педагогические науки
6. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego ob-ucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'no-go psihologicheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1986.
7. Eliseeva D.S. Poznavatel'nye universal'nye uchebnye dejstviya mladshego shkol'nika kak peda-gogicheskij fenomen // Vestn. YUzh.-Ural. gos. un-ta. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2014. № 4. S. 16-24.
8. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: poso-bie dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya [i dr.]; pod red. A.G. Asmolova. M.: Prosveshchenie, 2008.
9. Leont'ev A.A. YAzyk, rech', rechevaya deyatel'nost'. M.: Prosveshchenie, 1969.
10. Mosunova L.A. Smyslovoe chtenie kak deyatel'nost': ee soderzhanie i struktura // ZHurn. Vyat. gos. un-ta. 2011. № 1-2. S. 151-157.
11. Sapa A.V. Formirovanie osnov smyslovo-go chteniya v ramkah realizacii FGOS osnovnogo ob-shchego obrazovaniya // Eksperiment i innovacii v shkole. 2014. № 4. S. 23-42.
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2010.
13. Chulanova N.A. Formirovanie poznavatel'-nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayushchih-sya v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2017.
14. El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989.
Exercises for the development of cognitive universal learning skills of foreign language of 5th form pupils
The article deals with the development of cognitive universal learning skills of 5th form pupils on the basis of meaningful reading of a foreign language. There are defined the concept of meaningful reading and the levels of understanding. There are revealed the levels and the criteria of the development of cognitive universal learning skills of a foreign language of pupils. There is described the set of exercises for the development of cognitive skills.
Key words: cognitive activity, universal learning skills, meaningful reading, foreign language reading, information and communication technologies, readers' activity, extracurricular activities.
(Статья поступила в редакцию 27.07.2019)
О Сухоленцева Е.Н., 2019
Е.н. сухоленцева
(Орел)
формирование
социально-субъектной
позиции личности
в системе педагогического
сопровождения
общественного
объединения*
Раскрываются различные подходы к обоснованию понятий «субъект», «социально-субъектная позиция», «педагогическое сопровождение». Приводится авторская интерпретация понятий «субъект», «маршрут личностного развития», «педагогическое сопровождение», «социально-субъектная позиция», «субъектный опыт». Определяются наиболее эффективные условия формирования социально-субъектной позиции подростков группы риска в процессе педагогического сопровождения в общественном объединении.
Ключевые слова: субъект, общественные объединения, социально-субъектная позиция, субъектный опыт, педагогическое сопровождение, маршрут личностного развития.
Первоочередной задачей государства является качественное обновление страны, полноценное развитие подростков группы риска, их защита, создание условий, обеспечивающих их права для выживания, оптимизацию процесса их адаптации к различным образовательным и социальным институтам. В этой связи формирование активной личности, готовой к самостоятельной жизнедеятельности, является актуальной задачей современной действительности. Сегодня, как никогда, необходим поиск новых концептуальных подходов, которые направлены на преодоление социальной исключенности подростков группы риска, формирования у них социально-субъектной позиции.
«Как показывает практика, данная категория детей наиболее уязвима и подвержена влиянию окружающей негативной действительности. Ученые и педагогическое сообщество
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ищут все новые модели, позволяющие сформировать личность, способную выжить в современном мире и в полной мере реализовать себя, не нарушая духовные ценности. Подростки группы риска не воспринимают школу как социальный институт, который бы позволил найти себя в жизни, реализовать свой творческий потенциал» [2, с. 218].
В настоящее время мы сталкиваемся со следующим противоречием: необходимостью формирования активности детей - участников общественного объединения в рамках реализации национального проекта «Образование» и отсутствием педагогической системы ее эффективного формирования. одним из средств, позволяющих решить данное противоречие, является создание системы педагогического сопровождения в общественном объединении, направленной на преодоление социальной ис-ключенности подростков группы риска, формирование их активности как одного из критериев социально-субъектной позиции.
Большим воспитательным потенциалом обладают общественные объединения. Это отмечали в своих исследованиях такие ученые, как А.В. Волохов, В.В. Лебединский, P.A. Лит-вак, A.C. Макаренко, А.В. Мудрик, О.И. Пан-тюхов, Е.Н. Сорочинская, И.И. фришман и др.
