Однако, переход на электронный документооборот не означает полное освобождение от бумажных документов, что еще требует доработки со стороны цифровых технологий.
Вместе с тем встает вопрос образования и квалификации бухгалтеров. Современным специалистам понадобятся знания в области компьютерных технологий на более продвинутом уровне, чем пользовательский. Это позволит оперативно устранять проблемы технологического процесса и разбираться в новых цифровых технологиях без помощи ИТ-специалистов.
На сегодняшний день встал вопрос законодательного регулирования криптовалюты. Но отсутствие законодательной базы не запрещает использование виртуальных денег. Так, некоторые предприятия используют криптовалюту как инвестиции или как средства платежа. На этом этапе возникает проблема отражения этих операции в бухгалтерском учете.
Также для цифровизации бухгалтерского учета рассматривается такая технология как «блокчейн». Она «представляет собой непрерывную последовательность (список) блоков, выстроенную по необходимым правилам. Такая цепочка блоков записей позволяет пользователю осуществлять хранение информации распределенно. В свою очередь, каждый последующий блок в системе четко связан с предыдущим, что фиксирует цифровая подпись, исключая любую возможность изменения данных». [4]
Применение блокчейна в бухгалтерском учете дает возможность повышения прозрачности учета, путем регистрации данных каждой транзакции в общей государственной базе. Также данная технология обеспечит упрощение учета, так как отпадает необходимость повторных хозяйственных операций.
Блокчейн зарекомендовал себя в финансовой, банковской и других экономических сферах, что дает положительную рекомендацию и для бухгалтерского учета.
Важной особенностью технологии «блокчейн» является неизменность введенных данных, что в свою очередь исключает возможность фальсификации учетных данных.
Современные тенденции требуют применения цифровых технологий во всех сферах развития экономики. В том числе и бухгалтерском учете. Сфера бухгалтерского учета является одной из наиболее консервативных во все времена и требует особого подхода и разработок. Однако появляются новые технологии, способы обработки и передачи информации, новые программные обеспечения, которые порождают прогресс. На данный момент, технология «блокчейн» является одним из главных направлений развития цифровизации бухгалтерского учета, которая может решить многие проблемы в сфере учета финансово-хозяйственных операций. [4]
Источники:
1. Пикалов П.А. Цифровая экономика в бухгалтерском учете // Актуальные вопросы современной экономики, 2020, №4. - https://readera.org/cifrovaja-jekonomika-v-buhgalterskom-uchete-143171461
2. Еременко В.А., Мамлеева А.М. Влияние цифровизации на бухгалтерский учет // Электронный журнал «Вектор экономики», 2019, №4 - http://vectoreconomy.rU/images/publications/2019/4/accounting/Yeremenko_Mamleeva.pdf
3. Варламова Д.В., Алексеева Л.Д. Вопросы внедрения цифровых технологий в систему бухгалтерского учета // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 5 (часть 2) - https://vaael.ru/ru/article/view?id=1136
4. Селезнева М.П., Кочеткова А.С., Антипина Ж.П. Влияние цифровизации на бухгалтерский учет // Экономические науки, 2019 - https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-buhgalterskiy-uchet
References:
1. Pikalov P. A. Digital economy in accounting / / Actual issues of modern economy, 2020, No. 4. - https://readera.org/cifrovaja-jekonomika-v-buhgalterskom-uchete-143171461
2. Eremenko V. A., Mamleeva A.M. The impact of digitalization on accounting // Electronic journal "Vector of Economy", 2019, No. 4 - http://vectoreconomy.ru/images/publications/2019/4/accounting/Yeremenko_Mamleeva.pdf
3. Varlamova D. V., Alekseeva L. D. Questions of introduction of digital technologies in the accounting system // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2020. - No. 5 (part 2) - https://vaael.ru/ru/article/view?id=1136
4. Selezneva M. P., Kochetkova A. S., Antipina Zh. P. The impact of digitalization on accounting // Economic Sciences, 2019 - https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-buhgalterskiy-uchet
10.24412/2309-4788-2021-11003
М.С. Рыбянцева - доцент кафедры бизнес-аналитики, к.э.н., Кубанский государственный технологический университет ([email protected]),
M.S. Rybyantseva - associate Professor of the Department of Business Analytics, Kuban State Technological University.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ DEVELOPMENT OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT SYSTEM IN RETAIL TRADE ORGANIZATIONS
Аннотация. В процессе осуществления предпринимательской деятельности субъект управления всегда сталкивается с действием как внутренних, так и внешних рисков. В целях минимизации этих рисков менеджмент хозяйствующего субъекта обязан разрабатывать перечень мероприятий по локализации негативных факторов, а также внедрить системы внутреннего контроля и аудита. В целях организации системы внутреннего контроля и
аудита организаций розничной торговли необходимо регламентировать контрольные процедуры и разработать следующие локальные нормативные документы: политику внутреннего аудита; политику внутреннего контроля; политику управления рисками; должностные обязанности работников, осуществляющих внутренний контроль и аудит. В рамках разработки политики управления рисками разработан перечень возможных рисков в разрезе бизнес-процессов. Оценка эффективности системы управления рисками в разрезе бизнес-процессов может проводиться с использованием разработанного «Вопросника самоконтроля для оценки бизнес-процессов». При разработке системы внутреннего контроля и аудита необходимо внести изменения и в рабочий план счетов организации, разработать рабочие документы аудитора.
