Научная статья на тему 'Формирование системы управления экологическим сельскохозяйственным производством'

Формирование системы управления экологическим сельскохозяйственным производством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АПК / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина З. В., Талалуева О. Н.

Одним из факторов повышения эффективности аграрного производства в России на современном этапе является совершенствование системы управления во всех его сферах. Особое значение при этом имеет управление рациональным использованием природных и антропогенных ресурсов. Появляется необходимость в экологическом менеджменте, который может развиваться на основе экологического предпринимательства и организации производства отечественной экологической продукции, решающей проблемы продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления экологическим сельскохозяйственным производством»

УДК 378.328.185

ВОПРОСЫ КОРРУПЦИИ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

С.Н. Михайлов, начальник ОМВД по г. Великие Луки О.Е. Михайлова, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»

В статье содержится экскурс в историю понятия «коррупция», определение данного явления, анализ состояния проблемы на современном этапе, а также намечены предложения по преодолению коррупции в российских вузах.

Ключевые слова: коррупция, высшие учебные заведения, вузы, высшее образование, преподаватель.

Понятие «коррупция» (от лат. соггитреге - портить) означает подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [13].

Зарождение явления коррупции относится к 1Х-Х вв., когда возникает, по примеру Византии, институт «кормления» - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет «кормить» наместника. Последний обладал огромными полномочиями, и население не скупилось на подношения... «Откормленные» воеводы, возвращаясь в Москву, везли с собой накопленное добро - «подарки», «излишки» которых изымались еще при въезде в «златоглавую» в пользу казны. Так возникла круговая порука взяточников провинциальных и столичных. «Кормление» было официально отменено в 1556 г., но традиция жить

и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго. Не было недостатка в моральном и государевом осуждении взяточничества (в XIII в. митрополит Кирилл, затем цари Иван III, Иван IV Грозный, при котором состоялась первая известная казнь за взятку), но «коррупция - хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов» [3].

По утверждению О. Логинова, третья беда в России - это коррупция, которая словно неизлечимая болезнь сопровождает наше государство на всем пути его развития. В разные периоды она доставляла то большее, то меньшее беспокойство государственному организму, не раз ставила его на грань жизни и смерти, но, несмотря на многообразные способы лечения, никогда не исчезала совсем [9].

На сегодняшний день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для

поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. Коррупция стала привычной составляющей жизни всех социальных слоев. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: таможенные службы (пропуск через границу запрещенных к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей) [7]; медицинские организации (закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счет других); автоинспекции (необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц); судебные органы (предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства; предвзятое отношение к уголовным делам); налоговые органы (невзимание налогов в полном объеме; возвра-

щение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства); правоохранительные органы (возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести) [10]; бюрократия (взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов); борьба с коррупцией (иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на ее реализацию); вузы (покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний) [1, 2, 4-6, 11, 12]; лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; получение кредитов; получение экспортных квот; конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств; приватизация государственного имущества; строительство и ремонт за счет бюджетных средств; нотариальное удостоверение сделок; контроль за соблюдением условий лицензирования; надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства; освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы; поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций); государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; поступление в специализированные общеобразовательные

школы и дошкольные воспитательные учреждения; прием на службу на позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях; формирование партийных избирательных списков.

Министр образования объявил войну коррупции и плагиату в российских вузах. «Получение дипломов за деньги, списывание и плагиат - в последнее время это стало обычным делом. Происходит это и в государственных, и в негосударственных вузах. Нам нужно здесь навести порядок. Главная задача в том, чтобы вузы не занимались халтурой, профанацией, то есть обманом студентов и государства», - заявил Дмитрий Ливанов на «правительственном часе» в Госдуме [14].

