Научная статья на тему 'Спортивные клубы в управленческой структуре вузов РФ на примере Сибирского федерального университета'

Спортивные клубы в управленческой структуре вузов РФ на примере Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2082
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / УНИВЕРСИАДА / STUDENTS SPORT / SPORT CLUB / UNIVERSIADE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич, Близневская Валентина Степановна

Образование крупных федеральных университетов РФ диктует необходимость наряду с реализацией образовательных программ нового поколения усиление физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности не только студентов, но и преподавателей, сотрудников. Здесь определяющую роль играет эффективность управления этим важным направлением работы, что и обусловило потребность создания соответствующей новым вызовам структуры спортивного клуба крупного университета. Для разработки такой структуры в Сибирском федеральном университете были изучены технологии организации спортивно-массовой работы других вузов РФ и теоретические основы развития культуры здоровья и физического самосовершенствования личности. На основе проведенных теоретических исследований, анализа опыта физкультурно-спортивной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, а также многолетней положительной практики универсиадного движения в регионе, представлена новая структура организации и управления студенческим спортивным движением. Она построена на обеспечении эффективного управления как физкультурно-оздоровительной деятельностью, так и развитием спорта высших достижений. Представленная и внедренная в практику работы СФУ структура штата спортивного клуба может быть использована в деятельности вузов Российской Федерации с большой численностью студентов. Реорганизация структуры спортивного клуба Сибирского федерального университета и его самостоятельный статус в образовательном учреждении способствовали обеспечению лидирующих позиций вуза во Всероссийских зимней и летней универсиадах. Благодаря достижениям студенческого спортивного движения в регионе, руководство Красноярского края при поддержке спортивной общественности сочло возможным выступить с инициативой подачи заявки на право проведения Всемирной Зимней Универсиады 2019 г. Данная инициатива была поддержана Президентом РФ, министром спорта, туризма и молодежной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич, Близневская Валентина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT CLUBS IN THE MANAGEMENT STRUCTURE OF UNIVERSITIES OF RUSSIAN FEDERATION EXEMPLIFIED BY SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The establishment of large Federal Universities in Russian Federation causes the necessity not only to implement the educational programmes of the new generation but also to strengthen the health, fitness and sports activities both for students and for the university staff. The key role plays the efficiency of the management of this important field, which requires the creation of the new sports club structure within the large university that would meet the demands of the modern society. To develop the new sports club structure for the Siberian Federal University a number of technologies implemented to arrange the sports activities for other higher educational institutions in Russia and the theoretical basis of the health culture and physical self improvement of a personality were studied. The completed theoretical research and analysis of the experience in physical and sports activity in higher educational institutions as well as long-lasting positive practice of the Universiade movement in the region allowed presenting new organizational structure and management approach for the students’ sports movements. The structure is built on providing the efficient management over the health and fitness activities together with the development of the high performance sport. The completed theoretical research and analysis of the experience in physical and sports activities in higher educational institutions as well as long-lasting positive experience of the Universiade movement in the region allowed to present a new organizational structure and management system for the students’ sports organization. The structure is built on the principle of efficient management of both health and fitness activities and of the development of the high performance sport. The stuff structure of the sports club described and implemented into the Siberian Federal University can be used at the Russian Federation higher educational institutions with a large number of students. The reorganization of the sport club in the Siberian Federal University and its independent status in the educational institution contributed to achivieing the leading position of the Siberian Federal University in the All-Russian Winter and Summer Universiade. Due to the achievements of the students’ sports movement in the region, the administration of Krasnoyarsk region with the support of the sports societies found it possible to initiate the application of hosting the World Winter Universiade in 2019. This initiative was supported by the President of the Russian Federation, Minister of Sports, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Спортивные клубы в управленческой структуре вузов РФ на примере Сибирского федерального университета»

УДК 378.172

ББК Ч511.14+Ч514(2)

СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ВУЗОВ РФ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Ю. Близневский, В.С. Близневская Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

