do:
УДК 332.36
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Даниленко Елена Петровна - доцент кафедры городского кадастра и инженерных изысканий, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, danilenko ep@wail.ru
Буринчик Анна Сергеевна - студент магистратуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, frauanski@yandex.ru
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы и практические подходы к формированию зон охраны объектов археологического наследия. Охарактеризованы археологические объекты Белгородской области. Проанализировано современное состояние сведений Единого государственного реестра недвижимости на наличие сведений о зонах с особыми условиями использования территории в части объектов археологического наследия Белгородской области. Обозначены проблемы, возникающие при формировании зон охраны объектов археологического наследия. Изучена методика формирования охранных зон объектов культурного наследия. Описаны процедуры, выполняемые при формировании документов, подготавливаемых для внесения сведений о территориях и охранных зонах объектов археологического наследия в Единый государственный реестр недвижимости. Обозначена проблема установления размеров охранных зон объектов археологического наследия.
Ключевые слова: объекты археологического наследия, зоны охраны, Единый государственный реестр недвижимости, границы территорий, особые условия использования территорий, сохранность объектов археологического наследия.
Введение.
жегодно на отдельных земельных участках территории Российской Федерации приостанавливается хозяйственная деятельность в связи с обнаружением объектов археологического наследия и археологическими раскопками по изъятию из-под поверхности земли археологических предметов. Объекты археологического наследия являются составной частью объектов культурного наследия, важнейшим источником истории, который необходимо сохранять и исследовать. Несмотря на то, что Конституция РФ обязывает каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [1], граждане, предприятия, организации и органы местного самоуправления зачастую этими требованиями пренебрегают. Например, курганные могильники небольшой высоты
зачастую принимают за изменение рельефа и ведут на них хозяйственную деятельность - устанавливают на них фундаменты здания, вспахивают их, прокладывают по курганам автомобильные дороги. В настоящее время многие археологические объекты разрушены; насыпи курганов, будучи полностью распаханными, полностью исчезают из поля зрения археологов. Происходит подобное в связи с тем, что местоположение скрытых в недрах земли археологических объектов не известно правообладателям земельных участков и землепользователям, осуществляющих хозяйственную деятельность на поверхности земли. Доступность информации о местоположении объектов археологического наследия может быть достигнута путём внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Основная часть. Объекты культурного наследия, в том числе объекты археологи-
Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
ческого наследия, относятся к землям историко-культурного назначения в составе категории земель «Земли особо охраняемых территорий и объектов» [2]. Требования к охране таких объектов установлены как федеральными законами и подзаконными нормативными актами, так и региональным законодательством. Понятие объекта археологического наследия раскрывается в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», как частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки [3]. Открытый перечень объектов археологического наследия представлен на рис. 1.
Рис. 1. Перечень объектов археологического наследия
Одной из важных особенностей археологических объектов является скрытность от непосредственного наблюдения. В отличие от объектов культурного наследия - памятников архитектуры, которые можно наблюдать воочию, объекты археологического наследия и археологические предметы можно обозревать исключительно изъятыми из земли или из-под воды.
В законодательстве под сохранением объекта культурного наследия предполагаются меры, направленные на обеспечение их физической сохранности [3]. Сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия предусматривает
консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для с о в р еменного использования и включают в себя комплекс мероприятий. Такими мероприятиями являются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Одной из мер сохранности объекта археологического наследия является полное прекращение хозяйственной деятельности на земельном участке. Однако для объекта археологического наследия обеспечение физической сохранности, т.е. запрет на его территории хозяйственной деятельности еще не означает сохранения, поскольку его деформации и деградации, вплоть до полного разрушения могут происходить и в результате природных явлений. Такие методы сохранения, как ремонт, реставрация, приспособление для современного использования в принципе не применимы для объектов археологического наследия. А консервация археологических предметов возможна только после их изъятия [5]. При этом изъятые археологические предметы перемещаются в хранилища и архивы и, таким образом, теряют физическую связь с археологическим объектом. В связи с этим возникает правомерный вопрос о сроках сохранности объектов археологического наследия и периоде изъятия таких объектов из хозяйственной деятельности.
