УДК 37.034
Рогожникова Раиса Анатольевна
профессор кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: Alekstomat@yandex. ru
Путина Нэлли Николаевна
педагог дополнительного образования
МАОУ ДО «Детско-юношеский центр "Импульс"», Пермский край, Россия 614506, Пермский край, Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская, 5 «б», тел. + 7 (342) 232-01-24 e-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Raisa А. Rogozhnikova
PhD, Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology PSHPU, Professor of the Chair of Military Pedagogy and Psychology of the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: Alekstomat@yandex. ru
Nelli N. Putina
Teacher of Additional Education
Municipal Autonomous Educational Institution of Additional Education «Children and Youth Center «Impulse», 5 «b», Kamskaya, 614506, Kondratovo, Perm district, Perm region, Russia
e-mail: [email protected]
EDUCATION AT ADOLESCENTS OF VALUE RELATION TO THE PERSON IN THE PROCESS OF SOCIAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация. Раскрывается проблема воспитания у подростков ценностного отношения к человеку. Решением данной проблемы стало
© Рогожникова Р.А., Путина Н.Н., 2018
привлечение учащихся к социальной деятельности. В процессе воспитания использован дополнительного образования. Описана авторская педагогическая технология процесса воспитания у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: ценностное отношение к человеку, социальная деятельность, подростки, дополнительное образование.
Abstract. The article reveals the problem of education in adolescents value attitude to the person. The solution to this problem was the involvement of students in social activities. In the process of education used additional education. The author describes the pedagogical technology of the process of educating adolescents in the value attitude to a person in the process of social activity in conditions of additional education.
Key words: value attitude to a person, social activity, adolescents, additional education.
Концепция модернизации российского образования одной из приоритетных задач определяет формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности. Доминирующие
тенденции гармонизации педагогических влияний соответствуют интересам человека. Педагогическая деятельность сегодня направлена на обеспечение формирования ценностной сферы личности, на самореализацию и саморазвитие ребенка в системе социальных отношений. В этой связи существует потребность решения вопросов, связанных с развитием у подростков ценностного отношения к человеку в условиях разных институтов социального воспитания.
Социальная значимость развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков, с одной стороны, всегда актуальна, так как ориентирована на общекультурные непреходящие ценности, а с другой -обусловлена веяньем времени, поскольку именно от ценностей общества зависит его будущее.
Известно, что ведущим типом деятельности в подростковом возрасте выступает межличностное общение со сверстниками. Этот возраст характеризуется интенсивным ростом самосознания, стремлением к самоутверждению и самореализации, предметной направленностью взаимодействия. Но влияние сверстников стихийно, слабоуправляемо и не всегда соответствует социальным нормам. Более того, целенаправленные педагогические влияния взрослых отражаются в сознании подростка через призму мнений референтных для него сверстников. Педагоги должны учитывать данный фактор в процессе формирования у подростков ценностного отношения к человеку. Важно, чтобы воспитатель стал значимой личностью для ребенка, являл пример сформированного данного личностного образования.
Ключевым моментом в решении проблемы является привлечение учащихся к социальной деятельности. Этот вид деятельности влияет на нравственное становление подростков, обеспечивает реализацию потребности в
социально активном поведении и оказании помощи другому человеку [2]. Социальная деятельность способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание, формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений.
В ходе опытно-экспериментальной работы на базе учреждения дополнительного образования МАУ ДО «ДЮЦ «Импульс» Пермского муниципального района нами была реализована педагогическая технология процесса воспитания у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования.
В структуру педагогической технологии вошли следующие компоненты: концептуальный, целевой, содержательный, процессуальный, результативный.
Эта структура включает аудиторные и внеаудиторные виды деятельности подростков, т.е. объединяет в себе обучение и воспитание в единый целостный процесс. Главным образовательным результатом реализации технологии стала положительная динамика в формировании у подростков ценностного отношения к человеку.
Мы рассматриваем ценностное отношение к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования как интегративную психологическую структуру подростка, составляющими которой являются три основных психологических сферы личности: когнитивная сфера, отражающая объем теоретический знаний о данном личностном образовании и социальной деятельности, эмоциональная сфера, которая выражает желание подростка участвовать в деятельности на благо людей, волевая - проявляющаяся в творческой социальной деятельности.
