ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О.И. Головкова, магистрант
Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов, а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.
Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением
При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников образовательного учреждения (ОУ). В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.
Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:
• переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования;
• усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов;
• вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;
• регулярное проведение с 2001 г. конкурса Ро-собрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки выпускников» и других региональных конкурсов по качеству.
В свете этого, многие российские вузы связывают надежды выхода из трудного положения с разработкой или совершенствованием системы менеджмента качества (СМК), отвечающей современным требованиям.
Как показал опыт многих вузов, при внедрении СМК необходимо обеспечение поддержки со стороны руководства, мотивация персонала, его обучение в области качества, разъяснение тех преимуществ, ко-
торые приносит современная организация, основанная на принципах менеджмента качества.
Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОС), а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.
Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества ОУ, реализуемых посредством СК ОУ.
В современных условиях хозяйствования качество образовательных услуг и выпускаемых специалистов, предоставляемых образовательными организациями в целом, в частности вузами, является основным фактором, способствующим повышению их конкурентоспособности.
Анализ подходов к управлению качеством в образовательной организации показал, что наиболее приемлемым и отвечающим требованиям сегодняшней практики является системный подход. Высшее учебное заведение, являясь образовательной организацией, отвечает основным свойствам системы: целенаправленности (цели в области качества), сложности (множество структурных подразделений и сложность их взаимосвязи), делимости (образовательная, научно-исследовательская, учебно-методическая, хозяйственная деятельность), целостности (направленность действий структурных подразделений подчинено единым целям), многообразию элементов и различию их природы (различные виды деятельности имеют свою функциональную специфичность и автономность), структурности (взаимозависимость и взаимосвязь между подразделениями согласно иерархическим уровням) [1].
Система управления качеством образовательной организации должна быть направлена на выпуск высококвалифицированных специалистов посредством предоставления качественных образовательных услуг, удовлетворяющих требованиям рынка. Как результат производства образовательной организации рассматривается выпускник, имеющий знания, навыки и умения, полученные им в ходе предоставления образова-
тельных услуг и соответствующие требованиям сегодняшней практики. В качестве входа в процесс выступает абитуриент, а выходом процесса является выпускник [2].
Основные задачи внедрения в деятельность образовательной организации СМК состоят в том, чтобы посредством функционирования данной системы добиться:
- создания внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов в организации через основные направления деятельности (образовательная, научно-исследовательская, подготовка научно-педагогических кадров, воспитательная, финансовая, информационная, социальная, хозяйственная, административно-управленческая);
- повышения имиджа организации, выражающегося в ответственности обучающихся и преподавателей за результаты своей работы;
- роста доверия потребителей к выпускникам организации;
- формирования реализации экономических механизмов развития системы образования в регионе, улучшения экономического положения сотрудников всех уровней;
- осознания всем коллективом важности функционирования СМК;
- повышения ответственности и четкого разделения полномочий сотрудников всех уровней (преподавателей, кафедр, деканатов, ректората);
- решения основной задачи СМК — устранения межфункциональных барьеров и создания вузовской команды качества за счет внедрения процессного подхода и идеологии всеобщего управления качеством (TQM).
Система менеджмента качества образовательной организации должна учитывать, что организации, занимающиеся образовательной деятельностью, имеют ряд отличительных характеристик:
- они не производят овеществленной продукции. Потребление услуг начинается во время их предоставления;
- большая часть персонала образовательной организации непосредственно контактирует с внешним потребителем;
- границы предоставленных услуг различны: они могут быть реализованы на основе стандартной образовательной программы или учебного плана;
- жизненный цикл продукции по длительности является значительным, так как срок обучения составляет от четырех до шести лет (в среднем), что усложняет задачу соответствия знаний, умений и навыков специалистов требованиям рынка;
- управление процессом предоставления большинства образовательных услуг имеет характер, схожий с управлением проектом. В этих условиях должны быть определены этапы получения и оценки промежуточных и конечных результатов.
Эти характеристики отличают процесс предоставления услуг от производственного процесса и
приводят к необходимости специальной интерпретации системы менеджмента качества для сферы образовательных услуг.
В образовательной организации при создании СМК можно использовать в качестве базового стандарта, устанавливающего требования к системам менеджмента качества, стандарт ГОСТ Р ИСО 9001— 2001 Системы менеджмента качества. Требования.
Эффективность СМК во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. Стандарты ИСО 9000:2000 допускают для организации гибкость в выборе пути, которым она осуществляет документирование своей системы. Это даёт возможность каждой конкретной организации определить необходимые именно для неё характер и масштаб документирования СМК [3].
