(ул. Лермонтова, 130). Авторы М. Воронько, Е. Ушаков
Рис. 6. Мозаичный рельеф на фасаде здания Института земной коры (ул. Лермонтова, 128). Автор В. Чевелев
Если мы говорим о городе, то рассматриваем его как единый «архитектурный организм» с функцией многосторонней жизнедеятельности человека. «Всегда нужен комплексный подход к архитектурной среде. Только осмыслив все изменения, происходящие в архитектуре, можно начинать украшать ее живописью, скульптурой и т.д. Разобраться в том, как чувствует себя в ней человек, очень полезно для общества» (З.К. Церетелли. Дизайн - это творчество. Декоративное искусство. №01. 2007). Характер любого здания определяется его местом в градостроительном ансамбле. И наличие монументального произведения, его построение, изобразительная заполненность плоскости, ритмы, цвет определяются не только характером здания, но и общей градостроительной ситуацией. При этом монументальные произведения
самыми разнообразными способами входят в градостроительный ансамбль, образуя с ним новое художественное единство, обладающее высоким эстетическим воздействием на зрителя.
Образуют художественную эстетическую цветовую цепь мозаики в районе «Академгородка»: на здании института СЭИ; рельеф на фасаде Института земной коры; мозаика на здании Лимнологического института (рис. 8).
Как известно, произведение искусства полностью реализуется (а это значит, реализуется в культуре) только в процессе его восприятия множеством людей. Если произведение «невидимо», то каковы бы ни были его художественные характеристики, они остаются «вещью в себе». Казалось бы ситуация невозможна для произведения монументального искусства - ве-
щественно, масштабно, зримо входящего в ткань города. Однако есть разные формы невидимости.
Во-первых, ситуационная, когда произведение монументального искусства в процессе создания не соотносится с градостроительной ситуацией восприятия. Примером такой прблемы могут выступать произведения монументально-декоративного искусства на ул. Лермонтова - мозаики на фасаде здания Института земной коры и на фасаде института СЭИ. Они плохо просматриваются из-за густого насаждения деревьев (рис. 5-рис. 6). Причина такой проблемы заключается в том, что произведения изобразительного искусства недостаточно продуманно располагаются в пространстве города. Монументальное произведение нуждается в пространстве, которое позволило бы обозреть его в целом. Все движение транспорта, пешеходов должно быть организовано в соответствии с требованиями этого произведения. Особое внимание следует уделить зеленым насаждениям. Нужно создать атмосферу, обеспечивающую воздействие на зрителя и звучание крупного монументального произведения. В данном случае предлагается очистить пространство перед фасадами зданий, посадить кустарники или организовать газон.
Во-вторых, композиционная несовместимость произведения, когда изобразительная ткань самого произведения несовместима с его локализацией, со всей градостроительной ситуацией. По моему мнению, таким примером выступает площадь на пересечении улиц К.Маркса и Пролетарской (рис. 7). Не получилось органического партнерства между архитектурой, скульптурой и мозаичным панно. Бюст Ленина, вероятно, должен был выступать кульминацией в этом ансамбле, но в результате реконструкции торгового центра «Сезон» и наружной рекламы он потерял эту эстетическую значимость, и, вообще, сейчас смотрится «случайным» в этой городской ситуации. Монументальное произведение («Интернационал», авторы -московские художники Солнцев, Гетманский, Петруш-кин) построено как плакат, нежели как монументальное произведение. Эти три объекта - ТЦ «Сезон», мозаика и скульптура - довольно разрозненны и не образуют единого ансамбля. Но монументальное искусство только во взаимодействии с архитектурой и окружающей средой обретает действенные моменты с точки зрения восприятия публики. Оно воспринимается только в своих пространственных связях, в комплексе с архитектурной средой, в качестве составного элемента ансамбля. В этом случае есть предложение переместить бюст Ленина в сторону мозаики «Интернационал», таким образом, эти объекты будут объединяться идейно и стилистически, а на фасаде торгового центра «Сезон» убрать белые декоративные фигуры, за счет этого уменьшится визуальная дробность пространства.
Неудачное размещение произведений изобразительного искусства - это распад синтеза искусств, снижение художественной выразительности. В нашем городе необходимо разрабатывать комплексные проекты размещения живописи, скульптуры и других видов художественного творчества, объективно оцени-
вать результаты взаимодействия видов искусств в различных городских комплексах и целеноправленно дорабатывать те из них, которые этого требуют.