Администрацией Белгородской области большое внимание уделяется курганам и скифским захоронениям. Всего на территории Белгородской области насчитывается около 800 выявленных объектов археологического наследия. Органами власти региона постоянно организовывается на территории области выявление объектов культурного наследия, таких как курганные памятники и скифские захоронения. Начиная с 2006 г., на исследование территории области на предмет выявления курганных древностей ежегодно из областного бюджета выделяются средства на проведение разведок. Работы проводятся археологической экспедицией Б е л городского государственного университета совместно с Управлением культуры
Белгородской области. Выявлено более 500 курганных памятников - как одиночных курганов, так и курганных групп. Курганы на территории Белгородской области - это небольшие насыпи диаметром около 40 м и высотой в среднем 1...1,5 м, оставленные населением бронзового и раннего железного веков на водораздельных возвышенностях, а, в некоторых случаях, и в поймах рек [7]. Ежегодная распашка сельскохозяйственных угодий пагубно влияет на сохранность данного типа археологических объектов.
Сведения о местоположении выявленных объектов археологического наследия передаются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [4].
Органами исполнительной власти нашего региона принято большое количество нормативно-правовых актов, направленных на сохранение объектов археологического наследия. Такими документами, например, являются: закон Белгородской области от 31.12.2003 г. №111 «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области», постановление Губернатора Белгородской области от 27.09.2007 г. №120 «О сохранности скифских захоронений Белгородской области», постановление Правительства Белгородской области от 27.10.2008 г. №264-пп «Об утверждении Временного порядка использования земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (курганные памятники и скифские захоронения)».
Все земельные участки, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия (курганные памятники и скифские захоронения), подлежат переводу в категорию земель «Земли особо охраняемых территорий и объектов» - земли историко-культурного назначения, независимо от категории и форм собственности. В целях сохранения объектов археологического наследия, являющихся предметом охраны, на территории курганов и скифских
захоронений запрещается любая распашка, строительство, изъятие грунта из насыпи (рис. 2). Лица, причинившие ущерб объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость мероприятий по его восстановлению или научному изучению, а также в соответствии с Российским законодательством понести административную и уголовную ответственность.
Рис. 2. Курганный памятник
В регионе проводятся плановые мероприятия по формированию земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (курганные памятники и скифские захоронения), и постановке их на кадастровый учет, организована работа по оформлению права собственности Белгородской области на такие земельные участки, обеспечивается подготовка проектов распоряжений правительства области об отнесении земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (курганные памятники и скифские захоронения), к землям особо охраня емых территорий [8].
Кроме того, Кодексом добросовестного землепользователя Белгородской области, утв ерждённым Постановлением Правительства Белгородской области от 26.01.2015 г. №14-пп установлено, что каждый землепользователь на территории Белгородской области обеспечивает вывод из хозяйствен-ног о оборота и засев многолетними травами земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (курганные памятники и скифские з ахо р онения) [9].
Для каждого земельного участка, который попадает в территорию выявленного объекта культурного наследия, устанавливается определенный режим использования, который предусматривает такие ограничения, как:
1) запрет на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности, связанной с производством земляных работ, без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия;
2) запрет на нарушение дернового слоя (распашка) и выемка грунта;
3) запрет на свалку мусора и бытовых отходов, складирование строительных и иных материалов;
4) запрет на движение и стоянку техники.
В границах таких территорий разрешены: благоустройство, направленное на
сохранение, использование и популяризацию памятника, деятельность научноисследовательских организаций, связанная с проведением археологических исследований и научным изучением памятника, осуществляемая в рамках действующего законодательства, а также организация и установка информационных надписей и обозначений и мероприятия по консервации и музеефикации объекта археологического наследия.
Период, на который действует определенный режим использования земельных участков, не регламентирован. По нашему мнению, он должен действовать до тех пор, пока не будут проведены научноисследовательские работы, и продолжать действовать, в случае, если на данном объекте выявлены археологические предметы, несущие ценную информацию об истории края.
Что касается археологических объектов, расположенных в границах населенных пунктов, то для территорий, на которых они расположены, необходимо устанавливать рекреационную территориальную зону, обеспечивая этим функционирование объекта археологического наследия в современных условиях.
