Голиков Николай Алексеевич,
кандидат педагогических наук, директор общеобразовательного лицея ФГБОУ ВПО «Тюменский
государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень
Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса Аннотация. В статье рассматривается понятие социальной состоятельности и ее формирование у учащихся старших классов в условиях социального партнерства университетского комплекса путем социально-педагогического проектирования.
Ключевые слова: социальная состоятельность, социальное партнерство, социальное проектирование.
Стремительно меняющиеся социально-экономические условия жизни в XXI веке предъявляют все более высокие требования к человеку, его социальной состоятельности, творческим, интеллектуальным, коммуникативным способностям, профессиональным и волевым качествам. И ответить на эти требования может тот, кто получил качественное образование, кто способен в нужный момент найти необходимую информацию и оптимально ею воспользоваться, эффективно строить взаимоотношения с окружающими и самим собой. Сегодня во всех сферах жизнедеятельности востребованы эффективные социальные проектировщики карьерного роста и собственной жизни, запускающие внутренние ресурсы и внешние резервы для достижения поставленных целей с учётом комплекса возникающих обстоятельств, способные к обучению «под ситуацию» во все периоды жизни и интегрироваться в поликультурный, полиэтнический социум, устанавливать и наращивать деловые партнерские отношения.
Становится очевидным, что в условиях социальной турбулентности (В. И. Добреньков, С. И. Григорьев, Н. А. Голиков, А. И. Субетто, О. Н. Яницкий) уровень обученности учащихся, определяемый по результатам ЕГЭ, не может быть единственным показателем, характеризующим качество образования. Однако реальная практика его оценивания, как утверждают многие потребители и заказчики образовательных услуг, здравомыслящие педагоги, медики, психологи, социологи (Н. А. Голиков, В. И. Загвязинский, Г. И. Зуйкова, А. Н. Лобанов, Н. Н. Малярчук, З. И. Тюмасева, В. М. Чимаров) не выдерживает критики. Единственный официально признанный критерий оценки качества образования - ЕГЭ дискредитирован не только у научной, педагогической и родительской общественности, но и официальных представителей власти. В одном из интервью премьер-министр России Д.А.Медведев, став отцом выпускника 2012 года, не без юмора прокомментировал своё отношение к ЕГЭ, высказав мысль о необходимости совершенствования действующей системы оценивания школьного образования. Эта мысль вполне согласуется с основными положениями предложенной им ранее Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой акцентировалась идея сохранения здоровья школьников. «Здоровье ребёнка - главная проблема ближайшего и отдалённого будущего нашей страны, так как весь потенциал - и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, обеспечение обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры - всё это будет итогом достигнутого здоровья детей, их физической и интеллектуальной работоспособности» [1, с. 27].
Здоровье - основа качества жизни и социальной состоятельности, невосполнимый ресурс индивида. Его сохранение - императив, который должны осознавать специалисты, работающие с детьми. Однако в реальной образовательной практике по-прежнему нарастает острота противоречия между декларируемой на всех уровнях необходимостью сохранения здоровья учащихся и выполнением жёсткого требования достижения высоких результатов ЕГЭ при явной ориентации менеджеров образования и педагогов на последнем. «Заточенность» учителей на овладении школьниками академических знаний в ущерб здоровью (социальному в том числе) и качеству жизни, игнорирование естественно-возрастных потребностей и отказ от системного формирования социальной состоятельности в школе приведёт большинство будущих выпускников вузов неподготовленными к постоянным трансформациям в обществе, неконкурентоспособности, невостребованности в сфере производства и оказания услуг.
Повышение требований современного бизнеса актуализировало необходимость в специалистах с высоким уровнем социальной состоятельности, инновационным мышлением, ориентацией на постановку и решение личных, социальных и производственных задач. Социально не состоятельный человек, конфликтная личность - выраженный фактор снижению качества продукта деятельности в сфере услуг и производства. Чрезвычайно важное качество для эффективности личности на протяжении всей жизни - социальная состоятельность закладывается в семье (Ю. П. Азаров, Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. Нельсон, Р. В. Овчарова), дошкольном (И. В. Ярманова), общеобразовательном учреждениях (е. А. Александрова, М. Балабан, О. С. Газман, Г. Б. Корнетов, В. М. Степанов, А. Н. Тубельский) и учреждениях дополнительного образования (А. К. Бруднов, Л. Н. Буйлова, А. Ю. Мясников). Несформированность у значительной части выпускников школ социальной состоятельности, жизненно необходимых социальных компетенций, их неспособность гармонично «вписаться», эффективно интегрироваться в социум, адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, реализовать природой заложенный потенциал, отрицательное самоотношение - это лишь неполный перечень негативных социальных эффектов образования.
Современное общество ожидает от школы иных результатов, т.е. позитивных эффектов. Позитивный социальный эффект образования «должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе не только «снятый» результат осуществленной деятельности, но и источник, и средство для последующего развития, выступать постоянным и прочным звеном в цепи непрерывного воспроизводства общественной жизни» [2; с. 15]. При анализе социальных эффектов образования как результата деятельности школы следует рассматривать не только уровень обучен-ности и воспитанности обучающихся, но и социальной состоятельности, состояния их здоровья (соматическое, психическое, социальное и духовно-нравственное) и благополучия, уровень развития социального интеллекта, качество жизни. Социальный интеллект (Дж. Хедланд, Р. Дж. Стенберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильямс, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко) в совокупности с качественными характеристиками состояния здоровья характеризуют как показатель социальной состоятельности личности, определяющий направленность социального функционирования, уровень притязаний и степень самоэффективности.