Abstract. In the process of carrying out entrepreneurial activity, the subject of management always faces the action of both internal and external risks. In order to minimize these risks, the management of an economic entity is obliged to develop a list of measures to localize negative factors, as well as to introduce systems of internal control and audit. In order to organize the system of internal control and audit of retail trade organizations, it is necessary to regulate control procedures and develop the following local regulatory documents: internal audit policy; internal control policy; risk management policy; job responsibilities of employees exercising internal control and audit. As part of the development of a risk management policy, a list of possible risks in the context of business processes was developed. Evaluation of the effectiveness of the risk management system in the context of business processes can be carried out using the developed "Self-control questionnaire for assessing business processes". When developing a system of internal control and audit, it is necessary to make changes to the organization's working chart of accounts, to develop working documents of the auditor.
Ключевые слова: организации розничной торговли, система внутреннего контроля, внутренний аудит, локальные нормативные документы.
Keywords: retail organizations, internal control system, internal audit, local regulatory documents.
Системы внутреннего контроля и аудита должны обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности. Можно выделить пять элементов системы внутреннего контроля: контрольная среда; оценка рисков; процедуры внутреннего контроля; информация и коммуникация; оценка внутреннего контроля.
В ходе оценки учетных методик и организации бухгалтерского учета был сделан вывод о наличии лишь отдельных элементов системы внутреннего контроля и аудита. В целях организации системы внутреннего контроля и аудита необходимо регламентировать контрольные процедуры и разработать следующие локальные нормативные документы:
- политику внутреннего аудита;
- политику внутреннего контроля;
- политику управления рисками;
- должностные обязанности работников, осуществляющих внутренний контроль и аудит.
При разработке данных документов необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» [1];
- Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация» [2];
- Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [3];
- Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» [4].
Формирование системы внутреннего аудита должно быть основано на следующих принципах: независимость; честность; объективность; конфиденциальность; профессиональная компетентность.
При разработке политики управления рисками необходимо помнить, что этапы процесса управления рисками должны включать следующие действия:
- определение целей;
- идентификация рисков - выявление (обнаружение) рисков, их распознавание/анализ и описание;
- оценка рисков - определение (измерение) вероятности и последствий рисков, сопоставление измерений с критериями рисков с целью принятия решения о необходимости воздействия на риск и установления приоритета воздействия на риск;
- реагирование на риски (отказ (уклонение) от риска, передача (перераспределение) риска, воздействие на риск (управление риском), принятие риска);
- мониторинг рисков - постоянная проверка, надзор, критическое наблюдение, обследование и определение состояния рисков, управления рисками.
Перечень возможных рисков в разрезе бизнес-процессов приведен в таблице 1. Данный перечень может быть использован в качестве приложения к документу «Политика управления рисками организации».
