Научная статья на тему 'Формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения'

Формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения»

Гончарова Л.В.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

Кардинальные преобразования экономики на базе рыночных отношений часто сопровождались серьезными экономическими сбоями и требовали усилий со стороны общества и государства для их нейтрализации и преодоления. При всем многообразии точек зрения относительно того, с чего следует начать и что продолжить на новом витке развития рыночных отношений в РФ, следует отметить главное: необходима обоснованная система эффективного управления конку -рентоспособностью предприятия.

Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако она проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого становится перераспределение рынка. В сфере образовательных услуг она становится воз-

можной в меру адаптации вузов к условиям рынка и обретает свои перспективы при поддержке государства.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предстоит организация инновационного образования и инновационных учебных заведений, для которых отсутствует парадигма образования, адекватная современным потребностям и тесно увязанная с ресурсными возможностями, не разработан механизм конкурентоспособности инновационного образовательного учреждения. Отсутствуют методики оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, а выпускников на рынке труда.

Миссия вузов включает в себя три главные составляющие:

- накопление, сохранение и преумножение культурного и образовательного потенциала страны;

- повышение уровня общей и профессиональной образованности населения;

- участие (наряду с академическими и отраслевыми структурами) в развитии научно-технического потенциала страны.

В этих условиях с неизбежностью должен меняться статус высшего учебного заведения, учитывая, что вуз изначально остается субъектом рыночных отношений

и выступает товаропроизводителем образовательных услуг. На причинно-следственной основе изменение статуса вуза влечет за собой изменение методов управления им как деловым предприятием с отказом от действующих моделей неэкономического поведения в пользу освоения современных концепций менеджмента.

С позиции обеспечения выявленных перспектив требуется разработка новой, системной парадигмы стратегического управления функционированием и развитием вуза в динамичной конкурентной среде, подверженной действию тенденций глобализации, регионализации и кор-поратизации в сфере образовательных услуг.

Сформированный к настоящему времени теоретический аппарат и имеющийся практический опыт достижения конкурентоспособности не обеспечивают менеджеров высших учебных заведений необходимой научно-методологической базой. Отсюда рождается ключевой тезис: конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг должна быть достигнута применением системного подхода к управлению вузом как деловым предприятием. Данный подход предполагает активизацию действия стратегических компонентов, определяющих эффективность образовательной деятельности — ресурсного обеспечения, структуры системы управления, маркетингового комплекса, управления финансами, системы качества образования.

Вместе с тем приходится констатировать, что отечественная научная мысль достаточно сдержана в разработках по управлению конкурентоспособностью организаций сферы образовательных услуг. За рамками исследований остаются вопросы экономического содержания категории конкурентоспособности образовательных организаций, отсутствует целостное представление об особенностях управления высшим учебным заведением в условиях рыночной трансформации системы высшего профессионального образования. Будучи зависимой от структурной модели рынка, конкурентная сре-

да определяет и одновременно является следствием развития конкуренции. Принципиальные особенности конкуренции на рынке образовательных услуг заключаются в том, что предметом конкуренции — борьбы за наиболее выгодные условия производства и реализации — является образовательная услуга, предлагаемая вузами в форме образовательной программы (проекта).

В условиях многоукладности системы высшего профессионального образования приоритет отдается использованию методов неценовой конкуренции; ценовая конкуренция возникает между негосударственными вузами, а также между негосударственными и государственными вузами при реализации коммерческих образовательных проектов. Указанная специфика приобретает новые аспекты в связи с введением порядка ранжирования вузов по категориям: федеральные университеты, среди которых — Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, Южный (г. Ростов-на-Дону), в перспективе эту категорию должны пополнить Сибирский (г. Красноярск), и Дальневосточный университеты, которые создаются в рамках национального проекта «Образования». Вузы так называемой «первой лиги» составят 55 организаций системы высшего профессионального образования, они в последние два года получили президентские гранты за победу в конкурсе инновационных образовательных проектов и вузы «второй лиги». Ранжируя вузы, государство выстраивает новую систему финансирования высшей школы, в которой вузы «второй лиги» смогут рассчитывать на минимальную господдержку вследствие перераспределения бюджетных средств в пользу лидеров системы высшего профессионального образования. Кроме финансовых стимулов федеральные университеты должны обрести ряд преференций, включая право создавать дочерние структуры для реализации инновационных проектов, установление налоговых льгот и др., что изначально создает для них исключительные условия для участия в конкуренции.

На рынке образовательных услуг конкурируют однопрофильные вузы, т.е. гуманитарные с гуманитарными, экономические с экономическими, технические с техническими и т.д., когда носителем спроса на образовательную услугу выступает государственный заказчик или работодатель; конкуренция между разнопрофильными вузами возникает в ситуации, когда носителями спроса предстают непосредственные потребители услуг — абитуриенты.

Существует негласное понимание между студентами и вузом, что одним из основных критериев привлекательности учебного заведения для абитуриентов является востребованность выпускников на рынке труда, при условии успешного окончания образовательного курса. Следовательно, данный параметр является критерием популярности вуза. Вузы работают на два рынка: один состоит из предполагаемых студентов, а другой — из потенциальных работодателей. Данные рынки в настоящее время стали более фрагментированными, динамически развивающимися и предъявляющими высокие требования. Сегодня на рынке образовательных услуг царит разнообразие образовательных программ и учреждений, что предоставляет широкую возможность для выбора.