Образование крупных федеральных университетов РФ диктует необходимость наряду с реализацией образовательных программ нового поколения усиление физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности не только студентов, но и преподавателей, сотрудников. Здесь определяющую роль играет эффективность управления этим важным направлением работы, что и обусловило потребность создания соответствующей новым вызовам структуры спортивного клуба крупного университета. Для разработки такой структуры в Сибирском федеральном университете были изучены технологии организации спортивно-массовой работы других вузов РФ и теоретические основы развития культуры здоровья и физического самосовершенствования личности. На основе проведенных теоретических исследований, анализа опыта физкультурно-спортивной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, а также многолетней положительной практики универсиадного движения в регионе, представлена новая структура организации и управления студенческим спортивным движением. Она построена на обеспечении эффективного управления как физкультурно-оздоровительной деятельностью, так и развитием спорта высших достижений.

Представленная и внедренная в практику работы СФУ структура штата спортивного клуба может быть использована в деятельности вузов Российской Федерации с большой численностью студентов.

Реорганизация структуры спортивного клуба Сибирского федерального университета и его самостоятельный статус в образовательном учреждении способствовали обеспечению лидирующих позиций вуза во Всероссийских зимней и летней универсиадах. Благодаря достижениям студенческого спортивного движения в регионе, руководство Красноярского края при поддержке спортивной общественности сочло возможным выступить с инициативой подачи заявки на право проведения Всемирной Зимней Универсиады 2019 г. Данная инициатива была поддержана Президентом РФ, министром спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Ключевые слова: студенческий спорт, спортивный клуб, универсиада.

Созданные в период с 2006 по 2011 г. Распоряжениями Правительства РФ и Указами Президента РФ девять федеральных университетов на базе ведущих федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования стали крупными учебными организациями с большим количеством студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников. Для решения вопросов, связанных с организацией и управлением физкультурномассовой и спортивной работой, в таком крупном коллективе необходима эффективная модель управления этим важным направлением работы. Важность этого направления деятельности вузов связана не только с физическим совершенствованием и оздоровительным

эффектом занимающихся [4, 7]. Это мощное средство интеллектуального и духовно-нравственного развития индивида [1, 2, 11]. К тому же, трудно переоценить роль физической культуры и спорта в формировании конкурентного ресурса студентов как будущих специалистов [3].

В конце 2008 г. на федеральном уровне был обсужден вопрос о проведении Всероссийских Универсиад по летним и зимним видам спорта для активизации студенческого спортивного движения в стране. В целях укрепления спортивных традиций, повышения уровня спортивного мастерства и качества учебно-тренировочной работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также определения

лучших из них по организации физкультурноспортивной работы был издан приказ Мин-спорттуризма России и Минобрнауки России от 02 февраля 2010 г. № 63/89 о проведении I Всероссийской зимней и II Всероссийской летней Универсиад 2010 г.

Для успешного выступления вузов на этих комплексных спортивных мероприятиях федерального уровня необходимо не только дополнительно активизировать спортивную подготовку студентов-спортсменов, но и повысить уровень организации всех направлений физкультурно-спортивной работы в студенческой среде.

Организация проведения исследования. В Красноярском крае «спортивной жизни» студентов всегда уделялось достаточно пристальное внимание. После распада добровольного спортивного общества «Буревестник» в регионе встал вопрос о преемственности функций этой организации. Внутривузов-ская спортивно-физкультурная деятельность развивалась в основном кафедрами физической культуры, самостоятельно или через спортивные клубы. А организацию и проведение межвузовских спортивных мероприятий взял на себя Крайспорткомитет. Благодаря такой вертикали управления студенческим спортивным движением в регионе удалось сохранить большинство развиваемых в вузах края видов спорта.

