Оценивание - процедура, с помощью которой можно удостовериться, что разработанная методика эффективна. Безусловно, ученики - это лучшая испытательная аудитория; однако есть и другой способ: попросить коллег по предмету оценить разработку с целью выявить ее недостатки и изъяны до того, как она будет применяться в педагогической деятельности.
Таким образом, педагогический дизайн представляет собой сложное явление, которое воспринимается неоднозначно: как процесс, как дисциплина, как наука, как реальность и может одновременно выступать как модель обучения. Поэтому знакомство будущих педагогов с этим явлением позволит им лучше определить методы обучения, необходимые для реализации поставленной цели.
Но было бы неправильно утверждать, что педагогический дизайн есть то нововведение в сфере педагогического образования, которое решит все существующие проблемы. С одной стороны, мы можем вести речь о том, что педагогический дизайн может выступать средством организации учебного процесса, что он способен служить проводником модернизации образования и поэтому будущих
преподавателей необходимо знакомить с педагогическим дизайном как средством обучения. Однако, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы педагогика, дидактика, методика, лингводидактика составили конкуренцию педагогическому дизайну в процессе подготовки будущих учителей. Поэтому актуальной стала задача определения места педагогического дизайна в процессе совершенствования отечественного педагогического образования.
Сущность педагогического дизайна заключается, прежде всего, в разработке и реализации педагогических стратегий в процессе обучения, т.е. педагогический дизайн представляет собой процесс, через который педагог определяет лучшие методы обучения, преследуя поставленную цель.
Таким образом, мы предполагаем, что педагогический дизайн, будучи включенным в процесс подготовки учителей иностранных языков, ни в коей мере не будет дублировать базовые для педагогов науки, а реализует развитие умений продуктивного характера, развитие профессионально значимой мотивации и творческих способностей в учебной деятельности, сформирует личный опыт по реализации указанных целей обучения.
Литература
1. Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы // Федеральный образовательный портал. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/175901.html
2. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам. М., 2004.
3. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. // Вопросы интернет-образования. http://vio.fio.ru/vio_10/cd_site/articles/art_1_19.htm
4. Кузнецова И.С. Педагогический дизайн // Теория и практика разработки современных учебных материалов, использования инновационных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Сборник материалов практического семинара национального фонда подготовки кадров. 19-23 сентяб. 2005 г. М., 2005.
5. Reference Guide for Instructional Design and Development, 2001. http://webstage.ieee.org/organizations/eab/tutorials/refguideForPdf/mms01.htm
И.Е. Шишова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Цели обучения иностранным языкам являются ведущим компонентом системы обучения и заранее планируемым результатом деятельности по овладению иностранным языком, который достигается с помощью различных приемов, методов и средств обучения. Цели формулируются исходя из потребностей общества в изучении иностранных языков в конкретный исторический период, под влиянием среды и условий обучения, и сами влияют на выбор содержания, форм, методов, средств обучения и контроля [4, с. 106].
В настоящее время формирование коммуникативной компетенции стало одной из главных целей обучения иностранному языку. Напомним, что коммуникативная компетенция сложна по своей структуре и включает ряд не менее важных компонентов (компетенций). Одним из таких значимых элементов является социальная компетенция, которая входит в состав социокультурной компетенции в отечественной методике обучения иностранным языкам и выделяется как самостоятельная компетенция в составе коммуникативной в зарубежной методи-
ке. Мы обратили особое внимание на социальную компетенцию, поскольку, с нашей точки зрения, именно формирование и развитие данной компетенции будет способствовать приобщению учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка, к системе социальных связей, усвоению определенных норм и ценностей, социальных влияний и отношений, которые позволят им стать полноправными членами общества, адаптироваться и действовать в существующей социальной среде [2, с. 266-268].
Необходимость детального рассмотрения содержания социальной компетенции, ее роли в обучении иностранному языку продиктована практикой. Довольно часто преподавателям и учителям иностранного языка приходится сталкиваться с ситуацией, когда учащиеся, имеющие большой запас активной иноязычной лексики, знающие, как строить монологическое высказывание, владеющие приемами работы с печатным текстом, бойко составляющие диалоги, легко оперирующие разнообразными сведениями об истории, искусстве, традициях страны изучаемого языка, оказываются в затруднительном положении, когда необходимо выполнить какую-либо совместную работу, договориться о чем-то важном, спокойно отстоять свое мнение, понять и принять точку зрения собеседника, аргументированно, не затрагивая достоинства партнера по общению, объяснить неприемлемость его позиции или, наоборот, согласиться с чужим мнением. Многие знакомы с ситуациями, когда учащийся не желает отвечать, вступать в общение с преподавателем, учителем или с одноклассниками, боясь допустить ошибку, быть осмеянным, оказаться неуспешным или просто потому, что ему не хочется или не интересно ни с кем общаться. В этих случаях трудно говорить о развитии коммуникативной компетенции, поскольку учащиеся, хотя и владеют необходимыми знаниями и навыками, оказываются не способными применить их для решения определенных коммуникативных задач. Естественно, преподаватель и/или учитель иностранного языка старается найти выход из подобных ситуаций, показывая учащимся приемы разрешения конфликтов, воспитывая в них уважительное отношение к самим себе, к одноклассникам, к окружающим их людям, то есть решает очень важные и сложные воспитательные задачи. Общение с коллегами и собственный опыт показывают, что подобные трудности возникают довольно часто, но, как правило, систематической работы по предупреждению таких ситуаций не ведется. Такое положение дел натолкнуло на мысль о том, что должен быть какой-то показатель, регулирующий и регламентирующий формирование и развитие определенных личностных и поведенческих характеристик учащихся,
позволяющих им вступать в общение с другими людьми и эффективно решать коммуникативные задачи. Мы предположили, что таким показателем может быть социальная компетенция. Тот факт, что данная компетенция не осознается преподавателями как самостоятельная цель или задача обучения иностранному языку, а содержание данной компетенции не определено детально, в некоторой степени объясняет формальное отношение к ее формированию и развитию. Иными словами, отсутствие подробного описания содержания социальной компетенции затрудняет реализацию основной цели обучения иностранным языкам - достижения определенного уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Исходя из вышеизложенного, нам представляется возможным предложить вариант содержания социальной компетенции на иностранном языке и формы его реализации на примере начальной школы. Начальный этап обучения иностранном у языку нами выбран потому, что именно в этот период закладываются базовые знания, формируются и развиваются умения, способности и качества, которые послужат основой для дальнейшего развития данной компетенции и личности в целом.
