СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 329.78
Окушко Татьяна Константиновна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина
e-mail:[email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования социальной инициативности подростков в детском общественном объединении. Определены направления реализации проблемы в контексте исследования. Представлены промежуточные результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: детские общественные объединения, социальная инициативность, социальная активность, детские инициативы, социальная ответственность, подростки, деятельность.
Современное глобализированное общество характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Вследствие этого актуализируется проблема воспитания социально инициативной личности, поскольку современное общество нуждается в социально зрелой и инициативной молодежи, ориентированной на позитивную самореализацию, конкурентнос-пособной и готовой к творческому преобразованию окружающего мира. Это ставит перед современными молодыми людьми задачу быть более мобильными, обладать умениями опережающего и гибкого реагирования на возникающие проблемы, нахождения путей их решения. Достичь этого возможно путем личностного самосовершенствования и социального самовыражения, и в первую очередь благодаря собственной активности и инициативности.
Инициативный подросток будет иметь больше шансов на успешное самоопределение и самореализацию в жизни благодаря развитым личностным качествам и полученному социальному опыту. Существенно способствует формированию социальной инициативности подростков их участие в деятельности разнообразных детских содружеств, детских общественных организаций и объединений.
Сегодня в Украине официально зарегистрировано 1857 детских общественных организаций, среди которых: четыре международных, 29 детских общественных организаций всеукраинского уровня, 1515 центральных органов с местным статусом «организация областного и местного уровней», 342 ячеек всех уровней [1, с. 24]. В 2013 году вступил в силу новый Закон Украины «Об общественных организациях», который заменил предыдущий Закон «Об объединениях граждан». В новый Закон внесены существенные изменения по процедурам регистрации и отчетности общественных объединений, определению их статусности, и др.
Исследование проблемы социальной инициативности не является новым направлением в педагогической науке. Еще в 60-70 гг. прошлого века были подготовлены научные труды, посвященные анали-
зу данного вопроса в деятельности пионерской и комсомольской организаций, развития социальной инициативности детей и ученической молодежи в процессе общественно полезной деятельности, самодеятельности и самоуправления. Это нашло отражение в работах ученых (М. Богуславский, Б. Вуль-фов, М. Говоров, И. Гордин, А. Кирпичник, В. Ку-динов, В. Лебединский, А. Лутошкин, Т. Мальковс-кая, Л. Новикова, Е. Погонина, В. Теплинский, П. Су-ховейко, Л. Уманский, Б. Ширвидт, и др.).
В течение последнего десятилетия значительно повысился интерес педагогической науки к проблеме формирования социальной инициативности детей и молодежи, анализу отечественного и зарубежного опыта деятельности детских общественных организаций в целом и развитию детской инициативности в них в частности.
Для украинской педагогической науки особенно ценными являються работы российских ученых по проблемам детского движения: Л. Алиевой, М. Богуславского, А. Кирпичника, Б. Куприянова, О. Волохова, О. Коршуновой, В. Кудинова, М. Куль-пединовой, Р. Литвак, Е. Мальцевой, С. Петухова, К. Радиной, Т. Трухачевой, Т. Ромм и др.
В Украине различные аспекты деятельности детских общественных организаций исследовали О. Безпалько, О. Боровец, С. Диба,Ю. Жданович, О. Касьянова, О. Лисовец, Р. Охримчук, О. Пана-гушина, Ж. Петрочко, Ю. Полищук, Л. Романовская, С. Чернета и др.
Для нашего исследования особый научный интерес представляют работы по проблеме инициативности российских учених М. Богулавского, Т. Борисовой, С. Лесниковой, С. Гиля, С. Тетерс-кого, М. Галагузовой, И. Тигровой и других. Следует отметить, что социальная инициативность не была предметом системного анализа украинских ученых в новых социокультурных условиях, она рассматривалась преимущественно в контексте проблемы развития социальной активности детей и ученической молодежи, развития инициативы в учебной деятельности (Н. Тертычная, А. Сорока,
190
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Окушко Т.К., 2014
А. Трошкин, Е. Старинская и др.). Однако заметим, что активность человека изменчива и динамична. Активность и инициативность - взаимообусловленные качества, и предпосылкой инициативности является активность личности. Но и инициативность, в свою очередь, выступает своеобразным катализатором воспитания, взращивания еще более активной, деятельной, ответственной личности.
