Научная статья на тему 'Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам'

Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4142
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишова И. Е.

Одним из значимых элементов коммуникативной компетенции является социальная компетенция, формирование и развитие которой способствует приобщению учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Отсутствие подробного описания содержания социальной компетенции на иностранном языке затрудняет реализацию основной цели обучения иностранным языкам достижения определенного уровня развития коммуникативной компетенции, позволяющего использовать иностранный язык как средство общения и познания. В данной статье предлагается вариант содержания социальной компетенции на иностранном языке для начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетенции в процессе обучения иностранным языкам»

Оценивание - процедура, с помощью которой можно удостовериться, что разработанная методика эффективна. Безусловно, ученики - это лучшая испытательная аудитория; однако есть и другой способ: попросить коллег по предмету оценить разработку с целью выявить ее недостатки и изъяны до того, как она будет применяться в педагогической деятельности.

Таким образом, педагогический дизайн представляет собой сложное явление, которое воспринимается неоднозначно: как процесс, как дисциплина, как наука, как реальность и может одновременно выступать как модель обучения. Поэтому знакомство будущих педагогов с этим явлением позволит им лучше определить методы обучения, необходимые для реализации поставленной цели.

Но было бы неправильно утверждать, что педагогический дизайн есть то нововведение в сфере педагогического образования, которое решит все существующие проблемы. С одной стороны, мы можем вести речь о том, что педагогический дизайн может выступать средством организации учебного процесса, что он способен служить проводником модернизации образования и поэтому будущих

преподавателей необходимо знакомить с педагогическим дизайном как средством обучения. Однако, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы педагогика, дидактика, методика, лингводидактика составили конкуренцию педагогическому дизайну в процессе подготовки будущих учителей. Поэтому актуальной стала задача определения места педагогического дизайна в процессе совершенствования отечественного педагогического образования.

Сущность педагогического дизайна заключается, прежде всего, в разработке и реализации педагогических стратегий в процессе обучения, т.е. педагогический дизайн представляет собой процесс, через который педагог определяет лучшие методы обучения, преследуя поставленную цель.

Таким образом, мы предполагаем, что педагогический дизайн, будучи включенным в процесс подготовки учителей иностранных языков, ни в коей мере не будет дублировать базовые для педагогов науки, а реализует развитие умений продуктивного характера, развитие профессионально значимой мотивации и творческих способностей в учебной деятельности, сформирует личный опыт по реализации указанных целей обучения.

Литература

1. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы // Федеральный образовательный портал. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/175901.html

2. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам. М., 2004.

3. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. // Вопросы интернет-образования. http://vio.fio.ru/vio_10/cd_site/articles/art_1_19.htm

4. Кузнецова И.С. Педагогический дизайн // Теория и практика разработки современных учебных материалов, использования инновационных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Сборник материалов практического семинара национального фонда подготовки кадров. 19-23 сентяб. 2005 г. М., 2005.

5. Reference Guide for Instructional Design and Development, 2001. http://webstage.ieee.org/organizations/eab/tutorials/refguideForPdf/mms01.htm

И.Е. Шишова

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Цели обучения иностранным языкам являются ведущим компонентом системы обучения и заранее планируемым результатом деятельности по овладению иностранным языком, который достигается с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Цели формулируются исходя из потребностей общества в изучении иностранных языков в конкретный исторический период, под влиянием среды и условий обучения, и сами влияют на выбор содержания, форм, методов, средств обучения и контроля [4, с. 106].

В настоящее время формирование коммуникативной компетенции стало одной из главных целей обучения иностранному языку. Напомним, что коммуникативная компетенция сложна по своей структуре и включает ряд не менее важных компонентов (компетенций). Одним из таких значимых элементов является социальная компетенция, которая входит в состав социокультурной компетенции в отечественной методике обучения иностранным языкам и выделяется как самостоятельная компетенция в составе коммуникативной в зарубежной методи-

ке. Мы обратили особое внимание на социальную компетенцию, поскольку, с нашей точки зрения, именно формирование и развитие данной компетенции будет способствовать приобщению учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка, к системе социальных связей, усвоению определенных норм и ценностей, социальных влияний и отношений, которые позволят им стать полноправными членами общества, адаптироваться и действовать в существующей социальной среде [2, с. 266-268].