Для определения динамики развития видов спорта в студенческой среде региона нами были проанализированы статистические показатели количества вузов и числа участников краевых универсиад по видам спорта на протяжении 2001-2010 гг. (табл. 1). Так ежегодно в краевой универсиаде принимали участие от 2200 до 2700 студентов региона. Это зависело не только от числа проводимых видов спорта и количества принимаемых в них команд вузов, но и от положений-регламентов по допуску спортсменов к участию в этих соревнованиях. Соревнования по 19 видам спорта проводились не только на протяжении периода, отраженного в табл. 1, но и ранее, с 1992 г. Оставшиеся 7 видов спорта включались в программу мероприятия постепенно, по мере их развития и степени распространенности в образовательных учреждениях края.

При подготовке к зимней и летней универсиадам 2010 г. в качестве экспериментальной площадки данного исследования стал Сибирский федеральный университет. Здесь было аргументировано и принято новое

управленческое решение по усовершенствованию работы спортивного клуба университета. Создана его новая структура для управления физкультурно-массовой и спортивной деятельностью вуза, которая была выведена из непосредственного подчинения кафедры физической культуры и выделена в самостоятельный методический и управленческий орган по развитию студенческого спорта университета. Разработанная структура штата спортивного клуба СФУ представлена на рисунке.

В деятельности СК СФУ было выделено два ключевых направления развития студенческого спортивного движения: организация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов, преподавателей и сотрудников вуза; подготовка сборных команд университета по видам спорта для участия в спортивных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней.

Основная нагрузка по организации физкультурно-оздоровительной деятельности

возлагалась на двух методистов-инструкторов в непосредственном подчинении председателю СК. Но для обеспечения проведения всех запланированных конкурсов, спартакиад, спортивных праздников и фестивалей кроме

17 штатных работников СК СФУ к организации внеучебной физкультурно-оздоровительной работы были привлечены 108 преподавателей кафедры физической культуры. Наличие нескольких подразделений, отраженных на рисунке, объясняется большим количеством студентов и преподавателей вуза, так как СФУ был образован в 2007 г. посредством объединения государственного университета, политехнического университета, инженерностроительного университета, института цветных металлов и торгового института г. Красноярска. Вуз стал вторым в Российской Федерации по числу бюджетного приема. Таким образом, после объединения численность студентов превысила 36 500 чел., преподавателей - 3 300 чел., сотрудников - 4 700 чел. При этом не только учебные корпуса, но и спортивные объекты оказались территориально рассредоточенными в черте г. Красноярска. В результате работы выделенных в структуре СК СФУ территориальных подразделений большинство организационных и управленческих вопросов удавалось решать достаточно оперативно.

Непосредственно студенческий спорт вуза (см. рисунок) курировали два заместителя

Таблица 1

Статистика проведения краевых соревнований среди вузов «Универсиада Красноярского края» с 2001 по 2010 г.

Вид спорта Количество участников (чел.) / число вузов (ед.), принимавших участие в универсиадах

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

I Футбол 176/8 220 / 10 264/ 12 242 / 111 242 / 11 264/12 264/ 12 220/ 10 198/9 176/8

2 Мини-футбол 180/10 216 / 12 180/10 234/ 13 234/13 252/ 14 216/ 12 180/10 162/9 180/10

3 Е!олейбол (мужчины) 160/10 160 / 10 176/11 160/10 176/11 192/12 176/11 160/10 144/9 169/10

4 Е!олейбол (женщины) 144/9 160 / 10 160/10 160/10 160/10 160/10 192/ 12 176/11 128/8 160/10

5 Баскетбол (мужчины) 160/10 160 /10 192/12 192/12 208/ 13 176/11 160/10 160/ 10 144/9 12.8/8

6 Баскетбол (женщины) 128/8 96/6 96/6 112/7 96/6 112/7 144/9 128/8 112/7 112/7

7 Регби 100/5 100/5 - 140/7 120/6 140/7 120/6 120/6 120/6 120/6

8 Лыжные гонки 40/8 35/7 50/10 45/9 4:5/9 40/8 55/11 40/8 40/8 40/8

9 Спортивное ориентирование (лыжи) 72/6 72/6 84/7 84/7 72/6 84/7 60/5 72/7 72/6 72/6

