3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Молчанов Сергей Валерьевич, к.ю.н., доцент. Должность: Ученый секретарь. Место работы: Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования. E-mail: molchanov.map@gmail. com Аннотация: В последние годы важнейшим направлением развития современной системы высшего образования становится формирование в этой сфере современной информационной среды, основанной на передовых технологиях, относящихся к области информации, информатизации и электронного обучения.
Ключевые слова: информация, информационная среда, интернет, высшее образование, высшее учебное заведение, обучение, образовательный стандарт, дистанционное обучение, информационные технологии.
FORMATION OF THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION SPHERE
Molchanov Sergey Valerievich, PhD at law, associate professor. Position: The scientific secretary. Place of employment: Institute of scientific information and monitoring of the Russian Academy of Education. E-mail: [email protected] Annotation: Last years the major formation in this sphere of the modern information environment based on high technologies, concerning area of the information, information and electronic training becomes a direction of development of modern system of higher education. Keywords: information, information environment, Internet, higher education, higher educational institution, training, educational standard, remote training, information technology.
В последние годы проблематике создания информационно-образовательной среды вуза посвящен ряд актуальных исследований. Так, А.Г. Абросимов изучал развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий1. Он отмечает, что новая эпоха предлагает нам новые реальности и новые шансы, а также новые проблемы и новые вызовы в образовании. На практическую основу поставлена задача создания системы непрерывного образования, охватывающего всю активную жизнь человека. Об этом свидетельствует, в частности, принятие в 2008 году утвержденной Президентом РФ «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». В этом документе отмечается, что «информационное общество характеризуется высоким
1 Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий М. 2004.
уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти»2. При этом к основным направлениям реализации данной Стратегии в области повышения качества образования отнесены следующие: расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования.
Унифицированную систему образования сменяет многовариантная по содержанию, методам и формам, срокам и траекториям обучения система разноуровневых учебных заведений. В настоящее время происходит активное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в сферу высшего образования. Компьютер становится доступным и мобильным устройством, обеспечивающим выполнение учебной работы и в аудиториях, и вне стен учебного заведения. Активно формируется электронная образовательная среда. Это приводит к глобальным изменениям условий функционирования ВУЗов, вызывающим необходимость пересмотра многих традиционных подходов к организации их работы и используемых образовательных технологий. Основой этого процесса становится содержательное и технологическое развитие помянутой выше среды ВУЗа, предполагающее постоянную модернизацию программного и технического обеспечения, регулярное повышение квалификации преподавателей и специалистов ВУЗа в области разработки и использования информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе, качество подготавливаемых ими ресурсов, т.к. они представлены на экспертизу всем пользователям; совершенствование управления учебным процессом и ВУЗом в целом, интенсификацию процесса обучения, кроме того мотивирует повышение уровня подготовки преподавателя и обеспечивает возможности многократного обращения к информационно-образовательным материалам и тренинговым системам, обеспечивает простоту поддержки контента в актуальном состоянии, возможность внесения изменений в него по мере их необходимости (не требуется их переиздание, сокращаются затраты), интерактивное взаимодействие обучающихся с ЭИОС, между собой, с преподавателем в режимах оп-Нпе, оИЧте3.
М. Лапчик с соавторами отмечают: «В настоящее время система образования в России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего - переходом к постиндустриальному, информационному обществу. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований государственных образовательных стандартов развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной вариативности содержания и организации образовательного процесса. Ожидается, что именно информатизация образования, формирование
2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № пр-212 / Утвержден Президентом РФ // Российская газета - Федеральный выпуск № 4591 от 16 февраля 2008 г.
3 Там же.
современной образовательной среды учебного заведения будут способствовать решению этих задач»4.
Следующая тенденция в модернизации высшего образования, на которую следует обратить внимание, это - глобализация информационно-образовательной среды. Как и в общем случае образовательной среды, в исследованиях информационно-образовательной среды проявляется тенденция к ее глобализации, к выходу за пределы отдельного учебного заведения или даже региона. При этом для информационнообразовательной среды, благодаря возможностям современных компьютерных сетей и телекоммуникаций, возможности глобализации, очевидно, являются значительно более широкими и оперативными.
