ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
В. Г. Халин
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая статья посвящена рассмотрению модели формирования системы управления модернизацией НСВО (Модель 1), предполагающей определение перечня управленческих решений по модернизации; выделение субъектов, занятых разработкой, принятием и внедрением управленческих решений по модернизации НСВО, а также закрепление (перераспределение) этих управленческих решений между выделенными субъектами.
Данная работа является продолжением статьи1, в которой предложена модель формирования системы управленческих решений по модернизации НСВО (Модель 2). Ее использование дает возможность определить перечень управленческих решений, реализуемых при создании системы управления модернизацией НСВО в Модели 1. Однако надо отметить, что определение перечня управленческих решений — лишь один из вопросов формирования системы управления модернизацией НСВО, которые рассматриваются в статье.
Общие положения
В настоящее время образование является важнейшей отраслью экономики, определяющей инновационный путь развития стран и обеспечивающей создание общества, основанного на знаниях2. Как и любая отрасль экономики, оно испытывает на себе воздействие внешних и внутренних факторов. К числу наиболее существенных факторов, как показывает анализ, относятся:
♦ глобализация,
♦ информатизация,
♦ переход от индустриальной к постиндустриальной экономике,
♦ Болонский процесс3.
Владимир Георгиевич ХАЛИН — канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем в экономике экономического факультета СПбГУ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В 1977 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию. Область научных интересов — компьютерная алгебра, информационные системы, экономика и управление высшего образования. Имеет около 50 научных публикаций.
© В. Г. Халин, 2008
Влияние этих факторов сказывается на возможности реализации системой высшего образования своей стратегической цели, связанной с подготовкой кадров, востребованных в национальной экономике и конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда. Именно поэтому с содержательной точки зрения при модернизации необходимо учитывать обозначенные выше моменты.
Для эффективной модернизации НСВО целесообразно создание системы управления, основными параметрами которой должны быть: объект управления — модернизация НСВО; субъекты управления — субъекты, участвующие в процессе модернизации НСВО; функциональные обязанности конкретных субъектов управления — разработка, принятие и внедрение соответствующих управленческих решений.
Формирование системы управления модернизацией НСВО основывается на Модели 1, которая предполагает следующее.
1. Учет влияния на НСВО наиболее существенных для функционирования и развития внешних и внутренних факторов, а также обеспечение достижения стратегических целей функционирования и развития НСВО.
2. Формирование системы управления как совокупности:
- управленческих решений, разрабатываемых, принимаемых и внедряемых в целях модернизации НСВО;
- перечня субъектов, участвующих в их реализации;
- управленческих решений по модернизации НСВО, закрепленных (перераспределенных) за субъектами, участвующими в их разработке, принятии и внедрении.
3. Модель 1 применима к формированию систем управления модернизацией национальных систем высшего образования большинства экономически развитых стран, поскольку она учитывает влияние на НСВО одних и тех же наиболее существенных внешних и внутренних факторов и имеет ту же стратегическую цель, что и большинство экономически развитых стран.
4. Национальная специфика при использовании Модели 1 будет проявляться в следующем.
A. Конкретизация субъектов, входящих в формируемую систему управления. Так, например, такой субъект, как «Система финансирования НСВО», характерный для всех НСВО развитых стран, в России может иметь иное название — «Финансовый комитет по модернизации российской системы высшего образования». Далее, укрупненный субъект «Система финансирования российской системы высшего образования» может представлять собой несколько конкретных субъектов. Кроме того, в разработке, принятии и внедрении управленческих решений могут принимать участие не только те субъекты, которые созданы специально для проведения модернизации НСВО, но и другие, перечень которых по странам может быть различным. Так, в числе субъектов РФ, которые участвуют в разработке, принятии и внедрении управленческих решений, закрепленных за субъектом «Система финансирования высшей школы Росссии», помимо его самого дополнительно могут быть Президент РФ, Государственная дума РФ, Минобрнауки РФ, Минфин РФ и др.
Б. Конкретизация тех управленческих решений, которые носят общий характер. Так, если какое-либо полученное для любой НСВО управленческое решение носит достаточно общий характер, то необходима его детализация, учитывающая именно национальные условия функционирования и развития системы высшего образования.