Понятие «субъект» широко рассматривается философами, педагогами, психологами и имеет множество толкований. В истории философии существуют разные подходы к интерпретации данного понятия. Аристотель понимает под субъектом «неформальную субстанцию, материю, неоформленную субстанцию» [3, с. 661]. Декарт противопоставлял субъект и объект, что послужило началом анализа познания, обоснованием знания. Кант раскрыл законы внутренней организации субъекта, состоящего из исторического опыта познания. философский энциклопедический словарь дает обоснование данному понятию как «носителю предметно-практической деятельности и познания, источнику активности» [Там же]. Согласно данному подходу, субъект обладает волей, способностью к рефлексии, изменению себя и окружающей среды. В философском словаре субъект рассматривается в «качестве носителя познавательной и предметно-практической деятельности» [4, с. 61].
В зарубежных психологических теориях идеи субъекта трактовались А. Адлером, К. Юнгом, Э. Эриксоном, Э. Фроммом, А. Мас-лоу, К. Роджерсом и др. В отечественной психологии идеи субъекта развивали К.А. Абуль-
ханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.
С.Л. Рубинштейн заложил основания субъектного подхода в психологии. Психолог обосновал основные характеристики субъекта и видел развитие субъекта лишь в деятельности. Важно отметить, что при выделении себя из окружающего мира происходит развитие субъектности. Ученый вводит данное понятие в онтологию личности и рассматривает его как познающего субъекта и сознательно действующее лицо [1].
Механизмы развития субъектного опыта и субъектной позиции в своих трудах описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Волочков, В.М. Монахов, Ж. Пиаже. Учащегося как субъекта собственного развития в учебном процессе рассматривали К.А. Абульханова-Славская, В.В. Горшкова, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Г.И. Щукина. Субъектные характеристики и развитие субъектного потенциала личности раскрыли в своих исследованиях Е.В. Бон-даревская, Е.А. Леванова, В.А. Сластенин, A.C. Огнев, В.А. Петровский, А.М. Трещев и др. Л.В. Занков определил закономерности личности как субъекта понимания.
Воспитанник в качестве субъекта процесса социализации рассматривается Е.В. Бондарев-ской, А.В. Мудриком, А.А. Реаном, М.И. Рожковым, Н.М. Таланчук и др. В рамках решения задач исследования нам импонирует понятие субъекта И.Ю. Шустовой: «это носитель активности, под которой подразумевается не просто способность к реагированию, но, прежде всего, способность сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающую действительность. Следовательно, основным качеством, характеризующим человека как субъекта, является его осознанная активность как главная черта человеческого Я» [5, с. 102].
В русле нашего исследования субъектом считается активная, созидающая личность, отличающаяся творческим подходом к жизни, преобразующая себя, коллектив, само общественное объединение и мир в целом. Это самостоятельная, мобильная, гибкая личность, способная ориентироваться в жизненных обстоятельствах, брать на себя ответственность как за собственную жизнь, так и за судьбы членов коллектива и своей семьи.
Главной чертой субъекта является его активность. Каждый субъект обладает таким свойством личности, как субъектность. Это
потребность личности изменять себя, каждого члена общественного объединения, окружающую действительность.
Потребности подростка группы риска являются источником активности субъекта. Они заложены в каждой личности природой и развиваются под воздействием социального окружения.
Экспериментальное исследование позволило констатировать, что формирование социально-субъектной позиции подростка группы риска благоприятно осуществляется в системе педагогического сопровождения в общественном объединении. Разработанная нами система состоит из педагогического, психологического, социального и медицинского направлений. Волонтеры (педагоги-психологи, медики) оказывают помощь руководителю общественного объединения в проведении диагностики и составлении программ деятельности общественного объединения. Каждая программа стоится с учетом личностного развития каждого субъекта и уровня сформированности когнитивного, эмоционально-регулятивного, коммуникативно-деятельностного, мотиваци-онно-личностного компонентов.
Планомерно организованная система педагогического сопровождения общественного объединения дает возможность каждому индивиду стать субъектом, осознающим себя и выстраивающим свою жизнь по маршруту собственной жизнедеятельности. Наше исследование доказало, что в процессе сопровождения у каждого подростка группы риска формируется социально-субъектная позиция.
Под социально-субъектной позицией мы понимаем способности самостоятельно строить маршрут собственной жизнедеятельности, искать новые способы для решения жизненных проблем, иметь собственную точку зрения, проектировать и прогнозировать свои действия, поступки, самостоятельно разрабатывать и реализовывать социально значимые проекты. Подросток группы риска со сформированной социально-субъектной позицией становится субъектом жизнедеятельности.