Нами были выделены четыре уровня ценностного отношения к человеку:
1) демонстрационный;
2) уровень формирования поведенческих навыков;
3) уровень долга;
4) уровень самоактуализации.
При разработке технологии мы использовали схему, предложенную В.П. Бесплько [1].
На первом этапе в процессе формирования когнитивного компонента давались образцы социальности как нравственного качества личности.
Воспитывая нравственное сознание подростка, мы помогали детям осмыслить ключевые категории: «человек» как высшая ценность на Земле, «ценностное отношение к человеку», их сущность, содержание и структуру. Было сформировано представление о необходимости участия подростка в социальной деятельности, которая способствует воспитанию ценностного отношения к человеку. На данном этапе развивалась позитивная эмоциональная восприимчивость человека в процессе социальной деятельности. Подростку предъявлялись нравственные нормы поведения через средства массовой информации, средства искусства, персоналии, значимые для подростков.
Методы, формы и технологии, привносимые нами в воспитательную деятельность, были достаточно разнообразными. Они соответствовали
структурным компонентам ценностного отношения к человеку как нравственного личностного образования.
Когнитивный компонент отношения формировался преимущественно с помощью методов убеждения, которые помогали подросткам осознать социальную и личностную значимость данной деятельности.
Одной из форм воспитания являлась экскурсия. Были организованы экскурсии в музей Пермского района, музей пермских древностей, музей современного искусства, архитектурно-этнографический музей «Хохловка».
Большие возможности в плане формирования у подростков нравственной ориентации на человека дают тренинги.
В специально организованной тренинговой группе подросток чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять товарищам. Во время занятий каждый член группы окружен вниманием и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. В тренинговой группе постоянно действует обратная связь, что позволяет подростку узнать мнение окружающих о себе, о чувствах, которые они испытывают, вступая с ним в контакт. Гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, а помочь подростку преодолеть негативные стереотипы.
Так, например, тренинг «Веревочный курс» способствовал сплочению команды и личностного роста подростка. Программа тренинга представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения состоят из интересных задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если упражнение выполнено каждым в полном объеме. «Веревочный курс» вырабатывал чувство уверенности в собственных силах, повышал самооценку подростка.
В ходе тренинга «Мои ценности» выявлялись ценностные ориентации и осознание значимости потери идентичности для человека. Жизненные ценности соотносились со смыслом жизни. Подросток более полно формировал представления о себе, появлялось стремление к самосовершенствованию. Отношения подростков становились более уважительными, возрос интерес к уникальности другого.
На первом этапе активно использовались игровые формы. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Поведение, которое воспитывается в игре, является стимулирующим образцом социального поведения. Игровые упражнения в нашем опыте имели следующие разновидности: ролевая игра - когда задается извне граница социальной роли, за пределы которой нельзя выйти; позиционная игра- когда извне задается позиция (этическая, психологическая) и требуется в согласии с этой позицией решать проблему.
Использовалась технология создания ситуации успеха, которая концентрирует в себе возможности повышения у ребенка самооценки и формирует достоинство личности.
Просмотр фильмов в «Дискуссионном клубе» позволял решать множество задач:
- развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними;
- развитие эмоциональной сферы: обучение подростков навыкам эмпатического поведения, рефлексии;
- расширение поведенческого репертуара участников группы.
В процессе формирования деятельностного компонента отношения нами были организованы творческие встречи: с хором ветеранов «Лада», Пермской краевой организацией всероссийского общества инвалидов, клубом самодеятельной песни «Вдохновение», режиссером киностудии «Новый курс» Ольгой Аверкиевой, художественным руководителем Пермского театра кукол, режиссером, сценаристом Дмитрием Заболоцких. Эти встречи способствовали развитию художественного творчества подростков, устанавливались творческие контакты, организовывалось сотрудничество подростков с интересными людьми через совместную деятельность, развивалась социальная активность, формировались социально-коммуникативные навыки.
Обретение социального опыта, развитие социальной активности, ответственности и компетентности подростков осуществлялось посредством общественно-полезных (социальных) практик. В основе данных практик выступала технология коллективного творческого дела, особенности таких ее составляющих, как чуткость и внимание к людям, коллективизм, ответственность, самостоятельность и инициатива.
Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) закрепляла эти качества в поведении, делая устойчивыми. Организация этих дел начиналась и заканчивалась в малой группе, где происходило планирование, подготовка, осуществление и анализ задуманного. В условиях малой группы проявлялась активность у большинства участников, возрастала возможность проявить себя. От сложившихся гуманных отношений в коллективе во многом зависела самооценка подростка, его жизненная позиция, желание осуществлять социальную деятельность. КТД, приуроченные к календарным датам: концертная программа «День пожилого человека», семейный вечер «День матери», конкурсные программы ко «Дню защитника Отечества» и «Международному женскому дню», Новогодняя театрализованная игровая программа для дошкольников, митинг ко «Дню Победы», семейный праздник ко «Дню защиты детей» способствовали развитию творческого потенциала подростков.
Социально-значимые акции (уборка и облагораживание территорий детской спортивно-игровой площадки, школы, подросткового клуба, деревенского музея, обелиска ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, высадка кедров в аллее памяти, выступление в доме-интернате для престарелых и инвалидов, благотворительная ярмарка, съемки социально ориентированных видеороликов) прививали подросткам навыки социальной добровольческой деятельности.
На третьем этапе в процессе формирования когнитивного и эмоционального компонентов отношения использовался метод этической беседы. Так, беседа на тему «Нравственные ценности» способствовала ознакомлению подростков с понятием «нравственность», формированию у детей стремления развивать в себе нравственные качества. Обращалось внимание на то, что мораль - это система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к Родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое. Обсуждались вопросы морального кодекса, этики. Была озвучена проблема снижения у растущего поколения уровня нравственности. В ходе беседы с подростками на тему «Альтруизм и эгоизм» дети ознакомились с сущностью этих понятий. Были намечены основные пути воспитания у себя ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования.
Одной из эффективных форм работы с подростками являлась экспедиция. Подростки принимали участие в детской кино-экспедиции «Видеодорожка», являющейся дополнительной образовательной программой отделения медиатворчества Пермского края. В кино-экспедициях по территории Пермского края, интересных с точки зрения истории, геологии, естествознания, культурных традиций дети не только учились снимать кино, но и, изучая историю малой родины, приобщались к ее духовной культуре. Итог каждой кино-экспедиции - создание фильмов, пополняющих кинолетопись Пермского края. В рамках кино-экспедиции творческого объединения «Снимается кино» реализован проект «Я здесь живу», рассказывающий о людях Пермского края и их судьбах.
Деятельностный компонент ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности формировался в ходе шефской работы подростков.
Дети ухаживали за территорией памятника ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, а также за территорией деревенского музея.
Четвертый этап, способствующий творческой самореализации, осуществлялся с помощью социального проектирования с использованием технологии проектной деятельности.
В ходе работы был создан ряд проектов. В результате проекта «В здоровом теле - здоровый дух» детьми был оборудован тренажерный зал; проект «Игротека» позволил приобрести настольные игры для подросткового клуба; в проекте «Аллея памяти» школьники высадили деревья на территории памятника ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Вышеописанная социальная деятельность подростков способствовала формированию позитивной динамики в развитии у детей ценностного отношения к человеку. Была сформирована система научных знаний о данном личностном образовании. Наблюдалась эмоциональная восприимчивость, наличие интереса к людям, установка на доброжелательное, отзывчивое
отношение к ним. Сформирована привычка осуществлять социальную деятельность на добровольной основе, без посторонней помощи и контроля со стороны взрослых.
Полученные данные на итоговом этапе эксперимента свидетельствуют о следующем: у 35 % подростков экспериментальной группы отмечался третий уровень сформированности ценностного отношения к человеку (когнитивный компонент - 35 % подростков, эмоциональный - 35 %, деятельностный - 30 %). На втором уровне интегративного качества находилось 58 % подростков (когнитивный - 58 %, эмоциональный - 51 %, деятельностный - 42 %). Первый уровень был отмечен у 7 % подростков (когнитивный - 7 %, эмоциональный -7 %, деятельностный - 7 %). Результаты представлены в диаграмме (рис. 1)
Рис. 1. Уровни сформированности ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности на итоговом этапе (экспериментальная группа)
Сравнительные данные констатирующего и итогового этапов исследования представлены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительные данные уровня сформированности у подростков экспериментальной группы ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности на констатирующем и итоговом этапах исследования
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности авторской технологии.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.