УДК 159.923.2:616
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИНГА «КОМПАС ВНУТРИ МЕНЯ»
Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева1
1Работа выполнена при финансовой поддержке Союза охраны психического здоровья, грант № 01к54
Аннотация. В статье раскрываются возрастные особенности субъектности подростков, приводится краткое описание структуры субъектной идентичности как свойства личности сохранять и придавать личностный смысл собственным действиям, тактике и стратегии поведения. Дается характеристика тренинга «Компас внутри меня» как комплексного метода развития субъектной идентичности подростков. Перечислены сформированные в тренинге субъектные компетенции подростков, способствующие укреплению психологической устойчивости к аддикциям, факторы и условия эффективности их формирования.
Ключевые слова: субъектная идентичность, подростки, субъект, тренинг, самооценка, психологическая устойчивость, субъектные компетенции.
SUBJECT IDENTITY FORMATION OF ADOLESCENTS
IN THE COURSE OF THE "COMPASS INSIDE ME" TRAINING
N. Kovaleva, I. Detkova, A. Leontyeva
Abstract. The article describes the age characteristics of adolescent subjectness and provides a concise description of the structure of subject identity as a personality trait to keep and to give personal meaning to their own actions, tactics and strategies of behavior. A characteristic is given to the "Compass inside me" training as an integrated method to develop the subject identity of teenagers. The authors enumerate the subject competences of teenagers formed during training. These competencies strengthen psychological resilience to addictions, as well as factors and conditions of efficiency of their formation.
Keywords: subject identity, adolescents, subject, training, self-esteem, psychological stability, subject competence.
Важная функция, реализуемая современным человеком в своей жизни, - быть субъектом тех многообразных бытийных пространств, в реорганизации которых он утверждает себя как личность [5]. Личность и ее субъектность немыслимы без идентичности - именно она требует от личности постоянных поступков, субъектной активности, направляемой на поиск подтверждения того, «Кто Я?». Идентичность предполагает постоянный вектор субъектной активности, направленный на обретение идентичности, на поддержку и поиск подтверждения (прежде всего в отношениях с Другими, в общении) личностью своей идентичности [4].
Подростковый возраст является важнейшим периодом, определяющим содержание и направленность субъектной активности личности в формировании ее субъектных качеств и идентичности. Возрастной особенностью субъектности подростков является ее расщепление на два интегративных фактора: самосознание в сочетании с принятием субъектности другого и внутренне детерминированная активность [1].
В связи с этим идентичность одновременно выступает и как результат субъектной активности подростка, познающего самого себя
через других, и как условие для развития субъектности на новых уровнях (духовном, экзистенциальном и т.д.). Здесь проявляется субъектная идентичность - свойство личности, означающее степень ее соответствия самой себе как субъекту жизнедеятельности. Проявляется в нестандартных ситуациях, связанных, например, с неопределенностью, творческим поиском, авторством и т.д., когда нужно сделать личностный выбор [2;3]. Она включает четыре уровня: энергетический (оценка энергетических и (или) временных затрат деятельности); операциональный (четкость представления о цели и способах выполнения деятельности), тактический (самостоятельность выбора способов достижения извне поставленной цели) и стратегический, высший (степень самостоятельности в определении цели и способов ее достижения). В этой системе субъектная активность рассматривается как основной механизм развития субъектной идентичности, а подростковый возраст - как ключевой период формирования субъектной идентичности личности. При этом другой человек выступает важной частью бытия личности, актором, способным подтвердить ее идентичность и таким образом продолжить ее бытийность в том качестве, в котором личность
видит (самопонимает) себя, или прервать ее бытийность в этом качестве [3].
Проблема заключается в том, что подростки в поисках положительной личностной
идентичности, с одной стороны, интегрируют в собственной повседневной жизни опыт социального взаимодействия, но, с другой стороны, не имеют опыта его рефлексии, и их активность оказывается деструктивной, приводит с спутанной идентичности. Следовательно, для осуществления психологического
сопровождения подростков требуются комплексные интерактивные методы развития субъектности и субъектной идентичности.
Таким эффективным методом является тренинг - его занятия позволяют одновременно включить субъектную активность подростков по формированию субъектной идентичности, обеспечить развитие субъект-субъектных отношений, обмен результатами познания и отражения, создать общий фонд информации и оперировать психическими механизмами взаимоподражания, заражения, содействия, сопереживания.
Психологами Центра социально-психологических проблем НИИ КП АГУ был разработан тренинг «Компас внутри меня», ставший победителем Всероссийского конкурса «Здоровое поколение», организованного Союзом охраны психического здоровья в 2015 г. Тренинг имеет «каскадную» структуру: сначала с группой старших подростков работают
профессиональные психологи и студенты, затем с группой младших подростков в роли тренеров выступают подростки - участники первой группы в сопровождении психологов и студентов.