Вовсе не обязательно все делать сразу, но последовательно реализуя творческий замысел, необходимо сохранять чувство преемственности, без которого нет художественного единства. Ансамбль города - это не застывшая догма. Он постоянно меняется, насыщается новым содержанием, развивается. Так же должно жить и взаимодействие искусств. Чего мы не можем, к сожалению, наблюдать в Иркутске. Многие монументальные произведения морально и идейно устарели. Современного зрителя совершенно не волнуют произведения социалистической тематики. Городская среда требует внесения новых, современных произведений монументальной живописи. Стоит отметить, что «творческий процесс в монументальном искусстве и архитектуре вещественно материален..., и здесь есть сложные и трудоемкие технологии, необходимые для творчества» (В. Аронов. История дизайна // Декоративное искусство. №01, 2007). «Технологическая реализация пластической идеи является не только важнейшей задачей в истории искусства - она, собственно, и составляет ее драматургию, определяя смену эпох, стилей и направлений. Её феномен выявляет себя впервые в наскальных росписях, обретает свою радикальность в штудиях Леонардо, в «оптике» Ренессанса.» (В. Пацюков. Пространства внутренний избыток // Декоративное искусство. №04. 2008). Созданные в городе мозаики выполнены в основном из смальты, материал довольно популярный в конце XX в., он и сейчас не теряет актуальности, но развитие современного производства позволяет внедрять и использовать другие современные материалы, например, керамическую плитку, стекло. В Иркутске в последнее время не реализуются монументальные проекты, а все чаще создаются произведения монументальной живописи в частной архитектуре. Здесь следует отметить, что на кафедре монументально-декоративной живописи факультета изобразительного искусства НИ ИрГТУ ведется работа по созданию проектов произведений монументальной живописи в городской среде. Например, созданы проекты монументально-декоративных произведений в экстерьере здания Иркутского государственного лингвистического университета (ул. Ленина, 8). В существующей ситуации новое здание, пристроенное к старому классическому, требует художественного решения, т.к. в данном случае плохо прочитывается взаимосвязь с окружающей средой. Практически вся площадь им. Кирова решена на теплых оттенках цветов, более новое здание университета - серого цвета. Привнесение теплого цвета (желтого) позволяет сгармонизировать внешний вид фасада университета со старым зданием и всей площадью, а введение криволинейного силуэта изображения подчеркивает плавность транспортных линий и округлость элементов формирования площади в плане (рис. 9).
Восприятие любого произведения искусства человеком зависит от многих факторов: возраста, национальной и местной принадлежности, профессии,
Рис. 7. Монументальное произведение «Интернационал» (площадь на пересечении ул. К. Маркса и Пролетарской). Авторы - московские художники Солнцев, Гайворонский, Петрушкин
Рис. 8. Мозаика «Байкальские ритмы» на здании Лимнологического института (ул. Улан-Баторская, 3). Автор В.Г. Смагин
культуры и т. п. И каждый человек пытается увидеть в изобразительном произведении реализацию своих ожиданий. Разность восприятия - культурный факт, и произведение искусства каждым прочитывается по-своему.
Ориентация должна быть на активность восприятия, на создание сложных сюжетных, декоративных, цветоносных, пространственных монументальных комплексов в живой ткани города. Произведения в
городе не должны быть одной идейной направленности, как было в советское время (а в нашем городе, надо отметить, в основном произведения этого периода). Повторюсь - необходимо обогащение Иркутска монументальными современными произведениями!
«Городское пространство - будь то центр или жилой район, высшая точка города или вспомогательная сфера - всегда является нормальной жизненной сферой жителей со всеми функциональными и деловыми
Рис. 9. Проект монументально-декоративного решения фасада здания Иркутского государственного лингвистического университета (ул. Ленина, 8). Автор О.П. Смагунова
атрибутами - транспортом, коммуникациями, социальным жильем и т.д. В таком случае вопрос можно поставить так - должно ли произведение искусства подстраиваться под общий «тонус» восприятия градостроительного пространства или оно должно выделяться? Независимо от того, чем является произведение искусства - фонтаном или монументальной росписью, ритмико-орнаментальным декором или памятником, независимо от того, что оно требует особой среды, решение градостроителя все же является предпосылкой работы художника. Это решение касается того, будет ли идти речь о социально значительном пространстве, которое посредством произведения искусства должно обрести дифференцированное толкование и духовно-эмоциональную окраску, или о том должно ли произведение искусства придать пространству декоративное оживление» (Эберхорд Баотке. О некоторых проблемах монументального в синтезе архитектуры и изобразительного искусства. Международный симпозиум. Москва. 1971).