Таблица 1 - Перечень возможных рисков в разрезе бизнес-процессов
Бизнес-процесс Возможные риски
Закупки Закупка товаров при наличии аналогичных товаров в остатках в достаточном количестве Отсутствие планирования закупок Проведение срочных закупок при отсутствии реальной потребности Выбор ненадежного поставщика Осуществление закупок на условиях, отличных от отраженных в договоре Несвоевременность осуществления процедуры по возврату (обмену) товаров, не прошедших приемку
Управление запасами Отсутствие достаточной автоматизации Игнорирование фактических данных складского учета при принятии управленческих решений Отсутствие или низкое качество сверки данных складского учета с другими учетными системами Отсутствие возможности идентифицировать хранимые товары Отсутствие физических условий для обеспечения сохранности товаров Отсутствие или ненадлежащее проведение инвентаризации товаров
Управление основными средствами Арендуется основное средство, которое имеется в наличии Введение в эксплуатацию основного средства до выполнения всех требований, связанных с вводом в эксплуатацию Основные средства раньше времени признаются непригодными к использованию Отсутствие оприходования металлолома при списании основных средств
Продажи Компания берет на себя обязательства, имеющие низкую вероятность исполнения Разрыв между степенью исполнения обязательств продавцом и покупателем Отсутствие исследований платежеспособного спроса и наличие неликвидных товаров
Управление персоналом Несоответствие квалификации нанимаемого сотрудника требованиям позиции Перечень выплат провоцируют злоупотребления и снижение эффективности Выплата премий при отсутствии оснований Организационная структура и штатное расписание не способствуют максимизации ключевых показателей эффективности
Инвестиции Низкое качество планирования Занижение стоимости инвестиционного проекта Отсутствие процесса определения и оценки рисков проекта Нецелевое расходование денежных средств
Оценка эффективности системы управления рисками в разрезе бизнес-процессов может проводиться с использованием разработанного «Вопросника самоконтроля для оценки бизнес-процессов» (таблица 2). Таблица 2 - Структура разработанного «Вопросника самоконтроля для
Пункт вопросника Расшифровка
Статус по ключевым целям контроля в рамках процесса Обоснованность Правильность Полнота Своевременность Достоверность
Статус по системе контроля Дублирование контрольных процедур Адекватное разделение полномочий
Статус по эффективности процесса Соблюдение затрат и выгод в рамках процесса Наличие обратной связи и динамичность изменения процесса под влиянием внутренних и внешних факторов Достаточность ресурсов и квалифицированного персонала для выполнение процесса Наличие «узких мест» в процессе Дублирование операций процесса Необходимость и возможность автоматизации процесса
Важную роль играет разработка должностных инструкций работника, осуществляющего внутренний контроль и аудит.
Должностная инструкция внутреннего аудитора может иметь типовую структуру: общие положения; должностные обязанности; права; ответственность. Выписка из должностной обязанности внутреннего аудитора по разделу 4 «Ответственность» приведена на рисунке 1.
4. Ответственность
Внутренний аудитор несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в пределах установленных административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации.
4.4. За нарушение режимов конфиденциальности информации, необеспечение систематизации и сохранности документов, доступ к которым он получает в ходе осуществления возложенных на него трудовых обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
4.5. За нарушение требований Правил внутреннего трудового распорядка Общества, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, Правил работы с документами, составляющими коммерческую тайну, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
4.6. За искажение данных аудиторских проверок._
Рисунок 1 - Выписка из должностной обязанности внутреннего аудитора организации»
по разделу 4 «Ответственность»
Предлагаемая система аналитических счетов приведена в таблице 3. Таблица 3 - Рекомендованная система аналитических счетов по счетам _41 «Товары» и 90 «Продажи»__
Категория номенклатуры Счета для учета товаров Счета для учета себестоимости проданных товаров
Используемый субсчет 41.01 90.02
Бытовая техника 41.01.1 90.02.1
Водоэмульсионная, акриловая продукция 41.01.2 90.02.2
Водоэмульсионная, лакокрасочная продукция 41.01.3 90.02.3
Галантерея 41.01.4 90.02.4
Герметики. Монтажная пена. Жидкие гвозди 41.01.5 90.02.5
Замочно-скобяные изделия 41.01.6 90.02.6
Игрушки 41.01.7 90.02.7
Искусственные цветы 41.01.8 90.02.8
Канцелярские товары 41.01.9 90.02.9
Крепеж 41.01.10 90.02.10
Лакокрасочная продукция 41.01.11 90.02.11
Мастики 41.01.12 90.02.12
Посуда из стекла 41.01.13 90.02.13
Посуда из фарфора и керамики 41.01.14 90.02.14
Посуда из прочих материалов 41.01.15 90.02.15
Растворители 41.01.16 90.02.16
Ручной инструмент 41.01.17 90.02.17
Сантехника 41.01.18 90.02.18
Стройматериалы 41.01.19 90.02.19
Сухие смеси 41.01.20 90.02.20
Текстиль 41.01.21 90.02.21
Товары для дома 41.01.22 90.02.22
Товары для кухни 41.01.23 90.02.23
Товары для сада и дачи 41.01.24 90.02.24
Товары к празднику 41.01.25 90.02.25
Электротовары 41.01.26 90.02.26
Внедрение локальных нормативных документов позволит сформировать системы внутреннего контроля и аудита. Внесенные изменения в статьи бухгалтерского баланса повысят достоверность отчетной информации.
