Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ: ПОДХОДЫ «СВЕТОФОРНОЙ» КОАЛИЦИИ В 2022–2023 гг.'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ: ПОДХОДЫ «СВЕТОФОРНОЙ» КОАЛИЦИИ В 2022–2023 гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / Германия / СДПГ / Свободная демократическая партия / «Союз 90 / Зелёные». / modernization / modernization policy / Germany / SPD / Free Democratic Party / Green Party.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синдеева Алексей Александрович

Масштабные трансформационные задачи, особенности различных интеллектуальных культур, свойственных им традиций, ситуативные политические цели, балансы и паритеты, актуальные кризисы и конфликты значительно затрудняют формирование политики модернизации в странах коллективного Запада. Несмотря на трудности, правящие партии ФРГ пытаются разрабатывать общие подходы. В статье дана характеристика текущего состояния формирования стратегии модернизации Германии. В первом разделе проанализирована позиция министра экономики, представителя партии «Союз 90 / Зелёные» Р. Хабека, намеренного сделать необратимой «зелёную модернизацию» страны. В его понимании ускорение модернизации позволит быстрее преодолеть кризисы и завершить трансформацию общественной и государственной моделей ФРГ. Во втором разделе рассмотрен подход министра финансов К. Линднера, для которого успех модернизации зависит от использования либеральных методов, свойственных его партии: отказа от государственных субсидий и поощрения инициативы предпринимателей. В третьем разделе описан проект сопредседателя СДПГ Л. Клингбайля, который видит приоритеты коалиции в согласовании новой системы европейской безопасности и в сотрудничестве со странами Центральной и Восточной Европы. В четвёртом разделе охарактеризовано решение Конституционного суда ФРГ, вынуждающее правящие партии ускорять разработку общих подходов и приоритетов. Практическую значимость статьи определяет влияние модернизации на другие направления государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GERMAN MODERNIZATION STRATEGY: APPROACHES OF THE «TRAFFIC LIGHT» COALITION IN 2022–2023

Large-scale transformation tasks, features of intellectual cultures, features of traditions, current political goals, balances and parities, crises and conflicts make it difficult to formulate a modernization policy in the countries of the collective West. Despite the difficulties, Germany's ruling parties are trying to develop common approaches. The article characterizes the current state of formation of Germany's modernization strategy. The first section analyzes the position of the Minister of Economy, representative of the Green Party, R. Habeck, and notes his intention to make the country's «green modernization» irreversible. According to Habeck, accelerating modernization will allow to quickly overcome crises and complete the transformation of the model of German society and the German state. The second section examines the approach of Finance Minister K. Lindner. For Lindner, the success of modernization depends on the use of liberal methods. We are talking about abandoning government subsidies and encouraging the initiative of entrepreneurs. The third section analyzes the project of one of the leaders of the SPD, L. Klingbeil. He sees priorities in agreeing on a new European security and in cooperation with the countries of Central and Eastern Europe. In the fourth section, the decision of the Constitutional Court of Germany was ana-lyzed. Thanks to this decision, the ruling parties will be forced to come to a common approach regarding national priorities. The practical significance of the article is determined by the influence of modernization on other areas of public policy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ: ПОДХОДЫ «СВЕТОФОРНОЙ» КОАЛИЦИИ В 2022–2023 гг.»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 6

УДК 327.51; 327.57 EDN: YUDUBI

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620237888

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ: ПОДХОДЫ «СВЕТОФОРНОЙ» КОАЛИЦИИ В 2022-2023 гг.

Алексей Александрович Синдеев

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-5016-7931

Ссылка для цитирования: Синдеев А.А. Формирование стратегии модернизации Германии: подходы «светофорной» коалиции в 2022-2023 гг. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №6. С. 78-88. DOI: 10.15211/vestnikieran620237888

Аннотация. Масштабные трансформационные задачи, особенности различных интеллектуальных культур, свойственных им традиций, ситуативные политические цели, балансы и паритеты, актуальные кризисы и конфликты значительно затрудняют формирование политики модернизации в странах коллективного Запада. Несмотря на трудности, правящие партии ФРГ пытаются разрабатывать общие подходы. В статье дана характеристика текущего состояния формирования стратегии модернизации Германии. В первом разделе проанализирована позиция министра экономики, представителя партии «Союз 90 / Зелёные» Р. Ха-бека, намеренного сделать необратимой «зелёную модернизацию» страны. В его понимании ускорение модернизации позволит быстрее преодолеть кризисы и завершить трансформацию общественной и государственной моделей ФРГ. Во втором разделе рассмотрен подход министра финансов К. Линднера, для которого успех модернизации зависит от использования либеральных методов, свойственных его партии: отказа от государственных субсидий и поощрения инициативы предпринимателей. В третьем разделе описан проект сопредседателя СДПГ Л. Клингбайля, который видит приоритеты коалиции в согласовании новой системы европейской безопасности и в сотрудничестве со странами Центральной и Восточной Европы. В четвёртом разделе охарактеризовано решение Конституционного суда ФРГ, вынуждающее правящие партии ускорять разработку общих подходов и приоритетов. Практическую значимость статьи определяет влияние модернизации на другие направления государственной политики.

