ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
И. Х. КОЧЕСОКОВА
Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД РФ, кандидат экономических наук, доцент, КБР, г. Нальчик, ул. Чеченская, 18;
А. Н. БЖЕДУГОВА
Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД РФ, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета,
КБР, г. Нальчик, ул. Чеченская, 18
В статье рассмотрены проблемы формирования системы информационной поддержки перерабатывающих предприятий регионального АПК.
Ключевые слова: информационная поддержка; система; предприятие; механизм.
Коды классификатора JEL: 016, 018.
В процессе перехода от административно-командной системы к рыночным принципам управления резко возрастает значение информационно-консультационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного производства. Изучение передового опыта убеждает в том, что в период становления рыночных отношений на плаву остаются прежде всего не те хозяйства, которые располагают мощным производственным потенциалом, а предприятия, умеющие точно учитывать конъюнктуру рынка, с максимальной отдачей использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы [1]. Поэтому всем без исключения субъектам регионального АПК необходим оперативный доступ к широкому кругу интересующей их информации, позволяющей обеспечивать им достижение своих экономических целей. Уровень информационного обеспечения самым прямым образом влияет также на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли. По сути, информация должна стать экономической категорией и органично войти в механизм хозяйствования, поскольку на микроуровне она формирует основу, обеспечивающую функционирование рыночной инфраструктуры, а на макроуровне создает необходимые условия для эффективной работы каждого субъекта АПК. Правильное использование информации позволяет товаропроизводителям АПК твердо занять свою рыночную нишу и выбрать наиболее рациональную организацию производства.
Несмотря на некоторый прогресс в вопросах информационного обеспечения агропромышленного комплекса КБР, в целом его уровень нельзя признать соответствующим современным требованиям. Прежде всего, отсутствует ясно выраженный подход в формировании единого информационного пространства, совершенно недостаточен уровень информационной интеграции, не выдерживает критики степень развития телекоммуникаций, по-прежнему отсутствует четкая вертикаль управления.
В этой связи необходим тщательный анализ уже имеющегося мирового опыта по организации информационной деятельности в сельском хозяйстве [27, 39, 41, 45]. Он убедительно свидетельствует не только об ее значимости в повышении эффективности работы сельхозтоваропроизводителей, но и постоянно идущем процессе развития информационных структур. Динамика развития зависит от многих факторов, но в первую очередь от изменений условий среды, развитости инфраструктуры отрасли, степени технической оснащенности, уровня развития экономики, образовательного уровня, характера и традиций сельского населения.
За годы реформ удалось провести коренную структурную перестройку отрасли. После реструктуризации большинство предприятий АПК превратились в независимые от государства хозяйствующие субъекты. Появился новый класс — фермеры, получили развитие личные подсобные хозяйства, начавшие играть заметную роль в обеспечении населения продуктами питания. В заслугу реформ можно отнести изменение психологии сельхозтоваропроизводителей, ставших реальными владельцами средств производства, что предельно обострило чувство ответственности за землю, имущество и конечные результаты труда. В современных условиях четко проявляется осознание руководителями и специалистами хозяйств необходимости изыскания собственных внутренних резервов повышения эффективности производства.
© И. Х. Кочесокова, А. Н. Бжедугова, 2009
ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
Проведенные в Кабардино-Балкарской Республике в 2003-2005 годах опросы 162 респондентов — представителей агропромышленного комплекса региона, которые проходили переобучение в ИПК при КБГСХА, — позволили получить очень ценный материал по оценке ими ситуации в сельском хозяйстве. В частности, они считают, что могут повысить прибыльность своего хозяйства за счет следующих решений:
• усовершенствование ведения хозяйства;
• улучшение сбыта продукции;
• усовершенствование технической базы;
• снижение эксплуатационных расходов.
Соответственно, у этих сельхозтоваропроизводителей возросла тяга к знаниям, нововведениям и информации, они все более активно осваивают принципы маркетинга. В связи с чем их уже не может устраивать только традиционная пассивная, безадресная и бессистемная форма передачи информации. Производитель стал нуждаться в живом общении с квалифицированными консультантами — распространителями знаний в области инноваций, передового опыта, организации производства. Рынок ускорил понимание, что только в тесном сотрудничестве с этими консультантами, сельхозтоваропроизводитель, вынужденный работать в жесткой среде выживания, сможет не только быстро в ней адаптироваться, но и организовать высокорентабельное и конкурентоспособное производство [3].
