УДК 53:378.1
Е. Ю. Крайнова, И. И. Дигурова
Организация самостоятельной работы по физике студентов-фармацевтов заочной формы обучения
В статье описывается опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы по физике с использованием инновационных технологий при подготовке провизоров по заочной форме обучения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, алгоритмизация, дистанционные методы обучения, информационные технологии, физика, провизоры, заочное обучение.
E. Ju. Kraynova, I. I. Digurova
The Organization of Out-of-Class Work on Physics for Distance Students of the Pharmaceutical Faculty
Practical applications of learning of distance students are shown. Organization of household work is analyzed.
Key words: out-of-class work, algorithmization of learning, distance learning, information technologies, Physics, pharmacists, a distance student.
Преподавание физики студентам фармацевтического факультета обеспечивает исходный уровень для изучения химических и профильных дисциплин и практической деятельности [1]. Студентам-заочникам в значительной степени приходится осваивать материал самостоятельно (75 % от общего количества учебных часов). В то же время их учебная самостоятельность снижена из-за низкого уровня исходных знаний по физике или большого перерыва в учебе. Следует отметить и недостаточную ответственность отдельных студентов за учебную деятельность. Студент-заочник не привязан к жесткому расписанию и часто не владеет навыками организации самостоятельной работы, что приводит к отсутствию ритмичности. Недостатком, на наш взгляд, является и наличие только одной ежегодной учебно-экзаменационной сессии для студентов заочной формы обучения в ЯГМА. В результате качество знаний, полученных заочно, остается серьезной проблемой. Одно из ее решений заключается в применении новых педагогических подходов. Тенденцией современного образовательного процесса на заочном отделении следует признать переход к заочно-дистанционной форме, а приоритетным направлением совершенствования образования - использование компьютеров и информационных технологий в учебном процессе [2]. Большую роль в формирования навыков умственного труда приобретает эффек-
тивная организация самостоятельной работы студента и ее методическое обеспечение [3].
Для улучшения качества внеаудиторной самостоятельной работы по физике студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения мы используем:
- Кейс-метод как вариант дистанционных обучающих технологий.
Структура и содержание сформированного нами «кейса» [4, 5] определяются требованиями программы, спецификой предмета и особенностями заочного обучения. В «кейсе» представлены все необходимые для внеаудиторной самостоятельной работы учебно-методические материалы, в том числе, адаптированные лекции, видеопрезентации, тестовые задания и задачи для самоконтроля, виртуальные лабораторные работы, справочные материалы, список основной и дополнительной литературы. Преимущества «кейс-метода» заключаются, в том числе, в привитии навыка работы с учебным материалом и стимулировании к использованию Интернет-технологий.
- Виртуальный лабораторный практикум.
Выполнение индивидуальных заданий на
компьютере особенно актуально в связи с недостаточным количеством аудиторных часов при заочной форме обучения (8 лекционных на I курсе, 6 лекционных и 24 практических на II курсе).
© Крайнова Е. Ю., Дигурова И. И., 2010
- Составление алгоритма самостоятельной работы.
Алгоритмизация как ориентировочная основа способствует последовательности и ритмичности самообразовательной деятельности, необходимой для усвоения знаний и приобретения умений.
Ниже представлен составленный нами алгоритм внеаудиторной самостоятельной работы, позволяющий студенту-заочнику планировать и стандартизировать самообразовательную деятельность, которую он осуществляет, пользуясь «кейсами» (рис. 1).
Эффективная самостоятельная работа студента возможна только при наличии мотивации, которая проявляется в понимании студентом важности изучаемого материала по физике в подготовке провизора. Повышению мотивации способствует установление межпредметных связей, являющееся 1-м пунктом данного алгоритма. Для выполнения этого задания студент использует программу и материал вводной лекции.
Наличие плана внеаудиторной самостоятельной работы способствует повышению учебной дисциплины студентов, прививает им навыки организации внеаудиторной деятельности. Ее график является «мягким» и может корректироваться самим студентом. Однако невыполнение контрольных работ в срок снижает рейтинг, а, значит, и итоговую оценку. После изучения разделов 1-го блока студент получает контрольную работу № 1 и может приступить к ее выполнению. Аналогично организуется работа по 2-му блоку. На электронный адрес кафедры студент высылает заполненные бланки ответов [5]. Это облегчает получение, проверку и хранение документации, делает обмен информацией между кафедрой и студентом более оперативной.
