СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В
ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
М.С. Рыбянцева, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1074
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование систем внутреннего контроля и аудита организаций оптовой торговли. Разработка данных систем представлена в контексте формирования локальных нормативных документов. В статье приведена структура политики внутреннего аудита; политики внутреннего контроля; политики управления рисками. Для торговых организаций отражена необходимость формирования должностных обязанностей работников, осуществляющих внутренний контроль и аудит. Сформирован перечень рисков в разрезе бизнес-процессов.
Ключевые слова: торговая организация; внутренний контроль, внутренний аудит, риски, локальные нормативные документы.
Малые и средние компании, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, используют, как правило, лишь элементы систем внутреннего контроля и аудита. Контрольные процедуры представлены инвентаризацией и нерегулярными проверками достоверности учетных показателей.
Рассмотрим формирование системы внутреннего контроля и аудита организации оптовой торговли. Прежде всего, необходимо регламентировать контрольные процедуры и разработать следующие локальные нормативные документы: политику внутреннего аудита; политику внутреннего контроля; политику управления рисками; должностные обязанности работников, осуществляющих внутренний кон-
троль и аудит. При разработке данных документов необходимо ориентироваться на положения следующих международных стандартов:
- МСА 230 «Аудиторская документация» [1];
- МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» [2];
- МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски» [3];
- МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов» [4].
Рекомендованная структура документа «Политика внутреннего аудита» приведена на рисунке 1.
[ Общие положения |
| Термины и определения_]
[ Цели и задачи внутреннего аудита ]
[ Принципы и функции внутреннего аудита |
[ Подотчетность внутреннего аудита_]
[ Требования к внутренним аудиторам |
| Полномочия и ответственность внутреннего аудита_]
Контроль качества и оценка деятельности внутреннего аудита__
Рис. 1. Рекомендованная структура документа «Политика внутреннего аудита ООО Фирма
«Рудых»
Формирование системы внутреннего аудита должно быть основано на следующих принципах: независимость; честность; объективность; конфиденциальность; профессиональная компетентность.
Рекомендованная структура локального нормативного документа «Политика внутреннего контроля» приведена на рисунке 2.
Y • Общие положения
Y • Определение, цели и задачи системы внутреннего контроля
Y •Компоненты и принципы внутреннего контроля
Y •Участники процесса внутреннего контроля и их функции
Y •Взаимодействие в рамках системы внутреннего контроля
Y • Основные этапы процесса внутреннего контроля
Y • Оценка эффективности системы внутреннего контроля
\/ Рис. 2. Рекомендованная структура документа «Политика внутреннего контроля
ООО Фирма «Рудых»
В разделе «Оценка эффективности системы внутреннего контроля» необходимо выделить следующие формы оценки эффективности:
- самооценка - оцениваются наличие и работа компонентов (элементов) внутреннего контроля в рамках курируемого процесса (направления деятельности), проводится не реже одного раза в год;
- внутренняя независимая оценка проводится ежегодно работником, осуществляющим функции внутреннего аудитора;
- внешняя независимая оценка проводится внешним независимым консультантом не реже одного раза в три года.
Разработанная структура документа «Политика управления рисками» приведена на рисунке 3. При этом этапы процесса
управления рисками должны включать следующие действия:
- определение целей;
- идентификация рисков - выявление (обнаружение) рисков, их распознавание/анализ и описание;
- оценка рисков - определение (измерение) вероятности и последствий рисков, сопоставление измерений с критериями рисков с целью принятия решения о необходимости воздействия на риск и установления приоритета воздействия на риск;
- реагирование на риски (отказ (уклонение) от риска, передача (перераспределение) риска, воздействие на риск (управление риском), принятие риска);
- мониторинг рисков - постоянная проверка, надзор, критическое наблюдение,
обследование и определение состояния рисков, управления рисками. Общие положения
Определение, цели и задачи системы управления рисками
Принципы функционирования системы управления рисками
Участники процесса управления рисками, их функции
Этапы
процесса управления рисками
Оценка эффективности системы управления рисками
Термины и определения
Рис. 3. Разработанная структура документа «Политика управления рисками ООО Фирма
«Рудых»
Перечень возможных рисков в разрезе бизнес-процессов приведен в таблице 1.
Данный перечень может быть использован в качестве приложения к документу
«Политика управления ООО Фирма «Рудых».