Кроме того, набирает силу современный подход к формированию единой образовательной среды, ее выходу за пределы одного образовательного учреждения в масштабы города, региона, республики и т.д.. Так, например, А.В. Жожиков на примере Республики Саха (Якутия) рассматривает формирование информационной культурно-образовательной среды в региональном сегменте глобальной сети Интернет5. Заметим, что тенденции глобализации образовательной среды являются, фактически, общепризнанными во всем мире. Например, в работе О.Г. Хомерики «Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве» приведенены многочисленные примеры глобальных национальных и международных проектов по глобализации информационных образовательных и культурных ресурсов, развитию средств свободного доступа к ним и т.п .
Из наиболее общих, фундаментальных оснований процесса глобализации информационно-образовательной среды можно выделить следующее. А.В. Карпов и С.Л. Леньков в ряде работ выделили в качестве особого класса профессиональной деятельности деятельность информационного характера, реализуемую в информационной среде, а также рассмотрели основные свойства такой среды и ее влияние на профессиональное развитие субъекта труда7. С нашей точки зрения, по крайней мере - в процессе получения высшего образования учебная деятельность студентов, а для многих специальностей - и последующая профессиональная деятельность во многом имеет именно информационный характер и поэтому подчиняется указанным фундаментальным закономерностям.
С тенденцией глобализации информационно-
образовательной среды тесно взаимосвязана тенденция развития открытого (дистанционного) образования. Зарождение в 1960-е годы в Великобритании нового явления, получившего названия дистанционного обучения (Distance leaning) и первые результаты деятельности Британского открытого университета были расценены как создание принципиально новых предпосылок обеспечения доступа к качественному
4 Лапчик М., Удалов С., Лапчик Д., Гайдамак Е., Федорова Г. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 93.
5 Жожиков А.В. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 4 (19). - С. 46-50.
6 Хомерики О.Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве. - М.: Перспектива, 2008.
7 Карпов А.В. Леньков С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера. - Тверь: ТвГУ, 2006.
британскому образованию8. В 70-80-е гг. университеты дистанционного обучения и открытые университеты стали распространяться по всему миру. Сегодня таковых несколько десятков. Это, как правило, очень крупные учебные заведения, в которых обучаются десятки тысяч студентов9. Так, в Открытом университете Нидерландов обучаются даже 12-летние студенты, а общее количество получающих дистанционно образование составляет 30 000 человек; в Открытом университете в Хагене (Германия) учится 50 000 студентов, а в Университете Анадолу (Турция) - 1 200 000 студентов10. EADTU - Европейская ассоциация университетов открытого образования - выделила 2 млн. евро на обучение российских студентов в 2009 году в Европейском союзе11.
Ю. Рубин в упомянутой выше работе в качестве предпосылки становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг рассматривает систему электронного обучения e-Leaning и его основную разновидность Интернет-обучение (On-line Leaning)].
Рассматривая феномен e-Leaning, Ю. Рубин противопоставляет две противоположные тенденции развития образования: элитарную, при которой образование было доступно только выходцам из так называемой элиты общества (политической, академической, экономической и т.д.), и эгалитарную, отражающую стремление многих поколений просветителей сделать образование доступным для широких слоев населения. В связи с этим отметим, что в числе важных проблем современного российского высшего образования признается неравенство доступа различных групп населения к получению образовательных услуг1 . Высшее образование традиционно рассматривается в рамках стратификационных теорий как непременный критерий отнесения к определенному социальному слою и фактор вертикальной мобильности13.
Е.М. Авраамова с соавторами сравнивали социальные ситуации, в которых находятся нынешние студенты столицы и провинции. Авторы подходят к изучению проблемы доступности высшего образования с точки зрения различий ресурсных характеристик семьи. Семьи, формируя для своих детей образовательные стратегии, находятся в ситуации рационального выбора, отыскивая оптимальное согласование перспектив, которое образование может дать детям, и ресурсных возможностей. К ресурсам семьи авторы относят: уровень образования родителей; уровень их материальной обеспеченности; размер сбережений; социальный статус и уровень адаптированности. При выборе высшего учебного заведения семьи с высоким и низким ресурсами предпочитают государственные вузы. Причем если для обеспеченных семей государственный вуз - гарантия качественного образования, то для се-
8 Рубин Ю. E-Learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 50.
9 Там же, с 53.