Инициатива (франц. initiative, от лат. initium -начало) - начинание, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в любых действиях; предприимчивость, способность к активным действиям. В педагогической литературе инициатива объясняется как черта личности, которая характеризуется способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям. В работах К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухо-млинского инициативность рассматривалась как готовность к личному почину в собственной деятельности. Э. Эриксоном инициативность трактуется как особенность поведения, а социальная инициативность как руководящая роль в какой-либо деятельности, т.е. лидерство.
Во многих исследованиях феномена инициативности отмечается, что без развития самостоятельности и самодеятельности невозможно воспитание инициативы личности. Социальная инициативность предусматривает готовность субъекта к социально значимым действиям, добровольной помощи другим людям, выявлению сочувствия и поддержки, реализации добрых дел и т.д. Как утверждают многие ученые, инициативность - это: а) способность выражать прогрессивные творческие идеи в процессе активной деятельности, степень активного участия в ней; б) способность к оригинальным действиям, побуждение к новым формам деятельности, почин, стремление к самостоятельным действиям, ненормативная деятельность, чувство нового, изобретательность, остроумие, склонность, к преобразующей деятельности. Под социальной инициативой (Р. Немов) понимается устойчивое качество личности, которое отображает отношение человека к труду, обществу, общественно полезной деятельности, это побуждение к деятельности, которое направляет энергию человека на: 1) общественно значимые активные действия; 2) совокупность действий относительно выдвижения, утверждения, распространения и практической реализации социально значимой идеи, сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляемой субъектом [3; 5].
Анализ классификации видов, типов выявления инициативы (М. Богуславский, Т. Борисова, Л. Новикова, М. Говоров, Р. Немов, С. Тетерский, С. Гиль, О. Погонина, И. Плотник, М. Степашов и др.) позволяет выделить две группы признаков: 1) инициативность как личностный почин, готовность к инициативным действиям (идет речь о желании, начале процесса продуцирования идей); 2) иници-
ативность как стремление к новому, потребность инициировать и достигать цели без внешнего стимулирования (как личностное качество, готовность к инициированию и воплощению новых идей).
Сегодня в украинской науке наблюдается полисемия в трактовании понятия «социальная инициативность», его структура и содержание недостаточно разработаны, не обоснован процесс формирования социальной инициативности детей и молодежи в современных условиях.
Актуальность и теоретико-методическая неразработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование социальной инициативности подростков в детском объединении», которая в 2013 году начата коллективом лаборатории детских объединений Института проблем воспитания НАПН Украины.
Анализ теории и практики по исследуемой проблеме свидетельствует о наличии противоречий между :
- потребностью общества в социально зрелой личности и отсутствием адекватного современным требованиям научного обоснования воспитания социальной инициативности детей и подростков;
- необходимостью формирования у подрастающего поколения социальной инициативности как общественно востребованного качества, направленности личности и недостаточной реализацией этого процесса в социальной практике детских общественных объединений и организаций;
- объективной потребностью создания соответствующих социально-педагогических условий воспитания социальной инициативности детей и подростков и недостаточностью технологического обеспечения этого процесса;
- общественной значимостью формирования социальной инициативности у подростков и ограниченными возможностями ее практической реализации в деятельности детских общественных объединений;
- тенденцией роста количества детских общественных организаций на всех уровнях и отсутствием системы подготовки кадров и социально-педагогической поддержки их деятельности.
Ключевым аспектом исследования является сравнение опыта формирования социальной инициативности подростков в современных детских общественных организациях и объединениях разных направлений, которые действуют в Украине. В частности, скаутских, природоохранного направления, юных спасателей, творческих детских объединений, ячейках федерации детских объединений Украины, объединениях ученического самоуправления и др. Логикой исследования предусматривается изучение особенностей формирования и выявления социальной инициативности в подростковом возрасте, определение и экспериментальная проверка социально-педагогических условий, благоприятных для формирования социальной иници-
СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
ативности детей, разработка и апробация современных методов, форм и технологий формирования социальной инициативности подростков в детском объединении.
