Кельбах В. С.1
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Информационная экономика исторически формировалась параллельно развитию основ кибернетики и наследовала теоретические представления «качественного» этапа понимания роли информации в организации. Информация становится доминирующим предметом производственных и товарообменных отношений в экономике общества, во всех производственных сферах. Информация рассматривается как экономический ресурс, обретает не только внутреннюю стоимость в процессе производственных отношений (затратную), но и формируется как продукт в системах рыночного товарообмена. На фоне глобализации мировой экономики информация выступает не только как ресурс отдельных видов экономической деятельности и национальный ресурс, но и как предмет международных экономических отношений. В условиях информационной экономики доминирующим объектом труда, производственных отношений становится информация, имеющая количественное и стоимостное выражение. Переход к пониманию такой парадигмы информации в традиционных производственных и хозяйственных процессах компаний рассматривается как этап «информационной экономики» [7, с. 29-30].
В информационной экономике усложняется структура информации: кроме количественных (объем продукции и услуг в натуральном и стоимостном выражении) она включает в себя во все большей мере качественные показатели: ценность и полезность для потребителя, соответствие произведенной продукции запросам конкретных заказчиков и потребителей. Одновременно расширяются масштабы сбора и обработки информации на базе перехода от преимущественно национальных к глобальным информационным системам. В цифровом мире любой человек может стать катализатором больших изменений, а любая компания - двигателем инноваций. Интернет создал совершенно новый мир с большими возможностями для каждого.
В рыночной экономике изменяется характер информационных потоков: основная их часть сменила вертикальное направление (команды из центра, отчеты в центр) на горизонтальное (прямые связи автономных производителей и потребителей). Дерегуляция рынка телекоммуникаций, начатая в ЕС, США, Японии и Южной Корее, позволила кабельным, телефонным, сотовым и спутниковым компаниям конкурировать на рынках друг друга и снижать цены на свои услуги для потребителей. В то же время создаются информационные конгломераты, включающие как средства доставки (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т. п.), так и производителей информации (радиостанции, кино- и телестудии).
Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность - они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом; основой в создании общего информационного пространства [3]. ИКТ -это совокупность технологий, обеспечиваю щих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ним относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес- и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями и возможностями и масштабами их социального использования. Отсюда двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления. Субъектами взаимодействия в области информатизационных услуг являются физические и юридические лица, государственные органы и муниципальные образования, выступающие в качестве
1 Валентин Сергеевич Кельбах, аспирант факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского Государственного университета, e-mail: [email protected]
авторов, накопителей, владельцев или потребителей информации, программных средств, информационных технологий или услуг.
Информационно-коммуникационная инфраструктура включает:
• систему коммуникаций, вычислительных сетей и средств, обеспечивающих взаимодействие информационных объектов и технологий с помощью Интернета и других информационных сетей;
• программные средства;
• информационные средства и базы данных;
• систему подготовки кадров.
В отличие от других видов производственной инфраструктуры издержки в сфере потребления информации в перспективе будут снижаться.2 М. Порат3 ввел информационную инфраструктуру в систему национальных счетов, разделив экономику на ряд секторов:
• сектор первичной информации, включающий отрасли, производящие компьютерную и телекоммуникационную технику и оказывающие рыночные информационные услуги;
• сектор вторичной информации, где осуществляются планирование, программирование, составление реестров (каталогов), маркетинг, сбор, обработка и распространение новых знаний и информации. Он включает частные компании, производящие информационные товары и услуги для рынка, и публичный сегмент - информационные службы правительства, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, предоставляющие информацию на некоммерческой основе, как правило, бесплатно. Дж. Гэлбрейт определил этот сектор как техноструктуру новой экономики. Результаты ее деятельности - стратегические планы, маркетинговые разработки, рекламный продукт, организационные проекты - представляют собой услуги особого рода: проданная информация поступает заказчикам, но в то же время остается в базе данных продавца. Информационные услуги делятся на информационно-коммуникационные, информационно-прикладные и информационно-коммерческие [9, с. 56];
• сектор, использующий информацию для производства товаров и рыночных услуг;
• производство общественных благ (образование, здравоохранение и т. д.);
• домохозяйства (производство информации для семейного потребления).
