Хабибуллина Люзия Кабировна (г. Набережные Челны), Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, кафедра педагогики и психологии им З.Т. Шарафутдинова, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8-917-253-31-92. E-mail: luziya. habibullina@mail.ru
Khabibullina Lyuziya Kabirovna (Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny Institute of Social-Pedagogical Technologies and Resources, the Department of Pedagogy and Psychology of Z.T. Sharafut-dinov, candidate of pedagogical sciences, docent. Ph.: 8-917-253-31-92. E-mail: luziya.habibullina@mail. ru
УДК 316.6
ПРЕДИКТОРЫ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА К ЮНОСТИ
И.Ю. Леонова
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, 426034,
Российская Федерация
В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению предикторов доверия к себе при переходе от подростничества к юности. К концу подросткового периода вместе с формированием чувства взрослости ребенок переходит на качественно новый уровень саморегуляции. В связи с этим актуальным становится выявление таких психологических особенностей, которые оказывают влияние на формирование у подростка подлинно субъектной позиции в жизни. Подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования доверия к себе. Доверие к себе как внутриличностное интегративное образование обретает свою целостность и относительную самостоятельность лишь к концу подросткового возраста и начинает выполнять функции, связанные с саморегуляцией. На эмпирическом уровне подтвержден факт взаимосвязи доверия к себе с компонентами самоотношения личности и выявлены те параметры самоотношения, которые оказывают влияние на величину доверия к себе.
Ключевые слова: доверие к себе, самоотношение, внутренняя конфликтность, самооценка.
PREDICTORS OF SELF-CONFIDENCE DURING THE TRANSITION FROM ADOLESCENCE TO YOUTH
I.Yu. Leonova
Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russian Federation
The paper presents the results of an empirical study to identify predictors of self-confidence during the transition from adolescence to youth. By the end of adolescence, along with the formation of a sense of adulthood, the child moves to a new level of self-control. In this context it becomes relevant to identify such psychological characteristics that influence the formation in a teenager of a truly subjective position in life. Adolescence is a sensitive periodfor the formation of self-confidence. Self-confidence as intrapersonal integrative education gets its integrity and relative autonomy only by the end of adolescence when it begins to perform functions related to self-regulation. The author gives empirical evidence to the relation between self-confidence and some components of self-attitude and identifies the parameters which influence the amount of self-confidence.
Keywords: self-confidence, self-attitude, internal conflict, self-esteem.
В настоящее время исследование доверия является одним из востребованных направлений в общественных науках, в том числе и в психологии. Мировой опыт показывает, что ни одно цивилизованное общество не может функционировать без доверия. Целенаправленные действия людей все значительнее влияют на мир, в котором мы живем. Н. Луман считает, что мы живем во времена, когда «будущее общества во все большей степени зависит от решений, которые мы принимаем сами» [1, с. 55]. Мир, в котором мы живем, предлагает нам все больший объем возможностей. Чем больше существует возможностей, доступных людям, тем менее предсказуемыми становятся принимаемые ими решения. Вся эта ситуация, с одной стороны, повышает активность человека, его более глубокую рефлексию на мир и себя; а с другой - от человека требуется быстрая смена целей, ценностей, ориентаций. Потребность растущего человека в утверждении своего «Я» в обществе на рубеже детства и взрослости является основной. Именно для удовлетворения этой потребности необходима соответствующая мера доверия, как к себе, так и к миру. Это способствует усвоению норм, ценностей, принципов, которые существуют в обществе, и реализации себя, своих возможностей, способностей в социуме. В настоящее время возросла роль доверия к себе и к миру как фактора конструктивного взросления подрастающего поколения.
В психологической науке лишь в конце XX столетия стали появляться теории, авторы которых пытаются по-новому переосмысливать сущностные характеристики личностного в чело-
веке. Именно к таким внутриличност-ным образованиям относится доверие к себе. Первоначально доверие к себе рассматривали как условие и ресурс исцеления личности. В зарубежной психологии доверие к себе понимается по-разному. Впервые выделили феномен доверие к себе и сделали попытку его описания представители гештальт-терапии. К. Роджерс рассматривал доверие к себе как интегральную характеристику, предполагающую ценностное отношение к своему жизненному опыту [2]. Ф. Перлз связывал доверие к себе с умением находить источник поддержки в самом себе и принятием ответственности за самого себя [3]. Э. Шостром отмечал, что доверие к себе концептуально связано с доверием к другим и показывал их взаимосвязь [4, с. 47]. Ф. Перлз отмечал, что «недостаточно доверяющий себе человек может искать поддержку в прошлом или в фантастическом будущем вместо того, чтобы жить настоящим и опираться только на самого себя» [4, с. 47]. А. Бандура феномен доверия к себе отождествлял с понятием самоэффективности [5].