10 Конькобежный спорт 64/8 64/8 64/8 72/9 72/9 64/8 64/7 72/9 60 / 6 32/8

11 Легкая атлетика 140/7 140/7 160/8 120/6 180/9 140/7 180/9 140/7 140/7 160/8

12 Плавание 100/10 110/11 100/10 100/10 110/11 110/11 80/8 80/8 90/9 80/8

13 Настольный теннис 56/7 56/7 72/9 104/113 80/10 96/12 104/13 88 / 11 54/9 50/10

14 Спортивное ориентирование (кросс) 84/7 72/6 84/7 72/6 84/8 84/8 84/8 84/7 60/5 96/8

15 Гиревой спорт 42/7 48/8 54/9 54/9 42/7 42/7 56/7 64/7 - 68/7

16 Оздоровительная аэробика 72/9 64/8 48/6 80/10 64/8 56/7 56/7 56/7 42/7 64/8

17 Е!ольная борьба 110/11 110/11 80/ 10 70/7 50/5 70/7 60/6 60/6 54/9 52/8

18 Греко-римская борьба 110/11 120/12 100/10 110/11 70/7 70/7 60/6 70/7 49/7 49/7

19 Самбо 90/9 100 /10 100/10 90/9 80/8 70/7 60/6 - 64/8 64/6

20 Дзюдо 63/9 70/10 63/9 49/7 54/8 54/8 42/6 49/7 49/7 49/7

21 Бокс 90/9 90/9 60/6 70/7 90/9 60/6 80/8 70/7 66/6 77/7

22 Шахматы 80/8 80/8 100/10 100/110 120/12 120/12 110/11 90/9 100/10 90/9

23 Спортивное скалолазание - — 56/8 63/9 56/8 49/7 42/6 49/7 56/8 60/6

24 Туризм — — — 50/6 60/6 70/7 70/7 70/7 60/6 58/6

25 Скелетон - - - 15/5 18/6 - - - - -

26 Силовая атлетика (жим штанги) - - - - 108/9 120/10 132/11 84/7 81/9 96/8

27 Сноуборд — — - - - - — - 18/6 12/4

28 Горнолыжный спорт - — - - - - — - 18/6 15/5

29 Шашки - — - - - - — - 40/5 56/7

Всего участников 2 261 2 343 2 343 2 588 2 691 2 695 2 667 2 382 2 221 2 385

Близневский А.Ю., Близневская B.C. Спортивные клубы в управленческой структуре

вузов РФ...

Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки»

ГО

00

Ректор Сибирского федерального университета (СФУ)

Директор института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета (ИФКСиТ СФУ)

_______________________________

т

Председатель «Спортивного клуба СФУ» (СК СФУ) ~1

т

т

т

Секретарь С К СФУ

Заместитель председателя СК СФУ по проведению чемпионатов СФУ по видам спорта

X

Заместитель председателя СК СФУ по работе с тренерами сборных команд СФУ по видам спорта и организации участия в краевой универсиаде

Тренеры сборных команд СФУ по видам спорта

И метру ктор-методист по связям со СМИ, информационному обеспечению деятельности СК СФУ. формированию статистики спортивных достижений студентов и сотрудников СФУ

Инструктор-методист по организации участия в общеуниверситетских и городских спортивных праздниках и фестивалях, конкурсах «Стартуют все» и «Здоровый образ жизни»

т

Инструктор-методист по проведению физкультурноспортивных мероприятии среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников СФУ'

Руководитель территориального подразделения (ТП) № 1 СКСФУ Руководитель территориального подразделения (ТП) № 2 СК СФУ Руководитель территориального подразделения (ТП) № 3 СК СФУ Руководитель территориального подразделения (ТП) № 4 СК СФУ Руководитель территориального подразделения (ТП) № 5 СК СФУ

Инструктор-методист I II № I по проведению спартакиады первокурсников и спартакиады среди инст итутов СФУ

Инструктор-методист I II № 2 по проведению спартакиады первокурсников и спартакиады среди институтов СФУ