Ключевые слова: модернизация, Германия, СДПГ, Свободная демократическая партия, «Союз 90 / Зелёные».

Статья поступила в редакцию: 29.11.2023.

FORMATION OF THE GERMAN MODERNIZATION STRATEGY: APPROACHES OF THE «TRAFFIC LIGHT» COALITION IN 2022-2023

Alexey A. Sindeev

© Синдеев А. А. - д.и.н., профессор РАН, г.н.с. Отдела европейской безопасности ИЕ РАН.

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-5016-7931

To cite this article: Sindeev, A.A. (2023). Formation of the German modernization strategy: approaches of the «traffic light» coalition in 2022-2023. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 36(6): 78-88. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620237888

Abstract. Large-scale transformation tasks, features of intellectual cultures, features of traditions, current political goals, balances and parities, crises and conflicts make it difficult to formulate a modernization policy in the countries of the collective West. Despite the difficulties, Germany's ruling parties are trying to develop common approaches. The article characterizes the current state of formation of Germany's modernization strategy. The first section analyzes the position of the Minister of Economy, representative of the Green Party, R. Habeck, and notes his intention to make the country's «green modernization» irreversible. According to Habeck, accelerating modernization will allow to quickly overcome crises and complete the transformation of the model of German society and the German state. The second section examines the approach of Finance Minister K. Lindner. For Lindner, the success of modernization depends on the use of liberal methods. We are talking about abandoning government subsidies and encouraging the initiative of entrepreneurs. The third section analyzes the project of one of the leaders of the SPD, L. Klingbeil. He sees priorities in agreeing on a new European security and in cooperation with the countries of Central and Eastern Europe. In the fourth section, the decision of the Constitutional Court of Germany was analyzed. Thanks to this decision, the ruling parties will be forced to come to a common approach regarding national priorities. The practical significance of the article is determined by the influence of modernization on other areas of public policy.

Key words: modernization, modernization policy, Germany, SPD, Free Democratic Party, Green Party.

Article received: 29.11.2023.

В конце 2022 г. министр финансов ФРГ, председатель СвДП К. Линднер, сопредседатели СДПГ З. Эскен и Л. Клингбайль, сопредседатели зелёных Р. Ланг и О. Нурипур, подводя промежуточный итог правления «светофорной коалиции», отмечали, что главной политической целью является «активн[ое] оформл[ение] трансформации, укрепл[ение] социального единства, сохран[ение] благосостояния и <...> естественных основ жизни» (Dem Fortschritt eine... 2022). Лидеры партий признали, что принятие обществом идеи прогресса будет зависеть от межпартийного сотрудничества. Однако разработка общей стратегии и политики модернизации Германии до сих пор находится на стадии подготовки (Белов 2022; Щербак 2021). Результат стратегического поиска остаётся неизвестным. Следовательно, наряду с изучением конфликтов и проблем в коалиции (текущей политикой), пристального внимания заслуживают перспективные подходы к модернизации страны. Их анализ позволяет дополнить представление о современном периоде трансформации в ФРГ и получить более полную фактологическую основу, необходимую для временной фиксации и корректировки задач, стоящих перед нашей страной (Белов 2021).

В статье рассмотрены подходы министра экономики Р. Хабека («Союз 90 / Зелёные»), К. Линднера и Л. Клингбайля. Все трое - представители молодого поколения политической

элиты. Все они занимают ответственные посты, а их партии входят в правящую коалицию (Синдеев 2022; Sindeev 2023).

Модернизационный подход Хабека

Роберт Хабек воспринял обострение украинского кризиса как шанс сделать экологическую модернизацию Германии необратимой и придать ей плановый характер. По мнению Хабека, в мире идёт «борьба за безопасность и хорошие условия жизни» (Habeck reist zu... 2023), а кризисы, в том числе климатический, являются естественным состоянием трансформации (Арбатова 2020; Громыко 2020), а согласованные действия политики и бизнеса позволяют «обновить благосостояние в свободном мире» (Habeck reist zu... 2023).

В этих условиях «государствам свободного мира» важно взять глобализацию под контроль, обеспечить «справедливую конкуренцию», «основанный на правилах порядок», комплексно решить «социальные и экологические вопросы», объединение которых должно создать условия для «безопасности и устойчивости» (Habeck reist zu... 2023).

