Научная статья на тему 'Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования'

Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К МОЛОДЕЖНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К МОЛОДЕЖНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ / FUTURE TEACHERS’ TOLERANT BEHAVIOUR TO YOUTH MUSIC SUBCULTURES / TOLERANCE / TOLERANCE TO YOUTH MUSIC SUBCULTURES / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милова Валентина Ивановна, Батурина Оксана Сергеевна

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования толерантности к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: актуализация изучения будущих педагогов, толерантное отношение будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам, толерантное поведение будущих педагогов профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Teachers’ Tolerance to the Youth Music Subcultures: Results of Empirical Research

The article considers the results of the empirical study of future teacherstolerance to the youth music subcultures: actualization of future teachers’ study, future teachers’ tolerant attitude to youth music subcultures, future professional activity teachers’ tolerant behaviour.

Текст научной работы на тему «Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования»

УДК 159.9 ББК 88.4

Милова Валентина Ивановна

соискатель кафедра психологии г. Бирск Батурина Оксана Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии Бирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Башкирского государственного университета

г. Бирск Milova Valentina Ivanovna Applicant for a Degree Chair of Psychology Birsk

Baturina Oksana Sergeevna

Candidate of Psychology,

Assistant Professor Chair of Psychology Birsk Branch of Federal State Institution of Higher Professional Education

Bashkir State University Birsk

Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования Future Teachers’ Tolerance to the Youth Music Subcultures: Results of

Empirical Research

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования толерантности к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: актуализация изучения будущих педагогов, толерантное отношение будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам, толерантное поведение будущих педагогов профессиональной деятельности.

The article considers the results of the empirical study of future teachers’ tolerance to the youth music subcultures: actualization of future teachers’ study, future teachers’ tolerant attitude to youth music subcultures, future professional activity teachers’ tolerant behaviour.

Ключевые слова: толерантность, толерантность к молодежным музыкальным субкультурам, будущие педагоги, толерантное поведение будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам.

Key words: tolerance, tolerance to youth music subcultures, future teachers, future teachers’ tolerant behaviour to youth music subcultures.

В настоящее время настороженное, часто интолерантное отношение к

представителям молодежных субкультур в социуме сохраняется и порой усиливается. Исследователям в области педагогики, психологии и социологии следует обратить внимание на данную проблему, проявляющуюся в условиях образовательного пространства, так как в профессиональной деятельности педагогов возможны случаи увлечения молодежи той или иной субкультурой и проявления ее атрибутивных особенностей в учебной и внеучебной деятельности.

Предпосылками интолерантного отношения к представителям молодежных субкультур часто становятся негативное отношение педагогов к девиантному поведению молодежи, их преступному поведению с преобладающим разрушительным началом, которое нарушает права, свободы других людей. В этом случае говорить о толерантности к молодежным субкультурам неуместно, так как проблема девиации не входит в область исследования толерантности. Так как это не та форма взаимоотношений между людьми, предполагающая формирование терпимости к чему-то опасному, угрожающему, способному нанести ущерб физическому и моральному здоровью. Данный аспект требует дальнейшего изучения.

У этой проблемы есть и обратная сторона, которая позволяет обосновать необходимость в проявлении толерантного отношения и поведения к молодежным музыкальным субкультурам со стороны общества. Молодые люди пытаются самореализоваться посредством музыки, объединяясь в молодежные музыкальные субкультуры, выказывая при этом протест окружающему миру и самому педагогу через уход от традиционной аллопластики (внешнего облика: прически, одежды, атрибутов и т.д.). Одним из первых значимых взрослых, призванным проявлять уважение и признание к многообразию музыкальных культур, толерантное отношение к социальным нормам, возникающим внутри молодежных объединений, отказываться от догматизма и усреднения всей молодежи является педагог.

Вышеизложенное позволило нам определить необходимость изучения проблемы толерантности у педагогов к молодежным музыкальным субкультурам. Теоретико-методологической основой исследования явились: психология

и педагогика толерантности (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова); педагогические исследования проблемы формирования толерантности к многообразию культур (З.Т. Гасанов, Н.М. Лебедева, А.П. Садохин, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко); формирование толерантности педагогов в процессе их профессиональной подготовки и становления (А.В. Гурьянов, С.В. Данилова, И.И. Епишева); толерантность к молодежным субкультурам (Ю.М. Евстигнеева, А.В. Федотова). Данные работы позволили уточнить понятие толерантности к молодежным музыкальным субкультурам как признание, понимание, принятие и уважение к индивидуальности, неповторимости, своеобразию молодого человека, увлеченного музыкой какой-либо субкультуры.