Анализ результатов опроса подростков - членов различных общественных объединений (всего 351 чел., 109 мальчиков, 242 девочки) свидетельствует: 97,12% подростков считают, что детское общественное объединение помогает развитию социальной инициативности, 89,10% - что их деятельность в общественном объединении направлена на решение социальных проблем. Нас так же интересовали ответы подростков на вопрос: «Что послужило мотивом для инициирования общественных дел?». 36,34% участников опроса отметили, что имеют много собственных идей, и это помогает им стать более увереными в себе; 17,73% респондентов получают удовлетворение от реализованного общественного дела; 14,39% - нравится быть лидером; 11,92% - нравится принимать на себя ответственность.
Анализ ответов на вопрос о том, почему подростки не проявляют инициативу, показал, что 13,51% респондентов не видят возможности для ее проявления, контроль результатов их активности остается за взрослыми; 24,32% боятся, что инициатива не будет поддержана в коллективе; 12,16 полагают, что это им не нужно и не хотят выделяться среди других.
Значимые данные были получены в опросе о позиции подростка в детском объединении. 28,73% респондентов считают себя участниками; 21,49 -лидерами; 18,55 - ответственными исполнителями; 8,82 -организаторами; 5,66 - мозговым центром; 4,75% - наблюдателями.
Рассматривая социальную инициативность в контексте ответственности за реализацию социальных инициатив, мы выявили: 52,10% считают, что ответственность лежит на коллективе; 24,93 - что ответственен руководитель; 20,73% - инициатор идеи.
Нам было важно изучить вопрос об отношении родителей к проявлению их детьми социальной инициативности. Так, 65,62% родителей всегда поддерживают детей; 16,01% считают, что инициативу нужно проявлять в школе; 3,41% не поддерживают общественную деятельность подростков, полагая, что это даром потраченное время; 6,3% родителей принимают личное участие в работе детских общественных объединений.
Также интерес для нас представляло мнение взрослых лидеров (опрошено 196 чел.) о том, что сдерживает развитие социальной инициативности у подростков. Взрослые лидеры, руководители детских общественных объединений одним из главных факторов (23,37%) назвали незаинтересованность государства в воспитании такого качества личности; 21,65% полагают, что у детей отсутствуют необходимые для этого знания и опыт; 21,31 -
думают, что у детей отсутствует желание проявлять инициативу; 19,24 - считают, что сами взрослые являются фактором сдерживания детской инициативы; 12,03% - что отсутствуют возможности для проявления социальной инициативности подростков.
Анализ результатов относительно позиции взрослого в детском общественном объединении показал, что 25,7% взрослых считают себя организатором; 21,05 - советчиком; 17,34 - партнером; 11,46 - инструктором; 9,6 - инициатором; 3,1% -наблюдателем.
Главной особенностью детских общественных объединений является их безусловная ориентация на потребности ребенка, включения его в систему позитивных отношений, возможность общения с ровесниками и взрослыми, социально и личнос-тно значимое содержание коллективной деятельности. А значит, поиск приложения своих сил для соц-iально значимых дел в интересах социума. Участие в общественно значимых событиях и коллективных делах позволяет подросткам реализовать свои возможности в разных социальных ролях, развить социальные умения работать в команде, создавать что-то новое в своем коллективе, а так же поможет развивать социальную ответственность за результаты своей деятельности и коллективных решений, личностных достижений. И все эти аспекты нами будут учтены в процесе исследования.
Воспитание социальной инициативности в широком смысле способствует активной, творческой деятельности детей и молодежи не только сегодня, но и на перспективу их дальнейшей жизни, гармонизирует интересы личности в ее сотворчестве с другими на благо людей, общества, государства. Инициативность принадлежит к базовым волевым качествам личности. С. Рубинштейн отмечает, что выявление инициативности как волевого акта связано также с такими качествами личности, как решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплинированность, самоконтроль, которые в своей совокупности способствуют закаливанию характера [6].
Исходя из понимания сущности социальной инициативности, в качестве рабочего понятия будем рассматривать социальную инициативность как интегрированное качество личности, отображающее готовность субъекта к самостоятельному выдвижению, пропагандированию и практической реализации социально значимой идеи.