Экологическую трансформацию Германии Хабек вписывает в европейский контекст, поскольку с её помощью ЕС становится «климатически нейтральным», повышает инвестиционную привлекательность, улучшает инновационный потенциал и «остаётся конкурентоспособным» (Vizekanzler Habeck und... 2023). Политику субсидий администрации Дж. Байдена Хабек интерпретирует «как стимул <.. .> действовать быстрее и лучше в финансировании зелёных технологий» в Германии и Евросоюзе (Bundesminister Robert Habeck trifft... 2023) и считает необходимым распространять госсубсидии в ФРГ на средние и крупные предприятия и фирмы.

К задачам межгосударственного сотрудничества с США Хабек отнёс создание «зелёных рынков», достижение консенсуса в вопросах «дружественной, справедливой конкуренции», обеспечение «прогресса климатически нейтральных технологий», «устойчивость» и «преодоление односторонних зависимостей» (Vizekanzler Habeck und... 2023), т.е. повышение промышленно-технологического суверенитета коллективного Запада.

На уровне Евросоюза речь идёт об учёте наднациональными структурами трансформационных задач Германии, о межгосударственных проектах (например, о германо-датском проекте Bornholm Energy Island) и о поддержании субвенционной активности Еврокомиссии. В этом контексте Хабек подчёркивает значение франко-германского тандема (Рубинский 2023). «Совместно с Францией, - заявил он, - мы хотим продвигать европейскую повестку дня по зелёным технологиям, её целевое финансирование, расширение производства и сокращение времени на получение разрешений» (Habeck bei Deutsch-Französischer... 2023). Желая снизить зависимость от межправительственных решений, Хабек выступил за широкое обсуждение «в парламентах» обеих стран, поскольку оно позволит «агитировать за необходимые экономические и общественные процессы» (Habeck bei Deutsch-Französischer... 2023), за «общественные задачи» (Bundesminister Habeck im Gespräch... 2023).

Важность масштабного финансирования со стороны ЕС и федерального правительства Хабек обосновывает особенностями переходного этапа, временным характером, страхованием предпринимательских рисков, ускорением строительства «зелёной инфраструктуры» и обращениями промышленников. С этой целью он периодически проводит встречи с представителями «ключевых отраслей» немецкой промышленности, участие которых способствует реализации «программы зелёной трансформации». Одним из результатов встреч стало решение о предварительной проверке инвестиционных проектов на возможные сложности и «формулирование подходящих решений» (Habeck trifft Mittelstandsbeirat... 2023).

С помощью субсидий и различных предписаний Хабек стремится повысить роль государства и заложить основы для более существенного госконтроля над промышленностью. Либералы предпочитают не замечать усилия Хабека по выстраиванию расположенных к зелёным сетей промышленников. Они вынуждены поддерживать его нарратив сильной немецкой экономики и критиковать тех, кто говорит и пишет о превращении Германии в «европейского больного».

Социальный либерализм Линднера

Кристиан Линднер также не рассматривает трансформацию как исключительно немецкую задачу. «Решение геополитических кризисов состоит не в том, чтобы у нас было меньше глобализации и больше протекционизма, - утверждает он. - Совсем наоборот: кто хочет большей устойчивости, тот должен помочь новому старту глобализации» (Wir müssen der Globalisierung... 2023). Обновление глобализации, с точки зрения Линднера, должно происходить вместе с «обновлением ЕС», сориентированным на «конкурентоспособность и инвестиции», «постепенную консолидацию бюджетов» (Wir müssen der Globalisierung einen... 2023), «надёжные, транспарентные, легко измеряемые и обязательные правила налогообложения» (Gastbeitrag von Christian Lindner... 2023), «конкурентноспособную налоговую систему» (Bundesfinanzminister Christian Lindner... 2023).

В отличие от Хабека Линднер выступает за умеренные госинвестиции в привычные (образование, инфраструктуру) и инновационные (перспективные научные исследования, цифровизацию) сферы. Государство должно отказаться от «гонки субсидий» (Christian Lindner beim... 2023), окончательно снять излишние запреты и «чрезмерные правила» (Wir müssen der Globalisierung... 2023), постоянно привлекать недостающие квалифицированные кадры из-за рубежа и заботиться об их интеграции, разумно влиять на предпринимательские инициативы, активнее способствовать заключению соглашений о свободной торговле, «обновить обещание карьерного продвижения» в немецком обществе (Bundesfinanzminister Christian Lindner... 2023). В этом контексте ограничения в торговых контактах с Китаем являются контрпродуктивными. Однако тезис Линднера о зависимости Китая от Евросоюза через сохранение «связи с [европейскими] новейшими технологиями» (Wir müssen der Globalisierung... 2023) способен усилить недоверие руководства КНР к Западу.