Важную роль при формировании системы внутреннего аудита играет разработка рабочих документов аудитора.
В таблице 4 приведен рабочий документ аудитора, отражающий данные о количестве проданных товаров и выручке за 2020 г. произвольной организации розничной торговли.
Данные приведены в разрезе предложенных аналитических счетов, отражающих основные позиции ассортимента товаров. Данный перечень может быть изменен в зависимости от специфики товаров конкретной компании.
Таблица 4 - Выписка из рабочего документа аудитора «Количество _проданных товаров и выручка»_
Категория номенклатуры По данным организации По данным внутреннего аудитора Наличие расхождений
Количест-во, ед. Выручка, руб Количество, ед. Выручка, руб
Всего 34 302 2298331,85 34 302 2298331,85 нет
Бытовая техника 124 97 730,04 124 97 730,04 нет
Водоэмульсионная, акриловая продукция 805 70 152,84 805 70 152,84 нет
Водоэмульсионная, лакокрасочная продукция 111 12 481,77 111 12 481,77 нет
Галантерея 380 17 468,80 380 17 468,80 нет
Герметики. Монтажная пена. Жидкие гвозди 156 24 431,81 156 24 431,81 нет
Замочно-скобяные изделия 1 200 45 264,90 1 200 45 264,90 нет
Игрушки 1 365 88 297,77 1 365 88 297,77 нет
Искусственные цветы 454 24 397,00 454 24 397,00 нет
Канцелярские товары 330 7 049,74 330 7 049,74 нет
Крепеж 1 601 32 336,79 1 601 32 336,79 нет
Лакокрасочная продукция 1 647 251225,63 1 647 251 225,63 нет
Мастики 794 35 395,99 794 35 395,99 нет
Посуда из стекла 257 35 658,79 257 35 658,79 нет
Посуда из фарфора и керамики 501 44 426,06 501 44 426,06 нет
Посуда из прочих материалов 249 100777,65 249 100 777,65 нет
Растворители 1 798 68 028,67 1 798 68 028,67 нет
Ручной инструмент 2 739 107595,62 2 739 107 595,62 нет
Сантехника 87 9 258,93 87 9 258,93 нет
Стройматериалы 6 489,60 6 489,60 нет
Сухие смеси 377 24 345,16 377 24 345,16 нет
Текстиль 219 13 522,64 219 13 522,64 нет
Товары для дома 7 715 444845,90 7 715 444 845,90 нет
Товары для кухни 3 797 124904,69 3 797 124 904,69 нет
Товары для сада и дачи 5 339 503414,22 5 339 503 414,22 нет
Товары к празднику 329 31 354,57 329 31 354,57 нет
Электротовары 1 800 68 877,38 1 800 68 877,38 нет
Аналогично можно разработать документ, отражающий информацию о себестоимости продаж товаров в разрезе важнейших ассортиментных групп, а также о величине валовой прибыли.
В таблице 5 приведена выписка из рабочего документа аудитора «Информация о дебиторской задолженности на 31 декабря 2020 г.».