Социальная состоятельность - есть соответствие (или не соответствие) социальных качеств индивида общепринятым социальным стандартам. «Социально состоятельный человек - это социально компетентный субъект деятельности и общения с высоким уровнем самоуважения и конкурентоспособным человеческим капиталом (капитал образования, капитал культуры (культура потребления, культура здоровья, культура конфликтирования, т. е. управления конфликтами ненасильственными способами, экологическая культура, культура гендера и т. п.), капитал здоровья. Высокий уровень развития социальной состоятельности гарантирует индивиду устойчивость и эффективную интеграцию в социум даже в условиях социальной турбулентности: ситуации хронического риска, стремительной динамики нестабильной общественной жизни, вымывании (выхолащивании) духовно-нравственных ориентиров, калейдоскопической смены социальных ситуаций, высокой конфликтоген-ности взаимодействия, нарастании агрессивности во всех формах и проявлениях, включая суициды» [3, с. 60]. Социально состоятельный человек, нацеленный на перспективы социально-личностного роста, способен реально противостоять агрессивно «соблазняющей, растлевающей» окружающей среде, погружающую молодёжь в «пучину невозвращения» - наркоманию и алкоголизм, «гендерный плюрализм» с махровым расцветом венерических болезней.
Для социально состоятельного человека характерны: проактивное поведение, при котором он становится инициатором и автором своих действий, формируя нужную реакцию у окружающих; готовность к социальному партнерству, сотрудничеству и самореализации в новых социально-экономических условиях; способность к социальному проектированию и самофутурированию; профессиональная мобильность и жизнестойкость; психологическая гибкость; ответственность; способность к оперативному принятию эффективных решений; оптимальный уровень адаптированности; гармоничная интегрированность в социуме; социальная созидательная ориентированность; способность идти на разумный риск и отстаивание своих принципиальных позиций; способность к самодеятельному и ответственному выбору границ своей свободы; развитый эмоциональный интеллект -способность понимать свои чувства и чувства окружающих; отсутствие ксенофобии и способность гармонично взаимодействовать в поликультурном, полиэтническом пространстве.
Россия в XXI веке вступила в особую историческую полосу кризиса детства. Он связан с социальной незащищенностью большинства населения России, распадом идеологии, падением нравственности, гражданского самосознания, девальвацией общечеловеческих ценностей, разрушением системы воспитательной работы, отчужденностью между поколениями, ранним биологическим взрослением в сочетании с социально-психологическим инфантилизмом, нарастанием агрессивности. Развивается «антикультурный синдром», «клипоформируемое сознание молодежи» как питательная среда для антисоциальных подростковых субкультур, кризис идентичности личности, тотальное снижение качества всех компонентов здоровья подрастающего поколения (соматического, психического, социального и духовно-нравственного), «гендерный плюрализм».
Мы проанализировали данные проведённого специалистами департамента образования Администрации города Тюмени и Городского информационно-методического центра в 2012 году исследования, в нём приняло участие 11 694 учащихся 8-11 классов. Анализ подтвердил наши исследования в области изучения кризисных явлениях в системе воспитания подрастающего поколения. На вопрос «Если ты был свидетелем жестокости среди школьников (драки, избиение, издевательства), то где это происходило?» ответили, что в школе (классе) 2 105 чел. (18%). На вопрос «Если вы лично подвергались какому-либо насилию со стороны сверстников (взрослых), то какому?» были получены следующие ответы: психологическому (оскорбление и т. п.) - 4 678 чел. (40%); физическому - 935 чел. (8%); сексуальному - 199 чел. (1,7%)! На вопрос «Если подвергались, то где это происходило?» ответили, что в школе (классе) 2 573 чел. (22%). На вопрос «Кому бы ты мог рассказать об этом?» были получены следующие ответы: педагогам - лишь 1 286 чел. (11 %) и что самое тревожное - никому - 1 637 чел. (14%)! Ребёнок остаётся один на один с проблемой в школе либо по причине беспомощности взрослых, либо по причине их равнодушия. 1 637 детей, оказавшихся в сложной социально-психологической ситуации, никому не доверяют и ни от кого уже не ждут помощи! Остра проблема отсутствия доверия детей к педагогам. 351 чел. (3%) считают, что лучше промолчать о ситуации насилия над собой, чем рассказать о ней учителю. На вопрос
«Как обычно реагируют учителя школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?» опрошенные подростки ответили: не замечают происходящего - 1 871 чел. (16%); требуют прекратить - 6 432 чел. (55%) и только 4 444 чел. (38%) пытаются разрешить ситуацию. На вопрос «Чувствуете ли вы себя в безопасности в школе?» 2 456 чел. (21%) ответили, что нет.
Не менее тревожащие данные были получены в 2011-2012 гг. Под нашим руководством группа студентов кафедры социальных технологий Тюменского государственного нефтегазового университета проанкетировала1000 старшеклассников 15 - 17 лет общеобразовательных учреждений города Тюмени. Исследование выявило значительные искажения в восприятии подростков окружающего мира и системе их ценностей.
Старшеклассники в ответах об отношении к различным антисоциальным явлениям отрицательно высказали мнение к употреблению алкоголя - 34,1%; ежедневному времяпрепровождению в Интернете - 30,6%; употреблению токсических, наркотических средств - 78,1%; проституции - 63,1%; кражам -86,5%; дракам - 59,8%; вымогательству - 84,2%; сексуальной распущенности - 57,7%; обману других для удовлетворения своих потребностей - 64,0%; взяткам - 62,6%. В процессе исследования были получены ответы, свидетельствующие о нарастании у учащейся молодёжи толерантности к безнравственным поступкам, демонстрации саморазрушительного поведения и беспечном отношении к своему здоровью. Был установлен факт - респонденты в большей степени негативно относятся к угрозе нанесения материального ущерба (кража, вымогательство), чем моральному или физическому насилию. Например, на 26,7% больше старшеклассников относятся отрицательно к кражам, чем к дракам.
