УДК 338.4 Р.Р. Кашбиева
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Обоснован методический подход к формированию территориально-производственного кластера в региональной экономике, включающий четыре последовательных этапа (подготовительный, аналитический, организационно-экономический, оценка эффективности деятельности кластера), которые учитывают взаимосвязь стадий развития конкурентного потенциала (высший, средний и базовый), способов обеспечения конкурентоспособности региона (стратегия устойчивого развития; стратегия капитализации; стратегия формирования региональных кластеров) и необходимость интеграции параметров оценки эффективности функционирования кластера и прогнозных показателей развития региона в долгосрочном периоде в рамках целевых отраслевых и комплексных программ.
кластер, территориально-производственный кластер, инновационный кластер.
В настоящее время стратегическое управление отраслями промышленности диктуется требованиями взаимоучета регионального и отраслевого развития. Необходимость устойчивого развития этих формирований, повышение социальных и экономических параметров развития территориальных систем хозяйствования требуют учета интересов и обеспечения непротиворечивости условий функционирования отраслевых компаний, формирующих потенциал региона и во многом определяющих социально-политическую стабильность. Выработка их политики и стратегии должна основываться на всестороннем анализе особенностей функционирования региональных компаний, их корпоративно-отраслевых стратегических целей. В первую очередь это относится к таким компаниям, которые формируют хозяйственный профиль территориально-отраслевого комплекса региона. Приоритет развития подобных структур закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года \ В данном программном документе в качестве одного из направлений перехода к инновационной модели развития страны названо создание сети территориально-производственных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий.
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL : http://basexonsultantru/cons/cgi/onlmexgi?req=doc;base=LAW;n=82134
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года 2 также в качестве одной из подзадач модернизации экономики называет стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей и инновационных сетей.
Сущность территориально-отраслевого комплекса составляет такой механизм промышленного развития территории, который обеспечивает эффективное прохождение всего экономического цикла в рамках определенной отрасли, осуществляет превращение ресурсов и стартовых позиций территории в новые виды высокорентабельной продукции в целях ее развития.
В основе территориально-отраслевых комплексов находится средообразующая группа предприятий, объединенных по территориальному и отраслевому принципам. Большинство предприятий этой группы на территории присутствия являются градообразующими, то есть оказывают доминирующее влияние на развитие отраслей промышленности, социально-экономическое состояние территории, валовый продукт территории и характер местных рынков.
Формирование территориально-производственного кластера в экономике региона проходит четыре последовательных этапа:
Первый этап: подготовительный. Данный этап является доаналитическим и предполагает общеметодическую разработку модели кластера для конкретного региона и включает следующие подэтапы: оценка направленности производства в регионе; создание рабочей группы, определение предположительных участников будущего координационного совета; разработка миссии и цели функционирования кластера, ознакомление рабочей группы с пилотным проектом; разработка и утверждение нормативно-правовой базы функционирования инновационного кластера.
Второй этап: аналитический. Предполагает проведение исследований с целью выявления наличия условий либо потенциальных конкурентоспособных кластеров на основе анализа внутренних и внешних его факторов. На данном этапе реализуются следующие шаги: обосновываются параметры, по которым те или иные предприятия могут быть отнесены к ядру кластера; изучаются границы выявленного кластера; формируется ядро кластера, его финансовый и научно-исследовательские центры, образовательные учреждения; проводится стратегический анализ модели кластера, ее сильные и слабые стороны.
Третий этап: организационно-экономический. Данный этап предполагает формирование единой модели кластера, разработку рекомендаций по обеспечению эффективного его функционирования, в том числе мероприятий государственной поддержки. Методической основой для реализации данного этапа является принцип интеграции стратегии социально-экономического развития региона и корпоративной стратегии кластера. Данный этап включает: определение
2 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года : протокол от 15 февраля 2006 года № 1. URL : http://www.smi-svoi.ru/content/print.asp?sn=1181.
масштабов совместной деятельности предприятий-участников кластера; закрепление функции за отдельными структурами кластера; разработку концепции инновационного развития кластера, в том числе построение дерева целей, сценариев и направлений инновационного развития; разработку инновационной программы развития кластера, предполагающую создание нормативно-правовых и организационно-хозяйственных механизмов реализации выявленных направлений инновационного развития.
Четвертый этап: оценка эффективности деятельности кластера. Данный этап предполагает разработку сценария долгосрочного развития кластера, в том числе прогнозов функционирования по отдельным направлениям, формирование методики оценки эффективности кластера с точки зрения синергетических эффектов и вклада в стратегию развития региона. Исходным предположением будет тот факт, что в эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется инновационный процесс, а у участников кластера развиваются такие преимущества, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т.д.
