МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 334.716:339.137.2
М.В. Верескун* ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КРУПНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью крупных интегрированных промышленных предприятий. Дано авторское определение понятия «управление конкурентоспособностью», конкретизировано содержание процесса управления конкурентоспособностью применительно к крупным интегрированным промышленным предприятиям.
Ключевые слова: конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, крупные промышленные предприятия.
В условиях стремительных изменений отношений собственности в украинской экономике наибольший удельный вес и экономическую силу получают структуры концентрированного корпоративного капитала в различных организационных формах. Одной из главных задач таких структур является создание эффективной системы управления, которая позволит достичь необходимого уровня конкурентоспособности и выстоять в конкурентной борьбе. Наиболее распространенной на сегодняшний день формой организации такой системы является корпорация.
Корпоративная форма организации бизнес-процессов известна достаточно давно, является общепринятой и хорошо изучена. Большое количество работ ученых и экономистов-практиков посвящено проблемам корпоративного управления, т. е. управления корпоративными структурами. Немало внимания уделяется и проблемам обеспечения конкурентоспособности корпораций. Однако современный этап экономического развития характеризуется тем, что под давлением конкуренции корпорации объединяются в большие, надотрас-левые, а часто и наднациональные корпоративные объединения — холдинги и группы. В результате образуются крупные и сверхкрупные корпоративные объединения, у которых больше шансов обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности и выстоять в конкурентной борьбе. Однако большие размеры корпоративных объе-
* © Верескун М.В., 2012
Верескун Михаил Викторович ([email protected]), кафедра экономики предприятий Приазовского государственного технического университета, 87500, Украина, г. Мариуполь, ул. Университетская, 7.
динений порождают новую проблему — меняется сама сущность конкурентной борьбы и конкурентоспособности. Известно, что рост сложности экономической системы требует соответствующего совершенствования управления этой системой: формы, методы и модели управления также усложняются. Кроме того, для предприятия, которое интегрируется в любое корпоративное объединение, актуализируются вопросы перестройки всей системы управления предприятием в целом и системы управления конкурентоспособностью в частности. Особую актуальность эти вопросы приобретают для крупных промышленных предприятий, система управления которыми отличается большой сложностью. Поэтому рассмотрение особенностей формирования системы управления конкурентоспособностью крупных интегрированных предприятий в промышленности — важная научная задача.
Проблемы конкурентоспособности и управления ею не являются новыми для экономики как науки. Над этим вопросом тщательно работали такие классики, как А. Курно, А. Маршалл, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, А. Смит, Ф. Хайек, П. Хейне, И. Шумпетер, М. Портер и др. Среди российских и украинских ученых, работавших в данной области науки, следует отметить А.Г. Азо-ева, В.В. Глущенко, А.Г. Ермоленко, С.А. Ерохина, П.С. Ещенко, Ю.Б. Иванова, И.М. Лифица, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова; и др. Однако
вопросы управления конкурентоспособностью крупных интегрированных предприятий в промышленности нуждаются в дальнейшем изучении.
Целью статьи является определение понятия «управление конкурентоспособностью» и выявление основных особенностей формирования системы управления конкурентоспособностью крупных интегрированных предприятий в промышленности.
Современное толкование понятия конкурентоспособности как многофакторного экономического процесса реализации конкурентных отношений предполагает важнейшее условие его осуществления — управление конкурентоспособностью предприятия.
При этом в немногочисленных источниках, посвященных проблематике управления конкурентоспособностью организаций (рыночных субъектов), целостное, системное определение понятия «управление конкурентоспособностью предприятия» отсутствует. Только в работе Р.А. Фатхутди-нова [1, с. 34] отмечается, что «составляющими слова “управление” в понятии “конкуренция” являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества». Однако подобное определение явно не соответствует полной и содержательной научной трактовке данной категории.
