УДК 371
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-19
И. А. Чемерилова, Е. К. Иванова
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОМУ САМОКОНТРОЛЮ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность темы определяется необходимостью осмысления различных аспектов деятельности педагога-психолога, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Тема исследования актуализирована и необходимостью обновления содержания профессиональной подготовки студентов знаниями о нравственно-волевом развитии личности, способах саморегуляции и самоконтроля своего поведения. Цель работы - выявить пути и средства формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю у будущих педагогов-психологов в учебном процессе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа научной литературы, использования методов наблюдения, беседы, экспериментального материала, полученного с помощью следующих диагностических методик: «Исследование волевой саморегуляции
A. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана»; диагностика эмпатических способностей
B. В. Бойко; опросник коммуникативной толерантности В. В. Бойко; «Тест на доброжелательность. Диагностика по шкале Д. Кэмпбелла»; «Оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер)»; диагностики уровня развития рефлексивности (опросник А. В. Карпова).
Результаты. Способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения охарактеризованы как комплексное личностное образование. Рассмотрены возможности педагогической рефлексии как важнейшего способа приобретения и накопления профессионального опыта и стимулирования проявлений нравственной и волевой активности личности. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность системы работы по формированию у студентов способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения.
Выводы. Результаты эксперимента доказали, что актуальная проблема формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения у студентов, будущих педагогов-психологов, может успешно решаться в процессе их профессиональной подготовки в рамках изучения дисциплины «Педагогика саморазвития личности», направленной на формирование готовности студентов к профессиональному и личностному росту.
Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога-психолога, самоконтроль, нравственно-волевой самоконтроль, способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения, процесс формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю, саморегуляция, нравственное и волевое развитие личности, педагогическая рефлексия.
I. A. Chemerilova, E. K. Ivanova
FORMATION OF ABILITIES TO MORAL-VOLITIONAL SELF-CONTROL OF ONE'S BEHAVIOUR IN FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS
Abstract.
Background. The subject's topicality is determined by a necessity of understanding various aspects of the teachers-psychologists' activity, aimed at preserving the mental, somatic and social well-being of students in the process of fostering and education at educational institutions. The work's subject is also topical due to a necessity to renew the content of professional training and equipping students with knowledge about moral-volitional development of a personality, means of self-regulation and self-control of one's begaviour. The aim of the work is to reveal the ways and means of forming abilities to moral-volitional self-control in future teacher-psychologists in the educational process.
Materials and methods. The research tasks were implemented through analyzing the scientific literature, using the methods of observation, conversation, experimental material, obtained using the following diagnostic methods: "A. V. Zverkov's and E. V. Eidman's research of volistic self-regulation"; V. V. Boyko's diagnostics of empathic abilities; "Amicability testing. D. Campbell's diagnostics"; "M. Sneider's evaluation of self-control in converation"; reflectivity development level diagnostics (A. V. Karpov's quastionnaire).
Results. Abilities to moral-volistic self-control of one's behavior are characterised in the article as a complex personal education. The work considers possibilities of pedagogical reflection as an important means of obtainment and accumulation of professional experience and stimulation of personality's moral and volistic activity manifestations. The authors have experimentally proved the efficiency of the system of formation of abilities to moral-volistic self-control of one's behavior in students.
Conclusions. The experimental results have proved that the topical problem of formation of abilities to self-control of one's control in students, future teachers-psychologists, may be successfully solved in the process of their vocational training withing the discipline "Pedagogy of personality's self-development", aimed at formation of students' readiness to professional and personal growth.
Key words: professional activity of a teacher-psychologist, self-control, moral-volistic self-control, abilities to moral-volistic self-control of one's behavior, process of formation of abilities to moral-volistic self-control, self-regulation, moral and vo-listic development of a personality, pedagogical reflection.
Современная система образования предъявляет к педагогу-психологу довольно сложные требования, поскольку его деятельность направлена на обеспечение условий, необходимых для полноценного психического, интеллектуального и личностного развития участников образовательного процесса.
Сегодня школе необходим педагог-психолог высокой культуры, развивающий индивидуальные ресурсы как своих подопечных, так и свои собственные, способный к творческой самореализации в профессиональной деятельности, обладающий такими качествами, как самоуважение и уверенность в себе, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, ответственность, самостоятельность, умение анализировать свои мысли и поступки и многие другие.
Способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения имеют важное значение в психолого-педагогической работе. Высокий уровень развития этих способностей делает педагога-психолога более подготовленным к работе в образовательном учреждении в условиях интенсивного общения с учащимися, педагогами и родителями.
Способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения являются важнейшей частью профессиональной культуры педагога-психолога. Обратимся к понятию «самоконтроль». В. А. Иванников, Ю. М. Орлов в словаре «Социальная психология» трактуют понятие «самоконтроль» как осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний [1]. С точки зрения С. М. Вишняковой, самоконтроль представляет собой свободное, сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений [2]. Способность к самоконтролю формируется у человека в процессе освоения норм и правил общежития, приобретения опыта нравственного поведения, воспитания моральных и волевых качеств и привычек. Формированию готовности студентов к самоконтролю посвящен ряд научных статей [3, 4].
Наличие нравственных убеждений заставляет человека думать о том, как поступить в сложной ситуации, требующей морального выбора. Однако одних нравственных убеждений бывает недостаточно, чтобы совершить моральный поступок. В этом случае решающее значение имеет сформирован-ность у человека волевых качеств, умение следовать своим принципам, доводить дело до конца, не поддаваться соблазну «быть как все», искать легкие решения.
Нравственно-волевой самоконтроль мы определяем как меру регулирования человеком своего поведения в ситуации морального выбора, способность управлять своими действиями, поступками, эмоционально-психическим состоянием в соответствии с нравственными убеждениями.
Способности, как известно, представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения конкретной деятельности.
Способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения, на наш взгляд, представляют собой комплексное личностное образование, включающее в себя следующее: а) сформированную установку соблюдать нормы морали в жизни и профессиональной деятельности; б) умение ставить нравственно оправданные цели своего поведения и предвидеть его последствия; в) готовность оценивать с нравственной точки зрения свои поступки и поступки окружающих; г) способность переживать чувства совести, чести, профессиональной ответственности; д) умение контролировать свое психическое и эмоциональное состояние.
Для определения основных путей формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения у обучающихся необходимо было выяснить точку зрения у практикующих педагогов-психологов на содержательную сторону этих способностей как комплексного качества личности. Мы предложили им выразить свое мнение о необходимости формирования определенных качеств личности у будущих педагогов-психологов для эффективного обеспечения положительных показателей в работе и формирования стиля профессионально-нравственного поведения. Респондентам пред-
ложили ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать будущий педагог-психолог, чтобы справляться с конфликтными ситуациями?» Анализ и ранжирование по частоте употребления терминов позволили получить следующий порядок свойств личности: 1) умение объективно воспринимать информацию, слушать собеседника; 2) доброжелательность; 3) эмпатия, умение сопереживать; 4) умение всесторонне и глубоко анализировать ситуацию; 5) толерантность, чуткость, педагогический такт; 6) терпение; 7) умение справляться со своими эмоциями; 8) требовательность к себе; 9) выдержка, самоконтроль. Мы видим, что названные практикующими работниками качества личности имеют большое значение для саморегуляции поведения в конфликтных ситуациях.
Поскольку именно рефлексия как способность сознания человека сосредоточиться на самом себе является одним из основных способов приобретения и накопления профессионально опыта, мы считаем ее важнейшим средством, которое можно использовать для формирования у обучающихся способностей к нравственно-волевому самоконтролю. Вообще, данный процесс можно представить в виде реализации следующих этапов:
1. Анализ конкретной ситуации, который включает ответы на вопросы самому себе: почему не получается? В чем причина моих промахов? Какие возможные ошибки моих действий, высказываний? Каковы мотивы моих поступков и поступков других людей?
2. Проектирование или прогнозирование - стремление предвидеть будущие события, анализ своих возможностей и ресурсов для решения практических задач в будущем. Каковы возможные последствия моих действий или бездействия? Как я могу это сделать максимально продуктивно?
3. Целеполагание, которое включает постановку конкретных целей и оценку усилий, необходимых для их достижения. На этой стадии необходимо четко представить себе желаемые результаты, ответить на вопросы: что необходимо предпринять для достижения поставленной цели, какая нужна информация, какие качества необходимо развивать в себе, от каких избавляться?
