Научная статья на тему 'Формирование системы информационной поддержки разнопрофильных предприятий регионального АПК'

Формирование системы информационной поддержки разнопрофильных предприятий регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / СИСТЕМА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочесокова И. Х., Бжедугова А. Н.

В статье рассмотрены проблемы формирования системы информационной поддержки перерабатывающих предприятий регионального АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы информационной поддержки разнопрофильных предприятий регионального АПК»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

И. Х. КОЧЕСОКОВА

Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД РФ, кандидат экономических наук, доцент, КБР, г. Нальчик, ул. Чеченская, 18;

А. Н. БЖЕДУГОВА

Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД РФ, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета,

КБР, г. Нальчик, ул. Чеченская, 18

В статье рассмотрены проблемы формирования системы информационной поддержки перерабатывающих предприятий регионального АПК.

Ключевые слова: информационная поддержка; система; предприятие; механизм.

Коды классификатора JEL: 016, 018.

В процессе перехода от административно-командной системы к рыночным принципам управления резко возрастает значение информационно-консультационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного производства. Изучение передового опыта убеждает в том, что в период становления рыночных отношений на плаву остаются прежде всего не те хозяйства, которые располагают мощным производственным потенциалом, а предприятия, умеющие точно учитывать конъюнктуру рынка, с максимальной отдачей использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы [1]. Поэтому всем без исключения субъектам регионального АПК необходим оперативный доступ к широкому кругу интересующей их информации, позволяющей обеспечивать им достижение своих экономических целей. Уровень информационного обеспечения самым прямым образом влияет также на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли. По сути, информация должна стать экономической категорией и органично войти в механизм хозяйствования, поскольку на микроуровне она формирует основу, обеспечивающую функционирование рыночной инфраструктуры, а на макроуровне создает необходимые условия для эффективной работы каждого субъекта АПК. Правильное использование информации позволяет товаропроизводителям АПК твердо занять свою рыночную нишу и выбрать наиболее рациональную организацию производства.

Несмотря на некоторый прогресс в вопросах информационного обеспечения агропромышленного комплекса КБР, в целом его уровень нельзя признать соответствующим современным требованиям. Прежде всего, отсутствует ясно выраженный подход в формировании единого информационного пространства, совершенно недостаточен уровень информационной интеграции, не выдерживает критики степень развития телекоммуникаций, по-прежнему отсутствует четкая вертикаль управления.

В этой связи необходим тщательный анализ уже имеющегося мирового опыта по организации информационной деятельности в сельском хозяйстве [27, 39, 41, 45]. Он убедительно свидетельствует не только об ее значимости в повышении эффективности работы сельхозтоваропроизводителей, но и постоянно идущем процессе развития информационных структур. Динамика развития зависит от многих факторов, но в первую очередь от изменений условий среды, развитости инфраструктуры отрасли, степени технической оснащенности, уровня развития экономики, образовательного уровня, характера и традиций сельского населения.

За годы реформ удалось провести коренную структурную перестройку отрасли. После реструктуризации большинство предприятий АПК превратились в независимые от государства хозяйствующие субъекты. Появился новый класс — фермеры, получили развитие личные подсобные хозяйства, начавшие играть заметную роль в обеспечении населения продуктами питания. В заслугу реформ можно отнести изменение психологии сельхозтоваропроизводителей, ставших реальными владельцами средств производства, что предельно обострило чувство ответственности за землю, имущество и конечные результаты труда. В современных условиях четко проявляется осознание руководителями и специалистами хозяйств необходимости изыскания собственных внутренних резервов повышения эффективности производства.

© И. Х. Кочесокова, А. Н. Бжедугова, 2009

ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Проведенные в Кабардино-Балкарской Республике в 2003-2005 годах опросы 162 респондентов — представителей агропромышленного комплекса региона, которые проходили переобучение в ИПК при КБГСХА, — позволили получить очень ценный материал по оценке ими ситуации в сельском хозяйстве. В частности, они считают, что могут повысить прибыльность своего хозяйства за счет следующих решений:

• усовершенствование ведения хозяйства;

• улучшение сбыта продукции;

• усовершенствование технической базы;

• снижение эксплуатационных расходов.

