Научная статья на тему 'Формирование системы показателей качества профильного образования с учетом взаимодействия «Школа-вуз»'

Формирование системы показателей качества профильного образования с учетом взаимодействия «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUING EDUCATION / GENERAL EDUCATION / PROFILE EDUCATION / PROFILE TRAINING / CONCEPT OF LYCEUM EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / EDUCATION QUALITY INDEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ольга Юрьевна

Автор анализирует понятия «профильное обучение» и «лицейское образование». Показана актуальность и источ-никовая база формирования системы показателей качества профильного образования. В статье представлена система показателей качества, разработанная и апробированная в лицее № 1581, государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Index System Formation of the Profile Education with Allowance for “School - Higher Education Institution” Interaction

The semantic content of the “Vocational Training” and “Lyceum Education” notions is analyzed in the article. The actuality and the source base of formation of the system of profile education quality indexes are shown. The system of quality indexes worked out and tested in the Moscow Lyceum No.1581 (State Budgetary Educational Institution) is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование системы показателей качества профильного образования с учетом взаимодействия «Школа-вуз»»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА-ВУЗ»

Автор анализирует понятия «профильное обучение» и «лицейское образование». Показана актуальность и источ-никовая база формирования системы показателей качества профильного образования. В статье представлена система показателей качества, разработанная и апробированная в лицее № 1581, государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы.

Реформа образования в современной России осуществляется в интересах человека, общества и государства и нацелена, в том числе, на профессиональное развитие человека, на приведение системы образования в соответствие с потребностями развивающейся национальной экономики. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», переход к профильному обучению ставит следующие основные цели:

• обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

• создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями по-

О.Ю. Николаева

Ключевые слова:

непрерывное образование, общее образование, профильное образование, профильное обучение, концепция лицейского образования, качество образования, система оценки качества образования, показатели качества образования.

строения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Соответствие достигнутых образовательных результатов запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и требованиям государства характеризует понятие «качество образования». Качество образования - это сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям общества и ученика, целям, требованиям, нормам (стандартам), принятым в международном образовательном пространстве в условиях глобализации.

Новые образовательные стандарты подразумевают высокое качество образовательного процесса в школе, его условий и результатов и соответственно контроль этого качества в определенной системе показателей. Таким образом, создаются системы оценки качества образования на разных уровнях: общероссийская, региональная, образовательного учреждения. Создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) выдвигает на первый план проблему разработки научного обеспечения оценки качества образования и анализа позитивного опыта других стран в этой сфере.

На наш взгляд, именно на уровне образовательного учреждения (ОУ) можно учесть особенности профилизации старшей школы. Почему важно сформировать в ОУ систему показателей качества профильного образования? Потому, что профильное образование школьников является неотъемлемой составляющей непрерывного образования как самой личности (часть образа жизни человека, его самоопределения и самореализации в национально-производственной сфере общества), так и государственной

системы образования (составляющая устойчивого развития страны или региона).

В основе системы показателей качества профильного образования так же, как и общего лежат цели и требования государства, общества, участников образовательного процесса и условия, процесс, результаты и достигаемые эффекты профильного образования. Нормативные документы и предпосылки формирования системы показателей качества общего и, в том числе, профильного образования в ОУ:

• Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

• Федеральные государственные образовательные стандарты

• Новая система оплаты труда учителя

• Критерии конкурсного отбора лучших школ, лучших учителей в рамках ПНПО, конкурса «Учитель года», других профессиональных конкурсов

• Программа «Развитие образования г. Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»

• Критерии рейтинга московских школ, конкурсов ДО г. Москвы

• Московский стандарт качества образования

• Концепция ОУ, взаимодействие с вузами (на договорной основе) и другие формы социального партнерства ОУ

• Целевые показатели Образовательной программы и Программы развития образовательного учреждения

• Направления деятельности ОУ и показатели публичного отчета, самообследования ОУ

• Экспериментальная и инновационная деятельность ОУ по проблемам качества образования

• Образовательные запросы участников образовательного процесса и опросы по результатам их выполнения в ОУ.

Формирование системы показателей качества профильного образования рассмотрим на примере государственного бюджетного образовательного учреждения - лицея № 1581 г. Москвы.

Как известно, особенностью лицейского образования является углубленное изучение школьниками предметов, лежащих в основе их дальнейшего обучения в вузах на естественнонаучных или инженерно-технических специальностях. Лицей № 1581, осуществляющий в старшем звене профильную подготовку учащихся по физике, математике и информатике,

имеет длительные и плодотворные договорные отношения с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана, взаимосогласованные по вопросам обучения и воспитания будущих инженеров. Миссия лицея - создание условий для:

• эффективного воспроизводства научно-технических кадров,

• закрепления молодежи в сфере науки и высоких технологий,

• сохранения преемственности поколений в науке и технике. «Воспитание инженерной элиты» - такова концепция лицейского образования. Её тренд: лицей при МГТУ им. Н.Э. Баумана - современное инженерное образование - формирование профессиональной промышленной элиты. Учебно-воспитательный процесс в лицее построен в соответствии с концепцией лицейского образования, принятой педагогическим коллективом.