В то же время определение любого понятия необходимо, прежде всего, для выявления его признаков, которые могут быть использованы в качестве основы при разработке методов и средств решения практических задач, связанных с данным понятием.
В общем случае под управлением понимается «целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, обеспечивающий наиболее эффективное выполнение задач» [2, с. 11].
Рассматривая управление конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что это прежде всего управление экономическими процессами и, соответственно, складывающимися при их осуществлении специфическими экономическими отношениями (рыночными конкурентными отношениями). Соответственно, объектами управления конкурентоспособностью являются конкурентные отношения, а субъектами — разноуровневые органы управления крупным интегрированным промышленным предприятием и его менеджмент.
В то же время конкурентоспособность, рассматриваемая как процесс реализации специфических экономических отношений, является категорией динамичной и целенаправленной (направленной на реализацию определенных целей). Данная динамика обусловлена динамикой внешних и внут-
ренних факторов, вызываемой изменением конкурентной (рыночной) среды вследствие ее нестабильности. Поэтому факторы конкурентоспособности предприятия могут рассматриваться в своей динамике как управляемые параметры, управление которыми направлено на формирование, поддержание и развитие конкурентных преимуществ предприятия.
В свете вышесказанного под управлением конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия мы будем понимать научно обоснованный и целенаправленный процесс воздействия разноуровневыми субъектами управления на конкурентные отношения, обеспечивающий эффективное решение задач формирования, поддержания и развития конкурентных преимуществ.
Данное определение, во-первых, осуществляет целеполагание, т. е. четко фиксирует цель, которая должна быть достигнута субъектом управления в процессе управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия, а именно: формирование, поддержание и развитие конкурентных преимуществ. Во-вторых, определение указывает на целевую направленность управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия. В-третьих, определение достаточно точно отвечает на вопрос, кто конкретно осуществляет управление, указывая на активную роль в этом процессе различных субъектов управления в зависимости от уровня управления (стратегического — на уровне холдинга, тактического — на уровне дивизиона и оперативного — на уровне конкретного актива). В-четвертых, определение указывает не на субъективный, а на научный характер управления, которое должно базироваться на законах, закономерностях и вытекающих из них принципов управления.
Теперь рассмотрим содержание процесса управления конкурентоспособностью. Согласно [3, с. 645], содержание — это «то, что составляет сущность чего-либо». В то же время сущность любого процесса управления проявляется в реализации наиболее глубоких, общих, устойчивых и постоянно повторяющихся внутренних связей [2, с. 13]. Содержание управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия как экономической категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей.
1. Выделение соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия. Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется не вообще, а по определенным направлениям. В зависимости от горизонта управления конкурентоспособностью можно выделить соответствующие направления обеспечения
конкурентоспособности по сферам конкурентоспособности крупного интегрированного промышленного предприятия, а именно: обеспечение внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной) конкурентоспособности.
2. Выделение трех уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).
Все выделенные уровни управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия должны быть скоординированы между собой как во временном, так и в функциональном аспекте, поскольку задачи конкурентной тактики не только вытекают из задач конкурентной стратегии, но и самым существенным образом влияют на решение задач последней. Соответственно, конкурентные действия тактического характера должны проводиться в рамках конкурентной стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на конкурентоспособность предприятия в целом.
3. Осуществление каждой сферой управления конкурентоспособностью соответствующих функций — устойчивой группы взаимосвязанных между собой действий субъекта управления (определение и постановка цели, принятие решения, планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль), исходя из выбранных видов и методов конкурентной борьбы в рамках разработанных стратегии и тактики. Процесс управления конкурентоспособностью, как и управление любым другим объектом, носит циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с постановки цели, задач и заканчивается выполнением этих задач, т. е. достижением определенного результата. На основании полученной информации о результатах (достижении или недостижении цели) конкретизируются и уточняются ранее поставленные задачи, ставятся новые, возможно, выдвигается новая цель, и цикл начинается заново.
