УДК 332.1(477)
Бурик З.М.,
старший преподаватель кафедры экономической политики и экономики труда Львовского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, кандидат наук государственного управления (Украина, г. Львов)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В статье рассмотрены теоретические основы формирования и реализации стратегии развития региона, а также проанализированы проблемные вопросы разработки стратегий развития в Украине. Определены стратегический и тактический аспекты реализации основной цели стратегии развития региона в условиях развития экономики.
Ключевые слова: региональная стратегия, стратегическое планирование развития регионов, модель разработки и контроля за реализацией региональной экономической политики.
В нынешних условиях довольно серьезным вопросом является нахождение оптимальной стратегии развития региона, ее разработки и эффективного внедрения. Определение приоритетов и перспектив развития каждого конкретного региона должно осуществляться через выбор альтернатив-них направлений развития. Проблематика построения стратегии развития региона в современных условиях возникает в плоскости действенности стратегий и возможности ее реализации для конкретного региона, для которого она разработана, с применением минимальных корректив по поводу особенностей ее внедрения.
Весомый вклад в решение проблем формирования и реализации стратегии развития региона в своих работах сделали такие известные ученые как: В.М. Вакуленко [9], З.С. Варналий [1], О.И. Васильева [29], Е.И. Го-ловаха [2], М.И. Долишний [10], Г.О. Дробен-ко [3], Д.А. Исаченко [11], О.П. Крайник [4], В.С. Куйбида [5], А.А. Нерета [12], В.В. Подгорный [14], Д.М. Стеченко [7], А.П. Тищенко [15], Ю.П. Шаров [8] и др.
Высоко оценивая вклад отечественных и зарубежных ученых в решение вышеуказанных проблем, следует отметить, что, к сожалению, в Украине до сих пор есть много проблемных вопросов в процессе формирования и реализации стратегий развития, а также их мониторинга и оценки выполнения, требующих решения.
В связи с этим целями статьи являются исследование методологии процесса, выделение проблемных вопросов формирования и реализации стратегии развития региона и выработка предложений по улучшению стратегического планирования развития региона.
Стратегическое планирование развития региона является важным инструментом государственного регулирования, помогает поддерживать необходимые экономические пропорции, обеспечивает согласование целенаправленности функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. По мере стабилизации экономики Украины расширяются возможности для выявления закономерностей и тенденций регионального развития, повышается степень предвидения и прогнозирования изменений и поведения различных субъектов, что влияет на региональное развитие.
Эффективность управления региональным развитием определяется системой, синтезирующей политическое, социальное, экономическое и другие измерения управленческого процесса.
Определение приоритетов и перспектив, адекватное формирование целей развития каждого конкретного региона с учетом имеющегося ресурсного обеспечения требуют внедрения стратегического подхода к управлению региональным развитием. Стратегический подход к региональному развитию ориентирует на осмысление регионального развития сквозь призму главной цели; рассматривает территорию в контексте ее внешней среды; объединяет важнейшие цели политики и программы в единое целое [15, с 86].
Сегодня в каждом регионе страны разработаны региональные стратегии развития, что является основой внедрения децентрализованной модели управления.
Выбор стратегических целей и приоритетов развития позволяет сосредоточить усилия региональных властей на наиболее перспективных для конкретного региона направлениях.
В современных условиях методология и процедура формирования и реализации стратегии развития региона обоснована нормативно-правовыми актами и документами нормативного характера, среди которых: Конституция Украины, утвержденная 28.06.1996 г. [17], «Концепция государственной региональной политики», утвержденная Указом Президента Украины от 25.05.2001 г. № 341/2001 [21], Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» № 160-Ш от 23.03.2000 г. [18], Закон Украины «О стимулировании развития регионов» № 2850 от 08.09.2005 г. [22]. Утверждены и другие нормативные документы, такие как: Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года» от 21.07.2006 г., № 1001 [25], Закон Украины «О государственных целевых программах» от 18.03.2004 г., № 1621-ГУ [19], «Методические рекомендации по разработке региональных стратегий развития», утвержденные приказом Министерства экономики и европейской интеграции от 29.06.2002 г., № 224 [24], «Об утверждении Порядка разработки, проведения мониторинга и оценки реализации региональных стратегий развития» согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2011 № 1186 [26] и др.
