УДК 32
Климентий Елена Александровна
Аспирант.
Руководитель дополнительного офиса банка Русский стандарт
Elena A. Klimenty
Graduate student.
Head of additional office bank Russian Standard [email protected]
Формирование современной государственной политики в сфере банковской деятельности
Formation of modern state policy in the sphere of banking activities
Аннотация: Статья посвящена проблемам российской банковской системы, в частности, последним изменениям, произошедщим в данной сфере. Автор анализирует современное банковское законодательство Российской Федерации, государственную политику в данном направлении и перспективы выработки более эффективной правовой базы в отношении банковской деятельности.
Ключевые слова: банковская система Российской Федерации, государственная политика, государственный контроль, Центральный банк Российской Федерации.
Abstract: The article investigates the Russian banking system, in particular, the recent changes, which happened in this area. The author analyzes the current banking legislation of the Russian Federation, the state policy in this area and the prospects for more effective legal framework for banking.
Keywords: banking system of the Russian Federation, public policy, government control, the Central Bank of the Russian Federation.
Мировой финансово-экономический кризис подтвердил определяющую роль банковской сферы в экономике современного государства. Исследователи макроэкономических процессов сделали вывод, что спад в экономике развитых государств вызван, прежде всего, кризисом банковской системы. Анализируя предпринимаемые в настоящее время российским государством и другими развитыми государствами дополнительные меры, связанные с поддержкой их финансовых систем и укреплением стабильности банковских систем, позволяет сделать вывод, что банковская сфера является важнейшим сектором экономики, оказывающим существенное влияние на все ключевые его составляющие. С тех пор, как в России начала проводиться реформа финансовых отношений российские банки стали практически единственным институтом, который
осуществляет перераспределение финансовых ресурсов на рыночных принципах [1].
В частности, финансово-экономический кризис заставил государство усилить свою роль в банковской сфере и вынудил его осуществить дополнительные меры по укреплению банковской системы. В связи с этим в 2008 году были приняты Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»," Федеральный закон от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» [2].
Существуют различные формы управления и участия государства в сфере экономики. Среди основных форм государственного управления в банковской деятельности можно выделить следующие:
- издание нормативных правовых актов,
- издание индивидуальных актов,
- государственная регистрация,
- лицензирование,
- государственный контроль и надзор.
В частности, государственная политика в сфере банковской деятельности выражается в нормативном и индивидуально-правовом регулировании общественных отношений. Посредством нормативного регулирования в области банковской деятельности возможно решить следующие задачи:
1) закрепить правовые основы банковской деятельности при помощи перечисления банковских операций, правил их совершения и определения субъектов банковской деятельности;
2) установить порядок осуществления банковской деятельности и пределы вмешательства органов государственного регулирования банковской деятельности;
3) установить статус отдельных субъектов банковской деятельности;
4)определить процедуру осуществления государственного регулирования банковской деятельности;
5) установить ответственность в банковских правоотношениях.
Индивидуально-правовое регулирование представляет собой принятие
органами государственного регулирования банковской деятельности индивидуально-правовых актов в отношении субъектов банковской деятельности.
Особое значение в данной ситуации приобретает деятельность Банка России, которая связана с принятием индивидуально-правовых актов в отношении кредитных организаций. К примеру, в рамках лицензирования банковской деятельности Центральный банк Российской Федерации примет решение о выдаче, приостановлении действия или отзыве лицензий. К тому же, индивидуально-правовое регулирование реализуется при государственной регистрации кредитных организаций в качестве юридических лиц.
Государственный контроль и надзор - это средства обеспечения законности в государственной политике, они являются неотъемлемой частью управленческого процесса. Следует отметить, что основная цель государственного контроля и надзора - это обеспечение правомерной реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц [3]. Тем не менее нельзя полностью отождествлять государственный контроль и государственный надзор [4].
В настоящее время поддерживать стабильность банковской системы чрезвычайно важно, для этого необходимо осуществлять дополнительное финансирование за счет государственных средств, а это требует совершенствования государственного финансового контроля.
Государственный надзор ограничивается наблюдением и проверкой законности и осуществляется обычно лишь в одной сфере деятельности (в данном случае это надзор за деятельностью кредитных организаций, осуществляемый Центральным банком Российской Федерации). Также в научной литературе имеет место быть мнение о том, что Банк России является органом контроля [5]. Автор позволит себе не согласиться с указанной позицией, так как наличие у Банка России надзорных полномочий подтверждают следующие обстоятельства: кредитные организации не подчинены Банку России и он не в праве вмешиваться в их оперативную деятельность. Банк России имеет право оценивать деятельность кредитных организаций только с точки зрения законности, но не целесообразности.
