жкх с разных сторон
формирование системы управления
жилищно-коммунальным хозяйством региона
_Аннотация
Рассматриваются вопросы развития ЖКХ муниципального образования путем формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местных властей.
Ключевые слова: система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная сфера, стратегия развития ЖКХ, муниципальное хозяйство
Врезультате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти в настоящее время основную ответственность за организацию управления отраслями жизнеобеспечения, в том числе управления ЖКХ муниципалитета, несут местные власти.
Пространство и его измерения
Очевидно, что для эффективного управления сферой ЖКХ необходима разработка и реализация стратегии, рассматриваемой как система долговременных концептуальных направлений развития предприятий жилищно-коммунальной сферы, с тремя основными составляющими:
• общая концепция, то есть система взглядов на перспективы развития сферы;
• целевые программы, которые представляют собой план мероприятий по реализации концепции;
• научно-технологический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения.
Несмотря на то, что сегодня в любом муниципальном образовании в том или ином виде существуют программы развития сферы ЖКХ, в этой области
Шазамов Денис Хайдарович
аспирант кафедры
экономики и управления
народным хозяйством,
Нижегородский
государственный
архитектурно-
строительный
университет,
директор
ООО «Сатро НН»
жилищная сфера
(ЖС) глубоко
взаимосвязана
с другими сферами
деятельности,
поэтому нельзя _обойтись
без системного
взгляда на развитие
ЖС
по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
Жилищная сфера (ЖС) глубоко взаимосвязана с другими сферами деятельности, поэтому нельзя обойтись без системного взгляда на развитие ЖС [1].
Основными элементами системного подхода к развитию ЖС являются:
• формулирование целей развития;
• разработка понятийного аппарата;
• причинно-следственный анализ проблем;
• определение путей и средств достижения целей;
• определение механизмов принятия решений;
• разработка индикаторов оценки состояния;
• разработка ролевых функций государственных и местных органов власти, участвующих в реализации преобразований.
Система ЖС города представляет собой совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в услугах ЖКХ.
При этом система ЖС, во-первых, характеризуется социальным смыслом (целеполаганием), производством жилищно-коммунальных услуг, организационно-структурным построением, механизмами функционирования и развития. Во-вторых, городская система ЖС представляется с позиций: производственной, рынка спроса и предложения на услуги ЖКХ, институциональных проблем разных профилей. Отсюда следует, что пространство жилищно-коммунальных услуг характеризуется следующими измерениями: институциональным, рыночным, организационным.
Система ЖКХ с различных позиций
С учетом вышеуказанных факторов рассмотрим систему ЖКХ с позиций производственной, рыночной, социальной и организационной. 1. Производственная составляющая включает в себя:
• жилой фонд и объекты социальной сферы;
• сферу обслуживания предприятий и инженерных сетей города;
1внс 8
• системы теплоснабжения, водоснабжения, водо-отведения, газоснабжения и т.п.
В состав ЖС также можно включить комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, энергетических, эксплуатационных. При этом для системного анализа производственной составляющей ЖКХ города возможно использование отраслевых данных, так как они отражают проблемы ЖКХ в целом по стране.
2. Рыночная составляющая. К числу показателей рынка жилья относятся показатели движения жилищного фонда по видам и формам собственности (частный жилищный фонд, государственный, муниципальный и т.д.)
Также при переводе экономики ЖС на рыночные отношения в жилищной сфере:
• формируется рыночный спрос на жилье, который требует корректировки предложения жилья;
• возникает взаимозависимость между рынком жилищного фонда и рынком жилищных услуг, формирование которого зависит от эксплуатационных организаций.
Кроме показателей движения жилищного фонда по видам и формам собственности рынок характеризуют такие показатели, как емкость рынка, спрос и предложение на платные услуги. Поскольку предложение на рынке ЖКУ формируют в основном предприятия-монополисты, осуществляющие сетевую поставку ресурсов, то в условиях регулирования тарифов кривая предложения на этих рынках будет совпадать с кривой общих издержек монополиста, увеличенной на величину прибыли.
В этом случае основными задачами в области тарифного регулирования являются:
• устранение различных подходов к принципам государственного регулирования цен и тарифов на коммунальные услуги (электрическую, тепловую энергию, газо-, водоснабжение и водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов);
• обеспечение единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
пространство
жилищно-
коммунальных услуг
характеризуется
следующими
измерениями:
институциональным,
рыночным,
организационным
3. Социальная составляющая.
Социальная составляющая программ развития ЖКХ на местах должна предусматривать и сохранение мер социальной защиты населения. Поэтому одновременно с расчетом ставок для населения на ЖКУ должны быть сохранены и увеличены ассигнования на выплату льгот и компенсаций малообеспеченным гражданам [3]. При этом возможна передача государственных функций предоставления субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг органам социальной защиты.
4. Организационная составляющая.
Сегодня во многих регионах необходим пересмотр системы управления и совершенствование менеджмента в ЖКХ, стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), создание надежной системы государственного регулирования и контроля. Также необходимо поощрять рост конкуренции на рынке ЖКУ, появление на нем предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.