Рассуждения о «широком портфолио экономических отношений» и о «взаимной поддержке демократии, свободной торговли и рыночной экономики» (Wir müssen der Globalisierung . 2023) могут интерпретироваться как общие и как дополняющие друг друга направления. В этом случае есть шанс вернуться к неидеологизированной логике взаимовыгодности в рамках концепции «Большой Европы», особенно если учесть следующее замечание Линднера: «Я - реалист. Год за годом хорошие планы будут сталкиваться с недостаточными ресурсами» (Bundesfinanzminister Christian Lindner... 2023).

Декларируемая Линднером цель в виде «финансовой стабильности с защитой потребителей и конкурентоспособности банковской и финансовой площадки» (Christian Lindner beim... 2023), борьбы с инфляцией и ростом госдолга, создания благоприятных условий для частного финансирования и потребления не позволяет отвлекаться на масштабные геополитические проекты.

Линднер характеризует свой подход как «политику, которая усиливает силы роста путём расстановки верных рамок вместо того, чтобы выплачивать субсидии» (Bundesfinanzmin-

ister Christian Lindner... 2023)1, и замечает, что он «работает с учётом длительных временных линий и на основе убеждений» (Lindner-Interview... 2023). Последнее утверждение заставляет усомниться в том, совпадают ли «длительные временные линии» Линднера с объективными трансформационными задачами Германии и их темпом.

Проект Клингбайля

После ухода Г. Шрёдера с поста канцлера социал-демократы постепенно отказались от единого центра принятия решений и единого лидерства. Вследствие этого СДП1 практически всегда имеет несколько точек зрения и проектов (Синдеев 2023), а руководство партии вынуждено договариваться о тематической специализации. Одним из тематических проектов является внешнеполитический Ларса Клингбайля, в котором он признал четыре ошибки СДПГ. Ошибочной, по его мнению, была ориентация на «особую историю» Германии и России (ср.: Platzeck 2020). Неверной оказалась надежда стабилизировать «европейский порядок» с помощью «более тесных экономических переплетений» (Zeitenwende: Sicherheit... 2022; Данилов 2021; Иванов 2020). Официальный Берлин, утверждает Клингбайль, допустил зависимость от Москвы в энергетической сфере и долгое время не обращал внимания на «интересы и перспективы <...> восточноевропейских и центрально-европейских партнёров» (Zeitenwende: Sicherheit... 2022).

В логике работы над ошибками правильными фактически признаются конфронтация и разрыв экономических связей с РФ; невыгодная для предпринимателей и граждан закупка дорогостоящих энергоносителей; учёт позиции Польши и стран Прибалтики. Если Клингбайль рассуждает серьёзно, то теперешняя ситуация и проводимая Федеративной Республикой политика должны считаться им идеальными и способствующими «свободе, справедливости, солидарности, стремлению к миру» (Zeitenwende: Sicherheit und... 2022).

Каковы же дальнейшие шаги этой «идеальной политики»? Во-первых, настройка на длительный период конфронтации и организация «безопасности от России», поскольку «возвращение к статус-кво» невозможно (Zeitenwende: Sicherheit und... 2022). Во-вторых, инвестиции в «собственную безопасность». В данном контексте традиционно упоминаются выделенные на модернизацию бундесвера 100 млрд евро (Deutscher Bundestag... 2022). В-третьих, «сильный и суверенный» Евросоюз (Потемкина 2022). Сила и суверенность пока сводятся к расширению ЕС, к желанию перейти во внешней и в налоговой политике ЕС на принятие решений большинством голосов, а также к независимости в энергетике и к эффективной борьбе с климатическими кризисами. В-четвёртых, «новые стратегические партнёрства» во имя укрепления мультилатерализма «вне классического западного союза», разрешение климатических кризисов и постоянная разработка «общих интересов на международной арене» (Zeitenwende: Sicherheit und... 2022)2. В-пятых, создание «нового международного порядка в Европе» и сохранение «основанного на правилах порядка в трансформирующемся мире» (Zeitenwende: Sicherheit und... 2022).

На этапе конкретизации «идеальной политики» страны ЦВЕ с их «интересами и перспективами» перестают играть особую роль. Противоречий в этом нет, поскольку одно дело -вынужденно признать «ошибки», другое - учесть все интересы и перспективы данных стран, смириться с господствующими в них представлениями о правовом государстве, увязнуть в спорах и получить минимальный результат в условиях, когда не ясно, как долго Вашингтон,

1 Линднер называет свою политику «политикой предложения» и настаивает на её преемственности с идеями В. Ойкена, графа О. Ламбсдорфа, В. Клемента.

2 В другом варианте: «создавать (schmieden) новые политические альянсы» (Rede Lars Klingbeil... 2022).

готовящийся преподать «урок» Китаю, будет не только проявлять интерес к «восточному флангу» НАТО, но и продолжит поддерживать его материально. Уточнений требуют пределы «безопасности», поскольку антироссийский дискурс создает иллюзию, что обеспечение безопасности будет ограничено для Германии вкладом в укрепление «восточного фланга» НАТО1.

