мерностей формирования экологической культуры личности с опорой на специфические духовно-практические способы освоения мировоззренческих, этических ценностей — через их эстетическое переживание, а также исследование механизмов включения системы этих ценностей в субъективную психологическую реальность личности.
Эколого-эстетический подход созвучен современному пониманию сущности экологической культуры как необходимой составной части общей культуры личности и корреспондируется с общим направлением педагогических исследова-
ний, нацеленных на решение проблем экогуманизации педагогического образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Лоренц К. 18 грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц // Вопр. философии. 1992. № 3.
2 Кормин Н. А. Онтология эстетического / Н. А. Кормин. М., 1992.
3 Там же. С. 47.
4 Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д, 1996. С. 13.
5 Печко Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности : дис. ... д-ра филос. наук / Л. П. Печко. М., 1997. С. 45.
Поступила 30.11.05.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
А. М. Якупов, зав. кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Магнитогорского городского лицея при Магнитогорском государственном университете, доцент
Автором содержание понятия «транспортная культура» представлено в контексте философской категории «культура». Определена роль транспортной культуры в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Выявлен ряд проблем в процессе ее практического формирования у школьников, а также намечены основные пути их решения.
В комплексе проблем аварийности на транспорте сегодня одной из наиболее актуальных является проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах страны, и в первую очередь с участием детей. Статистические данные свидетельствуют о том, что на дорогах России ежегодно погибают и получают травмы в ДТП до 27 тыс. детей и подростков. Проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в России усугубляется «взрывной» автомобилизацией общества в последние 5—8 лет. Автомобильный транспорт стал не только самым массовым, но и самым опасным. Более 90 % погибших при транспортных катастрофах — жертвы автотранспорта (для сравнения: на долю же-
лезнодорожного транспорта в среднем приходится 1,2, водного — 2,9 %). «В России количество погибающих на дорогах людей, — отмечает В. Акимов, — на порядок превышает число погибших в результате бедствий, военных действий и авиакатастроф»1.
Такое положение, как мы полагаем, прежде всего вызвано спецификой автомобильного транспорта. Если на железнодорожном и воздушном транспорте население в большей своей части выступает в роли пассажиров, перевозкой которых занимаются профессионалы, то в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения его (населения) представители практически одновременно являются и водителями, и пассажирами, и пешеходами. Дорожно-транспорт-
© А. М. Якупов, 2006
№ 1, 2006
ный процесс — это сложнейшая открытая динамичная социотехническая система, картина которой изменяется постоянно и непрерывно.
Научные изыскания в области подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении в Магнитогорске начались в 1988 г. и проводятся совместными усилиями ученых Магнитогорского государственного университета, специалистов в области безопасности на транспорте и педагогического коллектива города до настоящего времени. Первым результатом такого подхода к решению проблемы явилась разработка системы непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах и улицах. В 1992 г. она была одобрена НИИ теории и методов воспитания АПН Российской Федерации и рекомендована к внедрению в органах образования России. После успешной апробации система была внедрена в Челябинской области и еще более чем в 30 регионах России (1991—1996 гг.)2. Разразившийся экономический кризис в стране приостановил ее дальнейшее развитие и совершенствование. Однако научный поиск путей решения проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма продолжался. В частности, в период 2000—2005 гг. на базе МОУ «Магнитогорский городской лицей при Магнитогорском государственном университете» проводилась научно-исследовательская работа по теме «Подготовка к безопасному участию в дорожном движении — базовый компонент системы формирования транспортной культуры», результаты которой внедрялись в учебный процесс лицея поэтапно в рамках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
О понятии «транспортная культура» автор впервые информировал российскую и зарубежную научную общественность в своем выступлении на Второй Международной научно-практической конференции «Безопасность транспортных систем» (Самара, май 2000 г.).
О дальнейшем ее развитии было доложено на Первой Всероссийской научнопрактической конференции «Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия» (Челябинск, сентябрь 2000 г.)3.
Некоторые результаты проведенной работы нашли отражение в ряде публи-каций4. За последние пять лет был существенно откорректирован понятийный аппарат, в основе которого лежит философская категория «культура». За этот же период нами были заметно обновлены опорные термины и понятия, такие как «транспорт», «транспортировка», «транспортирующая система». Например, транспорт мы определили как совокупность транспортных систем, каждая из которых состоит из транспортирующего устройства (системы) и человека (оператора этой системы) или группы людей, коллектива трудящихся отрасли и т. д., занятых непосредственно организацией и осуществлением процесса транспортировки с помощью транспортирующих систем (техники).
