Научная статья на тему 'Формирование содержания образования и обучения - залог успешной подготовки кадров'

Формирование содержания образования и обучения - залог успешной подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ПЕДАГОГ / TEACHER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дихтяренко Галина Ивановна

Содержание образования и обучения наиболее важный компонент процесса подготовки специалистов. Залог успешной подготовки кадров целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и обучения. Содержание образования реализуется и в процессе обучения, и путем самообразования, важно правильно определить содержание обучения, т.е. состав, содержание и объем учебной информации, предъявляемой обучающимся для изучения и усвоения, и комплекс задач, заданий и упражнений, которые они должны выполнить, чтобы овладеть необходимыми умениями и навыками. Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет то или иное средство, метод или прием воздействия на обучающегося, насколько это средство включено в систему воспитания данного коллектива, насколько применяемые средства и методы воспитания отвечают поставленным задачам и целям воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дихтяренко Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of education and training are the most important component of process of training. Targeted and efficient formation of the content of education and training is the key to successful training. The content of education is realized both in the process of learning and through self-education, it is important to determine the training content, i.e. the structure, content and volume of educational information presented to students for studying and learning, and complex tasks, assignments and exercises that they should perform to acquire the necessary skills. The success of education depends on how pedagogically appropriate the teacher uses a particular tool, method, or reception of the impact on the student, how the tool is included in the system of education of this group, as applied means and methods of education meet their stated objectives and goals of education.

Текст научной работы на тему «Формирование содержания образования и обучения - залог успешной подготовки кадров»

Дихтяренко Галина Ивановна

кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Донецкая академия внутренних дел»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ -ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

THE FORMATION OF THE CONTENT OF EDUCATION AND TRAINING IS THE KEY TO SUCCESSFUL PERSONNEL TRAINING

Содержание образования и обучения - наиболее важный компонент процесса подготовки специалистов. Залог успешной подготовки кадров - целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и обучения. Содержание образования реализуется и в процессе обучения, и путем самообразования, важно правильно определить содержание обучения, т.е. состав, содержание и объем учебной информации, предъявляемой обучающимся для изучения и усвоения, и комплекс задач, заданий и упражнений, которые они должны выполнить, чтобы овладеть необходимыми умениями и навыками. Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет то или иное средство, метод или прием воздействия на обучающегося, насколько это средство включено в систему воспитания данного коллектива, насколько применяемые средства и методы воспитания отвечают поставленным задачам и целям воспитания.

Ключевые слова: воспитание, образование, специалист, педагог, личность, самопознание.

The content of education and training are the most important component of process of training. Targeted and efficient formation of the content of education and training is the key to successful training. The content of education is realized both in the process of learning and through self-education, it is important to determine the training content, i.e. the structure, content and volume of educational information presented to students for studying and learning, and complex tasks, assignments and exercises that they should perform to acquire the necessary skills. The success of education depends on how pedagogically appropriate the teacher uses a particular tool, method, or reception of the impact on the student, how the tool is included in the system of education of this group, as applied means and methods of education meet their stated objectives and goals of education.

Key words: education, specialist, teacher, personality, self-knowledge.

Фантаст Рэй Бредбери на вопрос, почему его предсказание не сбылось (в третьем тысячелетии все будут жить на Марсе), сказал: «Потому что люди -идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься

потреблением - пить пиво и смотреть сериалы». Министры образования постсоветского пространства могут быть довольны проделанной работой. Они ставили перед собой задачу вырастить квалифицированного потребителя взамен человека-творца, над созданием которого отечественное образование трудилось со времен Петра Первого. Один из косвенных результатов -безработица. Все, кто «погибнет» сейчас - как раз те самые квалифицированные потребители, предпочитающие IPhone космосу, тестирование знаниям и Google - собственному опыту. В их головах сформирована картинка: работа, деньги, Евросоюз. Соединив эти достижения в обладание дипломом об окончании ВУЗа, люди искренне считают, что теперь их часть работы закончена, они полностью выполнили все условия задачи по «безопасности», а дальше все будет само собой и непременно так, как обещала «реклама» и «менеджер», то есть безупречно. В момент «смерти» они не узнают, в чем именно ошиблись. Но поколение ГР^пов об этом даже не хочет знать и считает, что раз у него есть диплом, то он справится сам, и всё будет, как всегда. Выращенные современной системой образования, ЕГЭ, ЗНО и т.д., симпатичные, милые, образованные люди будут «убиты» потому, что они привыкли (позволили себе, захотели) жить без знаний, опыта и навыков, лишь оплачивая услуги и чужие достижения. Им не надо думать, анализировать, сомневаться. Им достаточно заплатить и воспользоваться.