B. Разная приоритетность отдельных управленческих решений для разных стран, что обусловлено рядом моментов. Во-первых, может иметь место неодинаковая
значимость проявления воздействия на НСВО различных факторов (глобализация, информатизация, переход от индустриальной к постиндустриальной экономике, Болонский процесс). Модель 2 не учитывает разную степень воздействия на НСВО этих факторов. Так, для российской системы высшего образования в настоящее время приоритетным может быть решение задач, связанных с реализацией Болонской декларации. Это означает, что соответствующим управленческим решениям должно быть уделено больше внимания, в частности, при перераспределении ограниченных ресурсов, выделяемых на принятие решений по модернизации, этот приоритет должен быть учтен. Тем не менее нельзя забывать о том, что управленческие решения соединены в единую схему взаимосвязи и последовательности их реализации. Поэтому, какими бы приоритетными ни были некоторые управленческие решения, принимать их в отрыве от тех, которые по схеме им предшествуют, просто нельзя. Далее, значимость отдельного решения может определяться его местом в общей схеме управленческих решений. Если некоторое управленческое решение по единой схеме взаимосвязи и последовательности реализации предшествует большому числу других, то ему должно быть уделено особое внимание. Примером является решение о достойной оплате труда профессорско-преподавательского состава (ППС) высшей школы. Действительно, его реализация является условием функционирования практически всех подсистем модернизации НСВО, и именно поэтому ему необходимо уделить особое внимание. Кроме того, среди всех управленческих решений по модернизации НСВО есть те, которые предполагают в их разработке участие нескольких субъектов, что, естественно, осложняет сам процесс работы с такими решениями и влияет на их приоритетность.
Описание Модели 1
Ее реализация осуществляется в 3 этапа.
Первый этап Модели 1 связан с формированием управленческих решений по модернизации НСВО; второй — с формированием перечня субъектов, участвующих в этой модернизации; третий — с закреплением за субъектами тех управленческих решений, которые они разрабатывают, принимают и внедряют.
Реализация предложенной Модели 1 может быть представлена в виде схемы (рис. 1).
Этап 1 Модели 1 —
«Формирование управленческих решений по модернизации НСВО»
Определение перечня управленческих решений по модернизации НСВО предполагает использование следующих результатов Модели 24.
1. Система управленческих решений по модернизации НСВО представляется в виде совокупности подсистем. При этом целевая установка каждой из подсистем отвечает стратегической цели модернизации НСВО. Как показало исследование5, система управленческих решений по модернизации НСВО представляет собой совокупность следующих подсистем (ПС):
- ПС-1 по обеспечению сопоставимости НСВО с НСВО большинства стран или с наиболее престижными НСВО;
- ПС-2 по сохранению преимуществ НСВО и защиты национальных участников;
- ПС-3 по поддержке мобильности;
- ПС-4 по повышению конкурентоспособности НСВО на мировом рынке образовательных услуг;
Рис. 1. Схема реализации этапов Модели 1.
- ПС-5 по финансированию НСВО;
- ПС-6 по обеспечению качества обучения в рамках НСВО;
- ПС-7 по информатизации НСВО;
- ПС-8 по реорганизации учебного процесса в высшей школе;
- ПС-9 по содействию обучению в течение всей жизни;
- ПС-10 по формированию нормативной базы обеспечения модернизации НСВО.
2. Каждая из подсистем содержит управленческие решения, которые, во-первых, реализуют целевую установку подсистемы; во-вторых, учитывают влияние на НСВО основных факторов и, в-третьих, отвечают стратегической цели функционирования и развития всей НСВО.
3. Все управленческие решения, формирующие систему управленческих решений по модернизации НСВО, согласованы между собой. Это означает, что среди них нет управленческих решений, дублирующих друг друга; выделены независимые управленческие решения; для зависимых управленческих решений построена последовательность их реализации и на вербальном уровне определен вид зависимости, а возможная противоречивость некоторых управленческих решений между собой снята или уменьшена.
4. Каждой из подсистем управленческих решений отвечает своя схема взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, сформированная на основе аналогичных схем, построенных для каждого из исследуемых факторов.
Так, для ПС-8 — подсистемы по реорганизации учебного процесса в высшей школе такая схема имеет вид, представленный на рис. 2.
3-й ур.
5-й ур.
2-й ур.
4-й ур.
(УРБП3.+ б)
(УРбп3.+ а)
- частные управленческие решения, либо не входящие в ПС-8 и предшествующие управленческим решениям, формирующим ПС-8, либо следующие за управленческими решениями ПС-8, но сами не входящие в эту целевую группу.
- частные управленческие решения, формирующие подсистему ПС-8.
Рис. 2. Схема взаимосвязи и последовательности реализации согласованных управленческих решений, формирующих подсистему ПС-8 по реорганизации учебного процесса в высшей школе.
