УДК 343.9
М.С. ИНШАКОВА, аспирант
Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КОРРЕКЦИИ КРИМИНОГЕННЫХ ДИСФУНКЦИЙ СЕМЬИ
В статье приводится криминологическая классификация семей с различными криминогенными дисфункциями. Формирование социальных механизмов компенсации криминогенных дисфункций семьи предлагается рассматривать как одно из ключевых направлений уголовной политики.
Ключевые слова: криминогенные дисфункции семьи; социальные компенсаторные механизмы; преступность; преступность несовершеннолетних.
Любое общество, поставившее перед собой задачу снижения уровня преступности и повышения уровня толерантности, должно мотивировать подрастающее поколение таким образом, чтобы из него выросли полезные члены общества. Просчеты в воспитании несовершеннолетних в семье, дошкольных и учебных заведениях, недостатки в деятельности государственных и общественных институтов, малоэффективность координационных усилий в деятельности учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений, - все это влечет за собой преступность среди несовершеннолетних. Как верно отмечает Г.И. Забрянский: «Решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, следует рассматривать не как расходы общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества и состояние криминогенной ситуации» [6, с. 20].
Сравнение условий семейного воспитания подростков-правонарушителей с их благополучными сверстниками позволило выявить криминогенные дисфункции семьи. Криминогенные дисфункции семьи - это те дисфункции, которые формируют у ребенка отрицательные качества личности, обуславливающие выбор преступного поведения. Криминогенные дисфункции семьи возникают в результате невыполнения семьей основных функций по воспитанию, образованию, контролю, первичной социализации.
Нами был рассчитан коэффициент кримино-генности различных дисфункций семьи и разработана криминологическая классификация семей с криминогенными дисфункциями:
- семьи, в которых родители формируют криминогенные качества у ребенка (коэффициент кри-миногенности дисфункции семьи равен 0,7; доля таких семей в общей структуре семей с той или иной криминогенной дисфункцией составляет 3%);
- семьи, в которых родители либо другие родственники, имеющие судимость, прямо или косвенно оказывали криминогенное воздействие на ребенка (коэффициент криминогенности дисфункции семьи равен 0,5; доля таких семей в общей структуре семей с той или иной криминогенной дисфункцией составляет 15%);
- семьи, в которых родители применяют насилие, жестокость по отношению к ребенку (коэффициент криминогенности дисфункции семьи равен 0,4; доля таких семей в общей структуре семей с той или иной криминогенной дисфункцией составляет 10%);
- семьи, в которых процветают алкоголизм, наркомания, имеет место аморальное поведение родителей (коэффициент криминогенности дисфункции семьи равен 0,35; доля таких семей в общей структуре семей с той или иной криминогенной дисфункцией составляет 10%);
- педагогически несостоятельные семьи (коэффициент криминогенности дисфункции семьи равен 0,2; доля таких семей в общей структуре семей с той или иной криминогенной дисфункцией составляет 62%).
Одним из эффективных способов профилактики подростковой преступности является создание социальных механизмов компенсации криминогенных дисфункций семьи. Функции, которые не выполняются семьей, должны быть реализованы
вне семьи, дисфункции семьи - компенсированы социальными механизмами. Социальные компенсаторные механизмы - это различные государственные органы и социальные институты, выполняющие функции социализации детей и подростков, т.е. те функции, которые по тем или иным причинам не выполняют их родители. Данные механизмы, призванные дублировать некоторые функции семьи, направлены на своевременную компенсацию потерь детям и подросткам через государственные и общественные институты, вызванных неблагополучием или утратой родительской семьи. Профессор Г. А. Аванесов в числе мер профилактики преступности в зависимости от характера факторов, порождающих преступность, а также возможностей воздействия на них, называл «компенсирующие» меры, которые используются в тех случаях, когда не созданы нормальные условия для воспитания отдельных людей (например, деятельность системы государственных учреждений для детей компенсирует отсутствие условий семейного воспитания) [1, с. 473].
Учреждения образования в развитом обществе являются одним из основных институтов воспитания и социализации молодого поколения, предназначенных для выполнения функций воспитания несовершеннолетних, призванных оказывать воздействие, компенсирующее недостатки семейного воспитания, и противодействовать негативным влияниям в микросреде. Важно охватить разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время всех учащихся, развивать их самостоятельность, создавать клубы по интересам, различные кружки, спортивные секции. В эту работу необходимо вовлекать общественность.