рисками
Таблица 1. П !еречень возможных рисков в разрезе бизнес-процессов
Бизнес-процесс Возможные риски
Закупки Закупка товаров при наличии аналогичных товаров в остатках в достаточном количестве Отсутствие планирования закупок Проведение срочных закупок при отсутствии реальной потребности Выбор ненадежного поставщика Осуществление закупок на условиях, отличных от отраженных в договоре Несвоевременность осуществления процедуры по возврату (обмену) товаров, не прошедших приемку
Управление запасами Отсутствие достаточной автоматизации Игнорирование фактических данных складского учета при принятии управленческих решений Отсутствие или низкое качество сверки данных складского учета с другими учетными системами Отсутствие возможности идентифицировать хранимые товары Отсутствие физических условий для обеспечения сохранности товаров Отсутствие или ненадлежащее проведение инвентаризации товаров
Управление основными средствами Арендуется основное средство, которое имеется в наличии Введение в эксплуатацию основного средства до выполнения всех требований, связанных с вводом в эксплуатацию Основные средства раньше времени признаются непригодными к использованию Отсутствие оприходования металлолома при списании основных средств
Продажи Компания берет на себя обязательства, имеющие низкую вероятность исполнения Разрыв между степенью исполнения обязательств продавцом и покупателем Отсутствие исследований платежеспособного спроса и наличие неликвидных товаров
Управление персоналом Несоответствие квалификации нанимаемого сотрудника требованиям позиции Перечень выплат провоцируют злоупотребления и снижение эффективности Выплата премий при отсутствии оснований Организационная структура и штатное расписание не способствуют максимизации ключевых показателей эффективности
Инвестиции Низкое качество планирования Занижение стоимости инвестиционного проекта Отсутствие процесса определения и оценки рисков проекта Нецелевое расходование денежных средств
Оценка эффективности системы управления рисками в разрезе бизнес-процессов может проводиться с использованием разработанного «Вопросника самоконтроля для оценки бизнес-процессов» (табл. 2).
Таблица 2. Структура разработанного «Вопросника самоконтроля для оценки бизнес-процессов»_
Пункт вопросника Расшифровка
Статус по ключевым целям контроля в рамках процесса Обоснованность Правильность Полнота Своевременность Достоверность
Статус по системе контроля Дублирование контрольных процедур Адекватное разделение полномочий
Статус по эффективности процесса Соблюдение затрат и выгод в рамках процесса Наличие обратной связи и динамичность изменения процесса под влиянием внутренних и внешних факторов Достаточность ресурсов и квалифицированного персонала для выполнение процесса Наличие «узких мест» в процессе Дублирование операций процесса Необходимость и возможность автоматизации процесса
Важную роль играет разработка долж- был сделан вывод об использовании уста-ностных инструкций работника, осущест- ревших и отмененных нормативных доку-вляющего внутренний контроль и аудит. ментов (ПБУ 14/2000, ФЗ «О бухгалтер-
Должностная инструкция внутреннего ском учете 129-ФЗ), а также устаревшей аудитора может иметь типовую структуру: терминологии (отчет о прибылях и убыт-общие положения; должностные обязан- ках). В связи с изменением законодатель-ности; права; ответственность. ства следует ежегодно пересматривать
Ряд локальных нормативных докумен- учетную политику в целях бухгалтерского тов организации, как правило, нуждается в учета.
пересмотре. Например, учетная политика Внедрение локальных нормативных до-
организации в целях бухгалтерского учета кументов повысит достоверность учетной и налогообложения. При анализе данного информации организаций оптовой торгов-документа целого ряда торговых компаний ли.
Библиографический список
1. Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация» (введен в действие приказом Минфина Российской Федерации от 9 января 2019 г. № 2н). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21 января 2021 г.)
2. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21 января 2021 г.)
3. Международный стандарт аудита 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21 января 2021 г.)
4. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21 января 2021 г.)
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT IN THE
ORGANIZATION OF WHOLESALE
M.S. Rybyantseva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discusses the formation of systems of internal control and audit of wholesale organizations. The development of these systems is presented in the context of the formation of local regulatory documents. The article provides the structure of the internal audit policy; internal control policy and risk management policies. The need to form the job responsibilities of employees exercising internal control and audit is reflected for trade organizations. A list of risks in the context of business processes has been formed.
Keywords: trade organization; internal control, internal audit, risks, local regulations.