И.С. Головина
РАЗГРАНИЧЕНИЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ЦВЕТАЕВОЙ ...
DIFFERENTIATION OF UNFINISHED WORKS OF MARINA TSVETAEVA IN THE DEGREE OF IMPLEMENTATION OF THE PLAN
© 2013
I.S. Golovina, postgraduate of Department of Russian, Foreign Literature and Methods of Teaching Literature
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities Samara (Russia)
Annotation: This Article describes the recovery conceived plan of the unfinished works. In this paper the distinction between the concepts «incompleteness» and « unfinished». The classification of poems showing different levels of Unfinished of works. The reasons of the non-completion are provided. The unity of the heroes, the plots and the images throughout the creative author's way were analyzed and also the conversion of the works and their continued existence.
Keywords: poem, poetry, unfinished works, open structure, plan.
УДК 376.37
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
© 2013
А.М. Горчакова, старший преподаватель кафедры логопедии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Т.М. Конакова, учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 362, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема логопедии: проблема формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Описаны варианты реализации коммуникативной направленности в ходе коррекционного процесса.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, коммуникативная направленность.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии, вслед за Р.Е.Левиной [1], мы выделяем группу детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором отмечается несформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система - нарушаются все ее компоненты. Среди разнообразных и наиболее частотных проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов различного слогового состава.
Проблема усвоения слогового состава слова детьми с ОНР как предмет исследования освещена в работах специалистов разных областей (А.Н.Гвоздев [1], Р.Е. Левина [1]).
В специальной литературе представлено описание становления слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми речевыми расстройствами, приводящими к общему недоразвитию речи (А.К. Маркова [3], Т.Б. Филичева [4], Г.В. Чиркина [4]).
По исследованиям Р.Е. Левиной [1], способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве дифференциального признака, позволяющего распознавать природу речевых расстройств.
Вопросами диагностики и коррекции слоговой структуры слова занимаются многие современные педагоги, такие как З.Е. Агранович [5], Г.В. Бабина [6], С.Е. Большакова [7], В.А. Ковшиков [8], Т.А. Ткаченко [9], Н.С. Четверушкина [10] и др.
Анализ теоретических источников показывает, что ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова. Все авторы отмечают стойкость данного дефекта, низкую динамику его преодоления. В ходе обучения речи обнаруживается, что овладение слоговой структурой слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания со стороны учителя-логопеда.
Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.
Именно поэтому на современном этапе развития логопедии проблема разработки путей формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием
речи остаётся по-прежнему актуальной.
Искажение слогового состава слов у детей может сохраняться в школьном возрасте, отражаясь на процессах чтения и письма. Особую значимость проблема преодоления нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи слова приобретает в условиях детского сада, как подготовительной ступени в обучении грамоте.
В современных условиях модернизации системы образования важную роль приобретает разработка и внедрение стандартов нового поколения (Федеральные государственные требования). Коммуникативная направленность является одним из ведущих приоритетов образовательных стандартов.
Слоговая структура слова, усвоенная ребенком в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова в самостоятельную речь, поэтому так важен коммуникативный этап коррекцион-ного воздействия. Потребность в общении подталкивает дошкольника пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Участниками коммуникативной деятельности являются: логопед, родители, ребёнок, сверстники. Дети просят, рассказывают, подтверждают, возражают, соглашаются, предлагают, узнают, приглашают, благодарят... На этапе формирования коммуникативных умений и навыков целесообразно использовать различные виды деятельности. Предполагается включение слов различной слоговой структуры в режимные моменты через диалог.
В.А.Ковшиков [8, с. 121] обращает внимание на то, что поскольку язык — средство общения и обобщения, постольку в логопедической работе нужно постоянно создавать ситуации, в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык. Не повторение ребенком слов или предложений, не добавление им слов в предложения и т. п., а самостоятельная речь ребенка - вот что должно быть основной формой всей логопедической работы. В процессе ее ребенок должен научиться самостоятельно открывать сложные закономерности языка и использовать язык в деятельности.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, практическая деятельность, непосредственное оперирование предметами, поэтому поставленные задачи по формированию слоговой структуры слова у детей, целесообразно решать в различных видах деятельности ребёнка.