Итак, социальная компетенция - это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, сформированных коммуникативных способностей и качеств личности. Э.Г Азимов и А.Н. Щукин замечают, что социальная компетенция обусловлена наличием желания, потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по общению, а также собственной самооценкой, умением ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею [1, с. 333]. Иными словами, социальная компетенция обеспечивает взаимодействие и общение человека с другими людьми и, следовательно, формируется, развивается и реализуется в социуме, в социальной ситуации (в контексте). Социальная компетенция, как и любая другая, имеет возрастную динамику и возрастную специфику. Отсюда вытекает определение цели формирования социальной компетенции: сформировать социальную компетенцию - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.
Исходя из определения социальной компетенции и цели ее формирования, можно выделить структурные компоненты содержания данной ком-
петенции, а именно: знания (языковые и социальные); умения (речевые и социальные); качества личности (личностные характеристики) и способности.
Поскольку социальная компетенция формируется в социальном контексте и соотносится с возрастными и личностными особенностями обучаемых, то отбор содержания должен осуществляться с учетом возрастных задач и ситуаций общения, в которых происходят социализация учащихся, освоение ими правил и норм социального поведения, способов взаимодействия и эффективного общения. Исходя из этого определим сферы общения младшего школьника:
- сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому;
- сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;
- сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по интересам;
- сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, в транспорте, во время путешествий.
Каждая сфера общения включает определенный набор ситуаций, которые младший школьник должен «прожить» (проиграть) для того, чтобы приобрести необходимый опыт социального общения, реализовать свои знания и сформированное на их основе умение общаться. Иными словами, мы предлагаем определять содержание социальной компетенции не лексической темой, а ситуациями из соответствующей сферы общения, которые могут быть соотнесены с одной или с несколькими лексическими темами.
Как уже указывалось выше, знания, составляющие социальную компетенцию, могут быть языковыми и социальными, а умения, соответственно, речевыми и также социальными. Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в программах по иностранному языку. Область социальных знаний, например, подробно освещена в разделе «Коммуникативно-речевой репертуар. Речевые этикетные формы» программы В.В. Сафоновой «Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков. 1-4 классы» [3, с. 26-30], где предлагаются ситуации для решения таких речевых задач, как: приветствие и ответы на приветствие; представление себя и других людей; обращение к людям разного возраста и статуса; привлечение внимания; советы и предостережения; побуждение (приглашение) к действию и выражение согласия / несогласия выполнить действие; выражение благодарности и ответа на нее и так далее. Учащиеся должны знать, как решить такие задачи.
К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит, и т. п.
Также к области социальных умений на иностранном языке можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения; вступать в контакт и поддерживать его; умение уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения. К данному перечню умений можно добавить умение принять точку зрения собеседника; умение аргументированно пояснить свою точку зрения; умение не допускать и решать конфликтные ситуации в общении; умение критично относиться к своим действиям и высказываниям.
На наш взгляд, указанные социальные знания и умения вполне соответствуют социальным задачам младшего школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.
В содержание социальной компетенции мы предлагаем также включить менее разработанный компонент - способности, которые могут проявиться уже у младших школьников и которые можно оценить по степени их выраженности: способность вступать в общение как со сверстниками, так и со взрослыми (инициировать общение); способность поддерживать общение; способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого); способность к сопереживанию; способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения; способность строить свое общение с учетом внешних условий; способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух); способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность к отстаиванию своей позиции; способность контролировать свое поведение.
Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие; любознательность; порядочность (нравственность); открытость; наблюдательность; толерантность; такт; терпение; правдивость; ответственность; настойчивость; воля; решительность; саморегуляция (организованность, дисциплинированность).
В качестве форм работы по формированию социальной компетенции на иностранном языке можно предложить активное использование на занятии инсценировок, ролевых игр, уроков-экскурсий, уроков -путешествий, конференций. Большую роль в
решении данной задачи могут сыграть внеклассные формы работы, например «Ярмарка идей». Опыт проведения такой ярмарки для школьников юго-западного округа Москвы показывает, что учащиеся начальной школы активно участвуют в этом виде деятельности, на практике реализуют свои языковые и речевые социальные знания и умения на иностранном и родном языках, проявляя при этом свои лучшие личностные качества и способности.
В заключение хотелось бы отметить, что принятие социальной компетенции как цели обучения иностранному языку, определение ее содержания, средств формирования и контроля за уровнем ее развития на всех этапах обучения позволят повысить эффективность обучения иностранному языку и в полной мере реализовать мощный воспитательный и развивающий потенциал данного предмета.
Литература
1. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.
3. Сафонова В.В. Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков. 1-4 классы начальной школы. Программа.
М., 1996.
4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М., 2004.