В принятых обозначениях:
1) (УРП 4.+ а) — управленческие решения (УР) по освоению и внедрению новых форм и содержания учебного процесса, отвечающих современным потребностям постиндустриальной экономики;
2) (УРП 4.+ б) — УР по реорганизации учебного процесса, предполагающей освоение и внедрение новых форм и содержания учебного процесса, отвечающих современным потребностям постиндустриальной экономики;
3) (УРП 4.- а) — УР по обеспечению конкурентоспособных качества обучения, форм и содержания обучения, отвечающих современным потребностям постиндустриальной экономики;
4) (УРП 4.- б) — УР по внедрению таких новых форм и содержания обучения, которые позволяли бы в определенной мере компенсировать повышение стоимости обучения, обусловленное изменением потребностей на рынке труда и, как следствие, сокращением жизненного цикла образовательных услуг,
необходимостью учиться в течение всей жизни, а также уменьшением объема реализации образовательных услуг по отдельным видам ассортимента;
5) (УРП 4.- г) — УР по финансированию внедрения таких новых форм и содержания обучения, которые позволяли бы в определенной мере компенсировать повышение стоимости обучения, обусловленное изменением потребностей на рынке труда и, как следствие, сокращением жизненного цикла образовательных услуг, необходимостью учиться в течение всей жизни, а также уменьшением объема реализации образовательных услуг по отдельным видам ассортимента;
6) (УРБП1.+ а) — УР по организации и внедрению к 2010 г. мероприятий, направленных на переход к двухступенчатой системе высшего образования НСВО;
7) (УРБП1.+ б) — УР по финансированию мероприятий, направленных на переход к двухступенчатой системе высшего образования НСВО;
8) (УРБП 1.- а) — УР по организации и внедрению к 2010 г. мероприятий, направленных на сохранение тех национальных приоритетных преимуществ, которые имела НСВО до перехода на двухступенчатую систему высшего образования.
5. Построенные для каждой из подсистем схемы взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений формируют единую схему взаимосвязи и последовательности реализации всех управленческих решений по модернизации НСВО. При этом взаимосвязь подсистем по уровням реализации управленческих решений, входящих в каждую из подсистем, может быть представлена в виде схемы (рис. 3).
Уровни Подсистемы
ПС-1 ПС-2 ПС-3 ПС-4 ПС-5 ПС-6 ПС-7 ПС-8 ПС-9 ПС-10
1 1
2 2 2 2
3 3 3
4 4 4 4 4
5 5 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6
7 7 7 7 7 7
8 8 8 8 8
9 9 9 9 9
10 10 10
11 11 11 11
12 12
13 13
14 14
Рис. 3. Распределение подсистем по уровням реализации решений, формирующих эти подсистемы.
Содержание и результаты рассматриваемого этапа 1 Модели 1 представляют собой реализацию Модели 2:
- систему управленческих решений по модернизации НСВО как совокупность соответствующих подсистем;
- схему взаимосвязи и реализации управленческих решений для каждой из подсистем;
- единую для всей системы схему взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений.
Этап 2 Модели 1 —
«Формирование перечня субъектов, участвующих в модернизации НСВО»
Как показывает анализ состава и содержания управленческих решений любой отдельной подсистемы управленческих решений по модернизации НСВО, в их разработке, принятии и внедрении принимают участие субъекты двух типов.
К субъектам 1-го типа относятся укрупненные субъекты, построенные на основе подсистем управленческих решений по модернизации НСВО. Так, подсистема ПС-3 по поддержке мобильности определяет укрупненный субъект, отвечающий за разработку, принятие и внедрение управленческих решений по обеспечению мобильности студентов, преподавателей и выпускников высшей школы. Этот субъект может иметь в своем составе несколько более мелких субъектов, например различные комитеты, фонды, комиссии и т. д.
К субъектам 2-го типа относятся те, которые не созданы на базе соответствующих подсистем управленческих решений, но участвуют в разработке, принятии и внедрении управленческих решений по модернизации НСВО. Такими субъектами являются, например, Президент РФ, Государственная дума, Правительство РФ, Минобрнауки РФ, Минфин РФ, Ректор и Ученый совет вуза.
Большая часть управленческих решений по модернизации НСВО предполагает участие в их выработке субъектов как 1-го, так и 2-го типов одновременно.
Так, например, управленческое решение по обеспечению для ППС вузов достойной оплаты труда должно приниматься следующими субъектами:
- субъектом 1-го типа, созданным на базе подсистемы управленческих решений по финансированию НСВО (ПС-5). Например, это может быть специально созданный комитет по финансированию вузов;
- субъектами 2-го типа, не созданными на базе подсистемы управленческих решений по финансированию модернизации НСВО, но принимающими существенное участие в его разработке, принятии и внедрении. В их числе могут быть Президент РФ, Государственная дума, Минфин РФ, Минобрнауки РФ.
Перечень субъектов 1-го типа определяется перечнем подсистем управленческих решений по модернизации НСВО.