Необходимость детального рассмотрения содержания социальной компетенции, ее роли в обучении иностранному языку продиктована практикой. Довольно часто преподавателям и учителям иностранного языка приходится сталкиваться с ситуацией, когда учащиеся, имеющие большой запас активной иноязычной лексики, знающие, как строить монологическое высказывание, владеющие приемами работы с печатным текстом, бойко составляющие диалоги, легко оперирующие разнообразными сведениями об истории, искусстве, традициях страны изучаемого языка, оказываются в затруднительном положении, когда необходимо выполнить какую-либо совместную работу, договориться о чем-то важном, спокойно отстоять свое мнение, понять и принять точку зрения собеседника, аргументированно, не затрагивая достоинства партнера по общению, объяснить неприемлемость его позиции или, наоборот, согласиться с чужим мнением. Многие знакомы с ситуациями, когда учащийся не желает отвечать, вступать в общение с преподавателем, учителем или с одноклассниками, боясь допустить ошибку, быть осмеянным, оказаться неуспешным или просто потому, что ему не хочется или не интересно ни с кем общаться. В этих случаях трудно говорить о развитии коммуникативной компетенции, поскольку учащиеся, хотя и владеют необходимыми знаниями и навыками, оказываются не способными применить их для решения определенных коммуникативных задач. Естественно, преподаватель и/или учитель иностранного языка старается найти выход из подобных ситуаций, показывая учащимся приемы разрешения конфликтов, воспитывая в них уважительное отношение к самим себе, к одноклассникам, к окружающим их людям, то есть решает очень важные и сложные воспитательные задачи. Общение с коллегами и собственный опыт показывают, что подобные трудности возникают довольно часто, но, как правило, систематической работы по предупреждению таких ситуаций не ведется. Такое положение дел натолкнуло на мысль о том, что должен быть какой-то показатель, регулирующий и регламентирующий формирование и развитие определенных личностных и поведенческих характеристик учащихся,

позволяющих им вступать в общение с другими людьми и эффективно решать коммуникативные задачи. Мы предположили, что таким показателем может быть социальная компетенция. Тот факт, что данная компетенция не осознается преподавателями как самостоятельная цель или задача обучения иностранному языку, а содержание данной компетенции не определено детально, в некоторой степени объясняет формальное отношение к ее формированию и развитию. Иными словами, отсутствие подробного описания содержания социальной компетенции затрудняет реализацию основной цели обучения иностранным языкам - достижения определенного уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Исходя из вышеизложенного, нам представляется возможным предложить вариант содержания социальной компетенции на иностранном языке и формы его реализации на примере начальной школы. Начальный этап обучения иностранном у языку нами выбран потому, что именно в этот период закладываются базовые знания, формируются и развиваются умения, способности и качества, которые послужат основой для дальнейшего развития данной компетенции и личности в целом.

Итак, социальная компетенция - это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, сформированных коммуникативных способностей и качеств личности. Э.Г Азимов и А.Н. Щукин замечают, что социальная компетенция обусловлена наличием желания, потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по общению, а также собственной самооценкой, умением ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею [1, с. 333]. Иными словами, социальная компетенция обеспечивает взаимодействие и общение человека с другими людьми и, следовательно, формируется, развивается и реализуется в социуме, в социальной ситуации (в контексте). Социальная компетенция, как и любая другая, имеет возрастную динамику и возрастную специфику. Отсюда вытекает определение цели формирования социальной компетенции: сформировать социальную компетенцию - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.

