Для систематической работы творческой группой воспитателей было разработано тематическое планирование классных часов, которые были реализованы в практике их деятельности с воспитанниками.

Параллельно работе творческой группы в детском доме для студентов - будущих социальных педагогов и социальных работников, которые принимали участие в экспериментальной работе, а также слушателей факультета повышения квалификации читался спецкурс «Специфика ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома» (36 аудиторных часов). Предлагаемый курс состоит из теоретического (16 часов) и практического (20 часов) блоков. Курс ориентирован на ознакомление будущих и настоящих специалистов со спецификой работы в условиях детского дома, содержит рекомендации по диагностике и развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков. В теоретической части спецкурса рассмотрены следующие тематические блоки: основы аксиологии; психологические особенности воспитанников детского дома; организация социально-педагогической деятельности в учреждении государственного попечения.

Вторая часть курса ориентирована на активизацию учебно-исследовательской деятельности студентов и специалистов через использование ряда методов. К ним относятся опросные методы, групповая дискуссия, составление умственной творческой карты и кластеров, метод кейсов.

Учитывая то, что в подростковом возрасте ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, мы посчитали, что наиболее целесообразной формой углубления позиций ценностного отношения к человеку будет использование в работе тренинговой программы. Тренинг как элемент интерактивных технологий - третье организационно-педагогическое условие - представляет собой активную, эмоциональную форму, способствующую, на наш взгляд, более успешному форми-

рованию и закреплению ценностного отношения к себе и окружающим людям.

Нами была разработана и апробирована программа ленточных тренинговых занятий по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста. Занятия проводились раз в неделю в течение 90 минут (или 2 раза в неделю по 45 минут), состав группы не превышал 10-12 человек.

Учитывая приведенные теоретические постулаты о развитии ценностного отношения к себе и окружающим людям, начиная с осознания себя как ценности и параллельно переходя к развитию ценностного отношения к окружающим, программа ленточных тренинговых занятий начинается с тренинга «Здравствуй, Я!» и продолжается тренингом «Я в мире людей».

Проведенные с подростками тренинги соответствовали «прочувствованному» и «активному» этапам развития ценностного отношения к себе и окружающим людям.

Для реализации деятельностного этапа мы использовали «праксиологические ситуации», то есть ситуации, специально направленные на оснащение детей опытом [1]. Применяя этот метод, мы исходили из того, что наилучшей школой ценностного отношения к человеку является проживание естественных повседневных ситуаций, когда ребенок производит свободный выбор и самостоятельно конструирует ценностное отношение к другому человеку.

Последним организационно-педагогическим условием, реализованным в эксперименте, является создание и реализация информационно-методического инструментария для всех участников социально-педагогического процесса в детском доме по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.

Структуру разработанного нами инструментария составили следующие документы:

— дневник индивидуальной работы воспитателя с воспитанниками, в котором содержится вся необходимая для социально-педагогической работы информация, а также методики изучения личности, матрицы для обработки результатов, листы-прогнозы личностного роста ребенка;

— личный дневник подростков - участников тренинга, который позволяет записывать, зарисовывать свои впечатления от тренин-

говых занятий, чувства по отношению к тому или иному занятию, учиться рефлексировать свои действия и поступки;

- учебно-методический комплекс спецкурса «Специфика ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома» (36 часов);

- технологическая карта подготовки и проведения классных часов по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома;

- методические материалы к проведению ленточного тренинга по развитию ценностного отношения к себе («Здравствуй, Я!») и окружающим людям («Я и окружающие»).

Результатом реализации этого условия стало создание научно-методического комплекса детского дома № 5 г. Вологды по проблеме развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников-подростков. Этот документ состоит из двух основных частей: теоретической базы по теме исследования и комплекса практических разработок, включающего диагностические и развивающие материалы.

Проведение преобразующего эксперимента позволило нам изменить ситуацию в экспериментальном учреждении, о чем свидетельствует положительная динамика показателей, характеризующих развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у детей в экспериментальной группе. Уровень развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников значительно вырос с 3 % до 26 % в экспериментальной группе в отличие от контрольной, где он остался на уровне 2 %.

С помощью применения многофункционального критерия Фишера для статистической обработки результатов эксперимента определено, что различия в достижении подростками экспериментальной и контрольной групп высокого уровня по отдельным критериям статистически значимы для всех критериев с вероятностью <0,01. Интенсивность различий в достижении высокого уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков по отдельным критериям достаточно высока, что еще раз подтверждает сензитив-ность этого возраста для развития искомого процесса.

Положительный сдвиг в развитии ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников по средним значениям в сторону повышения уровня на статистически значимом уровне по Т-критерию Вилкоксона обнаружен только у подростков экспериментальной группы, наибольшие изменения произошли в развитии когнитивного критерия.

Качественная обработка результатов экспериментальной работы подтверждает количественные замеры. Рефлексия воспитателей, участвовавших в эксперименте, свидетельствует о существенных сдвигах в их профессиональном и личностном росте.

Проведенное исследование не претендует на полное освещение всех аспектов сложного и многогранного процесса, каким является процесс развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, но дает импульс к дальнейшим поискам в этой области.

Библиографический список

1. Щуркова, Н. Е. Нежная педагогика [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.

Е. В. Проничева

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дается определение контрольно-оценочной самостоятельности и выделяются критерии сформированности этого свойства. Автор описывает этапы оценочной деятельности учителя и некоторые формы, методы и приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность младшего школьника, оценочное суждение, эмоциональный отзыв, методы наглядной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.