Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания: ход и результаты опытно- экспериментальной работы'

Формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания: ход и результаты опытно- экспериментальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / A SPECIALIST OF THE SPHERE OF MEDICAL SERVICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / THE PRINCIPLES OF THE FORMATION OF THE SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / THE CRITERIA OF THE FORMED SOCIO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибова Наталья Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования социокультурной компетенции специалиста сферы медицинского обслуживания в процессе его профессиональной подготовки. Автор статьи уточняет принципы формирования и критерии сформированности социокультурной компетенции у студентов-медиков и предлагает инновационные формы работы и условия, необходимые для создания образовательной социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Socio-Cultural Competence in the Process of Training a Specialist for the Sphere of Medical Service While Learning a Foreign Language: the Procession and the Results of the Experimental Work

This article is devoted to the problem of the formation of socio-cultural competence in the process of training specialists of the medical sphere. The author amplifies the principles of the formation and the criteria of the formed socio-cultural competence while training medical students. The author suggests the innovative forms of work and the conditions which are important for the creation of the educational sociocultural area.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания: ход и результаты опытно- экспериментальной работы»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Н. С. Грибова

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования социокультурной компетенции специалиста сферы медицинского обслуживания в процессе его профессиональной подготовки. Автор статьи уточняет принципы формирования и критерии сформированности социокультурной компетенции у студентов-медиков и предлагает инновационные формы работы и условия, необходимые для создания образовательной социокультурной среды.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, специалист сферы медицинского обслуживания, профессиональное образование, принципы формирования социокультурной компетенции, критерии сформированности социокультурной компетенции.

68

Keywords: the socio-cultural competence, a specialist of the sphere of medical service, a professional education, the principles of the formation of the socio-cultural competence, the criteria of the formed socio-cultural competence.

Summary. This article is devoted to the problem of the formation of socio-cultural competence in the process of training specialists of the medical sphere. The author amplifies the principles of the formation and the criteria of the formed socio-cultural competence while training medical students. The author suggests the innovative forms of work and the conditions which are important for the creation of the educational socio-cultural area.

Проблема формирования социокультурной компетенции в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания -это многоаспектная проблема, обусловленная естественным ходом развития теории и практики высшего профессионального образования и отражающая диалектику процессов

дифференциации и интеграции в образовании в целом.

Подготовка специалиста сферы медицинского обслуживания должна реализовываться в четырех аспектах иноязычного образования: развивающем, учебном, воспитательном, познавательном. Установленная нами связь социокультурной компетенции

Преподаватель |_

2 I 2012

с каждым аспектом иноязычного образования медиков, а также определенно значимая ее роль в реализации всех аспектов иноязычного образования при подготовке специалистов сферы медицинского обслуживания требует разработки специального учебно-методического обеспечения, являющегося важнейшим условием успешности осуществления подготовки специалиста данной сферы.

Формирование социокультурной компетенции осуществляется в неразрывной связи с каждым аспектом иноязычного образования медиков и происходит на основе единства следующих принципов.

1. Принцип овладения социокультурными нормами профессионального взаимодействия через общение.

Процесс овладения социокультурными нормами профессионального взаимодействия должен строиться в соответствии с законами реального общения и является его моделью. «Создать процесс обучения как модель процесса общения - означает смоделировать основные, принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств, эвристич-ность (новизна) общения» [1]. Благодаря этому в сценариях занятий предусматриваются условия общения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение социокультурными нормами профессионального общения специалистов-медиков.

2. Принцип новизны в процессе подготовки специалиста для сферы медицинского обслуживания.

Все содержание и организация иноязычного образования специалиста-медика должны быть пронизаны новизной. Социокультурная новизна предполагает использование тестов и упражнений, содержащих нечто новое для студентов, тесно связанное с особенностями организации сферы медицинского обслуживания за рубежом. Таким образом, реализация данного принципа способствует созданию интереса к социокультурным особенностям организации сферы медицинского обслуживания за рубежом, что также является важнейшей составляющей формирования социокультурной компетенции студента-медика.

3. Принцип личностно-ролевого об щения.

Данный принцип разработан и предложен Г. А. Китайгородской [2] применительно к методу активизации возможностей личности. Ролевые игры являются неотъемлемой частью проведения занятий по иностранному языку у студентов-медиков, способствуя созданию творческой атмосферы на занятиях и преодолению языкового барьера, чувства стеснения, боязни ошибок. Принцип личностно-ролевого общения в иноязычном образовании студентов-медиков реализуется путем широкого использования приемов драматизации.

4. Два методических принципа обучения культуре - принцип культурной вариативности и принцип культурной рефлексии. Данные принципы создают условия для культурного самоопределения обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.

69

70

С точки зрения В. В. Сафоновой, процесс формирования принципа культурной рефлексии для большинства студентов может быть методически организован посредством проблемных культуроведческих заданий, направленных на поликультурное развитие студентов [3]. К таким типам предлагается относить задания:

• понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;

• выявление студентами культурных сходств между представителями различных культурных групп стран со-изучаемых языков. С целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределы политических границ стран изучаемых языков;

• развитие у студентов ответственности за глобальные общечеловеческие процессы.

В процессе культурного самоопределения посредством иностранного языка необходимо постоянно рефлексировать собственную культуру и самого себя. Именно таким образом студенты смогут более точно определить свое место в спектре изучаемых культур. Посредством культурной рефлексии студенты приходят к осознанию себя в качестве субъектов диалога культур с многогрупповой принадлежностью.

