Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭКОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Левченко Наталия Валерьевна

В статье рассмотрено формирование ценностного отношения к природе у младших школьников. Проблема экологического образования в настоящее время является актуальной и регламентирована рядом нормативных документов, которые доказывают важность ценностного отношения подрастающего поколения к природе. Человек является общественным существом так как вступает в отношения и связи с окружающей средой, а ценность объекта, которая осознается человеком, способствует формированию особых отношений к ним, которые занимают в структуре личности центральное место. Нами был описан ряд условий, соблюдение которых поможет сформировать ценностное отношение к природе у младших школьников в рамках дополнительного образования. В исследовании приняли участие дети 9-10 лет, которые были вовлечены в реализацию плана программы "Познавательная экология". Работа проводилась в несколько этапов, в Доме детского творчества села Барятино, Барятинского района Калужской области. В нём приняли участие 38 детей. По результатам проведенных диагностических методик можно сделать выводы о том, что у детей вырос уровень сформированности ценностного отношения к природе, а программа "Познавательная экология" в рамках дополнительного образования может быть реализована с целью повышения уровня исследуемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Левченко Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO NATURE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article examines the formation of a value attitude towards nature in primary schoolchildren. The problem of environmental education is currently relevant and is regulated by a number of normative documents that prove the importance of the value attitude of the younger generation to nature. A person is a social being since he enters into relations and connections with the environment, and the value of an object, which is realized by a person, contributes to the formation of special attitudes towards them, which occupy a central place in the structure of the personality. We have described a number of conditions, the observance of which will help to form a value attitude towards nature in primary schoolchildren in the framework of additional education. The study involved children 9-10 years old who were involved in the implementation of the plan of the program "Cognitive Ecology". The work was carried out in several stages, in the House of Children's Creativity in the village of Baryatino, Baryatinsky District, Kaluga Region. It was attended by 38 children. Based on the results of the diagnostic techniques, it can be concluded that the level of formation of the value attitude to nature has increased in children, and the Cognitive Ecology program within the framework of additional education can be implemented in order to increase the level of the studied indicators.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Буштрук Т.Н. Информационные технологии в образовательном процессе / Т.Н. Буштрук, М.В. Царыгин, А.А. Буштрук // Наука и инновации в технических университетах материалы девятого всероссийского форума студентов, аспирантов и молодых ученых. - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. - С. 251-253.

3. Вахрушева М.Ю., Ломов И.И. Совершенствование процесса расчета рейтинга основных образовательных программ // Интеграция мировой науки и техники: императивы развития материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: Приоритет, 2015. - С. 52-59.

4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 2013. - 264 с.

5. Заславская О.Ю. Развитие системы информатизации управления образовательным процессом // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 13-17.

6. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. Педагогические науки. - 2017. - № 1(19). - С. 127 -131.

7. Койчубеков Б.К., Омарбекова Н.К., Абдуллина З.Т., Мухаметова Е.Л. Информационные технологии в медицинском образовании // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. -С. 56-58

8. Маль Г.С., Дородных И.А. Применение информационных технологий в реализации образовательных стандартов в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 12-1. -С. 60-60.

9. Органов Р.Г. Значение эпидемиологических исследований и доказательной медицины для клинической практики // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2015. - № 14(4). - С. 4-7.

10. Петров В.И., Воробьев А.А., Фролов М.Ю. Перспективы и основные направления внедрения информационных технологий в медицинское образование России // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2008. - № 4. - С. 4-6.

11. Петрова А.С., Афанасьева Ю.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы // Педагогика. - 2017. - № 11(21). - С. 39-41.

12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ, 2014. - 400 с.

13. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. - 2005. - №11. - С. 3-9.

14. Содикова Г.Ш. Информационные технологии в образовании // Вопросы науки и образования. -2018. - № 8(133). - С. 76-78.

15. Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // Мир науки, культуры, образования. - № 5(78). - 2019. - С. 56-58.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрено формирование ценностного отношения к природе у младших школьников. Проблема экологического образования в настоящее время является актуальной и регламентирована рядом нормативных документов, которые доказывают важность ценностного отношения подрастающего поколения к природе. Человек является общественным существом так как вступает в отношения и связи с окружающей средой, а ценность объекта, которая осознается человеком, способствует формированию особых отношений к ним, которые занимают в структуре личности центральное место. Нами был описан ряд условий, соблюдение которых поможет сформировать ценностное отношение к природе у младших школьников в рамках дополнительного образования. В исследовании приняли участие дети 9-10 лет, которые были вовлечены в реализацию плана программы "Познавательная экология". Работа проводилась в несколько этапов, в Доме детского творчества села Барятино, Барятинского района Калужской области. В нём приняли участие 38 детей. По результатам проведенных диагностических методик можно сделать выводы о том, что у детей вырос уровень сформированности ценностного отношения к природе, а программа "Познавательная экология" в рамках дополнительного образования может быть реализована с целью повышения уровня исследуемых показателей.

Ключевые слова: младший школьник, экология, ценностное отношение, дополнительное образование.

Annotation. The article examines the formation of a value attitude towards nature in primary schoolchildren. The problem of environmental education is currently relevant and is regulated by a number of normative documents that prove the importance of the value attitude of the younger generation to nature. A person is a social being since he enters into relations and connections with the environment, and the value of an object, which is realized by a person, contributes to the formation of special attitudes towards them, which occupy a central place in the structure of the personality. We have described a number of conditions, the observance of which will help to form a value attitude towards nature in primary schoolchildren in the framework of additional education. The study involved children 9-10 years old who were involved in the implementation of the plan of the program "Cognitive Ecology". The work was carried out in several stages, in the House of Children's Creativity in the village of Baryatino, Baryatinsky District, Kaluga Region. It was attended by 38 children. Based on the results of the diagnostic techniques, it can be concluded that the level of formation of the value attitude to nature has increased in children, and the Cognitive Ecology

program within the framework of additional education can be implemented in order to increase the level of the studied indicators.

Keywords: junior schoolchild, ecology, value attitude, additional education.

Введение. В настоящее время актуальной является проблема всеобщего экологического образования. Если рассматривать методологическую сторону экологического воспитания, то оно наиболее в полной мере соответствует целям и человеческим ценностям и должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей.

Нашему государству и обществу необходимы люди, способные к оптимальной регуляции отношений при взаимодействии с природой. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее востребованным. Сегодня можно заметить, что деятельность человека по отношению к природе не всегда носит гуманистический характер. В Конституции Российской Федерации отражено понимание отношений между природой и человеком: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1, с. 42].

Актуальность ценностного отношения к природе отражена в таких нормативно - правовых актах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [2]; Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды», в статье 71 данного документа говорится об установлении системы всеобщего и комплексного экологического образования [3]. Также информацию о важности экологического образования на перспективу содержат в себе Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2019 № 1124-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [4]; «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012), который определяет политику страны в сфере экологии как проблему, носящую общенациональный характер общемирового значения, а также подчеркивает необходимость реализации непрерывного экологического образования, формирования экологической подрастающего поколения [5]. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» (разработан Минэкономразвития России) подчеркивает важность формирования экологической культуры, развитие экологического образования [6]. Если обратиться к Плану мероприятий по реализации основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которые утверждены распоряжением правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р (утв. распоряжением Правительства РФ от 12.12. 2015 г. № 2570-р), то можно подчеркнуть задачи формирования ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формировании экологической культуры, повышении уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи [7].

Человек способен жить как природное и общественное существо благодаря отношениям и связям, возникающим между людьми и окружающей их средой. Осознание человеком ценности объекта и способность его оценить формируют особый вид отношений к объекту, а именно, ценностное отношение. Ценности в структуре личности занимают центральное место, существенно влияют на направленность человека, на его поступки и поведение, на содержание социальной активности человека, его социальную позицию и общее отношение к миру, к самому себе и к другим людям. Дополнительное образование позволяет расширить объем интереса младших школьников к природе, сформировать его устойчивость и направленность ко всему в природе, к охране окружающей среды, проявить интерес к сохранению и поддержанию жизни природы.

Изложение основного материала статьи. Мы предположили, что процесс формирования ценностного отношения к природе у младших школьников будет проходить эффективнее если:

• учащиеся будут включены в исследовательскую и практическую деятельность;

• будут организованы игровые и творческие формы работы экологического содержания с учетом возрастных особенностей;

• будут обеспечены должные педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

База исследования: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» (МКОУ ДО ДДТ) с. Барятино Барятинского района Калужской области.

