Научная статья на тему 'Формирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона'

Формирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / MUNICIPAL SERVICES / ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖКХ / DEVELOPMENT OF HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE STRATEGY / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE / HOUSING FIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шазамов Денис Хайдарович

Рассматриваются вопросы развития ЖКХ муниципального образования путем формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шазамов Денис Хайдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Regional Housing and Utilities Infrastructure Management System

Issues of municipal district housing and utilities infrastructure development in context of housing and utilities management system development on level of local authorities.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона»

жкх с разных сторон

формирование системы управления

жилищно-коммунальным хозяйством региона

_Аннотация

Рассматриваются вопросы развития ЖКХ муниципального образования путем формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местных властей.

Ключевые слова: система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная сфера, стратегия развития ЖКХ, муниципальное хозяйство

Врезультате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти в настоящее время основную ответственность за организацию управления отраслями жизнеобеспечения, в том числе управления ЖКХ муниципалитета, несут местные власти.

Пространство и его измерения

Очевидно, что для эффективного управления сферой ЖКХ необходима разработка и реализация стратегии, рассматриваемой как система долговременных концептуальных направлений развития предприятий жилищно-коммунальной сферы, с тремя основными составляющими:

• общая концепция, то есть система взглядов на перспективы развития сферы;

• целевые программы, которые представляют собой план мероприятий по реализации концепции;

• научно-технологический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения.

Несмотря на то, что сегодня в любом муниципальном образовании в том или ином виде существуют программы развития сферы ЖКХ, в этой области

Шазамов Денис Хайдарович

аспирант кафедры

экономики и управления

народным хозяйством,

Нижегородский

государственный

архитектурно-

строительный

университет,

директор

ООО «Сатро НН»

[email protected]

жилищная сфера

(ЖС) глубоко

взаимосвязана

с другими сферами

деятельности,

поэтому нельзя _обойтись

без системного

взгляда на развитие

ЖС

по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.

Жилищная сфера (ЖС) глубоко взаимосвязана с другими сферами деятельности, поэтому нельзя обойтись без системного взгляда на развитие ЖС [1].

Основными элементами системного подхода к развитию ЖС являются:

• формулирование целей развития;

• разработка понятийного аппарата;

• причинно-следственный анализ проблем;

• определение путей и средств достижения целей;

• определение механизмов принятия решений;

• разработка индикаторов оценки состояния;

• разработка ролевых функций государственных и местных органов власти, участвующих в реализации преобразований.

Система ЖС города представляет собой совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в услугах ЖКХ.

При этом система ЖС, во-первых, характеризуется социальным смыслом (целеполаганием), производством жилищно-коммунальных услуг, организационно-структурным построением, механизмами функционирования и развития. Во-вторых, городская система ЖС представляется с позиций: производственной, рынка спроса и предложения на услуги ЖКХ, институциональных проблем разных профилей. Отсюда следует, что пространство жилищно-коммунальных услуг характеризуется следующими измерениями: институциональным, рыночным, организационным.

Система ЖКХ с различных позиций

С учетом вышеуказанных факторов рассмотрим систему ЖКХ с позиций производственной, рыночной, социальной и организационной. 1. Производственная составляющая включает в себя:

• жилой фонд и объекты социальной сферы;

• сферу обслуживания предприятий и инженерных сетей города;

1внс 8

• системы теплоснабжения, водоснабжения, водо-отведения, газоснабжения и т.п.

В состав ЖС также можно включить комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, энергетических, эксплуатационных. При этом для системного анализа производственной составляющей ЖКХ города возможно использование отраслевых данных, так как они отражают проблемы ЖКХ в целом по стране.

2. Рыночная составляющая. К числу показателей рынка жилья относятся показатели движения жилищного фонда по видам и формам собственности (частный жилищный фонд, государственный, муниципальный и т.д.)

Также при переводе экономики ЖС на рыночные отношения в жилищной сфере:

• формируется рыночный спрос на жилье, который требует корректировки предложения жилья;

• возникает взаимозависимость между рынком жилищного фонда и рынком жилищных услуг, формирование которого зависит от эксплуатационных организаций.

Кроме показателей движения жилищного фонда по видам и формам собственности рынок характеризуют такие показатели, как емкость рынка, спрос и предложение на платные услуги. Поскольку предложение на рынке ЖКУ формируют в основном предприятия-монополисты, осуществляющие сетевую поставку ресурсов, то в условиях регулирования тарифов кривая предложения на этих рынках будет совпадать с кривой общих издержек монополиста, увеличенной на величину прибыли.

В этом случае основными задачами в области тарифного регулирования являются:

• устранение различных подходов к принципам государственного регулирования цен и тарифов на коммунальные услуги (электрическую, тепловую энергию, газо-, водоснабжение и водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов);

• обеспечение единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

пространство

жилищно-

коммунальных услуг

характеризуется

следующими

измерениями:

институциональным,

рыночным,

организационным

3. Социальная составляющая.

Социальная составляющая программ развития ЖКХ на местах должна предусматривать и сохранение мер социальной защиты населения. Поэтому одновременно с расчетом ставок для населения на ЖКУ должны быть сохранены и увеличены ассигнования на выплату льгот и компенсаций малообеспеченным гражданам [3]. При этом возможна передача государственных функций предоставления субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг органам социальной защиты.

4. Организационная составляющая.