4. Планирование - подготовка средств достижения целей и обдумывание последовательности их применения.
5. Показатели эффективности деятельности - нужно определить показатели, по которым можно судить об успешности деятельности. Каковы критерии необходимости и правильности моих поступков и действий?
6. Реализация плана - это переход от плана к действиям. На этой стадии необходимо еще раз все взвесить, оценить продуманный план с точки зрения целесообразности, разумности, своевременности. Также необходимо оценить свою подготовленность к осуществлению задуманного.
7. Саморегуляция - наблюдение за собой, своими действиями, анализ того, насколько успешно реализуются поставленные цели и задачи. Есть ли успехи на пути к достижению цели, не ошибочны ли мои действия?
8. Коррекция - эта стадия возникает в случае, если возникают какие-то отступления от задуманного и включает целенаправленные изменения в намерениях, планах, поступках, отношениях с тем, чтобы исправить ситуацию. На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы: что именно необходимо изменить, как это лучше сделать, чтобы добиться оптимального результата?
Опираясь на указанные этапы, можно формировать умения, а затем и навыки нравственно-волевого самоконтроля, когда включение в сознание и опора на них станет привычным действием обучающегося.
Способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения тесно связаны с необходимостью развивать в себе нравственные (любовь к людям, милосердие, толерантность, внимательность, чуткость, душевность, порядочность, чувство ответственности и долга, тактичность, готовность прийти на помощь и др.) и волевые (решительность, настойчивость, выдержка, самообладание и др.) качества личности, которые необходимо формировать будущему педагогу-психологу в процессе самовоспитания. В этом случае самоконтроль выступает одним из приемов самовоспитания наряду с такими приемами, как самоанализ, самоприказ, самопринуждение, саморегуляция, самостимуляция и др.
Поскольку в настоящее время наблюдается рост конфликтов в школьной среде, нравственно-волевой самоконтроль является и необходимым компонентом конфликтологической культуры педагога [5]. Благодаря сформированным навыкам самоконтроля педагог-психолог способен предотвратить и урегулировать различные конфликтные ситуации, конструктивно разрешить споры, возникающие в межличностных отношений между субъектами образовательного пространства.
Как известно, на результаты формирования каких-либо способностей существенное значение оказывает собственная активность личности. Поэтому нравственное и волевое развитие личности возможно инициировать через соответствующую активность: нравственное развитие - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; волевое - через проявление волевых качеств личности и целенаправленное самовоспитание. Подготовка студентов к развитию данных качеств требует такой организации педагогического процесса, которая бы стимулировала их проявление.
В опытно-экспериментальном исследовании были задействованы студенты 2 и 3 курсов заочного отделения факультета управления и социальных технологий Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», всего 80 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали методики А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана для исследования волевой саморегуляции; В. В. Бойко для диагностики эмпатических способностей; опросник коммуникативной толерантности В. В. Бойко; «Тест на доброжелательность. Диагностика по шкале Д. Кэмпбелла»; «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер); методику диагностики уровня развития рефлексивности (опросник А. В. Карпова).
Высокий уровень волевой саморегуляции, под которой понимается степень управления собственным поведением, эмоциями, способность действовать разумно и взвешенно в жизненных ситуациях, проявлять волевые качества, был выявлен только у 25 % опрошенных; низкий уровень - у 30 %; среднее значение индекса было зафиксировано у 45 % респондентов. По субшкале «самообладание» высокий уровень был выявлен у 28 %; низкий уровень - у 60 %; средний - у 12 % респондентов. Низкий коммуникативный самоконтроль был отмечен у 35 % опрошенных; средний уровень - у 46 %; высокий - соответственно у 19 % опрошенных. Обследование показало также, что у студентов не выявлено низкого и очень низкого уровня способно-
стей к эмпатии. То же самое можно сказать о показателе доброжелательного отношения к людям: у подавляющего большинства респондентов (75 %) выявлен высокий уровень этого показателя. Диагностика степени коммуникативной толерантности показала, что у 20 % выявлен ее высокий уровень, у 54 % - средний; у 26 % - низкая степень толерантности в общении. Как и следовало ожидать, были выявлены слабые показатели уровня развития рефлексивности: высокий уровень продемонстрировали только 12 % опрошенных, средний уровень - 25 % и низкий уровень - подавляющее большинство респондентов (63 %).