Создавая систему управления качеством, необходимо:
1. Управление качеством образования рассматривать на четырех уровнях:
1.1. Федеральный - уровень министерства и ведомств;
1.2. Региональный - уровень республики, края, области;
1.3. Институциональный - связанный с решением административных научных вопросов управления
образованием в образовательном учреждении;
1.4. Неправительственный - внешняя оценка качества (с привлечением независимых экспертов).
2. Сформулировать понятие «качество образования», включающее показатели, по которым его нужно оценивать для каждого уровня.
3. Определить методы оценки, организации, управления и совершенствования качества на всех уровнях управления.
Одним из основных факторов системы управления качеством образования в целом является уровень организации качества образовательных учреждений. Поэтому создавая систему управления качеством в вузе, прежде всего, необходимо определиться с конечной продукцией, которую он выпускает. Одни вузы за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции вуза не только сам студент, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу. Таким образом, качественная продукция вуза не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника вуза как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний студентов. Между тем необходимо отметить, что основой деятельности вуза является учебный процесс. Однако его нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д.
Система управления качеством в вузе в целом складывается из управления качеством каждого вида деятельности вуза. Поэтому вузам целесообразно определить основные направления своей деятельности. К примеру, МИСиС при создании системы управления качеством выделил для себя основные направления деятельности - это образовательное, научное, финансовое, информационное, административно-хозяйственное, социальное, работу с персоналом. При этом вуз рассматривается как совокупность шести подсистем, объединяющих функционально взаимосвязанные виды деятельности: учебной, научной, экономической, управленческой, маркетинговой, хозяйственной.
Некоторые вузы, создавая систему управления качеством, пошли иным путем: они выделили основной процесс - образовательный, а остальные определили как обеспечивающие его качество. Такие подходы вполне приемлемы, так как учебное заведение имеет право их выбирать, а требования МС ИСО серии 9000:2000 не ставят своей целью добиться однообразия системы управления качеством. Главное, чтобы она обеспечивала оказание качественной образовательной услуги и профессионально подготовленного выпускника.
В целом анализ различных моделей систем управления качеством показал, что технологические решения управления качеством в образовательной организации необходимо ориентировать на:
- разработку миссии и стратегии развития образовательной организации;
- создание новой динамичной организационной структуры управления, включающей определение компонентов этой структуры и их положения относительно друг друга, установление взаимосвязи компонентов и обеспечение реализации «развивающей» стратегии и взаимодействия;
- переход от субординационного принципа организации управления на доминирование организации горизонтального координационного типа, объединяющей равноправные и равнозависимые компоненты на базе самоорганизации и саморазвития;
- оптимальное сочетание функциональнолинейных структур управления качеством с ситуационным подходом к управлению;
- обеспечение целостности функций управления в рамках управленческого цикла;
- адресность управляющих воздействий, определение объектов и субъектов управления, четкое разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности субъектов управления;
- усиление элементов мониторинга, анализа и оценки результатов образовательного процесса, построение обоснованных критериев и показателей оценки;
- сочетание различных видов материальной и социальной мотивации, а также и волевого управле-
ния, организационного воздействия, экономических, воспитательных, организационно-распорядительных, психолого-педагогических методов управления [4].
Для того чтобы все необходимые действия по выполнению требований заказчика были выполнены, они должны быть задокументированы. Иначе эти действия (работы, процессы, подпроцессы) будут выполняться случайным образом и давать непрогнозируемый результат.
В организации должна быть единая система документации, часть из которой может быть использована при проведении аудита СМК для доказательства выполнения требований МС ИСО 9001:2000.
Формирование системы менеджмента качества предполагает разработку следующей документации:
• стратегические документы;
• документированные процедуры;
• нормативные документы;
• внутренние документы.
Некоторые руководители полагают, что инструкции и процедуры сковывают инициативу работников. Чтобы этого избежать, документация должна периодически анализироваться и при необходимости пересматриваться в соответствии с процедурой управления документацией.
Документация системы менеджмента качества позволяет повысить эффективность информационных потоков и своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды образовательной организации.
Система менеджмента качества уникальна для каждой образовательной организации и может эффективно функционировать только тогда, когда четко определены присущие конкретной организации цели и политика в области качества, а также виды деятельности и ответственность [3].
Литература
1. Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А.Д. Никифоров. М.: Дрофа, 2004. 720 с.
2. Годлевский В.Е. Система менеджмента качества: учеб. пособие / В.Е. Годлевский, Г.Н. Изюменко. Самара: Самарский научный центр РАН, 2001. 132 с.
3. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений. - С.-Петербург, «ЛЭТИ», 2006.
4. Качалов В.А. Сертификация системы менеджмента качества как основа для перехода к TQM /
B.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 8. -
C. 46-53.
@ 8-920-967-41-27
Ключевые слова: система менеджмента качества, образование, качество образования, документирование системы менеджмента качества