ka: innovatsionnaya deyatel'nost'. M., 1997. professional'nogo vospitaniya budushchego uchitelya:
9. Reprintsev A. V. Teoreticheskiye osnovy dis. ... d-ra ped. nauk. Kursk, 2001.
INTEGRATED MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PERSONALITY IN THE CONTEXT OF STUDENT'S SELF-GOVERNMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Sharshov Igor Alekseyevich, Borzykh Irina Nikolaevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia, e-mail: silans@mail.ru
Work is performed with assistance of RHSF grant, the project № 15-36-01032a1
The article presented the spatial model of professional education of the personality in the context of student's self-government. Authors characterized main objectives and problems of student's self-government in higher education institution on the example of vocational training of future public servants, justified structural and dynamic character of the developed model: allocated coordinate stages of model (the corresponding professional and personal qualities in professional space) and characterized dynamics of this process. The spatial model realizes criteria function of estimation of level of professional education of the student on the basis of the organization of student's self-government in higher education institution.
Key words: professional education, student's self-government, spatial model, modeling of pedagogical process
УДК 77(075.8)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Шаталов Олег Александрович
Белгородский индустриальный колледж, г. Белгород, Россия, e-mail: direktor@bincol.ru
В статье анализируются основные педагогические концепции и методологические подходы, которые могут быть положены в основу создаваемых в колледже программ и концепции воспитания. Воспитание раскрывается как процесс формирования личности будущего профессионала в средней профессиональной школе-колледже. Особое внимание обращается на возраст воспитанников (15-16 лет), который очень сложен в психологическом плане, и поэтому воспитательная деятельность с данной категорией обучающихся не может быть легкой. Апеллируя к Закону «Об образовании в РФ», автор акцентирует внимание на связях между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры и в связи с этим определяет основные направления и задачи воспитательной работы.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, методологические подходы, концепция, образование, колледж, студент, воспитательная работа
Среди множества целей, стоящих перед современным образованием сегодня, важнейшей признается формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) закрепил приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной
деятельности, подчеркивая, что образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Период активного жизненного и духовно-нравственного становления личности -это студенчество. Вчерашние школьники в свои 15-16 лет оказываются вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений, и более всего нуждаются в
направляющей руке и верных ориентирах. Ведь не имея устойчивых жизненных ценностей, молодой человек сам не в состоянии сформировать свои долговременные жизненные планы. Он стремится к самопознанию и самореализации, но не имеет достаточного для этого опыта и внутренней готовности. Создается некая критичная ситуация смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых установок, мотивов поведения, и, как следствие, новых ценностных ориентаций. Вот поэтому в колледже уделяется большое внимание воспитательной работе со студентами, решается комплекс вопросов, связанный с социализацией и профессиональной адаптацией будущих специалистов.
Именно этот период признается как время становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: нравственных, патриотических, гражданских, профессионально-трудовых и др. Поскольку это своеобразный период становления личности, стоит отметить некоторые, характеризующие особенности процесса воспитания, условия:
1) Обучающиеся приобретают новый социальный статус (студент);
2) Реформируемая система образования (новые образовательные стандарты, технологии образования, формы организации педагогического процесса, управления ссузом и пр., оказывают свое влияние на формирование мировоззрения будущего специалиста и его личностных качеств);
3) Происходит ломка некогда сложившихся духовно-нравственных ориентиров. В обществе идет перестройка взглядов, ценностей и смыслов, жизненных ориентиров. Все это легко может внести сумятицу в еще неокрепшую юную душу. Здесь необходима опора на аксиологический, личностно ориентированный, системный подходы и т. д.;
4) С учетом веления времени новым ориентиром воспитания в ссузе является формирование конкурентоспособного специалиста, профессионально компетентного, мобильного и гибко реагирующего на вызовы времени;
5) В современных условиях важна работа в таких направлениях, как усиление внимания
на творческое развитие, саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста;
6) Различные институты социализации оказывают мощное воспитательное влияние на студентов;
7) Все усиливающиеся информационные потоки, технологии, влияют на сознание и поведение современного студента [1; 2].
Учитывая вышеизложенные условия, опираясь на разработки современных ученых (Л. В. Байбородова, В. П. Бедерханова, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, О. С. Газ-ман, О. С. Гребенюк, В. А. Караковский, Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Е. Щуркова и др.), мы приходим к выводу, что главной целью воспитательной работы в ссузе должно стать создание педагогически целесообразной воспитывающей среды, способствующей формированию активного отношения студента к избранной профессии.
