Научная статья на тему 'Cовершенствование деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних на общесоциальном уровне с учетом особенностей социокультурных явлений, процессов и закономерностей'

Cовершенствование деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних на общесоциальном уровне с учетом особенностей социокультурных явлений, процессов и закономерностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КУЛЬТУРА / СМИ / ИСКУССТВО / ВОСПИТАНИЕ / CRIME / PREVENTION / JUVENILES / CULTURE / MEDIA / ARTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибанов Евгений Викторович

На основе проведенного автором криминологического изучения культуры и ее влияния на преступность несовершеннолетних им сформулированы предложения, направленные на нейтрализацию криминогенных факторов на общесоциальном уровне предупреждения преступности несовершеннолетних с учетом особенностей социокультурных явлений, процессов и закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the author"s criminological study of culture and its impact on juvenile delinquency he has formulated proposals aimed at neutralizing the criminogenic factors at the general social level of the prevention of juvenile delinquency in the light of socio-cultural characteristics of the phenomena, processes and laws.

Текст научной работы на тему «Cовершенствование деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних на общесоциальном уровне с учетом особенностей социокультурных явлений, процессов и закономерностей»

Е.В. Грибанов,

Брянский филиал

Московского университета МВД России

CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЩЕСОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF JUVENILE CRIME PREVENTION AT GENERAL SOCIAL LEVEL WITH PARTICULAR SOCIO-CULTURAL PHENOMENON, PROCESSES AND LAWS

На основе проведенного автором криминологического изучения культуры и ее влияния на преступность несовершеннолетних им сформулированы предложения, направленные на нейтрализацию криминогенных факторов на общесоциальном уровне предупреждения преступности несовершеннолетних с учетом особенностей социокультурных явлений, процессов и закономерностей.

Based on the author’s criminological study of culture and its impact on juvenile delinquency he has formulated proposals aimed at neutralizing the criminogenic factors at the general social level of the prevention of juvenile delinquency in the light of socio-cultural characteristics of the phenomena, processes and laws.

Конечная цель любых криминологических исследований состоит в выработке рекомендаций, которые способны существенным образом воздействовать на преступность, понижая коли -чество и тяжесть совершенных преступлений. Такие рекомендации, будучи научно обоснованными и практически применимыми, становятся частью системы предупреждения преступлений.

Традиционно в криминологической литературе под предупреждением преступности понимается «многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности» [18. — С.30]. Центральным элементом всей системы предупреждения преступности в обществе выступает предупреждение преступности несовершеннолетних [1].

Объекты предупредительной деятельности (причины и условия преступлений несовершен -нолетних, процессы самодетерминации преступности несовершеннолетних и др. [12. — С.438;

13. — С.81]) являются частью общесоциальной культуры, выступают социокультурными явле-ниями. Следовательно, их познание и воздействие на них должно строиться не только на основе традиционных криминологических подходов, но и с учетом социокультурных механизмов их фу нкцио нирования.

Субъекты предупредительной деятельности должны быть «вооружены» достаточными знаниями о протекании социокультурных процессов. Подобного рода познания должны дать воз -

можность, с одной стороны, использования социокультурных процессов и механизмов для нейтрализации криминогенных факторов, а с другой — воздействия на эти механизмы и процессы, носящие криминогенный характер, спе-циальными средствами и методами.

Для нейтрализации криминогенных факторов на общесоциальном уровне предупреждения преступности несовершеннолетних необходимо принятие ряда мер:

1. Совершенствование правовых основ в области защиты и сохранения российской культу -ры. Законодательство Российской Федерации в области культуры страдает ярко выраженной односторонностью, неполнотой или попросту отсутствует в сфере охраны и регулирования реализации информационной, аксиологической, адаптивной, знаковой, коммуникативной, инте -гративной и других функций культуры; охраня -ется только материальная сфера культуры, поня -тие культуры в официальных нормативных до -кументах сужается до искусства и творчества.