Анализ раскрытого нами причинноследственного механизма ДТП5 позволил выявить основные причины возникновения аварийных ситуаций, нередко завершающихся дорожными происшествиями. По отношению к школьникам это неумение прогнозировать дорожную обстановку (неосознанная степень опасности); незнание мер обеспечения безопасного движения; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним, недисциплинированность; подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице; неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям или рядом находящимся пешеходам), нарушающим правила безопасности движения; потеря бдительности; другие опасные действия и явления. Вместе с этим мы увидели, что, к сожалению, большинство взрослых не всегда отчетливо представляют себе причинно-следственный механизм аварийности.
В исследованиях, проведенных М. А. Котиком, был выявлен целый ряд психологических качеств, которые негативно сказываются на результатах взаимодействия системы «человек — транспортное средство — дорога и среда». К основным из них принадлежат неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения; чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность; безразличие к общественному мнению; несдержанность, склонность к конфликтам; высокая напряженность, взвинченность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; несформиро-ванные способности к абстракциям, установлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий6. Все это еще раз подтверждает, что по своим индивидуальным качествам люди перед опасностью не равны.
Системный подход к решению проблемы подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении позволил нам определить эту подготовку как базовый компонент системы формирования транспортной культуры населения страны, и в первую очередь ее подрастающего поколения.
Очевидно, что диалектическая связь понятий «транспортная культура» и «культура безопасности» в общем контексте философской категории «культура» проявляется в виде необходимого условия осмысления надежного, бесперебойного и безопасного функционирования транспортных систем, так как сами понятия «транспорт» и «безопасность» неотделимы друг от друга ни логикой их определения, ни самой жизнью. Опираясь на законы диалектики и применяя системный подход к поиску научного определения понятий «опасность» и «безопасность», мы пришли к выводу, что и то и другое суть философские категории и представляют собой диалектическое единство и противоположность состоя-
ний систем как один из способов их су-ществования7. В итоге нам удалось раскрыть сущность понятия «транспортная культура», выявить проблему ее формирования у населения, и прежде всего у учащейся и студенческой молодежи, а также показать основные пути решения этой проблемы.
Транспортная культура, по нашему убеждению, — это форма (способ, стиль, образ и т. п.) жизнедеятельности человека и его специфических взаимоотношений с окружающей средой и ее обитателями по удовлетворению своих потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня безопасности транспортного процесса и всех его участников. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он (человек) творит транспортную культуру как неотъемлемую и функционально важную составляющую общей культуры населения.
Транспортную среду мы определяем как среду, в которой осуществляется транспортировка предметов, веществ, энергии, информации и человека посредством транспорта, т. е. транспортных систем, с участием организаторов, управленцев и исполнителей самого процесса транспортировки. Отсюда безопасность в транспортной среде — это форма (способ, образ, стиль) безопасной жизни и деятельности человека в этой среде, направленная на организацию и осуществление процесса транспортировки, обеспечение его безопасности как для самого участника процесса, так и для окружающей среды, в том числе ее обитателей.
Сущность проблемы формирования транспортной культуры, на наш взгляд, заключается в следующем. Живя и постоянно находясь в транспортной среде без специальных знаний ее основных законов существования, развития и функ-
№ 1, 2006
ционирования, население страны, и в первую очередь молодое поколение, находится в условиях практической неподготовленности к безопасному поведению и жизни в этой среде. Незнание и неумение вести себя безопасно, несоблюдение и невыполнение действующих в обществе норм морали и нравственности, этики поведения в процессе дорожного движения, а также юридических норм, определяющих взаимоотношения участников дорожно-транспортного процесса, являются основными причинами нарушения объективных законов безопасности движения. Следствия этого хорошо известны — в России один из самых высоких уровней аварийности среди стран с развитой автомобилизацией.
Неразвитая транспортная культура населения страны вместе с неосознанностью значимости роли специального обучения и воспитания участников движения, их подготовки к безопасному участию в транспортных процессах существенно обострили проблему обеспечения безопасности на дорогах, улицах и в транспорте, которая особенно жестко проявилась в последнее десятилетие. Между тем вопросу подготовки населения, детей и юношества к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, улицах и в транспорте до сих пор уделяется недостаточное внимание. Во многих работах наших соотечественников, посвященных данной проблеме, рассматриваются лишь отдельные ее стороны — речь в основном идет о необходимости изучения «Правил дорожного движения», а не о системном подходе к подготовке обучаемых к безопасному участию в дорожном движении и формированию у них высокого уровня транспортной культуры.
Проблема формирования у детей и подростков транспортной культуры усугубляется неподготовленностью педагогических кадров, отсутствием необходимых учебников и пособий, специальных методик и системы непрерывного обра-
зования детей с учетом взаимодействия с социально-педагогической средой, а также необходимых технических средств обучения и т. п. Такое положение дел не может обеспечить выполнение социального заказа общества по подготовке человека к безопасному участию в дорожном движении, формированию у подрастающего поколения высокого уровня транспортной культуры. При постоянном возрастании роли межотраслевых факторов в определении содержания обучения безопасному участию в дорожном движении до сих пор отсутствует технология этого обучения, которая должна учитывать интегрированный характер содержания раздела «Безопасность на транспорте» предмета ОБЖ.
