ИНФОРМАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
УДК ЭЭ9.1Э7
Любовь Николаевна Орлова
кандидат экономических наук, доцент ка0едры Управления интеллектуальными ресурсами
Московского государственного университета экономики, статистики и ин0орма-тики (МЭСИ) Тел: (495)442-24-90 Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам управления конкурентоспособностью промышленных предприятий. В статье определена конкурентная позиция России в мировом экономическом пространстве, выявлены основные 0акторы 0ормирую-щие конкурентоспособность промышленных предприятий. Управление конкурентоспособностью рассмотрено в ин0орма-ционно-инвестиционном аспекте.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентный статус и преимущества, инвестиционная привлекательность, ин-0ормационная прозрачность, позиционирование в конкурентном пространстве.
Lyubov Orlova
Doctorate in economics, associate professor, the Department of Intellectual Assets Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MeSI) Те!: (495)442-24-90 E-Mail: [email protected]
INFORMATION AND INVESTMENT ASPECTS OF INTERPRISES'S COMPETITIVENESS MANAGEMENT
The article is devoted to topical problem of management of industrial enterprises competitiveness. The competitive position of Russia in world economic space is defined in the article. The main factors forming competitiveness of the industrial enterprises are revealed. Management of competitiveness is considered in information and investment aspect.
Keywords: competitiveness, competitive status, competitive advantages, investment prospects, information transparency, positioning in competitive space.
1. Введение
Уже давно общепризнанным фактом является то, что конкуренция выступает движущей силой развития общества. Она как вечный двигатель, заставляющий и вынуждающий производителей товаров постоянно искать новые пути повышения качества предлагаемых товаров, новых рынков их сбыта, снижения издержек и цены товаров, улучшения качества сервиса.
Но конкурентоспособность промышленных предприятий - это не только качество производимых товаров и низкие цены. В настоящее время конкурентоспособность является комплексным показателем, характеризующим превосходство экономического субъекта над конкурентами, его конкурентный потенциал и статус.
Глобализация мировой экономической системы в определенной степени оказывает влияние на развитие национальных хозяйств на всех уровнях: от макро- до микроэкономического. В связи с отставанием от ряда стран по уровню экономического развития, Россия в настоящее время интегрируется в мировую экономику, в основном, как сырьевая составляющая.
2. Позиция России в мировом конкурентном пространстве
Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. При чем, в последние три года рейтинг конкурентоспособности РФ [1,2] имеет тенденцию к понижению (таблицы 1, 2).
Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1 -е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды. Экстенсивные факторы роста (большие территории, огромные природные богатства) не в полной мере отвечают потребностям современной экономики. Только интенсивные факторы роста: знания, новейшие технологии, гибкие системы управления предприятиями - позволят выйти России на качественно иной уровень развития, повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов [3].
На наш взгляд, цивилизованное участие России в мировой экономике может развиваться во всех сферах, как старых, так и новых. Качество участия российского бизнеса в международных экономических процессах будет зависеть от уровня его конкурентоспособности, который, к сожалению, за последние годы имеет тенденцию к снижению по разным, часто неэкономическим причинам.
Хотя принято говорить о конкурентных позициях стран, но можно присоеди-
Таблица 1. Рейтинг конкурентоспособности РФ (¡МБ)
2008 год 2009 год
Рейтинг конкурентоспособности IMD 47 место 49 место
Таблица 2. Индекс глобальной конкурентоспособности РФ (WEF)
2008 год 2010 год
Индекс глобальной конкурентоспособности WEF Ранг 51 Ранг 63
ниться к позиции известного американского экономиста Майкла Портера, по мнению которого, на рынках конкурируют не страны и регионы, а фирмы. То есть, конкурентоспособность экономики страны зависит, прежде всего, от конкурентоспособности ее отдельных хозяйствующих субъектов [4].