И ітстру ктор-методист ТТІ № I по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников СФУ

I

Ииструктор-методист ТГІ № 3 по проведению спартакиады первокурсников и спартакиады среди институтов СФУ

Инструктор-методист 111 № 2 по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий среди п рофсссорс КО-1 іреиода-вательского состава и сотрудников СФУ

т :

Инстру ктор-методист ГП № 4 по проведению спартакиады первокурсников и спартакиады среди институтов СФУ

Инегруктор-методист II1 № 3 по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников СФУ

1

И истру ктор-методист ТГ1 № 5 по Проведению спартакиады первокурсников и спартакиады среди институтов СФУ

Иистру ктор-методист ТП № 4 но организации физкультурно-оздоровительных мероприятий среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников СФУ

3

Инструктор-методист I II № 5 по организации физкулыурно-оздоровител Ы 11,1 X мероприятий среди профессорско-преподавательского состава И сотрудников СФУ

Кафедра

физической

культуры

ИФКСиТ

СФУ

Структура штата спортивного клуба Сибирского федерального университета с 2009 г. при реализации пилотного проекта по усовершенствованию управления студенческим спортивным движением в вузе

Теория и практика управления образованием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

председателя СК СФУ, распределив перечень управленческих задач по развитию студенческого спорта. Один заместитель координировал организацию проведения более 30 внут-ривузовских чемпионатов по видам спорта в течение учебного года: подготовку положений-регламентов, определение сроков и времени использования спортивных объектов университета, вопросы судейства, транспорта, освобождения студентов-спортсменов для участия, подведения итогов. Результатом проведения таких спортивных мероприятий было формирование составов сборных команд университета для представления вуза на краевой и всероссийской универсиадах, чемпионатах России среди студентов по видам спорта.

Второй заместитель занимался вопросами представления сборных команд вуза на краевой универсиаде, проводимой также на протяжении учебного года по 26 видам спорта. Кроме этого необходимо было решать вопросы командирования этих сборных на соревнования всероссийского и международного уровней. Оба заместителя работали в непосредственном контакте с тренерами спортивного клуба по видам спорта.

Своевременную подачу информации о всех спортивных мероприятиях, достижениях студентов и сотрудников вуза на телевидение, в печать, в информационную службу сайта университета обеспечивал выделенный для этого в штате СК СФУ инструктор-методист.

Таким образом, основное руководство и координацию деятельностью спортивного клуба осуществляли шесть сотрудников структурной модели этого органа: председатель и пять непосредственных его заместителей.

Изменение структуры СК СФУ привело к резкому увеличению участников проводимых в течение учебного года физкультурнооздоровительных мероприятий. Так созданная структура управления позволила проводить многоэтапные физкультурно-спортивные мероприятия, начиная от учебной группы, курса, института до общеуниверситетских спартакиад, межрегиональных спортивных праздников и фестивалей с привлечением большого количества участников и зрителей. Организаторы внеучебной физкультурно-оздоровительной работы совместно с физкультурным студенческим активом в течение учебного года проводили спортивные мероприятия в студенческих общежитиях, где в 67 % фонда общежитий были обустроены и работали спортивные комнаты, оснащенные тренаже-

рами, а для организации спортивных мероприятий институтам было выделено время в спортивных залах университета. В частности, с целью активизации физкультурно-спортивной работы в университете были проведены конкурсы:

- «Лучшая организация физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы среди институтов»;

- «Здоровый образ жизни» среди студентов;

- «Здоровый образ жизни» среди преподавателей и сотрудников;

- «Стартуют все»;

- «Спортивно-оздоровительный туризм».

Номинантами всех конкурсов стали 1058

человек, которые были награждены денежными премиями.

Согласно утвержденному плану работы СК СФУ было проведено несколько внутри-вузовских спартакиад:

- 5 спартакиад среди студентов 1 курса -40 соревнований с участием 1725 студентов;

- 5 студенческих спартакиад среди институтов - 50 соревнований с участием 2783 студентов;

- 5 спартакиад среди студентов, проживающих в общежитиях - 41 соревнование с участием 1245 студентов;

- 5 спартакиад «бодрость и здоровье» среди преподавателей и сотрудников - 27 соревнований с участием 608 человек;

- спортивные мероприятия, посвященные отраслевым праздникам в институтах и факультетах.