Подготовка молодежи к безопасному участию в дорожном движении в современных условиях автомобилизации общества, формирование у нее высокого уровня транспортной культуры требуют постоянной, непрерывной (рисунок), систематической и целенаправленной работы. При этом надо учитывать, что сегодняшние дети через несколько лет будут не только непосредственными участниками дорожно-транспортного процесса (водителями, пешеходами, пассажирами, регулировщиками), но и опосредованными (проектировщиками и строителями автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, конструкторами и производителями транспортных средств, средств регулирования движения и систем энергообеспечения процесса транспортировки, а также их эксплуатационниками).
Таким образом, особую актуальность в рассматриваемой сфере в настоящее время имеют следующие проблемы:
— во-первых, в системе формирования транспортной культуры основным (базовым) компонентом является подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении, которая включает в себя такие элементы, как обучение, научение, приучение и воспитание;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— во-вторых, подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении и формирование у них высокого уровня транспортной культуры должны предусматривать постоянную, непрерывную, систематическую и целенаправленную работу с ними и предполагать, что через несколько лет они будут не только непосредственными участниками дорожно-транспортного процесса, но и опосредованными;
— в-третьих, вся деятельность общества по формированию транспортной культуры должна строиться системно и
с обязательной опорой на современные научные достижения в области инженерии, психологии и педагогики, эстетики и дизайна, других естественных и гуманитарных наук, а также с опорой на нормы права, этики, морали и нравственности;
— в-четвертых, все перечисленное выше в полной мере необходимо относить к области не только автомобильного транспорта, но и других существующих видов транспорта и их систем обеспечения безопасного и надежного функционирования.
3—6 лет 7—10 лет 11—13 лет 14—16 лет Старше 16 лет Старше 18 лет
Условные обозначения:
УДО — учреждения дошкольного образования
ООУЗ — общеобразовательные учебные заведения
УНПО — учреждения начального профессионального образования
УСПО — учреждения среднего профессионального образования
УССПО — учреждения среднего специального профессионального образования
УВПО — учреждения высшего профессионального образования
Схема непрерывной подготовки детей и молодежи в учреждениях образования к безопасному участию в дорожном движении и формирования у них транспортной культуры
Отмеченное выше позволяет выделить вопрос формирования транспортной культуры у школьников в самостоятельную проблему, причем не системы образования России или межотраслевую (образование, транспорт, безопасность материальных систем, сохранение жизни и здоровья человека и т. п.), а общегосударственного уровня.
В лицее при Магнитогорском государственном университете со дня его открытия (сентябрь 2000 г.) в соответствии
с утвержденной программой по предмету ОБЖ для 10-х и 11-х классов проводятся занятия по безопасности на транспорте. Изучаются безопасность дорожного движения, а также правила безопасного поведения на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на канатном и канатно-кресельном транспорте, фуникулерах, эскалаторах и др. Общий объем учебных тем по безопасности дорожного движения в 10-х классах — 9 ч, в том числе 2 ч —
№ 1, 2006
практические занятия на местности (перекресток и улицы с интенсивным движением, опасные места при движении в лицей, университет и др.). В 11-х классах всего 4 ч занятий, из них практических — 2 ч. На изучение темы «После-аварийная безопасность и организация первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» отводится 2 ч в разделе «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
С учетом возрастных и психофизиологических особенностей старшеклассников, их возможностей и способностей к восприятию и усвоению специальных знаний в подраздел «Безопасность дорожного движения» включены следующие вопросы: система «человек — транспортное средство — дорога и среда», ее подсистемы; тяговые и тормозные свойства автомобилей и общая картина динамики их движения в разных дорожных условиях; понятия «остановочный путь» и «тормозной путь»; причинно-следственный механизм возникновения ДТП; понятия «видимость» и «обзорность на дороге»; законы безопасности дорожного движения; активная и пассивная безопасность транспортных средств, ремни безопасности; «ловушки» на дорогах; медико-психологические аспекты безопасности дорожного движения; «Правила дорожного движения»; дорожнотранспортные происшествия и преступления и ответственность за них; после-аварийная безопасность и оказание первой медицинской помощи пострадавшим и др.
Помимо изучения предусмотренных программой тем лицеисты пишут рефераты, сдают зачеты по «Правилам дорожного движения», осуществляют научно-исследовательскую работу по линии научного общества учащихся. Преподавательский состав обучается по программе спецсеминара «Основы безопасности дорожного движения и организация профилактики детского дорожнотранспортного травматизма». Все это позволяет говорить о системном подхо-
де к подготовке старшеклассников к безопасному участию в дорожном движении в общей концепции формирования транспортной культуры как одной из специфических форм жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена.
