УДК - 378.4
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Н.В. Фомин
В статье рассматриваются актуальные проблемы проектирования и внедрения внутривузовской системы менеджмента качества (СМК) образования. Приводится организационная структура СМК университета, этапы ее развития, концептуальные положения политики вуза в области качества образования.
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, качество образования, внутривузовская система менеджмента качества образования.
Стратегические ориентиры современного университета - это качество и конкурентоспособность. Под качеством мы понимаем, прежде всего, качество предоставляемых образовательных услуг, подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.
По нашему мнению, подготовить таких специалистов может только конкурентоспособный вуз. Анализ научных работ [7,8,9] и опыт управленческой деятельности позволяют сделать вывод, что для современного конкурентоспособного вуза характерно:
- наличие ясной и осязаемой стратегии;
- грамотная маркетинговая политика;
- изучение инновационного опыта образовательных учреждений, его адаптация применительно к своему вузу;
- предложение новых образовательных услуг (открытие новых специальностей, образовательных программ дополнительного образования, курсов повышения квалификации и т.д.);
- удобство предоставления образовательных услуг;
- современная организационная структура, наличие системы менеджмента качества;
- применение современных методов управления университетом на основе новых информационных технологий (системный подход, проектный подход, процессный подход);
- широкое внедрение технологий электронного обучения;
- удовлетворенность качеством образовательных услуг внутренних и внешних потребителей;
- гибкость финансовой системы;
- наличие развитой партнерской среды;
- применение современных образовательных и управленческих технологий;
- востребованность выпускников вуза на рынке труда.
Исходя из анализа Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.», и Национальной доктрины образования в Российской Федерации можно выделить новые конкурентные преимущества вузов:
- работа в интересах региона и региональных структур;
- инновационная деятельность;
- трансформация вуза, повышение его академической и экономической самостоятельности;
- сотрудничество с промышленными предприятиями, коммерческими структурами в подготовке профессиональных кадров, в реализации совместных инновационных проектов;
- создание условий для повышения конкурентоспособности личности;
- выход на международный образовательный рынок, сотрудничество с европейскими вузами в области обеспечения качества образования, рост экспорта образовательных услуг;
- обеспечение социальной и профессиональной мобильности выпускников.
Очевидно, что одним из слагаемых современной модели отечественного образования является высокий уровень его качества, позволяющий ответить на вызовы времени и обеспечить конкурентоспособность молодых специалистов, вуза и страны в целом. Следует отметить, что качество образования определяет место вуза во всероссийском рейтинге, его конкурентоспособность, устойчивое и прогрессивное развитие, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы.
Таким образом, чтобы выжить в конкурентной борьбе, и не только выжить, но и эффективно развиваться университету необходимо, прежде всего:
- удерживать и удовлетворять клиента;
- завоевывать большую долю рынка образовательных услуг в регионе;
- осваивать новые стратегии;
- успешно противостоять возмущениям внешней среды.
Реальное осознание того факта, что университет живет в условиях жесткой конкурентной среды, заставляет нас переосмыслить существующие сегодня в университете подходы к качеству подготовки специалистов. Для университета качество, несомненно, как и для любой другой организации, - степень удовлетворения запросов потребителя (студента, преподавателя, бизнеса и государства). Однако, на наш взгляд, еще более важным элементом в работе университета является степень пригодности выпускников к эффективной профессиональной деятельности.
С нашей точки зрения, решению рассматриваемой в статье проблемы во многом способствует проектирование и реализация внутривузовской системы менеджмента качества образования. Полагаем, что целью проектирования и реализации системы менеджмента качества образования, продиктованной условиями конкурентной среды, является подготовка конкурентоспособных специалистов, для которых качественный уровень образования и профессионально-компетентностные возможности являются главными критериями их социальной защищенности. В этой связи система менеджмента качества становится неотъемлемой частью системы управления университетом в целом и рассматривается как система управления интеллектуальными ресурсами и наукоемкой продукцией.
Исследования свидетельствуют, что актуализация проблемы проектирования и реализация внутривузовских систем менеджмента качества образования обусловлена рядом факторов.
