УДК [316.647.5: 316.624] - 053.81
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ*
FORMATION OF TOLERANT CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOUR AS A WAY TO REDUCE DESTRUCTIVE BEHAVIOUR AT ADOLESCENTS
Т. В. Кулиш, И. В. Павлов T. V. Kulish, I. V. Pavlov
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрываются опыт формирования толерантности у студентов техникумов, формы и методы преодоления у них агрессивности и других асоциальных форм поведения. Представлены итоги проведенного исследования, которые свидетельствуют о результативности использования в работе со студентами с деструктивными видами поведения комплексных формирующих воздействий, направленных на развитие системы ценностей, нравственно-волевых качеств, выработку толерантных способов поведения, установок, элементарных навыков общения, конструктивных способов взаимодействия в конфликтных ситуациях, соблюдения норм поведения в социуме. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных путей осуществления данного процесса.
Abstract. The article presents the record of formation of tolerant consciousness and behaviour at students of technical schools, the forms and methods of prevention of aggressive behaviour and other asocial forms of behaviour. The authors provide the results of the studies that prove the effectiveness of taking complex formation measures to develop the set of values, moral and will, tolerant behaviour, basic communication skills and constructive ways to interact in the conflicts, compliance with social norms of behaviour when dealing with destructive forms of behaviour at students. The obtained results prove the effectiveness of the proposed ways of implementing the given process.
Ключевые слова: толерантное сознание, толерантное мышление, толерантное поведение, деструктивное поведение, критерии, принципы, педагогические условия.
Keywords: tolerant consciousness, tolerant thinking, tolerant behaviour, destructive behaviour, criteria, principles, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность воспитания толерантности у учащейся молодежи обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую, так и российскую общественность. Современный мир характеризуется ростом различных проявлений экстремизма, агрессивности, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к простому и быстрому решению сложных социальных проблем [1], [2], [4], [5], [6], [7], [9], [11].
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-16-21021)
Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у молодежи толерантности. И его деятельность должна быть направлена на то, чтобы из стен образовательного учреждения вышли не только воспитанники с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Основными задачами толерантного воспитания учащейся молодежи являются расстановка правильных критериев толерантности и интолерантности, содействие своевременному выходу избыточной энергии воспитанника [1, 226].
Цель нашей работы - раскрыть педагогические условия формирования толерантности у студентов среднего специального учебного заведения.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось в 2014/15 учебном году на базе Чебоксарского машиностроительного техникума. В работе использовались следующие методы: обзор теоретической литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, сравнение и сопоставление полученных данных. В эксперименте приняли участие 267 студентов -первокурсников (146 студентов экспериментальных и 121 студент контрольных групп), педагог-психолог, 7 кураторов учебных групп 1 курса, педагог-организатор, 12 преподавателей учебных дисциплин, 5 членов и председатель студенческого совета.
Результаты исследований и их обсуждение. Среди специфических особенностей студентов техникумов необходимо отметить склонность к различным формам деструктивного поведения, таким как агрессия, негативизм, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, а также неустойчивость в сфере волевого контроля над эмоциональными реакциями. В то же время возраст обучающихся в техникуме - это наиболее пластичный период для формирования фундаментальных качеств личности, жизненных установок и позиций, чувства индивидуальности, погружения в культуру, врастания индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, самосовершенствования как наиболее адекватной формы саморазвития. Для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая. Переживаемые ценности определяют тип человеческой личности, направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов и особый образ действий [5, 56].
В возрасте 16-18 лет у человека ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения. В этот период молодежь устремлена в будущее, поэтому особое внимание следует обратить на развитие у них мышления. Главное в развитии мышления - овладение студентом процессом образования понятий, развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. В связи с этим для студентов техникума становится возможным более глубокое понимание других людей.
Следовательно, возраст 16-18 лет является переломным, критическим, чувствительным к формированию мировоззрения, жизненных ценностей, установок, которые обеспечивают повышенную готовность к действию [1, 62].
В связи с этим, учитывая социально-психологические особенности данной возрастной категории, профессиональное образовательное учреждение должно помочь студенту направить деструктивную энергию в позитивное русло с помощью развития толерантных установок, духовно-нравственных качеств, создания условий для развития толерантности и воспитания духовной культуры; формировать социально активную и
социально ориентированную личность, способную к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения [3], [7], [8], [9]. Важная роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу учебного заведения.