В основу теоретической подготовки лицеистов положены учебное пособие для студентов индустриально-педагогических (технолого-экономических) факультетов педагогических вузов «Основы безопасности движения пешеходов»8, «Правила дорожного движения», материалы, опубликованные в журналах «Жизнь и безопасность», «Основы безопасности жизнедеятельности», «ОБЖ: основы безопасности жизни» и других изданиях.
Исследования, проведенные на базе лицея в 2001—2004 гг., показали, что у учащихся 10-х классов после 9 лет обучения в общеобразовательных школах Магнитогорска и прилегающих к нему сельских районов Челябинской области и Республики Башкортостан самооценка знаний в области обеспечения личной безопасности в дорожном движении сильно завышена. Если до начала изучения в лицее раздела «Безопасность на транспорте» средний самооценочный балл равен 4,4 (по пятибалльной шкале), то после изучения данного раздела свои первоначальные знания школьники оценивают лишь в 2,7 балла. Это говорит о недостаточной подготовке учащихся в предыдущих классах средней школы и об отсутствии системы непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.
На вопрос «Считаете ли Вы полезным для себя прослушанный в лицее раздел курса ОБЖ „Безопасность дорожного движения?“» в декабре 2000 г. из 54 опрошенных учащихся 10-х классов 50 (92,6 %) ответили утвердительно, 3 — отрицательно, 1 не ответил; в декабре 2001 г. положительный ответ дали 78 чел. из 78 респондентов (100 %); в но-
ябре 2004 г. из 97 опрошенных 87 (89,7 %) ответили «да», 10— «нет». Учащиеся своими ответами в доступной форме показали свое отношение к вопросам безопасности в дорожном движении: нельзя ограничиваться подготовкой к безопасному участию в дорожном движении в младших и средних классах. Старшеклассникам это также необходимо, как и всем другим участникам дорожно-транспортного процесса любого возраста.
Актуальной задачей становится системный подход в формировании у учащихся потребности быть «безопасным участником движения», в основе которой — знания, умения и навыки безопасного поведения в процессе движения, дисциплинированность и высокий уровень культуры поведения на дороге и в транспорте, ответственность за безопасность свою и окружающих.
Одним из ключевых направлений в решении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма мы видим организацию на государственном уровне системы непрерывной подготовки населения, и в первую очередь детей, к безопасному участию в транспортных процессах различного вида и типа. Такая подготовка должна стать базовым и неотъемлемым компонентом общей системы формирования транспортной культуры у наших соотечественников. Вторым, не менее значимым, направлением, как показала практика, является создание необходимых организационно-педагогических условий в системе образования России на всех ее уровнях, включая сельские и специальные учреждения образования, по формированию транспортной культуры у подрастающего поколения.
Таким образом, вся деятельность общества по формированию транспортной культуры должна строиться системно, основываться на современных науч-
ных достижениях в области естественных и гуманитарных наук, а также опираться на нормы права, этики, морали и нравственности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Акимов В. На автодорогах как на войне /
B. Акимов, Ю. Соколов // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 4. С. 29.
2 См.: Якупов А. М. Безопасность дорожного движения: проблемы обучения и воспитания детей / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. 1998. № 1. С. 121—124.
3 См.: Якупов А. М. Культура, образование и проблема подготовки человека к участию в транспортных процессах / А. М. Якупов // Безопасность жизнедеятельности на пороге третьего тысячелетия : сб. материалов Первой Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 20—22 сентября 2000 г.). Челябинск, 2000.
4 См.: Якупов А. М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении — базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. 2005. № 1/2. С. 359—374 ; Он же. Транспортная культура и безопасность транспортных систем // Безопасность XXI века : материалы заоч. конф. СПб., 2001. Вып. 4 ; Он же. Транспортная культура и проблемы безопасности транспортных систем // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. № 3. С. 26—27 ; Он же. Формирование культуры безопасности у старшеклассников в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Жизнь и безопасность. 2005. № 3/4.
C. 67—94.
5 См.: Якупов А. М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении : дис. ... канд. пед. наук / А. М. Якупов. Магнитогорск, 1997.
6 См.: Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М. А. Котик. М., 1987.
7 См.: Якупов А. М. Природа опасности и наука «Безопасность систем и человека» / А. М. Якупов // Информ. бюл. УВД г. Магнитогорска «Вектор — безопасность». Магнитогорск, 2005. Приложение к ежемесячной газете «Магнитогорский курьер».
8 Якупов А. М. Основы безопасности движения пешеходов : учеб. пособие для студентов ин-дустр.-пед. (технол.-экон.) фак. пед. вузов / А. М. Якупов, Б. А. Загребин. Магнитогорск, 1995.
Поступила 07.12.05.