УДК 336.64
ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
К. П. Марусенко Научный руководитель - Т. А. Мартынова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Формирование структуры капитала является одной из актуальных задач для компаний любой сферы деятельности, в том числе ракетно-космической отрасли, так как согласовывает интересы разных владельцев капитала.
Ключевые слова: структура капитала, собственный капитал, заемный капитал, рентабельность собственного капитала, эффект финансового рычага, средневзвешенная стоимость капитала.
FORMATION CAPITAL STRUCTURE OF RUSSIAN COMPANIES
K. P. Marusenko Scientific Supervisor - T. A. Martynova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The formation of capital structure is one of the urgent tasks for companies in any sphere of activities, including rocket and space industry, as it negotiates the different interests of the owners of capital.
Keywords: capital structure, equity capital, loan capital, return on equity, the effect of financial leverage, weighted average cost of capital.
На сегодняшний день формирование структуры капитала является одной из сложнейших и актуальных задач для любой компании, поскольку определяет многие аспекты финансовой деятельности и существенным образом влияет на ее результаты.
В этой связи важнейшей целью компаний является определение такой структуры капитала, которая наилучшим образом повысит эффективность работы предприятия в целом, что позволит успешно конкурировать с другими предприятиями и выходить на новые рынки сбыта [1]. Само по себе понятие капитала многозначно. Существует бесчисленное множество определений, которые даются различными экономистами. В работе под понятием капитал понимаем финансовые ресурсы, выраженные в виде собственных и заемных средств, за счет которых осуществляется основная, инвестиционная и финансовая деятельность компании с целью получения прибыли.
Существую различные концепции структуры капитала, различающимися элементами соотношения. Наиболее применяемой на практике является та концепция, которая рассматривает соотношение собственного капитала в виде акций и заемного капитала, представленного облигационными займами, а так же различными видами банковского кредита [2]. Существует ряд факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования индивидуально для каждой компании.
При решении выбора соотношения источников финансирования также можно руководствоваться пониманием достоинства и недостатков собственных и заемных средств. Те компании, которые используют только собственный капитал, имеют наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития. Компании, которые используют заемный капитал, имеют более высокий финансовый потенциал своего развития и имеют возможность прироста финансовой рентабельности собственного капитала, однако такие компании в большей мере подвержены финансовому риску и угрозе банкротства.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Для данной работы были взяты три наиболее крупные российские компании отрасли автомобильного машиностроения для того, чтобы проанализировать существующую структуру капитала и показать ее влияние на финансовое состояние компаний.
Значения наиболее важных коэффициентов, отражающих основную характеристику финансового состояния компаний, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости
Показатель ПАО «КАМАЗ» ОАО «АВТОВАЗ» ОАО «ГАЗ»
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014
К-т текущей ликвидности 1,65 1,54 1,37 1,24 0,88 0,59 1,17 0,46 0,49
К-т общей зависимости 0,51 0,52 0,59 0,52 0,58 0,79 1,03 0,98 0,99
К-т долгосрочной зависимости 0,3 0,26 0,28 0,33 0,36 0,52 -1,04 0,76 0,93
К-т привлечения средств 1,05 1,2 1,42 1,1 1,38 3,72 -41,58 41,08 143,2
К-т покрытия % 6,54 5,15 0,94 15,9 -1,62 -1,30 3,13 -2,73 11,42
Согласно показателям табл. 1 компании «АВТОВАЗ» и «ГАЗ» относятся к неликвидным, это говорит о том, что у них недостаточно оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств. По коэффициентам зависимости наиболее ровное соотношение собственных средств и заемного капитала у ПАО «КАМАЗ», а у других компаний идет рост показателя, т. е. они становятся более зависимыми от заемного капитала. Особенно сильно это видно у компании «ГАЗ».
Анализ элементов формирования структуры капитала компаний показал, что у ПАО «КАМАЗ» наибольший удельный вес 64 % занимает собственный капитал, в том числе 54 % приходится на акционерный капитал. В компании «АВТОВАЗ» в 2012 году превалировала доля собственного капитала 64 %, а к 2014 году структура капитала изменилась и наибольший удельный вес стал занимать заемный капитал - 79 %. Это произошло за счет увеличения краткосрочных кредитов и полученных убытков в 2014 году. Компания «ГАЗ» на протяжении рассматриваемого периода существует только за счет заемных средств.
Структура по рыночной стоимости компаний
Динамика структуры капитала по рыночной стоимости представлены на рис. 1. В структуре капитала компаний превалирует доля заемного капитала и видна ее динамика роста. Такие результаты полученных значений вызваны снижением стоимости акций на рынке. Компании теряют свою инвестиционную привлекательность.
Согласно эффекту финансового рычага, увеличение доли заемного капитала ведет к увеличению рентабельности собственного капитала до тех пор, пока средняя ставка процента не станет больше значения экономической рентабельности активов, в таком случае будут иметь место реальные убытки и нерентабельность [3]. Показатели, характеризующие структуру капитала компаний представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели, характеризующие существующую структуру капитала компании
Показатель ПАО «КАМАЗ» ОАО «АВТОВАЗ» ОАО «ГАЗ»
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014
Экономическая рентабельность активов, % 15,1 10,31 3,52 39,1 -6,34 -14,17 24,57 -25,44 129,9
СП ставка, % 7,95 6,7 10 8,14 8,95 16,48 7,56 9,65 11,5
ЭФР, % 2,35 1,23 -3,09 10,73 -9,55 -48,01 -373 -783,2 8877
ROE через ЭФР, % 14,4 9,48 -0,28 42,01 -14,62 -59,33 -353,2 -804 8981
Финансовый рычаг 0,41 0,43 0,6 0,43 0,78 1,96 -27,44 27,99 93,68
WACC, % 9,49 9,46 12,18 14,77 9,33 9,04 5,92 8,61 10,64
ROCE, % 0,12 0,08 0,03 0,31 -0,5 -0,11 0,21 -0,2 1,04
Спред доходности, % -9,37 -9,38 -12,15 -14,46 -8,83 -8,93 5,71 -8,41 -9,6
Согласно полученным данным, представленным в табл. 3 видно, что существующая структура капитала компаний нерациональна. Увеличение заемного капитала привело к увеличению финансового рычага, а также к уменьшению рентабельности собственного капитала. Несмотря на увеличение рентабельности собственного капитала у ОАО «ГАЗ» на 8877 %, компания находится на стадии банкротства. Рентабельность инвестированного капитала минимальна, а у ОАО «АВТОВАЗ» убыточна. Средневзвешенная стоимость капитала компаний превышает рентабельность инвестированного капитала, что говорит о неэффективности инвестиционных вложений. Компаниям рекомендуется пересмотреть формирование структуры капитала. В большей степени это относиться к компании «ГАЗ».
Библиографические ссылки
1. Горпинюк Ю. Н. Оптимизация структуры капитала компаний российского автомобильного рынка для достижения финансовой устойчивости // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 362-366.
2. Рудык Н. Б. Структура капитала корпорации: теория и практика. М. : Дело, 2013.
3. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М. : Финансы и статистика, 2007.
© Марусенко К. П., 2016