В течение 6 месяцев проводилось зимнее первенство университета по футболу, в котором приняло участие 74 команды - 970 участников.

Таким образом, всего в течение 2009/2010 учебного года было проведено свыше 260 мероприятий с общим числом участников более 25 000 человек, что достоверно (р < 0,01) превысило как общее число проведенных в предыдущем учебном году физкультурноспортивных мероприятий университета, так и количество их участников. До выделения СК СФУ в самостоятельную структуру, в 2008/2009 учебном году, таких мероприятий было менее 200 с общим числом участников

18 400 человек. В результате внедренной управленческой модели спортивного клуба вуза СФУ стал победителем открытого Всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни» 2011 г. и призером 2012 г., а также

победителем открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы за 2011-2012 гг.

Активизация работы СК СФУ, безусловно, положительно отразилась на развитии студенческого спорта высших достижений. Ведь студенческий спорт, аккумулирующий практически все компоненты физического развития, обладает большим воспитательноразвивающим потенциалом в системе образования [5, 9]. В частности, для квалифицированных студентов-спортсменов СФУ работали 72 спортивные секции по 32 видам спорта. При этом наибольшие усилия руководства

спортивного клуба были сосредоточены на организации подготовки в видах спорта, включенных в программу Всероссийских универсиад.

В соответствии с гипотезой данного исследования, с 2009 г. нами было инициировано включение в программу краевой универсиады горнолыжного спорта и сноуборда (см. табл. 1). Основная цель включения заключалась в усилении развития этих видов спорта в вузах края, так как они были включены в проект Положения о проведении I Всероссийской зимней Универсиады в 2010 г. Благодаря проведению соревнований по этим видам спорта в течение двух лет, они были достойно представлены на всероссийском комплексном спортивном мероприятии.

Таблица 2

Командные итоги финальных соревнований I Всероссийской зимней Универсиады 2010 года

Заня- тое место Название образовательных учреждений Очки командного зачета Всего очков

Биат- лон Горно- лыжный спорт Конь- кобеж- беж- ный спорт Лыж- ные гонки Сноу- борд Спор- тивное ориен- тирова- ние Хок- кей (муж- чины)

1 Сибирский федеральный университет (Красноярск) 7 12 0 12 10 12 - 53

2 Башкирский институт физической культуры (Уфа) 8 9 7 - - - 11 35

3 Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Москва) 4 - 9 10 11 - - 34

4 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья (Санкт-Петербург) 6 - 10 - 8 - 10 34

5 Тюменский государственный университет 11 - - 11 - - 8 30

6 Дальневосточная государственная академия физической культуры (Хабаровск) 3 4 6 7 - - 7 27

7 Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск) - 10 11 - 4 - - 25

8 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет - 11 - 9 - - - 20

9 Северо-Восточный государственный университет (Магадан) - 7 - - 9 - - 16

10 Уральский государственный технический университет (Екатеринбург) - 6 0 8 - - - 14

Таблица 3

Командные итоги финальных соревнований II Всероссийской летней Универсиады 2010 года

Занятое место Название образовательных учреждений Очки командного зачета Всего очков

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Москва) - - 7 11 4 6 9 - 8 12 9 9 12 9 11 9 116

2 Сибирский федеральный университет (Красноярск) - 11 - 9 9 - - 10 11 2 7 4 6 8 - - 77

3 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья (Санкт-Петербург) - - 12 0 - - 12 - - - - - - 12 9 - 45

4 Сибирский государственный университет физической культуры (Омск) 8 - - 0 - 8 - - - - 10 - 10 - 2 - 38

5 Пензенский государственный педагогический университет - - - 0 - - - 9 - - 12 11 - 3 - - 35