Таким образом, общие черты регулирования регионального развития являются очерченными в действующем законодательстве. Однако эти нормативные документы в полной мере не определяют и не обеспечивают эффективное формирование и реализацию стратегий регионального развития, поскольку на сегодня остается открытым вопрос институционально-правового обеспечения регионального развития, применения инновационных методов и инструментов регионального развития, реформирования административно-территориального
устройства, межрегионального и межмуниципального сотрудничества.
Анализируя систему формирования стратегии развития региона, стоит отметить, что субъектами стратегического планирования регионального развития в Украине определены: областные советы, Верховный Совет АРК, Киевский и Севастопольский городские Советы, отвечающие за определение основных приоритетов и принятие стратегий развития с учетом норм, заложенных в Государственной стратегии регионального развития Украины; областные государственные администрации, Совет министров АРК, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, которые разрабатывают план мероприятий по реализации стратеги, ежегодные программы социально-экономического развития региона, целевые региональные программы; агентства регионального развития, действующие на основе партнерства между государственным, частным и общественным секторами; региональные центры инновационного развития, отвечающие за информационно-аналитическую, методическую, организационную поддержку инновационно-инвестиционного развития регионов; органы местного самоуправления, которые участвуют в реализации стратегии в соответствии со своими полномочиями; другие международные, общегосударственные, региональные организации и институции.
Рассмотрим вкратце процесс стратегического планирования в определенном регионе, который состоит из следующих этапов [24]:
1. Инициирование разработки стратегии.
2. Создание рабочей группы по разработке стратегии развития.
3. Анализ состояния развития региона.
4. Определение миссии, целей, задач, приоритетов развития.
5. Планирование и обработка конкретных шагов реализации приоритетных направлений и определение источников их финансирования.
6. Обсуждение проекта стратегии региона с общественностью.
7. Утверждение стратегического плана развития решением сессии областного Совета.
8. Реализация отдельных стратегических направлений и задач.
9. Оценка выполнения и мониторинг развития региона на долгосрочный период.
Стратегическое управление региональным развитием проявляется в пяти функциях [11, с. 29]: планирование стратегии; организация выполнения стратегических планов; координация действий по реализации стратегических задач; мотивация на достижение стратегических результатов; контроль процесса выполнения стратегии.
Проект региональной стратегии должен включать согласно нормативным документам [24]: вступление с коротким обоснованием цели и оснований для разработки документа; аналитическую часть — детальное описание географической, исторической, демографической, экономической, социальной ситуации в регионе с анализом и оценкой фактического состояния развития региона; отражение наиболее общих и длительных представлений о дальнейшем развитии региона и жизни его населения; характеристику конкурентных преимуществ и ограничений перспективного развития региона (SWOT-анализ); стратегические цели и поэтапные планы действий — совокупность стратегических целей и поэтапных планов действий по достижению всех стратегических и оперативных целей с подробным описанием мероприятий, срока выполнения, ответственных исполнителей, объемов и источников финансирования, ожидаемых результатов; механизмов реализации.
Если анализировать опыт оттдельных регионов в процессе разработки стратегии развития, то целесообразно исследовать опыт Львовской области по разработке Стратегии развития до 2015 года [27], поскольку эта стратегия была одной из первых в Украине инновационных стратегий и первым подобным документом для региона в целом. При этом в разработке стратегии был применен опыт зарубежных стран (в частности, прежде всего Великобритании, Польши, Литвы, а также других государств).
Основными исполнителями проекта были Консорциум во главе с Университетом Бермингема (Великобритания), в состав которого входили IMC Consulting (Ве-
ликобритания), Polish British Association of Local Government Assistance (Польша), ULG Northumbria (Великобритания), Hart Group (Великобритания) и Американо-Украинский Фонд Региональных тренинг-центров (Украина), а со стороны региона — Главное управление экономики Львовской областной государственной администрации. А также к разработке проекта стратегии приобщалось большое количество партнеров: Львовский Центр Поддержки Бизнеса
— НьюБизнет, Львовский региональный институт государственного управления НАГУ при Президенте Украины, ряд учебных и научно-исследовательских учреждений региона (в частности, Институт региональных исследований НАН Украины), органы местного самоуправления Львовского региона, общественные организации и агентства развития территории (Сокаль-ское агентство регионального развития, агентства развития г. Радехова, г. Самбора, г. Старого Самбора, г. Золочева, г. Жовк-вы, г. Броды), объединения предпринимателей г. Львова и региона и другие участники процесса.