В ходе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями у студентов техникума повысится, а уровень склонности к агрессии и насилию снизится, если:
формирование толерантных установок у студентов-первокурсников организуется как часть целостного педагогического процесса техникума путем внедрения программы «Шаг к толерантности»;
целенаправленное использование воспитательного потенциала всех учебных дисциплин и внеклассных мероприятий будет стимулировать желание и стремление быть толерантным, гуманным, ответственным, дисциплинированным, заниматься самовоспитанием, самообразованием, знакомиться с другими культурами (традициями других народов);
- обеспечивается взаимодействие педагога-психолога со студентами, с их кураторами, преподавателями учебных дисциплин, родителями.
Мы в своей работе учитывали, что в структуре личности особую роль выполняют знания [5], [6], [10]. Они являются основой личных убеждений человека, определяют его поведение. В процессе овладения знаниями основ наук в сознании учащихся происходят глубокие качественные изменения, формируются основы научного мировоззрения. Духовно-нравственное сознание личности неотделимо от ее нравственных переживаний и чувств, преданности высоким идеям, внутренней воли и стремления делать добро [3], [12].
Предварительный опрос студентов, обучающихся в техникуме, показал, что содержание понятий «толерантность» и «интолерантность» хорошо понимают в экспериментальной группе 31% студентов, могут рассказать о знакомых им людях с толерантным поведением - 39 %, считают важным быть толерантным в общении с людьми различных национальностей -31%, терпимым к чужим мнениям, религиозным верованиям - 68 %. В то же время в реальной жизни часть студентов проявляли грубость, неуважительное отношение к однокурсникам разных национальностей, нетерпимость к чужим мнениям, у многих не были сформированы толерантное сознание и поведение.
«Декларация принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995 г.) определяет толерантность как «ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех индивидов быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство, это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять как отдельные лица, так и группы и государства.
Мы исходили из того, что толерантное сознание и поведение - системное образование личности учащегося, отражающее степень его доброжелательности, творческости, развитости у него духовно-нравственных и волевых качеств, таких как умение контролировать свое эмоциональное состояние, готовность к принятию иных логик и взглядов. Исходя из этого, нами была разработана профилактическая программа воспитания студентов техникума «Шаг к толерантности», состоящая из 12 тренинговых занятий. Продолжительность одного занятия - 1 час.
Мы полагаем, что формирование толерантного сознания и поведения у студентов техникума невозможно без учета половозрастных характеристик, сформированности нравственно-волевых качеств, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, позитивной направленности личности, осознания социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.
В соответствии с этим процесс формирования толерантного сознания и поведения у студентов-первокурсников техникума включал в себя четыре компонента: когнитивный, мотивационно-потребностный, поведенческий и рефлексивный.
В экспериментальной и контрольной группах была проведена диагностика с помощью опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел). Опросник содержит семь диагностических шкал, нас интересовали три из них: шкала волевого контроля над эмоциональными реакциями, шкала склонности к преодолению норм и правил и шкала склонности к агрессии и насилию. Были выявлены высокий, средний и низкий уровни склонностей к отклоняющемуся поведению по интересующим нас шкалам.
Высокий уровень по шкале склонности к отрицанию норм и правил свидетельствует о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма. Средний уровень говорит о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Низкие показатели по данной шкале сигнализируют о конформистских установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
Шкала склонности к агрессии и насилию была использована для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций; средние показатели - о наличии агрессивных тенденций у испытуемого; низкие показатели - о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности проявления агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций применялась для измерения склонности испытуемого к контролированию поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это говорит о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о не-сформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Низкие показатели, наоборот, указывают на невыраженность этих тенденций, жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Результаты диагностики констатирующего этапа исследования представлены в таблице показателей уровня и шкалы склонностей. Как видно из таблиц 1 и 2, уровни и шкалы склонностей у студентов экспериментальной и контрольной групп по трем названным показателям примерно одинаковы.
В соответствии с задачами нашего исследования для целенаправленного формирования толерантных установок у первокурсников экспериментальной группы методической службой техникума была разработана программа действий педагогов.