3. Основные факторы конкурентоспособности
Оценка и анализ конкурентоспособности представляет интерес для многих участников рынка: предприятий, их конкурентов, инвесторов, покупателей. Поэтому возникает необходимость более точного и более глубокого определения составляющих конкурентоспособности.
Повышение уровня конкурентоспособности предприятий - это результат использования многих факторов, как внутренних (менеджмент самого бизнеса), так и внешних (операционная среда предприятия). Таким образом, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта становится объектом управления. Для развития конкурентоспособности предприятия как объекта управления возможно использование различных факторов, как экстенсивных, так и интенсивных. К числу последних следует отнести, по нашему мнению, инвестиционную привлекательность и информационную прозрачность предприятий. Выбор именно этих факторов в качестве основы формирования конкурентоспособности промышленных предприятий обусловлен их актуальностью в настоящее время, невысокой степенью изученности, а также возрастающей ролью нематериальных ресурсов в формировании стоимости бизнеса, а значит, и эффективности его работы. Так, с позиции зарубежных подходов 80% рыночной стоимости предприятия составляют его нематериальные активы, неучтенные в балансовой стоимости. Строго говоря, информационная прозрачность и инвестиционная привлекательность в настоящее время еще не отнесены к категории «нематериальных активов». Но они, в конечном счете, формируют деловую репутацию, имидж любого предприятия. Актуальность исследования этой проблемы связана еще и с тем, что инвестиционная привлекательность и информационная прозрачность могут выступать как факторы развития конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, так и инструменты управления ею [5].
Многие авторы, исследуя проблемы конкурентоспособности, останавлива-
ются на наиболее важных, с их точки зрения, факторах. Но для того, чтобы успешно управлять конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта, необходимо более точно идентифицировать все эти факторы. К числу способов повышения конкурентного статуса относятся повышение стоимости предприятия, улучшение технической оснащенности рабочих мест, качество реализуемой концепции управления, применяемых технологий, состояние организационной системы, качество человеческого капитала, инновационность технической и инвестиционной политики.
При формировании общей концепции в области повышения конкурентного статуса необходимо учитывать все стороны этого явления. По опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции. Все многообразие факторов, влияющих на конкурентоспособно-стьпредприятий целесообразно представить в виде единой логически систематизированной структуры:
1. Внешние
1.1 На уровне мирового сообщества
• Степень интегрированности страны в мировые процессы
• Наличие конкурентов международного уровня
• Конкурентоспособность страны по оценкам международных форумов (экспертов)
1.2 На уровне страны
• Экономическое развитие страны
• Экономическо-политическая направленность
• Уровень жизни населения
1.3 На уровне региона
• Поддержка предприятий со стороны региональных властей
• Уровень конкуренции за капитал (развитость кредитных отношений)
• Инвестиционная привлекательность региона
2. Внутренние
2.1 Стратегические
2.1.1 Факторы, характеризующие стратегический потенциал предприятия
• Научно-технический (инновационный) потенциал
• Инвестиционный потенциал (инвестиционная привлекательность предприятия)
• Производственный потенциал
• Трудовой потенциал (самообучающиеся компании)
2.1.2 Организационно-управленческие факторы
• Состояние организационной культуры предприятия
• Степень адаптивности организационной структуры
• Стратегическое управление производственными процессами (применение системы сбалансированных показателей)
2.1.3 Информационное обеспечение деятельности предприятия
• Информационная прозрачность предприятия
• Уровень применяемых информационных технологий
2.2 Тактические
• Качественные (качество отдельных составляющих предприятия - труда, продукции, процессов)
• Производственные (гибкое производство, ресурсосберегающие технологии, ритмичность производства)
• Экономические (ценообразование, повышение производительности труда)
2.3 Финансовые - как производные стратегических и тактических факторов конкурентоспособности. Выражается в виде роста стоимости предприятия.
