10. Фребель, Ф. Воспитате человека. Педагогическая Библютека, издаваемая К. Тихоми-ровымъ и А. Адольфомъ. Избранныя сочиненк Фридриха Фребеля. Т. 1 [Текст] / Ф. Фребель ; пер. съ н^м. И. Д. Городецкаго). - М. : Издате К. И. Тихомирова, 1904. - 826 с.
11. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -720 с.
12. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -688 с.
13. Collins. Русско-английский, англо-русский словарь [Текст] / Collins. - Glasgow : Harper Collins Publichshers, 1996. - 564 с.
14. Dictionnaire de Pedagogie [Text] / Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. - Paris : Larousse Bordas, 1996. - 288 p.
15. Lexikon der Antike [Text] / Hrsg. Irmscher Johannes. VEB Bibliografischen Institut Leipzig, 1978. - 923 s.
О. Н. Грязных
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В данной статье показана актуальность проблемы социальных компетенций и их измерения, некоторые способы работы по формированию теоретических представлений о компетенциях, теоретических представлений о возможных способах позитивного поведения, а также организации реализации освоенных позитивных социальных действий.
Ключевые слова: социальные компетенции, оценивание, взаимная экспертное оценивание, формирование, социально-позитивные поступки, действия.
В общем образовании, в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» приоритетными направлениями деятельности в 2010-2011 учебном году определены следующие:
« - переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предполагающие повышение уровня социальных компетенций российских школьников;
- формирование региональной системы оценки качества образования;
- совершенствование системы целенаправленной работы с одаренными детьми, талантливой молодежью;
- создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями;
- создание целостной образовательной среды на основе информационных технологий как фактора повышения качества образования» (из доклада Министра образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецова на августовском совещании 2010 года [2. С. 3]).
Отметим, прежде всего, что в МСКОУ школе-интернате № 11 (директор Н. В. Войни-ленко; науч. консультант - профессор, доктор педагогических наук С. Г. Молчанов) в 2009-2010 учебном году велась кропотливая работа по всем трем первым названным выше направлениям и, разумеется, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся учреждения для детей с нарушениями речи.
Наша работа в рамках инновационного проекта «Индивидуальная программа как механизм развития социальной компетентности детей и подростков» позволяет нам учитывать реалии современного мира. И это означает, в частности, что воспитанник сам, на основе своих ценностных отношений, формулирует и формирует свою жизненную по-
зицию, стремится к разумному личностному выбору, к выработке самостоятельных решений. Речь идёт о личности, способной к осознанному управлению своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества; о личности, которая осознает, какие социальные компетенции помогут в реализации позитивных жизненных установок и достижению поставленных целей.
Ориентируясь на теорию формирования-оценивания социальных компетенций С. Г. Молчанова, нами определена стратегия воспитательной работы с детьми, которая предполагает последовательное выполнение педагогом следующих «шагов»:
Первый: организация выбора обучающимися (воспитанниками) референтных для их возраста десяти мужских и десяти женских позитивных социальных компетенций с учетом принципа гендерности. Таким образом, после соответствующей обработки экспертных карт, педагог получает два набора социальных компетенций (для мальчиков и девочек), которые и есть социальный заказ со стороны обучающихся и родителей. Совокупность отобранных позитивных компетенций и есть содержание социализации или ответ на вопрос - «ЧТО воспитывать?».
Второй: определение степени выраженности гендерных социальных компетенций у каждого обучающегося методом взаимной экспертной оценки (экстер- и интериорной, при необходимости). Данные экстериорного оценивания педагог предлагает обучающемуся для сравнения с его субъективной интериорной оценкой и обращает его внимание на степень их совпадения или различия. Это позволяет определить стратегию работы с каждым обучающимся (воспитанником) по его индивидуальной образовательной программе, которую можно корректировать при необходимости, и поведение обучающегося в ее рамках. В этом нам помогает наш школьный психолог.