Проведенные исследования в системе АПК КБР показали, что содержание большого числа специалистов высокой квалификации непосредственно в хозяйстве и их самостоятельное обращение ко всем источникам необходимых сведений требует высоких затрат и приводит к малоэффективному использованию дефицитного ресурса — знаний и навыков специалистов. В связи с чем многие экономисты видят выход из сложившейся ситуации в создании региональных централизованных информационно-консультационных служб (ИКС) для сельских товаропроизводителей.
Актуальность консультационной службы обусловлена рядом причин. Во-первых, изменившиеся социально-экономические условия требуют разработки обоснованной концепции и отлаженного механизма изменения экономической системы общества, и в особенности подсистемы управления производством. Во-вторых, в условиях изобилия информации, отсутствия четко разработанной системы доведения ее до конечного пользователя затруднен выбор правильных решений выхода из кризисного состояния, что предполагает функционирование соответствующих структур. В-третьих, усиление конкуренции, интернационализация и глобализация бизнеса стимулируют поиск дополнительных путей повышения эффективности производства. В-четвертых, в современной экономике, в силу наличия релевантных знаний, а также их непрерывного обновления и роста, решающее значение приобретают образование и наука, что в свою очередь формирует спрос на консультационные услуги.
В мировой сельскохозяйственной практике накоплен большой опыт создания и функционирования подобных организаций. Наибольшее практическое применение это направление получило в странах с развитыми экономическими отношениями: США, Канаде, странах Западной Европы. К примеру, служба рыночных новостей США начала свою работу в 1915 году, Австралии — в 1920-х, Франции — в 1950-х годах. Опыт этих стран может служить ориентиром для российского сельского хозяйства при условии соответствующей адаптации.
Главная роль ИКС — стимулирование темпов сельскохозяйственного развития через повышение скорости процесса познания. Другими словами, ИКС — это служба, которая, обеспечивая товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора решений, способствует успешному ведению производства, помогает анализировать проблемы, повышать ответственность за принимаемые решения.
ИКС работает как трансформирующий орган. С одной стороны, ИКС стимулирует науку на выбор актуальной, необходимой на данный момент научной работы, а с другой — переводит результаты науки с языка ученого на язык практика. Основными целями ИКС становятся повышение уровня знания сельского товаропроизводителя, развитие его аналитического мышления, в случае тупиковой ситуации, умения анализировать проблемы и нужды, формировать запрос в — ИКС, ставить конкретные задачи, решение которых будет способствовать выявлению оптимального экономически выгодного пути, необходимого для повышения жизненного уровня селян. Основная задача ИКС — показать все возможные варианты пути решения проблемы.
Распространение рыночной информации осуществляется главным образом через средства массовой информации, по компьютерным сетям, путем выпуска информационных бюллетеней (вестников, сборников), записи информации о ценах на автоответчики, консультаций по телефону. Региональные службы Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского края наладили регулярный выпуск информационных бюллетеней ИКС. Есть определенные наработки и в Кабардино-Балкарской Республике.
Для обучения навыкам работы в ИКС АПК Институтом повышения квалификации сель-хозработников при КБГСХА совместно с Министерством сельского хозяйства КБР проводится подбор контингента из числа руководителей, специалистов, консультантов аграрной сферы регионального, районного уровней управления, преподавателей региональных информационно-
консультационных служб агропромышленного комплекса. В Центре обучения кадров ИКС АПК, созданном по проекту при Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, было организовано обучение кадров службы. Первый обучающий семинар состоялся в ноябре 1996 года. К настоящему времени проведено 150 семинаров (из них 40 выездных), обучено более 1000 человек. Десятки специалистов новой службы прошли обучение и стажировки в странах, где подобные организации работают много лет (Англия и Шотландия, Германия, Дания, Голландия, США, Канада и другие).
Анализ работы региональных и районных служб ИКС показывает, что число ее пользователей возрастает.
Анализ запросов, поступающих в региональные и районные информационноконсультационные центры, показал, что наибольшее количество консультаций оказано по растениеводству (30 %), животноводству (20 %), бухучету (40 %), ценам, финансам и кредитам (5%), экономике (5 %).