Действительно, объем коррупции в России впечатляет. Так, по данным Департамента Экономической безопасности МВД РФ в 2012 г. в сфере образования, включая высшее, россияне давали взятки почти в 4 раза чаще, чем в регистрационных органах. Год назад эксперты оценивали предположительный годовой оборот этого рынка в 1 млрд. долларов. «В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд. долларов - эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов», - отмечал Марк Левин, профессор Высшей школы экономики в Москве, изучивший данную проблему. По оценкам М. Левина, неспособные студенты, в зависимости от репутации учебного заведения, платят за поступ-

ление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать экзамены и получить диплом. В нынешнюю летнюю сессию ЮНЕСКО оценила объем коррупции в российских вузах в 150 млн. долларов.

Существуют различные способы обогащения. Так, рынок коррупции в вузе начинается с приема в него, а затем обрастает дополнительными услугами, начиная от платы за экзамены и заканчивая поступлением в аспирантуру и защитой диссертаций. «Вузы давно уже стали прекрасной кормушкой для их руководства, - отмечает филолог и культуролог Алексей Плу-цер-Сарно, - продаются должности на кафедрах и даже целые кафедры. Покупатель может оплатить несуществующую ранее кафедру, и она тут же будет создана для покупателя, который может ее возглавить, став заодно за дополнительную плату профессором и доктором наук.». Кроме того, работники вузов находят и другие пути обогащения, например, присвоение бюджетных денег или своеобразное «сотрудничество» со строительными фирмами.

Можно определить основные формы коррупции в высшем образовании: дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета; нецелевое использование федеральных средств; покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника; вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов); навязывание платных консультаций,

покупки собственных книг, методических пособий студентам; давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки); давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета [8].

Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приеме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за успешную сдачу экзамена или зачета.

Одним из распространенных деяний в преподавательской среде является получение вознаграждения за выставление положительных оценок на экзамене. Где здесь проходит грань между преступным и непреступным поведением преподавателя? Нередко указывают на то, что вознаграждение в сумме до 3 тыс. рублей не является взяткой, а является подарком в смысле ст. 575 ГК РФ. Для уголовного права размер вознаграждения значения не имеет, главное, что вознаграждение обуславливает поведение должностного лица в пользу взяткодателя. В судебной практике имели место случаи, когда предметом взятки признавали имущество в сумме 150 рублей (стоимость двух кружек пива в кафе).

Вознаграждение, как указано, обуславливает поведение должностного лица в пользу взяткодателя. Если поведение должностного лица обу-

словлено личными отношениями с «просителем», получение (дача) взятки отсутствует. Стоит, однако, указать, что не следует обращаться к руководителям, которые в силу своего должностного положения могут способствовать исполнению действия (бездействия) другим должностным лицом (например, в силу значимости и авторитета занимаемой должности). Нельзя также «решать вопросы» посредством передачи денег, иных ценностей или оказания материальных услуг родным и близким должностного лица с согласия последнего (включая молчаливое согласие). Иными словами, обращение к равному по должности (служебному положению) должностному лицу с использованием личных отношений исключает ответственность за дачу (получение) взятки.

Возможны ситуации, когда преподаватель получает вознаграждение без намерения совершить действия (бездействие) в отношении лица, передавшего вознаграждение. Такая «маскировка» получения вознаграждения также является уголовно-наказуемой и квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК РФ). Получение взятки может быть сопряжено с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ), которое выражается либо в предъявлении прямого требования дать взятку, либо в поставлении взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Преподавательская деятельность может быть сопряжена и со служебным

подлогом, ответственность за который предусмотрена ст. 292 УК РФ. В данном случае официальным документом признается экзаменационная ведомость (а не зачетная книжка), поскольку в ней констатируется факт сдачи (несдачи) экзамена (зачета), что, в свою очередь, влечет правовые последствия для обучаемого (продолжение обучения либо отчисление из вуза) [15].

Причины коррупции в вузах следующие: отсутствие академического вознаграждения у педагогов; низкий уровень оплаты труда педагогов; подорвана система академических статусов; снижен статус педагога в обществе; высокая степень специфичности активов преподавателя; сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету; общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах; появление большого количества псевдо-студентов; низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании; усиление экономического давления на вузы; снижение квалификации профессор-ско-педагогического состава вузов.