Обращаясь к Закону РФ «Об образовании», мы отмечаем взаимосвязь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества. Здесь же указаны основные задачи учебного заведения в реализации воспитательного процесса:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования;
формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной экономики и ситуации в стране;
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
Таким образом, под воспитанием в средней профессиональной школе мы понимаем целенаправленную деятельность, ориентированную на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Вся воспитательная работа колледжа должна быть направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей студентов, на создание условий для их развития, самореализации и
самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность.
Определяя методологические подходы, выбирая педагогические концепции, которые стоит положить в основу разработки системы воспитания в колледже, стоит обратить внимание на:
- комплексный подход (предполагает, что все компоненты воспитательного процесса: цели, задачи, деятельность воспитуе-мых, формы и методы воспитания и пр.) находятся и сосуществуют в комплексе, позволяя наметить новые цели на основе учета достигнутых;
- аксиологический подход (ценностный), на основе которого в системе отношений воспитателей и воспитанников проявляется система ценностных ориентаций;
- философско-антропологический подход, в основе которого лежит идея К. Д. Ушинского о человеке как предмете воспитания, как развивающемся и воспитывающемся человеке. Согласно этого подхода, цель, предмет и ценность воспитания- Человек и его бытие в мире;
- концепцию системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова). Согласно этой концепции, цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. В рамках этой концепции главными задачами определяются такие, как а) формирование у воспитанников целостной и научно обоснованной картины мира; б) формирование гражданского самосознания личности; в) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям; в) развитие у студентов креативности; г) формирование самосознания и осознание личностью собственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации. Приоритетом в данной концепции становятся общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир;
- концепцию Е. В. Бондаревской «Воспитание ребенка как человека культуры». Человек культуры - это: а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; б) гражданин; в) нравственный человек; г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность. Идео-
логия воспитания в рамках данной концепции представлена совокупностью положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.
Концепция предполагает восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры через реализацию культурных функций образования:
гуманитарной, суть которой - в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности:
- культуросозидательной, которая способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры средствами образования;
- функции социализации, проявляющей себя в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Продуктами ее являются личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, его социальную позицию, самосознание и др. компоненты индивидуального сознания. Для успешного осуществления социализации, образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетвор-чества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности;
- концепцию формирования образа жизни, достойного Человека (Н. Е. Щурко-ва). В рамках данной концепции воспитание понимается как целенаправленное организованное педагогом-профессионалом восхождение ребенком к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизни, достойную Человека. Если воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры, то сам процесс воспитания необходимо рассматривать с позиций культуры; содержание воспитания рассматривается как система отношений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а значит и умений - как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром; поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника и
пр. Воспитание в контексте культуры - это апелляция к аккумуляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, выбор которых определяется трехсторонним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ». В основе концепции лежит личностно ориентированный подход.
Разрабатывая стратегию воспитания в колледже, следует учитывать следующие стратегии: стратегию сохранения (того, что актуально существует); стратегию изменения (того, что изменяется или должно быть изменено); стратегию развития (того, что развивается); стратегию предотвращения [3]. В условиях колледжа основной ориентир профессионального воспитания - профессиональное становление специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Каждый выпускник колледжа должен осознавать общественный смысл выбранной профессии, определять личностную значимость профессионального труда, творчески относиться к профессиональной деятельности и т. п.
Чтобы процесс профессионального воспитания был максимально эффективным, следует дифференцировать цели, задачи, содержание профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов; ориентировать образовательный процесс на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений; организовывать сотрудничество на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами; важно ориентировать студентов в ценностях будущей профессиональной деятельности и т. д. [4].
Для становления будущего специалиста-профессионала важно в воспитательной работе определить направления, среди которых особое место мы отводим следующим:
- социально-нравственное направление (усвоение основных социальных норм, общечеловеческих ценностных, сформированность гражданско-патриотического сознания);
- общеинтеллектуальное направление (усвоение воспитанниками основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к другим видам аналитико-синте-
тической деятельности, усвоение общенаучных методов познания);
- общекультурное направление (усвоение воспитанниками общеэстетических понятий, понятий, связанных с художественно-образным способом познания, экологические понятия, позволяющие человеку управлять своим здоровьем, физическим и творческим развитием и самосовершенствованием).
Исходя из особенностей каждого из обозначенных направлений, мы определяем цели воспитания студентов в колледже:
адаптация первокурсников и иногородних студентов к условиям жизнедеятельности колледжа, с целью вхождения в образовательную среду учебного заведения;
стимулирование процесса самопознания, личной стратегии жизнедеятельности;
- формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- развитие культуры физического воспитания и здоровья личности, сознательного отношения к семье, её традициям и принципам;
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
формирование мотивации к труду, профессиональной карьере и навыков правильного поведения в условиях внутрипрофессио-нальной и межпрофессиональной конкуренции на рынке труда.