10 Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». 2008. № 6. С. 135-136.
11 Там же. С. 137.
12 Клячко Т.Л. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2. - С. 4856. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01 Независимого института социальной политики / Е.Л. Омельченко и др. / Отв. ред. С.В. Шишкин / Независимый институт социальной политики. - М. : СИГНАЛЪ, 2003..
13 Беляева Л.А. Общие направления стратификации в переход-
ный период // Социальная стратификация современного россий-
ского общества / Круглый стол бизнеса России. - М., 1995.
мей с низким ресурсом - возможность получения бесплатного образования. В случае обучения за плату ее размер будет определяющим при выборе вуза. Это подтверждают и предпочтения в форме обучения: семьям с низким ресурсом предпочтительнее получение бесплатного образования, при этом в провинции треть таких семей выбрали бы заочное обучение. По результатам исследования определились три основные ограничения доступности высшего образования: по уровню подготовленности респондентов; по финансовым возможностям родителей; по связям, которые могут задействовать родители14.
В этом плане е-1_еаптд реализует концепцию доступности высококачественного образования. Кроме того, е-1_еаптд «можно рассматривать как предпосылку преодоления традиционного противоречия между очной и заочной формами образования, с которыми в недавнем прошлом связывались в нашей стране представления соответственно о более качественном и более массовом подходах к обучению»15.
Будучи идеологическим наследником заочного обучения, дистанционное обучение значительно диверсифицировало технологический арсенал образовательной деятельности, приняв за основу следующие стратегии:
- технологическое и организационное разнообразие (все технологии и организационные приемы приемлемы, если они работают на результат);
- рациональное единство живых и виртуальных (как бы очных) технологий обучения, конструкций образовательного контента;
- кадровая готовность к реализации новых подходов, сетевой организации обучения и инновационного академического менеджмента;
- рыночно-ориентированная (главным образом -практико-ориентированная) программа экспансии образовательных услуг;
- акцент на качество обучения как на важнейшую предпосылку конкурентоспособности предлагаемых услуг на национальных рынках16.
Ю. Рубин акцентирует внимание на том, что в нашей стране дистанционное образование так и не получило официального статуса17. Вместо этого нормативно закреплено понятие дистанционных образовательных технологий. Так, в Законе РФ об образовании говорится: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (ст. 32, п. 5).
Современное электронное обучение (е-1_еаптд) включает оп-Нпе-обучение (обучение с помощью Интернета), off-line-обучение (обучение за пределами «линии», с помощью других электронных носителей информации, например мультимедийных СО, ОУО, МР3), т-Ьеаптд (мобильное обучение, обучение «в движении» с помощью мобильных телефонов, смартфонов, имеющих, помимо всего прочего, возможности выхода в Интернет18.
Последовательное внедрение е-1_еаптд в образовательный процесс способствует укоренению в нем наи-
14 Абросимов А.Г. Указ соч.
15 Рубин Ю. Указ. соч. С. 50.
16 Там же. С. 52.
17 Там же. С. 53.
18 Там же.
более актуальной информационно-коммуникационной среды и создает наилучшие условия интеграции образовательного контента, технологий обучения, профессиональных компетенций преподавателей, организационных моделей обучения19.
Ю. Рубин отмечает важную проблему стандартизации в сфере е-1_еаптд: «Вопросы образовательного контента и вопросы образовательных технологий диалектически соотносятся между собой: не может быть бессодержательной формы и неоформленного содержания. В свою очередь, «оформленный» (с помощью «живых» технологий преподавания, мультимедийной виртуализации, оболочек, образовательных порталов, книг, дисков) контент может быть успешно выполнен только в определенном стандартном виде, о котором следует договариваться»20.
Ю. Рубин отмечает недостаточную исследованность сравнительной эффективности различных педагогических технологий, возможных в современной информационно-образовательной среде: «Ведь, к примеру, групповой семинар или ситуационный практикум можно провести, собрав студентов в одной аудитории, либо распределив их по точкам доступа к Интернет-ресурсам, которые вполне могут базироваться на рабочих местах студентов. Как лучше сблизить расстояние: путем механического объединения студентов или переноса занятий на рабочие места? Выбор технологии напрямую зависит от целевых установок на использование образовательного контента»21.