Сегодня во многих регионах необходим пересмотр системы управления и совершенствование менеджмента в ЖКХ, стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), создание надежной системы государственного регулирования и контроля. Также необходимо поощрять рост конкуренции на рынке ЖКУ, появление на нем предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.

_______Реали

оро прл

____ _ монит

__ систем

_сегодня во многих

регионах необходим пересмотр системы _управления

и совершенствование менеджмента в ЖКХ, _стимулирование

создания

товариществ

собственников жилья _(ТСЖ), создание

надежной системы государственного _регулирования

и контроля

алистичная прагматичность

и разработке стратегии развития ЖКХ муни-ипалитета очень важно выработать механизм ониторинга реализации стратегии на основе системы показателей.

Также руководству муниципалитета желательно проявить инициативу в привлечении к процессу разработки и анализу стратегии максимально возможного круга лиц - коммерческие и общественные организации, население и т.д. Необходимо помнить, что для эффективного решения проблемы ЖКХ требуется прилагать усилия с целью объединения различных уровней власти, выстраивания партнерства на региональном и межмуниципальном уровнях, учета интересов частного бизнеса и населения. В настоящее время подобных стратегий развития ЖКХ муниципалитетов разработано очень мало, в то время как такие стратегии должны являться основой для последующей разработки концепции развития ЖКХ и планов конкретных мероприятий.

Таблица 1

Набор инструментов управления ЖКХ

Работа с населением Мероприятия Мероприятия Оптимизация

в жилищной сфере в коммунальной сфере расходования бюджетных средств

• формирование • проведение инвен- • проведение техни- • внедрение средне-

слоя «активных таризации и монито- ческой инвентариза- срочного планиро-

собственников»; рингатехнического ции коммунальных вания капитальных

• создание органов состояния жилищно- объектов и регистра- расходов;

территориального го фонда; ция прав собствен- • применение

общественного са- • поддержка прове- ности на них; формализованной

моуправления; дения капитального • разработка совре- процедуры отбора

• обучение специ- ремонта жилья; менной градостро- инвестиционных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

алистов в области • разработка крите- ительной докумен- проектов к финан-

управления недви- риев оценки и про- тации; сированию за счет

жимостью; ведение рейтингов • совершенствование бюджетных средств;

• создание центров управляющих орга- тарифного регули- • внедрение системы

содействия разви- низаций; рования; показателей и мето-

тию самоуправления • стимулирование • стимулирование дики оценки состоя-

граждан и контроля внедрения ресурсос- внедрения ресурсос- ния ЖКХ

за предоставлением бережения; бережения;

ЖКУ • оптимизация структуры цен и тарифов • осуществление муниципального контроля и мониторинга предприятий отрасли на основе системы показателей

Можно условно выделить три уровня стратегии повышения эффективности управления ЖКХ региона.

1) В узком смысле стратегия повышения эффективности управления ЖКХ - выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии ЖКХ региона и тех мерах и ресурсах, которые будут использоваться региональными властями для достижения этого состояния

2) Стратегический план повышения эффективности управления ЖКХ - комплект документов, которые включают в себя как саму стратегию, так и набор конкретных программ и мероприятий по реализации данной стратегии.

3) Наконец, непосредственно механизм стратегического управления - стратегический план в совокупности с разработанными схемами реализации,

организационными структурами управления, прописанными процедурами корректировки стратегического плана.

Необходимыми условиями для реализации такого механизма являются:

• система рабочих групп, семинаров, советов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана;

• информационная база, регулярно пополняемая и обновляемая за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике.

Таким образом, стратегия повышения эффективности управления ЖКХ - многозначное понятие, охватывающее описание собственно стратегии, стратегического плана и механизма стратегического управления.

В целях практической реализации стратегии развития ЖКХ в муниципалитетах может быть предложен к применению набор инструментов, позволяющий повысить эффективность управления жилищно-коммунальной сферой (табл. 1). Наконец, важнейшим моментом является то, что реализация жилищно-коммунальной реформы невозможна без адаптации общественного сознания к новым рыночным условиям и формирования слоя ответственных «собственников», а не «жильцов», для чего необходима информационная работа с населением.

Формирование у жителей чувства собственника, а соответственно, и ответственности за принадлежащее ему имущество - одна из задач муниципалитетов при проведении реформы ЖКХ.

Вывод

Только в случае принципиального изменения функций субъектов управления, механизмов их взаимодействия и, прежде всего, превращения потребителя услуг ЖКХ в активного участника процесса управления реализация стратегии развития ЖКХ в регионах будет иметь значительные шансы на успех.

Литература

1. Гиндин М.Б. Новые технологии и методики эффективного управления ЖКХ [Текст] // ЖКХ:

справочник руководителя и главного бухгалтера, 2007, №11.

2. Иванова Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса [Текст]. - СПб.: СПбГАСУ, 2007.

3. Пилявский В.П. Методология управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса [Текст] // Проблемы современной экономики, 2007, №3(23).

4. Савин К.Н. Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / Науч. ред. доктор экон. наук Б.И. Герасимов. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. тех-нич. ун-та,

Denis Kh. Shazamov

Postgraduate Student, Chair of Economy and Management of National Economy, Nizhni Novgorod State Architectural-Construction University, Director of Satro Nn Ltd

Development of Regional Housing and Utilities Infrastructure Management System

Abstract

I

ssues of municipal district housing and utilities infrastructure development in context of housing and utilities management system development on level of local authorities.

Keywords: management system, housing and utilities infrastructure, housing field, development of housing and utilities infrastructure strategy, municipal services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.