Также в Белгородской области разработаны и направлены главам местного самоуправления муниципальных районов и
гор од ских округов рекомендации по ограждению земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (курганные памятники и скифские захоронения). Силами собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков производится засев территории курганов многолетней травой и ограждения их территории путем высадки деревьев. Таким комплексом мероприятий обеспечивается сохранность объектов археологического наследия.
Сохранность объектов археологического наследия - это малая часть всех работ по исследованию курганов и скифских захоронений. Следующими этапами работы с такими объектами являются археологические раскопки и изъятие предметов археологического наследия из курганов и скифских захоронений. Весь комплекс археологических работ сопряжён с большими финансовыми вложениями и длительным периодом проведения работ. Таким образом, земельные участки, под поверхностью которых расположены объекты археологического наследия, консервируются и на длительный период времени выбывают из хозяйственной деятельности. Это могут быть значительные по площади и продуктивности пахотные земли, что вызывает обоснованные нарекания со стороны добросовестных землепользователей - производителей сельскохозяйственной продукции, которые лишаются своих земель по причине их изъятия и перевода в собственность Белгородской области. Так, территория объекта археологического наследия «Солоти селище-6» включила в себя пашню площадью порядка 86 га -земельные участки сельскохозяйственного назначения, ранее использовавшиеся для производства продукции растениеводства (рис. 3). В настоящее время на этой территории, согласно законодательству, прекращена хозяйственная деятельность, однако и археологические раскопки не начаты.
Территория объекта археологического наследия «Солоти селище-3» вывела из хозяйственного оборота 12 га пашни. Хозяйственная деятельность на этой территории не ведётся, археологические работы не начаты.
Рис. 3. Территория объекта археологического наследия федерального значения «Солоти селище-6»
Проведение археологических работ на местах курганов и скифских захоронений также оказывает влияние на градостроительное использование территории. Заключается оно в том, что населенные пункты расширяются, увеличиваются площади застройки, как зданиями коттеджного типа, так и многоэтажными домами, а информация о наличии на той или иной территории выявленных археологических объектов в настоящее время не достаточно доступна для застройщиков.
В случае если застройщик территории -крупная фирма, то следует заказать справку о наличии или отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия. В случае наличия, заказать археологические изыскания - спасательные археологические работы. Однако застройщики - физические лица не задумываются в наличии на своей земле археологических объектов и, как правило, без направления органа местного самоуправления такой информацией не интересуются.
Как видится, вопрос доступности информации о наличии на территории муниципального образования выявленных объектов археологического наследия должен решаться непосредственно органом местного самоуправления на этапе выделения новых массивов земельных участков под застройку.
Одним из решений проблемы сохранения объектов археологического наследия является ведение на территории нашей страны реестра границ в составе Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), который содержит сведения о р аз л ичных границах и зонах, расположенных на территории Российской Федерации (рис. 4).
Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено установление зон охраны объекта культурного наследия -охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта [3]. Как отмечают авторы Кадырова Е.Н., Новиков К.А. в статье «Правовой режим использования территории объекта культурного (археологического) наследия», территория объекта культурного наследия имеет самостоятельный правовой режим, включающий определенные правомочия по исполь-з о в ан ию и ограничения в использовании [6]. Т аки ми правомочиями по использованию территории объекта культурного наследия обладают Российская Федерация и её субъекты. Ограничения в использовании территории выражается в прекращении на з е м е л ь ных участках, входящих в состав таких зон, хозяйственной деятельности, не
совместимой с основным назначением этих у собственников изымаются в собствен-земель [2]. Как было сказано выше, земель- ность Белгородской области и переводятся в ные участки, под поверхностью которых вы- состав категории земель «Земли особо явлены объекты археологического наследия, охраняемых территорий и объектов».
Рис. 4. Состав реестра границ Единого государственного реестра недвижимости
В отношении земельных участков, на которых расположены объекты археологического наследия, в обязательном порядке должен быть проведен государственный кадастровый учет с внесением в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков. На все земли с выявленными объектами археологического наследия формируется охранная зона, сведения о которой вносятся в реестр границ ЕГРН. Для этого органы охраны объектов культурного наследия должны направлять в орган кадастрового учета документы о сформированных границах территорий и характеристиках охранной зоны выявленного объекта культурного наследия.