На вопрос «Имеете ли вы знакомых, которые...» утвердительно ответили участники анкетирования на следующие стимулы: «употребляют спиртные напитки» - 93,6%; «употребляют наркотические, токсические вещества» - 40,1%; «занимаются проституцией» - 6,6%; «пользуются услугами проституток» - 17,7%; «занимаются вымогательством» - 18,7%; «занимаются кражами» - 16,0%; «ведут беспорядочный сексуальный образ жизни» - 42,1%; «употребляют насвай» - 50,6%. Эти шокирующие данные демонстрируют нарастание угрозы нравственного разложения общества. Хотелось бы верить, что значительное количество респондентов указывает на знакомство с одними и теми же поражёнными пороками лицами. Но даже если это так, то ситуация вопиющая, требующая принятия незамедлительных форвардных социально-педагогических решений по нравственному оздоровлению подрастающего поколения.
На вопрос «Приходилось ли вам употреблять ...?» респонденты утвердительно ответили на следующие стимулы: «спиртные напитки» - 87,6%; «наркотики» - 10,5%; «токсические вещества» -8,6%; «кальян» - 58,2%; «насвай» - 9,3%. На вопрос «Имеется ли в вашем учебном заведении.?» положительно ответили участники опроса на следующие стимулы: «кражи» - 16,0%; «вымогательство» - 18,7%; «драки» - 24,7%; «азартные игры» - 19,1%; «продажа наркотиков» - 5,8%, «были случаи насилия, унижение личности» - 14,3%.
Данные факты свидетельствуют о явном социально-психологическом, нравственном нездоровье подрастающего поколения. Как предотвратить распространение пороков и дальнейшее искажение важнейших социально-психологических качеств личности? Как найти оптимальные способы формирования социальной состоятельности личности с учётом уровня развития социального интеллекта, предыдущего опыта, условий жизнеобеспечения и среды проживания ребёнка? Каковы механизмы формирования у подрастающего поколения представлений о ценности жить в гармоничном взаимодействии с окружающими?
Благоприятными факторами для развития социальной патологии является дистанцированность от процесса воспитания родителей, их полная психолого-педагогическая безграмотность и несостоятельность значительной части учителей при отсутствии эффективных образовательных технологий работы с современными детьми и подростками. К профессиональной деятельности большинство педагогов готовили в прошлом веке, их арсенал социально-педагогических технологий давно устарел, требует пересмотра и ревизии на эффективность. Как показывает практика, значительное количество учителей не способно достучаться до искажённого сознания учеников. Они не конкурентоспособны антисоциальным агентам социализации, не готовы к воспитанию детей XXI века, которые явно отличаются по своим характеристикам от детей века XX. Технологии формирования социальной состоятельности, развития социально партнёрских отношений в образовательной среде - это ресурс минимизации или исключения деструктивных проявлений, «противоядие заражению» социально-нравственными патологиями.
В престижный в образовательном пространстве города Тюмени для выпускников 9 классов общеобразовательный лицей Тюменского государственного нефтегазового университета поступают на конкурсной основе более подготовленные подростки к овладению программ повышенного уровня сложности. Как показала практика, зачисленные старшеклассники в лицей привносят самое лучшее и, к сожалению, то негативное, чем уже пронизано их сознание. Безусловно, события прошлой «школьной» жизни отражаются на «матрице» внутренней картины мира подростков. Высокий уровень требований к выпускникам общеобразовательного лицея и поставленная Учёным советом университета перед педагогическим коллективом цель: «Сформировать интеллектуальную элиту, открытую к качественному овладению новыми знаниями, умениями и навыками в области профессиональной подготовки в условиях университетского комплекса, востребованную и конкурентоспособную на рынке труда региона и России» побуж-
дает общеобразовательный лицей, интегрируясь в пространство социального партнёрства университетского комплекса, преобразоваться в полифункциональное структурное подразделение. Это обеспечивает преемственность обучения выпускников лицея на всех уровнях образования университетского комплекса и повышает качество их академической и социально-психологической компетентности. Ряд инвариантных образовательных функций обучения, воспитания и развития расширяется несвойственными ранее для лицея вариативными транспозитивными функциями: сервисной, здоровьесберегающей, здо-ровьеформирующей, правозащитной, культуросберегающей и культуросозидательной, персонологиче-ской, психотерапевтической и коррекционной, социально-педагогической поддержки и социального проектирования, реабилитационной, формирования первичной профессиональной идентичности, социальной защиты, комплексного сопровождения, компенсирующей, адаптационной, интеграционной, координационной функциями. В основе идеи преобразования лицея в полифункциональные структурное подразделение университета лежит позиция - «по отношению к лицею ученик выступает «заказчиком» на «изготовление» собственной индивидуальности». Выполнить такой «заказ» можно через сотворчество учителей и преподавателей вуза с лицеистом как с социальным партнёром по самостроительству, «са-мофутурированию» субъекта деятельности и общения.
В условиях пространства социального партнёрства университетского комплекса педагоги лицея, кураторы учебных групп (тьюторы), преподаватели кафедр университета становятся менеджерами учебно-воспитательного процесса - социальными проектировщиками персонального образовательного маршрута обучающихся с учётом их состояния здоровья, предела учебных возможностей, уровня развития социального интеллекта, индивидуальных интересов, предпочтений и образовательных потребностей при активном участие подростков в разработке проекта собственного развития. С этой целью педагоги должны овладеть навыками социального проектирования, подбора, транспозиции вариативных функций под конкретного ученика, осуществляя адресную помощь наращиванию его человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья), создать условия для формирования социальной состоятельности, оптимально используя ресурсы университетского комплекса.