4. Уровни управления конкурентоспособностью предприятий
Обеспечение конкурентоспособности предприятия должно осуществляться на трех уровнях управления: оперативном, тактическом, стратегическом. Анализ практики российского хозяйствования показывает, что значительная часть предприятий рассматривает формирование конкурентоспособности, в основном, на оперативном и тактическом уровне. Это связано с тем, что понятие «конкурентоспособность предприятия» подменяется часто понятием «конкурентоспособность продукции» и оценкой общего финансово- хозяйственного состояния предприятия. Во многом оно определяется национальной экономической политикой, в которой слабо выражены стимуляторы стратегического развития на уровне хозяйствующего субъекта.
Особое внимание заслуживает стратегический уровень обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку именно на нем закладывается долгосрочный тренд развития высокого конкурентного статуса за счет роста стоимости компаний, и, как следствие, ее инвестиционной привлекательности. Для того, чтобы постоянно повышать конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и двигаться к достижению потенциального конкурентного статуса, необходимо отслеживать соответствие
состояния применяемых технологий, возможностям его достижения. Но для того, чтобы модернизировать с такой частотой технологии, нужны крупные инвестиции.
При реализации различных стратегий (минимизации издержек, фокусирования, дифференциации) инвестиционная деятельность является внутренне присущей любому предприятию. Дифференцируются масштабы и направления инвестирования. Инвестиции в зависимости от выбранной стратегии развития могут иметь целью либо снижение издержек (например, внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий), либо увеличение выпуска и ассортимента предлагаемой продукции (приобретение и установка современного оборудования, привлечение новых специалистов и ресурсов и др.).
По исследованиям И.Ансоффа, будущий конкурентный статус предприятия обусловливается стратегическими капиталовложениями. По мнению этого автора, при оценке уровня стратегических вложений, которые фирма делает в настоящее время, а также оптимальной массы этих вложений, необходимо учитывать следующие категории затрат [6]:
• вложения в мощности (это стоимость зданий и оборудования для обеспечения требуемой мощности производственных сооружений, сбытовой сети, маркетинга, НИОКР);
• вложения в стратегию (затраты на стратегическое планирование, обследование рынков, разработку новой, продукции, запуск новой продукции в серийное производство);
• вложения в потенциал фирмы (наем и обучение персонала, приобретение технологии, затраты на создание функциональных служб).
Следовательно, первым шагом к оценке будущего конкурентного статуса предприятия является определение его относительных инвестиционных позиций в перспективе.
5. Информационно - инвестиционные аспекты управления конкурентоспособностью предприятия
Основу развития экономики, ее качественного и количественного роста составляют инвестиции. Именно инвестиции обеспечивают эффективное ведение хозяйственной деятельности как на микро, так и на макроуровне.
Для того, чтобы эффективно привлекать инвестиционные ресурсы предприятие должно обладать инвестицион-
ной привлекательностью, дающей ему возможность удерживать и реализовы-вать свои конкурентные преимущества с тем, чтобы в полной мере реализовать свой конкурентный потенциал. Обобщив существующие в российской экономической литературе взгляды на проблему инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов можно сформулировать следующее определение инвестиционной привлекательности, по нашему мнению, более соответствующее реалиям современного этапа развития рыночной экономики в России. Инвестиционная привлекательность предприятия - это способность предприятия аккумулировать собственные и заемные средства с целью вложения их в прибыльные инвестиционные проекты с минимальным риском для себя и для потенциального инвестора.
Таким образом, если инвестиционная привлекательность конкретного предприятия становится объектом управления, то для ее обеспечения необходимо осуществление всех основных функций управления:
• прогнозирование и планирование инвестиционной привлекательности как цели (для предприятия) и результата (для внешнего и внутреннего инвестора);
• организацию процесса обеспечения инвестиционной привлекательности (на уровне системы управления предприятием);
• мотивирование на всех уровнях управления предприятием, направленное на повышение инвестиционной привлекательности;
• организацию внешнего и внутреннего контроля и мониторинга за состоянием инвестиционной привлекательности как по отношению к предыдущему периоду, так и по отношению к другим предприятиям - конкурентам по привлечению инвестиций[5].