Обратной стороной расширения Евросоюза и упрощения процедуры голосования (третий шаг у Клингбайля) могут стать рост конфликтности и недовольство малых и средних стран крупными государствами, если последние их переголосуют. В свою очередь, поражение на голосовании Германии и крупных игроков приведёт к недовольству их граждан.

Идея прагматических «стратегических партнёрств» также нуждается в уточнении (Громыко 2021). Формулировка об «общих интересах на международной арене» пока абстрактна. В конкуренции за поддержку стран Африки, Латинской Америки и Азии проблем климата и мультилатерализма недостаточно для «стратегических партнёрств». От Германии и Запада ожидают конкретных предложений, проектов и (со)финансирования, а реформы в ФРГ и в Евросоюзе существенно урезают возможность спонсорства и равноправия.

Осознавая размытость, ресурсную и финансовую неопределённость заявленного, Клинг-байль предложил социал-демократическим партиям Европы принять «Решение о политике безопасности». В этом документе «порядок безопасности» Германия намерена «развивать с партнёрами в Восточной и Центральной Европе» (Gemeinsam für eine... 2023), т.е. страна не собирается односторонне брать на себя обязательства.

Кроме того, «общая архитектура безопасности» должна быть согласована с «европейской опорой в НАТО», с расширением национальных «компетенций [Германии] в сфере национальной обороны и обороны Альянса и общих военных компетенций на уровне ЕС», а также с «общими ответами на интересы безопасности <...> партнёров в Восточной и Центральной Европе» (Gemeinsam für eine... 2023). При таком количестве условий о полном учёте «интересов и перспектив» стран ЦВЕ придётся забыть.

Решение Конституционного суда ФРГ

15 ноября 2023 г. Конституционный суд Германии вынес решение по обращению 197 депутатов фракции ХДС/ХСС в бундестаге и «признал статью 1 и статью 2 Закона о принятии второго дополнения к федеральному бюджетному плану на 2021 г. <...> от 18 февраля 2022 г. <...> не соответствующими части 3 статьи 109, пункту 1 части 2 статьи 110, а также части 2 статьи 115 Основного закона и недействующими» (Здесь и далее в разделе цит. по: Leitsätze zum Urteil... 2023). Федеральное правительство потеряло право расходовать 60 млрд евро, предназначенных до 2027 г. для «климатической трансформации, трансформации немецкой экономики в рамках преодоления последствий коронавирусной пандемии» (ср.: Дын-кин 2020).

В Фонд энергетики и климата были направлены средства, оставшиеся после борьбы с коронавирусной пандемией. Рекомендуя бундестагу принять второе дополнение к бюджету, федеральное правительство 13 декабря 2021 г. указало на важность снизить «социальные и экономические последствия пандемии» и на необходимость «масштабных мер для возвращения немецкой экономики на путь длительного устойчивого роста» посредством «повышенных государственных инвестиций» (желание зелёных) и «содействия частным инвестициям» (на-

1 Попытку не допустить новых обязательств предпринял министр обороны ФРГ Б. Писториус (СДПГ), указав на то, что к выполнению согласованных задач бундесвер будет готов только к 2030 г. Дополнительные требования перенесут достижение боеготовности бундесвера на более поздний срок.

стойчивое требование СвДП). По мнению федерального правительства, отказ от инвестиций во время пандемии служил правовым основанием длительности чрезвычайной ситуации. Позднее правящие партии приняли решение о переименовании Фонда энергетики и климата в Фонд климата и трансформаций.

Если бы не состоялось решение Конституционного суда, то прецедентно-результативно закрепилась обязанность государства в ходе преодоления последствий чрезвычайных ситуаций обеспечивать возвращение докризисного социально-экономического уровня общественного развития. В логике федерального правительства устранялись отличия между временем чрезвычайной ситуации, когда государство получает право задействовать особый инструментарий, и периодом последствий чрезвычайной ситуации (выхода из кризиса), когда государство должно данное право терять.

«Светофорная коалиция» предпочла говорить не о возвращении, а о трансформации, т.е. о недопущении будущих чрезвычайных и кризисных ситуаций. Акцент казуистически смещался на эффективность мер государства не только для выхода из текущего кризиса (ко-ронавирусной пандемии), но и в направлении превентивной политики по укреплению антикризисного менеджмента, государственной и общественной модели, что юридически является совершенно разными содержательными комплексами.

Решение Конституционного суда означает, что трансформационные задачи не могут считаться особыми задачами, находящимися за рамками текущей политики. Законодатель должен обосновывать особый характер трансформаций по-иному. Признание наличия природной катастрофы или чрезвычайной ситуации предусматривает принятие плана погашения кредитов, подлежит «конституционной проверке», предполагает установление взаимосвязи «между природной катастрофой или чрезвычайной ситуацией и выходом за допустимую границу кредита» (госдолга).