Общий алгоритм формирования инновационного кластера в экономике промышленного региона представлен на рисунке 1 3. При этом следует еще раз отметить, что кластеры являются структурами, формирующимися самостоятельно, а не искусственно - органами власти. В случае принудительного формирования кластеров в экономике региона возникают прообразы территориальнопроизводственных комплексов. Таким образом, в случае отсутствия исторически сложившихся, экономически обоснованных предпосылок для формирования кластера в регионе (что является целью первого этапа данного алгоритма), результатом будет создание территориально-производственного кластера. Однако можно искусственно смоделировать наиболее эффективную структуру кластера, а также выявить организационные механизмы повышения эффективности кластерных структур в экономике региона.
Принцип действия алгоритма формирования регионального кластера в общих чертах можно представить как последовательную смену ряда этапов: постановка организационной проблемы и разработка правовых основ; определение участников и границ кластера, анализ потенциала будущей структуры; построение механизма функционирования кластера в различных разрезах; разработка методики повышения эффективности данного механизма.
3 Кашбиева Р.Р. Развитие территориально-производственных кластеров как фактор конкурентоспособности региональной экономики : автореф. дис ... канд. экон. наук. Казань, 2010. С. 16.
Рис. 1. Общий алгоритм формирования инновационного кластера в регионе (2010 г.)
На каждом из указанных этапов формирования инновационного кластера должна осуществляться государственная поддержка инициатив, заключающаяся в эффективных государственных капиталовложениях в инфраструктуру. Одним из показателей эффективности является «инвестиционный рычаг», или мультипликативный эффект государственных капиталовложений, то есть приток частных инвестиций в расчете на 1 рубль государственных капиталовложений в результате повышения инвестиционной привлекательности территорий за счет развития инфраструктуры.
В рамках реализации первого этапа осуществляется отраслевой анализ региона на основе интеграции нормативно-правовой базы будущей кластерной структуры и отраслевых стратегий, Федеральных целевых программ, Федеральных адресных инвестиционных программ и Национальных проектов на уровне региона.
В рамках реализации второго этапа определение участников и границ кластера должно осуществляться также на основе интеграции проектных документов и схемы территориального планирования региона.
Разработка концепции и программы инновационного развития кластера также должны быть взаимоувязаны со стратегией социально-экономического развития региона и территорий присутствия участников кластера.
Важным с методической точки зрения является также указание на необходимость интеграции параметров оценки эффективности функционирования кластера и показателей развития региона, заложенных в долгосрочных планах и прогнозах социально-экономического развития субъекта Федерации.
Таким образом, для успешной реализации стратегия развития региона и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы. Речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в стратегии и промышленной политике региона, а о том, что должно существовать согласие между деловыми и административными элитами региона о необходимости развития кластеров. При этом роли, которые должны играть власть и бизнес при развитии кластеров, разные, но взаимодополняющие.
Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, должен использоваться при решении все более широкого круга задач, в частности: при анализе конкурентоспособности региона, отрасли; как основа региональной промышленной политики; при разработке программ регионального развития; как основа стимулирования инновационной деятельности; как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Модель интеграции интересов власти и бизнеса в рамках кластеров представлена на рисунке 2.
Разработанные автором рекомендации используются на территории Республики Татарстан в деятельности МУП «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» при обосновании предложений, направленных на устойчивость инвестиционных проектов в рамках реализации кластерных инициатив нового поколения, а также в учебном процессе ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева», что подтверждено справками о внедрении.
Политика РФ в области Промышленная политика
науки и инновации РФ
Схема территориально го планирования
Стратегия социальноэкономического развития региона
Р—N ■і—,
Отраслевые стратегии региона и иные целевые федеральные программы
Стратегия социальноэкономического развития муниципалитетов
Бизнес (кластеры) Некоммерческие
Рис. 2. Модель интеграции интересов власти и бизнеса в рамках кластеров
Таким образом, интеграция, как и реализация функций, соответственно и вклад и синергетический эффект от деятельности предприятий кластера, осуществляется в первую очередь на уровне муниципалитетов - территорий присутствия предприятий. Поэтому наиболее значимыми, по мнению автора, однако недостаточно разработанными в литературе, являются следующие подэтапы алгоритма кластерообразования в регионе: анализ потенциала будущего кластера; построение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий в рамках кластера; оценка социально-экономической эффективности кластера.
Данные подэтапы осуществляются через призму городского развития и стратегии региона. Взаимосвязь между программными документами и проектом создания кластера будет являться залогом эффективности кластерообразования в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Кашбиева, Р.Р. Развитие территориально-производственных кластеров как фактор конкурентоспособности региональной экономики [Текст] : автореф. дис ... канд. экон. наук / Каз. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. - Казань, 2010. - 28 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Режим доступа : http://base. consultant.m/cons/cgi^nИne.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] : протокол от 15 февраля 2006 года № 1. - Режим доступа : http://www.smi-svoi.ru/content/print.asp?sn=1181