Основная цель тренинга - формирование у подростков психологической устойчивости к аддикциям через развитие новых личностных, субъектно-лидерских и коммуникативных компетенций. Его отличительной особенностью является гибкость - в зависимости от личностных и возрастных особенностей участников могут меняться методы и средства психолого-педагогического взаимодействия тренеров и участников. Это помогает выполнить цели и задачи тренинга в разных социально-психологических условиях.
Результативность тренинга определялась с помощью комплекса методик: анкетирование участников в начале и в конце тренинга, самооценка участниками развития своих компетенций, экспертная оценка развития компетенций, наблюдение, групповая рефлексия, анализ документов (рабочих тетрадей
участников). Для обработки данных применялись контент-анализ и корреляционный анализ.
Программа-тренинг объединила четыре субъекта взаимодействия: 30 подростков 12 - 14 лет, обучающихся в 6 - 8 классах МБОУ СОШ № 3 г. Майкопа, 22 студента, обучающихся по направлению 44.03.02 «Психолого-
педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» ФГОУ АГУ, представителей педагогического коллектива МБОУ СОШ № 3 г. Майкопа, и опытных психологов-организаторов,
специалистов Центра социально-
психологических проблем НИИ КП АГУ (организационная группа).
Новым элементом в содержании тренинга была работа по формированию у участников не только личностной идентичности (познания и принятия самого Себя на фоне Других), но и субъектной идентичности (познания Себя в деятельности и принятие собственного деятельностного потенциала). В отличие от саморегуляции как способности регулировать степень и направленность своей активности, субъектная идентичность придает и сохраняет личностный смысл, аутентичность собственным действиям, тактике и стратегии поведения личности. Эти параметры составляют основу психической устойчивости личности.
Тренинг состоял из 10 занятий, которые делились на содержательные модули. Первый модуль - «Погружение» - обеспечивал включение подростков в работу тренинга, определял мотивацию к предстоящей содержательной творческой деятельности. Анкетирование выявило наиболее важные ожидания подростков от тренинга: узнать о других, о мире, понять многое (55%), узнать о себе (55%). На втором месте - коммуникативные мотивы: хочу познакомиться, научиться правильно и интересно общаться (45%). Кроме того, подростки хотели научиться помогать другим, получить знания о зависимостях, приобрести жизненный опыт, научиться решать проблемы, получить сертификат участника и «просто интересно».
Второй модуль - «Физический мир» -обеспечил знакомство и ориентацию подростков в физических особенностях жизнедеятельности личности, научил анализировать себя, других и особенности физического взаимодействия. Этот модуль включал три занятия: «Мое Я-физическое» (анализ своих физических достоинств и недостатков), «Я-физическое Другого» (какие физические особенности есть у других), «Взаимодействие с Другими в физическом мире» (осознание границ между
полезными привычками и опасными ловушками физических зависимостей).
Третий модуль, «Социальный мир», направлен на знакомство и ориентацию подростков в социально-психологических особенностях жизнедеятельности личности в социальной среде. Состоял из занятий «Мое Я-социальное» (анализ своих социальных ролей и масок), «Я-социальное Другого» (понимание позиций и масок окружающих), «Взаимодействие с Другими в социальном мире» (установление различий между позитивными привязанностями и разрушительными зависимостями в отношениях и социальных контактах).
Четвертый модуль, «Духовный мир», знакомил и ориентировал подростков в особенностях жизнедеятельности личности в духовной сфере. Модуль объединил занятия «Мое Я-духовное» (осознание иерархии своих целей, ценностей, смыслов), «Я-духовное Другого» (таинства духовности окружающих), «Взаимодействие с Другими в духовном мире» (понимание различий между созидательными духовными привязанностями и
разрушительными духовными аддикциями -фанатизмом, сектантством и т.д.).
Во время занятий дети участвовали в индивидуально-совместной деятельности,
которая в процессе выполнения творческих заданий актуализировала личный опыт и знания, способствовала освоению и развитию новой теоретической научной информации. Это позволило подросткам - участникам тренинга сделать новые открытия для себя, в себе и в других, стать способными отличать негативные и позитивные признаки взаимодействия, делать правильный выбор в критической ситуации.
Следует отметить, что тренеры - старшие подростки последовательно развивали свою коммуникативную компетентность и умение оказывать личное влияние на деятельность, внутренние состояния, переживания подростков второй группы тренинга: они сначала получили опыт рядовых участников в своей группе, затем прошли подробный инструктаж, приобрели личный опыт проведения занятий и научились рефлексировать, анализировать полученные результаты своей активности.
Разновозрастный состав группы позволил всем участникам, в особенности младшим подросткам, осознать разнообразие мнений, опыта отношений к себе и другим, не только понять какие-то свои ошибки, но и утвердиться в правильности того или иного мнения, а также открыть некоторый новый смысл, позиции и ценности, аспекты отношений.