Содержание образования и обучения - наиболее важный компонент процесса подготовки специалистов. Насколько бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, если неправильно определено содержание образования и обучения, то невозможно обеспечить хорошее качество подготовки квалифицированных специалистов. Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и обучения - залог успешной подготовки кадров.

Поскольку содержание образования реализуется и в процессе обучения и путем самообразования, важно правильно определить содержание обучения, т.е. состав, содержание и объем учебной информации, предъявляемой обучающимся для изучения и усвоения, и комплекс задач, заданий и упражнений, которые они должны выполнить, чтобы овладеть необходимыми умениями и навыками.

Существующая система образования, хотя зачастую и отстает от преобразований, происходящих в социальной действительности, но в целом достаточно гибко отражает её. Общественный строй задает требования к системе образования, а она в свою очередь вырабатывает требования, предъявляемые к личности педагога как воспитателя и учителя. Для того, чтобы точнее определить эти требования, необходимо сделать по меньшей мере две вещи: 1) оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества; 2) определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек ближайшего будущего. Только после этого можно будет ответить и на следующие вопросы: 3) какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный молодой человек, оканчивающий среднюю школу? 4) каким

должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие нужной обществу личности в дошкольных, школьных и других учебно-воспитательных учреждениях?

Главным действующим лицом во всех без исключения видах деятельности является личность, и, следовательно, ею имеют право заниматься все науки. Под методом воспитания в педагогике понимаются способы педагогического воздействия на учащихся в целях формирования сознания и поведения. Методы воспитания не сводятся лишь к педагогическому воздействию педагога. Воспитание - двусторонний процесс, воплощающий в себя деятельность педагога и деятельность обучающегося. Поэтому наряду со средствами, методами и приемами существуют организационные формы воспитания как способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся. Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания. В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, руководствуется целями воспитания, его принципами и содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это разъяснение нравственного понятия в ходе беседы, или анализ поступка из художественного произведения, или преподаватель сразу приступит к организации деятельности, формирующей определенные качества личности -всё это зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог избирает то сочетание методов, которое он считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Чтобы методы воспитания успешно выполняли функции управления формированием личности, они должны быть адекватны природе управляемого процесса воспитания. Так, эстетическое развитие ребенка совершается на основе одних закономерностей, физическое развитие - на основе других, а нравственное становление ребенка определяют закономерности, отличные от закономерностей умственного развития. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых важнейшее значение имеют цель, содержание и принципы воспитания. Программа воспитания предполагает особый подход к каждому ученику и каждому коллективу. Метод воспитания принесет успех только при условии, если он соответствует определенному ведущему типу деятельности детей.

Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет то или иное средство, метод или прием воздействия на обучающегося, насколько это средство включено в систему воспитания данного коллектива, насколько применяемые средства и методы воспитания отвечают поставленным задачам и целям воспитания.

Педагоги и родители призваны также руководить самовоспитанием учащегося. Важное условие успешного самовоспитания - правильный выбор самого главного, основного на пути к постоянной цели. Тот, кто в процессе

самовоспитания не умеет или не желает установить это главное, допускает большую ошибку. Создается лишь видимость самовоспитания, иллюзия цели, которая с самого начала не была ясно и четко обозначена. Но поставить перед собой цель - еще не значит осуществить её. Важным условием самовоспитания становится разработка конкретной программы.