Конституционный суд обратил внимание законодателя на значение чёткой аргументации чрезвычайного положения. Если законодатель намеревается повторно воспользоваться обоснованием финансирования вне допустимой границы кредита, «то возрастают требования к аргументации»: «Чем дольше длится кризис и чем масштабнее одобренные законодателем связанные с чрезвычайным положением кредиты, тем детальнее он обязан изложить причины продолжающегося кризиса (диагноз кризиса) и <...> пригодность запланированных для преодоления кризиса мер», - значится в решении Конституционного суда.

Согласно решению, законодатель обязан повторно (фактически не реже одного раза в год) обосновывать выделение новых и продление ранее одобренных в период действия природных катастроф и чрезвычайных ситуаций кредитов. Единичные переносы кредитных сумм допустимы в виде исключения, если учитывается «принцип бережливости».

В конце ноября 2023 г. правящая коалиция не полностью осознала последствия выне-сённого Конституционным судом решения, поскольку отсутствовала согласованная программа действий коалиционных партий «в длительных временных линиях». Прозвучали эмоциональные заявления и упрёки Хабека. Были приняты минимально необходимые меры: приостановлено рассмотрение в бундестаге бюджетного плана на 2024 г.; решено объявить чрезвычайную ситуацию в 2023 г. и легитимировать расходы бюджета.

24 ноября Линднер заявил о приостановке с 1 января 2024 г. внебюджетных, финансируемых за счёт кредитов трат правительства, если они превышают допустимый порог госдолга. Инициатива Линднера не была согласована с канцлером О. Шольцем, фракциями коалиции и руководством СДПГ и зелёных.

Началась дискуссия о смягчении требований к госкредитам и госдолгу. Либералы и зна-

чительная часть ХДС/ХСС выступают против; 2/3 требуемого конституционного большинства пока не набирается.

По всей видимости, ХДС/ХСС не станут обращаться в Конституционный суд по поводу объявления чрезвычайной ситуации в 2023 г.1 Лидер ХДС Ф. Мерц учитывает, что земельные правительства, возглавляемые представителями ХДС, также имеют трудности с «неконституционными бюджетами». Однако Мерц не хочет ослаблять давление и настаивает на законном обосновании постфактум чрезвычайного положения в 2023 г. В этих условиях политическая элита ФРГ наверняка будет выяснять, что приоритетно для страны и как финансировать трансформации.

ft ft Ä

В 2022-2023 гг. у партий правящей коалиции Германии отсутствовал единый стратегический подход к модернизации страны. Это обостряло текущие трудности и проблемы. СДПГ, СвДП и «Союз 90 / Зелёные» объединяло понимание направлений, по которым следует осуществлять стратегический поиск. Конституционный суд поставил перед политическим истеблишментом ФРГ задачу сформировать межпартийный консенсус, объяснить стратегическое видение обществу и изменить политику государства. Многочисленные приоритеты, если в 2024 г. вновь возобладает партийно-идеологический подход, могут ограничить способность государственного аппарата добиваться решения стратегических задач. Приоритеты безопасности, к примеру, сложно реализовать без сокращения социальных расходов.

Список литературы / References

Bundesfinanzminister Christian Lindner im Interview mit der Süddeutschen Zeitung. Bundesministerium für Finanzen. 17.06.2023. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Con tent/DE/Interviews/2023/2023-06-17-sueddeutsche-zeitung.html (accessed 22.11.2023).

Bundesfinanzminister Christian Lindner im Interview mit der ZEIT. Die Zeit. 02.02.2023. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Interviews/2023/2023-02-02-die-zeit.html (accessed 22.11.2023).

Bundesminister Habeck im Gespräch mit Entscheiderinnen und Entscheidern bei der Regionenkonferenz «Schwung für Erneuerbare Energie». Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz. 2023. Available at: https://w3.windmesse.de/windenergie/pm/44395-bmwk-gesprach-bundesregierung-regionenkonferenz-erneuerbare-energie-energiewende-campus-beschelunigung-ausbau (accessed 18.11.2023).

Bundesminister Robert Habeck trifft EU-Wirtschaftskommissar Gentiloni: «Ziel ist es, eine starke grüne Wirtschaft aufzubauen und damit die EU als Investitions- und Innovationsstandort zu stärken». Windmesse. 2023. Available at: https://w3.windmesse.de/windenergie/pm/43041-bmwk-robert-habeck-eu-wirtschaftskommissar-grun-technologie-wirtschaftsstandort-usa-ira-wasserstoff-massnahme-handeln (accessed 18.11.2023).

Christian Lindner beim Neujahrsempfang der Deutschen Bank. Bundesministerium für Finanzen. 08.02.2023. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Reden/2023/2023-02-08-rede-lindner-neujahrsempfang-deutsche-bank.html (accessed 22.11.2023).