Разработка стратегии осуществлялась по определенным законодательством этапам и согласно принципам стратегического планирования: системности, альтернативности, научности, гласности, эффективности и других.
Соответственно стратегическими целями развития региона определены следующие: стратегическая цель 1: Львовская область — регион устойчивого экономического и предпринимательского развития; стратегическая цель 2: Львовская область
— ворота Украины в Европейский союз; стратегическая цель 3: Львовская область
— регион высокообразованных людей, инновационного потенциала и технологически развитых кампаний; стратегическая цель 4: Львовщина — регион чистой и привлекательной окружающей среды, культуры, туризма и рекреации [27].
В процессе реализации Стратегии развития Львовской области до 2015 года Институтом региональных исследований НАН Украины были разработаны и внесены поправки для адаптации положений стратегии в Программу экономических
реформ на 2010 — 2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», в результате чего была изменена миссия стратегии для обеспечения устойчивого гармоничного развития региона, откорректированы цели и подцели стратегии [28, 16].
В частности, сформированы концептуальные подходы к реализации целей стратегии, чего не было в предыдущем варианте. При этом основными подходами, которые применяются для достижения стратегической цели 1, определены: открытая конкуренция на региональных рынках; дебюрократизация разрешительных процедур; развитие рынка финансовых инструментов долгосрочного планирования. Основными подходами, которые применяются для достижения стратегической цели 2, определены: максимальная открытость региона в сотрудничестве с иностранными партнерами; децентрализация власти; развитие местного самоуправления; активизация институтов гражданского общества. Основными подходами, которые будут применяться для достижения стратегической цели 3, определены: открытая конкуренция на региональных рынках; повышение качества человеческого капитала; формирование региональных кластеров. Основными подходами, которые будут применяться для достижения стратегической цели 4, определены: корпоративная социальная ответственность; государственно-частное партнерство, обеспечение эффективного природопользования [16].
К положительным аспектам разработки Стратегии относится то, что при разработке были учтены приоритетные направления развития регионов на период до 2015 года, определенные Государственной стратегией регионального развития на период до 2015 года [25]. Однако, несмотря на последовательность разработки и реализации стратегии, а также привлечение экспертов и общественности к ее разработке, выделен также ряд недостатков разработки и реализации этой стратегии.
Во-первых, для разработки Стратегии использовались «Методические рекомендации по разработке региональных стратегий развития», утвержденные приказом Министерства экономики, и по во-
просам европейской интеграции Украины от 29.07.2002 г., № 224 [24], однако, лишь в описательно-аналитической части.
Во-вторых, при разработке Стратегии возникали следующие трудности: несогласованность позиций отечественных ученых и польских экспертов — консультантов-разработчиков стратегии; несогласованность позиций депутатского корпуса и органов испонительной власти, что обусловило различные варианты формирования стратегии.
В-третьих, во Львовской области, несмотря на то, что в Стратегии приводится цепочка: «Главные, стратегические и операционные цели развития Львовской области», механизмы их достижения не определены.
В-четвертых, при формировании операционных целей Стратегии представлено обоснование ее выбора, однако нет описания мероприятий, предусматриваемых для ее достижения; нет определения необходимых ресурсов для достижения цели и обоснования продолжительности ее достижения; не определены основные участники реализации, отсутствуют рекомендованные инструменты и процедуры реализации.
Эти проблемные моменты можно проследить и в процессе разработки и реализации других региональных стратегий, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:
1. Проблемы методологии разработки стратегии и реалистичности процедур стратегического планирования: формализация процедуры разработки стратегии регионального развития, в результате чего цели и подцели стратегий являются оторванными от реальных потребностей развития территории; декларативный характер стратегий как документов развития регионов.
2. Конфликтность и несогласованность интересов отдельных заинтересованных сторон в работе над стратегией, в большинстве своем между местными органами исполнительной власти (областными государственными администрациями) и органами, которые представляют общие интересы территориальных общин области (областных советов), а так-
же отдельными группами влияния, что ухудшает эффективность разработки стратегии и увеличивает продолжительность ее наработки.
3. Значительная забюрократизован-ность процедур на всех этапах разработки, принятия, внесения корректив и мониторинга релизации стратегий.
4. Есть определенные сложности в сроках и в финансировании всех операционных программ, обусловленных стратегическими целями региона, что проявляется в недофинансировании их мер.