Соответственно, у этих сельхозтоваропроизводителей возросла тяга к знаниям, нововведениям и информации, они все более активно осваивают принципы маркетинга. В связи с чем их уже не может устраивать только традиционная пассивная, безадресная и бессистемная форма передачи информации. Производитель стал нуждаться в живом общении с квалифицированными консультантами — распространителями знаний в области инноваций, передового опыта, организации производства. Рынок ускорил понимание, что только в тесном сотрудничестве с этими консультантами, сельхозтоваропроизводитель, вынужденный работать в жесткой среде выживания, сможет не только быстро в ней адаптироваться, но и организовать высокорентабельное и конкурентоспособное производство [3].

Проведенные исследования в системе АПК КБР показали, что содержание большого числа специалистов высокой квалификации непосредственно в хозяйстве и их самостоятельное обращение ко всем источникам необходимых сведений требует высоких затрат и приводит к малоэффективному использованию дефицитного ресурса — знаний и навыков специалистов. В связи с чем многие экономисты видят выход из сложившейся ситуации в создании региональных централизованных информационно-консультационных служб (ИКС) для сельских товаропроизводителей.

Актуальность консультационной службы обусловлена рядом причин. Во-первых, изменившиеся социально-экономические условия требуют разработки обоснованной концепции и отлаженного механизма изменения экономической системы общества, и в особенности подсистемы управления производством. Во-вторых, в условиях изобилия информации, отсутствия четко разработанной системы доведения ее до конечного пользователя затруднен выбор правильных решений выхода из кризисного состояния, что предполагает функционирование соответствующих структур. В-третьих, усиление конкуренции, интернационализация и глобализация бизнеса стимулируют поиск дополнительных путей повышения эффективности производства. В-четвертых, в современной экономике, в силу наличия релевантных знаний, а также их непрерывного обновления и роста, решающее значение приобретают образование и наука, что в свою очередь формирует спрос на консультационные услуги.

В мировой сельскохозяйственной практике накоплен большой опыт создания и функционирования подобных организаций. Наибольшее практическое применение это направление получило в странах с развитыми экономическими отношениями: США, Канаде, странах Западной Европы. К примеру, служба рыночных новостей США начала свою работу в 1915 году, Австралии — в 1920-х, Франции — в 1950-х годах. Опыт этих стран может служить ориентиром для российского сельского хозяйства при условии соответствующей адаптации.

Главная роль ИКС — стимулирование темпов сельскохозяйственного развития через повышение скорости процесса познания. Другими словами, ИКС — это служба, которая, обеспечивая товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора решений, способствует успешному ведению производства, помогает анализировать проблемы, повышать ответственность за принимаемые решения.

ИКС работает как трансформирующий орган. С одной стороны, ИКС стимулирует науку на выбор актуальной, необходимой на данный момент научной работы, а с другой — переводит результаты науки с языка ученого на язык практика. Основными целями ИКС становятся повышение уровня знания сельского товаропроизводителя, развитие его аналитического мышления, в случае тупиковой ситуации, умения анализировать проблемы и нужды, формировать запрос в — ИКС, ставить конкретные задачи, решение которых будет способствовать выявлению оптимального экономически выгодного пути, необходимого для повышения жизненного уровня селян. Основная задача ИКС — показать все возможные варианты пути решения проблемы.

Распространение рыночной информации осуществляется главным образом через средства массовой информации, по компьютерным сетям, путем выпуска информационных бюллетеней (вестников, сборников), записи информации о ценах на автоответчики, консультаций по телефону. Региональные службы Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского края наладили регулярный выпуск информационных бюллетеней ИКС. Есть определенные наработки и в Кабардино-Балкарской Республике.

Для обучения навыкам работы в ИКС АПК Институтом повышения квалификации сель-хозработников при КБГСХА совместно с Министерством сельского хозяйства КБР проводится подбор контингента из числа руководителей, специалистов, консультантов аграрной сферы регионального, районного уровней управления, преподавателей региональных информационно-

консультационных служб агропромышленного комплекса. В Центре обучения кадров ИКС АПК, созданном по проекту при Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, было организовано обучение кадров службы. Первый обучающий семинар состоялся в ноябре 1996 года. К настоящему времени проведено 150 семинаров (из них 40 выездных), обучено более 1000 человек. Десятки специалистов новой службы прошли обучение и стажировки в странах, где подобные организации работают много лет (Англия и Шотландия, Германия, Дания, Голландия, США, Канада и другие).

Анализ работы региональных и районных служб ИКС показывает, что число ее пользователей возрастает.

Анализ запросов, поступающих в региональные и районные информационноконсультационные центры, показал, что наибольшее количество консультаций оказано по растениеводству (30 %), животноводству (20 %), бухучету (40 %), ценам, финансам и кредитам (5%), экономике (5 %).