Прежде всего, преподаватели русского языка и литературы, истории, общество-знания, физики, биологии, химии и английского языка использовали воспитательные ресурсы своих предметов для формирования у обучающихся толерантного сознания и поведения, преодоления агрессивности.
На уроках литературы студенты погружались в многонациональную и поликультурную среду с помощью произведений поэтов и писателей - представителей самых разных народов и народностей нашей страны, учились понимать и ценить своеобразие других культур. На уроках русского языка было уделено внимание раскрытию понятий «милосердие», «толерантность», «интолерантность». Так, например, по заданию преподавателя обучаемыми были подобраны синонимы к слову «милосердие»: «терпимость», «сочувствие», «сострадание», «сопереживание», «доброта», «отзывчивость», «жалость», «совестливость», «честность», «душевность», «участливость», «чуткость» и др. Рассматривая их, они отмечали, что для всех этих слов есть обобщающее - «толерантность». Студентам также были даны задания подобрать примеры толерантного поведения героев художественных произведений, собрать мудрые и добрые пословицы и поговорки чувашского народа и т. д. Был проведен конкурс сочинений на тему «Один мир, одна страна, одна дружба».
На уроках физической культуры преподаватели вовлекали обучающихся в различные игры народов России и мира, рассказывали о традициях этих народов, о нормах поведения спортсменов на состязаниях.
Для повышения педагогической компетентности педагогов в области формирования толерантного сознания и поведения проводились мастер -классы. Психологом техникума осуществлялось обучение преподавателей способам конструктивного взаимодействия со студентами, коллегами и администрацией с опорой на принципы гуманизма, научности, толерантности.
Кураторами учебных групп была проведена серия классных часов по воспитанию толерантного поведения: «Учимся понимать и уважать друг друга», «Толерантность -интолерантность», «Все разные, но все-таки мы вместе».
Обучающиеся экспериментальной группы приняли активное участие в студенческой конференции «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия», в круглых столах и молодежных диспутах с приглашением представителей различных диаспор и конфессий Чувашии. Для развития толерантного сознания и поведения педагогами -психологами Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Минобразования и молодежной политики Чувашской Республики Н. И. Мешковой и С. И. Педю-севым были организованы интерактивные занятия и тренинги.
В рамках проведения недели толерантности библиотекой техникума был организован конкурс чтецов произведений народных поэтов многонациональной России «Россия - Родина моя». Также в библиотеке были подготовлены тематические выставки по культуре и традициям народов России и мира. Студенты приняли участие в городских
мероприятиях ко Дню славянской письменности и культуры, первокурсники - в фестивале «Родники России», ставшем неотъемлемой частью программы празднования Дня Республики в Чувашии. Тем самым они получили уникальную возможность воочию увидеть красоту, богатство и разнообразие национальных культур нашей страны.
В течение года обучающиеся посещали театры, музеи, выставки, участвовали в благотворительных акциях, побывали в Чебоксарском детском доме и доме престарелых, что способствовало развитию у них духовно-нравственных качеств и толерантных установок.
Педагогом-психологом техникума были организованы лекция-презентация для родителей «Толерантность рождается в семье», а также индивидуальные консультации и беседы по этой проблеме.
Тренинговая программа способствовала обучению студентов конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражения чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитию у них социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; эволюции коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучению межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
В результате учебно-воспитательной работы в течение 2014/15 учебного года была подтверждена гипотеза исследования.
Таблица 1
Сравнительная таблица показателей уровня и шкалы склонностей экспериментальной группы
Уровень склонности Экспериментальная группа
Шкала склонности к отрицанию норм и правил Шкала склонности к агрессии и насилию Шкала волевого контроля над эмоциональными реакциями
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
% чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел.
Высокий 2 2 0 0 5 7 0 0 6 4 8 12
Средний 25 37 5 7 18 27 12 17 8 16 18 26
Низкий 73 107 95 139 77 112 88 129 86 126 74 108
Как видно из таблицы 1, показатели склонности к отрицанию норм и правил в экспериментальной группе снизились. Если высокий уровень указанной склонности до эксперимента имели 2 % испытуемых, то после эксперимента он выявлен не был. Средний уровень склонности к отрицанию норм и правил до эксперимента наблюдался у 25 % испытуемых, после эксперимента данный уровень снизился до 5 %. Низкий уровень анализируемой склонности был присущ 73 % испытуемых, после эксперимента он вырос до 95 %.