- Проведение консультаций в межсессионный период по электронной почте и с использованием программы Бкурв.
Это способствует индивидуальному подходу к работе с заочниками и межличностному общению студента и преподавателя.
Согласно учебному плану студенты II курса фармацевтического факультета заочной формы обучения выполняют 2 контрольные работы по физике. Этому предшествует изучение теоретического материала и выполнение заданий для самоконтроля. Поэтому учебный материал был разбит на 2 блока, в каждый из которых входит несколько разделов программы.
- Сквозные исследования по линии УИРС.
Применение модели «сквозного обучения» в
учебно-исследовательской работе студента соответствует современным тенденциям непрерывного образования. Такой подход позволяет интегрировать учебный материал и активизировать познавательную и творческую деятельность. Участие в УИРС засчитывается в рейтинг учебной деятельности студента, что способствует повышению мотивации. Учебно-исследовательская работа студента-заочника состоит из следующих этапов:
- повторение соответствующих разделов школьного курса физики по методическим материалам, имеющимся в «кейсе», или по учебникам;
- изучение материала по физике в объеме программы вуза;
- углубленное изучение материала, которое заключается в ознакомлении с дополнительной литературой по выбранной теме УИРС, написании реферата или выполнении презентации;
- составление структурно-логической схемы интеграции выбранной для УИРС темы в другие предметы и практические приложения.
Ниже представлен образец структурно-логической схемы по теме «Рефрактометрия» (рис. 2).
Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа по физике на фармацевтическом факультете заочной формы обучения является организованной и имеет достаточное методическое обеспечение.
Первый блок Второй блок
Механика Электромагнитные колебания и волны
Механические колебания и волны Оптика
Молекулярная физика Атомная физика
Электричество и магнетизм Ядерная физика
Квантовая физика
ш
и
ш
и
а.
и
а
- установите межпредметные связи
- изучите теоретическии материал по разделу
- ознакомьтесь с видеопрезентациями
- ответьте на тестовые вопросы для самоконтроля
Ш
Если вы набрали менее 70 % правильных ответов, то вернитесь к пункту 1—1 или полу! ( -
чите консультацию у преподавателя 1—1 (по электронной почте, по видеокоммуникативной связи «Бкуре» или при личной встрече).
и
а
- решите задачи для самоконтроля
ш
Если вы набрали менее 70 % правильных ответов, то вернитесь к пункту 1—1 или полу-
Ш
чите консультацию у преподавателя 1—1
и
и
0 и
'—1 - заполните бланк отчета по лабораторной работе и вышлите на электронный адрес кафедры
- проконсультируйтесь с преподавателем
- выполните виртуальную лабораторную работу
и
0 ш
1—1 - приступите к изучению следующего раздела => '—'
Рис. 1. Алгоритм внеаудиторной самостоятельной работы студента-заочника
Рис. 2. Образец структурно-логической схемы по теме «Рефрактометрия».
Библиографический список:
1. Программа по физике и биофизике для студентов фармацевтических вузов (факультетов) [Текст]. - Москва, 2000. - 16с.
2. Зверева, М. И. Формирование информационной мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И.Зверева // Педагогика. - 2005. -№ 8. - С. 45-50.
3. Ёршиков, С. М. Организация самостоятельной работы студентов [Текст] / С. М. Ёршиков, Н. В. Хмаро. - Ярославль : Аверс Плюс, 2007. -24 с.
4. Дигурова, И. И. Инновационные технологии в преподавании физики студентам фармацевтического факультета ЯГМА заочной формы обучения [Текст] / И. И. Дигурова, Л. И. Лаврентьева, А. А. Шипов, Е. Ю. Крайнова // Новости здравоохранения. - Ярославль, 2009. - № 2. -С. 35-36.
5. Дигурова, И. И. Структура и содержание «кейса» по физике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения [Текст] / И. И. Дигурова, Е. Ю. Крайнова, Л. И. Лаврентьева, А. А. Шипов // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. - Красноярск, 2010. - С. 259-262.