Существует широкий диапазон синтеза искусства и архитектуры, на одном из полюсов которого художественно-изобразительный элемент может быть почти или полностью подчинен эстетическому воздействию архитектуры, становясь тем самым на службу главенствования архитектуры. Это, прежде всего, касается ярко выраженного декоративного оформления. На другом полюсе может абсолютно господствовать художественно-изобразительный элемент, почти полностью подчинить себе действие архитектурной среды и все ее специфические черты, играть роль именно
произведения изобразительного искусства, как, например, в ансамблях и мемориалах. Но во всех этих случаях речь может идти об истинном синтезе искусства и архитектуры, поскольку оба компонента оказывают свое воздействие друг на друга. Речь идет о комплексном подходе к формированию всего нашего жизненного пространства, о стремлении к всестороннему удовлетворению как материальных, так и духовных запросов общества.
Цель монументального искусства - создать ярко-выраженную эстетическую атмосферу, в которой горожанин будет не только комфортно себя чувствовать (все удобно и комфортабельно), но и получит эстетическое удовольствие. Это произойдёт только в том случае, если изобразительное искусство станет партнером архитектуры (синтез искусств).
Архитектура призвана создать жизненное пространство для людей, в котором каждый человек будет чувствовать себя как индивид, формировать себя как личность. Изобразительное искусство присущими ему средствами должно продолжить и развить эту задачу архитектуры.
«Под синтезом следовало бы понимать содержательное и образное единство обеих сущностей. Это единство порождает новое качество, которое недостижимо ни для архитектуры, ни для изобразительного искусства в отдельности, причем и то и другое сохраняет в синтезе свои специфические черты» (Уль-рих Кухирт. О некоторых теоретических проблемах монументального искусства. Международный симпозиум. Москва. 1971).
УДК 691.16:541.6
ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ НА ОСНОВЕ КАТИОННЫХ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ И ЭМУЛЬСИЙ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННЫХ БИТУМОВ
В.Б. Балабанов1, Д А. Милицын2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ЗАО «Труд»,
664017, г. Иркутск, ул. Академическая, 5А.
Рассматриваются проблемы дорожных покрытий, связанные с применением битумных вяжущих, физико-механические свойства которых не отвечают требованиям климатических факторов. Кроме того, рассмотрены пути решения указанных проблем, а также приведены результаты исследований полимерно-битумных вяжущих и катионных эмульсий, в составе которых применен модифицированный битум. Ил. 4. Табл. 5. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: битумное вяжущее; дорожное покрытие; полимерно-битумное вяжущее; полимерно-битумная эмульсия; органоминеральная смесь.
APPLICATION OF ORGANOMINERAL MIXTURES BASED ON CATIONIC BITUMINOUS EMULSIONS AND EMULSIONS BASED ON MODIFIED BITUMEN V.B. Balabanov, D.A. Militsyn
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074. CC "Trud"
5A, Akademicheskaya St., Irkutsk, 664017.
The article deals with the problems of road surfaces associated with the use of bituminous binders, whose physical and mechanical properties do not meet the requirements of climatic factors. Besides, the authors consider the ways to solve these problems, as well as present the study results of polymer-bituminous binders and cationic emulsions that include modified bitumen in their composition. 4 figures. 5 tables. 9 sources.
Key words: bituminous binder; road surface; polymer-bituminous binder; polymer-bituminous emulsion; organomineral mixture.
В развитых странах основным видом дорожных покрытий является асфальтобетон, так как именно он применяется при устройстве верхних слоев дорожных одежд на 90-95% автомобильных дорог. Но, несмотря на многообразие технологических и эксплуатационных преимуществ таких покрытий, они имеют ряд существенных недостатков (трещины, микротрещины, шелушение, выкрашивание и др.). При ремонте асфальтобетонов применяются следующие технологии: устройство дополнительного слоя асфальтобетонного покрытия (усиление) или устройство поверхностного защитного слоя. Наиболее эффективным методом улучшения транспортно-эксплуатационных показателей является метод устройства защитных слоев и слоев износа, так как при этом не требуется больших затрат энергоресурсов, применения дорогостоящей техники и большого количества дорожно-строительных материалов.
