ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА-ВУЗ»
Автор анализирует понятия «профильное обучение» и «лицейское образование». Показана актуальность и источ-никовая база формирования системы показателей качества профильного образования. В статье представлена система показателей качества, разработанная и апробированная в лицее № 1581, государственном бюджетном образовательном учреждении г. Москвы.
Реформа образования в современной России осуществляется в интересах человека, общества и государства и нацелена, в том числе, на профессиональное развитие человека, на приведение системы образования в соответствие с потребностями развивающейся национальной экономики. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», переход к профильному обучению ставит следующие основные цели:
• обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
• создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями по-
О.Ю. Николаева
Ключевые слова:
непрерывное образование, общее образование, профильное образование, профильное обучение, концепция лицейского образования, качество образования, система оценки качества образования, показатели качества образования.
строения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Соответствие достигнутых образовательных результатов запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и требованиям государства характеризует понятие «качество образования». Качество образования - это сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям общества и ученика, целям, требованиям, нормам (стандартам), принятым в международном образовательном пространстве в условиях глобализации.
Новые образовательные стандарты подразумевают высокое качество образовательного процесса в школе, его условий и результатов и соответственно контроль этого качества в определенной системе показателей. Таким образом, создаются системы оценки качества образования на разных уровнях: общероссийская, региональная, образовательного учреждения. Создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) выдвигает на первый план проблему разработки научного обеспечения оценки качества образования и анализа позитивного опыта других стран в этой сфере.
На наш взгляд, именно на уровне образовательного учреждения (ОУ) можно учесть особенности профилизации старшей школы. Почему важно сформировать в ОУ систему показателей качества профильного образования? Потому, что профильное образование школьников является неотъемлемой составляющей непрерывного образования как самой личности (часть образа жизни человека, его самоопределения и самореализации в национально-производственной сфере общества), так и государственной
системы образования (составляющая устойчивого развития страны или региона).
В основе системы показателей качества профильного образования так же, как и общего лежат цели и требования государства, общества, участников образовательного процесса и условия, процесс, результаты и достигаемые эффекты профильного образования. Нормативные документы и предпосылки формирования системы показателей качества общего и, в том числе, профильного образования в ОУ:
• Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»
• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
• Федеральные государственные образовательные стандарты
• Новая система оплаты труда учителя
• Критерии конкурсного отбора лучших школ, лучших учителей в рамках ПНПО, конкурса «Учитель года», других профессиональных конкурсов
• Программа «Развитие образования г. Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»
• Критерии рейтинга московских школ, конкурсов ДО г. Москвы
• Московский стандарт качества образования
• Концепция ОУ, взаимодействие с вузами (на договорной основе) и другие формы социального партнерства ОУ
• Целевые показатели Образовательной программы и Программы развития образовательного учреждения
• Направления деятельности ОУ и показатели публичного отчета, самообследования ОУ
• Экспериментальная и инновационная деятельность ОУ по проблемам качества образования
• Образовательные запросы участников образовательного процесса и опросы по результатам их выполнения в ОУ.
Формирование системы показателей качества профильного образования рассмотрим на примере государственного бюджетного образовательного учреждения - лицея № 1581 г. Москвы.
Как известно, особенностью лицейского образования является углубленное изучение школьниками предметов, лежащих в основе их дальнейшего обучения в вузах на естественнонаучных или инженерно-технических специальностях. Лицей № 1581, осуществляющий в старшем звене профильную подготовку учащихся по физике, математике и информатике,
имеет длительные и плодотворные договорные отношения с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана, взаимосогласованные по вопросам обучения и воспитания будущих инженеров. Миссия лицея - создание условий для:
• эффективного воспроизводства научно-технических кадров,
• закрепления молодежи в сфере науки и высоких технологий,
• сохранения преемственности поколений в науке и технике. «Воспитание инженерной элиты» - такова концепция лицейского образования. Её тренд: лицей при МГТУ им. Н.Э. Баумана - современное инженерное образование - формирование профессиональной промышленной элиты. Учебно-воспитательный процесс в лицее построен в соответствии с концепцией лицейского образования, принятой педагогическим коллективом.