Надпись на храме Аполлона в Дельфах гласит: «Познай самого себя». Есть ли связь между самопознанием и образованием? Конечно да, подлинное самопознание может быть только на основе научных знаний. Чем выше уровень образованности и общей культуры человека, тем чаще он ищет (и, конечно, находит!) новые пути самопознания и личного всестороннего совершенствования. Человек познает себя прежде всего в деятельности. А эта деятельность принимает часто совершенно иной характер у человека, лишенного глубокого образования, и человека, получившего его. Под влиянием воспитания (и самовоспитания), образования (и самообразования) у каждого человека вырабатывается новый взгляд на различные факты и явления окружающей действительности, на собственную жизнь. Прежние представления и понятия наполняются новым содержанием.

Условия нашего общества создают сегодня каждому юноше и девушке благоприятные возможности для всестороннего развития и совершенствования интересов, склонностей, творческих способностей, приобщения к культурным ценностям человечества. Чтобы эти возможности стали действительностью, были реализованы в жизни каждого молодого человека, улучшаются учебные планы и программы общеобразовательной школы, среднего специального образования и высшего профессионального образования. Однако одного совершенствования учебных планов и программ, конечно, недостаточно, чтобы воплотить в жизнь требования времени о всестороннем и гармоничном развитии подрастающего поколения. На помощь приходит система самовоспитания и самообразования, овладеть которой необходимо каждому юноше и девушке. Сама жизнь требует постоянного внимания к работе над собой, развития у себя лучших качеств ума и характера, личной ответственности за свою учебу. Без самовоспитания (и его составной части - самообразования) успех в решении этой задачи будет минимальным.

Итак, самый главный путь, достойный современного молодого человека, дабы стать квалифицированным специалистом, профессионалом своего дела -это постоянное совершенствование своей личности, познание себя и других людей, неуклонное движение. Стремление вперед по пути к цели, систематический умственный и физический труд. А грозные препятствия на пути - это невежество и поверхностные знания, лень, неумение заставить себя работать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревский В.Б. Беседы о самовоспитании. Для учащихся старших классов / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1976. - 127 с.

Марченко Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК37.014

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКЕ В ХХ ВЕКЕ

DEVELOPMENT OF EDUCATION IN DONETSK IN THE XXth

CENTURY

Темпы развития образования в Донецке в ХХ веке свидетельствуют о правомерности государственного регулирования и управления образовательными учреждениями. Образование нельзя рассматривать как сферу услуг, так как это уничтожает ту ценностную основу, которая позволила системе образования Донбасса показывать такие высокие результаты в ХХ веке. Необходимо менять аксиологические основания построения субъект-субъектных отношений как внутри системы, так и в ее связях с внешним миром.

Ключевые слова: образование, Донецк, ценностная ориентация, совместный труд, общее благо, история.

The pace of the development of education in Donetsk in the XXth century testifies to the advisability of state regulation and management of educational institutions. Education can't be regarded as a sphere of services, since it destroys the value basis that enabled the Donbass education system to show such high results in the XXth century. It is necessary to change the axiologicalfoundations of the construction of subject-subject relations both within the system and in its relations with the outside world.

Key words: education, Donetsk, value orientation, joint work, common good, history.

Уже в эпоху Просвещения весьма высоко оценивалась роль истории в формировании личности. К примеру, Г. Болингброк рассматривал историю как «философию, которая учит с помощью примеров», подчеркивая, что «любовь к истории неотделима от человеческой природы потому, что она неотделима от любви к человеку» и всегда обращена к его чувствам [1, с.10-11]. Д. Дьюи подчеркивает, что история человечества - это не только история материальной культуры, это история человеческого интеллекта, развития этических понятий, история переработки условий жизни для того, чтобы они соответствовали цели человечества [4, с.167]. Изучение истории открывает возможности анализировать и оценивать социальную жизнь, дает представление об обстоятельствах, процессах, факторах, которые объединяли людей, двигали общество вперед или мешали его развитию. История раскрывает процесс интеллектуального становления человечества, осознания им собственных потребностей, поиск средств их удовлетворения, познания человеком мира и себя в мире. Педагоги рассматривают историю как средство патриотического, гражданского воспитания, выступают за необходимость критического осмысления исторических процессов, развития специальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.