Длительное время феномен доверия к себе как субъектное свойство личности в отечественной психологии не выделялся. Впервые в отечественной психологии в конце XX столетия Т.П. Скрипкина строит теоретическую модель доверия к себе и описывает его феноменологические проявления [6, с. 139]. Сущность этой позиции, по ее мнению, заключается в наличии у человека отношения к собственной субъектности как значимой для него. Именно такая позиция позволяет человеку быть суверенным субъектом активности. Оптимальный уровень
доверия к себе предполагает овладение способностью к самоорганизации своей жизни. Поэтому Т.П. Скрипкина определяет доверие к себе как специфическое отношение человека к своему внутреннему миру, «к своей субъ-ектности как к ценности» [7, с. 46]. Доверие к себе является динамичным образованием, его можно осознать в рефлексивной работе с самим собой. Его сложно измерить эмпирически. Доверие к себе проявляется в бесчисленных поступках человека, прежде всего в тех, которые соответствуют ценностным представлениям человека о себе и не вступают в противоречие с ними. Основными формально-динамическими параметрами доверия к себе являются мера, избирательность и парциальность. В то же время доверие к себе не должно быть абсолютным в своих проявлениях. Оно всегда имеет определенную меру. Скрипкина полагает, что существует определенный оптимум доверия к себе, относительное постоянство которого является одним из показателей как зрелости, так и психического благополучия личности. Однако этот уровень может являться лишь величиной относительно постоянной. Уровень доверия к себе зависит от осознания человеком: во-первых, своих потребностей, желаний, интересов и т.п., во-вторых, от собственных возможностей и, в-третьих, от соотнесения своих потребностей, желаний, интересов и возможностей с содержанием собственных ценностно-смысловых образований [6; 7]. Результаты эмпирических исследований, проведенных Т.П. Скрипкиной, позволили констатировать, что показатель уровня доверия к себе коррелирует с некоторыми показателями
самоотношения, самоактуализации и локус-контроля личности, но к ним несводим. Человек, доверяющий себе, - это человек относительно независимый, ориентированный на достижения, позитивно себя принимающий. Он умеет учитывать прошлый опыт и соотносить его со своими планами на будущее.
О.В. Голубь, рассматривая проблему становления доверия к себе как интегративного внутриличностного образования личности, утверждает, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования доверия к себе как интегратив-ного внутриличностного образования, позволяющего подростку перейти на качественно новый уровень саморегуляции [7]. Психологи (Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, С.П. Пантелеев, В.В. Столин и др.) утверждают, что значимым психологическим приобретением подросткового возраста является открытие своего внутреннего мира, своего образа «Я».
В конце подросткового возраста зарождается новый вид внутреннего противоречия - между отстаиваемым правом на самоопределение, самостоятельное принятие конкретных решений (как взрослый) и абстрактным еще (детским) умением воплощать это решение в жизнь. И благодаря этому противоречию, по мнению О.В. Го -лубь, именно подростковый возраст оказывается наиболее сензитивным для формирования доверия к себе как внутриличностного интегративного качества, позволяющего подростку перейти на новый уровень субъективности, связанный с подлинной саморегуляцией и самоорганизацией собственной жизни [7].
И.С. Кон отмечает, что на рубеже 15-16 лет при переходе от подростни-чества к юности у школьников самокритичность снижается, отношение к себе выравнивается, становится благожелательным и спокойным. Зато на первый план в этом возрасте выходит проблема несовпадения «Я-реально-го» и «Я-идеального». И.С. Кон считает такое несовпадение нормальным и естественным следствием когнитивного развития [8]. В процессе изменения отношения подростка к себе сильно меняется его самооценка. По мнению Б.С. Братуся, для всех этапов подрост-ничества типично активное желание поддерживать свою самооценку на максимально высоком уровне [9]. При этом все исследователи отмечают у младших подростков ситуативность самооценки, ее нестабильность и неустойчивость. К концу подросткового возраста она становиться более адекватной, устойчивой и многосторонней.