Включение общеобразовательного лицея в пространство социального партнёрства университетского комплекса является наилучшим полем для разработки проекта развития и осуществления максимального раскрытия потенциальных способностей обучающихся, формирования социальной состоятельности, оптимизации качества их жизни, ориентирования на направления подготовки и специальности в ТюмГНГУ, формирования первичной профессиональной идентичности и академической мобильности так как:
- лицеисты обладают достаточным уровнем академической готовности к овладению программ повышенного уровня сложности; обучающихся объединяет высокий уровень учебной мотивации и ориентир на продолжение обучения на программах высшего профессионального образования индустриальной направленности;
- детский коллектив обладает значительным спектром различий, широко представленных в российском обществе: 16 национальностей (2 человека - граждане других стран); различное состояние здоровья обучающихся, включая V группу здоровья - дети-инвалиды; различные социальные группы и семьи (полные, многодетные, неполные). Обучающиеся находятся в лицее ежедневно в течение 2-х лет (не считая года подготовительных курсов - пролицея), что даёт возможность системно, пролонгировано наблюдать за качеством их жизни, состоянием здоровья, социально-личностным созреванием, обучаемостью и обученностью, прогнозировать и проектировать их развитие, своевременно осуществлять социально-педагогическую поддержку, в случае необходимости -коррекцию и реабилитацию;
- общеобразовательный лицей - управляемая функциональная система со своей структурой, выстроенной иерархией, соподчинённостью компонентов, органично включённая в систему управления и партнёрских взаимоотношений университетского комплекса ТюмГНГУ. При условии чёткой организации и управлении активностью элементов системы приводит к достижению ожидаемого полезного результата как для отдельного субъекта деятельности и общения, так и для всего сообщества обучаемых и обучающих;
- лицей - это не только место для овладения учащейся молодёжью суммой академических знаний, лицей - это социальное пространство их полноценного взросления и социально-личностной успешности, становления жизнеспособных, жизнеутверждающих субъектов деятельности и общения, способных гармонично адаптироваться к изменяющимся условиям среды, преодолению сложных жизненных ситуаций с минимальным риском для себя и окружающих;
- работают профессионалы, способные достаточно точно определять предел учебных возможностей учащихся, регулировать учебную, эмоциональную, интеллектуальную, физическую нагрузки, исключать или минимизировать факторы, наносящие ущерб их соматическому, психическому, социальному и духовно-нравственному здоровью;
- в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного лицея включены профессора, доценты кафедр; ряд элективных курсов, лабораторных практикумов проводятся на лабораторной базе институтов университетского комплекса; в качестве научных руководителей выпускных исследовательских работ по профилю обучения учащихся закреплены члены профессорско-преподавательского коллектива кафедр институтов университета на условиях почасовой оплаты;
- образовательная система лицея, включая рейтинго-балльную оценку знаний лицеистов, адаптирована к системе обучения на программах высшего профессионального образования, что обеспечивает преемственность и высокий уровень адаптации выпускников лицея при реализации образовательного маршрута в условиях университетского комплекса;
- в большей степени реализуется вероятность формирования у учащейся молодёжи валео-установок, благоприятного отношения к развивающим средам, приобщению обучающихся к культуре здоровья, созданию индивидуальных образовательно-оздоровительных маршрутов, осуществлению патронажа их оптимального индивидуального развития;
- большие возможности формирования у учащейся молодёжи социальной состоятельности, развития жизненно необходимых навыков: самофутурирования, оптимального социального функционирования, социального партнёрства, стрессоустойчивости, проактивного поведения, конструктивного разрешения конфликтов, ведения здорового образа жизни;
- выше шанс сформировать у воспитанников понимание своего качества жизни, позитивной картины мира, ощущение удовлетворённости, поддержания и стимуляции личной продуктивной деятельности, которая приносит наивысшее удовлетворение и генерируется как внутренняя потребность и созидательная активность преобразования себя и окружающего мира;
- в большей степени реализуется возможность управления процессом форсирования социальной состоятельности воспитанника, поскольку пространство социального партнёрства насыщено разнообразными возможностями для самореализации, предоставляет условия для создания прецедентов использования развивающего потенциала других структурных подразделений, входящих в университетский комплекс (институты, филиалы, колледжи, спортивный комплекс и развивающие центры, студенческая поликлиника) и транспозиции вариативных образовательных функций с целью максимального удовлетворения потребностей и запросов обучающихся, их родителей, сбалансировать самооценку, повысить позитивность самовосприятия, проектировать персональный жизненный маршрут, включая будущую профессиональную карьеру.