Непостоянство и разнообразие нарушений слоговой
структуры слова у детей с общим недоразвитием речи В.А. Ковшиков объясняет влиянием разнообразных лингвистических факторов (тип слога, длина слова, фонемное окружение, ударность слога). Правильное или неправильное произнесение звука часто зависит не от его «исходной» характеристики, а от множества контекстуальных условий, в которых он находится [8]. А это значит, что для достижения оптимального результата в логопедической работе важную роль играет правильно подобранный лингвистический материал. Сам по себе лингвистический материал уже является средством коррекции. Особую роль имеют слова, выступающие в роли предикатов. Предикативные слова «запускают» речевой механизм, связывают слова в предложения и предложения между собой [11]. Материал подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал уточнению и активизации словаря, умению правильно строить предложения и тексты [12-14].
В общении особую роль играет овладение социальными ролями, поэтому логопед организует игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации для практического усвоения слов различной степени слоговой сложности.
Таким образом, наиболее значимыми принципами, которыми необходимо руководствоваться в процессе организации коррекционной работы по формированию слоговой структуры речи у дошкольников, являются следующие: коммуникативная направленность и тщательный отбор лингвистического материала.
Рассмотрим возможные варианты коррекционного воздействия на этапе коммуникации.
Диалог № 1. Цель: закрепить умение произносить двухсложные слова с двумя стечениями согласных в диалоге.
Лингвистический материал: имя существительное: плать-е.
Логопед: «Оля, попроси Лену одеть кукле новое плать-е». Ребёнок: «Лена, одень кукле новое пла-тье».
Диалог № 2. Цель: закрепить умение произносить двусложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом в диалоге.
Лингвистический материал: имя существительное: Мат-вей, аль-бом, фар-тук, тет-радь, бук-варь; глагол: у-брать.
Логопед: «Оля, попроси Матвея помочь тебе уб-рать кар-тон (аль-бом, фар-тук, тет-радь, бук-варь). Вместе у вас получится быстрее». Ребёнок: «Мат-вей, помоги мне уб-рать кар-тон (аль-бом, фар-тук, тет-радь, букварь)».
Диалог № 3. Цель: закрепить умение произносить трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом в диалоге.
Лингвистический материал: имя существительное: де-душ-ку, ба-буш-ку.
Логопед: «Оля, спроси у Вани, как зовут его де-душ-ку (ба-буш-ку)». Ребёнок: «Ваня, как зовут твоего (твою) де-душ-ку (ба-буш-ку)?»
Диалог № 4. Цель: закрепить умение произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных и закрытым слогом в диалоге.
Лингвистический материал: имя существительное: плас-ти-лин; глагол: пос-мот-реть.
Логопед: «Оля, попроси Вику помочь тебе убрать плас-ти-лин в коробку». Ребёнок: «Вика, помоги мне убрать плас-ти-лин в коробку»
Логопед: «Оля, предложи Вике пос-мот-реть рыбок. Ей будет интересно». Ребёнок: «Оля, хочешь пос-мот-реть рыбок?»
Тщательный отбор и группировка лингвистического материала (глагол, имя существительное, имя прилагательное) позволяет логопеду планировать свою работу, используя наиболее частотные части речи, которыми пользуются дети в непосредственном общении друг с другом и взрослыми. 28
Игровая ситуация «Семья». Цель: научить детей использовать полученные навыки воспроизведения слоговой структуры слова в игровой ситуации.
Лингвистический материал:
Односложные слова из закрытых слогов: глагол -мыть; имя существительное - сад, чай.
Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: имя существительное - торт, стол.
Двухсложные слова из открытых слогов: имя существительное - па-па, ма-ма, де-ти, ру-ки.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом: имя существительное - семь-я, кош-ка, гос-ти.
Двухсложные слова с закрытым слогом: глагол - ведет, жи-вут; имя существительное - о-бед.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом: имя существительное -пик-ник, фар-тук; имя прилагательное - дет-ский.
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: имя существительное - друзь-я, празд-ник.
Трехсложные слова из открытых слогов: имя существительное - со-ба-ка, пи-ро-ги, ра-бо-та.
Трехсложные слова с закрытым слогом: глагол - го-то-вят.
Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и отрытым слогом: имя существительное - де-душ-ка, ба-буш-ка, спа-си-бо, доб-ро-та, чис-то-та, у-бор-ка, про-фес-сия.
Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом: глагол - встре-ча-ют.
Четырёхсложные с закрытым слогом и (или) стечениями: глагол - за-бо-тят-ся, по-мо-га-ют, нак-ры-ва-ют; имя существительное - род-ствен-ни-ки, у-го-щень-е, жи-вот-ны-е; имя прилагательное - до-маш-ни-е.
Сложная слоговая структура слова со стечениями согласных: имя прилагательное - гос-теп-ри-им-ны-е; предикат - по-жа-луйс-та, до сви-да-ни-я, здрав-ствуй-те.
Игровая ситуация «Зоопарк». Цель: научить детей использовать полученные навыки воспроизведения слоговой структуры слова в игровой ситуации.
Лингвистический материал:
Односложные слова из закрытых слогов: имя существительное: вид, лев.
Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: имя существительное: корм, тигр, слон.
Двухсложные слова из открытых слогов: имя существительное: па-па, ма-ма. де-ти.
Двусложные слова с закрытым слогом: глагол: и-дут, ле-чат; имя существительное: жи-раф; имя прилагательное: се-рый, бе-лый.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом: имя существительное: кас-са, семь-я, день-ги, зеб-ра.
Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом: имя существительное: звери.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом: глагол: кор-мят чистят; имя существительное: кас-сир, мед-ведь, пав-лин; имя прилагательное: силь-ный, быст-рый, боль-шой, жар-ких.
Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом: глагол: сле-дят; имя существительное: стра-ус.
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: глагол: смот-рят; клет-ка, друзь-я; имя прилагательное: внеш-ний.
Трехсложные слова из открытых слогов: имя существительное: а-фи-ша, би-ле-ты.
Трехсложные слова с закрытым слогом: глагол: по-ку-пать, ме-ня-ют; имя существительное: бе-ге-мот, Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4)
зо-о-парк, но-со-рог; имя прилагательное: вы-со-кий.
Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и отрытым слогом: имя существительное: де-душ-ка, ба-буш-ка, кен-гу-ру; имя прилагательное: лов-ка-я.
Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом: имя существительное: конт-ро-лер.
Трехсложные слова с двумя стечениями: имя прилагательное: о-гром-ный.
Четырёхсложные слова с закрытым слогом и (или) стечениями: глагол: про-ве-ря-ет; имя существительное: жи-вот-ны-е, экс-кур-со-вод, ве-те-ри-нар, пи-та-ни-е, о-безь-я-на, гип-по-по-там.
Сложная слоговая структура слова со стечениями согласных: имя существительное: объ-яв-ле-ни-е, родст-вен-ни-ки, по-се-ти-те-ли; имя прилагательное: взрос-лы-е, по-ло-са-та-я; предикат: по-жа-луйс-та, до сви-да-ни-я, здравст-вуй-те.
Таким образом, в результате организации коммуникативной деятельности с опорой на тщательный отбор лингвистического материала решается основная задача коммуникативного этапа - сформировать у детей умение использовать полученные навыки воспроизведения слоговой структуры слова в спонтанной речи. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Левина Р.Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей//Труды 2-ой научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 166-173.
2. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981. 320 с.
3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1961. С. 65-70.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразви-
тия речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4. С. 72-78.
5. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.
6. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.
7. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.
8. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб.: КАРО, 2006. 304 с.
9. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2008. 48 с.
10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2001. 96 с.
11. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2 тт. Т.11 /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.112-122.
12. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133.
13. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 155-160.
14. Ермакова М.А. Анализ особенностей интонации и ее компонентов у дошкольников с экспрессивной алалией // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 86-88.
© 2013
FORMATION OF SYLLABIC STRUCTURE OF THE WORD IN THE SPEECH OF CHILDREN WITH GENERAL ALALIA
A.M. Gorchakova, senior teacher of chair of logopedics
Samara State Academy of Social Science and Humanities, Samara (Russia) T.M. Konakova, teacher-logopedist Municipal budgetary preschool educational institution № 362, Samara (Russia)
Annotation: In the article the actual problem of logopedics is considered: problem of formation of syllabic structure of the word in the speech of children with general alalia. Optional ways of correction through the communicative approach are given.
Keywords: general alalia, syllabic structure of the word, communicative approach.