подвергаются физической амортизации, возможен лишь их моральный износ, в процессе использования они не теряют своих свойств, но могут совершенствоваться и приобретать новую, более высокую стоимость. К основным структурным составляющим интеллектуального потенциала предприятия можно, прежде всего, отнести совокупность человеческого, структурного (технологического и организационного) потенциалов, а также объекты интеллектуальной собственности, которые представляют собой интеллектуальные ресурсы предприятия и способны при наличии необходимых условий и механизмов трансформироваться в интеллектуальный капитал - средство создания новой стоимости. В этом и проявляется главное значение интеллектуального потенциала предприятия.
Устойчивое развитие предприятия, повышение эффективности его деятельности в настоящее время возможны лишь при условии наличия необходимого интеллектуального потенциала как резерва пополнения интеллектуального капитала, а также системы управления, адекватной целям и задачам субъекта хозяйствования.
Список использованной литературы:
1. Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости : учебное пособие / С.В. Андреев. - М. : Пегас, 2011. - 232 с.
2. Базаров Т. Ю Управление персоналом: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 144 с.
3. Галныкина Г. Д. Управление персоналом : учебник / Г.Д. Галныкина. - М.: Проспект, 2010. - 324 с.
4. Дубакова И.Б. Управление персоналом : учебник / И.Б. Дубакова. - М.: Центр, 2010. - 237 с.
5. Мартанус Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика: Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 2011. С 336 с.
© Зеленкевич H. Н., 2016
УДК 336
Каплий М.В.
Магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
Г. Керчь, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Аннотация
Рассмотрены причины ликвидации предприятия в условиях кризиса. Представлена характеристика основных видов стратегии предприятия в кризисных условиях хозяйствования.
Ключевые слова
Антикризисное управление, стратегия, кризис, стратегия активного приспособления.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.
Стратегия - это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро. Поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее. [1, с. 34]
Разработка и реализация антикризисного стратегического управления предприятием является одной из ключевых проблем стабилизации развития организации. Стратегия антикризисного управления дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенности, снизить остроту этого кризиса.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, субъективные, отражающие ошибки и недостатки в управлении, а также природные. [2, с.104]
Любое предприятие, являющееся юридическим лицом, не может существовать вечно. Причины для ликвидации предприятия в условиях кризиса могут быть как внешние, так и внутренние (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные причины для ликвидации предприятия в условиях кризиса [2, с.145]
Поиск путей выхода из кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Тщательным образом проводится анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения организации выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия необходима для разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Различают следующие виды антикризисной стратегии [3, с.254]:
1. Восстановительная стратегия - быстрое обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия.
2. Стратегия активного приспособления применяется на основе разработки нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары.
3. Стратегия консервативного поведения - сохранение и развитие рыночных позиций путем
обновления ассортимента продукции, технологии производства и диверсификации.
4. Стратегия свертывания производств - отступление организации.
5. Функциональные стратегии:
• Антикризисная маркетинговая стратегия (возвращения предприятия на рынок, развития рынка, развития через товар, диверсификации, ухода с рынка);
• Антикризисная производственная стратегия (улучшения качества продукции, структурной перестройки предприятия, изменения номенклатуры и ассортимента продукции, повышения экономической эффективности производства);
• Антикризисная кадровая/ управленческая стратегия (Усиления кадрового потенциала, Внедрение новых методов управления, Реорганизация управления);
• Антикризисная финансовая стратегия (Повышения ликвидности активов, Оптимизации структуры капитала, Улучшение системы учета и контроля издержек, Оптимизации прибыли).
Реализация принятой стратегии включает в себя выполнение следующих задач: обеспечение соответствия антикризисной стратегии и целей, на достижение которых она направлена; более широкое доведение идей новой стратегии и содержания цели до сотрудников для вовлечения их в процесс реализации антикризисной стратегии; приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией; принятие решений по совершенствованию организационной структуры и всей системы управления.
При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения нужно выбрать. [1, с.147]
Таким образом, объектом первоочередных исследований в сфере антикризисного менеджмента должна выступать антикризисная стратегия, которую можно определить как комплекс целей, решений и мероприятий, реализуемых в сфере финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и направленных на оздоровление или восстановления функционирования и развития предприятия и предоставления ему вектора устойчивого восходящего развития.
Список использованной литературы:
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2006. - 546 с.
2. Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. - 4-е изд. / Б.Е. Бродский, Е.П. Жаровская. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с.
3. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с.
© Каплий М.В., 2016
УДК 658.15
Карнаухов Эдуард Васильевич
Магистрант 1го курса Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ» Михайлов Артем Борисович канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и управление», Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМ ПОТОКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
В данной статье были рассмотрены основные принципы управления денежным потоком предприятия.