Следовательно, исследуемый феномен нами понимается как интегральное единство трех компонентов: когнитивного (наличие у субъекта знаний об окружающем мире и себе, своих возможностях, самооценка собственных способностей); эмоционально-ценностного (формирование ценностных ориентаций и мотивации к инициативным действиям, реализация волевых усилий и эмоциональное переживание достигнутого, чувственный опыт);
192
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
поведенческого (самореализация инициативных действий и достижение прогнозируемого результата, мобильность, ответственность).
Указанные компоненты позволили нам обосновать критерии и показатели: 1) познавательный (наличие знаний о социальной инициативности, о качествах, присущих инициативным людям, и их важности как в жизни человека, так и для общества, развитие рефлексии); 2) мотивационно-цен-ностный (ценностные ориентации, мотивы деятельности, моральное и духовное удовлетворение (оценивание собственного «Я» при осуществлении социальных инициатив), мотивация достижений и успеха; 3) деятельностный (умение выдвигать и реализовывать социальные инициативы, целенаправленность (самостоятельность), ответственность за результаты деятельности).
Теоретический анализ дал возможность охарактеризовать педагогические условия, а именно: содержательно-технологическое обеспечение развития инициативности подростков в реализации социально значимой деятельности (эффективное использование технологий проектирования, файндрайзинга в реализации социальных инициатив и др.); реализация принципов самоуправления и самоорганизации как средств, обеспечивающих функционирование объединения, и мотиватора для развития социальной инициативы подростков; социально-педагогическая поддержка детских социальных инициатив; мониторинг развития инициативности подростков и социальных инициатив детского объединения. Также определены уровни сформированности социальной инициативности подростков и их качественные характеристики, которые будут согласованы в процессе исследования, а именно: 1) продуктивно-творческий, 2) избирательно-заинтересованный, 3) фрагментарно-включенный, 4) инертно-пассивный.
Выделение компонентов социальной инициативности, ее критериев и показателей позволили обосновать целесообразность соответствующего диагностического инструментария. В частности, для анализа показателей познавательного критерия коллективом сотрудников лаборатории разработаны опросники для подростков и взрослых лидеров; мотивационно-ценностный критерий включает анализ показателей социальных предпочтений и мотивов в деятельности подростков, ценностных ори-ентаций и способов поведения («Методика выявления ценностных ориентацию» М. Рокича, «Диагностика гуманистических ориентаций и способов поведения» (авт. А. Меграбян, М. Епштейн), методика «Смысло-жизненные ориентации» (авт. Д. Леонтьев); для анализа деятельностного критерия определена «Методика определения ответственности» (авт. М. Осташева), методика определения уровня самоуправления в коллективе и др.
Резюмируя, заметим, что важным в исследовании является анализ проблемы инициативности современ-
ных подростков. Поскольку инициативность, как личностное качество, в большой степени воспитывается в возрасте, когда развиваются способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной потребностью личности.
Также следует отметить, что в контексте нашего исследования воспитание социальной инициативности подростков предусматривает в первую очередь большую работу взрослых лидеров, координаторов по преобразованию деятельности детей при поддержке взрослых на самодеятельность, развитие разных творческих и социальных умений, помощь детям в построении собственной жизнедеятельности и личностном росте. Формирование социальной инициативности как личностного качества является важной предпосылкой достижения желаемого результата благодаря усилиям и собственной активности, наработки умений решать сложные проблемы, готовности к жизни в современных изменчивых условиях. В этом контексте мы будем рассматривать инициативность как предпосылку развития важных качеств личности и как результат воспитания. Следовательно, наш научный интерес находится, с одной стороны, в плоскости формирования социальной инициативности как личностного качества и проявления индивидуальной инициативы подростков, а с другой - реализации коллективной инициативы как социального результата деятельности детского объединения. Это в полной мере отвечает логике исследования, а также специфике и сущности деятельности детского общественного объединения, которое мы рассматриваем как благоприятную среду, представленную совокупностью социально-педагогических факторов, способствующих процессу формирования социальной инициативности подростков.
Библиографический список
1. Громадсьш оргашзацп в Укра1т у 2012 рощ: статистичний бюллетень / Державна служба статистики Украши. - Кшв, 2013. - 157 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 450 с.
3. Немов Р.С. Психология. - М., 1994. - Кн. 1. -С. 341-357.
4. НемовР.С., КирпичникА.Г. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
5. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - Т. 2. - М., 1989. - С. 182-211.
7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.