Лицеист, включаясь в сложное поликультурное социальное пространство университетского комплекса, приобретает партнерские навыки, развивает способности адаптации к новым условиям, «отрабатывает» поведенческий репертуар, учится строить свое поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями и моделировать ситуации, конструктивно управлять конфликтами, брать на себя ответственность за результаты собственных действий (или бездействия) и т.п. От того, какая в университетском комплексе сформирована субкультурная среда, насколько психологически комфортно ученик себя в ней ощущает, насколько чувствует себя состоятельным (и не только в учебной деятельности, но и в социальных практиках, самоуправлении, дополнительном образовании) зависит его отношение к университету, лицею, окружающим, самому себе, а впоследствии и его будущее. Образовать человека - значит помочь ему стать подлинным субъектом культуры и социальным проектировщиком своей собственной жизни, социально-личностной успешности, научить жизнетвор-честву, жизнеутверждению, самофутурированию, самосозиданию.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута лицеиста важным является определение препятствий, «социально-психологических порогов» в развитии и саморазвитии подростка с целью принятия упреждающих организационных и социально-педагогических, психологических мер. Опираясь на знание индивидуальных особенностей обучающегося, педагоги должны обеспечить условия устранения или минимизации вредоносных «препятствий», компенсацию «выпадающих» из стандарта (нормы) свойств и качеств субъекта деятельности и общения посредством конструирования и активизации «пакета» индивидуально подобранных вариативных образовательных транспозитивных функций. Весьма значительна роль самого подростка и его тактичного «вкручивания» в процесс самостоятельного выбора деятельностей при корректном социально-психологическом патронаже взрослых. Своевременно созданные учителями ситуации выбора самореализации в учебной, творческой, спортивной, социально значимой деятельности, участия в научно-исследовательских проектах - плацдарм успеха и удовлетворения потребности стать уважаемым, принятым, состоявшимся членом общества. Это является гарантом эффективной социализации, фактором позитивного самовосприятия, «наращивания» самоуважения, формирования социальной состоятельности, оптимизации качества жизни.
«Важнейшей задачей современного образования должно стать обучение детей (учащейся молодёжи) управлению качеством своей жизни как одного из признаков социальной состоятельности. В качестве социальных «инструментов» управления используются: разумная предприимчивость в самостроительстве, саморегуляции; определение оптимальной стратегии поведения в конкретной ситуации; эффективная (уточняем - не эффектная, а именно эффективная для восприятия окружающих) самопрезентация личности; выстраивание социально-партнёрских отношений; позитивное преобразование мира вокруг себя и себя в этом мире; управление конфликтами, минимизация или исключение их деструктивности. Указанные выше социальные «инструменты»-навыки обеспечивают оптимальность функционирования личности в социуме, нивелируя физические и иные недостатки, продуцируя позитивное самовосприятие и чувство удовлетворения результатами своей деятельности, наращивание самоуважения, оптимум качества своей жизни. Грамотное социальное проектиро-
вание качества жизни учащейся молодёжи (уточняем - при непосредственном участии школьника как субъекта этого процесса) выступает в качестве гаранта безопасной социализации, фактора позитивного самовосприятия, «наращивания» самоуважения» [4; с.21].
Практика специалистов-единомышленников показывает, что условиями формирования социальной состоятельности учащихся являются: включение общеобразовательного лицея в пространство социального партнерства университетского комплекса; установление эффективных взаимоотношений с партнёрами - структурными подразделениями вуза на взаимовыгодных условиях; формирование культуры партнёрских отношений у всех субъектов образовательного процесса; поиск потенциальных внешних партнёров, способных обеспечить максимальное раскрытие природой заложенных способностей, интересов и потребностей обучающихся лицея, оформление договорных взаимоотношений; гармонизация процессов социализации и индивидуализации личности обучающихся; расширение социальной практики лицеистов; создание в структурном подразделении правового поля, посредством которого создается ученическое гражданское сообщество.
Начинать строить гражданское общество необходимо со школьной скамьи, с формирования безопасной развивающей образовательной среды для всех субъектов учебно-воспитательного процесса, приобретения подростками опыта расширения социальной практики, конструктивного управления конфликтами, способствующего установлению эффективного социального партнёрства, предоставление возможностей для наращивания социально-личностной успешности и человеческого капитала.
В качестве социального партнера могут выступать как отдельные личности (ученики, учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели кафедр институтов, родители лицеистов, представители общественных организаций), так и целые группы, сообщества (ученические, творческие и спортивные детские коллективы, органы детского самоуправления). В качестве социальных партнёров также выступают структурные подразделения, входящие в университетский комплекс Тюменского государственного нефтегазового университета (институты и кафедры, колледжи, филиалы, спортивный комплекс, студенческая поликлиника и т. д.). Партнёрами могут становиться и не входящие в университетский комплекс, т. е. внешние субъекты социального партнёрства: другие общеобразовательные учреждения, предприятия, общественные организации, учреждения дополнительного образования и т. д.
При управлении совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в условиях социального партнерства университетского комплекса следует руководствоваться следующими принципами:
- добровольности, что предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, а в случае необходимости - выхода из реализуемого проекта;
- кооперативности, предполагающего равноправное включение субъектов в совместную деятельность по реализации предлагаемого проекта;
- самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- самодеятельности, выражающейся в формуле: С+С+С+С=У (сами планируем, сами готовим, сами проводит и сами анализируем равняется успеху);
- сотворчества, реализующегося в совместном творчестве всех субъектов партнерского проекта;
- стабильности;
- соучастия всех субъектов социального партнерства, предупреждающего доминантное положение взрослых: учителей, преподавателей кафедр, читающих элективные курсы и выступающих в качестве научных руководителей выпускных исследовательских работ учащихся по профилю их обучения и руководителей научно-исследовательских работ, администрации лицея и в целом университета, представителей родительской общественности;
- открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставление возможности расширения круга заинтересованных в проекте лиц;
- гуманистической направленности, т.е. принятия субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
- толерантности, предполагающей высокую степень терпимости и приятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
- посильности и соответствия возрастным особенностям;
- общественной значимости. Проекты, реализуемые в условиях социального партнерства, должны иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (учебной группы, лицея, института, вуза, города, области, региона, страны и т.д.) [5].
Представленные соображения определяют актуальность концепции и исследовательского проекта, ориентированных на разработку конкретного педагогического феномена - формирования социальной состоятельности учащихся в условиях пространства социального партнерства университетского комплекса.