Пронизывая все уровни образования, дополнительное образование призвано создать условия для успешности каждого ребенка, независимо от его социального статуса и местоположения, а также жизненной ситуации и возможностей здоровья и может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения.

В исследовании участвовали 38 детей, возраст 9-10 лет, из них 20 девочек и 18 мальчиков. Эксперимент проводился в три этапа:

- определение начального уровня сформированности параметров или факторов, подлежащих отслеживанию в эксперименте;

- реализация выделенных условий с целью улучшения исследуемых показателей и характеристик;

- сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех конечных показателей проведенного исследования.

Для выявления начального уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников была использована анкета Л.В. Моисеевой.

Используемая методика Л.В. Моисеевой позволила определить, что у 7 из 18 детей (44%) ценностное отношение к природе находится на низком уровне. У 8 из 18 детей (39%) данный показатель находится на среднем уровне. Только 3 ребенка показали высокий уровень сформированности ценностного отношения к природе, что составляет 17% от общего числа детей исследуемой группы. Процентное соотношение между количеством детей, обладающих высоким уровнем ценностного отношения к природе на 27% меньше, чем у детей со средним уровнем и на 22% меньше, чем с низким уровнем.

Для определения уровня мотивации взаимодействия с природными объектами была использована методика «Альтернатива» (К.Р. Махотин). По ее результатам у 22% (4 человека) высокий уровень мотивации. Высказывают интерес вопросы охраны природы, бережное отношение к ней. При ответах реализуют

положительные выборы, например: для аквариума выбирают рыбок с интересным поведением, в лесу гуляют по проложенной тропинке, чтобы не принести вред растениям, производят сбор и выброс мусора после отдыха на природе и т.д. Средний уровень мотивации - у 50% (9 человек). Не зафиксирован при ответах особый интерес к охране природы, больше интереса к эстетике. Например, для аквариума выбирают рыбок с красивой окраской, а для посадки клумбы цветы, которые не требуют ухода, на прогулке по лесу собрали бы красивый букет. У 5 человек - низкий уровень мотивации взаимодействия с природными объектами (28%). Замечены затруднения при ответах на вопросы. Интерес вызывает красота природы, но не её состояние.

Для того, чтобы определить уровень развития личностного отношения к природе использовался опросник Л.Н. Водяновой. Низкий уровень развития личностного отношения к природе не зафиксирован, но и детей с высоким уровнем на 4 человека меньше, чем со средним уровнем.

Для выявления уровня проявления отношения к живому в окружающем мире был проведен опросник «Отношение к окружающему миру» (Н.С. Жестова). Процентное содержание уровней проявления отношения к живому распределилось между высоким и средним. Низкий уровень отсутствует. Дети понимают ценность природы и бережно к ней относятся, любят ухаживать за животными и растениям.

Данные, полученные на констатирующем этапе работы, позволили перейти к разработке программы, нацеленной на формирование ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал наличие высокого показателя по низкому уровню сформированности ценностного отношения к природе, что свидетельствует о существовании проблемы в воспитании у детей ценностного отношения к природе. Мотивация взаимодействия с природными объектами у детей находится на среднем уровне. Уровень личностного отношения детей к природе недостаточно высок. В целом, у детей преобладает ориентация на соблюдение правил поведения в природе, а не на экологически ориентированную деятельность. Результаты анкетирования свидетельствовали о необходимости создания педагогических условий, проведения регулярной систематической работы педагога по формированию ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

План реализации программы «Познавательная экология» представлен в таблице 1.

Таблица 1

План реализации программы «Познавательная экология»

Этапы Содержание этапа

Диагностический Цель - водная диагностика уровня ценностного отношения к природе. Вводный инструктаж по ТБ при проведении занятий. Методики: 1. Анкета Л.В. Моисеевой. 2. Методика «Альтернатива» (К.Р. Махотин). 3. Опросник развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова). 4. Опросник «отношение к окружающему миру» (Н.С. Жестова).