Для устранения этих пробелов требуется принятие новой Федеральной целевой програм-мы «Культура России (2011-2015 гг.)» с направленностью на сохранение не только материаль -ной, но и духовной составляющей общенациональной культуры. Ныне действующая Феде -ральная целевая программа «Культура России (2006-2010 гг.)» ориентирована сугубо на развитие сферы искусства, обходит вниманием иные, не менее важные, составляющие культуры. По -

этому необходимо включить в новую программу разделы: «Формирование ценностных и потреб-ностно-мотивационных ориентаций подростков и молодежи», «Обеспечение досуговых потребностей подростков и молодежи», «Сохранение национального языка и культуры речи», «Информационно-техническое обеспечение охраны культуры», «Обеспечение контроля над меж-культурной и внутрикультурной коммуникацией», «Развитие межкультурного взаимодействия народов и конфессий России», «Социокультурная адаптация лиц, раннее изолированных от общества, маргинализированных слоев населе-ния и мигрантов», «Обеспечение социокультурных потребностей образовательных учрежде-ний», «Обеспечение социокультурных потребностей семьи», «Защита и охрана национального культурного пространства России».

В программе следует предусмотреть задачу « Обеспечение защиты и охраны национальной культуры России», а в качестве целевых показателей и индикаторов программы ввести долю сцен насилия, эротики, порнографии, наркокультуры и демонстрации криминальных ценностей в общем культурно-информационном потоке; культурную обеспеченность учреждений социальной изоляции несовершеннолетних; глубину вовлеченности несовершеннолетних в культурную деятельность; степень потребительской направленности населения.

Кроме того, необходимо внесение следующих изменений в Основы законодательства РФ о культуре [2] от 9 октября 1992 г.:

а) ст. 1 «Задачи законодательства РФ о куль -туре» дополнить задачей следующего содержания: «Защита и охрана традиционных культурных ценностей России от деструктивного воздействия и искажения»;

б) ст. 4 «Область применения Основ законодательства Российской Федерации о ку льтуре» дополнить областями: межкультурная и внутри -культурная коммуникация, досуг подростков и молодежи, распространение культурных ценно -стей в учреждениях, обеспечивающих социаль-ную изоляцию от общества несовершеннолетних преступников;

в) раздел 6 дополнить ст. 35 «Обязанности государства по защите и охране национального культурного пространства от деструктивного воздействия» следующего содержания: «Государство осуществляет охрану и защиту культурного пространства России от внутреннего и внешнего деструктивного воздействия. Содержание и формы такой деятельности определяются законодательством РФ и не могут противоречить ст.ст. 30-32 Основ»;

г) дополнить Основы разделами: «Межкуль -турная и внутрикультурная коммуникация», «Культурная деятельность в учреждениях, обеспечивающих социальную изоляцию от общества несовершеннолетних», «Организация досуговой

сферы подростков и молодежи»; «Охрана прав и свобод несовершеннолетних в области культу -ры»; «Взаимодействие органов исполнительной власти в области культуры и правоохранитель -ных органов по охране культуры России»;

д) ст.ст. 37, 39, 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, определяю -щие полномочия органов власти и местного самоуправления в области культуры, дополнить абзацем следующего содержания: «обеспечение охраны социоку льтурного пространства РФ (субъекта РФ или муниципального образования) от деструктивных воздействий».

2. Противодействие криминогенному потенциалу СМИ и декриминализация сферы искусства. Современные СМИ и основные направления массового искусства несут в себе следующие криминогенные детерминанты: формируют в

сознании подростков антисоциальные и агрессивные стереотипы сознания и поведения; явля -ются «спутником», а иногда и ядром наркокультуры; создают условия контактов несовершеннолетних с представителями криминальной субкультуры; оправдывают совершение преступле -ний; дискредитируют правоохранительные органы; стирают нравственные ограничения личности в сексуальной сфере; способствуют подража -тельству криминальным образцам поведения со стороны молодых зрителей; «рекламируют» и героизируют лиц, ведущих преступный образ жизни; веду т скрытую пропаганду преступной субкультуры, криминальных обычаев и тради-ций; насаждают атмосферу страха и «криминального беспредела» и т.п.

В целях противодействия указанным негативным тенденциям целесообразно принятие ряда законодательных решений.

В целях усиления государственного контроля над СМИ необходимо ввести в ФЗ от

27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [3] ст. 59-1 «Предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации и правами журналиста», вклю -чающую в качестве санкции прекращение дея-тельности средства массовой информации

Повышению эффективности государственного и общественного контроля над СМИ и их ответственности может способствовать изложение абзаца 1 ст. 16 ФЗ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в следующей редакции: «Деятельность средств массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрационного органа, органов государственной власти субъектов Российской Феде -рации и муниципальных образований, правоохранительных органов, Общественной палаты РФ и ее региональных отделений».