Весь процесс воспитания в колледже должен быть построен в соответствии со стадиями процесса формирования и проектирования личности специалиста: стадии формирования профессиональных намерений, стадии получения профессионального образования, стадии профессионализации и стадии мастерства.
Таким образом, в профессиональном воспитании акценты смещаются в сторону реализации такой модели личности, которая может быть самостоятельно адаптироваться в новых социально-экономических условиях. Выпускник колледжа должен обладать такими качествами, как самопризнание, признание других людей, доброжелательность, высокий уровень эмпатии, чувство юмора, открытость для опыта, способность действо-
вать независимо от других, доверие, творчество и пр.
В процессе воспитательной работы в колледже наиболее приемлемыми оказываются следующие методы и формы совместной деятельности преподавателей и обучающихся:
методы формирования профессионального сознания, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, классные часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, профессиональные праздники и др.);
методы патриотического воспитания, формирования гражданской позиции (классные часы, праздники и встречи, экскурсии в музеи, военно-патриотические игры «Зарница», военно-полевые сборы и др.);
методы нравственного воспитания, воспитания культуры поведения и общения, формирование здорового образа жизни (учебные занятия, беседы, акции, классные часы, диспуты, посещение музеев, выставок, кинотеатров и театра и др.);
- методы включения студентов, обучающихся, в разнообразные виды коллективной творческой деятельности, способствующей формированию самостоятельности и инициативности (массовые праздники, предметные недели, дни, ярмарки, занятия в кружках, худ. самодеятельности и др.);
методы совместной деятельности преподавателей и студентов (учебные занятия, выставки творческих работ, конференции, презентации, акции и др.);
методы осуществления взаимодействия преподавателей, студентов и родителей в воспитательном процессе (родительские собрания, индивидуальные консультации, праздники последнего звонка, дни открытых дверей и др.).
Как результат систематической воспитательной работы, создания и реализации воспитательной концепции, мы можем получить:
инициативное, творческое стремление к достижению общественно значимого результата в профессиональной и гражданской активности;
- определение личностью своих перспектив, выработка собственной долгосрочной, стратегической жизненной программы,
жизненной цели, основных путей и нравственных принципов ее достижения;
- деловые качества: единство слова и дела; система познавательных и творческих способностей, самостоятельность и продуктивность; гармоническое единство в проявлении профессионального мастерства, умения доводить до конца начатое дело; умение устанавливать нормальные взаимоотношения с членами коллектива; способность к критике и самокритике;
активность личности в основных позициях: общественно-политических, профессионально-трудовых и нравственно-культурных, степень активности и результативность;
уровень самовоспитания, характеризуемый самопознанием и самооценкой, самоорганизацией, самоконтролем и саморегуляцией, самодеятельностью и самоутверждением и пр.
Конечно, для получения стабильных, хороших результатов необходима четко отлаженная система работы. У колледжа есть все необходимые для этого ресурсы и механизмы. Значит, становление личности будущего специалиста в средней профессиональной школе будет соответствовать всем запросам и велению времени.
Литература
1. Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. № 11.1. С. 20-26.
2. Макарова Л. Н., Копытова Н. Е., Королева А. В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 6 (110). С. 84-91.
3. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: в 2 т. Т. 2. М., 2008.
4. Борзых И. Н. Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. № 1(13). С. 132-136.
References
1. Pivovarov M. А. Psikhologo-pedagogi-cheskiye osobennosti vospitaniya studentov pedago-gicheskogo kolledzha // Molodoj uchenyj. 2014. №11.1. S. 20-26.
2. Makarova L. N., Kopytova N. E., Koroleva А. V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushchejsya vneshnej informatsionnoj sredy
// Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki. 2012. № 6 (110). S. 84-91.
3. Moreva N. А. Pedagogika srednego profes-sional'nogo obrazovaniya: v 2 t. T. 2. M., 2008.
4. Borzykh I. N. Professional'noye vospitaniye studentov v usloviyakh studencheskogo samouprav-leniya // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2008. № 1(13). S. 132-136.
THEORETICAL ASPECTS OF EDUCATION OF STUDENTS AT SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL
Shatalov Oleg Aleksandrovich
Belgorod Industrial College, Belgorod, Russia e-mail: direktor@bincol.ru
In article the author analyzed the main pedagogical concepts and methodological approaches which can be the basis for the programs created in college and the concept of education, revealed education as process of formation of the identity of future professional at average professional school college, paid special attention to the age of pupils (15-16 years) which is very difficult in the psychological plan and therefore educational activity with this category of the trained can't be easy. Appealing to the Law «About Education in the Russian Federation», the author focused attention on communications between education and education of the citizen as complete social structure and in this regard defined the main directions and problems of educational work.
Key words: professional education, methodological approaches, concept, education, college, student, educational work