В течение всего проекта, помимо воспитательной, решалась научно-методическая задача - получение новых знаний о психических механизмах и факторах формирования психологической устойчивости подростков к аддикциям. Наблюдение, интерактивные занятия выявили следующие проблемы в формировании аддиктивного поведения подростков:
1. Проблема осознания различий между конструктивными привязанностями (дружба, любовь, ответственность и т.д.) и деструктивными зависимостями (видимость дружбы, избирательная ответственность, субъективность, двойственность в оценках). Бессознательно подменяя прекрасное безобразным, подросток путает привязанности и зависимости. Это объясняется тем, что информационно-интеллектуальный компонент установок подростков уступает эмоциональному компоненту, что снижает их уровень критичности и предвидения опасных последствий. Следуя за авторитетами, они легко могут поддаться манипуляциям, перенять чужие цели, стереотипы поведения и отношений, сформировать квазипотребности.
2. Проблема меры в реализации привязанностей, когда интерес переходит в увлеченность, минует границы достаточности, и подросток не может контролировать время занятия, насытиться результатом. В этом случае включается механизм сдвига мотива (активности, направленной на достижение результата) на цель, т.е. целью становится сама деятельность, а ее результат теряет границы завершенности, не может удовлетворить лежащую в основе потребность, подросток не может остановиться самостоятельно, и деятельность становится чрезмерной и разрушительной. Примером могут служить зависимость от отличных оценок, постоянного признания, игры.
Проведенное в конце тренинга анкетирование выявило, что у подростков-тренеров, других участников тренинга, сформированы новые субъектные компетенции, способствующие укреплению их
психологической устойчивости к аддикциям:
- способность к самоанализу, умение понять и принять свои индивидуальные физические, личностные и духовные особенности, поддерживать адекватную самооценку;
- умение и готовность понять и принять индивидуальные особенности окружающих, определять разрушительные и созидательные формы взаимодействия и отношений;
- владение способами определения степени опасности и противостояния разрушительному
воздействию и вовлечению в зависимые отношения;
- готовность быть ведущими тренинга со сверстниками, т.е. оказывать личное влияние на психологическую устойчивость к аддикциям других подростков.
Наиболее эффективными условиями и факторами, способствующими развитию субъектности, субъектной идентичности и психологической устойчивости к аддикциям в условиях тренинга являются:
1. Включение подростков в интерактивную индивидуально-совместную деятельность со сверстниками, имеющую профилактическое содержание.
2. Увлеченно-творческая атмосфера и корпоративность, способствующие поддержанию баланса позитивных эмоциональных отношений, развитию аффективно-коммуникативной культуры межличностного общения участников, принятию себя и других.
3. Забота, внимание к интересам и результату деятельности каждого участника тренинга (включая тренеров), способствующие самопризнанию, укреплению психологической устойчивости личности подростков.
4. Включение участников в ситуации личностного выбора видов деятельности в тренинге и личная (персональная) ответственность за результат как признание личных достижений и личностного роста (повышение самооценки).
5. Личное влияние тренеров в сочетании с признанием уникальности и неповторимости личности каждого участника, его ценности.
Тренинг «Компас внутри меня» и его компоненты могут эффективно использоваться психологами и педагогами школ, учреждений дополнительного образования и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую поддержку подростков в трудной жизненной ситуации.
Литература:
1. Ануфринюк К.Ю. Типы субъектности у подростков / К.Ю. Ануфринюк // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского: в 3-х томах. - Т.1. - М.; Краснодар, 2013: Кубанский гос. ун-т. - С. 232-234.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Воспитание толерантности у учащейся молодежи как основы поликультурного мира / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Материалы итоговой научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в условиях поликультурного образовательного пространства»; под редакцией И.Ш. Мухаметзянова, Р.Р. Фахрутдинова. - Казань, 2015. - С. 12-19.
3. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных
организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3(113). - С. 48-52.
4. Рябикина З.И. Перспективы исследования личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта / З.И. Рябикина // Человек. Сообщество. Управление. - 2013. - № 3. - С. 6-19.
5. Танасов Г.Г. Личностная идентичность как процесс и как фактор, обуславливающий направленность субъектной активности / Г.Г. Танасов // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием); под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Майкоп: АГУ; Краснодар: КубГУ; М.: ИП РАН, 2014. - С. 29-31.
Сведения об авторах:
Ковалева Наталья Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующая Центром социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем Адыгейский государственный университет, e-mail: [email protected]
Деткова Ирина Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии, Адыгейский государственный университет.
Леонтьева Александра Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейский государственный университет.
Data about the authors:
N. Kovaleva (Maykop, Russia) candidate of psychological sciences, docent, head of the Center for Social and Psychological Problems of the Research Institute for Complex Problems of Adyghe State University, email: [email protected]
I. Detkova (Maykop, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Pedagogy and Social Psychology of Adyghe State University.
A. Leontyeva (Maykop, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Pedagogy and Social Psychology of Adyghe State University.