_______Реали
оро прл
____ _ монит
__ систем
_сегодня во многих
регионах необходим пересмотр системы _управления
и совершенствование менеджмента в ЖКХ, _стимулирование
создания
товариществ
собственников жилья _(ТСЖ), создание
надежной системы государственного _регулирования
и контроля
алистичная прагматичность
и разработке стратегии развития ЖКХ муни-ипалитета очень важно выработать механизм ониторинга реализации стратегии на основе системы показателей.
Также руководству муниципалитета желательно проявить инициативу в привлечении к процессу разработки и анализу стратегии максимально возможного круга лиц - коммерческие и общественные организации, население и т.д. Необходимо помнить, что для эффективного решения проблемы ЖКХ требуется прилагать усилия с целью объединения различных уровней власти, выстраивания партнерства на региональном и межмуниципальном уровнях, учета интересов частного бизнеса и населения. В настоящее время подобных стратегий развития ЖКХ муниципалитетов разработано очень мало, в то время как такие стратегии должны являться основой для последующей разработки концепции развития ЖКХ и планов конкретных мероприятий.
Таблица 1
Набор инструментов управления ЖКХ
Работа с населением Мероприятия Мероприятия Оптимизация
в жилищной сфере в коммунальной сфере расходования бюджетных средств
• формирование • проведение инвен- • проведение техни- • внедрение средне-
слоя «активных таризации и монито- ческой инвентариза- срочного планиро-
собственников»; рингатехнического ции коммунальных вания капитальных
• создание органов состояния жилищно- объектов и регистра- расходов;
территориального го фонда; ция прав собствен- • применение
общественного са- • поддержка прове- ности на них; формализованной
моуправления; дения капитального • разработка совре- процедуры отбора
• обучение специ- ремонта жилья; менной градостро- инвестиционных
алистов в области • разработка крите- ительной докумен- проектов к финан-
управления недви- риев оценки и про- тации; сированию за счет
жимостью; ведение рейтингов • совершенствование бюджетных средств;
• создание центров управляющих орга- тарифного регули- • внедрение системы
содействия разви- низаций; рования; показателей и мето-
тию самоуправления • стимулирование • стимулирование дики оценки состоя-
граждан и контроля внедрения ресурсос- внедрения ресурсос- ния ЖКХ
за предоставлением бережения; бережения;
ЖКУ • оптимизация структуры цен и тарифов • осуществление муниципального контроля и мониторинга предприятий отрасли на основе системы показателей
Можно условно выделить три уровня стратегии повышения эффективности управления ЖКХ региона.
1) В узком смысле стратегия повышения эффективности управления ЖКХ - выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии ЖКХ региона и тех мерах и ресурсах, которые будут использоваться региональными властями для достижения этого состояния
2) Стратегический план повышения эффективности управления ЖКХ - комплект документов, которые включают в себя как саму стратегию, так и набор конкретных программ и мероприятий по реализации данной стратегии.
3) Наконец, непосредственно механизм стратегического управления - стратегический план в совокупности с разработанными схемами реализации,
организационными структурами управления, прописанными процедурами корректировки стратегического плана.
Необходимыми условиями для реализации такого механизма являются:
• система рабочих групп, семинаров, советов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана;
• информационная база, регулярно пополняемая и обновляемая за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике.
Таким образом, стратегия повышения эффективности управления ЖКХ - многозначное понятие, охватывающее описание собственно стратегии, стратегического плана и механизма стратегического управления.
В целях практической реализации стратегии развития ЖКХ в муниципалитетах может быть предложен к применению набор инструментов, позволяющий повысить эффективность управления жилищно-коммунальной сферой (табл. 1). Наконец, важнейшим моментом является то, что реализация жилищно-коммунальной реформы невозможна без адаптации общественного сознания к новым рыночным условиям и формирования слоя ответственных «собственников», а не «жильцов», для чего необходима информационная работа с населением.
Формирование у жителей чувства собственника, а соответственно, и ответственности за принадлежащее ему имущество - одна из задач муниципалитетов при проведении реформы ЖКХ.
Вывод
Только в случае принципиального изменения функций субъектов управления, механизмов их взаимодействия и, прежде всего, превращения потребителя услуг ЖКХ в активного участника процесса управления реализация стратегии развития ЖКХ в регионах будет иметь значительные шансы на успех.
Литература
1. Гиндин М.Б. Новые технологии и методики эффективного управления ЖКХ [Текст] // ЖКХ:
справочник руководителя и главного бухгалтера, 2007, №11.
2. Иванова Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса [Текст]. - СПб.: СПбГАСУ, 2007.
3. Пилявский В.П. Методология управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса [Текст] // Проблемы современной экономики, 2007, №3(23).
4. Савин К.Н. Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / Науч. ред. доктор экон. наук Б.И. Герасимов. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. тех-нич. ун-та,
Denis Kh. Shazamov
Postgraduate Student, Chair of Economy and Management of National Economy, Nizhni Novgorod State Architectural-Construction University, Director of Satro Nn Ltd
Development of Regional Housing and Utilities Infrastructure Management System
Abstract
I
ssues of municipal district housing and utilities infrastructure development in context of housing and utilities management system development on level of local authorities.
Keywords: management system, housing and utilities infrastructure, housing field, development of housing and utilities infrastructure strategy, municipal services