Также необходимо отметить, что при устройстве тонких слоев из горячих асфальтобетонных смесей происходит их быстрое остывание, в связи с этим ухудшается процесс уплотнения и как следствие, заниженное сцепление с основанием. Для выполнения
таких видов ремонта в мировой практике применяются тонкослойные поверхностные обработки с применением эмульсионно-минеральных смесей на основе катионных битумных эмульсий.
Битумные эмульсии в дорожном строительстве применяются давно, но все еще недостаточно. Причины низкого использования нового материала на рынке дорожно-строительного комплекса связаны со следующими свойствами эмульсий: неустойчивость (стремление к распаду), трудность идентификации, сложности при подборе состава и испытаниях [7].
Известно, что дорожные материалы, приготовленные с применением битумных эмульсий, более неприхотливы к погодным условиям и обладают хорошей удобоукладываемостью. В других областях промышленности (пищевая, производство лаков, красок, косметическая и т.д.) имеются наиболее четкие представления об образовании эмульсий и их свойствах[8]. Поэтому за рубежом, в частности во Франции, для получения качественных дорожных эмульсий используют знания физикохимии, биологии и других наук [1].
Методам повышения работоспособности дорожных покрытий, в том числе такого качественного пока-
1 Балабанов Вадим Борисович, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой автомобильных дорог. Balabanov Vadim, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Head of the Department Automobile Roads.
2Милицын Дмитрий Александрович, инженер-строитель, начальник центральной строительной лаборатории, аспирант. Militsyn Dmitry, Civil Engineer, Head of the Central Construction Laboratory, Postgraduate.
зателя, как шероховатость, посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей: В.Ф. Бабкова, Н.В. Горелышева, В.И. Резван-цева, М.И. Кучмы, Л.В. Гезенцвея, Н.Ф. Хорошилова, И.А. Плотниковой, И.Н. Петухова, А.С. Макаренко, Э.М. Рачёвой, Д.Ф. Мура, Д.Р. Лемба, Л.А. Горелыше-вой и др. Как уже отмечалось, в настоящее время применяются различные способы повышения эксплуатационных показателей покрытия (шероховатость, ровность). Наиболее эффективным является способ нанесения тонких защитных слоев износа, например, поверхностная обработка. Особенности работы шероховатых слоев износа к настоящему времени достаточно изучены [3, 4 ,5].
В мировой практике при устройстве тонкослойных поверхностных обработок наиболее широкое применение получили органоминеральные смеси типа: Сларри Сил (Slurry Scal), ms (microsurfacing), Литые Эмульсионно-Минеральные Смеси (ЛЭМС) с применением катионных битумных эмульсий. Отличительной особенностью от классической поверхностной обработки является как применение используемых материалов, так и технология производства работ. Как известно, при классической поверхностной обработке в качестве вяжущего применяется битум марок БНД. Кроме поверхностных обработок, на основе битумных эмульсий выпускаются органоминеральные смеси, применяемые для устройства оснований в I дорожно-климатической зоне и как основание и покрытие для остальных дорожно-климатических зон РФ. В этом году в ЗАО «Труд» на производственной базе Иркутского филиала проведены производственные испытания такой органоминеральной смеси с применением эмульсии ЭБК-2. Указанная смесь производилась при помощи машины МХ-45, позволяющей получить от 160 т/ч до 200 т/ч готовой продукции. Укладка смеси производилась при помощи асфальтоукладчика фирмы «VÖGEL» и уплотнялась при помощи гладко-вальцовых катков (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Процесс погрузки инертных материалов в бункера МХ-45
Рис. 3. Процесс укладки ОМС
Гранулометрический состав минеральной части ОМС
Таблица 1
Размеры отверстий сит, мм
40 20 15 10 5 2,5 1,25 0,63 0,315 0,16 0,07 дно
частные остатки, г 0,00 31,21 10,86 46,00 63,74 21,28 7,96 19,47 70,02 33,89 14,47 28,03
частные остатки, % 0,0 9,0 3,1 13,3 18,4 6,1 2,3 5,6 20,2 9,8 4,2 8,1
полные остатки, % 0,0 9,0 12,1 25,4 43,8 49,9 52,2 57,8 78,0 87,7 91,9 100,0
полные проходы, % 100, 0 91,0 87,9 74,6 56,2 50,1 47,8 42,2 22,0 12,3 8,1 0,0
требования ГОСТ 30491-97 щебня не более 70 не менее 12 не нормируется