Для выделения субъектов 2-го типа, не создаваемых на базе подсистем, но участвующих в разработке, принятии и внедрении управленческих решений по модернизации НСВО, необходимо проанализировать все выделенные подсистемы, схемы управленческих решений для каждой из них, а также содержание этих решений (см. рис. 1).
Результатом 2-го этапа Модели 1 является перечень субъектов формируемой системы управления модернизацией НСВО, который включает:
- субъекты 1-го типа, сформированные на базе подсистем, полученных при использовании Модели 2, которые разрабатывают, принимают и внедряют управленческие решения по модернизации НСВО;
- субъекты 2-го типа, которые не сформированы на базе подсистем, но участвуют в разработке, принятии и внедрении управленческих решений по модернизации НСВО.
Этап 3 Модели 1 —
«Закрепление за субъектами управленческих решений по модернизации НСВО»
Закрепление за субъектами решений по модернизации НСВО означает, что для каждого из субъектов типа 1 и типа 2 построена схема взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, в разработке, принятии и внедрении которых данный субъект принимает участие.
Для любого субъекта 1-го типа закрепление управленческих решений определяется результатом применения Модели 2 — схемой взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, построенной для каждой из соответствующих подсистем (см. рис. 1). Так, за укрупненным субъектом, отвечающим за разработку, принятие и внедрение управленческих решений по реорганизации учебного процесса в высшей школе, должны быть закреплены те управленческие решения, которые формируют подсистему ПС-8 по реорганизации учебного процесса в высшей школе (см. рис. 2).
Для любого субъекта 2-го типа закрепление управленческих решений определяется содержанием всех решений, а также результатами этапа 1 Модели 1:
- схемами взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений для каждой из подсистем (т. е. для каждого из субъектов типа 1);
- единой схемой взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений по модернизации НСВО.
Так, если анализ содержания управленческих решений по модернизации НСВО выделил те из них, в разработке, принятии и внедрении которых принимает участие Минфин РФ (субъект 2-го типа), то для этого субъекта, как и для субъекта типа 1, может быть построена схема взаимосвязи и последовательности реализации соответствующих управленческих решений. Для ее построения достаточно воспользоваться информацией о связях соответствующего управленческого решения с другими управленческими решениями в схемах, относящихся ко всем субъектам типа 1, или информацией о его связях с другими управленческими решениями в единой схеме управленческих решений. Возможность альтернативы использования либо схем, построенных для всех субъектов типа 1, либо единой схемы взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений обусловлена тем, что последняя сформирована с учетом связей, существующих между управленческими решениями в схемах для всех субъектов типа 1. Так, если Минфин РФ принимает участие в подготовке управленческих решений, связанных с работой таких субъектов типа 1, как субъекты, разрабатывающие, принимающие и внедряющие управленческие решения по поддержке мобильности, по обеспечению качества обучения, по реорганизации учебного процесса в высшей школе, то в этом случае необходимо рассмотреть схемы взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, построенные для соответствующих субъектов — занимающихся вопросами поддержки мобильности, обеспечения качества обучения в рамках НСВО, реорганизации учебного процесса в высшей школе РФ. Это необходимо для того, чтобы установить связи между управленческими решениями, в которых принимает участие это Министерство, определить другие управленческие решения, с которыми решения Минфина РФ связаны (предшествуют им или выполняются после них), и на основе полученной информации построить схему взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, в которых данное ведомство принимает участие.
Результатом этапа 3 Модели 1 является закрепление управленческих решений по модернизации НСВО, т. е. построение схем взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, за каждым из субъектов типа 1 и типа 2.
Выводы
Результатом применения модели формирования системы управления по модернизации НСВО являются:
- перечень управленческих решений по модернизации НСВО (этап 1);
- перечень субъектов, участвующих в модернизации НСВО (этап 2);
- закрепление за субъектами, участвующими в модернизации НСВО, соответствующих управленческих решений (этап 3).
Построенная на основе Модели 1 система управления модернизацией высшего образования учитывает влияние на НСВО важнейших внешних и внутренних факторов и обеспечивает достижение ее стратегической цели функционирования и развития.
Предложенная модель формирования системы управления модернизацией НСВО может быть применена для большинства развитых стран. Ее национальная специфика может проявляться в перечне субъектов, участвующих в модернизации, в конкретизации управленческих решений, носящих общий характер, и в различной приоритетности отдельных управленческих решений.
1 Халин В. Г. Модель формирования управленческих решений в национальной системе высшего образования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2008. Вып. 2. С. 115-124.
2 Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка. М., 2003.
3 Более подробно о факторах, оказывающих существенное влияние на национальные системы высшего образования, см.: Халин В. Г. Модель формирования... С. 116.
4 Там же. С. 115-124.
5 Там же.
Статья поступила в редакцию 25 сентября 2008 г.