Исходя из определения социальной компетенции и цели ее формирования, можно выделить структурные компоненты содержания данной ком-

петенции, а именно: знания (языковые и социальные); умения (речевые и социальные); качества личности (личностные характеристики) и способности.

Поскольку социальная компетенция формируется в социальном контексте и соотносится с возрастными и личностными особенностями обучаемых, то отбор содержания должен осуществляться с учетом возрастных задач и ситуаций общения, в которых происходят социализация учащихся, освоение ими правил и норм социального поведения, способов взаимодействия и эффективного общения. Исходя из этого определим сферы общения младшего школьника:

- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;

- сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;

- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;

- сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, в транспорте, во время путешествий.

Каждая сфера общения включает определенный набор ситуаций, которые младший школьник должен «прожить» (проиграть) для того, чтобы приобрести необходимый опыт социального общения, реализовать свои знания и сформированное на их основе умение общаться. Иными словами, мы предлагаем определять содержание социальной компетенции не лексической темой, а ситуациями из соответствующей сферы общения, которые могут быть соотнесены с одной или с несколькими лексическими темами.

Как уже указывалось выше, знания, составляющие социальную компетенцию, могут быть языковыми и социальными, а умения, соответственно, речевыми и также социальными. Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в программах по иностранному языку. Область социальных знаний, например, подробно освещена в разделе «Коммуникативно-речевой репертуар. Речевые этикетные формы» программы В.В. Сафоновой «Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков. 1-4 классы» [3, с. 26-30], где предлагаются ситуации для решения таких речевых задач, как: приветствие и ответы на приветствие; представление себя и других людей; обращение к людям разного возраста и статуса; привлечение внимания; советы и предостережения; побуждение (приглашение) к действию и выражение согласия / несогласия выполнить действие; выражение благодарности и ответа на нее и так далее. Учащиеся должны знать, как решить такие задачи.

К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит, и т. п.

Также к области социальных умений на иностранном языке можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения; вступать в контакт и поддерживать его; умение уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения. К данному перечню умений можно добавить умение принять точку зрения собеседника; умение аргументированно пояснить свою точку зрения; умение не допускать и решать конфликтные ситуации в общении; умение критично относиться к своим действиям и высказываниям.

На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам младшего школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.

В содержание социальной компетенции мы предлагаем также включить менее разработанный компонент - способности, которые могут проявиться уже у младших школьников и которые можно оценить по степени их выраженности: способность вступать в общение как со сверстниками, так и со взрослыми (инициировать общение); способность поддерживать общение; способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого); способность к сопереживанию; способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения; способность строить свое общение с учетом внешних условий; способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух); способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность к отстаиванию своей позиции; способность контролировать свое поведение.

Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие; любознательность; порядочность (нравственность); открытость; наблюдательность; толерантность; такт; терпение; правдивость; ответственность; настойчивость; воля; решительность; саморегуляция (организованность, дисциплинированность).

В качестве форм работы по формированию социальной компетенции на иностранном языке можно предложить активное использование на занятии инсценировок, ролевых игр, уроков-экскурсий, уроков -путешествий, конференций. Большую роль в

решении данной задачи могут сыграть внеклассные формы работы, например «Ярмарка идей». Опыт проведения такой ярмарки для школьников юго-западного округа Москвы показывает, что учащиеся начальной школы активно участвуют в этом виде деятельности, на практике реализуют свои языковые и речевые социальные знания и умения на иностранном и родном языках, проявляя при этом свои лучшие личностные качества и способности.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие социальной компетенции как цели обучения иностранному языку, определение ее содержания, средств формирования и контроля за уровнем ее развития на всех этапах обучения позволят повысить эффективность обучения иностранному языку и в полной мере реализовать мощный воспитательный и развивающий потенциал данного предмета.

Литература

1. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

3. Сафонова В.В. Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков. 1-4 классы начальной школы. Программа.

М., 1996.

4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.