Предпосылкой к участию в конку -рентной борьбе, по общим правилам, является конкурентоспособность. Можно лишь утверждать, что конкурентоспособность организации существенно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг, производимых организацией, ее экономического потенциала и эффективности хозяйственной деятельности.

Понятие «конкурентоспособность вуза» можно представить следующим образом: высшее учебное заведение есть деловая организация, которая выступает оператором на рынке образовательных услуг и подчиняется тем же правовым и хозяйственным нормам, что и другие участники рынка. Исходя из этого, делается предположение о том, что подходы к определению его конкурентоспособности

должны быть аналогичны тем, которые используются применительно к организациям, функционирующим в других отраслях материального производства и сферы услуг. Отличия состоят лишь в специфике факторов, определяющих конкурентоспособность.

Следовательно конкурентоспособность вуза означает его способность работать в конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, а лучше — с позитивной динамикой.

Основным компонентом конкуренте -способности вуза рассматривается конкурентоспособность образовательных услуг, производимых им. Факторы, определяющие конкурентоспособность образовательной услуги, разделяются на три группы: полезность (качество, соответствие нормативной базе); затраты потребителя (цена потребления); маркетинговые факторы, характеризующие эффективность предложения (способ продвижения, каналы реализации и др.). В свете активизации действия этих факторов условиями формирования конкурентоспособности вуза становятся его адаптивность и инновационность.

Адаптивность связана с обеспечением конкурентоспособности вуза как хозяйствующего субъекта. То есть предполагается сохранение экономической устойчивости вуза, прежде всего продолжение образовательных, научно-исследовательских, финансово-хозяйственных, управленческих и других процессов. Адаптация предполагает изменение характера отношений с внешней средой. При внешних возмущениях адаптивность вуза должна обеспечить его оптимальное поведение в изменившихся условиях и поиск новых принципов взаимодействия с представителями микроокружения. И, наконец, трансформация высшего учебного заведения — изменении организационной структуры, экономических механизмов, характера бизнес-процессов.

Инновационность вуза соотносится с его способностью осуществлять продуктовые и процессные новации, в том числе в сфере управления вузом. Продук-

товые образовательные инновации реализуются в новых образовательных услугах и научных продуктах. Процессные образовательные инновации воплощаются в новых элементах, введенных в учебную, организационную, управленческую, маркетинговую деятельность вуза.

Адаптивность и инновационность находятся в неразрывной связи между собой: адаптивность характеризует реакцию организации на изменения внешней среды, инновационность — основу такой реакции, генерацию решений, направленных на изменение деятельности путем освоения новых элементов конкурентной среды, методов управления вузом.

Если рассматривать вуз как бизнес-единицу, предоставляющую образовательные услуги населению, то предыдущее утверждение относится к нему в полной мере. Сегментные ниши постоянно появляются на рынке труда, и проектирование и внедрение образовательных программ, отвечающих потребностям данных сегментов, помогает расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых Вузами. в дополнение к идентификации потребностей рынка труда, образовательные учреждения должны быть гибкими в проектировании учебных планов для своих основных учебных программ. Постоянно отслеживая и точно подстраивая содержание и структур образовательных курсов таким образом, чтобы сделать их привлекательными как для студентов, так и для потенциальных работодателей. Вузы должны постоянно взаимодействовать с деловым окружением, отслеживать индикаторы изменений в требованиях рынка труда к специалистам, и проектировать свои программы согласно этим требованиям.

Однако наибольшая конкуренция ожидается за контингент обучающихся, и в первую очередь необходим механизм сохранения и расширения набора и выпуска специалистов всех уровней образования за счет эндогенных (внутренних) факторов.

Для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений. Конкурентные пре-

имущества вуза могут быть сохранены за счет создания образовательного комплекса, который обеспечивает его функционирование как: многоуровневого, корпоративного, профильного, инновационного учебно-научно-производственного образования, субъекта субфедерального образовательного пространства.

Вузы заинтересованы в привлечении профессионалов со стороны, и в этой связи можно говорить о некоей конку -рентной борьбе за специалистов, способных усилить кадровый корпус вуза, привнося с собой солидный багаж практического опыта в различных областях интеллектуальной сферы. Решить эту важную задачу в значительной мере можно, что обеспечивается контрактной системой организации труда и сотрудничества. Ибо, базируясь на кодексе законов о труде и Гражданском кодексе Российской Федерации, контрактные отношения являются едва ли не единственной основой нахождения компромисса в деле достижения паритета корпоративных (вузовских) и индивидуальных интересов.

Становление рыночных отношений в образовательной сфере предъявляет ряд новых требований к стратегическому развитию вуза как единому учебно-научному и производственному комплексу. Одним из направлений этой стратегии является формирование принципиально нового блока системы экономических отношений в высшем учебном заведении, а именно блока инновационного предпринимательства. Суть его состоит в том, чтобы наряду с академической деятельностью — подготовкой научно-педагогических и инженерных кадров и проведением исследований — вуз осуществлял бы предпринимательскую деятельность ориентированную на использование своего научно-технического потенциала с целью:

а) дальнейшего углубления интеграции образования, науки и производства;

б) содействия развитию малого и среднего предпринимательства;

в) подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента;

г) расширения экономических возможностей высшего учебного заведения по привлечению внебюджетных источников финансирования.

Образование служит одним из источников экономического роста страны, поскольку делает более производительным труд каждого отдельного человека и повышает способность к восприятию и

использованию на практике инноваций, то есть кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами. Более того, инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют новые идеи и осуществляют их реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.