На этапе адаптации и вхождения в профессию педагоги являются более сензитивными и пластичными для воздействия по сравнению с педагогами, имеющими достаточный стаж работы. Мы предположили, что толерантность или интолерантность будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам обусловлена уровнем информированности, значимостью различий, стереотипизацией и идентичностью. Для проверки гипотезы мы определили эмпирические (беседа, наблюдение, тесты, опросники и другие), математические и статистические методы исследования (подсчет среднего значения, процентного соотношения, интеркорреляция показателей).

Эмпирическое исследование проводилось в ФГБОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая академия» (г. Бирск, РБ) в период с 2009 по 2012 гг. В исследовании принимали участие будущие педагоги в количестве 44 человек, которые были разделены на две группы: контрольная (22 студента) и экспериментальная (22 студента). Исследование в двух группах было связано с тем, что в последующей экспериментальной работе планируется провести программу по формированию у будущих педагогов, включенных в экспериментальную группу, толерантности к молодежным музыкальным субкультурам, а результаты, полученные по второй группе, позволят нам определить эффективность формирующего эксперимента. В контрольную группу во-Вестник ЧГПУ112012 120

шли студенты 2 курса специальности «Организация работы с молодежью» (2010-2011 год обучения), 4 курса специальности «Педагогика и психология. Социальная педагогика» (2010-2011 год обучения), 5 курса специальности «Социальная педагогика. Педагогика и психология» (2009-2010 год обучения). Экспериментальную группу составили студенты 2 курса специальности «Организация работы с молодежью» (2011-2012 год обучения), 4 курса специальности «Социальная педагогика. Педагогика и психология» (2010-2011 год обучения), 5 курса специальности «Педагогика и психология. Социальная педагогика» (2009-2010 год обучения).

Среди методик, направленных на исследование толерантности будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам, нами были выбраны следующие: анкета «Информированность о молодежных музыкальных субкультурах» и ассоциативный эксперимент [1].

Для исследования когнитивного компонента толерантности к молодежным музыкальным субкультурам нами была проведена анкета «Информированность о молодежных музыкальных субкультурах», направленная на выявление уровня знаний о молодежных музыкальных субкультурах будущих педагогов, и включающая в себя вопросы на определение когнитивного компонента толерантности будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам. Результаты в наглядном виде представлены на рисунке 1.

Рис.1. Уровень информированности будущих педагогов о молодежных музыкальных субкультурах.

По рисунку 1 мы видим, что в целом будущие педагоги, как контрольной (77,18% будущих педагогов), так и экспериментальной (86,26% будущих педагогов) групп имеют средний уровень знаний о молодежных музыкальных субкультурах. Анализируя предоставленные будущим педагогам ответы, мы можем сказать, что их знания касаются внешних проявлений молодежных музыкальных субкультур, которые представлены в атрибутике (одежде, макияже, прическе), речевом сленге и т. д. В то время как вопросы, касающиеся конкретных представителей той или иной молодежной музыкальной субкультуры, каких-либо отличий, особенностей, своеобразия стиля, социальнопсихологических механизмов культуры вызвали затруднения при ответах у будущих педагогов. Нередко будущие педагоги путали молодежные музыкальные субкультуры между собой, что говорит о их незнаний оригинальности каждой молодежной музыкальной субкультуры. Отметим, что знания будущих педагогов о молодежных музыкальных субкультурах рок и рэп также находятся на среднем уровне, что не позволяет будущим педагогам выявить их специфику среди других молодежных музыкальных субкультурах.

Таким образом, полученные результаты по анкете «Информированность о молодежных музыкальных субкультурах» свидетельствует о суждениях внешнего оценочного характера, это связано с тем, что уровень информированности у будущих педагогов о молодежных музыкальных субкультурах средний, поскольку они не сталкивались с ними в процессе своей жизнедеятельности, не взаимодействовали с ними. На основе этих мнений будущие педагоги представителям молодежных музыкальных субкультур приписывают различные качества, например, полезности - вредности, желательности - нежелательности, приемлемости - неприемлемости и т.д., поэтому толерантность, обусловленная адекватным социальным восприятием членов определённой молодежной музыкальной субкультуры, будет иметь решающее значение в установлении доброжелательных отношений в социуме и преодоления конфликтов, поскольку корректная социальная перцепция способствует получению объективной информации о личности. Следовательно, обладая знаниями о нормо-ролевом поведе-Вестник ЧГПУ112012 122

нии, коммуникативной компетентности, навыках саморегуляции эмоционального состояния, социально-одобряемых мотивах, проявляющееся в признании и уважении прав другого на проявление своей индивидуальности, даже если способ пользования этими правами вызывает неприязнь, педагоги смогут, повысив уровень когнитивного компонента наиболее продуктивно построить взаимодействие с представителями молодежных музыкальных субкультур, а именно, подрастающим поколением.

