ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР АПК
И. Т. ДЗАГОЕВА
Горский государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, докторант РСО-А, г. Владикавказ, ул. Крова, 37
В статье рассмотрены проблемы регионального агропромышленного комплекса. Даны методические подходы к разработке стратегии адаптации и взаимодействия интегрированных структур АПК.
Ключевые слова: стратегия; адаптация; взаимодействие; интеграция; структура; регион; производственный комплекс.
Коды классификатора JEL: Q13, Q16.
Сельскохозяйственные товаропроизводители регионов ЮФО, и в частности РСО-Алания, не имеют в настоящее время достаточных ресурсов для создания новых крупных и средних предприятий и приобретения пакетов акций или долей в действующих крупных и средних предприятиях, так как концентрация капитала в аграрном секторе невысока. Аграрный капитал используется в основном для создания и управления малыми предприятиями и торговлей. Вместе с тем формирующийся крупный торговый и производственный капитал в России составляет реальную угрозу для мелкого производства и торговой сети сельхозтоваропроизводителей, которые имеют возможность снизить издержки и цены до уровня, составляющего конкуренцию крупному капиталу на местном рынке. Но в то же время организация переработки сельскохозяйственной продукции и развитие торговли нуждаются в формировании таких финансовокредитных институтов, которые позволили бы развивать заключительные сферы производства конечной продукции на современном уровне [1].
Различия интегрированных структур по формам собственности, методам и органам управления не меняют их поведение, направленного на обеспечение экономически выгодного сотрудничества всем участникам интегрированного формирования. Уже накоплен достаточный опыт для разработки моделей агропромышленных формирований различных типов, гарантирующих их участникам эффективные экономические взаимоотношения [7].
Основной принцип создания финансово-агропромышленных групп в соответствии с нормативными документами — добровольность объединения в интегрированные формирования. В числе других позитивных аспектов, которые могут быть реализованы в рамках финансовоагропромышленных групп, — возможности консолидированного приложения акционерного капитала группы для реконструкции предприятий переработки, формирования инфраструктуры и других целей.
Финансово-агропромышленные группы имеют ряд льгот. Для интегрированных формирований предусмотрена консолидированная выплата налогов, что позволяет значительно снижать себестоимость конечной продукции. Эта мера предполагает не сокращение налогов, а такое изменение механизма налогообложения, которое стимулировало бы инвестиционный процесс и экономический рост, позволило бы наращивать налогооблагаемую базу и тем самым компенсировать снижение уровня отдельных налогов. Участники финансово-агропромышленных групп имеют право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений. Допускается ускоренная амортизация основных фондов участников финансово-агропромышленных групп в случае направления амортизационных средств на инвестиции. Проведение ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов участников финансово-агропромышленных групп и задействование таких прогрессивных форм банковского финансирования, как лизинг промышленного оборудования, позволяет ускорить обновление основных производственных мощностей, внедрять безотходные и малоотходные прогрессивные технологии, увеличить выпуск конечной продукции и добавленной стоимости [3].
Государство гарантирует финансово-агропромышленным группам государственные гарантии для привлечения различного рода инвестиций, в том числе инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки. Банкам-участникам группы дано право снижать нормы обязательного резервирования и изменять некоторые другие нормативы, чтобы повысить их инвестиционные ресурсы.
© И. Т. Дзагоева, 2009
Стимулирование развития вертикально интегрированных структур в агропродоволь-ственном комплексе с учетом специфики аграрной сферы обусловлено складывающимися условиями формирования федерального и региональных бюджетов, снижением финансовой поддержки агропродовольственного комплекса государством. Первоочередные меры в связи с этим следовало бы осуществить в сфере совершенствования организационно-правовой основы функционирования интегрированных производств. Основными направлениями формирования финансово-агропромышленных групп в агропродовольственном комплексе может быть возможность передачи в доверительное управление федеральным и региональным хозяйственным объединениям сельскохозяйственных товаропроизводителей пакетов акций предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей и находящихся в федеральной собственности. Целесообразно разрешить кредитование сельскохозяйственных предприятий под залог ценных бумаг.
Основой стратегии государственного регулирования агропродовольственного сектора должно стать активное участие государства в рыночных процессах не только как регулятора, но и как собственника — субъекта рыночных отношений. Рынок не в состоянии формировать долгосрочные приоритеты развития, поэтому выработку стратегии роста и приоритетов аграрной политики в большинстве развитых стран берет на себя государство [8].
Практика показывает, что федеральные и региональные государственные органы управления в России активно участвуют в формировании интегрированных структур, ориентированных на конечного потребителя. Система государственной поддержки интегрированных структур должна включать порядок получения соответствующего статуса и определяемых им льгот.