Анализ теоретических проблем функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры позволяет выделить основные направления ее развития на региональном уровне:
1. Подключение к широкополосному Интернету всех предприятий и организаций, в том числе образовательных, медицинских и социальных, а в перспективе - всех домохозяйств.
В Москве к 2004 г. насчитывалось 7 млн интернет-пользователей, что примерно равно числу постоянно зарегистрированных граждан, а в других городах, особенно в Сибири и на Юге, эта доля не превышала 34...35%. Уровень проникновения Интернета в регионах был в 5...6 раз ниже, чем в Москве и Петербурге (см. таблицу).
Таблица 1
Распределение пользователей Интернета
по регионам России (2004 г., %)
Регион Доля российской Интернет-аудитории Уровень проникновения Интернета среди жителей региона*
Москва и Московская обл. 37 19 (Москва)
Санкт-Петербург и Ленинградская обл. 10 14 (Петербург)
Остальная Россия 53 2,9
2 Infrastructure to 2030: telecom, land transport, water and electricity. - Paris, OECD, 2006. - 355 p.
3 Porat, M. The Information Economy. - Wash., 1977.
* - Недельная аудитория пользователей Интернета в общем числе жителей региона.
2. Распространение современных платежных, в том числе пластиковых, карт и терминалов для их обслуживания, безналичных расчетов; развитие системы продаж по каталогам с доставкой товаров на дом; развитие правовой базы электронного оборота (признание электронной подписи, чеков Интернет-магазинов для обмена и возврата товаров и т. д.).
В России практически все предприятия среднего и малого бизнеса имеют доступ к Сети, однако только 38% из них используют Интернет для развития бизнеса. Для большинства средних и малых предприятий информатизация сводится к использованию отдельных программных продуктов, поэтому, к примеру, малые предприятия обычно ограничиваются установкой программы «1С: Бухгалтерия» [5, с. 35].
Современные информационные системы на основе сбалансированной системы показателей позволяют перейти от процессно-ориентированного бюджетирования [2, с. 81] к процессному управлению, включая аутсорсинг сервисных функций, процессно-ориентированный учет затрат (АВС-метод), анализ безубыточности (Cost-volume-profit analyze) и эффективности управления активами и инвестициями в каждой бизнес-единице.
Внутрифирменную информацию в виде мультимедиа можно легко каталогизировать, сделать наглядной и привлекательной в использовании; кроме того, она доступна удаленным пользователям через электронные компьютерные сети. Эту информацию можно быстро и без больших затрат превратить в электронные издания, пригодные к распространению как с информационной, так и с коммерческой целью. Любой замысел, идея, вариант решения могут быть визуализированы на экране компьютерного дисплея в виде цветного рисунка, графика или схемы. Это способствует развитию интуиции, образного и концептуального мышления, умения мыслить алгоритмами. При новом - не словесном или табличном, а графическом отображении информации, в первую очередь экономической, нет надобности запоминать факты и детали - они остаются в памяти компьютера и привлекаются в процессе расчета. Компьютерная обработка информации позволяет выделить в ней главное, разработать концепцию управленческого решения.
3. Антимонопольное регулирование информационно-коммуникационной инфраструктуры, анализ доходов и рентабельности компаний, их налоговое стимулирование с целью снижения цен на общественно значимые услуги.
В России сектор ИКТ в последние годы лидировал по темпам развития. До 2009 г. темпы его роста, как правило, превышали 20 % в год, что намного выше темпов роста ВВП страны. Устойчивое и сбалансированное развитие коммерческих организаций инфокоммуникационного сектора неразрывно связано с увеличением количества абонентов и расширением перечня услуг [4, с. 83]. Этому способствует конкуренция частных компаний. «Мегафон» и «Вымпелком» еще в 2007 г. получили лицензии на 3G сети - основу мобильного Интернета и телевидения, потокового аудио, системы передачи данных. В России информационную инфраструктуру развивают такие крупные компании, как «Евросеть» (выручка в 2010 г. 62 млрд рублей по МСФО, EBITDA - 8,37 млрд рублей, чистая прибыль - 5,58 млрд рублей), принадлежащая Alpazo Ltd (50,1%) и «Вымпелкому» (49,9%).