В нашем опыте коррекционно-развивающая работа по формированию способностей студентов к нравственно-волевому самоконтролю в рамках изучения дисциплины «Педагогика саморазвития личности» включала в себя следующие направления работы:
1) разработка лекций и практических занятий с постановкой и обсуждением со студентами проблемных вопросов, связанных с состоянием нравственной культуры общества, актуальными вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения;
2) организация круглых столов, дискуссионных площадок по следующим темам: «Как развивать в себе способности к самоуправлению?», «Что значит быть сильной личностью?», «Цель оправдывает средства: нравственный аспект», «Нравственная ответственность современного профессионала», «Как научиться ценить жизнь» и др.;
3) ознакомление студентов с различными способами создания рабочего самочувствия, элементами аутогенной тренировки, методами психофизической саморегуляции;
4) привлечение студентов к решению ситуационных задач, связанных с принятием решения в ситуации морального выбора, повышенной ответственности за выполнение какой-либо деятельности;
5) использование в учебном процессе ролевых игр, воссоздающих типичные ситуации, которые могут возникнуть в общении с учащимися, педагогами, родителями учеников; кейс-метода, предполагающего разбор-анализ проблемных, острых, противоречивых ситуаций из жизни, в которых нужна помощь педагога-психолога;
6) отработка приемов самостимуляции волевых усилий с помощью игровых упражнений, знакомство с приемами самоанализа, рефлексии; составление программ самоконтроля;
7) индивидуальная работа со студентами (ведение дневников профессионального и личностного роста, предъявление требований, контроль, конструктивная критика, совет, проявление доверия, одобрение, осуждение, побуждение к деятельности, принуждение и др.).
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика, а именно прирост высокого и среднего уровней, показателей: волевой саморегуляции - 10 и 15 %, самоконтроля в общении -8 и 11 % соответственно, коммуникативной толерантности - 15 и 12 %, рефлексивности - 20 и 9 %.
Таким образом, результаты эксперимента доказали, что актуальная проблема формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения у будущих педагогов-психологов может успешно решаться в процессе их профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Социальная психология : слов. / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон : энциклоп. слов. : в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. -538 с.
3. Чурекова, Т. М. Формирование готовности студентов к самоконтролю / Т. М. Чурекова, Н. В. Съедина // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 4 (20). -С. 25-30.
4. Чурекова, Т. М. Актуализация готовности студентов к самоконтролю: уровни и этапы / Т. М. Чурекова, Н. В. Съедина // Мир науки, культуры, образования. -2012. - № 5. - С. 139-142.
5. Иванова, Е. К. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности / Е. К. Иванова, И. А. Чемерилова // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20, № 2. - С. 716-720.
References
1. Psikhologicheskiy leksikon: entsiklop. slov.: v 61. [Psychological lexicon: encyclopedic dictionary: in 6 volumes]. Comp. by L. A. Karpenko; ed. by A. V. Petrovskiy. Moscow: PER SE, 2006, 176 p.
2. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, ter-miny, aktual'naya leksika [Professional education. Dictionary. Key definitions, topical lexicon]. Moscow: NMTs SPO, 1999, 538 p.
3. Churekova T. M., S"edina N. V. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development]. 2010, no. 4 (20), pp. 25-30.
4. Churekova T. M., S"edina N. V. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2012, no. 5, pp. 139-142.
5. Ivanova E. K., Chemerilova I. A. VestnikBashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. 2015, vol. 20, no. 2, pp. 716-720.
Чемерилова Ирина Альбертовна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (Россия, г. Чебоксары, Московский проспект, 15)
E-mail: [email protected]
Иванова Екатерина Константиновна
доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (Россия, г. Чебоксары, Московский проспект, 15)
E-mail: [email protected]
Chemerilova Irina Albertovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and educational development, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov
(15 Moskovsky avenue, Cheboksary, Russia)
Ivanova Ekaterina Konstantinovna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of pedagogy and educational development, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov (15 Moskovsky avenue, Cheboksary, Russia)
УДК 371 Чемерилова, И. А.
Формирование способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения у будущих педагогов-психологов / И. А. Чемерилова, Е. К. Иванова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). - С. 187-194. Б01: 10.21685/20723024-2016-3-19