Для проверки гипотезы о том, что проявление толерантности будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам «рэп» и «рок» обусловлено значимостью проявлений внешних признаков, характеризующих эти молодежные музыкальные субкультуры, нами были проведен ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось записать по 5 ассоциаций с молодежными музыкальными субкультурами «рэп» и «рок». Далее нами были подсчитаны средние значения значимости отличительных отдельных признаков (см. рис.2 и 3), полученные по ассоциативному эксперименту.

■ Контрольная группа Э Экспериментальная группа

сз

Рис.2. Распределение значимости отличий «рэп» в отдельных признаках при оценках будущих педагогов.

Рис.3. Распределение значимости отличий «рок» в отдельных признаках при оценках будущих педагогов.

Результаты исследования, отображенные на рисунках 2 и 3, показали, что

наиболее важное значение у представителей рэпа по оценке будущих педагогов, как контрольной, так и экспериментальной группы имеют такие признаки, как «ритм», «стиль исполнения», «внешний вид» и «молодежно», т. е. данное музыкальное направление присуще подрастающему поколению (хср= 0,5; хср=

0,6). У представителей молодежной музыкальной субкультуры рок будущими педагогами контрольной группы были выделены следующие признаки: «внешний вид», «активная», «гитара» и «тяжелая музыка» (хср = 0,6; хср= 0,5), экспериментальной группы: «гитара», «внешний вид», «атрибутика» (хср= 0,6; хср =

0,5). Можно предположить, что будущие педагоги при общении с представителями молодежных музыкальных субкультур рэп и рок, в первую очередь, обращают внимание на такие признаки как внешний вид, стиль исполнения музыки, и у них складывается стереотип о поведении молодежи на основе этих признаков. Полученные результаты исследования позволяют подтвердить выдвинутое нами предположение о том, что проявление толерантности будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам рэп и рок обусловлено значимостью атрибутивных признаков (стиль исполнения, музыка, внешний вид).

Результаты эмпирического исследования, отображенные на рисунках 1, 2 и 3, показывают, что существенных различий в проявлении толерантности будущих педагогов к молодежным музыкальным субкультурам нет. Обсуждаемые

ниже полученные эмпирические данные представлены для всей совокупности студентов, принявших участие в нашем исследовании.

Для определения взаимосвязи между признаками молодежных музыкальных субкультур рэп и рок были найдены значения данных полученных в ходе исследования и определена их значимость. Далее были построены корреляционные плеяды, которые в наглядном виде представлены на рисунках 4 и 5.

Рис. 4. Значимые взаимосвязи признаков-идентификаторов при оценке субкультуры «рэп» будущими педагогами.

Примечание: ________прямая связь при р<0,05; _ прямая связь при р<0,01;;_обратная связь р<0,05;_____________________________________________________обратная связь р<0,01.

2- «интересны», 3 - «молодежно», 4 - «стиль исполнения», 5 - «внешний вид», 6 -«афроамериканцы», 7 - «не корректны», 10 - «танцы», 11 - «индивидуальность».

Из рисунка 4 видно, что наибольшие связи выявляются с такими признаками-идентификаторами, как «интересны» (2) и «внешний вид» (5). «Интересны» имеет обратные связи с «молодежно» (3) (г=0,35 р<0,05), «стиль исполнения» (4) (г=0,33 р<0,05), «внешний вид» (5) (г=0,47 р<0,01). Центральным звеном в данном случае выступает признак-идентификатор «интересы», что можно объяснить следующим образом: будущим педагогам интересны представители субкультуры «рэп», поскольку у них неординарный стиль исполнения и внешний вид, а также эта субкультура присуща молодежи, то есть той возрастной категории, с которой им предстоит взаимодействовать. «Внешний вид» (5) имеет прямые связи с такими признаками, как «стиль исполнения» (4) (г=0,67 р<0,01), и «афроамериканцы» (6) (г=0,32 р<0,05). Будущие педагоги воспринимают стиль музыки молодежной музыкальной субкультуры «рэп» через их ал-лопластические трансформации внешнего вида, т.е. через изменение, преобра-

зование традиционной, консервативной, социально признанной одежды, прически, каких-либо атрибутивных особенностей внешности, нанесение татуировки, прокалывания пирсинга.

