Формирование системы управления для строительства, реконструкции или
модернизации инженерных сетей.
О.В. Ключникова, А.В. Хатунцева
На сегодняшний день одной из целей развития общества Российской Федерации является повышение качества и надежности поставляемых услуг населению во всех сферах деятельности. Анализ текущего состояния инженерных сетей и телекоммуникационных систем на территории Ростовской области показал, что они находятся в состоянии высокой изношенности, что ведет к увеличению непроизводственных расходов, связанных с потерями в сетях. В этой связи необходимо комплексное решение проблемы эффективного функционирования инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. [1 ]
В сложившейся ситуации, основной задачей решения проблемы является строительство, реконструкция или модернизация инженерных сетей Ростовской области, решение которой является необходимым фактором качественного жизнеобеспечения населения. Объединение усилий сфер жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и телекоммуникационных систем (ТКС), позволит решить ряд первоочередных задач рассматриваемой проблемы. Для этого необходимо подготовить комплекс организационно-технологических мероприятий, непосредственно связанных с производством работ по совместной прокладке инженерных сетей и телекоммуникационных систем.
Одним из объективных условий решения данной проблемы является формирование системы управления, способной оперативно реагировать на изменения рыночной среды или общих технических условий с учетом специфики рассматриваемой сферы. В основе качественного управления находятся такие параметры, как объем информации, ее достоверность, скорость передачи. Важнейшим фактором, определяющим качество передаваемой информации, являются средства коммуникации, обеспечивающие информационный обмен между населением, объектами городской инфраструктуры и управленческим аппаратом.
Недостаточность телефонной связи, ограниченность в передаче визуальных данных, затрудненность обобщения информации, ее дальнейшей оперативной обработки и анализа, многообразие типов поступающей информации - все это существенно усложняет оперативное управление, взаимодействие различных городских служб, контакт с населением. Необходимо создать технологию, соблюдение которой позволит решить совокупность возникших проблем в сферах ЖКХ и ТКС, при условии ее реализации, как на уровне отдельного субъекта, так и на уровне муниципального образования в целом. Данное направление соответствует целевым программам «Электронная Россия», «Безопасный город» и реформой ЖКХ. [2]
Таким образом, объединяя усилия сфер ЖКХ и ТКС по совместной прокладке коммуникаций, помимо экономической целесообразности, возникает и социальная необходимость. Основой технологии является обновленная система инженерных коммуникаций и развернутая сеть передачи данных. Такой подход-объединение двух масштабных задач - позволяет существенно сэкономить средства и минимизировать срок выполнения строительных работ. Такое совмещение является базой для качественного решения проблем ЖКХ и внедрения новых информационных технологий в обеспечение жизнедеятельности и управление городом.
Создание и реализация технологии совместной прокладки коммуникаций позволит построить общегородскую современную систему передачи данных, включить различные городские объекты административной, хозяйственной, жилищной, общественной и коммерческой деятельности в единую информационную сеть, создать центр обработки и управления информацией, внедрить новые сервисы, услуги и программы для администрации, населения и организаций.
Технический прогресс, а также повышение требований к качеству систем и организации жизнеобеспечения города, как со стороны населения города, так и со стороны государственных институтов, требуют постоянного внедрения новых технологий и решений. В свете этого данная концепция способна удовлетворять техническим требованиям самых современных телекоммуникационных разработок в течение долгого периода времени.
В общем виде реализацию мероприятий по организации совместной прокладки систем можно разбить на несколько этапов:
1. Строительство, реконструкция или модернизация существующих инженерных сетей и объектов ЖКХ.
2. Одновременная прокладка городской сети передачи данных.
3. Установка специализированного программного обеспечения и оборудования для обработки, анализа и управления поступающей информации (для сбора данных противопожарных, охранных сигнализаций).
4. Подбор и подготовка специалистов.
Однако помимо описанных выше этапов, необходимо осуществить предпроектную подготовку. В качестве планируемых мероприятий можно выделить:
1. Формирование структуры реализации проекта.
2. Построение команды проекта с разделением функциональных обязанностей.
3. Проведение детальных исследований объекта, на который нацелен данный проект (города, района, региона и т.д.) в целях выявления состояния существующих сетей.