Соответственно реализация и достижение определенных результатов согласно операционным целям регионального развития региональных стратегий еще остается неопределенным и сложным вопросом.
При этом разработаные стратегии не должны оставаться очередным плановым документом, разработанным «по требованию времени», а быть основой, дорожной картой, стратегическим планом развития региона, что определяет цели, задачи, приоритеты, направления устойчивого экономического и социального развития региона на долгосрочный период (свыше пяти лет), с четким определением мер финансового и организационного обеспечения, направленных на реализацию стратегических задач развития региона. При формировании стратегий развития необходимо учитывать расположение каждого отдельного региона, наличие в регионах промышленных ресурсов, различных видов потенциалов для развития региона и развитие транспортной инфраструктуры в регионах.
Учитывая сложности решения проблем полного и бесперебойного финансового и ресурсного обеспечения реализации комплексных программ региональных стратегий, необходимо определить и обосновать первоочередность и сроки реализации приоритетов, которые должны быть экономически целесообразными, учитывая государственные и региональные интересы соответственно миссии и целям стратегии региона.
Реализация стратегического планирования развития региона должна включать такие направления [25]: активизация тер-
риториальной общины; постоянный учебно-методический процесс; систему связей с общественностью; организационное обеспечение; нормативно-правовое обеспечение; научное и проектное обеспечение; материально-техническое и финансовое
обеспечение; институциональное обеспечение; информационное обеспечение и др.
Модель разработки и контроля за реализацией региональной стратегии развития и формирования региональной экономической политики приведена на рис. 1.
Разработка концепции стратегии развития региона
SWOT - анализ среды развития региона
8"даЭТ-анализ внешней среды
Анализ тенденций изменения мезо-среды
SWOT-анализ внутренней среды
Анализ потенциала экономики региона
Анализ эффективности стратегий
— / Угрозы I
Определение стратегических целей и приоритетных направлений экономического и социального развития региона на основе экономики знаний
Определение механизмов координации при формировании стратегии развития
Нормативно-правовые
Рассмотрение вариантов сценария стратегии экономического развития региона
Выбор стратегии экономического развития региона
Разработка планов реализации стратегии экономического развития региона
Выбор механизмов реализации стратегии экономического развития региона
Оценка сложившейся стратегии экономического развития региона
Формирование региональной экономической политики
Принципы
Цель Задания Приоритетные Обьект Субъект Ожидаемый
направления результат
Государственная региональная экономическая политика
Межрегиональная экономическая политика
Экономическая политика региона
Оценка влияния региональной экономической политики на экономическое развитие
региона
Рис. 1. Модель разработки и контроля за реализацией региональной стратегии развития и формирования региональной экономической политики
В современных условиях хозяйствования основными целями стратегии развития регионов должны быть: обеспечение устойчивого развития региона в целом; повышение конкурентоспособности регионов и укрепление их ресурсного и финансового потенциала; развитие человеческого и трудового потенциала региона: развитие межрегионального и международного (для пограничных регионов) сотрудничества; создание институциональных условий регионального развития и др.
Требуют также законодательного и нормативного урегулирования следующие вопросы: основные принципы государственной региональной политики (принципы, подходы, инструменты), институционально-правовое обеспечение регионального развития, реформирование административно-территориального устройства; межрегиональное, межмуниципальное сотрудничество, а также сотрудничество органов исполнительной власти и представительских органов; обоснование сроков принятия и финансирования комплексных программ, что составляют основу стратегии развития, а также внедрение новых инструментов регионального развития и т.п.
Выводы. Подытоживая вышесказанное, можем утверждать, что: наработки в области стратегического планирования развития региона, в частности во Львовской области, в реализации проектов стратегий развития регионов, несомненно, остаются важными и ценными (в частности для разработки новой стратегии развития определенного региона); является также реальным применение предварительной методологии и привлечение партнеров с учетом актуального состояния нормативного поля при разработке новой стратегии развития региона и для перспективных работ в данной области, но при этом необходимо устранить предшествующие проблемы реализации стратегии по финансированию, забюро-кратизированности процедур, конфликту интересов и других. Таким образом, экономическое регулирование регионального развития посредством использования стратегического планирования сможет обеспечить тесную связь между утверждаемыми мерами и возможными их исполнителями,
позволит достигать прозрачности в процессе реализации утвержденных целей и на этом основании осуществлять общественный контроль и анализ дефектов с установлением их причин.