Dem Fortschritt eine Richtung geben. Ein Jahr Ampel: Gastbeitrag von Christian Lindner und Saskia Esken, Lars Klingbeil, Ricarda Lang und Omid Nouripour. Bundesministerium für Finanzen.

1 Обращение в Конституционный суд могут инициировать другие партии, например «Альтернатива для Герма-

нии».

06.12.2022. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Standardartikel/ Presse/Namensartikel/2022/2022-12-06-dem-fortschritt-eine-richtung-geben.html (accessed 18.11. 2023).

Deutscher Bundestag (2022). 20. Wahlperiode. 19. Sitzung. Berlin.

Gastbeitrag von Christian Lindner mit den Finanzministerinnen und Finanzministern der Tschechischen Republik, Österreich, Bulgarien, Dänemark, Kroatien, Slowenien, Litauen, Lettland, Estland und Luxemburg zur Reform der EU-Fiskalregel. Bundesministerium für Finanzen. 15.06.2023. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Standardartikel/Presse/Namen sartikel/2023/2023-06-15-reform-der-fiskalregeln.html (accessed 22.11.2023).

Gemeinsam für eine sozialdemokratische Sicherheitspolitik in Europa. SPD. 07.03.2023. Available at: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Sonstiges/20230307_Neue_0stpolitik.pdf (accessed 21.11.2023).

Habeck bei Deutsch-Französischer Parlamentarischer Versammlung: «Deutsch-Französisches Tandem für eine erfolgreiche grüne Transformation und einen gestärkten Industriestandort Europa». ZIM. 2023. Available at: https://www.zim.de/Redaktion/DE/Pressemitteilungen/2023/05/20230522-habeck-bei-deutsch-franzoesischer-parlamentarischer-versammlung.html (accessed 18.11.2023).

Habeck reist zu Weltwirtschaftsforum nach Davos: «Wir können die Klimakrise nur global bekämpfen und müssen dafür auch privates Kapital mobilisieren». Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz. 16.01.2023. Available at: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Pressemitteilun gen/2023/01/20230116-habeck-reist-zu-weltwirtschaftsforum-nach-davos.html (accessed 18.11. 2023).

Habeck trifft Mittelstandsbeirat zu Fragen der Fachkräftepolitik und neuen Wegen beim Bürokratieabbau. Cityreport. 2023. Available at: https://cityreport.pnr24-online.de/habeck-trifft-mittelstandsbeirat-zu-fragen-der-fachkraeftepolitik-und-neuen-wegen-beim-buerokratieabbau/ (accessed 18.11.2023).

Leitsätze zum Urteil des Zweiten Senats vom 15. November 2023. BVerfG, Urteil des Zweiten Senats vom 15. November 2023 - 2 BvF 1/22 - Rn. (1-231). Bundesverfassungsgericht. 2023. Available at: http://www.bverfg.de/e/fs20231115_2bvf000122.html (accessed 19.11.2023).

Lindner-Interview: Es geht nicht um das Wohlbefinden von Parteipolitikern, sondern unser Land. Die FDP. 2023. Available at: https://www.fdp.de/pressemitteilung/lindner-interview-es-geht-nicht-um-das-wohlbefinden-von-parteipolitikern-sondern (accessed 22.11.2023).

Platzeck, M. (2020). Wir brauchen eine neue Ostpolitik: Russland als Partner. Berlin: Propyläen.

Rede Lars Klingbeil, FES-Tiergartenkonferenz 2022: «Zeitenwende - der Beginn einer neuen Ära» (Die Sozialdemokratie hat die Chance, Europa zu prägen). Vorwärts. 2022. Available at: https://www.vorwaerts.de/artikel/sozialdemokratie-hat-chance-europa-praegen (accessed 19.11. 2023).

Sindeev, A.A. (2023). Olaf Scholz, His Program of the Future, and the European Direction in Russia's Foreign Policy. SibScript (3): 315-322. DOI: 10.21603/sibscript-2023-25-3-315-322

Vizekanzler Habeck und Frankreichs Wirtschaftsminister Le Maire werben bei US-Regierung für gemeinsame grüne Leitmärkte. France-Allemagne. 2023. Available at: https://www.france-allemagne.fr/Vizekanzler-Habeck-und-Frankreichs-Wirtschaftsminister-Le-Maire-werben-bei-US.html (accessed 18.11.2023).

Wir müssen der Globalisierung einen Neustart verpassen: Gastbeitrag von Christian Lindner für die Welt. Bundesministerium für Finanzen. 17.01.2023. Available at: https://www.bundesfinanzmi nisterium.de/Content/DE/Standardartikel/Presse/Namensartikel/2023/2023-01-17-lindner-update-globalisierung-welt.html (accessed 22.11.2023).