4. Согласование и утверждение программы реконструкции и модернизации инфраструктуры города, а также этапов ее реализации.
5. Составление календарного плана выполнения работ, расчет объема необходимый инвестиционных вложений.
6. Определение этапов реализации.
Сегодня многие выводы в области развития градостроительного комплекса и инвестирования в строительство во многом происходят интуитивно, без должного анализа и проработки принимаемых решений. Очевидно, что интуитивно можно учесть ряд значимых факторов, но принять оптимальное стратегическое решение, рассчитанное на длительную перспективу и зависящее от ряда сложных и взаимосвязанных процессов невозможно без использования комплексного многоцелевого анализа. Поэтому необходимо использовать современные геоинформационные системы (ГИС), представляющие собой новый тип интегрированных информационных систем, которые, с одной стороны, включают в себя методы обработки данных многих, ранее существовавших автоматизированных систем, с другой - обладают спецификой в организации и обработке данных. Применение современных технологий геоинформационного моделирования позволяет с учетом территориальных, социальноэкономических, экологических и градостроительных факторов и условий создать пространственную модель существующих коммуникаций муниципального образования, которая послужит базой для перспективного развития коммуникаций для наиболее полного удовлетворения потребностей населения. [3]
Результаты работ по данному направлению должны отражать социальную эффективность информатизации, обеспечить подъем благосостояния населения и стимулировать его заинтересованность в продвижении к информационному обществу. Реализация проекта, как показывает мировой опыт, обеспечивает возврат вложенных в него средств.
Совместное производство работ по прокладке инженерных сетей и ТКС предполагает совмещение интересов двух самостоятельных субъектов рынка. При этом необходимо отметить, что эффект взаимодействия позволяет получать интегральную числовую оценку экономических, финансовых, инвестиционных преимуществ от совместного использования имеющихся производственных мощностей, технологий,
оборудования и других ресурсов, а также возможность оперативного регулирования в зависимости от конъюнктуры рынка. Основным эффектом взаимодействия является уменьшение потребности в инвестициях на обновление основных фондов, за счет увеличения прибыли и снижения текущих издержек по сравнению с автономным существованием.
Основой эффективного производства является обеспечение относительно равных экономических условий участникам строительного процесса и согласованного развития всех технологических звеньев производства работ. Это достигается упорядочением экономических отношений между ними. Необходимо выделить основные факторы, тормозящие процесс взаимодействия:
1. Дефицит управляемости процессом
2. Проблемы обеспечения инновационных программ финансовыми ресурсами.
Взаимодействие субъектов строительного рынка вызвано необходимостью
развития надежных внутрифирменных связей, включая обмен ресурсами, наличие общей системы планирования, наращивание производственного потенциала.
В связи с этим возникает необходимость разработки специальной системы оценочных показателей, характеризующих организацию, технику и технологию производства строительно-монтажных работ, на основании которой осуществляется выбор наиболее эффективного организационно-технологического решения.
Использование метода совместного производства работ по строительству, реконструкции и модернизации инженерных сетей и телекоммуникационных систем дает возможность осуществить перевод коммуникаций на качественно новый уровень. В то же время коммерческие предприятия получат новые возможности по управлению собственным бизнесом и его развитию, что обеспечит рост благосостояния и приведет к новым налоговым поступлениям в областной бюджет.
В конечном счете, метод совместного производства работ по строительству, реконструкции и модернизации инженерных сетей и телекоммуникационных систем увеличит престиж области в целом.
Литература
1. Зильберова И.Ю., Саар О.В. Проблемы применения совместного производства работ по строительству, реконструкции и модернизации инженерных сетей и телекоммуникационных систем на территории РО // Инженерный вестник Дона. 2010 т.11 №1, С. 7 - 9.
2. Зильберова И.Ю., Саар О.В. Формирование методики выбора технологического решения при производстве работ на линейно-протяженных объектах // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура - 2010. - №17. - С. 96 - 101.
3. Никульшина Л.Л., Хатунцева А.В Градоэкологическое обоснование размещения образовательных учреждений на городских территориях // «Строительство-2012»: материалы Международной научно-практической конференции.- Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2012.-106с.