Библиографический список
1. Варналий З.С. Региональная политика Украины: институционально-правовое обеспечение [ Текст ]: сб. офиц. док. / О.С. Варналий (ред.), Национальный ин-т стратегических исследований. — М.: НИСИ, 2004. - 520 с.
2. Головаха Е.И. Общество трансформируется. Опыт социологического мониторинга в Украине / Е.И. Головаха. — М.: ин-т социологии НАН Украины, 1997. — 156 с.
3. Дробенко Г.А. Стратегическое планирование развития территориальных общин [ Текст]: Пособие / Г.А. Дробенко, Р.Л. Брусак, Ю.И. Свирский; Центр муниципального и регионального развития, Международный фонд «Возрождение». — М.: «СПОЛОМ», 2001. — 118 с.
4. Крайник О.П. Регулирование экономического развития региона [ Текст ] / А.П. Крайник; Науч.-исслед. финанс. ин-т. — М.: НИФИ, 2007. — 296 с.
5. Куйбида В.С. Современные проблемы и региональные особенности местного самоуправления в Украине [ Текст ] / В.С. Куйби-да. — Львов: Летопись, 2001. — 176 с.
6. Организационно-экономические и правовые механизмы обеспечения устойчивого развития территориальной общины [Текст] / Р.Б. Брусак, И.О. Дробот, В.С. Загорский [ и др.].; Под общ. ред. П.И. Шевчука, И.Г. Залуцкого; Львов. регион. ин-т гос. упр. Нац. акад. гос. упр. при Президенте Украины. — М.: ЛРИДУ НАГУ, 2009. — 347 с.
7. Стеченко Д.М. Управление региональным развитием [Текст]: Учеб. пособие / Д.М. Стеченко. — М.: Высшая школа. — 2000. — 223 с.
8. Шаров Ю.П. Методологическое обеспечение программирования развития публичных институтов и качества их деятельности [Текст]: науч. разработки / Ю.П. Шаров, И.А. Чикаренко, О.О. Чикаренко [ и др.]. — К.: НАГУ, 2009. — 52 с.
9. Вакуленко В.М. Основные подходы к разработке стратегических планов эко-
номического развития городов / В. Ваку-ленко // Экономическая газета. [Текст]. — 2000. - № 9. - С. 10-11.
10. Долишний М. Актуальные проблемы формирования региональной политики в Украине / М. Нижний // Региональная экономика [Текст]. - 1999. - № 3. - С. 7-18.
11. Исаченко Д.А. Практика стратегического планирования развития регионов / Д.А. Исаченко // Региональная экономика. - 2009. - № 4. - С. 24-32.
12. Нерета А. Стратегическое планирование социально-экономического развития малых городов / А. Нерета // Управление современным городом. -2003. - № 1-3 (9). - С. 169- 176.
13. Особенности формирования и реализации региональных стратегий развития / Я.Ф. Ковнирчик / / Инвестиции: практика и опыт. - 2009. - № 19. - С. 39-41.
14. Подгорный В.В. Особенности стратегической социально-экономической трансформации: место и роль регионального направления / В. Подгорный // Государство и регионы. - 2010. - № 2. -С. 151-159.
15. Тищенко А.П. Стратегическое планирование развития региона: основные понятия, требования и алгоритм осуществления / А.П. Тищенко // Экономический вестник. - 2010. - № 2 (20). - С. 86-89.
16. Изменения и дополнения к Стратегии развития Львовщины до 2015 года в контексте мероприятий и задач Программы экономических реформ на 2011-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» [Электронный ресурс]: Распоряжение председателя Львовской областной государственной администрации № 309/0/5-12 от 17.05.2012 г. - Режим доступа: http://loda.gov.ua/oda/ upravlinnya/departament-ekonomichnoho-rozvytku-investytsij-torhivli-ta-promyslovos-ti/rozroblennya-stratehiji-lvivskoji-oblasti-na-2014-2020-roky/dovidkova-informatsiya/ zminy-do-strateh-2015_r-12-0309_d - Название с экрана.
17. Конституция Украины [Текст]: принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28.06.1996 г. (с изменениями, внесенными Законом Украины № 2222-1^ от
08.12.2004 г.). - К.: Укр. Центр законным. студ., 2006. - 123 с.