Многолетний опыт практической деятельности показал, что для преобразования подростка группы риска из индивида в субъекта необходимо разработать маршрут его собственной жизнедеятельности. Данный маршрут предполагает прохождение этапов профессионального самоопределения, реализацию жизненных целей в соответствии с интересами и потребностями ребенка.
КИЕ НАУКИ -
в контексте нашего исследования под маршрутом личностного развития понимается программа по реализации близких и далеких целей в области совершенствования я-кон-цепции, поэтапного формирования мотивации достижения, нравственных качеств, волевой активности, коммуникативно-рефлексивных умений.
Большую роль в реализации маршрута личностного развития играет волевая активность, как основное качество личности. Данное качество широко рассматривается отечественными психологами (А.ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, Н.Д. Левитов, В.А. Иванников и др.).
волевая активность развивает способность определять цели деятельности, прилагать внутренние усилия для ее реализации, регулировать свое поведение, направлять энергию для творческого решения поставленных задач. в процессе проектирования и реализации социально значимых проектов развиваются такие волевые качества личности, как самостоятельность, настойчивость, решительность, инициативность.
Для формирования волевой активности большую роль играют направленность личности, мотивы действий, взгляды и убеждения, нравственные чувства, доминирующие установки. самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция являются основными способами управления собой. Большую роль в развитии личности играет рефлексия. обращая внимание на себя, на свои ценности, интересы, мотивы, оценивая действия и поступки, подросток приобретает субъектный опыт.
Необходимым условием в реализации маршрута личностного развития является каждодневный анализ своей деятельности, который позволяет подростку группы риска упорядочить свою жизнь, экономно тратить время и силы, развивать умения организации себя. Жесткий самоконтроль, целеустремленность, самоанализ, самооценка являются показателями самоорганизации личности.
Руководитель общественного объединения учит каждого подростка планировать собственное время, оперативно принимать решения и находить выход при решении различных проблем. Таким образом из подростка группы риска формируется субъект как самоорганизующаяся личность с высоким чувством долга, личным достоинством, которая постоянно работает над собой. волонтер-психолог создает установки на преодоление жизненных труд-
известия вгпу
ностей, развитие способности к самоорганизации, помогает оценить каждому ребенку собственные действия, состояния и психические процессы, свои возможности, определить собственные цели, потребности и интересы.
Оказание помощи подростку группы риска в развитии самоконтроля является необходимой составляющей работы волонтера-психолога. В коллективной деятельности ребенок учится управлять своим поведением. Деловые и ролевые игры способствуют созданию противоречивых условий социального окружения, навязчивых влечений, внешних влияний, помогают ввести ребенка в состояние эмоциональной нестабильности и найти выход из создавшихся проблем. При таком подходе формируются самоконтроль субъекта и его саморегуляция.
Подросток учится осознавать собственное несовершенство и подчинять разуму собственные эмоции. Так проявляется сила характера, помогающая изживать комплексы, подавлять излишние эмоции, контролировать чувства. Необходимым направлением работы руководителя общественного объединения является сопровождение формирования саморегуляции личности. При этом следует давать объективную оценку ситуации и осуществлять корректировку активности самой личности и результатов реализации социально значимых проектов. Описанная выше система сопровождения способствует формированию ответственности, исполнительности, дисциплинированности.
Согласно разработанной концепции, вся деятельность общественного объединения строится на теории свободного развития каждой личности и опирается на антропологический, индивидуальный, личностно ориентированный и социально-контексный подход. На свободном выборе личности любого вида деятельности и антропологическом подходе к построению мероприятий различного уровня основывается вся система сопровождения. В процессе реализации социально значимых проектов формируется субъектный опыт ребенка группы риска.
Понятие субъектного опыта соотносится нами с целым рядом исследований таких ученых, как В.И. Слободчиков, А.К. Осницкий, В.Э. Чудновский, И.С. Якиманская и др. Субъектный опыт - это:
1) предметы, представления, понятия;
2) способы познания и выполнения действий (умственных и практических);
3) эмоциональные коды (т. е. личностные смыслы, установки, жизненные стереотипы) (И.С. Якиманская) [6].
Субъектный опыт является результатом активного включения во взаимодействие с субъектами окружающей действительности, усвоения знаний, формирования умений и навыков коллективного взаимодействия и выполнения определенных жизненных ролей, овладения способами деятельности и общения, решения конфликтных ситуаций. Субъектный опыт приобретается по мере осознания подростком группы риска себя в качестве члена общественного объединения, носителя ценностей, традиций и обычаев коллектива.