Во-первых, интеграция России в Европейское образовательное пространство требует соответствия российской системы образования принципам Болонской декларации и Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века. В данных документах говорится об улучшении качества высшего образования как об одном «из краеугольных камней эффективного, привлекательного для всего мира европейского пространства высшего образования.... Основой привлекательности высшего образования должны стать высочайший академический уровень и качество предоставляемых студентам услуг, в частности, с точки зрения информации, руководства и консультирования» [1].
В рамках сотрудничества, являющегося частью Болонского процесса, в Европе разрабатываются стандарты, процедуры и руководящие принципы обеспечения качества высшего образования [6].
Стандарты и рекомендации основаны на принципах внешней и внутренней гарантии качества высшего образовании в европейском образовательном пространстве, а именно:
- высшие учебные заведения несут ответственность за представление образования и гарантируют его качество;
- необходимо учитывать и защищать интересы общества в отношении качества и стандартов высшего образования;
- качество образовательных программ для студентов и других потребителей должны непременно совершенствоваться;
- должны существовать организационные структуры, предоставляющие образовательные программы и обеспечивающие их реализацию;
- важной является прозрачность и использование внешней экспертизы в процедурах гарантии качества;
- необходимо поощрять развитие культуры качества в вузах;
- должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою подотчетность за общественные и частные финансовые инвестиции;
- гарантия качества с целью отчетности должна быть полностью совместима с гарантией качества с целью совершенствования учебного процесса;
- образовательные учреждения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международном уровне;
- используемые процедуры не должны подавлять разнообразие и инновации.
Как показывает анализ, цели европейских стандартов и рекомендаций предусматривают:
- улучшение высшего образования, предоставляемого студентам на территории европейского образовательного пространства;
- содействие вузам в управлении и улучшении качества образования;
- обеспечение прозрачности внешней гарантии качества образования и облегчения понимания ее сущности для вовлечения в процесс сторон.
Во-вторых, современный этап модернизации российского высшего образования характеризуется следующими тесно взаимосвязанными между собой процессами:
- широким распространением в вузах страны работ по проектированию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), стандартов и директив для гарантии качества высшего образования в европейском регионе (ENQA) и других моделей менеджмента качества;
- регулярным проведением с 2000 г. конкурса Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества;
- переход к новым процедурам лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений (в «Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» [5] подчеркивается, что одной из целей государственной аккредитации является установление соответствия содержания и качества подготовки выпускников вузов федеральным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям; среди аккредитационных показателей важное значение имеет показатель наличия и эффективности внутривузовских систем менеджмента качества образования);
- усилением конкуренции между отечественными вузами на рынке трудовых ресурсов;
- новые требования бизнеса к выпускникам вузов.
Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что обеспечение гарантии качества высшего профессионального образования связано, прежде всего, с наличием внутривузовской системы менеджмента качества.
Ученые Пузанков Д.В., Олейник A.B., Соболев B.C., Степанов С.А. рассматривают менеджмент качества как скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству [4]. Согласно их исследованиям менеджмент качества имеет структуру, показанную в таблице 1.
Таблица 1
Структура менеджмента качества
№ Составляющие Содержание процессов менеджмента качества
1. Разработка политики и целей в области качества Официальная формулировка высшим руководством общих намерений и направлений деятельности организации в области качества
2. Планирование качества Установление конкретных целей в области качества и определение необходимых процессов жизненного цикла продукции и требуемых ресурсов для достижения целей в области качества
3. Управление качеством Деятельность, направленная на выполнение требований по качеству
4. Обеспечение качества Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены
5. Улучшение качества Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству
Система менеджмента качества определяется в стандартах ISO 8402 как совокупность организационной структуры, документации (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [3].
Опираясь на исследования ученых и учитывая опыт практической деятельности вузов [2], проектирование системы менеджмента качества образования осуществлялось в университете в несколько этапов (рис. 1).
Рисунок 1. Проектирование системы менеджмента качества в университете
Для проектирования и внедрения в университете системы менеджмента качества образования была создана организационная структура «Служба качества БГУ». В состав службы качества включены:
- совет по качеству образования при ректоре университета;
- представитель руководства по качеству;
- центр менеджмента качества образования и тестирования;
- отдел лицензирования и аккредитации;
- факультетские комиссии по мониторингу качества образования;
- уполномоченные по качеству на факультетах, университетских кафедрах, управлениях и отдела университета.
Организационная структура системы менеджмента качества БГУ представлена на схеме 1.