Все это приводит к более осознанному отношению к себе. В связи с развитием самосознания у подростка повышается познавательная активность в стремлении получать новые знания о себе, о своей индивидуальности. Происходит накопление социального опыта и уже частичная его вербализация. Как отмечает О.В. Голубь, именно 12-летний возраст является сензитивным периодом к формированию доверия к себе [7]. Примерно к 15 годам наступает важный момент в личностном развитии подростка, связанный со становлением дифференцированной и осознанной «Я-концепции» как системы внутренне согласованных представлений о себе. Формируется готовность к функционированию во взрослом мире. Это порождает стрем-
ление применить свои возможности, проявить себя, что, в свою очередь, ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации [10].
Подросток стремится проявить себя, выделить свое «Я», противопоставить себя другим, выразить собственную позицию по отношению к другим. Его «Я» выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие у него нового уровня самосознания -осознание себя в обществе, «социально ответственного» самоопределения. И задается это оптимальным уровнем доверия к себе. В целом, отмечает Т.П. Скрипкина, способность доверять себе - это способность овладения собой и своей жизнью [6]. Доверие к себе как относительно самостоятельное внутриличностное образование формируется на протяжении всего подросткового возраста. Эмпирическое исследование, проведенное О.В. Го -лубь, показывает, что имеют место собственные закономерности формирования доверия к себе в младшем и старшем подростковом возрастах [7].
К концу подросткового периода такие внутриличностные образования как самоотношение, самооценка приобретают стабильный характер и могут оказывать влияние на доверие к себе. Целью данного эмпирического исследования является выявление предикторов доверия к себе у школьников старшего подросткового возраста. В исследовании приняли участие 66 школьников - все учащиеся 9-х классов школ г. Ижевска. В том числе 33 девушки и 33 юноши. Возраст участников на момент исследования 15-16 лет.
Для определения доверия к себе применялась «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной [11]. Данная методика разработана по принципу семантического дифференциала, состоит из 15 пунктов, каждый из которых содержит утверждения, представленные в трех различных вариантах: в виде умозаключений, составляющих содержание когнитивного компонента доверия к себе; в виде описания эмоциональных переживаний; в виде описания поведения в значимых ситуациях и ситуациях неопределенности. Коэффициент одномоментной надежности альфа Кронбаха составляет 0,726, что свидетельствует о ее достаточной внутренней однородности.
Для выявления компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней
конфликтности и самообвинения использовалась методика исследова-
Описательные статистик
ния самоотношения личности (МИС) С.Р. Пантелеева [12]. Для исследования уровня самооценки личности использовался тест «Самооценка» Л.Д. Сто-ляренко [13]. Первичные данные обрабатывались с помощью статистической программы Statistical Package for the Social Sciences (SPSS 21.0). Применялись корреляционный и множественный регрессионный анализы. Для выявления предикторов доверия к себе необходимо провести множественный регрессионный анализ.
Все переменные в исследовании измерены с помощью метрической шкалы, и распределение их близко к нормальному закону (таблица 1). Желательно, чтобы значения ассиметрий и эксцессов по модулю не превосходили 1. Однако, психологи (А.Д. Насле-дов) утверждают, что можно получить весьма точные результаты, если это требование строго не выполняется для каждого из предикторов.
Таблица 1.
исследуемых показателей
Показатели Минимум Максимум Среднее значение Стандартное отклонение Асимметрия Эксцесс
Замкнутость 6 10 7,894 1,217 -0,108 -1,010
Самоуверенность 9 10 9,621 0,489 -0,511 -1,794
Саморуководство 6 10 8,288 0,799 -0,014 1,420
Отраженное самоотношение 6 10 7,697 1,467 0,277 -1,298
Самоценность 5 10 8,318 1,291 -0,446 -0,339
Самопринятие 5 10 7,545 1,383 -0,025 -0,667
Самопривязанность 5 8 6,667 0,966 -0,438 -0,712
Внутренняя конфликтность 3 9 5,273 1,307 -0,058 -0,145
Самообвинение 3 8 5,121 1,452 0,125 -1,024
Самооценка 7 100 60,061 18,505 -0,387 0,270
Доверие к себе 34 95 69,485 11,375 -0,517 0,568
Таким образом, распределение большинства переменных участвующих в дальнейшем анализе соответствует нормальному закону. Поэтому
для оценки связи между изучаемыми переменными был использован коэффициент корреляции г Пирсона.
Таблица 2.