Специфическая маркировка тела передает испытуемым, принявшим участие в нашем исследовании, определенную информацию об их принадлежности к субкультуре, выделяет ее из общей массы людей. Будущие педагоги, обращая внимание на молодежную музыкальную субкультуру, оценивают их необычность, нетрадиционность. Будущие педагоги полагают, что основными представителями молодежной музыкальной субкультуры «рэп» выступают афроамериканцы, возможно это связано со стереотипным восприятием данной субкультуры. Признак-идентификатор «Танцы» (10) имеет прямые связи с «афроамериканцы» (6) (г=0,29 р<0,05) и «индивидуальность» (11) (г=0,29 р<0,05). Можно предположить, что будущие педагоги многих представителей негроидной расы относят к членам молодежной музыкальной субкультуры «рэп». Танцы же выступают как неотъемлемый атрибут исполнения речитатива рэперами, следует также отметить, что будущие педагоги считают, что молодежь проявляет свою индивидуальность в танцах, пытаясь самореализоваться.

Также будущими педагогами была отмечена обратная взаимосвязь между признаками-идентификаторами «молодежно» (3) и «не корректны» (7). Это свидетельствует о том, что некоторые будущие педагоги считают, что в своих проявлениях молодежь, относящая себя к представителям субкультуры «рэп» бывает, не корректна. Возможно, они так считают, потому что встречались лишь с подражателями данной молодежной музыкальной субкультуры, которые асоциально себя вели.

Рис. 5. Значимые взаимосвязи признаков-идентификаторов при оценке субкультуры «рок» будущими педагогами.

Примечание: ________прямая связь при р<0,05; _ прямая связь при р<0,01;;_обратная связь р<0,05;_обратная связь р<0,01.

2 - «молодежно», 7 - «активная, динамичная», 8 - «атрибутика», 10 - «индивидуальность».

Из рисунка 5 видно, что будущие педагоги обнаруживают тесную связь между признаками-идентификаторами «молодежно» (2) (г=0,34 р<0,05) и «атрибутика» (8) (г=0,32 р<0,05). Можно сказать, что представителями данной музыкальной субкультуры будет молодежь, представителей которой они оценивают по атрибутике. В то же время из корреляционной плеяды видно, что будущие педагоги считают, что между собой связаны признаки «активная, динамичная» (7) (г=0,35 р<0,05) и «индивидуальность» (10) (г=0,32 р<0,05), что свидетельствует о том, что будущие педагоги предполагают, что в своей активности и динамичности молодежь проявляет свою индивидуальность. Возможно, они так считают потому, что в основном взаимодействовали с подрастающим поколением молодежной музыкальной субкультуры «рок». Обратных взаимосвязей установлено не было.

Таким образом, результаты исследования показывают, что будущие педагоги могут выявить значимые взаимосвязи признаков при оценке молодежных музыкальных субкультур «рок» и «рэп», что свидетельствует о проявлении их толерантного отношения к представителям данных молодежных музыкальных субкультур. При этом, повышая уровень информированности о молодежи, будущие педагоги способны налаживать с ними доброжелательные, тесные контакты, способствующие конструктивному решению всех возникающих вопросов в той или иной сфере жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Батурина, О.С. Формирование культуры толерантности студенческой молодежи [Текст] / О.С. Батурина. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 114 с.

2. Милова В.И., Батурина О.С. Факторы толерантного отношения педагога к молодёжи [Текст] / В.И. Милова, О.С. Батурина // Духовно-нравственное воспитание как фактор. Формирование социально-ценной личности // Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. докт. пед. наук, проф. Ю.И.Юричка. - М.: БирГСПА, 2010. - С.100-101.

3. Милова В.И., Батурина О.С. Категория «Я Сам - молодежные музыкальные субкультуры» в дистанцировании педагогов (близость-отчуждение)

[Текст] / В.И. Милова, О.С. Батурина // Психология. Социология. Педагогика - 2011.

Bibliography

1. Baturina, O.S. Students’ Tolerance Culture Forming [Text] / O.S.Baturina. - Kazan: TSSPU, 2008. - 114 p.

2. Milova, V.I., Baturina, O.S. Factors of Teachers’ Tolerant Attitude Young People [Text] / V.I. Milova, O.S. Baturina // Spiritual and Moral Education As a Factor. The Formation of Social and Valuable Personality // International Scientific Conference / Ed. by Doctor. of Ped. Yu.I.Yurichka. - Moscow: BirGSPA, 2010. - P.100-101.

3. Milova, V.I., Baturina, O.S. «I Myself Category - Youth Music Subcultures» in Distancing Teachers (Closeness-Alienation) [Text] / V.I. Milova, O.S. Baturina // Psychology. Sociology. Education - 2011. - № 3. - P. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.