Представляется, что на данном этапе хозяйственного развития следует использовать индивидуальный подход к предоставлению интегрированным структурам в агропродовольствен-ном комплексе официального статуса. Это позволит исключить распространение льгот и привилегий интегрированных структур, обеспечивающих решение реальных экономических и социальных проблем, на организации, создаваемые формально или фиктивно.
В числе мер по развитию финансовой составляющей интегрированных структур в агропро-довольственном комплексе важно принять положение о создании интегрированными структурами расчетно-кассовых центров, которые бы осуществляли обслуживание счетов участников этих структур, а при соблюдении специальных нормативов или наличии гарантий могли бы осуществлять кредитование своих учредителей при условии применения к ним пониженных требований по нормам резервирования и величине уставного капитала.
Целью развития инфраструктуры республики является создание системы предприятий, служб и условий их функционирования, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между структурными элементами АПК республики и способствующих свободному передвижению товаров. Производственная инфраструктура республики является важным стимулирующим и резервным звеном АПК. Каждый район республики, даже при отсутствии на нем формального интеграционного формирования, можно рассматривать как единую производственную, экономическую и социальную систему, связующим элементом которой являются предприятия производственной инфраструктуры.
Анализ причин аграрного кризиса в РСО-Алания показал, что недостаточно только преобразования форм собственности, обязательными условиями восстановления АПК являются:
• восстановление управления АПК, как целостной структуры;
• рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств различных форм собственности;
• реформирование особенно крупных коллективных хозяйств;
• развитие кооперативных форм хозяйствования;
• реформирование неплатежеспособных предприятий в соответствии с интересами республики;
• развитие интеграционных процессов;
• разработка системы информационного обеспечения участников местного товарного рынка;
• проведение в жизнь технической политики, учитывающей экономическое положение участников местного рынка, состояние машинного парка, ремонтной базы и т. п.;
• создание машинно-технологических станций;
• создание кредитных кооперативов;
• совершенствование службы защиты растений;
• формирование сети цивилизованных посреднических организаций складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, хранение и продвижение товаров с минимальными затратами.
Представляется важным рассмотреть возможности реализации методов реформирования аграрного производства, исходя из вышеназванных направлений. Предлагаемая автором концепция совершенствования региональной производственной инфраструктуры будет учитывать вышеназванные условия. Ее основой будет рыночная система управления экономикой АПК,
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
142
И. Т. ДЗАГОЕВА
которая позволит обеспечить функционирование всего АПК без сбоев. Основу управления производственной инфраструктурой должно составлять гибкое стратегическое управление [2].
Особую необходимость вызывает корректировка аграрной политики на республиканском уровне, необходимо разработать механизм государственного и муниципального регулирования, совершенствовать кредитно-финансовую систему, налаживать управление государственной собственностью, а также развивать рыночную инфраструктуру и практически осуществлять курс на интеграцию в отраслях АПК. На современном этапе развития республиканского АПК можно достичь лишь через эффективное управление на всех уровнях. Сегодня не приходится рассчитывать на помощь извне, а внутриотраслевых накоплений в АПК республики нет [1].
Необходимо разработать научно-обоснованный механизм экономических отношений, обеспечивающий развитие кооперации и интеграции агропромышленного производства в рамках республиканского АПК. Управление на уровне органов власти должно осуществляться на уровне проектов, цель которых — создать благоприятный экономический климат на территории, который должен быть основан на доверительном управлении, аренде, а также на кооперации и интеграции предприятий. Развитие кооперации в сфере сбыта, снабжения и обслуживания является действенным фактором повышения ее эффективности.
Система управления должна основываться на индикативном планировании, а жесткая процедура планирования должна осуществляться в отношении государственного сектора и муниципальных предприятий. Политика протекционизма должна иметь такую количественную форму, чтобы поддерживать такое соотношение затрат и получаемых выгод, при котором затраты не превышали бы размера получаемых выгод. Поддержка должна направляться преимущественно в те аграрные предприятия, которые способны ответить на нее дополнительной конкурентоспособной продукцией. При этом кредитование в сельскохозяйственном производстве РСО-Алания должно быть только целевым и находиться под строгим контролем, необходимо исключить практику списания полученных ссуд.
В связи с отсутствием удовлетворительной законодательной базы и достаточных знаний о практике функционирования кооперативных форм экономической деятельности, а также в связи со спецификой местных условий создание кредитного кооператива потребует времени, а самое главное инициативы и заинтересованности «снизу». Работа по созданию кредитного кооператива может начаться только при наличии лидера, который может возглавить организационную работу. Реально в роли инициатора и организатора процесса создания кредитного кооператива должны выступать органы власти. Обязательным условием существования сельскохозяйственных кооперативов является участие в аудиторском союзе. В условиях формирующегося кооперативного движения необходимо создание аудиторского союза, который будет осуществлять координацию деятельности входящих в него кооперативов, а также обеспечивать сельхозтоваропроизводителей комплексом консультационных услуг по бухгалтерским, правовым и другим вопросам.