Деятельностный 1. Воздушная оболочка нашей местности. 1.1. Строение воздушной оболочки Земли. 1.2. Характеристика климата своей местности. 2. Водные ресурсы села. 2.1. Общая характеристика водных экосистем. 2.2. Реки Барятинского района. 2.3. Озера, пруды, болота и подземные воды. 3. Агроклиматические ресурсы села Барятино. 3.1. Понятие почвы, ее свойства. 3.2. Плодородие. 4. Растительные богатства села. 4.1. Состав лесов Барятинского района. 4.2. Изучение видового состава растений в окрестностях села. 4.3. Луговые растения родного края. 5. Животный мир родного края. 5.1. Животные Калужской области. 5.2. Птицы Калужской области. 5.3. Рыбы Калужской области. 5.4. Насекомые Калужской области. 6. Природа - наша ценность. 6.1. Правила поведения на природе. 6.2. Загрязнение среды и возможные последствия. 6.3. Современные проблемы охраны природы. 6.4. Улучшение окружающей среды своей местности. 6.5. Праздник «В гостях у природы».

Динамика развития ценностного отношения к природе Методики: 1. Анкета Л.В. Моисеевой. 2. Методика К.Р Махотина. 3. Опросник Л.Н. Водянова. 4. Опросник Н.С. Жестова.

Для учебно-материального оснащения, необходимого в образовательном процессе и создания соответствующей образовательной и социальной среды, были использованы следующие материально-технические условия:

• Оборудованное учебное помещение для занятий с учениками;

• Автоматизированное рабочее место педагога с организованной средой сетевого взаимодействия, в том числе через сеть Интернет;

• Ноутбук или компьютер;

• Проекционное оборудование (мультимедийный проектор с экраном или телевизор с диагональю не менее 42 дюймов);

• Принтер или многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер);

• Материалы для лабораторной работы (пробирки, дистиллированная вода, лупа);

• Гербарий из растений с. Барятино;

• Материалы для творческих работ (листы бумаги формата А1, бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, краски, кисти, пластилин, клей, цветная бумага и др.);

• Материалы для проведения праздника (тряпичный мешочек, шарики для настольного тенниса: 9 желтых, 9 белых, для опыта: 2 стакана с водой, сухие листья деревьев, бумага, стеклянная посуда, одноразовые стаканчики, свеча; «мусорные ящики» с надписями, мусор, карточки с номерами 1, 2, 3; Макет Земли (глобус), жетоны: бумажные кружочки).

Занятия проходили в учебном кабинете Дома детского творчества, который оснащен всей необходимой аппаратурой для работы с детьми. В целом, была создана благоприятная обстановка для осуществления разработанной программы. В ходе занятий дети проявляли активность, заинтересованность в изучаемых темах, ответственно подходили к решению коллективных задач, высказывали свое мнение по вопросам защиты окружающей среды. Дети младшего школьного возраста активно включались во все предлагаемые им виды деятельности, с увлечением участвовали в экологических играх, приносили на занятия интересные сообщения о фактах взаимодействия человека и природы. В ходе освоения программы учащиеся были включены в исследовательскую и практическую деятельность, были организованы игровые и творческие формы работы экологического содержания с учетом возрастных особенностей детей, обеспечены должные педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что после занятий в объединении они стали более внимательными на уроках окружающего мира. Особый интерес у них стали вызывать рассказы о животных и растениях. Учитель отметил, что дети стали задавать ему на уроках много вопросов.

Выводы. Для выявления эффективности формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста в созданных педагогических условиях, а именно, в результате работы объединения «Познавательная экология» было проведено контрольное исследование, которое состояло в прохождении детьми тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Анализ результатов педагогического исследования отражен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные данные результатов диагностики уровня ценностного отношения к природе контрольной и экспериментальной групп

Уровни Ценностное отношение к природе (Л.В. Моисеева) Мотивация взаимодействия с природными объектами (К.Р. Махотин) Развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова) Отношение к живому в окружающем мире (Н.С. Жестова)

Конст. этап Контрл. этап Конст. этап Контрл. этап Конст. этап Контрл. этап Конст. этап Контрл. этап

Высокий 17% 35% 22% 32% 22% 42% 33% 56%

Средний 39% 42% 50% 50% 46% 46% 33% 36%

Низкий 44% 23% 28% 18% 32% 2% 34% 8%

Проведя контрольную диагностику уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников по тем же методикам, что и до формирующего этапа эксперимента, стало очевидно, что преобладающее количество детей в группе имеют высокий уровень формируемого показателя.