При этом основными пользователями консультационных услуг являются, как крупные хозяйства всех форм собственности (42 %), так и крестьянские (фермерские) хозяйства (28 %). В меньшей степени услугами ИКС пользуются личные подсобные хозяйства и садоводы-огородники (14 %), а также работники органов управления АПК (6 %).

Большая часть объема консультационных услуг, оказываемых разными структурами, выполнена сотрудниками ИПК при КБГСХА (45 %), регионального информационноконсультационного центра (25 %), меньшая часть — органами управления АПК района (20 %). Однако по отдельным районам КБР это распределение значительно отличается. Так, в Прохлад-ненском, Майском, Баксанском районах более 70 % консультаций оказано специалистами районных информационно-консультационных центров. В регионах, где служба организована при органах управления АПК, основной объем работ выполнен специалистами этих организаций.

На сегодняшний день в КБГСХА завершается разработка Региональной целевой программы по развитию ИКС, концепции развития ИКС, внесены соответствующие дополнения в соглашения, заключаемые Минсельхозом КБР с ИПК при сельхозакадемии (КБГСХА), о поддержке деятельности регионального ИКС. Разработано и внесено для утверждения в новой редакции Положение о внебюджетном фонде НИОКР, предусматривающее использование средств фонда на развитие ИКС, разработаны методические рекомендации по созданию и функционированию регионального ИКС, проведена инвентаризация академии, Института повышения квалификации, двух колледжей (Старочеркского аграрного лицея и Прохладненского сельхозтехникума) по их использованию в качестве базы для создания региональных центров ИКС, подготовлены предложения об открытии в вузах кафедр информационных технологий КБГСХА, введении учебных программ по основам организации и функционирования ИКС.

Но, несмотря на положительные тенденции, в деятельности регионального ИКС не решен еще ряд важных проблем:

1. Организационно-правовые — обусловлены неопределенностью статуса ИКС по отношению к органам управления АПК, это ставит вопрос о долговременном финансировании.

2. Финансовые — отсутствие четких положений, определяющих порядок оплаты и категории штата работников ИКС.

3. Кадровые.

По этим причинам происходит постоянное сокращение штатов органов управления сельского хозяйства как на региональном, так и на районном уровне, часть специалистов вынуждена совмещать работу в рамках ИКС с выполнением других обязанностей. Кроме того, не хватает финансовых средств на оплату услуг связи, покупку расходных материалов и так далее.

Рыночные отношения и информация не всегда коррелируют друг с другом. Сокрытие информации, искажение информационного поля может приносить отдельным субъектам рыночных отношений огромные прибыли, но подобные процессы не оказывают влияния на оживление экономики. Отсюда вытекает особая роль государства в создании ИКС. Опыт работы всех систем рыночной информации в странах с развитой рыночной экономикой это доказывает.

Согласно мировому опыту, только после завершения этапа становления часть затрат по функционированию ИКС может возмещаться потребителями информационных услуг. По этой причине в регионах России в настоящее время трудно строить предположения о возможном проценте возмещения затрат на функционирование создаваемой системы доведения информации или его «оптимальном» размере. Точное определение этого возможно только после введения механизма в действие и тщательного изучения полученных результатов.

С нашей точки зрения, оценку стоимости услуг можно произвести, проранжировав анализ запросов, поступающих в региональные и районные информационно-консультационные центры, и на основе этого определить примерный перечень услуг, в которых нуждаются клиенты. В него должны войти вопросы налогообложения, бизнеспланирования, анализа финансовой и производственной деятельности предприятия, налаживания бухгалтерского учета и составления бухгалтерских документов, юридические вопросы, вопросы растениеводства и животноводства. В соответствии с проведенным анализом все услуги, оказываемые ИКС, можно под-

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

разделить на общественно-полезные и платные (договорные), а платные, в свою очередь, — на абонентские и разовые. Определившись с видами услуг и способами предоставления, произвести калькуляцию в зависимости от объема работ, актуальности запроса, количества обращений заказчика. Главное, нельзя вводить полную оплату за все потенциально платные услуги. Нестабильность экономической ситуации в регионе, тяжелое положение многих хозяйств аграрного сектора, консервативное отношение сельскохозяйственных товаропроизводителей ко всем нововведениям и многое другое, могут привести не только к сокращению обращений, но и к полному отторжению системы.