Кроме того, требуется возложение на Обще -ственную палату РФ и ее региональные отделе -ния цензурных функций в отношении официаль -ных СМИ и организаций, производящих продукты массового искусства, путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Следует предусмотреть полномочия Общественной палаты РФ по принятию решений о запрете на публичное распространение произведений или предметов искусства, пропагандирующих ценности преступной субкультуры, порнографической культуры, наркокультуры и т.п.

Реализация указанных предложений позволит дополнить законодательство в сфере СМИ и искусства необходимыми санкциями, это повы -сит степень ответственности СМИ и организаций, производящих продукты массового искусства, при реализации своих функций, а также создать правовой заслон пропаганде ценностей криминальной субкультуры, распространению антисоциальных медиа-продуктов.

Помимо совершенствования действующего законодательства в данной сфере требуется реализация ряда мер информационно-организационного характера:

- организация виктимологической профилактики среди подростков и молодежи посредством обоснованного и последовательного криминологического воспитания, размещения криминологически и социально ориентированного информационного продукта в СМИ;

- включение в учебно-воспитательный процесс учащихся общеобразовательных школ эле -ментов традиционного искусства, в том числе широкое использование возможностей кинематографа [16. — С.49; 10];

- развитие информационных технологий по социально-правовому контролю над СМИ и противодействию преступной деятельности в сети Интернет;

- поощрение создателей фильмов, произведений литературы и музыки, особенно для молодежи, содействующих нравственному развитию человека, имеющих культурную и артистиче-скую ценность. Поощрением может быть государственная поддержка в осуществлении их широкого проката, присуждение грантов, премий. В этой связи интересен опыт функционирования международного форума «Золотой Витязь», уже 8 лет действующего под девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека», на -поминающего всем и каждому о его духовных корнях, последовательно отстаивающего непреложные ценности православной веры, познаю -щего яркую самобытную духовную культуру славянского христианского мира в сфере кине -матографа, театра, музыки, живописи, русского боевого искусства [20];

- ведение диалога с авторами, создающими произведения, несущие в себе криминогенный

потенциал, в целях изменения их позиции в будущем .

3. Совершенствование правовой охраны социокультурных прав, организация криминологи -чески обоснованной воспитательной работы и досуга несовершеннолетних.

Ослаблению криминогенных детерминант в указанных сферах будет способствовать реали-зация мер, направленные на совершенствование законодательства в области охраны прав несовершеннолетних.

В этой связи целесообразно введение в ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ [4] главы «Социокультурная реабилитация детей и подростков, находя -щихся в трудной жизненной ситуации». В дан -ной главе необходимо предусмотреть критерии отнесения несовершеннолетних к категориям детей, нуждающихся в комплексной социокультурной реабилитации, основания, формы, виды данной деятельности, определить субъектов, ответственных за ее осуществление.

Основные направления государственной молодежной политики в РФ [5] от 03.06.1993 в должной мере не обеспечивают правовую охрану социокультурных прав молодежи. Поэтому следует дополнить раздел 2 « Направления реализа -ции государственной молодежной политики» Основных направлений государственной молодежной политики в РФ [5] абзацем следующего содержания: «защита молодежи от факторов, негативно влияющих на ее физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие». В подраздел Основных на -правлений государственной молодежной поли -тики в РФ, соответствующий вводимой норме, следует включить конкретные мероприятия ин-формационного, социального, организационного характера и определить субъектов, ответствен -ных за их осуществление.

Действующая Федеральная целевая программа «Дети России» [6] на 2007-2010 годы не предусматривает мероприятий, непосредственно направленных на физическое, интеллекту -альное и духовное развитие детей, их защиту от воздействия криминогенных факторов. Следо -вательно, необходимо принятие новой Феде -ральной целевой программы «Дети России» на 2011-2014 годы, в которой следует предусмотреть в качестве задачи и соответствующей подпрограммы защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллекту аль -ное и духовное развитие.

Негативные тенденции в сфере организации воспитательной работы с несовершеннолетними и организации их досуга также требуют приня-тия ряда мер. Важно обеспечить тесное взаимодействие педагогов и родителей несовершеннолетних с сотрудниками органов внутренних дел, ФСНК и других правоохранительных органов,

проведение консультаций по вопросам наркомании и алкоголизма с врачами-наркологами, спе -циалистами различной социальной практики. Например, в г. Брянске криминологи, социологи, психологи, педагоги, практические работники, сотрудники Московского университета МВД России, кафедры психологии БГУ им. акад. И.Г. Петровского, Управления ФСКН по Брянской области успешно реализуют комплекс мероприятий по антинаркотической профилактике в рамках организации воспитательного процесса в средних школах Брянска № 1, 4, 5, 8, 9, 14, 53, 60, Брянском кадетском корпусе милиции, БГУ им. акад. И.Г. Петровского и Брянском филиале Московского университета МВД России [9. — С.7].