В основу проекта «Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса» заложены идеи В. А.Красилова о построении взаимоотношений в человеческом обществе на основе сотрудничества, диалога, партнерства, перехода от сохранения группы к сохранению индивида; учтена необходимость максимального развития индивидуальности. В основу проектирования легли идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального
развития, его концепции «справедливого сообщества»; идеи возрастно-психологического подхода в обучении в старшей школе (В. В. Башев, Л. С. Выготский, А. В. Лученков, П. А. Сергоманов, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин). Использованы принципы нравственной психологии (А. Гармаев, Б. С. Братусь); положение о развитии личности как субъекте деятельности и общения через психологические механизмы: пер-сонализацию, стереотипизацию, рефлексию (Н. А. Алексеев); учение о роли коллектива в развитии личности (И. П. Иванов, А. С. Макаренко); положение об организации социальной работы с учащимися по месту их жительства (В. Г. Бочарова, В. Н. Гуров и др.); учение о механизмах возникновения и развития конфликтной, кризисной ситуации (А. Гостюшин, Э. Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, Э. Э. Линчевский); положения теории и практики личностно ориентированного, гуманистического образования (Ш. А. Амо-ношвили, Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. П. Иванов, К. Роджерс, В. В. Сериков, В. А. Сухомлин-ский, Дж. Фрейберг, И. С. Якиманская); идеи о жизненно важных инициативах, содействующих здоровью и благополучию детей (Р. Вайсен, Дж. Оли, В. Эванс); идеи о развитии социального интеллекта (Дж. Хедланд, Р. Дж. Стенберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильямс, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко); идеи социально-личностного развития личности (В. И. Загвязинский, И. А. Маврина, О. В. Морева); идеи развития человека во взаимодействии с окружающей средой, как результата социализации, усвоения норм, саморазвития и самореализации (С. Ф. Анисимов, Л. Кольберг, Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик, А. Ю. Мясников, Г. А. Праздников, Р. Наторп, Х. Рихтер); идеи преобразования школ в полифункциональные образовательные учреждения с развёртыванием вариативных образовательных функций и социально-педагогического проектирования посредством их транспозиции (Н. А. Голиков); идея введения комплексного показателя «качество жизни воспитанников» как индикатора качества общего образования (Н. А. Голиков); идеи формирования социальной состоятельности детей и подростков (Н. А. Голиков); учитывались принципиальные педагогические позиции: рост самостоятельности и ответственности ученика для жизни в современном обществе; идеи планирования и прожектирования собственной образовательной и жизненной перспективы (О. Г. Баландин, В. В. Башев, Е. А. Енгурова, Т. В. Скретнева, Л. Г. Обросова, А. В. Лученков, И. В. Лютикова, Е. В. Недодел).
Основные характеристики исследования
Объект - процесс формирования социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в пространстве социального партнерства университетского комплекса.
Предмет - условия и средства формирования социальной состоятельности учащихся общеобразовательного лицея в пространстве социального партнерства университетского комплекса.
Цель исследования - разработать систему формирования социальной состоятельности учащихся общеобразовательного лицея в условиях пространства социального партнёрства университетского комплекса как фактора, влияющего на качество жизни и обеспечивающего оптимальную интеграцию в общество, адаптацию к обучению на программах высшего профессионального образования и новым, постоянно меняющимся социально-экономических условиям.
Основная идея: для формирования социальной состоятельности обучающихся и оптимизации качества их жизни следует сделать лицей не только инструментом познания, формой совместного проживания событий, но и площадкой развития позитивной картины мира, социальных компетенций, источником социально-личностной успешности, социального опыта и самореализации, обеспечения преемственности обучения на всех уровнях образования в условиях университетского комплекса.
Замысел: расширение вариативных образовательных функций лицея, преобразование его в полифункциональное структурное подразделение в условиях пространства социального партнерства университетского комплекса обеспечит формирование социальной состоятельности лицеистов, наращивание их человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья). Для этого необходимо наладить систему внутривузовских партнерских отношений разного уровня и характера: педагогический коллектив, профессорско-преподавательский состав кафедр институтов, ученический и студенческий коллективы; разновозрастные группы и диады; а также установить постоянные партнерские коммуникации с внешними агентами социализации: родителями, учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования, общественными объединениями, будущими работодателями (фирмами и компаниями).
Гипотеза исследования: если общеобразовательный лицей расширит инвариантные образовательные функции обучения, воспитания и развития вариативными транспозитивными функциями: сервисной, здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, правозащитной, культуросберегающей и культуросозидательной, персонологической, психотерапевтической и коррекционной, социально-педагогической поддержки и проектирования, профориентационной, реабилитационной, социальной защиты, комплексного сопровождения, компенсирующей, адаптационной, интеграционной, координационной функциями интегрируясь в пространство социального партнерства университетского комплекса, то можно сформировать конкурентоспособную, социально состоятельную, гармонично развитую личность выпускника, свободно ориентирующуюся в постоянно трансформирующихся социально-экономических условиях, способную оптимально самореализоваться и интегрироваться в общество, управлять качеством своей жизни, наращивая человеческий капитал. Для этого необходимо:
- организационно, методически, технологически, психологически подготовить потенциальных партнёров к взаимодействию в условиях социального партнёрства университетского комплекса, инкорпорируя представления в практику работы учителей, преподавателей вуза и администрации;
- расширение социальной практики учащихся внутри и вне лицея, включая лицейское самоуправление, посредничество (медиаторство), волонтёрство;
- формирование навыков гармоничного взаимодействия с партнерами, включая учителей лицея, педагогов дополнительного образования, преподавателей кафедр, родителей, наставников из общественных организаций, внешних агентов;
- запуск и интенсивное функционирование механизмов идентификации, рефлексии, интерио-ризации и персонализации в учебной, научно-исследовательской и спортивной, творческой, общественной деятельности;
- выработка партнерских навыков: развитие способности договариваться, инициативы и ответственности, взаимодействия и взаимосодействия, конструктивного управления конфликтами в собственной жизни, карьере, семье, обществе;
- обучение педагогов лицея социальному проектированию, транспозиции вариативных функций под конкретного воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей: уровня развития социального интеллекта, состояния здоровья, предела учебных возможностей и потребностей;
- обучение лицеистов навыкам самопроектирования, самофутурирования, управления качеством своей жизни.