Таблица 5 - Выписка из рабочего документа аудитора «Информация о _дебиторской задолженности покупателей»_
Контрагент Величина дебиторской задол- Количество дней про-
женности, руб. срочки
Абакумова А.И. Семенов М.Зиновьево 5 057,65 -
Аверин А.Н. 1 540,93
АВИАФОНД ООО 2 331,00 -
АГРОДОЖДЬ ТК ООО 2 325,00 7
АГРОФИРМА - ВЕТЛУГА МУП 206 444,61 14
АКВАРЕЛЬ ООО 5 493,73 14
АКС ООО 2 950,40 -
АНТАЛ ООО 6 726,64 14
Антонов В. А. ИП 3 263,25 7
Арефичев С.А. 2 938,60 -
Багумян Вазген Григорьевич ИП 9 867,93 14
Баженов С.Л. ИП г.Шахунья 24 368,20 -
БАЛАХНИНСКОЕ СТЕКЛО АО 1 485,00 -
Баркаева Е. Н. ИП 14 534,91 -
Аналогично может быть разработан документ, отражающий информацию о кредиторской задолженности перед поставщиками организации, о количестве дней просрочки. Данные показатели позволят повысить уровень платежной дисциплины организации.
В таблице 6 приведена выписка из рабочего документа аудитора «Информация о задолженности поставщиков на 31 декабря 2020 г.».
Таблица 6 - Выписка из рабочего документа аудитора «Информация о
задолженности поставщиков»
Контрагент Кредиторская задол- Дебиторская задол- Количество дней
женность, руб женность, руб просрочки
АГРО-ТОРГ НН ООО (24/02-18 от 12,02,18) 40 776,00 28
АЛЬЯНСПАК ООО (2 от 02,08,17) 72 538,32 3 360,00 30
Асланов Эльчин Мирджавадович 71 464,69 14
АТА ООО (34 от 27,11,18) 44 050,66 14
БРОЗЭКС ТК ООО (282/18 от 9,01,18) 239 919,85 30
Валеулина Ольга Геннадьевна ИП (11/16 от 11,01,16) 4 140,00 14
Вертикаль Компания 76 196,11 14
ВЕРТИКАЛЬ ООО (ООООТ0000335 от 08.01.18) 58 184,20 45
ГОЛД ПАК ООО (НН 1192 от 19,12,2015) 42 934,30 30
Применение рабочих документов аудитора с целью повышения достоверности информации о задолженности организации является важным этапом формирования системы внутреннего контроля и аудита организации розничной торговли.
Источники:
1. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» (введен в действие приказом Минфина Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н)
2. Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация» (введен в действие приказом Минфина Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н)
3. Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие приказом Минфина Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н)
4. Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» (введен в действие приказом Минфина Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н)
References:
1. International Standard on Auditing 220 "Quality Control when Auditing Financial Statements" (brought into force by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 2n dated January 9, 2019)
2. International Standard on Auditing 230 "Audit Documentation" (brought into force by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated January 9, 2019 No. 2n)
3. International Standard on Auditing 300 "Planning an Audit of Financial Statements" (brought into force by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated January 9, 2019 No. 2n)
4. International Standard on Auditing 320 "Materiality in Planning and Conducting an Audit" (brought into force by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 2n dated January 9, 2019)
10.24412/2309-4788-2021-11004
Ю.И. Сигидов - заведующий кафедрой теории бухгалтерского учета, д.э.н., профессор, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
Yu.I. Sigidov - head of the Department of accounting theory, doctor of Economics, Professor, Kuban state agrarian University;
А.Л. Жученко - студент, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
A.L. Zhuchenko - student, Kuban state agrarian University.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ПО ЗАКЛАДКЕ И ВЫРАЩИВАНИЮ МНОГОЛЕТНИХ НАСАЖДЕНИЙ
GENERATING COSTS BY BOOKMARK AND THE CULTIVATION OF PERENNIAL PLANTINGS
Аннотация. В статье рассмотрен порядок получения государственной помощи для закладки сада. С этой целью приводится последовательность действий и перечень условий для получения гранта. Приводится содержание основного представляемого на конкурс документа - бизнес-план организации. Показан порядок бухгалтерского учета получаемых субсидий в соответствии с ПБУ 13/2000. Раскрывается технология закладки сада и перечень необходимых материалов, оборудования и работ, которые следует выполнить при закладке сада. Указан перечень элементов и статей затрат, включаемых в затраты на закладку сада. Приводятся основные бухгалтерские записи, производимые на счетах бухгалтерского учета, по формированию затрат по закладке сада. Отражен порядок списания средств государственной помощи на закладку сада. Показан порядок приема многолетних