Это позволит, при общности и одинаковой направленности факторов инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятия:
• сформировать понимание, что за инвестиции, как и за рынки сбыта надо бороться, а их поступление необходимо обеспечивать;
• сформулировать единые принципы их оценки на основе баланса интересов реципиентов, инвесторов и конкурентов;
• построить единую систему взаимосвязанных критериев и сквозных показателей оценки инвестиционной привлекательности и конкурентоспособно-
сти предприятий;
• обеспечит системность и синхронность действий, единство целей в инвестиционной политике и в социально-экономической стратегии устойчивого развития.
Далее необходимо определится с той ролью, которую при формировании конкурентоспособности промышленных предприятий играет информационная прозрачность. На современном этапе развития экономики 80% результатов обеспечивает 20% наиболее значимых факторов. Информационная прозрачность предприятия, наравне с инвестиционной привлекательностью и организационной культурой, является одним из важнейших факторов конкурентоспособности предприятия [7].
Помимо всего прочего информационная прозрачность в настоящее время также должна выступать конкурентным преимуществом. Это с одной стороны. С другой стороны, информационная прозрачность должна выступать инструментом реализации внешних и внутренних возможностей предприятия.
Технологическая революция конца XX века обусловила переход к информационному типу общества, которое основывается на производстве, распространении и потреблении информации. Экспотенциальный прирост количества информации, циркулирующей в мире, превратил ее из второстепенного ресурса в фактор, решающим образом влияющий практически на все сферы общественной жизни, отражая тем самым информационную зависимость общества. Появление «информационного ресурса», включение новых технологий и решений в производственные процессы оказало значительное влияние на деятельность отдельных хозяйствующих субъектов. Сегодня большая часть ресурсов предприятий в развитых странах имеет нематериальный характер: если в 1982 году материальные активы американских компаний составляли 62% рыночной стоимости, то через 10 лет эта доля упала до 3 8%, а новые исследования оценивают ее уже только в 10-15%. Информация становится важным элементом, обеспечивающим экономический рост компании, создающий стоимость и повышающим инвестиционную привлекательность [8].
Если рассматривать три фундаментальных вопроса экономики что?, как? и для кого? с точки зрения конкурентоспособности и информационной прозрачности, то цепочку рассуждений
можно представить в следующем виде:
1) ЧТО? - обеспечить высокий уровень конкурентоспособность
2) КАК? - реализуя конкурентные преимущества с привлечением инструмента информационной прозрачности.
3) ДЛЯ КОГО? - для внутренних и внешних по отношению к предприятию экономических объектов, имеющих прямой и косвенный интерес в развитии данного предприятия.
На саммите «группы 20» в Вашингтоне в ноябре 2008 года одной из причин криза был назван недостаток прозрачности, приведший к асимметрии информации, а соответственно и к ошибкам в распределении рисков [9].
Одним из важнейших факторов, препятствующих адекватному росту инвестиционной активности в стране, является невысокая информационная прозрачность рынка. Несмотря на то, что многие руководители предприятий уже осознали важность информационной открытости и готовы предоставлять информацию инвесторам, к сожалению, процессы перераспределения собственности вынуждают менеджмент ряда крупных холдингов очень осторожно подходить к этому вопросу. Не располагая исчерпывающими данными о текущем состоянии предприятия, в особенности о его реальной кредитоспособности, потенциальные инвесторы воздерживаются от вложения средств в активы компании, а акционеры не имеют возможности правильно оценить риски и оптимальным образом выстроить взаимоотношения с менеджментом [10].