Задачи исследования:
- выяснить условия организации образовательного процесса, ориентированного на гармоничное развитие личности обучающегося, наращивания его социальной состоятельности и человеческого капитала (капитала образования + капитала здоровья + капитала культуры) с учетом стартового состояния при зачислении в лицей и запросов потребителей образовательных услуг;
- отобрать и усовершенствовать, разработать социально-педагогические технологии, позволяющие формировать социальную состоятельность учащихся, обеспечивать оптимизацию качества жизни, управление процессами проектирования образования, включая проектирование индивидуального образовательного маршрута посредством транспозиции вариативных образовательных функций;
- выявить и отработать способы эффективной самореализации, самореабилитации, идентификации, рефлексии личности в условиях пространства социального партнерства университетского комплекса;
- обеспечить условия для развития способностей учащихся на основе создания условий для их адекватного самоопределения, своевременного выявления их потенциалов, используя возможности субъектов социального партнёрства университетского комплекса (кафедры, институты, развивающие центры, лаборатории НИИ, студенческую поликлинику) и внешних социальных партнёров (учреждений дополнительного образования, гимназии Тюменского государственного университета, других общеобразовательных учреждений г. Тюмени).
Это обеспечится за счет включения обучающихся общеобразовательного лицея в пространство социального партнёрства университетского комплекса, создания культурно и психологически насыщенной образовательной среды, развертывания многообразной социальной практики с предоставлением подростку права самостоятельного выбора, планирования и прожектирования собственной образовательной и жизненной перспективы и принятия решения. Корректное «вкручивание» подростков в ситуацию выбора способов и масштаба самореализации позволит активизировать процессы интериоризации (присвоения) значимых для субъекта ценностей и включенности в социальное партнерство, потребность стать социально активной, творческой, самобытной личностью (персонификация). При этом стимулируется нахождение способов реализации усвоенных установок и собственных инициатив в практической деятельности и общении с последующей рефлексией, а при преобладании положительных результатов - обобщение способов, стереотипизацией поведения.
Нами разработаны этапы реализации исследовательского проекта.
Организационно-подготовительный (январь 2012 года - сентябрь 2013 года). Основная задача - нацелить коллектив общеобразовательного лицея на переход к новой системе ориентиров в организации деятельности структурного подразделения университетского комплекса, направленных на установление истинно партнерских отношений со всеми субъектами образовательного процесса. Важным моментом является и подготовка лицеистов к партнерскому взаимодействию как внутри ученического коллектива, так и вне его. Инкорпорирование идей социального партнёрства, наращивания социальной состоятельности, человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья) и оптимизации качества жизни обучающихся как комплексного показателя качества образования у педагогов и преподавателей, задействованных в образовательном процессе.
Для этого необходимо:
- создать ядро активных единомышленников, представляющих различные категории субъектов образовательного процесса;
- ознакомить коллектив лицея с психолого-педагогической и социологической литературой по обозначенной проблеме в рамках самообразования, участия в работе психолого-педагогических семинаров и практикумов, коллоквиумов, читательских конференций и т. п.;
- провести пилотажное исследование;
- разработать модель преобразования лицея в полифункциональное структурное общеобразовательное подразделение университетского комплекса в условиях пространства социального партнерства;
- установить конкретные адреса потенциальных партнеров по реализации проекта формирования социальной состоятельности лицеистов в рамках университетского комплекса, на уровне города, региона, страны и зарубежа;
- сформировать план работы общеобразовательного лицея в новых условиях;
- провести ряд обучающих семинаров, практикумов для специалистов лицея по новой концепции структурного подразделения, расширить технологический репертуар учителей и преподавателей, задействованных в образовательном процессе лицея;
- разработать систему мониторинга структурного подразделения;
- создать диагностическую группу, обеспечивающую реализацию разработанной системы мониторинга, активными участниками ее могут быть сами лицеисты;
- провести организационно-разъяснительную, пропагандистскую работу с лицеистами, родительской общественностью об идее преобразования лицея в полифункциональное структурное подразделение в университетском комплексе посредством индивидуальной работы, организационно-деятельностных игр, родительских конференций;
- развернуть моделирование пространства социального партнерства, наращивая виды социальной практики, включая лицейское самоуправление и посредничество (медиаторство), волонтёрство, клубы по интересам, участие в создании и реализации общественно значимых социальных проектов и т.п.
Преобразующий (сентябрь 2013 года - август 2015 года). Основная задача - реализовать внедрение модели формирования социальной состоятельности учащихся в условиях преобразования лицея в полифункциональное структурное общеобразовательное подразделение и пространства социального партнерства университетского комплекса. Для этого необходимо:
- сформировать из специалистов общеобразовательного лицея, инициативной учащейся молодежи, родительской общественности творческий актив для реализации концептуальных установок и генерации новых идей и мер преобразования лицея в полифункциональное структурное общеобразовательное подразделение университетского комплекса в условиях пространства социального партнерства;
- уточнить систему психолого-педагогического и социального мониторинга;
- обеспечить условия для реализации концепции формирования социальной состоятельности и наращивания человеческого капитала учащихся лицея в условиях пространства социального партнерства университетского комплекса и осуществления опытно-экспериментальной работы (далее оЭр): использование системы стимулирования специалистов, непрерывное повышение социально-педагогической и психологической компетентности субъектов ОЭР, как социальных проектировщиков, менеджеров образовательного процесса, обеспечение ресурсами и т. п.;
- развернуть многовариативную социальную практику обучающихся лицея, обеспечить систему овладения навыками установления партнерских отношений, их поддерживания и дальнейшего развития с целью формирования социальной состоятельности;
- расширить пространство социального партнерства университетского комплекса, предоставить лицеистам право выбора видов деятельности, участия и инициации проектов, включая самоуправления и посредничество (медиаторство), волонтёрство, олимпиадное движение и т. д.;
- обеспечить осуществление постоянного мониторинга, в случае необходимости - внести изменения в замысел реализации данного проекта.