Основной задачей лицея является общеобразовательная подготовка новой инженерной элиты России, то есть культивирование такой личности учащегося, которая способна продуктивно участвовать в постановке и решении амбициозных научно-технических и технологических задач. Образовательная модель лицея представлена физико-математическим и информационно-технологическим профилями, сопровождающими блоками гуманитарного и персонального типа образования, блоком дополнительного образования.
В последние годы в лицее формировалась система показателей качества профильного образования при интеграции следующих процессов: подготовки материалов к процедурам аттестации и лицензирования ОУ, к участию учреждения, обучающихся и педагогов в конкурсах, создания модели учета индивидуальных достижений лицеиста, участия учителей лицея в работе федеральной (при Президиуме РАО) и городских экспериментальных площадок «Школа-вуз: преемственность научно-исследовательской и проектной деятельности», «Сеть лабораторий качества образования как универсальный механизм управления качеством», «Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве» и ежегодной добровольной аттестации базовых школ МГТУ им. Н.Э Баумана.
Сложившаяся в результате этих процессов система показателей: Образовательные условия - общие сведения об образовательном учреждении:
• кадровый состав педагогического коллектива,
• профессиональный рост педагогического коллектива,
• программно-методическое обеспечение учебного процесса по профиль-
ным предметам, материально-техническая база учреждения, соответствующая профилю обучения; Интеграция ОУ в местное сообщество:
• образовательные услуги по профилю ОУ для населения,
• взаимодействие ОУ с научными и образовательными учреждениями; Образовательный процесс _ профилизация школьников (в лицее -в области инженерных наук):
• обучение на основе личных образовательных маршрутов по профильным программам основного и дополнительного образования,
• организация проектно-исследовательской деятельности,
• работа школьного научного общества учащихся,
• проведение школьных и межшкольных научных мероприятий,
• встречи с учеными, знакомство с научными школами,
• участие в научно-образовательных и академических соревнованиях вуза,
• традиции ОУ в области профориентации (летний лагерь, ознакомительная практика в вузе, проектная практика, встречи обучающихся и родителей с ректоратом вуза и т.д.);
Результаты обучения по профильным предметам:
• динамика предпрофильной и профильной подготовки обучающихся,
• средний балл ЕГЭ за последние 3 года,
• участие и результаты школьников в олимпиадах за 3 последних года; Результаты социализации:
• социальный запрос и удовлетворенность образовательными услугами участников образовательного процесса,
• количество учащихся, поступивших в профильные вузы за последние 5 лет;
Конкурентоспособность:
• количество поступающих в лицей и учащихся лицея за последние 5 лет,
• сохраннеие контингента выпускников лицея - студентов профильных вузов до окончания периода обучения в вузе;
Достижение общественного признания:
• результаты добровольной аттестации базовых школ профильного вуза. Такие показатели, как наличие инновационной площадки, изучение,
внедрение и распространение передового педагогического опыта, результаты профессиональной и общественной экспертной оценки достижений учреждения, обучающихся и педагогов при процедурах аттестации, при участии в конкурсах, в СМИ, наличие наград, грантов и других достижений у учреждения, обучающихся и педагогов являются общими для лю-
бых ОУ и включают, в том числе, показатели профильного образования. В целом же, применяемая в лицее в настоящий момент система показателей качества профильного образования хорошо согласуется с системой показателей Московского стандарта качества образования. Безусловно, в лицее продолжится работа в направлении структуризации, уточнения содержания, подбора оптимальных технологий, выработки уровневых дескрипторов этих показателей в форме совместной работы с учреждениями науки и образования (ФГНУ ИТИП РАО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГДД(Ю)Т), со школами, осуществляющими профильную подготовку в старших классах, учителями и администраторами образования (МЦКО, ОМЦ ЦОУО), всеми заинтересованными в разработке единой универсальной системы показателей качества профильного образования в целях повышения качества профессионального развития личности.
Литература
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты.
3. Новиков А.М. Опыт корпоративного обучения - в образовательный процесс системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в 2 ч. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Ч.1. - 324 с.
4. Орешкина А.К. Прогнозирование развития социального пространства системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в 2 ч. - Вып. 11. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Ч.1. - 324 с.
5. Николаева О.Ю., Ременцова Н.Г. Оценка качества условий образовательного процесса в лицее // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы второй научно-метод. конф. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова , 17 ноября 2012 г. - М., 2012. - Часть II. - 200 с.