Все это создает серьезные препятствия на пути активизации инвестиционных процессов. Для инвесторов предприятие-заемщик зачастую представляет своего рода черный ящик. Неясность же, в свою очередь, порождает недове-рие.В такой ситуации любому предприятию важно привлечь инвестиции, то есть доказать потенциальным инвесторам, что оно обладает инвестиционной привлекательностью и риски вложения средств в это предприятия сведены к минимуму.
Для того, чтобы доказать потенциальному инвестору, что предприятие обладает достаточной инвестиционной привлекательностью, оно [предприятие] должно в определенной мере обладать и информационной прозрачностью. Согласно свободной энциклопедии Ви-кипедии, прозрачность - это свойство
объекта, когда внутренние связи и некоторая информация доступны внешним по отношению к объекту субъектам.
Увеличение информационной прозрачности как основы для развития инвестиционной привлекательности предприятия, способствует также и повышению его конкурентоспособности. Информационная прозрачность формирует представления инвестора о состоянии корпоративного управления, основанная на ней оценка снижает субъективизм в принятии решений. Информационная прозрачность является решающим фактором в системе корпоративного управления, так как позволяет инвестору получать необходимые и объективные данные для принятия обоснованных решений о целесообразности инвестирования в конкретную компанию.
6. Заключение
Для того чтобы обеспечивать некоторую прозрачность инвестиционной и хозяйственной деятельности необходимо раскрывать информацию о своей деятельности. Информационная прозрачность является инструментом эффективного корпоративного управления и гарантом выполнения предприятием своих контрактов, как коммерческих, так и социальных. Таким образом, степень информационной прозрачности является пределом доверия экономических субъектов по отношению друг к другу.
Литература
1. IMD. World Competitiveness Yearbook. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.imd.org/ research/publications/wcy/World-Competitiveness-Yearbook-Results/#/
2. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.weforum.org/en/initiatives/gcp/ index.htm
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р.
4. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
5. Леонтьева Л.С., Орлов Д.Ю., Орлова Л.Н. Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (инвестиционно-информационный аспект). Монография. Москва: МИРБИС, 2010.
- 264 с.
6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия - СПб: Питер, 1999. - 214 с.
7. Кох Р. Принцип 80/20 / Пер с англ.-Мн., 2002.
8. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под редакцией В.Л. Иноземцева. M.:Academia, 1999 - 337 c.
9. Декларация саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике, Вашингтон, 2008, ноябрь [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.kremlin.ru
10. Якимчук Д.Ю. Информационная прозрачность - важнейший компонент снижения рисков при инвестировании [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gaap.ru
References
1. IMD. World Competitiveness Yearbook. [electronic resource] - URL: http:// www.imd.org/research/publications/wcy/ World-Competitiveness-Yearbook-Re-sults/#/
2. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. [electronic resource] —URL: http://www.weforum.org/ en/initiatives/gcp/index.htm
3. The order of the Government of the Russian Federation from 2008 November, 17th, N 1662-r
4. Competitive advantage: How to reach a good result and to provide its stability/ M. E. Porter; Trans. from Engl. -M.: Alpina Biznes Buks, 2005. - 715 p.
5. Leontyeva L. S., Orlov D. Y., Orlova L.N. Non-material resources of increase of the industrial enterprises's competitiveness (investment and information aspect). The monography. Moscow: MIRBIS.2010.
- 264 p.
6. Ansoff I. New corporate strategy-SPb: Piter, 1999. - 214 p.
7. Coch R. Principle 80/20 / Trans. from Engl..- Mn., 2002.
8. Stuart T. The intellectual capital. A new source of riches of the organization// the New postindustrial wave in the West / Under edition V. L. Inozemchzev. M.:Academia, 1999 - 337 p.
9. The summit declaration «Groups 20» on the financial markets and world economy, Washington, 2008, November [electronic resource] - URL: http:// www.kremlin.ru
10. Yakimchuk D. Y. Information transparency - the major component of decrease in risks at investment [electronic resource] - URL: http://www.gaap.ru