В Старочеркском аграрном лицее на базе Института переподготовки кадров открыта кафедра подготовки менеджеров, основной задачей которых стало умение общаться, объяснять фермерам азы компьютерной грамотности, на конкретных примерах показывать, как и где можно получить интересующую их информацию, тем самым преодолевая проблему психологического барьера между сельхозпроизводителями и информационными, компьютерными технологиями, неприятием инноваций, предлагаемыми наукой и другими разработчиками.

В Прохладненском сельхозтехникуме, принимая во внимание возросшую потребность в кадрах, увеличили количество обучающих семинаров. Если в 2000 году в районе было проведено 8 семинаров, то в 2006 году там было организовано 32 семинара, в том числе в хозяйствах — 17.

Но все это лишь единичные случаи введения подобных инноваций. По оценкам специалистов, общим слабым местом проводимых в настоящее время проектов по реализации ИКС в КБР является отсутствие прочных связей с научно-исследовательскими учреждениями — разработчиками современных технологий как в области собственно сельского хозяйства, так и в области управления, телекоммуникаций, контроля производственных процессов и качества продукции. Что, в свою очередь, привело к отсутствию общепринятой методики оценки эффективности в сфере консультационной деятельности. В связи с этим мы предлагаем использовать системный, комплексный подход при оценке экономической эффективности процесса консультирования в целом.

Эффективность работы информационной консультационной службы можно выразить через набор характеристик, так называемых критериев эффективности, для чего, с нашей точки зрения, выделяем наиболее типичные цели, успешная реализация которых необходима для эффективного функционирования ИКС:

1. Повышение эффективности управления.

— максимальная полнота информации для обеспечения принимаемых решений (отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления);

— представление информации с максимально возможной скоростью (сокращение времени обработки информации; времени, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и ее использовании в управлении);

— максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителем.

2. Эффективное использование ресурсов

— сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие ИКС (суммы капитальных вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ИКС);

— максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных (отношение объемов входной и выходной информации);

— сокращение избыточности информации (доля избыточной информации в общем объеме данных).

В общем виде, экономическая эффективность консультирования включает в себя также следующие критерии оценки:

— рыночные — соответствие предлагаемой стратегии потребностям рынка; вероятность коммерческого успеха; возможный объем продаж; конкурентность рынка и т. д.;

— финансовые — стартовые затраты; потенциальный годовой размер прибыли; срок окупаемости; возможности использования налоговых льгот; инвестиции в производство;

— производственные — новые технологии; доступность и цена сырья, материалов; наличие производственного персонала; необходимость привлечения дополнительных мощностей;

— социальные — улучшение условий труда; изменение количества рабочих мест, сохранение здоровья работников; изменение структуры производственного персонала; повышение интеллектуального уровня и профессионализма работников;

— внешние — правовая обеспеченность; снижение вредного воздействия на окружающую среду; снабжение населения экологически чистой продукцией, воздействие на уровень занятости;

— региональные — степень социально-экономической и политической нестабильности; основные экономические показатели развития; ресурсные возможности региона; климатические условия.

Для определения полезности консультационных разработок, уровня профессиональной подготовки консультанта и степени заинтересованности клиента в консалтинговых услугах

мы предлагаем использовать следующие индикаторы результативности консультационной деятельности:

— степень продуманности цели, вероятных результатов и их соответствие ресурсам, условиям и потенциалу клиента;

— активность и профессионализм консультанта;

— мобильность работы консультанта в изменяющихся условиях;

— привлечение руководителей и специалистов клиента к выполнению работ;

— полнота учета слабых и сильных сторон клиента;

— степень соответствия программы действия и времени на ее реализацию;

— показатель адаптированности выбранных рекомендаций к конкретным условиям;

— процент принятия предложенных рекомендаций;

— степень соответствия результатов консультирования поставленным целям;

— степень вероятности использования консультационной помощи в дальнейшем.

Таким образом, положительный опыт функционирования ИКС заключается уже не только

в повышении общего уровня восприятия изменений в условиях рыночной трансформации экономики, формировании оптимальной структуры отрасли, повышении конкурентоспособности через снижение времени перехода к инновациям, росте социального интеллекта и снижении трансакционных издержек, но и в формировании положительного примера, общего вектора развития регионального АПК, позитивно влияя на оздоровление экономики республики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. С. 37.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 2003.

3. ТолоконниковИ. Г. Использование информационных технологий // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 4.

4. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Иностранная литература, 1963.

5. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 3-18.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.