Коэффициенты корреляции показателя «доверие к себе» с показателями опросника МИС С.Р. Пантелеева и показателем «самооценки» теста Л.Д. Столяренко
Название показателя Показатель «доверие к себе»
Замкнутость 0,159
Самоуверенность 0,150
Саморуководство 0,152
Отраженное самоотношение 0,290*
Самоценность 0,301*
Самопринятие -0,248*
Самопривязанность 0,154
Внутренняя конфликтность -0,446**
Самообвинение -0,443**
Самооценка 0,381**
Примечания. Уровень статистической значимости: * - р< 0,05; ** - р< 0,01.
На основе полученных данных (таблица 2) можно заключить, что показатель «доверия к себе» значимо положительно коррелирует с показателями «отраженное самоотношение», «самоценность» и показателем «самооценка». Значимые отрицательные корреляции получены с показателями «самопринятие», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение».
С помощью множественного регрессионного анализа мы попытались выявить те переменные (предикторы), которые влияют на переменную доверие к себе и составили уравнение для прогноза ее значения. В качестве зависимой переменной выступила переменная доверие к себе, а в качестве независимой переменной - переменные, которые значимо коррелируют
с ней. В частности, это переменные отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение и самооценка. Результаты множественного регрессионного анализа представлены в таблицах 3,4.
Первоначально в уравнение регрессии включены все шесть предикторов (таблица 3). Коэффициент множественной корреляции Я отражает связь зависимой переменной доверие к себе с совокупностью независимых переменных и равен 0,612. Значение Я2 составляет 0,374 и показывает, что 37,4% дисперсии переменной доверие к себе обусловлены влиянием предикторов. Стандартные коэффициенты регрессии в отражают относительную степень влияния каждого из предик-
торов, но только один из них (само- мости зависимой переменной доверие оценка) достигает статистической зна- к себе не может быть интерпретиро-чимости. Следовательно, вклад всех ван и результат имеет сомнительную шести предикторов в оценку значи- ценность.
Таблица 3.
Результаты множественного регрессионного анализа методом принудительным включением всех независимых переменных
Сводка для модели
Модель И И - квадрат Скорректированный И - квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,612 0,374 0,311 9,44398
Предикторы: (константа) самооценка, внутренняя конфликтность, самоценность, самопринятие, самообвинение, отраженное самоотношение
Зависимая переменная: доверие к себе
Дисперсионный анализ
Модель Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат Уровень значимости
Регрессия 3148,351 6 524,725 5,883 0,000
1 Остаток 5262,133 59 89,189
Всего 8410,485 65
Зависимая переменная: Доверие к себе
Предикторы: (константа) самооценка, внутренняя конфликтно самопринятие, самообвинение, отраженное самоотношение сть, самоценность,
Коэффициенты
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты г Уровень значимости
В Стандартная ошибка в
1 (Константа) 78,643 12,294 6,397 0,000
Отраженное самоотношение -0,390 1,031 -0,050 -0,379 0,706
Самоценность 1,659 1,134 0,188 1,463 0,149
Самопринятие -1,247 0,980 -0,152 -1,273 0,208
Внутренняя конфликтность -1,967 1,179 -0,226 -1,668 0,101
Самообвинение -1,790 1,030 -0,229 -1,738 0,087
Самооценка 0,150 0 ,071 0,244 2,107 0,039
Зависимая переменная: Доверие к себе
Далее мы использовали множественный регрессионный анализ с пошаговым критерием включения новых предикторов в уравнение. Результаты множественного регрессионного анализа с пошаговым включением новых предикторов представлены в таблице 4. Полученные данные свидетельс-
твуют о том, что с возрастанием числа предикторов значение Я, Я2 и исправленное значение Я2 возрастают, в то время как значение стандартной ошибки убывает. Та же тенденция наблюдается и в отношении числа степеней свободы, суммы квадратов и среднего квадрат.
Таблица 4.