В процессе проектирования и внедрения системы менеджмента качества образования в вузе особое внимание уделялось разработке основополагающих документов:
- политика, доктрина и концепция в области качества;
- стандарты БГУ, схемы процессов;
- внутренние и внешние регламентирующие документы, должностные инструкции, положения и формы;
- записи по качеству.
Следует отметить, что одним из результатов проектирования и внедрения СМК в университете стала разработка основополагающего документа системы качества - «Политика в области качества образования».
На основе приоритетов, установленных в политике по качеству, разработано «Руководство по качеству в БГУ» - сводный документ, описывающий основные процессы деятельности университета.
В «Руководстве по качеству в БГУ» подчеркивается, что политика университета в области качества состоит в достижении главной цели университета - подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов, способных решать разнообразные профессиональные задачи, активно влиять на духовно-нравственный климат общества, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности, и направлена на:
• обеспечение фундаментальной подготовки специалистов в области классического и педагогического образования;
• постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом требований и ожиданий студентов, работодателей, персонала университета, общества и государства;
• модернизацию образовательных программ, постоянное совершенствование научно-методического обеспечения, освоение и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;
• расширение и усовершенствование учебной, материально-технической базы университета с целью повышения качества образовательного процесса и выполнения прикладных научных исследований;
• раскрытие творческого потенциала студентов и преподавателей, повышение их социальной обеспеченности и защищенности;
• удовлетворение потребностей выпускников университета в повышении профессиональной компетентности и содействие росту их успешной деловой карьере;
• развитие академической среды, направленной на творческую самореализацию личности, обладающей ответственностью, гражданским самосознанием и потребностью к непрерывному образованию на протяжении всей жизни;
• обеспечение гарантий качества образовательных услуг через прогнозирование, планирование, исполнение и контроль деятельности каждого структурного подразделения вуза;
• внедрение системы мониторинга качества подготовки кадров с использованием современных информационных технологий;
• накопление интеллектуальных ресурсов и совершенствования системы менеджмента качества образования.
Управление и отделы
Управлени
Отделы 1
1 ^
Управлени
Отделы 2
1
Управлени
Отделы N
РЕКТОР
Совет по качеству образования при ректоре
Представитель руководства по качеству образования
Руководитель службы качества образования
Факультеты и кафедры БГУ
Факультет
\ Кафедры 2
Факультетские комиссии по мониторингу качества образования
Уполномоченные по качеству в структурных подразделениях
Факультет
Кафедры
Инфраструктура поддержки системы менеджмента качества БГУ
Научно-методический совет
Официальный сайт университета
НИИ
фундаментальных и прикладных исследований
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно делать вывод, что реализация эффективной политики в отношении качества подготовки специалистов невозможна без проектирования и внедрения в вузе системы менеджмента качества образования.
В рамках этой системы проводится разработка концептуальных оснований политики вуза в области качества образования, организуется объективная диагностика качества профессиональной подготовки будущих специалистов во всех подразделениях вуза, осуществляется прогнозирование тенденций развития качества образования в университете.
The article deals with the urgent problems of projecting and implementing of the interior institutional system of management of the quality of education (SMQ). It gives the organization structure of the SMQ of the university, the steps of its development, conceptual points of the policy of the higher educational establishment in the field of the quality of education.
The key words: competitiveness of the higher educational establishment, quality of education, interior system of management of the quality of education.
Список литературы
1. Болонский процесс: Берлинский этап/Под ред. В.И. Байденко. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005г.
2. Зиненко В.К., Харин В.Ф. Этапы разработки системы менеджмента качества Сиб ГТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY8/essmksibgtu.html.
3. Международный стандарт ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества Словарь / Пер. с англ. 2-е издание, 1994-04-01 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ISO.ch.
4. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях/Д.В. Пузанков и др. СПб.: Изд-во СПб ГЭГУ «ЛЭТИ», 2003.
5. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Постановление правительства РФ от 14 июля 2008г. №552 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru.
6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.
7. Факторович А.А. Управление качеством образовательного процесса в современном вузе // Педагогика. 2009..№3.
8. Худин А.Н. Управление устойчивым развитием образовательного процесса в университете: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2008.
9. Шапоренкова Г.А. Интегративно-целевое управление качеством образования: Дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2010.
Об авторе
Фомин Н.В. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ecomvest.bgu@ yandexs.ru