6 Дальневосточный государственный технический университет (Владивосток) 11 - - 7 - - - - - - - 10 - - - - 28

7 Дальневосточный государственный университет (Владивосток) - - 6 - - - 10 - - - 11 - - - - - 27

8 Кубанский государственный университет физической культуры и спорта (Краснодар) - - - 5 - - - - - 10 - - 11 - 0 - 26

8 Пензенский государственный университет (Пенза) - - 8 - - 7 11 26

10 Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск) 12 - - 3 - - - - - - - - - 10 - - 25

Примечание: 1 - бадминтон; 2 - баскетбол (мужчины); 3 - баскетбол (женщины); 4 - бокс; 5 - волейбол (мужчины); 6 - волейбол (женщины); 7 - легкая атлетика; 8 - мини-футбол (мужчины); 9 - мини-футбол (женщины); 10 - настольный теннис; 11 - плавание; 12 - самбо; 13 - теннис; 14 - тхэквондо ВТФ; 15 - фехтование; 16 - шахматы.

Близневский А.Ю., Близневская B.C. Спортивные клубы в управленческой структуре

вузов РФ...

Более эффективное руководство деятельностью курсов спортивного совершенствования по видам спорта благодаря новой структуре спортивного клуба СФУ и участие студентов вуза в краевых универсиадах способствовали успешной подготовке сборных команд университета в большинстве видов спорта, включенных в программы Универсиад. Так из четырех видов спорта 2 этапа I Всероссийской зимней Универсиады Сибирский федеральный университет сформировал полноценные команды по трем видам спорта и вышел в финал, где сборная команда СФУ выступила практически во всех видах спорта программы, за исключением хоккея, и стала победителем I Всероссийской зимней Универсиады. В табл. 2 приведены команды, занявшие 1-10 места в финальных соревнованиях, где участвовали студенты 54 вузов страны.

Подготовка к соревнованиям II Всероссийской летней Универсиады позволила студентам СФУ также занять первое место в Сибирском федеральном округе и выйти в финальную часть. На финальных соревнованиях участвовали 1547 студентов из 132 вузов в 16 видах программы, где сборная команда СФУ смогла выступить в 10 видах спорта и занять 2-е общекомандное место. В табл. 3 приведены образовательные учреждения, занявшие 1-10 места в этом комплексном всероссийском студенческом мероприятии.

Учитывая сложившиеся традиции развития студенческого спорта в крае и достижения на всероссийском уровне, руководство Красноярского края при поддержке спортивной общественности и специалистов [6, 8, 10] сочло возможным выступить с инициативой подачи заявки на право проведения Всемирной Зимней Универсиады 2019 г., старт которой был дан 1 сентября 2012 г.

Заключение. Таким образом, выделение спортивного клуба крупного вуза в самостоятельную структуру ведет как к более эффективному руководству деятельностью курсов спортивного совершенствования по видам спорта, так и к усилению активности физкультурно-оздоровительной деятельности.

Соответственно, предлагаемая структура штата спортивного клуба может быть использована в деятельности вузов с большой численностью студентов. Что касается развития студенческого спорта в Красноярском крае, то даже заявочная компания на право проведения Всемирной Зимней Универсиады 2019 г. и деятельность, связанная с ее организацией уже меняет отношение студенчества к физи-

ческой культуре и спорту. Открываются новые возможности развития спорта среди молодежи региона.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезия человека /

B.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бальсевич, В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с.

3. Баранов, В.В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента / В.В. Баранов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. -

C. 100-103.

4. Вайнер, Э.Н. Валеология: учеб. программа для студентов всех специальностей пед. вузов / Э.Н. Вайнер. - Липецк, 1993. - 15 с.

5. Евсеев, С.П. Современное образовательное пространство в области физической культуры и спорта Российской Федерации / С.П. Евсеев, М.Ю. Щенникова // Материалы междунар. спорт. форума «Россия - спортивная держава 2011». - М. : СпортАкадем-Реклама, 2011. - С. 225-231.