Предложенное П. В. Сысоевым разделение процесса освоения культуры страны на три стадии является ценным, так как на его основе можно определить уровень сформированно-сти компетентности у обучающегося, и, исходя из этого, планировать дальнейшую работу [4].

I стадия - стадия первоначального уровня представления о культуре страны изучаемого языка;

II стадия - осуществляется по мере осознания студентами существования различных стилей и образов жизни родной страны и страны изучаемого языка;

III стадия - является переходом от осведомленности и осознанности к активной деятельности.

Таким образом, поликультурно осведомленным следует считать такого студента, который не только хорошо знает основные идеи и ценности своего социокультурного сообщества и разделяет их, но вместе с тем стремится овладеть знаниями о специфике культурных особенностей людей, представителей стран изучаемого языка, в частности, представителей сферы медицинского обслуживания. А задачей преподавателя в данном случае является организация процесса обучения таким образом, чтобы получение и закрепление таких знаний оказалось наиболее эффективным.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стратегию обучения студента-медика.

В качестве средства проверки предложенной системы формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка было избрано опытно-экспериментальное обучение, которое позволило обеспечить такие его преимущества, как длительность, возможность непосредственного внедрения теории в практику и сохранение обычного хода образовательного процесса в высших учебных заведениях. В опыт но-экспе ри мен таль ном обучении участвовали 400 студентов ле-

Преподаватель

ЕК

2 / 2012

чебного факультета и 26 преподавателей в период с 2008-2011 гг.

Гипотеза опытного обучения может быть сформулирована следующим образом: обучение профессиональному общению на основе социокультурной составляющей будет способствовать: овладению моделями профессионального общения на основе усвоения социокультурных знаний; формированию профессиональных коммуникативных умений; овладению опытом профессиональной деятельности в процессе решения творческих профессиональных задач; формированию мотивации профессиональной деятельности в условиях реализации международных контактов в сфере медицины.

Опытно-экспериментальная работа длилась в течение 5 лет и проводилась в 2 этапа:

I. Подготовительный этап. В ходе данного этапа были проведены тесты на определение уровня сформи-рованности социокультурной компетенции среди студентов Курского государственного медицинского университета после изучения дисциплины «Иностранный язык» и сдачи экзамена. Проведение тестов осуществлялось на основе существующих форм организации занятий в соответствие с разработанной системой иноязычного образования студентов-медиков. В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены занятия с точки зрения формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка. Подготовительный этап включал в себя диагностику сфор-мированности социокультурной компетенции у студентов-медиков. Результаты проведения данного этапа свиде-

тельствовали о недостаточной сфор-мированности социокультурной компетенции у студентов-медиков. В процессе опытно-экспериментальной работы нами были определены критерии сформированности социокультурной компетенции, а именно: социокультурные знания, социокультурные умения, опыт профессиональной деятельности в социокультурной ситуации. Нами было установлено, что процесс формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков будет более успешным, если будет происходить овладение общениями.

II. Основной этап. Его задачами были:

1) апробировать инновационные формы организации занятий по иноязычному образованию студентов-медиков и проверить эффективность данных форм организации занятий с точки зрения реализации целей формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков, а именно, определить, насколько сформированы социокультурные знания студентов-медиков, которые выражаются через умение анализировать профессионально-речевые ситуации, а также через умение общения на основе обсуждения речевых ситуаций.

2) откорректировать учебно-методический материал с учетом применения теоретических положений на практике.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами был проведен цикл занятий, который предусматривал организацию профессионального общения на основе проектной деятельности, на основе просмотра и обсуждения видеофильмов, а также на основе обсуждения интервью с представителями медицинской сферы. Результаты

71

72

анкетирования и тестирования среди студентов постдипломного образования показали, что все студенты отвечают требованиям современного специалиста медицинского профиля. Процесс формирования социокультурной компетенции будет более успешным, если:

• будет обеспечено овладение моделями профессионального общения на основе усвоения социокультурных знаний;

• будут сформированы профессиональные коммуникативные умения;

• овладение опытом профессиональной деятельности будет происходить в процессе решения творческих профессиональных задач;

• сформировать мотивацию профессиональной деятельности в условиях реализации международных контактов в сфере медицины.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментального обучения дает основание утверждать, что наша гипотеза относительно условий формирования социокультурной компетенции студентов-медиков в процессе иноязычного образования, в основном, подтвердилась. Опытно-экспериментальное обучение свидетельствует о том, что в процессе овладения социокультурной компетенцией должно происходить овладение всеми аспектами иноязычного образования: профессиональное общение - учебный аспект; модель поведения - познавательный аспект; мотивация - воспитательный аспект; решение профессиональных задач - развивающий аспект дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стра-

тегию обучения студента-медика.

Взаимосвязанные между собой принцип овладения социокультурными нормами профессионального взаимодействия через общение, принцип новизны, принцип личностно-ролевого общения, а также принципы культурной вариативности и культурной рефлексии представляют систему положений, определяющих стратегию обучения студента-медика.

Критериями сформированности социокультурной компетенции являются социокультурные знания, социокультурные умения, опыт профессиональной деятельности в социокультурной ситуации.

В целях эффективности формирования социокультурной компетенции студентов-медиков необходимо создание обучающей среды (общение с людьми профессионального сообщества посредством Интернет-ресурсов и телекоммуникационных сетей).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: ЛСЛБЕМ1Л, 2005.

2. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Русский язык, 1992. -254 с.

3. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 3. - С. 19-21.

4. Сысое П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях поликультурного образования // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - С. 14-20. ■

Преподаватель

ЕК

2 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.