Некоторые авторы предостерегают от переоценива-ния технологических возможностей современного е-1_еаптд при конструировании контентов, призванных обеспечить личностно-ориентированный характер
обучения. Например, А. Браун и Дж. Бимроуз отмечают: «Личностно-ориентированное обучение является величайшим прорывом в области ИКТ, поэтому некоторые сторонники ИКТ провозглашают его «вселенским благом». Это идет вразрез с тем фактом, что обучение имеет ярко выраженную социальную направленность. Необходимо заметить, что чрезмерная информатизация учебного процесса может привести к тому, что диапазон приобретаемых учебных навыков сузится в пользу технических умений, и индивидуум, обладая знаниями по работе с современными устройствами, не будет владеть навыками анализа, презентации, общения и т.д.» 22
Исследованию информационно-образовательной
среды открытого образования посвящены и многие другие работы. Так, С.Л. Лобачев (2005) изучал теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования23. А.Г. Шабанов (2004) изучал моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования2* И.В. Сергиенко (2005) изучал моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих техноло-
19 Там же. С. 54.
20 Там же. С. 55.
21 Там же. С. 56.
22 Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4. - С. 98-100.
23 Лобачев С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация - М., 2005.
24 Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования Барнаул, 2004.
гий25. А.С. Курылев, рассматривая педагогическое проектирование системы открытого образования на основе отраслевой информационно-образовательной среды, отмечает: «ИКТ вызвали существенные изменения в технологии получения знаний, их трансформации в профессиональное образование и практическое применение. Результатом этих процессов стало создание и развитие в мире систем открытого образования, которые сформировали новые условия доступности обучения, способности быстро перестраивать систему в соответствии с потребностями личности, предоставлять широкие возможности выбора индивидуальной траектории в освоении общих и профессиональных знаний»26.
Следующая тенденция - возрастание роли общекультурного компонента в информационно-
образовательной среде и, соответственно, в профессиональном образовании студентов высшей школы. Например, Авторы работы отмечают: «Изменение способов учебного взаимодействия между обучающим и обучаемым на основе телекоммуникационных технологий и использование в учебном процессе гипертекстовых и интерактивных электронных образовательных ресурсов приводят к изменению образовательной среды. Она должна быть многокомпонентной системой, аккумулирующей не только коммуникационные, компьютерные, организационные ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, функциональную инфраструктуру, обеспечивающую едиными технологическими средствами деятельность студентов, преподавателей вуза, а также учителей и учащихся школ27.
Важно также отметить, что существовавший ранее техникоцентристский подход к разработке компьютерных систем выявил серьезную проблему «человеческого фактора». В связи с этим, как справедливо подчеркивают В.М. Мунипов, В.П. Зинченко, современные подходы к проектированию и созданию информационной среды на базе компьютерных систем обязательно должны быть человекоориентированными, т.е. максимально и в первую очередь учитывать возможности и ограничения человека28.
Суммируя все сказанное выше, можно отметить, что магистральное направление развития высшего образования в современных условиях неразрывно связано с использованием в учебном процессе и всесторонним совершенствованием информационно-
образовательной среды, способной выполнять важные функции по профессиональному и личностному развития студентов. При этом важным направлением было и, безусловно, остается развитие личности, культуры, субъектности студента и преподавателя, однако современная информационно-образовательная среда, с одной стороны, предоставляет для этого принципиально новые возможности, а с другой - порождает в этом направлении новые специфические проблемы.
25 Сергиенко И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий. - Ижевск, 2005.
26 Курылев А.С. Непрерывное открытое профессиональное образование инновационной экономики // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 16-21.
27 Лапчик М., Удалов С., Лапчик Д., Гайдамак Е., Федорова Г. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 93-99.
28 Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. - М.: Логос, 2001.
Список литературы:
Абросимов А.Г. Развитие информационнообразовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий М. 2004.
Беляева Л.А. Общие направления стратификации в переходный период // Социальная стратификация современного российского общества / Круглый стол бизнеса России. - М., 1995.
Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4.
- С. 98-100.
Жожиков А.В. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-
образовательной среды в глобальной сети Интернет // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 4 (19). - С. 46-50.
Карпов А.В. Леньков С.Л. Структурно-
функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера. - Тверь: ТвГУ, 2006.
Клячко Т.Л. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2. - С. 48-56.