Третий: проведение социализационных занятий по а) формированию теоретических представлений о социальных компетенциях, б) по формированию представлений о возможных способах позитивного поведения, социально-ценных действиях и, в конечном итоге, в) по реализации (демонстрации) освоенных способов и действий.
Особо, нам представляется важным отметить, что отбор социальных компетенций осуществляется самими обучающимися (воспитанниками). Они производят при их отборе экспертную оценку наиболее для них самих значимых: производят при этом сложнейшие операции отбора, классификации, систематизации, анализа, синтеза, сравнения и др. представленного им перечня позитивных социальных компетенций. Их работа завершается отбором только десяти слов, десяти социальных компетенций, которые они хотели бы видеть в своих сверстниках и десяти - в своих сверстницах. И эта работа производится во всех параллелях классов отдельно, т. е. в каждой и для каждой возрастной группы обучающихся. Ценность данной работы видится нам в том, что это, по существу, представление «эталонного образа» сверстника (-цы) нашими воспитанниками.
Для определения степени выраженности у каждого обучающегося избранных ими же самими социальных компетенций проводится взаимное экспертное оценивание. Для этого обучающиеся оценивают степень выраженности каждой компетенции у каждого (-ой) обучающегося (-ейся), проставляя в экспертных картах балльную оценку от 1 до 10. Сводные протоколы балльных оценок позволяют видеть, как бы социальный профиль обучающихся (воспитанников).
Исходя из полученных данных, осуществляется планирование воспитательной работы, которая имеет коррекционную направленность.
Прежде всего, нами проводится словарная работа по уточнению смыслов, стоящих за понятиями социальных компетенций. Используя словарь С. И. Ожегова [9], в доступной для детей форме педагог объясняет смысловое содержание того или иного понятия (слова, наименования социальной компетенции) и эта работа ведётся систематически и планомерно. В результате данной работы нами, вместе с обучающимися, уточняются
теоретические представления детей по всем 20 избранным социальным компетенциям. Помимо этого отрабатывается семантическое поле наименования каждой социальной компетенции, особое внимание при этом уделяется глагольной лексике, так как это дает нам возможность определить словом действие (поступок, способ поведения), необходимое для реализации социальной компетенции.
Например, педагог формулирует определение социальной компетенции: «доброта -отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро» [9. С. 145]. Предлагая это определение, педагог формирует теоретические представления о социальной компетенции «доброта». Затем педагог предлагает обучающимся глаголы: «заступиться», «пожалеть», «помочь», «поухаживать», «заботиться», «поддержать», «посочувствовать» и т. д. и, таким образом, формирует теоретические представления о возможных способах позитивного поведения, о возможных социально-ценных, общественно-одобряемых действиях. Далее, педагог может предложить обучающимся (воспитанникам) прилагательные: «добрый», «заботливый», «открытый», «светлый» [9] и т. д., как атрибутивные характеристики «доброты».
Глоссарий социальных компетенций размещается в напечатанном виде в классе и дортуаре (спальной комнате), для того, чтобы обучающиеся (воспитанники) имели возможность, еще раз визуализировать и освоить зрительные образы слов-знаков социальных компетенций.
Для обучающихся (воспитанников) младших классов для накопления социального опыта и представлений, в игровой форме заполняются «деревья доброты». «Богатство» кроны такого «дерева» заключается в том, что чем больше обучающиеся (воспитанники) продемонстрируют социально-ценных способов поведения, позитивных действий (социальных компетенций), тем богаче и раскидистее становится крона «дерева доброты».
Очень важными в работе педагогов являются воспитательные (социализационные, по С. Г. Молчанову) мероприятия, где обучающиеся (воспитанники) демонстрируют освоенные ими теоретические представления о возможных позитивных способах поведения, действиях, которые они усвоили: на занятиях, в беседах, при чтении художественной литературы, на прогулках, в ходе наблюдений и т. д.