Педагогический процесс в сфере криминологической профилактики осуществляется не сти -хийно, а целенаправленно, в организованном порядке. Этот процесс имеет свои цели, осуществляется определенными средствами. Роль этих средств в направленном формировании личности определяется объективно существующими закономерностями педагогического процесса, и в первую очередь той из них, которая выражает зависимость воспитания, развития личности от характеристик деятельности, в которую она включена [8.— С.64].

Можно выделить два основных направления использования рассматриваемых средств воспи-тания в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Во -первых, правоохранительные органы должны способствовать обеспечению участия соответствующих категорий несовершеннолетних в различных видах деятельности. Во-вторых, контроль соответствия всех видов деятельности, которыми занимаются лица, подвергающиеся профилактиче-скому воздействию, педагогическим требованиям и интересам воспитания.

Направлением такой деятельности является содействие включению несовершеннолетних: в деятельность организаций дополнительного образования (ху дожественные, музыкальные, спортивные школы), школьных кружков и секций, патриотических молодежных движений, участию во вновь формирующихся дружинах по охране общественного порядка и т.п. Целесообразным, на наш взгляд, является знакомство школьников (экскурсии, проведение бесед) с деятельностью различных правоохранительных органов и их подразделений: суда, прокуратуры, милиции

(деятельность дежурных частей, ДПС, экспер-тов-криминалистов и т.д.).

Кроме того, сотрудники правоохранитель -ных органов должны непосредственно участво -вать в воспитательном процессе общеобразовательной школы в различных формах Так, 60% опрошенных нами учителей считают, что в первую очередь для улучшения воспитательного процесса в школе необходимо более широкое

участие в нем сотрудников правоохранительных органов. Подавляющее количество учителей (78%) считают, что количество мероприятий, проводимых в школе с участием сотрудников правоохранительных органов, явно недостаточно.

Особым профилактическим потенциалом обладает военно-патриотическое воспитание несовершеннолетних. Для использования данного потенциала требуется разработка региональных программ военно-патриотического воспитания подростков, включающих создание на базе правоохранительных органов региона (ведомствен-ных учебных заведений) военно-патриотических подростковых клубов, загородных военнопатриотических лагерей и т.п. Показателен опыт организации такой криминологически ориенти-рованной воспитательной работы в ряде регио -нов ЦФО России.

В кадетском корпусе милиции в г. Брянске, в рамках специально организованной педагогической системы, при активном участии и содействии сотрудников БФ МосУ МВД России, УВД по Брянской области, воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из неблагополучных семей. В период каникул 100% воспитанников проходят оздоровительный отдых в военно-патриотическом лагере «Кадет», созданном при БФ МосУ МВД России.

В г. Воронеже осуществляет работу Ювенальный образовательный правозащитный центр при ВИ МВД России [19. — С. 10-12]. Ювеналь-ный центр в своей деятельности осуществляет целый спектр профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, в т.ч. организацию работы специализированного многосменного детского правозащитного спортивно-оздоровительного центра «Ювеналист». ДПСОЦ «Ювена-лист» организует свою работу в отношении несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, имеющих отклонения в поведении, состоящих на учете в ПДН, детей-сирот и т.п.

Позитивный опыт криминологически ориентированной воспитательной работы с несовершеннолетними накоплен в Волгоградской облас -ти и Краснодарском крае [17. — С.160-164; 7.— С. 86-87].

В условиях таких криминологически ориентированных педагогических систем успешно реализуются методы и приемы правового и криминологического воспитания[15. — С. 103-146].

Высоким криминогенным потенциалом обладает досуговая сфера несовершеннолетних. Так, лишь каждый четвертый опрошенный старшеклассник предпочитает заниматься в кружках, секциях, клубах. Несовершеннолетние часто не имеют представлений об одобряемых формах проведения досуга либо не имеют возможности ими воспользоваться. Только каждый второй из опрошенных школьников полностью удовлетво -рен тем, как организован их досуг, а 39% абсо-

лютно не удовлетворены. Вместе с тем практи -чески каждый пятый опрошенный старшекласс -ник относит себя к представителям неформальных течений и групп (19,5%), а среди подростков 2-й контрольной группы их число достигает 27%. Не секрет, что превалирующей формой досуговой деятельности молодежи является посещение ночных клубов и дискотек. В современных условиях указанные центры молодежного досуга преследуют основную цель — извлечение прибыли, становясь криминогенными центрами.