Обновление машинно-технологического парка в республике практически не осуществляется, рост цен на машины и запчасти превышает темпы роста цен на сельхозпродукцию, из сферы ремонта ушло около 70 % квалифицированных ремонтников. В республике целесообразно иметь ремонтное специализированное предприятие, на котором можно организовать достаточно сложные процессы восстановления деталей узлов и машин с максимально приближенными к техническим условиям на их ремонт параметрами. Ремонт техники на специализированных ремонтных предприятиях необходимо организовать без обезличивания деталей в приработавшихся сопряжениях, что позволит более полно использовать моторесурсы. Обновление базы технического сервиса на специализированных ремонтных предприятиях должно стать приоритетным направлением, так как возникла необходимость в обновлении активной части основных производственных фондов ремонтно-обслуживающих производств. Создание управляемой и организованной системы технического сервиса особенно необходимо в настоящий момент времени. Приоритетным направлением машиностроительного производства является модернизация стареющей техники (замена топливной аппаратуры, гидронасосов).
В связи с тем, что сельское хозяйство республики в настоящее время неудовлетворительно обеспечено машино-тракторным парком и сельхозинвентарем, в каждом районе РСО-Алания необходимо создать машинно-технологические станции (МТС), которые на договорной основе обслуживали бы потребности вновь образованных многочисленных сельскохозяйственных предприятий республики с различными формами собственности. Создание машиннотехнологических станций — один из способов обеспечения потребностей сельхозтоваропроизводителей машинами. В основу деятельности МТС должен быть положен принцип интеграции сельскохозяйственной техники и обслуживающего ее персонала в рамках специализированных предприятий. Интеграция позволит оптимально загрузить высокопроизводительную технику и за счет этого снизить на 20-30 % затраты на технологических операциях. При этом базовой основой создаваемых МТС могут стать бывшие предприятия сельхозтехники, укомплектованные в начальном периоде своей деятельности тракторами, комбайнами и сельхозинвентарем. Деятельность будущих МТС должна вестись под руководством и строгим контролем глав районных администраций и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания.
В связи с увеличением объемов поверхностной обработки почвы, уменьшением поголовья скота и недостатков в технологии протравливания посевного материала фитосанитарное состояние угодий и почв постепенно ухудшается. Землепользователи не осуществляют защитных мероприятий из-за отсутствия средств, специалистов и специальной техники. В связи с этим станциям защиты растений необходимо не только использовать современные методы диагностики, но и повышать ответственность землепользователей за фитосанитарную обработку на их землях, так как защитные мероприятия на землях мелких землепользователей практически не осуществляются.
В настоящее время в республике отсутствует четкая и полная система нормативных документов, направленных на развитие товарно-денежных отношений, а также наблюдается отсутствие правовых основ для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многим покупателям и торговым посредникам очень сложно получить объективную и полную информацию о спросе и предложении на товары, о ценах и условиях поставки.
Роль информации в инфраструктуре переоценить невозможно, каждый заинтересованный покупатель должен получать информацию о конкурентоспособной продукции региона, что позволит обеспечить серьезное преимущество перед конкурентами. С этой целью необходимо развивать и совершенствовать информационно-консультационную службу в АПК. При этом необходимо отработать связи с сельскими товаропроизводителями, формировать заказы для науки. За счет возможности своевременно и в полном объеме получать информацию улучшится качество принимаемых решений, что позволит более динамично развивать производство сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции. Потребность в помощи консультанта возникает, когда ухудшаются экономические показатели или возникает вопрос о банкротстве, эти проблемы можно решить, используя знания и информацию консультационной службы. Особенно актуальным видится вопрос о пересмотре процедуры банкротства сельхозпредприятий. Необходимо использовать санацию, что даст возможность подобрать наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бецуков А. Х. Методологические основы формирования механизма функционирования инновационного процесса // Экономический вестник Ростовского госуниверситета. 2007. № 4. С. 56-64.
2. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев. Наукова думка, 1990.
3. Господарчук Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Крепкий Л. М. Регулирование экономических циклов. М.: Экономика, 2008.
5. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива : пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
6. Немчинов B. C. Избранные произведения. Т. 3. М.: Наука. 1991.
7. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (ХУШ-ХХ вв.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.
8. Черняков Б. Аграрный сектор США на рубеже веков // АПК: экономика и управление. 2000. № 7. С. 50-56.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3