Таким образом, результаты исследования позволили констатировать, что эффективными условиями формирования социально-субъектной позиции подростков группы риска в общественном объединении являются следующие:
1) разработка и реализация маршрутов личностного развития каждого субъекта общественного объединения;
2) создание системы педагогического сопровождения, предполагающей комплексное включение в реализацию программы руководителя общественного объединения, волонтеров (медиков, психологов, социальных педагогов);
3) организация активной деятельности общественного объединения, направленной на развитие способности каждого субъекта положительно воспринимать себя, создавать образ внутреннего «я» и развивать я-концепцию;
4) построение деятельности общественного объединения на основе свободного выбора роли в соответствии с поставленными задачами, свободного выбора каждой личностью возможности реализации социально значимых проектов, форм проведения мероприятий различного уровня.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.
2. Сухоленцева Е.Н. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование - социокультурный институт самореализации детей и молодежи (к 100-летию системы дополнительного образования): материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Орел, 27 сентября 2018 г.) / ред. кол.: Е.В. Махо-нин, Л.Н. Орлова, А.В. Михайлина, М.В. Мартынова. Орел: Орл. гос. ин-т культуры, 2019. С. 218-221.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983.
5. Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: моногр. М.: Пед. о-во России, 2018.
6. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психологии. 1994. № 2. С. 64-76.
* * *
1. Rubinshtejn S.L. Problemy obshchej psiholo-gii: v 2 t. M.: Pedagogika, 1989. T. 1.
2. Suholenceva E.N. Pedagogicheskoe sopro-vozhdenie deyatel'nosti detskih obshchestvennyh ob#-edinenij // Dopolnitel'noe obrazovanie - socio-kul'-turnyj institut samorealizacii detej i molodezhi (k 100-letiyu sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya): materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Orel, 27 sen-tyabrya 2018 g.) / red. kol.: E.V. Mahonin, L.N. Or-lova, A.V. Mihajlina, M.V. Martynova. Orel: Orl. gos. in-t kul'tury, 2019. S. 218-221.
3. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. 2-e izd. M.: Sov. encikl., 1989.
4. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. M.: Sov. encikl., 1983.
5. Shustova I.Yu. Vospitanie v detsko-vzrosloj obshchnosti: monogr. M.: Ped. o-vo Rossii, 2018.
6. Yakimanskaya I.S. Trebovaniya k uchebnym programmam, orientirovannym na lichnostnoe razvitie shkol'nikov // Vopr. psihologii. 1994. № 2. S. 64-76.
Development of socio-subject personality position in the system of pedagogical support of private association
The article deals with the different approaches to the substantiation of the concepts "subject", "socio-subject position", "pedagogical support". There is given the author's interpretation of the concepts "subject", "line of personal development", "pedagogical support", "socio-subject position", "subjective experience". There are defined the most efficient conditions of the development of socio-subject position of the at-risk teenagers in pedagogical support in private association.
Key words: subject, private association, socio-subject position, subjective experience, pedagogical support, line of personal development.
(Статья поступила в редакцию 12.09.2019)
А.х. губжокова
(Баксан)
опыт ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
В МКОУ «СОШ № 8
им. В.М. КОКОВА г. БАКСАНА»
КБР*
Рассматриваются различные модели формирования культуры межнационального общения у школьников, представлен позитивный опыт школы в укреплении межнационального согласия и в выработке качеств толерантной личности.
Ключевые слова: культура, традиции, межнациональное общение, культура межнационального общения, сетевое взаимодействие, межнациональное согласие.
Российская федерация формировалась и существует как многонациональное государство. С этим связаны некоторые особенности в развитии культуры и образования в нашей стране. Система образования играет роль фундамента культуры, через нее транслируется опыт народов. Однако на пороге XXI в. мы столкнулись с неожиданными вызовами. Происходит интеграция во многих областях, расширяются международные, политические и культурные контакты. этот процесс сопровождается ростом самосознания этносов, стремлением к сохранению самобытности и уникальности каждого народа. К сожалению, появление межэтнического расслоения зачастую приводит к национальной нетерпимости [2].
В то же время в многонациональном обществе начинает формироваться новое мировоззрение, ориентированное на подлинное сближение культур, взаимное духовное обогащение. Появляется общественный запрос на воспитание людей, способных активно и эффективно осуществлять свою деятельность в поликультурной среде. Люди, которые понимают и уважают другие культуры, могут жить и сотрудничать в мире и согласии с представителями других народов.
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Губжокова А.х., 2019