Рассмотренные выше формы государственного управления создают основу для осуществления государственной политики в сфере банковской деятельности. В наибольшей степени содержательно государственное управление реализуется в сфере банковской деятельности кредитных организаций, в котором проявляют себя не только нормативное и индивидуально-правовое регулирование, но и лицензирование, государственная регистрация и государственный надзор со стороны Банка России.
В настоящее время отдельные субъекты, не являющиеся государственными органами, фактически осуществляют функции государства по реализации государственной политики в сфере банковской деятельности. Следует отметить деятельность государственных корпораций «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года». Также необходимо обратить внимание на деятельность Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», которое оказывает существенное влияние на процесс банковского ипотечного кредитования в публичных интересах.
Автор приходит к выводу, что деятельность вышеуказанных субъектов направлена на реализацию государственной политики в сфере банковской деятельности, в качестве одной из ее составляющих, и может быть рассмотрена в рамках понятия «банковское регулирование в публичных интересах». Хотелось бы отметить, что в отличие, например, от ассоциаций кредитных организаций, указанные субъекты выполняют не только частные, но и значительные публичные функции и тем самым реализуют соответствующие направления государственной политики в сфере банковской деятельности.
Следовательно, рассмотрев особенности современной государственной политики в сфере банковской деятельности, необходимо сделать следующие выводы.
1. Государственная политика в сфере банковской деятельности - это компонент государственной финансовой политики, представляющий собой деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов и организаций, действующих в публичных интересах, по разработке, правовому регулированию и реализации концепции, основных направлений, конкретных мероприятий, направленных на улучшение функционирования банковской системы. Данные мероприятия происходят, по обыкновению, в области формирования, распределения, управления и контроля за использованием публичных денежных фондов при осуществлении банковской деятельности с целью развития и укрепления банковской системы.
2. Государственная политика в сфере банковской деятельности реализуется в рамках государственного управления и банковского регулирования в публичных интересах.
Под «государственным управлением банковской деятельностью» автор понимает государственное воздействие на деятельность субъектов банковской системы через систему государственных органов и должностных лиц. Воздействие это происходит путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий с целью реализации государственной политики в сфере банковской деятельности. «Банковское регулирование в публичных интересах» является деятельностью специальных юридических лиц, которые осуществляют отдельные публичные функции по регулированию банковской деятельности в целях реализации государственной политики в этой сфере.
3. Реализацию современной государственной политики в сфере банковской деятельности необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- совершенствовать банковский надзор со стороны Банка России;
- организовать государственный финансовый контроль;
- развивать банковское кредитование, сберегательное дело в качестве основных направлений банковской деятельности.
4. Государственная политика в сфере банковской деятельности осуществляется различными субъектами, среди них особую роль играют
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России, государственные корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Таким образом, анализ основных направлений государственной политики в сфере банковской деятельности позволил выявить ряд правовых проблем, которые оказывают существенное влияние на состояние банковской системы. Автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере реформирования банковского функционирования в России. Литература:
1. Грачева, Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.12 / Е.Ю. Грачева. - М, 2000.
2. Ерицян, A.B. Пруденциальное регулирование и контроль / A.B. Ерицян // Банковское дело. -2001. - №2.
3. Пастушенко, Д.С. Контроль в сфере банковского кредитования (финансово-правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Д.С. Пастушенко. - Саратов, 2009.
4. Уманская, В.П. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 /В.П. Уманская. - М., 2007.
5. Федеральный закон от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» [по сост. на 19 июля 2009 г.] // Российская газета. - 2008. - 28 октября. - № 224.
Literature:
1. Gracheva, EJ problems of legal regulation of state financial control: dis. ... d-RA to a throne. Sciences: 12.00.12 / EJ Grachev. - M, 2000.
2. Yeritsyan, A.B. Prudential regulation and supervision / A.B. Yeritsyan // Banking. -2001. - №2.
3. Pastushenko, DS. control in the sphere of Bank lending (financial and legal aspects): Avtoref. dis. ... Cand. a throne. Sciences: 12.00.14 / JS Pastushenko. - Saratov, 2009.
4. Uman, CE State control and supervision over observance of legislation on the civil service in the Russian Federation: dis. ... Cand. a throne. Sciences: 12.00.14 / VP Uman. - M, 2007.
5. Federal law of October 27, 2008 № 175-FZ "On additional measures to strengthen banking system stability in the period until December 31, 2011" [on]. on 19 July 2009] // Russian newspaper. - 2008. - October 28. - № 224.