Необходимо осуществлять комплекс мер по улучшению воспитательной работы в школах (повышение роли педагогов, усиление контроля за успеваемостью и дисциплиной каждого учащегося, усиление мер по поддержке дисциплины в школе), распространять положительно зарекомендованный на практике опыт по созданию в школах специальных структур, специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений (завуч по правовому воспитанию). По данным нашего исследования, 24% подростков-правонарушителей ответили, что дополнительный контроль и внимание со стороны учителей способ-
ствовали бы предотвращению совершенного ими преступления.
Необходимо развивать сеть специальных школ для трудных подростков (детей с аномалиями психики, гиперактивных детей, нравственно запущенных детей). Для работы с такими детьми целесообразно привлекать наиболее опытных педагогов, психологов и других специалистов.
Одним из условий, провоцирующих правонарушения подростков, является неорганизованность или недостаточная организованность их досуга. По результатам нашего исследования, 43% подростков, совершивших преступление, указали, что своевременное улучшение организации их досуга способствовало бы предупреждению совершенного ими преступления. При компенсации воспитательной, досуговой, эмоциональной дисфункций семьи большое значение имеет организация досуга несовершеннолетних вне семьи. Бывший президент РФ Д.А. Медведев на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов 21 февраля 2011 г заявил: «Важно сделать все, чтобы оградить несовершеннолетних от втягивания в криминальную среду. Нужно заниматься организацией их досуга, внедрять новые практики, которые помогают трудным подросткам выходить из сложных ситуаций в жизни. И это, конечно, прежде всего забота региональных и местных властей» [8, с. 2].
Зарубежная практика свидетельствует, что в странах с низким уровнем молодежной преступности государство большое внимание уделяет работе по месту жительства. Например, в Дании, с ее пятимиллионным населением насчитывается 6 800 подростковых, молодежных клубов, центров досуга, кружков по интересам. Это в 7 раз больше, чем в остальных странах Западной Европы [3].
Поэтому очевидна необходимость развития летних лагерей труда и отдыха для старшеклассников. Анализируя опыт прошлых лет, можно отметить положительные тенденции снижения уровня преступности благодаря занятости молодежи в летний период. Так, в Ростовской области в летние месяцы втрое сократилось число правонарушений среди подростков. Это во многом было связано с организацией в области около 50 спортивно-трудовых лагерей, в которых ежегодно отдыхали и работали 5-6 тыс. ребят (около 1/3 -«трудных») [7, с. 361].
В рамках областной программы обеспечения занятости несовершеннолетних необходимо подготовить целевую программу «Временная работа для подростка», предусматривающую организацию временной занятости для неработающих и неучащихся несовершеннолетних, в первую очередь из числа сирот, подростков, оставшихся без попечения родителей, из семей безработных граждан, а также подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел [6, с. 30]. По данным нашего исследования, 32% подростков-правонарушителей ответили, что своевременная помощь в трудоустройстве способствовала бы предупреждению совершенного ими преступления. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан и организация мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей оказывают существенное воздействие на снижение уровня подростковой преступности, профилактику правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних, способствуют улучшению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью, повышению уровня патриотического воспитания молодежи [5].
При разработке социальных механизмов компенсации криминогенных дисфункций семьи следует учитывать и положительный опыт воздействия на преступность несовершеннолетних в советский период. В данный период был достаточно широко развит институт наставничества, который играл важную роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Наставники подбирались из числа людей, пользующихся авторитетом у подростков. Эти люди контролировали и направляли поведение несовершеннолетних, давали советы и указания, ограждали их от нежелательных контактов. Они помогали освоить профессию, поднять уровень культуры, прививали молодым людям необходимые нравственные ценности и особенно уважение к труду [1, с. 37].
С целью проведения ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних организовывалась шефская работа. Шефы работали с детьми и подростками, не совершающими преступлений, не всегда состоящими на учете в органах внутренних дел, но имеющими антиобщественную направленность поведения и склонными к совершению правонарушений. Задача шефов заключалась в работе с трудными подростками и предупреждении
подростковых правонарушений. В случаях, когда мать одна воспитывает ребенка и не справляется с воспитанием, помощь шефа является необходимой. Однако необходимость такой помощи может иметь место и в полной семье, являющейся педагогически слабой. Поэтому прикрепление шефа к трудному подростку, а также включение подростка в различные культурно-воспитательные мероприятия могло бы способствовать положительному развитию его личности и выводу из компании сверстников с отрицательным поведением. Все рассмотренные нами выше социальные компенсаторные механизмы могут существенно минимизировать воспитательную дисфункцию педагогически несостоятельной семьи.