Мы предлагаем программу по преодолению коррупции в российских вузах, а именно:

• совершенствование нормативно-правовой базы (принятие «Кодекса корпоративной культуры», внесение дополнительных условий в трудовые договоры, регулярное проведение мониторинга коррупции в вузе (анкети-

рование студентов);

• усиление контрольных функций руководства (более тщательный контроль за деятельностью педагогов со стороны руководства и проведение аттестации персонала на должном уровне);

• научная деятельность (исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне и включение специализированной дисциплины в учебный процесс);

кадровая политика (ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры», более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей, создание атмосферы неприятия коррупции, активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства вуза);

• развитие гражданского общества студентов (создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений, обеспечение участия студентов в принятии важных решений деятельности вуза, поощрение студентов, которые прилежны в учебе и активно занимаются научной работой);

антикоррупционная работа со СМИ (создание системы информационного противодействия коррупции, налаживание системы обратной связи со студентами, развитие информационной системы вуза).

В заключение отметим, что комплексная реализация

антикоррупционной программы в российском образовании - важный шаг на пути развития

цивилизованного, постиндустриального общества с высоким уровнем инновационных технологий. Игнорирование коррупционных процессов -

это движение назад, к стагнации научно-технического развития,

снижению человеческого и морально-нравственного потенциала страны.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Основные инструменты коррупции в образовании [Электронный ресурс] /В.С. Аванесов //Социология коррупции: материалы науч.-практ. конф. (12 ноября 2009 г.). - М. - С. 201-205. - Режим доступа: http://www.s-pravdoy.ru/library2/sit-когщраа/3298-2009-11-12-13-56-47.Мт1 свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании /Р.Г. Апресян //Ведомости науч.-исслед. ин-та прикладной этики. Вып. 26: Этика образования /под ред. В.И. Бакшта-новского и Н.Н. Карнаухова. - Тюмень, 2005.

3. Голосенко И.А. Феномен «русской взятки»: Очерк истории отечественной социологии чиновничества /И.А. Голосенко //Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - №3. - С. 101-115.

4. Кисельер Д. Коррупция в вузах. Мнения экспертов [Электронный ресурс] /Д. Кисельер. - //Частный корреспондент. - Режим доступа:

http://www.chaskor.ru/article/korruptsiya_v_vu zah 1008, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

5. Комков С. Российская система образования - сфера неограниченной коррупции [Электронный ресурс] /С. Комков //Промышленные ведомости. - 2009. - №1112. - Режим доступа: http://www.promved.ru/articles/article. phtml?id=1786& nomer=62, свободный. -Загл. с экрана. - Яз рус.

6. Комков С. Российское образование -бездонный сосуд коррупции [Электронный ресурс] /С. Комков. - Режим доступа: http://komkov.viperson.ru/wind.php?ID=60424 7&soch=1, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

7. Краснов М.А. Коррупция на дорогах /М.А. Краснов. - М., 2004.

8. Куликов В. Рейтинг взяточников /В. Куликов //Рос. газ. - 2009. - 29 янв. -С. 7.

9. Логинов О. История коррупции в России [Электронный ресурс] /О. Логинов. -Ч.1: Третья беда России. - Режим доступа http://all-crime.ru/korruptiya/korr-history-1.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Макаров А.А. Коррупция в системе органов внутренних дел /А.А. Макаров. - М.,

2009.

11. Морозов Г.Б. Коррупция в образовании: мифы и реалии нормативного правового характера [Электронный ресурс] /Г.Б. Морозов //Педагогическое образование в России. -

2010. - №2. - Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped9/ped9 20. pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

12. Образование и коррупция: интервью Виктора Евграфовича Шудегова - заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr.ulgov.ru/30/982/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. -23-е изд. испр. - М., 1990. - С.299.

14. Российская газета. - 2012. -14 ноября.

15. Сумачев А.В. Уголовно-правовые грани преподавательской деятельности /А.В. Сумачев //Научные исследования высшей школы: сб. тезисов докл. и сообщений на итоговой науч.-практ. конф. (8 февраля 2011г.). - Тюмень, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.