Статистический анализ и обработка полученных результатов показали, что разработанная и апробированная дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Познавательная экология» привела к улучшению формируемого показателя уровня ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения 20.04.2021)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.

3. http://base.garant.ru/12125350/4fc81bd708668197a291fdc62307ca74/ (дата обращения 13.04.2021)

4. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72161326/ (дата обращения 15.04.2021)

5. https://zakonbase.ru/content/part/1154484 (дата обращения 10.04.2021)

6.https://economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/materials .html (дата обращения 16.04.2021)

7.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190661/ (дата обращения 18.04.2021)

Педагогика

УДК 377.5

старший преподаватель кафедры Алексеева Елена Анатольевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры Почанина Ульяна Геннадьевна «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

СОРЕВНОВАНИЯ WORLDSKILLS ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье освещены важнейшие инструменты в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, которыми является внедрение в образовательный процесс стандарта компетенций WorldSkills Russia. Стандарт WorldSkills - это совокупность установленных обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций. Участие в движении WorldSkills Russia - это: - визитная карточка профессиональной образовательной организации, ее педагогов.

Ключевые слова: стандарт компетенций WorldSkills Russia, компетенция, компетентность, профессиональное мастерство, мотивация, трудоустройство, востребованность, рынок труда.

Annоtation. The article highlights the most important tools in the implementation of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education, is the introduction of the WorldSkills competency standard into the educational process. The WorldSkills standard is a set of established mandatory rules and requirements for the procedure for organizing and conducting events based on the assessment of professional skills in accordance with the specifications of competency standards. Participation in the WorldSkills movement is: - a visiting card of a professional educational organization and its teachers.

Keywords: worldskills russia competency standard, competence, competence, professional skills, motivation, employment, demand, labor market.

Введение. WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Движение WSR объединяет молодых специалистов и признанных профессионалов, педагогов и работодателей, предприятия и образовательные организации, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству, показать, как сегодня стать лучшими в избранной ими специальности и обеспечить успешную профессиональную карьеру в будущем.

Можно с уверенностью констатировать, что конкурсная среда и дух соревнований способствуют максимальному раскрытию потенциала, как студента, так и преподавателя. 198 WorldSkills, несомненно, является «гормоном роста» для молодого специалиста. Это движение развивает не только личностно, но и дает возможность формирования профессиональных компетенций.

Одним из главных целевых ориентиров современных отечественных реформ в системе среднего профессионального образования является переход на новый качественный уровень подготовки специалистов. Для его достижения необходимы структурно-содержательные и технологические изменения образовательного процесса. Немаловажным фактором успешного освоения необходимых умений является мотивация обучающихся к их дальнейшей профессиональной деятельности, желание повышать свой уровень и знания за счет участия в конкурсах профессионального мастерства, различных мастер-классах и чемпионатах [3].

Одним из наиболее ярких представителей данного направления является конкурс молодых специалистов - WorldSkills Russia, который представляет соревнования по компетенции «Технология моды».

Международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире, посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [1]. Россия в 2012 году присоединилась к движению «WorldSkills», что явило необходимость пересмотра подхода к образованию на государственном уровне.

2019 году состоялся очередной 45-ый чемпионат мира по профессиональному мастерству «WorldSkills Kazan 2019», который успешно прошел в городе Казани c 22-27 августа 2019 года и для России оказался победным. Молодые специалисты из более чем 60 стран приехали в Россию соревноваться за звание лучшего в 56 компетенции [4].

Нижегородская область тоже выставила своего представителя на международный уровень соревнований по компетенции «Технология моды».

Изложение основного материала статьи. Привлекательность стандартов «WorldSkills Russia» состоит не только в популяризации рабочих профессий посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, но в первую очередь в возможности на практике познакомится с мировыми профессиональными стандартами. Профессиональные соревнования различного уровня организуются для молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Его внедрение в систему среднего профессионального образования, а сейчас и в систему высшего образования, является приоритетным и должно носить последовательный и систематичный характер. Мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills проходит раз в два года, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». В настоящее время это крупнейшее соревнование подобного рода.

Внедрение стандартов WorldSkills Russia в образовательный процесс влечет за собой ряд изменений, касающихся не только методического обеспечения (рабочие программы, контрольно-оценочные средства и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.