Необходимо отметить, что функции управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия, составляющие содержание процесса, следует отличать от функций-задач, которые осуществляет конкретный субъект управления в том или ином направлении управленческой деятельности. В первом случае осуществляются действия по управлению безотносительно к конкретному субъекту управления, к конкретным задачам, которые решает тот или иной субъект. Эти действия носят всеобщий характер, присущи любому субъекту или органу управления при осуществлении им управления. Иначе говоря, эти функции осуществляются всяким субъектом при управлении объектом.
4. Формирование системы управления конкурентоспособностью крупного интегрированного предприятия и разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью. В [2, с. 20] отмечается, что «всякая система управления состоит из субъекта управления (управляющей системы), объекта или объектов управления (управляемой системы) и средств управления (каналов прямой и обратной связи)». Субъект управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия в системе ее управления — это тот элемент системы, который определяет и направляет процесс обеспечения конкурентоспособности. Им может быть руководитель предприятия или топ-менеджер, курирующий данное направление (обеспечение конкурентоспособности). Объект управления в системе управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия — это тот элемент системы, который действует в рамках подчинения субъекту управления конкурентоспособностью и которому для собственных управленческих действий нужны управленческие решения, доведенные до него в соответствующей форме (приказа, распоряжения и т. д.).
В качестве объекта управления конкурентоспособностью могут выступать коллективы людей (например отдел маркетинга) или отдельные люди
— менеджеры среднего и нижнего звена крупного интегрированного промышленного предприятия. При этом объекты управления сохраняют относительную самостоятельность в решении частных (текущих) задач управления конкурентоспособностью. В то же время объекту управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия по кругу своего административного регламента приходится в быть и субъектом управления. Так, топ-менеджер как начальник своих подчиненных (менеджмента среднего и нижнего уровня) выступает в роли руководителя (субъекта управления), а как подчиненный руководству дивизиона или холдинга уже выступает в роли объекта управления.
По результатам проведенных исследований дано авторское определение понятия «управление конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия», под которым понимается научно обоснованный и целенаправленный процесс воздействия разноуровневыми субъектами управления на конкурентные отношения, обеспечивающий эффективное решение задач формирования, поддержания и развития конкурентных преимуществ.
Доказано, что содержание управления конкурентоспособностью крупного интегрированного промышленного предприятия проявляется посредством реализации ряда внутренних взаимосвязей.
Выявлено, что основными из них являются:
— выделение двух направлений обеспечения конкурентоспособности крупного интегрированного промышленного предприятия — внешнего (маркетингового) и внутреннего (ресурсного);
— выделение трех уровней управления конкурентоспособностью — стратегического, тактического и операционного;
— осуществление каждой сферой управления конкурентоспособностью соответствующих функций исходя из выбранных видов и методов конкурентной борьбы в рамках разработанных стратегии и тактики;
— формирование системы управления конкурентоспособностью крупного интегрированного предприятия и разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью.
Считаем, что разработка систем управления конкурентоспособностью крупных интегрированных предприятий в промышленности, основанная на изложенных в данной статье научных подходах к содержанию процесса управления конкурентоспособностью, является перспективным направлением дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие. М.: Экс-мо, 2004. 544 с.
2. Антонов М.Г. Основы управления повседневной деятельностью. Л.: ВМА, 1989. 215 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под редакцией Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
M.V. Vereskun* FORMATION OF THE SYSTEM OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF LARGE INTEGRATED INDUSTRIAL ENTERPRISES
The article deals with the questions of competitiveness management of large integrated industrial enterprises. The author’s definition of «competitiveness management» is given; the content of competitiveness management with regard to the competitiveness of large integrated industrial enterprises is specified.
Key words: competitiveness, competitiveness management, large industrial enterprises.
* Vereskun Mikhail Viktorovich ([email protected]), the Dept. of Business Economics, Pryazovskyi State Technical University (PSTU), Mariupol, 87500, Ukraine.