Перечень необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах объектов культурного наследия установлен ст. 10 федерального законам от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Так, пунктом 1 указанной статьи установлено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о территориях объектов культурного наследия:
1) индивидуальные обозначения таких территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ
территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения о создании таких т е р р и торий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного с а моуправления о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использова-ни я объектов недвижимости в пределах таких территорий объектов культурного наследия [4].
На территории Белгородской области данные документы формируются в рамках государственного задания, утвержденного Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области. Основанием для проведения кадастровых работ является Распоряжение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области об установлении территории объекта культурного наследия. Финансирование работ осуществляется из государственного бюджета.
Для внесения сведений в ЕГРН Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области по результатам
торгов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд заключается договор с кадастровым инженером. Кадастровый инженер проводит кадастровые работы по установлению границ территорий объекта культурного наследия, формирует Текстовое и графическое описание местоположения границ такой территории.
Это достаточно трудоемкий процесс, требующий также объемного финансирования на проведение землеустроительных работ по установлению границ таких зон, в связи с этим количество утвержденных и внесённых в ЕГРН зон не велико.
Т ак, на территории Борисовского, Белгородского, Валуйского, Вейделевского Шебекинского районов Белгородской области установлены и внесены в ЕГРН границы территорий селищ (рис. 5), курганных могильников (рис. 6).
Рис. 5. Объект археологического наследия федерального значения «Солоти селище-3»
На территории Волоконовского (рис. 7) и Вейделевского (рис. 8) районов курганные могильники расположены вблизи населенных пунктов.
Таким образом, органы местного самоуправления, юридические лица -застройщики земельных участков и граждане - правообладатели земельных участков смогут узнать в какой охранной зоне находится их земельный участок, какие ограничения в его использовании на него налагаются, и предотвратить разрушение того или иного объекта, в частности объекта археологического наследия.
В случае если участок предполагается к приобретению в частную собственность, но известно его местоположение, либо кадастровый номер, такую информацию можно узнать посредством раздела Публичная кадастровая карта на официальной сайте
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), либо в режиме on-line с помощью электронного сервиса на официальном сайте ФГБУ «Федеральная кадастровая п ал ата Росреестра».
К р о ме внесения в ЕГРН сведений о территории объекта культурного наследия нами предлагается установление вокруг таких территорий и охранных зон объектов археологического наследия, которые статусно являются Зонами с особыми условиями использования территории. В таких зонах хозяйственная деятельность не прекращается, но вносятся определённые ограничения хозяйственной деятельности на земельные участки, входящие в состав таких зон. Нормативные размеры таких зон не установлены, они, как нам видится, должны разрабатываться и утверждаться индивидуально
применительно к каждому объекту археологического наследия.
Рис. 6. Объект археологического наследия «Головино курганная группа-1»
Рис. 7. Объект археологического наследия на территории Волоконовского района вблизи пгт. Волоконовка
Рис. 8. Объект археологического наследия на территории Вейделевского района вблизи пгт. Вейделевка
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1. Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://
www.consultant.ru, (дата обращения
14.02.2019)
2. Земельный кодекс Российской Феде-
рации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru, (дата обращения
14.02.2019)
3. Федеральный закон от 25.06.2002 №
73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://
www.consultant.ru, (дата обращения
14.02.2019)
4. Федеральный закон от 13.07.2015 №
218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». URL: http://
www.consultant.ru, (дата обращения
14.02.2019)
5. Полякова, М. А. Культурное наследие России. История охраны и современное состояние. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2017. 63 с.
6. Кадырова Е.Н., Новиков К.А. Правовой режим использования территории объекта культурного (археологического) наследия // Экономика и экология территориальных образований. 2017. №2. URL: https:// cyb erleninka.ru/article/n/pravovoy -rezhim -ispolzovaniya-territorii-obekta-kulturnogo-arheologicheskogo-naslediya (дата обращения:
14.02.2019) .
7. Охрана курганных древностей в Белгородской области. URL: https://
archeologia31.livejournal.com/1907.html.