Курылев А.С. Непрерывное открытое профессиональное образование инновационной экономики // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 16-21.
Лапчик М., Удалов С., Лапчик Д., Гайдамак Е., Федорова Г. От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационно-образовательной среде // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 93.
Лобачев С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация -М., 2005.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. - М.: Логос, 2001.
Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01 Независимого института социальной политики / Е.Л. Омельченко и др. / Отв. ред. С.В. Шишкин / Независимый институт социальной политики. - М. : СИГНАЛЪ, 2003..
Рубин Ю. E-Learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6. - С. 50.
Сергиенко И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий. - Ижевск, 2005.
Хомерики О.Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве. - М.: Перспектива, 2008.
Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования Барнаул, 2004.
Literature list:
Abrosimov A.G.development of the information-educational environment of a higher educational institution on the basis of information and telecommunication technologies of M. 2004.
Belyaeva L.A. General of a stratification direction in a transition period//Social stratification of a modern Russian society / the Round table of business of Russia. - М, 1995.
Brown А, Bimrouz of J. Innovative educational technologies (a problem of practical use) // Higher education in Russia. 2007. № 4. - with. 98-100.
Jojikov A.V. Problem and ways of formation of the regional information cultural-educational environment to a global network the Internet//University management: practice and the analysis. 2001. № 4 (19). - with. 46-50.
Structurally functional's A.V.Lenkov's carps a structure of professional work of information character. - Tver: ТвГУ, 2006.
Klyachko T.L.modernization of Russian education: problems and decisions//Domestic notes. 2002. № 2. -with. 48-56.
Kurilev A.S. Continuous open vocational training of innovative economy//Higher education in Russia. 2008. № 6. - with. 16-21.
Lapchik М, Udalov С, Lapchik Д, Gajdamak Е, Fedorova G.Ot of a corporate computer network to integrated information-educational//environment Higher education in Russia. 2008. № 6. - with. 93.
Lobachyov S.L.theoretical bases and principles of construction of the information-educational environment of open formation and its practical realization - М, 2005.
Munipov V. M, Zinchenko V.P.Ergonomika: человекоориентированное designing of technics, software and environment. - М: Логос, 2001.
Problems of availability of higher education. Pre-print WP3/2003/01 of Independent institute of social policy / E.L.Omelchenko, etc. / Otv. ред. S.V.Shishkin / Independent institute of social policy. - М: СИГНАЛЪ, 20Ruby Ю E-Learning as the precondition of formation of the integrated training in the Russian market of educational services//Higher education in Russia. 2008. № 6. - with. 50.
Sergienko I.V. Modeling of remote formation as systems of the integrated training technologies. - Izhevsk, 2005.
Homeriki O.G.Obrazovanie, a science, culture in global information field. - М: Prospect, 2008.
Shabanov A.G.modeling of process of remote training in system of continuous formation Barnaul, 2004.
Рецензия
на статью Молчанова С.В. «Формирование современной информационной среды в сфере высшего образования»
Рецензируемая работа представляет собой весьма интересный обзор научных и практических подходов, касающихся актуальных проблем формирования в Российской Федерации современной информационной среды в области высшего образования.
Отрадно, что автор рецензируемого материала в своих аналитических построениях опирается не только на работы отечественных специалистов в рассматриваемой области. Использование им зарубежного опыта (в том числе полученных из-за рубежа объективных научных, в частности, статистических данных) помогает отследить универсальные тенденции развития рассматриваемых в работе явлений и процессов. Кроме того, такое использование существенно повышает достоверность авторских оценок и выводов.
Разумеется, оцениваемый текст не лишен и недостатков. Так, несколько несбалансированной выглядит излишняя, на мой взгляд, концентрация автора на проблемах дистанционного образования. Да, соответствующая область бесспорно, имеет большие перспективы в условиях информационного общества. Но будем реалистами - в настоящее время в условиях подлинного кризиса отечественной системы образования в целом, и его средообразующей информационной составляющей в частности, качество технологического обеспечения дистанционного образования - отнюдь не самая большая информационно-правовая проблема.
В целом рецензируемая статья может быть оценена положительно и рекомендована к публикации в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Доктор юридических наук, профессор, член-
корреспондент Российской академии образования
Ю.А. Дмитриев