Результаты множественного регрессионного анализа с пошаговым включением
независимых переменных
Сводка для модели
Модель И И- квадрат Скорректированный И-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,446 0,199 0,186 10,26253
2 0,554 0,307 0,285 9,62090
1. Предикторы: (константа) Внутренняя конфликтность
2. Предикторы: (константа) Внутренняя конфликтность, самооценка
Зависимая переменная: Доверие к себе
Дисперсионный анализ
Модель Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат Уровень значимости
Регрессия 2579,099 2 1289,550 13,932 0,000
2 Остаток 5831,386 63 92,562
Всего 8410,485 65
Зависимая переменная: Доверие к себе
Предикторы: (константа) внутренняя конфликтность, самооценка,
Коэффициенты
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты г Уровень значимости
В Стандартная ошибка в
2 (Константа) 75,851 6,689 11,339 0,000
Внутренняя конфликтность -3,527 0,920 -0,405 -3,835 0,000
Самооценка 0,204 0,065 0,331 3,134 0,003
Зависимая переменная: Доверие к себе
Как можно заметить (таблица 4), в результате применения пошагового метода из шести предикторов в уравнение регрессии включены лишь два (модель 2): внутренняя конфликтность и самооценка. Коэффициент множественной корреляции Я отражает связь зависимой переменной доверие к себе с совокупностью независимых переменных и равен 0,554. Значение Я2 составляет 0,307 и показывает, что 30,7% дисперсии переменной доверие к себе обусловлены влиянием предикторов. Стандартные коэффициенты регрессии в являются статистически достоверными (р<0,01), что позволяет интерпретировать относительную степень влияния каждого из предикторов: для переменной внутренняя конфликтность в = -0,405, а для переменной самооценка в = 0,331. Положительный коэффициент в при независимой переменной самооценка говорит о том, что с ее возрастанием значение зависимой переменной доверие к себе также возрастает. При отрицательном коэффициенте в с возрастанием независимой переменной внутренняя конфликтность значение зависимой переменной доверие к себе убывает. Независимая переменная внутренняя конфликтность вносит несколько больший вклад в оценку зависимой переменной, чем независимая переменная самооценка. Независимая переменная внутренняя конфликтность отрицательно коррелирует с зависимой переменной доверие к себе, а независимая переменная самооценка положительно коррелирует с ней. Распределение значений предикторов и зависимой переменной близко к
нормальному закону. Значения асимметрий и эксцессов по модулю не превосходят 1. Коэффициент корреляции между предикторами (внутренняя конфликтность и самооценка) статистически незначим, это позволяет исключить явление коллинеарности.
Таким образом, уравнение регрессии для множественного анализа имеет следующий вид: Доверие к себе = 75,851 - 3,527 *(внут-
прогноз 7 7 V ^
ренняя конфликтность) + 0,204* (самооценка). Полученное уравнение регрессии свидетельствует о том, что независимые переменные (внутренняя конфликтность и самооценка) входят в него с коэффициентами, имеющими разные знаки. Такой результат вполне логичен, так как человек с высоким показателем внутренней конфликтности и низким показателем самооценки должен, согласно прогнозу, иметь низкий показатель доверия к себе. Большее влияние на доверие к себе оказывает внутренняя конфликтность личности.
Так, высокие значения по шкале «внутренняя конфликтность» свидетельствуют о том, что у подростков преобладает негативный фон отношения к себе. Они стремятся к глубокой оценке всего, что происходит в их внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в «самокопание», приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Такие подростки отличаются высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями.
Низкие значения по шкале «внутренняя конфликтность» наиболее час-
то встречаются у тех подростков, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. Высокая самооценка отражает степень развития у подростка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я», а низкая - неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Доверие к себе будет повышаться, если подросток положительно к себе относится, характеризуется отсутствием дисбаланса между своими возможностями и требованиями со стороны окружающих. Чем больше подросток доволен собой, тем больше он ощущает свою значимость и ценность, тем выше доверие к себе. Доверие к себе будет понижаться, если подросток воспринимает себя как неуспешного, некомпетентного в важных областях своей жизни, если у него преобладает чувство собственной слабости, беспомощности и растет недовольство собой.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование еще раз подтвердило факт взаимосвязи доверия к себе с показателями самоотношения личности. Однако, не все компоненты самоотношения оказывают влияние на доверие к себе. Так, при переходе от подростничества к юности предикторами доверия к себе являются внутренняя конфликтность личности и ее самооценка.
Источники:
1. Штомпка П. Доверие - основа общества / пер. с пол. Н.В.Морозовой. М.: Логос, 2014. 440 с. [Trust - a basis of society / Translated from Polish into Russian by N.V. Morozova. Moscow: Logos, 2014. 440 p. (In Russ)].
2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. [Rogers K.A look at psychotherapy. Becoming a person. Moscow: Progress, 1994. (In Russ)].
3. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Апрель-Пресс; изд-во Института Психотерапии, 2008. [Shostrom E. Manipulator man. Inner journey from manipulation to actualization. Moscow: «Aprel'-Press», Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2008. (In Russ)].
4. Ильин Е.П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013.-288 с. [Ilyin Ye.P. Psychology oftrust. Saint Petersburg: «Piter», 2013. 288 p. (In Russ)].