В показателях склонности к агрессии и насилию в экспериментальной группе также произошли изменения. Высокий уровень указанной склонности был отмечен у 5 % респондентов до начала эксперимента, после эксперимента этот уровень не
был выявлен. Средний уровень склонности к агрессии и насилию до эксперимента имели 18 % испытуемых, после эксперимента он снизился до 12 %. Низкий уровень склонности к агрессии и насилию, напротив, вырос с 77 % в начале эксперимента до 88 % после него.
В результате проведенных воспитательных мероприятий высокий уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями в экспериментальной группе достиг 8 % (против 6 % до эксперимента); средний уровень до эксперимента имели 8 % испытуемых, после эксперимента этот уровень возрос до 18 %, и, наоборот, наблюдалось убывание низкого уровня с 86 % до начала эксперимента до 74 % после эксперимента, что говорит о развитии волевых качеств у студентов.
Таблица 2
Сравнительная таблица показателей уровня и шкалы склонностей контрольной группы
Уровень склонности Контрольная группа
Шкала склонности к преодолению норм и правил Шкала склонности к агрессии и насилию Шкала волевого контроля над эмоциональными реакциями
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
% чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел.
Высокий 4 4 5 6 7 9 8 10 6 7 4 5
Средний 16 20 19 23 16 19 22 27 17 21 15 18
Низкий 80 97 76 92 77 93 70 84 77 93 81 98
Данные таблицы 2 подтверждают, что в контрольной группе после эксперимента также произошли некоторые изменения.
Несмотря на то, что высокий уровень склонности к отрицанию норм и правил в контрольной группе практически не изменился (4 % и 5 %), отмечен рост показателей среднего и убывание низкого уровней: средний уровень, выявленный у 16 % респондентов до начала эксперимента, возрос до 19 % в конце эксперимента; низкий уровень, характерный до эксперимента для 80 % испытуемых, после эксперимента наблюдался у 76 % респондентов, что говорит о повышении склонности к преодолению норм и правил.
В контрольной группе также отмечено возрастание показателя высокого уровня склонности к агрессии и насилию с 7 до 8 %, средний уровень вырос с 16 до 22 %, низкий уровень, напротив, снизился с 77 до 70 %.
Шкала волевого контроля над эмоциональными реакциями в контрольной группе показала снижение высокого уровня с 6 до 4 %, среднего уровня - с 17 до 15 %. Низкий уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями вырос, наоборот, с 77 до 81 %, что говорит о снижении волевых качеств у студентов контрольной группы.
Резюме. Результаты проведенной работы показали, что у всех студентов экспериментальной группы сформированы прочные знания о понятиях «толерантность» - «инто-лерантность», ими осознаны значимость миролюбивых, гуманных, толерантных способов взаимодействия с окружающими, важность обладания качествами, присущими толерантной личности в современном поликультурном мире, и применения этих качеств в конкретных жизненных ситуациях.
В ходе исследования подтвердилась рабочая гипотеза: уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями у студентов повысится, а уровень склонности к агрессии и насилию снизится при реализации следующих педагогических условий:
формирования толерантных установок у студентов-первокурсников путем внедрения программы «Шаг толерантности» как части целостного педагогического процесса техникума;
целенаправленного использования в этом процессе воспитательного потенциала всех учебных дисциплин и внеклассных мероприятий;
- обеспечения взаимодействия педагога-психолога со студентами, с их кураторами, преподавателями учебных дисциплин, родителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондырева С. К, КолесовД. В. Толерантность (введение в проблему). - М. : МПСИ, 2003. - 243 с.
2. Зимбули А. Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 1996. - № 3. - С. 23-27.
3. Калитова А. Ю. Формирование готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2011. - 26 с.
4. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. - 2009. -№5.-С. 3-16.
5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004. - 256 с.
6. Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. - М., 2014. - 360 с.
7. Павлов В. И. Подготовка будущих учителей к использованию религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. - М., 2014. - С. 329-333.
8. Павлов В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя. - Чебоксары : Новое время, 2010. -
672 с.
9. Павлов И. В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 1999. - 603 с.
10. Павлова И. И. Воспитание гражданственности у учащихся. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 688 с.
11. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе. -М. : Академия, 2000. - 136 с.
12. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд. - М., 2003. - 368 с.