Итоговый (сентябрь 2015 года - август 2016 года). Основная задача - подвести итоги ОЭР за весь период, осуществить рефлексию полученного опыта, обобщить его результаты в отчете и публикациях различного уровня.
В проекте определены факторы риска и конкретные способы их профилактики, минимизации или устранения, критерии и показатели реализации цели и задач исследования.
Настоящий проект «Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса» предполагает исследование вопросов организации образовательного процесса и повышения качества образования в лицее, обеспечения формирования социальной состоятельности выпускников, их готовность к социальному партнерству, к продуктивному взаимодействию и наращиванию человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья). Сформированная социальная состоятельность позволит выпускникам стать конкурентоспособными на всех этапах жизненного пути, включая этап поступления на программы высшего профессионального образования, самореализации в профессии и интеграции в социум, качественном выполнении социальных ролей и оптимизировать качество своей жизни. Библиографический список
1. Тихвинский С. Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья. В кн. под ред. Сизова С. С., Ершова Г. Г. «Методология и социология педиатрии». СПб., 1991
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления (курс лекций). М., 2010
3. Голиков Н. А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. №11, С. 56 - 61
4. Голиков Н. А. Здоровье и качества жизни детей в условиях социальной турбулентности // Социология. 2012. № 3, С. 3-21
5. Голиков Н. А. Школа как пространство социального партнёрства. В кн. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С.103-121.
Исаченко Наталья Валентиновна,
и. о. директора МКОУ «Седельниковская СОШ № 1», с. Седельниково, Омская область [email protected]
Пушко Любовь Викторовна,
заместитель директора по УВР МКОУ «Седельниковская СОШ № 1», с. Седельниково, Омская область [email protected]
Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении. Новизна данного материала состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этим процессом в образовательном учреждении. Авторской находкой является использование так называемых предметных кейсов.
Ключевые слова: управление в ОУ, работа с одаренными учащимися, модель управления.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области реализует Программу «Все в наших руках».Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении, разработанную Исаченко Натальей Валентиновной, заместителем директора по УВР.
Срок реализации программы - 2010-2013 годы.
Срок реализации программы в данном учреждении - 2010-2013 годы.
Данная Программа направлена на реализацию требований президентской инициативы «Наша новая школа», в частности направления: развитие и поддержка одаренных обучающихся. При этом учитывается, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (учителя, педагоги дополнительного образования и родители), но и различные общественные, культурные, средства массовой информации. Также программа направлена на обеспечение согласованности действий между субъектами образовательного процесса и общественности в решении вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия. Востребованность программы видится авторами еще и в том, чтобы совместными усилиями школы, родителей и всех социальных партнеров превратить процесс обучения и воспитания в единый образовательный процесс (не обучение и воспитание, а обучение + воспитание), в котором ученику комфортно и интересно развиваться, получать знания и добывать их самим.
В Программе изложена актуальность выбранной темы, проведен проблемный анализ, поставлены цели и задачи. Изложены основные концептуальные положения. Названы и определены этапы реализации, критерии и показатели результативности реализации программы, рассмотрены предполагаемые результаты. Программа «Все в наших руках» включает пояснительную записку, цель и задачи развития и воспитания одаренных детей, ценностные установки развития и воспитания этих обучающихся, основные направления, содержание развития и воспитания обучающихся, планируемые результаты развития и воспитания одаренных обучающихся.
Новизна программы состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Авторской находкой является использование так называемых предметных кейсов, которые включают в себя предлагаемые учащимся конкурсы по предметным областям. Ученикам гораздо проще ориентироваться в огромном количестве предлагаемых различными организациями и структурами конкурсных мероприятий, когда они структурированы по предметам и срокам их выполнения, что значительно облегчает работу учителей-предметников (они могут сразу наметить план на год и предложить учащимся всевозможные варианты участия), классных руководителей. Родители тоже оценили эту находку - они сразу видят, где и когда могут поучаствовать их дети в течение учебного года.
Особое место в Программе отводится реализации таких направлений как: «Виртуальная школа одаренных детей», применение метода проектов в обучении и во внеурочной деятельности, который включает в себя исследовательскую деятельность учащихся, использование информационно-коммуникативных технологий, организацию их участия в сетевых интернет-проектах и телекоммуникационных инициативах. Обучение учащихся ведению «Дневника успеха» для одаренных де-тей)(наряду с тем, что все учащиеся школы ведут портфолио), изучение практических рекомендаций и советов Дейла Карнеги, знакомство с шестнадцатью правилами жизни Боба Парсонса, создание сценария жизни - это те ключики, которые открывают для детей двери успеха.
Вся деятельность участников Программы направлена на развитие у обучающихся высокого творческого потенциала, ценностного отношения к научным знаниям. Продуктивность реализации программы подтверждается следующими результатами:
- в сентябре 2010 года проведены родительские собрания, на которых обсуждался вопрос о выяснении ожиданий родителей обучающихся, их социального заказа;