Указанные тенденции требуют переориентации деятельности общественных и государственных институтов с «управления» на «регулирование» [11. — С. 137-138], т.е. требуется нала -дить тесное взаимодействие с молодежью в рам -ках ее досуговой деятельности и согласовать такую деятельность в соответствии с потребностями подростка, его интересами и целями. Такое регулирование не должно привести к хаосу, вседозволенности и неуправляемости. В связи с этим необходимо развитие социальной инфраструктуры в досуговой сфере, формирование молодежных объединений, союзов, движений, коллективов, имеющих социально полезные цели деятельности, и их поощрение, а также контроль над деятельностью коммерческих структур в досуговой сфере.

4. Контроль над процессами межкультурной и межрелигиозной коммуникации и взаимодействия несовершеннолетних.

Внедрение экстремизма в среду подростков и молодежи в настоящее время приобретает боль -шие масштабы и имеет опасные последствия [14.

— С.4]. Принятия лишь правовых мер в этой сфере явно недостаточно. Необходимо воздействие на процессы межкультурной и межрелигиоз -ной коммуникации несовершеннолетних, сгла-живание межкультурных противоречий и нейтрализация факторов, их вызывающих; установ -ление социокультурных барьеров, исключающих воздействие худших образцов культуры иных стран, деструктивных религиозных течений (сект) и криминальной субкультуры на несовершеннолетних.

Важно прогнозирование протекания социокультурных процессов, межкультурных и внут-рикультурных противоречий и конфликтов с участием несовершеннолетних, а также меха -низмов детерминации преступности несовершеннолетних в религиозной сфере.

Таким образом, осуществление предложен -ных мер позволит повысить эффективность и качество существующей системы предупрежде-ния преступности несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершенно-

летних, принятые 14 декабря 1990 г. В Эр-Рияде // URL: http://www.pravoteka.ru/pst/ 103/51107. html (дата обращения: 12.12.2009).

2. Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. // Российская газета. — 1992.

— 17 ноября.

3. О средствах массовой информации: ФЗ от

27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. — 1992. — 8 февраля.

4. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802.

5. Основные направления государственной молодежной политики в РФ от 03.06.1993 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 25. — Ст. 903.

6. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 6. — Ст. 787.

7. Агафонова Н.И. Организация работы инспекторов по делам несовершеннолетних, закрепленных за образовательными учреждениями // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних материалы Международной научно-практической конференции (26-27 августа 2005 г.). Часть II. — М., 2006.

8. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел: учебное пособие. — М., 1984.

9. Антинаркотическая профилактика в общеобразовательной школе : практические рекомендации для классных руководителей, социальных педагогов, психологов и администраций школ г. Брянска и Брянской области / сост. М.А. Боева, С.И. Бобраков, Е.В. Грибанов и др.; под общ. ред. Н.Г. Петровой. — Брянск, 2008.

10. Горохова Т.Н. Остросюжетная литература в системе мер предупреждения преступности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Ростов-на-Дону, 2005.

11. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: дис. ... канд. соц. наук. — М., 2003.

12. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2007.

13. Курганов С.И. Криминология. — М., 2007.

14. Попченко А.Р., Петрова Т.А. Предупреждение правонарушений со стороны молодежных неформальных объединений экстремистской на -правленности: методическое пособие. — М., 2006.

15. Симоненко А.В. Воспитание в криминологии : монография / под ред. проф. С.Я. Лебеде -ва. — М., 2003.

16. Смирнов С.В. Меры, предпринимаемые полицейскими службами ряда зарубежных стран, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних // Вопросы совершенствования

деятельности милиции общественной безопасности: сборник № 8. — М., 2001.

17. Смольянинова С. С. Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений профилактики подростковой преступности // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: материалы Международной научно-практической конференции (26-27 августа 2005 г.). Часть II. — М., 2006.

18. Теоретические основы предупреждения преступности. — М., 1977.

19. Ювенальный центр: первые итоги: учебное пособие. — Воронеж, 2001.

20. иЯЬ: http://www.zolotoyvityaz.ru/ (дата обращения: 21.08.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.