При этом основными пользователями консультационных услуг являются, как крупные хозяйства всех форм собственности (42 %), так и крестьянские (фермерские) хозяйства (28 %). В меньшей степени услугами ИКС пользуются личные подсобные хозяйства и садоводы-огородники (14 %), а также работники органов управления АПК (6 %).
Большая часть объема консультационных услуг, оказываемых разными структурами, выполнена сотрудниками ИПК при КБГСХА (45 %), регионального информационноконсультационного центра (25 %), меньшая часть — органами управления АПК района (20 %). Однако по отдельным районам КБР это распределение значительно отличается. Так, в Прохлад-ненском, Майском, Баксанском районах более 70 % консультаций оказано специалистами районных информационно-консультационных центров. В регионах, где служба организована при органах управления АПК, основной объем работ выполнен специалистами этих организаций.
На сегодняшний день в КБГСХА завершается разработка Региональной целевой программы по развитию ИКС, концепции развития ИКС, внесены соответствующие дополнения в соглашения, заключаемые Минсельхозом КБР с ИПК при сельхозакадемии (КБГСХА), о поддержке деятельности регионального ИКС. Разработано и внесено для утверждения в новой редакции Положение о внебюджетном фонде НИОКР, предусматривающее использование средств фонда на развитие ИКС, разработаны методические рекомендации по созданию и функционированию регионального ИКС, проведена инвентаризация академии, Института повышения квалификации, двух колледжей (Старочеркского аграрного лицея и Прохладненского сельхозтехникума) по их использованию в качестве базы для создания региональных центров ИКС, подготовлены предложения об открытии в вузах кафедр информационных технологий КБГСХА, введении учебных программ по основам организации и функционирования ИКС.
Но, несмотря на положительные тенденции, в деятельности регионального ИКС не решен еще ряд важных проблем:
1. Организационно-правовые — обусловлены неопределенностью статуса ИКС по отношению к органам управления АПК, это ставит вопрос о долговременном финансировании.
2. Финансовые — отсутствие четких положений, определяющих порядок оплаты и категории штата работников ИКС.
3. Кадровые.
По этим причинам происходит постоянное сокращение штатов органов управления сельского хозяйства как на региональном, так и на районном уровне, часть специалистов вынуждена совмещать работу в рамках ИКС с выполнением других обязанностей. Кроме того, не хватает финансовых средств на оплату услуг связи, покупку расходных материалов и так далее.
Рыночные отношения и информация не всегда коррелируют друг с другом. Сокрытие информации, искажение информационного поля может приносить отдельным субъектам рыночных отношений огромные прибыли, но подобные процессы не оказывают влияния на оживление экономики. Отсюда вытекает особая роль государства в создании ИКС. Опыт работы всех систем рыночной информации в странах с развитой рыночной экономикой это доказывает.
Согласно мировому опыту, только после завершения этапа становления часть затрат по функционированию ИКС может возмещаться потребителями информационных услуг. По этой причине в регионах России в настоящее время трудно строить предположения о возможном проценте возмещения затрат на функционирование создаваемой системы доведения информации или его «оптимальном» размере. Точное определение этого возможно только после введения механизма в действие и тщательного изучения полученных результатов.
С нашей точки зрения, оценку стоимости услуг можно произвести, проранжировав анализ запросов, поступающих в региональные и районные информационно-консультационные центры, и на основе этого определить примерный перечень услуг, в которых нуждаются клиенты. В него должны войти вопросы налогообложения, бизнеспланирования, анализа финансовой и производственной деятельности предприятия, налаживания бухгалтерского учета и составления бухгалтерских документов, юридические вопросы, вопросы растениеводства и животноводства. В соответствии с проведенным анализом все услуги, оказываемые ИКС, можно под-
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
разделить на общественно-полезные и платные (договорные), а платные, в свою очередь, — на абонентские и разовые. Определившись с видами услуг и способами предоставления, произвести калькуляцию в зависимости от объема работ, актуальности запроса, количества обращений заказчика. Главное, нельзя вводить полную оплату за все потенциально платные услуги. Нестабильность экономической ситуации в регионе, тяжелое положение многих хозяйств аграрного сектора, консервативное отношение сельскохозяйственных товаропроизводителей ко всем нововведениям и многое другое, могут привести не только к сокращению обращений, но и к полному отторжению системы.