8. Постановление Правительства Белго-
родской области от 27.10.2008 № 264-пп «Об утверждении Временного порядка использования земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (курганные памятники и скифские захоронения». URL: http://
base.garant.ru/26315771 (дата обращения
21.02.2019) .
9. Постановление Правительства Белго-
родской области от 26.01.2015 г. № 14-пп «Об утверждении Кодекса добросовестного землепользователя Белгородской области». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/
belgorod/609606/ (дата обращения
21.02.2019) .
10. Публичная кадастровая карта. URL:
https://pkk5.rosreestr.ru (дата обращения
26.02.2019) .
REFERENCES
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ). URL: http://www.consultant.ru, (data obrashcheniya 14.02.2019)
2. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot
25.10.2001 № 136-FZ. URL: http://
www.consultant.ru, (data obrashcheniya
14.02.2019)
3. Federal'nyj zakon ot 25.06.2002 № 73-
FZ «Ob ob"ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii». URL: http://
www.consultant.ru, (data obrashcheniya
14.02.2019)
4. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 218-
FZ «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti». URL: http://
www.consultant.ru, (data obrashcheniya
14.02.2019)
5. Polyakova, M. A. Kul'turnoe nasledie Rossii. Istoriya ohrany i sovremennoe sos-toyanie. M.: Rossijskij gos. gumanitarnyj un-t,
2017. 63 s.
6. Kadyrova E.N., Novikov K.A. Pravovoj
rezhim ispol'zovaniya territorii ob"ekta
kul'turnogo (arheologicheskogo) naslediya // EHkonomika i ehkologiya territorial'nyh obra-zovanij. 2017. №2. URL: https://
cyb erleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-ispolzovaniya-territorii-obekta-kulturnogo-arheologicheskogo-naslediya (data obrashcheni-ya: 14.02.2019).
7. Ohrana kurgannyh drevnostej v Belgo-
rodskoj oblasti. URL: https://
archeologia31.livejournal.com/1907.html.
8. Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoj
oblasti ot 27.10.2008 № 264-pp «Ob utverzhde-nii Vremennogo poryadka ispol'zovaniya ze-mel'nyh uchastkov, v predelah kotoryh
raspolagayutsya ob"ekty kul'turnogo naslediya (kurgannye pamyatniki i skifskie zahoroneni-ya». URL: http://base.garant.ru/26315771 (data obrashcheniya 21.02.2019).
9. Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoj oblasti ot 26.01.2015 g. № 14-pp «Ob utver-zhdenii Kodeksa dobrosovestnogo zem-lepol'zovatelya Belgorodskoj oblasti». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/belgorod/609606/ (data obrashcheniya 21.02.2019).
10. Publichnaya kadastrovaya karta. URL: https://pkk5.rosreestr.ru (data obrashcheniya
26.02.2019).
FORMATION OF TERRITORIES OF ARCHAEOLOGICAL HERITAGE SITES
IN THE BELGOROD REGION
Danilenko E.P., BurinchikA.S.
Annotation: the article reviewed the theoretical background and practical approaches to the formation of zones of protection of objects of the archaeological heritage. The archaeological objects of the Belgorod region are characterized. Analyzed the current state of information of the Unified State Register of Real Estate for the availability of information on zones with special conditions for the use of the territory in terms of the objects of the archaeological heritage of the Belgorod Region. The problems that arise when forming the zones of protection of objects of the archaeological heritage are indicated. The technique for the formation of protected areas of cultural heritage objects has been studied. Describes the procedures performed in the formation of documents prepared for entering information about the protected zones of objects of archaeological heritage in the Unified State Register of Real Estate. The problem of establishing the size of protected areas of archaeological heritage sites is indicated.
Key words: objects of the archaeological heritage, protection zones, the Unified State Register of Real Estate, boundaries of protection zones, special conditions for the use of territories.
© Даниленко Е.П., Буринчик А.С., 2019
Даниленко Е.П., Буринчик А.С. Формирование территорий объектов археологического наследия в Белгородской области //Вектор ГеоНаук. 2019. Т.2. №1. С. 33-43.
Danilenko E.P., Burinchik A.S., 2019. Formation of territories of archaeological heritage sites in the Belgorod region . Vector of Geosciences. 2(1): 33-43.