Zeitenwende: Sicherheit und Frieden in Europa (Rede Lars Klingbeil, zur Veranstaltung der SPD). SPD. 18.10.2022. Available at: https://www.spd.de/aktuelles/detail/news/zeitenwende-sicherheit-und-frieden-in-europa/19/10/2022/ (accessed 20.11.2023).

Арбатова, Н.К. (2020). Станет ли Европейский союз мировым центром силы? (Тенденции, возможности, риски) // Мировая экономика и международные отношения (6): 51-65. [Arbato-va, N.K. (2020). Will the European Union become a global powerhouse? (Trends, opportunities, risks). Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (6): 51-65. (in Russian).]. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-51-65

Белов, В.Б. (2021). Германо-российское сотрудничество - вызовы 2020 года и перспективы 2021 года. Часть 1: политические аспекты // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 70-80. [Belov, V.B. (2021). German-Russian cooperation - challenges of 2020 and prospects of 2021. Part 1: Political aspects. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (1): 70-80. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran120217080

Белов, В.Б. (2022) Итоги 2022 г.: экономический штандорт Германии на грани деиндустриализации? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 70-84. [Belov, V.B. (2022). Results of 2022: German economy on the verge of deindustrialisation? Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 30(6): 70-84. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran620227084

Громыко, Ал.А. (2020). (Дез)интеграционные процессы: кризис «глобального мира» // Обозреватель-Observer (7): 24-38 [Gromyko, Al.A. (2020). (Dez)integration processes: the crisis of the «global world». Obosrevatel-Observer (7): 24-38. (in Russian).].

Громыко, Ал.А. (2021). Субъектность Евросоюза - между атлантизмом и европоцентризмом // Современная Европа (4): 10-25. [Gromyko, Al.A. (2021). The subjectivity of the European Union - between Atlanticism and Eurocentrism. Sovremennaya Evropa (4): 10-25. (in Russian).]. DOI: 10.15211/ soveurope42211025

Данилов, Д.А. (2021). Россия - ЕС: диалог без диалога // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (2): 7-15. [Danilov, D.A. (2021). Russia - EU: dialogue without dialogue. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (2): 7-15. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran22021715

Дынкин, А.А., Телегина, Е.А. (2020). Шок пандемии и посткризисный мир // Мировая экономика и международные отношения (8): 5-16. [Dynkin, A.A., Telegina, E.A. (2020). Pandemic shock and post-crisis world. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (8): 5-16. (in Russian).]. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-8-5-16

Иванов, О.П. (2020). Модернизация стратегии НАТО и Россия // Современная Европа (3): 117-127. [Ivanov, O.P. (2020). Modernization of the NATO and Russia strategy. Sovremennaya Evropa (3): 117-127. (in Russian).]. DOI: 10.15211/soveurope32020117127

Потемкина, О.Ю. (2022) Реформа Договора о Европейском союзе: провести нельзя отказаться // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (5): 26-34 [Potemkina, O.Yu. (2022). Reform of the Treaty of the European Union: implement impossible abandon. Nauchno-analiticheskij vest-nik IE RAN 29(5): 26-34. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran520222634

Рубинский, Ю.И., Синдеев. А.А. (2023) Эволюция франко-германского тандема. М.: ИЕ РАН [Rubinsky, Yu, Sindeev, A. Evolution of the Franco-German tandem. Moscow: IE RAN. (in Russian).]. DOI: 10.15211/report52023_402

Синдеев, А.А. (2020). Германия и будущая модель европейского государства // Вестник Забайкальского государственного университета (2): 82-89. [Sindeev, A.A. (2020). Germany and the future model of the european state. Vestnik Zabaykalskogo gosubarsvennogo univesiteta (Bulletin of ZabGU) (2): 82-89. (in Russian).]. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-2-82-89

Синдеев, А.А. (2022). Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«программа будущего» А. Бербок // Общество: политика, экономика, право 12: 13-16. [Sinde-ev, A.A. Germany and Security Transformation Processes: «Agenda of the Future» by Annalena Baerbock. Society: Politics, Economics, Law. 12: 13-16. (in Russian).]. DOI: 10.24158/pep.2022.12.1

Синдеев, А.А. (2023). Новые идеи СДПГ в политике безопасности и обороны // Историческая германистика: актуальные проблемы современных исследований: сб. научных статей и материалов. Под науч. ред. В.А. Космача. Псков: ООО «ЛОГОС». С. 308-317. [Sindeev, A.A. (2023). New ideas of the SPD in security and defense policy. In: Kosmach, V.A. (ed.) (2023). Historical German studies: current problems of modern research: collection. Scientific articles and materials. Pskov: LLC «LOGOS»: 308-317. (in Russian).].

Щербак, И.Н. (2021). Стратегическая автономия Евросоюза на перепутье // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (2): 34-40. [Shcherbak, I.N. (2021). The strategic autonomy of the European Union at a crossroads. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (2): 34-40. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran220213440

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.