18. О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины: Закон Украины № 1602-III от 23.03. 2000 [ действующий ] / / Ведомости Верховной Рады Украины [Текст]. - 2000. - № 25. - С. 195.
19. О государственных целевых программах: Закон Украины № 1621-IV от 18.03.2004 г. [ действующий ] // Ведомости Верховной Рады Украины [Текст]. - 2004. - № 25. - С. 352.
20. О внедрении комплексной оценки социально-экономического развития Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя: Постановление Кабинета Министров Украины № 833 от 20.06.2007 г. [действующий] // Официальный вестник Украины [Текст]. - 2007. -№ 46. - С. 10.
21. О Концепции государственной региональной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Украины № 341/2001 от 25.05.2001 г. - Режим доступа: http:// zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi?nreg = 341 % 2F2001. - Название с экрана.
22. О стимулировании развития регионов: Закон Украины № 2850 от 08.09.2005 г. [действующий] // Ведомости Верховной Рады Украины [Текст]. - 2005. - № 51. -С. 548.
23. Об утверждении Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года: Постановление Кабинета Министров Украины № 1001 от 21.07.2006 г. // Официальный вестник Украины [Текст]. - 2006. - № 27. - С. 58.
24. Об утверждении Методических рекомендаций по формированию региональных стратегий развития [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономики по вопросам европейской интеграции Украины № 224 от 29.07.2002 г. -Режим доступа: http://www.uazakon.com/ document/spart09/inx09341. htm - Название с экрана.
25. Об утверждении гос. стратегии регионального развития на период до 2015 года: утверждена Постановлением Кабинета министров Украины от 21.07.2006 г. № 1001
[Электронный ресурс] // Нормативные акты Украины. — Режим доступа: http:// zakon.nau.ua/
26. Об утверждении Порядка разработки, проведения мониторинга и оценки реализации региональных стратегий развития: Постановление Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2011 № 1186 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1189-2011 - % D0 % BF.
27. Об утверждении Стратегии развития Львовской области до 2015 года [Электронный ресурс]: решение сессии Львовского областного Совета № 193 от 13.03.2007 г. — Режим доступа: http://www. oblrada.lvlv.ua/programs.php. — Название с экрана.
28. Программа экономических реформ на 2011—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» [Электронный ресурс]: Указ Президента Украины № 187/2012 от 12.03.2012 г. [действующий]. — Режим доступа: http://www.president.gov.ua / docs / Programa _reform_FINAL_1.pdf
29. Васильева О.И. Трансформация регионального управления в условиях реформирования властных отношений в Украине [Текст]: автореф. дис.: 25.00.02 / О.И. Васильева. НАН Украины, Совет по изучению продукт. сил Украины. — М., 2010. — 38 с.
Bibliography
1. Varnaly Z.S. (Eds) (2004) [Regional Policy of Ukraine: institutional — legal support], Moscow: NISI, 520 р.
2. Golovakha E.I. (1997) [Society is transformed. The experience of social monitoring in Ukraine], Moscow: Institute of Sociology, Academy of Sciences of Ukraine, 156 р.
3. Drobenko G.O., Brusak R.L., SvirskiyY.I. (Eds) (2001) [Strategic planning of development of local communities], Moscow: "Spo-lom", 118 р.
4. Krainik O.P. (Eds) (2007) [Regulation of economic development in the region], Moscow: NIFI, 296 р.
5. Kuibida V. S. (Eds) (2001) [Modern problems and regional peculiarities of local self-government in Ukraine], Lviv: Chronicle, 176 р.
6. Shevchuk P.I., Zalutskiy I.G., Brusak R.L., Drobot I.O., Zagorskiy V.S. (Eds) (2009) [Organizational — economic andlegal mechanisms to ensuresustainable development to the territorial community], Lviv: NAPALRIDU, 347 p.
7. Stechenko D.M. (2000) [Management of regional development], Moscow: High school, 223 p.
8. Sharov Y.P. (Eds) (2009) [Methodological support for development programming of public institutions and the quality of their work], Kiev: NAPA, 52 p.
9. Vakulenko V.M. (Eds) (2000) [The main approaches to the development of strategic plans for the economic development of cities]. Economic newspaper, Kyiv, 9, 10—11 p.
10. Dolishniy M. (1993) [Actual problems of regional policy in Ukraine]. The regional economy, Kyiv, 3, 7—18 p.
11. Isachenko D.A. (2009) [The practice of strategic planning of regional development]. The regional economy, Kyiv, 4, 24 — 32 p.