Особо хочется выделить такие формы работы как совместное творческое дело и проектная деятельность, когда в работу включены не только обучающиеся (воспитанники) и педагоги, но и их родители.
Данные формы работы позволяют решать ряд задач направленных на развитие социальных компетенций:
• организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в образовательном процессе;
• предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
• систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
• обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
Воспитание дисциплинированности в рамках проектной, совместной деятельности оказывает воздействие и на формирование компетенций сотрудничать в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. С формированием социальной ответственности тесно связано развитие воли, произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проектной деятельности. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на профориентацию воспитанников.
Из вышесказанного видно, что использование теории формирования социальной компетентности С. Г. Молчанова, открывает широкие возможности для организации социализации обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении. На данном этапе работы, с учетом требований Федерального проекта «Наша новая школа», в развитии социальных компетенций у наших обучающихся (воспитанников) перед нами стоят следующие задачи: использовать самые современные проектно-групповые способы обучения и воспитания; продолжить работу по созданию условий для расширения предметной и социальной среды для общения и формирования социальных компетенций:
• применение ПК для расширения круга общения со сверстниками через Интернет;
• переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;
• участие в ученических конференциях (классных, школьных, муниципальных);
• организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
• проведение занятий-экскурсий по учебным дисциплинам (например, в аптеку, на ближайший рынок, в магазин, на стройку и так далее);
• реализация проектной деятельности в масштабе как одного занятия, так и цикла занятий;
• проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;
• сотрудничество с библиотекой;
• размещение в Интернете своих творческих работ (поделки, мультфильмы, школьный спектакль, в том числе по программному материалу, и др.);
• участие в районных, городских, областных конкурсах, при этом необходимо разработка нормативной базы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• включение родительской общественности в жизнедеятельность школы, то есть сделать их активными участниками образовательного процесса, направленного на развитие социальных компетенций.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».
Список литературы
1. Калинина, Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 16-21.
2. Кузнецов, А. И. «Инновационные механизмы управления образовательной системой» [Электронный ресурс] / А. И. Кузнецов // Доклад Министра образования и науки Челябинской области на августовском совещании 18.08.2010. - www.minobr74.ru.
3. Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома [Текст] / Ю. Мель // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 61-68.
4. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы Международн. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008 г.). - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - Ч. 2. - 168 с.
5. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Трот // Челябинский гуманитарий. - 2009.
- № 3 (9). - С. 74-86.
6. Молчанов, С. Г. Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск, 2008.
7. Молчанов, С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск : ЧелГУ, 1998. - 340 с.
8. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1985.
- 797 с.
10. Учурова, С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе [Текст] / С. А. Учурова // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2007. - № 50. - С. 47-51.
Е. С. Дорохова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье обсуждается новая форма занятия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, входящих в состав толерантности.
Ключевые слова: воспитательная работа, социализация, социальная компетенция, формы социализационных занятий, video self-teach, толерантность.
Государство определяя «социализацию» в сфере образования как функцию приоритетную, судьбоносную (закон «Об образовании», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС общего образования, «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.), представляет ее в общем виде. В Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) второго поколения с одной стороны прописано, что одна из ключевых задач (социальное развитие) предполагает формировать «российскую и гражданскую идентичность на основе демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил» [1. С. 12]. Данное содержание, наряду с системой предметных компетенций, представлено в инвариантной (обязательной) части базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений РФ (далее БОП ОУ РФ). «Содержание образования обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует ... личностные качества, соответствующие требованиям стандарта...» [4. С. 16]. С другой стороны, в требованиях к результатам освоения общеобразовательных программ не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации ценностные ориентации и социальные качества личности. «Оценка этих и других результатов . будет осуществляться в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для управленческих решений.» [4. С. 15] . Следовательно, содержание социализации, способы его реализации и качества отслеживания результатов данного содержания на сегодняшний день для педагогической науки остается открытым.