При дефектности воспитательной функции семьи требуется применение особых социальных компенсаторных механизмов. Дефектность воспитательной функции семьи проявляется в случаях, когда родители злоупотребляют алкоголем, подают пример аморального поведения, жестоко обращаются с детьми, формируют у подростков криминогенные качества. В данном случае семья наносит вред воспитанию детей. Со стороны государства должны быть приняты меры по отношению к таким семьям. В случаях жестокого обращения и формирования у ребенка криминогенных качеств родители подлежат уголовной ответственности. Ребенок в этой ситуации занимает уязвимое положение, так как он лишается семьи. В Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, федеральных, региональных и местных законодательных актах закреплены преимущества семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными формами семейного устройства долгое время оставались усыновление и опека (попечительство). В настоящее время в Российской Федерации получил развитие институт приемной семьи. Тем не менее необходимость более широкого распространения данного института очевидна.
В отношении детей из семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики, аморально ведут себя, предлагаем заимствовать опыт Финляндии. В этой стране подростков из таких семей передают в семьи, замещающие родителей, либо помещают в специальные вспомогательные воспитательные учреждения до момента оздоровления внутрисе-
мейных отношений и реабилитации родителей. После выхода из воспитательного учреждения работа с бывшими воспитанниками и их семьями продолжает вестись по месту их жительства, где над ними осуществляют патронаж социальные работники микрорайона (общины) [4, с. 44-48].
Таким образом, формирование социальных компенсаторных механизмов предлагаем рассматривать как одно из ключевых направлений уголовной политики, позволяющее минимизировать криминогенные дисфункции семьи.
Список литературы
1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М.: Академия МВД СССР, 1980. - 528 с.
2. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. - М.: Общество «Знание» РСФСР, 1982. - 40 с.
3. Баранов А. В. В моде - паиньки // Комсомольская правда. - 1989. - 17 октября.
4. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М.: редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. - 131 с.
5. О положении детей в Российской Федерации. 2010 г Трудовая занятость подростков: государственный доклад Минздравсоцразвития РФ. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=521845
6. Забрянский Г.И., Савинкова Е.Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. - М., 1996. - 44 с.
7. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. -М.: Юридическая литература, 1989. - 448 с.
8. Принуждение к закону // Российская газета (Неделя). -2011. - 2 марта. - № 38 (5414).
В редакцию материал поступил 19.03.12
Информация об авторе
Иншакова Мария Сергеевна, аспирант кафедры уголовного права и криминологии, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ
Адрес: 117638, г Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1 E-mail: [email protected]
M.S. INSHAKOVA,
Post-graduate student
Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Ruissian Federation
FORMATION OF SOCIAL COMPENSATORY MECHANISMS AS A TOOL FOR STATE CORRECTION POLICY OF THE FAMILY'S CRIMINOGENIC DISFUNCTIONS
The article gives criminological classification of families with various criminogenic dysfunctions. Formation of social mechanisms of criminogenic dysfunction of a family should be viewed as one of the key directions of criminal policy.
Key words: criminogenic dysfunctions of a family; social compensatory mechanisms; crime; deliquent crime.
References
1. Avanesov G.A. Kriminologiya i sotsial'nayaprofilaktika (Criminology and social prevention). Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1980, 528 p.
2. Antonian J.M. Preduprezhdenieprestupnosti nesovershennoletnikh (Prevention of juvenile delinquency). Moscow: Society "Knowledge" of the RSFSR, 1982, 40 p.
3. Baranov A.V. Vmode -pain'ki (Good children are in fashion), Komsomolskaya Pravda, October 17, 1989.
4. Belicheva S.A. Psikhologicheskoe obespechenie sotsial'noi raboty i preventivnoi praktiki v Rossii (Psychological support of social work and preventive practices in Russia). Moscow, Editing and Publishing Center of the Consortium "The Social Health of Russia", 2004, 131 p.
5. State Report of the Health Ministry of Russian Federation " On the Situation with Children in the Russian Federation. 2010". Employment adolescents [electronic resource], available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=521845
6. Zabryansky G.I., Savinkova E.N. Model' regional'noiprogrammypreduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnikh (The model of a regional program for the prevention of juvenile delinquency). Moscow, 1996, 44 p.
7. Igoshev K.E., Minkovsky G.M. Sem'ya, deti, shkola (Family, children, school). Moscow: Legal. literature, 1989, 448 p.
8. Prinuzhdenie k zakonu (Forcing the law), Rossiyskaya Gazeta (Week). March 2, 2011, No. 38 (5414).
Information about the author
Inshakova Maria Sergeyevna, post-graduate student of the Chair of Criminal Law and Criminology, Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Ruissian Federation
Address: 2 Azovskaya Str., building 1, Moscow 117638
E-mail: [email protected]