12. Nereta A. (2003) [Strategic planning of socio-economic development of small towns]. Management of the modern city, Kyiv, 1 — 3 (9), 169-176 p.
13. Kovnirchik J.F. (2009) [Features of formation and implementation of regional development strategies]. Investitions, Kyiv, 19, 39-41 p.
14. Podgorny V.V. (2010) [Features strategic socio-economic transformation: the place and role of regional research]. State and Regions, Kyiv, 2, 151-159 p.
15. Tishchenko A.P. (2010) [Strategic planning of regional development: basic concepts, requirements, and implementation of the algorithm]. The Newsletter, Kyiv, 2, 86-89 p.
16. Changes and additions to the Strategy for the Development of Lviv to 2015 in the context of the activities and objectives of the Program of Economic Reforms for 2011-2014 «Prosperous Society, Competitive Economy, Effective State» // http://loda.gov.ua/oda/ upravlinnya/departament-ekonomichnoho-rozvytku-investytsij-torhivli-ta-promyslovos-ti/rozroblennya-stratehiji-lvivskoji-oblasti-na-2014-2020-roky/dovidkova-informatsiya/ zminy-do-strateh-2015_r-12-0309_d
17. The Constitution of Ukraine (2006) // Supreme council of Ukraine, Kiev, Ukr. Law Center. Stud, 123 p.
18. The Law of Ukraine № 1602-III of 23.03. 2000 (2000) [On State Forecasting and development programs of economic and social development of Ukraine]. Supreme council of Ukraine, Kyiv, 25, p. 195.
19. The Law of Ukraine № 1621-IV of
18.03.2004 (2004) [On State Forecasting and development programs of economic and social development of Ukraine]. Supreme council of Ukraine, Kiev, 352 p.
20. Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 833 of 20.06.2007 (2007) [On implementation of a comprehensive assessment of the socio-economic development of the Autonomous Republic of Crimea, regions,. Kyiv and Sevastopol], Official Bulletin of Ukraine, Kiev, 46, p. 10.
21. Decree of the President of Ukraine № 341/2001 of 25.05.2001 (2001) [On the Concept of state regional policy] // http:// zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi?nreg = 341 % 2F2001.
22. The Law of Ukraine № 2850 of
08.09.2005 (2005) [On stimulating the development of the regions]. Supreme council of Ukraine, Kiev, 51, 548 p.
23. Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 1001 of 21.07.2006 (2006) [On the approval of state regional development strategy for the period up to 2015] // http:// zakon.nau.ua/.
24. Order of the Ministry of Economy and European Integration of Ukraine № 224 of 29.07.2002 (2002) [On approval of recommendations for the creation of regional development strategies] // http://www.uazakon. com/document/spart09/inx09341.htm]
25. Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 1001 of 21.07.2006 (2006) [On the approval of state regional development strategy for the period up to 2015] // http:// zakon.nau.ua/.
26. Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 1186 of November 16, 2011 (2011) [On approval of the design, monitoring and evaluation of the implementation of regional development strategies] // http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/1189- 2011 - % D0 % BF]
27. Decision of the session of the Lviv regional council number 193 of 13.03.2007 (2007) [On approval of the Strategy for the Development of Lviv region until 2015] // http://www.oblrada.lviv.ua/programs.php
28. Decree of the President of Ukraine № 187/2012 of 12.03.2012 (2012) [The economic reform program for 2011-2014 "Prosperous Society, Competitive Economy, Effective State"] // http://www.president.gov.ua/ docs/Programa_reform_FINAL_1.pdf
29. Vasilyeva O. I. (2010) (Eds) [Transformation of the regional government in reforming the power relations in Ukraine], Moscow, 38 p.
Burik Z.M., e-mail: [email protected]
The senior teacher of chair of economic policy and economy of work of the Lvov regional institute of public administration of National academy of public administration at the President of Ukraine; candidate of science of public administration (Ukraine, Lviv); FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE REGION V SOVREMENNYKH
USLOVIYAKH OF MANAGING In article theoretical basics of formation and realization of strategy of development of the region are covered and also problem questions of development of strategy of development in Ukraine are analysed. Strategic and tactical aspects of realization of a main objective of strategy of development of the region in the conditions of economy development are defined.
Key words: regional strategy, strategic planning of development of regions, model of development and control of realization of regional economic policy.