4. Организация в регионах и муниципалите тех государственно-общественного управления информационной инфраструктурой и создание электронного правительства.
Создание системы электронных государственных закупок в регионах (см. например [1]), единой государственной автоматизированной информационной системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ, автоматизированного государственного регистра населения позволит гражданам заполнять налоговые декларации и получать необходимые справки через Интернет, а коммерческим организациям - представлять формы обязательной государственной отчетности «в одно окно». Электронные административные регламенты ограничат диапазон произвольных решений чиновников и создадут основу для оперативного контроля.
5. Участие региональных органов в создании глобальной системы защиты информации и проверке ее подлинности. Современные центры обработки информации имеют 5 уровней материальной, электронной и криптографической защиты.
Безопасность информационных и коммуникационных систем является неотъемлемой частью национальных оборонных стратегий. Киберпространство становится пятой сферой ведения войны после суши, моря, воздуха и космоса. Барак Обама сделал его одним из национальных приоритетов
США. Пентагон создал новое военное командование для защиты американских военных информационных сетей и развития своих наступательных возможностей.
ФСБ России обращает особое внимание на использование Интернета как универсального инструмента для привлечения и вербовки экстремистов, их обучения, планирования и координации террористической деятельности. Угрозу национальной безопасности России представляет использование Gmail, Skype и платежных систем, действующих в регионах РФ, зарубежных алгоритмов шифрования и кодирования, недоступных для расшифровки спецслужбами РФ.
Реформирование региональной институциональной и информационной системы позволяет создать современную инновационную инфраструктуру.
Список литературы
1. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.
2. Кайсаров, А. А. Системы информационного обеспечения финансового управления в компании / А. А. Кайсаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 76-82.
3. Кларк, К. Принципы коммутации в локальных сетях Cisco/ К. Кларк, К. Гамильтон. - М.: Вильямс, 2003. - 971 с.
4. Макаров, В. В. Инновационное развитие инфокоммуникационной компании/ В. В. Макаров, П. Л. Туфрин // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 83-92.
5. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 33-38.
6. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
7. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.
8. Сухарев, А. И. Становление государственно-общественного управления информатизации. Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим/ А. И. Сухарев. - Саранск, 2003.
9. Ярковой, В. А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации / В. А. Ярковой //Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 56-62.
10. Ярковой, В. А. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования/ В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26). - С. 103-106.
11. Introduction to information systems: supporting and transforming business. /R. Rainer, E. Turban, R. Potter (ed.). Hobolen, N. L. - Publisher: John Wiley & Sons Inc., 2000. - 510 p.
The list of the literature
1. State enterprise in the building (stately building order)/ A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.
2. Kaisarov, A. A. Information Management System for financial management of the company/ A. A. Kaisarov // Economic revival of Russia - 2011. - № 3 (29). - P. 76-82.
3. Clark, K. Principles of switching in LANs Cisco/ K. Clark, K. Hamilton. - M.: Williams, 2003. - 971 p.
4. Makarov, V. V. Innovative development info communication company/ V. V. Makarov, P. L. Tufrin // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 83-92.
5. Markasov, S. V. Info communications and efficiency of their use/ S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 33-38.
6. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Caparov, V. B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.
7. Creation of knowledge and information infrastructure of subjects pre-entrepreneurship / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. А. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.
8. Sukharev, A. I. The formation of public-public government information. Information policy in the region: between past and future/ A. I. Sukharev . - Saransk, 2003.
9. Yarkovoj, V. A. Main directions of development of information services in the Russian Federation/ V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 56-62.
10. Yarkovoj, V. A. Modern information and communication tech-nology and their role in the education system/ V. A. Yarkovoj / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 103-106.
11. Introduction to information systems: supporting and transforming business. /R. Rainer, E. Turban, R. Potter (ed.). Hobolen, N. L. Publisher: John Wiley & Sons Inc., 2000. - 510 p.