5. Фрейджер Р., Фрейджер Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 704 с. [Frager R., Frager D. Personality. Theory, exercises, experiments. Saint Petersburg: Prime-EUROZNAK, 2006. 704 p. (In Russ)].
6. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с. [Skripkina T.P. Psychology of trust. Moscow: Academy Publishing Center, 2000. 264 p. (In Russ)].
7. Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. проф. Т.П. Скрипкиной. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 356 с. [Trust in socio-psychological interaction: Multi-author monograph / Ed. prof. T.P. Skripkirn. Rostov-on-Don: Publishing House of the State Pedagogical University of Russia, 2006. 356 p. (In Russ)].
8. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2. №3. С. 25-38. [Kon I. S. The category «I m» in psychology // Psikhologicheskiy zhurnal. 1981. Vol. 2. № 3. Pp. 25-38. (In Russ)].
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. 1986. № 4.
С.146-154. [Bratus B.S., Pavlenko V.N. Ratio of the structure of self-confidence and target regulation of activity in normal and abnormal development // Voprosy psikhologii. 1986. № 4. Pp. 146-154. (In Russ)].
10. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с. [Martsinkovskaya T. D., Maryutina T.M., Stefanenko T.G. et al. Developmental Psychology / Ed. T.D. Martsinkovskaya. Moscow: Publishing Center «Akademiya», 2001. 352 p. (In Russ)].
11. Астатнина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www / psyedu.ru / ISSN: 2074-5885/E-mail:psyedu@mgpppu.ru]. [Astatnina N.B. Creation and testing of a new personality questionnaire «Methods of studying self-confidence» // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. № 3. [Electronic resources]. Available: www / psyedu.ru (In Russ)].
12. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. [Panteleev S.R. Methods of studying self-attitude. Moscow: Smysl, 1993. (In Russ)].
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. М.: Феникс, 2006. 704 с. [Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology. Practical course. M.: «Feniks», 2006. 704 p.].
References:
1. Shtompka P. Doverie - osnova obshches-tva / per. s pol. N.V.Morozovoy. M.: Logos, 2014. 440 s.
2. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. M.: «Progress», 1994.
3. ShostromE. Chelovek-manipulyator. Vnu-trennee puteshestvie ot manipulyatsii k aktualizatsii. M.: Aprel'-Press; izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2008.
4. Il'in E.P. Psikhologiya doveriya. SPb.: Piter, 2013.-288 s.
5. Freydzher R., Freydzher D. Lichnost'. Teorii, uprazhneniya, eksperimenty. SPb.: Praym-EVROZNAK, 2006. 704 s.
6. Skripkina T.P. Psikhologiya doveriya. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2000. 264 s.
7. Doverie v sotsial'no-psikhologicheskom vzaimodeystvii: Kollektivnaya monografiya / Pod red. prof. T.P. Skripkinoy. Rostov n/D: Izd-vo RGPU, 2006. 356 s.
8. Kon I.S. Kategoriya «Ya» v psikhologii // Psikhologicheskiy zhurnal. 1981. T.2. №3. S. 2538.
9. Bratus' B.S., Pavlenko V.N. Sootnoshenie struktury samootsenki i tselevoy regulyatsii deyatel'nosti v norme i pri anomalii razvitiya // Voprosy psikhologii. 1986. № 4. S.146-154.
10. Martsinkovskaya T.D, Maryutina T.M., Stefanenko T.G. i dr. Psikhologiya razvitiya / Pod red. T.D. Martsinkovskoy. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. 352 s.
11. Astatnina N.B. Sozdanie i aprobatsiya no-vogo lichnostnogo oprosnika «Metodika izucheniya doveriya k sebe» // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. № 3. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www / psyedu.ru / ISSN: 2074-5885/E-mail:psyedu@mgpppu.ru].
12. Panteleev S.R. Metodika issledovaniya samootnosheniya. M.: Smysl, 1993.
13. Stolyarenko L.D. Osnovy psikhologii. Praktikum. M.: Feniks, 2006. 704 s.
Зарегистрирована: 26.01.2015
Леонова Ирина Юрьевна (г. Ижевск), ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (УдГУ), Институт педагогики, психологии и социальных технологий (ИППСТ), кафедра социальной психологии и конфликтологии, старший преподаватель. E-mail: iuleonova@ mail.ru
Leonova Irina Yurevna (Izhevsk), Udmurt State University, the Institute of Education, Psychology and Social Technologies, Department of Social Psychology and Conflict, Senior Lecturer. E-mail: iuleonova@mail.ru