6. Использование наследия универсиады 2019 года для развития Красноярска / З.А. Васильева, Г.Ф. Каячев, В.И. Колмаков и др. // Вестник Сибир. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2012. - № 6 (46). - С. 43-46.

7. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

8. Лихачева, Т.П. Анализ и оценка преимуществ Красноярска в сравнении с горо-дами-кандидатами на проведение Всемирной Универсиады 2019 года / Т.П. Лихачева, О.В. Рыжкова, Ю.В. Улас // Вестник Сибир. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М. Ф. Решетне-ва. - 2012. - № 6 (46). - С. 107-113.

9. Николаев, Ю.М. Физическая культура и спорт в контексте спортивно-образовательной политики России / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. -С. 103-104.

10. Оценка потенциала роста Красноярска и ожидаемого эффекта в результате проведения Всемирной Универсиады 2019 года /Г.Ф. Каячев, З.А. Васильева, В.И. Колма-ков и др. // Вестник Сибир. гос. аэрокосм.

ун-та им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2012. - ного высшего образования / И.Н. Пушкарева,

№ б (4б). - С. 8б-89. С.В. Кумская, С.А. Новоселов // Теория и

11. Пушкарева, И.Н. Адаптация студен- практика физ. культуры. - 2010. - № 3. -

тов к учебному процессу в системе современ- С. 55-57.

Близневский Александр Юрьевич, кандидат педагогических наук, профессор, зам. директора по учебной работе института физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), bliznevsky5S@mail.ru.

Близневская Валентина Степановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), bliznevskaya@mail.ru.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” ______________________________________________________________2013, vol. 5, no. 3, pp. 25-33

SPORT CLUBS IN THE MANAGEMENT STRUCTURE OF UNIVERSITIES OF RUSSIAN FEDERATION EXEMPLIFIED BY SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

A.Yu. Bliznevsky, V.S. Bliznevskaya

The establishment of large Federal Universities in Russian Federation causes the necessity not only to implement the educational programmes of the new generation but also to strengthen the health, fitness and sports activities both for students and for the university staff. The key role plays the efficiency of the management of this important field, which requires the creation of the new sports club structure within the large university that would meet the demands of the modern society. To develop the new sports club structure for the Siberian Federal University a number of technologies implemented to arrange the sports activities for other higher educational institutions in Russia and the theoretical basis of the health culture and physical self improvement of a personality were studied. The completed theoretical research and analysis of the experience in physical and sports activity in higher educational institutions as well as long-lasting positive practice of the Universiade movement in the region allowed presenting new organizational structure and management approach for the students’ sports movements. The structure is built on providing the efficient management over the health and fitness activities together with the development of the high performance sport. The completed theoretical research and analysis of the experience in physical and sports activities in higher educational institutions as well as long-lasting positive experience of the Universiade movement in the region allowed to present a new organizational structure and management system for the students’ sports organization. The structure is built on the principle of efficient management of both health and fitness activities and of the development of the high performance sport. The stuff structure of the sports club described and implemented into the Siberian Federal University can be used at the Russian Federation higher educational institutions with a large number of students. The reorganization of the sport club in the Siberian Federal University and its independent status in the educational institution contributed to achivieing the leading position of the Siberian Federal University in the All-Russian Winter and Summer Universiade. Due to the achievements of the students’ sports movement in the region, the administration of Krasnoyarsk region with the support of the sports societies found it possible to initiate the application of hosting the World Winter Universiade in 2Gi9. This initiative was supported by the President of the Russian Federation, Minister of Sports, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation.

Keywords: students sport, sport club, universiade.

Bliznevsky Alexander, Candidate of Pedagogy, Professor, Deputy Director for Academic Affairs of the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism, Siberian Federal University (Krasnoyarsk), bliznevsky58@mail.ru.

Bliznevskaya Valentina, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Chair of Physical Education, Institute of Physical Culture, Sports and Tourism, Siberian Federal University (Krasnoyarsk), bliz-nevskaya@mail.ru.

Поступила 10 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.