В Старочеркском аграрном лицее на базе Института переподготовки кадров открыта кафедра подготовки менеджеров, основной задачей которых стало умение общаться, объяснять фермерам азы компьютерной грамотности, на конкретных примерах показывать, как и где можно получить интересующую их информацию, тем самым преодолевая проблему психологического барьера между сельхозпроизводителями и информационными, компьютерными технологиями, неприятием инноваций, предлагаемыми наукой и другими разработчиками.
В Прохладненском сельхозтехникуме, принимая во внимание возросшую потребность в кадрах, увеличили количество обучающих семинаров. Если в 2000 году в районе было проведено 8 семинаров, то в 2006 году там было организовано 32 семинара, в том числе в хозяйствах — 17.
Но все это лишь единичные случаи введения подобных инноваций. По оценкам специалистов, общим слабым местом проводимых в настоящее время проектов по реализации ИКС в КБР является отсутствие прочных связей с научно-исследовательскими учреждениями — разработчиками современных технологий как в области собственно сельского хозяйства, так и в области управления, телекоммуникаций, контроля производственных процессов и качества продукции. Что, в свою очередь, привело к отсутствию общепринятой методики оценки эффективности в сфере консультационной деятельности. В связи с этим мы предлагаем использовать системный, комплексный подход при оценке экономической эффективности процесса консультирования в целом.
Эффективность работы информационной консультационной службы можно выразить через набор характеристик, так называемых критериев эффективности, для чего, с нашей точки зрения, выделяем наиболее типичные цели, успешная реализация которых необходима для эффективного функционирования ИКС:
1. Повышение эффективности управления.
— максимальная полнота информации для обеспечения принимаемых решений (отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления);
— представление информации с максимально возможной скоростью (сокращение времени обработки информации; времени, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и ее использовании в управлении);
— максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителем.
2. Эффективное использование ресурсов
— сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие ИКС (суммы капитальных вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ИКС);
— максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных (отношение объемов входной и выходной информации);
— сокращение избыточности информации (доля избыточной информации в общем объеме данных).
В общем виде, экономическая эффективность консультирования включает в себя также следующие критерии оценки:
— рыночные — соответствие предлагаемой стратегии потребностям рынка; вероятность коммерческого успеха; возможный объем продаж; конкурентность рынка и т. д.;
— финансовые — стартовые затраты; потенциальный годовой размер прибыли; срок окупаемости; возможности использования налоговых льгот; инвестиции в производство;
— производственные — новые технологии; доступность и цена сырья, материалов; наличие производственного персонала; необходимость привлечения дополнительных мощностей;
— социальные — улучшение условий труда; изменение количества рабочих мест, сохранение здоровья работников; изменение структуры производственного персонала; повышение интеллектуального уровня и профессионализма работников;
— внешние — правовая обеспеченность; снижение вредного воздействия на окружающую среду; снабжение населения экологически чистой продукцией, воздействие на уровень занятости;
— региональные — степень социально-экономической и политической нестабильности; основные экономические показатели развития; ресурсные возможности региона; климатические условия.
Для определения полезности консультационных разработок, уровня профессиональной подготовки консультанта и степени заинтересованности клиента в консалтинговых услугах
мы предлагаем использовать следующие индикаторы результативности консультационной деятельности:
— степень продуманности цели, вероятных результатов и их соответствие ресурсам, условиям и потенциалу клиента;
— активность и профессионализм консультанта;
— мобильность работы консультанта в изменяющихся условиях;
— привлечение руководителей и специалистов клиента к выполнению работ;
— полнота учета слабых и сильных сторон клиента;
— степень соответствия программы действия и времени на ее реализацию;
— показатель адаптированности выбранных рекомендаций к конкретным условиям;
— процент принятия предложенных рекомендаций;
— степень соответствия результатов консультирования поставленным целям;
— степень вероятности использования консультационной помощи в дальнейшем.
Таким образом, положительный опыт функционирования ИКС заключается уже не только
в повышении общего уровня восприятия изменений в условиях рыночной трансформации экономики, формировании оптимальной структуры отрасли, повышении конкурентоспособности через снижение времени перехода к инновациям, росте социального интеллекта и снижении трансакционных издержек, но и в формировании положительного примера, общего вектора развития регионального АПК, позитивно влияя на оздоровление экономики республики в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. С. 37.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 2003.
3. ТолоконниковИ. Г. Использование информационных технологий // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 4.
4. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Иностранная литература, 1963.
5. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 3-18.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3