Основной задачей лицея является общеобразовательная подготовка новой инженерной элиты России, то есть культивирование такой личности учащегося, которая способна продуктивно участвовать в постановке и решении амбициозных научно-технических и технологических задач. Образовательная модель лицея представлена физико-математическим и информационно-технологическим профилями, сопровождающими блоками гуманитарного и персонального типа образования, блоком дополнительного образования.

В последние годы в лицее формировалась система показателей качества профильного образования при интеграции следующих процессов: подготовки материалов к процедурам аттестации и лицензирования ОУ, к участию учреждения, обучающихся и педагогов в конкурсах, создания модели учета индивидуальных достижений лицеиста, участия учителей лицея в работе федеральной (при Президиуме РАО) и городских экспериментальных площадок «Школа-вуз: преемственность научно-исследовательской и проектной деятельности», «Сеть лабораторий качества образования как универсальный механизм управления качеством», «Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве» и ежегодной добровольной аттестации базовых школ МГТУ им. Н.Э Баумана.

Сложившаяся в результате этих процессов система показателей: Образовательные условия - общие сведения об образовательном учреждении:

• кадровый состав педагогического коллектива,

• профессиональный рост педагогического коллектива,

• программно-методическое обеспечение учебного процесса по профиль-

ным предметам, материально-техническая база учреждения, соответствующая профилю обучения; Интеграция ОУ в местное сообщество:

• образовательные услуги по профилю ОУ для населения,

• взаимодействие ОУ с научными и образовательными учреждениями; Образовательный процесс _ профилизация школьников (в лицее -в области инженерных наук):

• обучение на основе личных образовательных маршрутов по профильным программам основного и дополнительного образования,

• организация проектно-исследовательской деятельности,

• работа школьного научного общества учащихся,

• проведение школьных и межшкольных научных мероприятий,

• встречи с учеными, знакомство с научными школами,

• участие в научно-образовательных и академических соревнованиях вуза,

• традиции ОУ в области профориентации (летний лагерь, ознакомительная практика в вузе, проектная практика, встречи обучающихся и родителей с ректоратом вуза и т.д.);

Результаты обучения по профильным предметам:

• динамика предпрофильной и профильной подготовки обучающихся,

• средний балл ЕГЭ за последние 3 года,

• участие и результаты школьников в олимпиадах за 3 последних года; Результаты социализации:

• социальный запрос и удовлетворенность образовательными услугами участников образовательного процесса,

• количество учащихся, поступивших в профильные вузы за последние 5 лет;

Конкурентоспособность:

• количество поступающих в лицей и учащихся лицея за последние 5 лет,

• сохраннеие контингента выпускников лицея - студентов профильных вузов до окончания периода обучения в вузе;

Достижение общественного признания:

• результаты добровольной аттестации базовых школ профильного вуза. Такие показатели, как наличие инновационной площадки, изучение,

внедрение и распространение передового педагогического опыта, результаты профессиональной и общественной экспертной оценки достижений учреждения, обучающихся и педагогов при процедурах аттестации, при участии в конкурсах, в СМИ, наличие наград, грантов и других достижений у учреждения, обучающихся и педагогов являются общими для лю-

бых ОУ и включают, в том числе, показатели профильного образования. В целом же, применяемая в лицее в настоящий момент система показателей качества профильного образования хорошо согласуется с системой показателей Московского стандарта качества образования. Безусловно, в лицее продолжится работа в направлении структуризации, уточнения содержания, подбора оптимальных технологий, выработки уровневых дескрипторов этих показателей в форме совместной работы с учреждениями науки и образования (ФГНУ ИТИП РАО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГДД(Ю)Т), со школами, осуществляющими профильную подготовку в старших классах, учителями и администраторами образования (МЦКО, ОМЦ ЦОУО), всеми заинтересованными в разработке единой универсальной системы показателей качества профильного образования в целях повышения качества профессионального развития личности.

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты.

3. Новиков А.М. Опыт корпоративного обучения - в образовательный процесс системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в 2 ч. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Ч.1. - 324 с.

4. Орешкина А.К. Прогнозирование развития социального пространства системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в 2 ч. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Ч.1. - 324 с.

5. Николаева О.Ю., Ременцова Н.Г. Оценка качества условий образовательного процесса в лицее // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы второй научно-метод. конф. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова , 17 ноября 2012 г. - М., 2012. - Часть II. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.